Научная статья на тему 'Особенности формирования антикоррупционного мышления у курсантов ведомственного вуза'

Особенности формирования антикоррупционного мышления у курсантов ведомственного вуза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL ETHIC / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ANTI-CORRUPTION EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарцова Юлия Львовна

Статья посвящена анализу основных проявлений коррупционного поведения в уголовно-исполнительной системе, приведены статистические данные о коррупции в УИС, предложены способы формирования антикоррупционного мышления у курсантов ведомственного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бондарцова Юлия Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF FORMATION OF ANTICORRUPTION THINKING OF FUTURE PENAL OFFICERS

The article is devoted to the corruption behavior analysis in penal system. The statistics concerning penal system corruption as well as methods of formation of anticorruption thinking among cadets are given in this article.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования антикоррупционного мышления у курсантов ведомственного вуза»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

© 2014 Ю. Л. Бондарцова

Аннотация. Статья посвящена анализу основных проявлений коррупционного поведения в уголовно-исполнительной системе, приведены статистические данные о коррупции в УИС, предложены способы формирования антикоррупционного мышления у курсантов ведомственного вуза.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное поведение, профессиональная этика, правовое сознание, антикоррупционное образование.

THE PECULIARITIES OF FORMATION OF ANTICORRUPTION THINKING

OF FUTURE PENAL OFFICERS

© 2014 Y. Bondartsova

Summary. The article is devoted to the corruption behavior analysis in penal system. The statistics concerning penal system corruption as well as methods of formation of anticorruption thinking among cadets are given in this article.

Keywords: corruption, anticorruption behavior, professional ethic, legal consciousness, anticorruption education.

В Приказе №5 от 11 января 2012 г. «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы», принятого Федеральной службой исполнения наказаний, излагаются нормы поведения государственных служащих.

В ст. 9 данного Приказа1 обозначено, что подчиненные, сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие не должны допускать в своей деятельности «коррупционно опасного поведения». В ст. 10 предусмотрены обязанности руководителя.

Ранее в Приказе №240, утвержденном ФСИН России 24 мая 2010 г., были изложены принципы антикоррупционного поведения. В частности, отмечалось, что «коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации»2. Более того, сотрудник обязан «не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, не принимать подношений за действия в качестве должностного лица (получение ненадлежащей выгоды)». Также в Приказе предусмотрено формирование «у сотрудника навыков антикоррупционного поведения», то есть «сознательное возложение на себя моральных обязательств, ограничений и запретов»3.

Проведенные сотрудниками Вологодского института права и экономики ФСИН России В. В. Волковой и Б. В. Ильиным исследования показали, что в УИС растет число правонарушений среди личного состава: количество уголовных дел, возбужденных против сотрудников УИС, за последние 8 лет выросло в восемь раз. Среди них: преступления, связанные с наркотиками (ст. 228 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (п.п. 1, 2 ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)4.

Результаты проведенного В. Д. Крачуном опроса практических работников исправительных учреждений показали, что на территорию исправительных учреждений доставляют, передают осужденным запрещенные предметы следующие лица: вольнонаемные со-

трудники ИУ - 28,0 %; родственники и знакомые осужденных - 25,1 %; осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя, - 11,6 %; иные граждане, имеющие доступ в ИУ - 5,3 %; аттестованные сотрудники - 38,4 %. Как видим, большинство нарушений совершается вольнонаемными и аттестованными сотрудниками5. Исследователи отмечают также, что для коррупционных преступлений характерен высокий уровень латентности, то есть реальный масштаб коррупционных деяний значительно выше.

Отметим, что в УИС ведется непрерывная работа по преодолению коррупционных явлений в рамках национального плана противодействия коррупции. Профилактика антикоррупционного поведения должна начинаться на стадии формирования будущего офицера УИС, то есть еще в учебном заведении.

Мы полагаем, что на сегодняшний день актуальны тенденции антикоррупционного образования, который является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства; антикоррупционное образование реализуется в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся.

Коррупция (от лат. еоггишреге - «растлевать») - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Очевидно, что коррупционное поведение может допускать как руководитель, так и служащий.

Видами коррупционно опасного поведения руководителя являются: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство), а также злоупотребление служебным положением6.

Протекционизм представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды.

Фаворитизм выражается в демонстративном приближении к себе своих любимцев; показном делегировании им тех или иных полномочий, не соответствующих статусу; незаслуженном выдвижении их по службе и поощрении, награждении; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам.

Непотизм (кумовство) является моральным покровительством руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности в органах внутренних дел производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю.

Злоупотребление властью (служебным положением) сотрудником органов внутренних дел есть умышленное использование своих должностных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

Все перечисленные явления: протекционизм, фаворитизм, непотизм при подборе, расстановке, обучении, воспитании кадров, как и иное злоупотребление властью (служебным положением) со стороны руководителя, - несовместимы с принципами и нормами профессиональной этики.

Приведем типы коррупционных правонарушений сотрудников правоохранительных органов7:

1) коррупция служебных полномочий - сотрудник ПО получает материальные ценности и преимущества (бесплатные угощения, различные виды услуг), не нарушая при этом требования закона;

2) прием подачек - принятие товаров, сервиса или денег от частных лиц или компаний за создание благоприятных условий для их бизнеса;

3) ситуационные кражи - кража вещей у арестованных, заключенных под стражу, осужденных;

4) взяточничество - принятие взятки за невыполнение служебных обязанностей;

5) протежирование незаконной деятельности - прикрытие и протежирование лиц, без которых тот или иной вид нелегального бизнеса не может функционировать стабильно;

6) «решение вопросов» в исправительном учреждении, которые связаны с нарушением статей УИК РФ;

7) непосредственная криминальная активность - совершение преступлений против личности или собственности по корыстным мотивам;

8) система внутреннего взяточничества - купля-продажа служебных привилегий (отпуск в летнее время, удобный график работы, продвижение по службе, внеочередное получение звания);

9) подтасовка - фальсификация и подтасовка улик, подбрасывание вещественных доказательств во время обыска.

Морально-этические принципы сотрудников ФСИН России, изложенные в приказе № 240, содержат следующие принципы антикоррупционного поведения: нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения8.

Антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении государственного служащего, содержащая конфликт интересов9.

Сотрудник ФСИН России в своей служебной деятельности обязан соблюдать следующие принципы10:

- не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, не принимать подношений за действия в качестве должностного лица (получение ненадлежащей выгоды);

- предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий;

- формировать навыки антикоррупционного поведения, то есть сотрудник сознательно возлагает на себя моральные обязательства, ограничения и запреты, которые противоречат Кодексу профессиональной этики, нормативным актам, регламентирующим служебную деятельность, и связаны с нарушением законов РФ.

Антикоррупционное мировоззрение у сотрудников правоохранительных органов должно складываться до того, как вчерашний курсант поступает в качестве специалиста на государственную службу. В связи с этим актуальны идеи антикоррупционного образования для формирования морального мышления и морального сознания у курсантов и слушателей еще в период обучения в ведомственном вузе. По нашему мнению, для ведомственных вузов важна идея антикоррупционного образования.

Антикоррупционное образование11 является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения и мышления, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся. Особенно это важно для формирования антикоррупционного мышления и поведения будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Цель антикоррупционного образования12 - формирование антикоррупционного мышления, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.

Формирование антикоррупционного мышления курсантов и слушателей предполагает решение ряда задач:

- дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;

- научиться распознавать коррупцию;

- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

- сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

- изучить приказы и нормативные акты, в которых излагаются принципы антикоррупционного поведения сотрудника правоохранительных органов;

- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

- сформировать нетерпимость к проявлениям коррупции;

- продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;

- сформировать основы правовой грамотности.

Таким образом, основная цель антикоррупционного образования - формирование социальной компетентности, в узком смысле слова - формирование антикоррупционной компетентности.

Компетентность при этом мы рассматриваем как многокомпонентный феномен, включающий: готовность к проявлению компетентности; владение знанием содержания компетентности; опыт проявления компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях; ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности; эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

В основе антикоррупционного образования находятся следующие базовые принципы:

1. Преодоление правового нигилизма. Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни каждого гражданина. В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры курсантов и слушателей, в частности, в сфере антикоррупционного законодательства.

2. Информирование курсантов и слушателей о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, экономического феномена, политического феномена, элемента культуры данного общества, нравственной болезни общества. Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.

3. Формирование осознанного восприятия/отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняет власть и общество от коррупции. В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить. Поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России - воспитывать в подрастающем поколении нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать в обществе устойчивую отрицательную оценку коррупции.

4. Освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией. Создание антикоррупционного стандарта поведения. У курсантов и слушателей должно не только доминировать мнение о коррупционном поведении как о поведении, неприемлемом ни при каких условиях, но и должны быть практические деятельностные навыки такого поведения в конкретных жизненных ситуациях. Причем противодействие коррупции должно носить не только пассивный характер: «не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях», но и активный: «борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обществе».

5. Антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону - это важное направление реализации Национального плана противодействия коррупции.

6. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию и искать пути преодоления проявлений коррупции.

Ожидаемый результат - сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая желает и способна устранить коррупцию.

1 Приказ ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы».

2 Приказ № 240 ФСИН России от 24 мая 2010 г.

3 Там же.

4 Основы противодействия коррупции. - М., 2000. - С. 23.

5 Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. - М., 2004. - С. 44.

6 Коррупция и антикоррупционная политика: словарь-справочник / под ред. П. А. Кабанова. - М., 2008. - С. 32.

7 Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 2008. -30 декабря.

9 Приказ № 240 ФСИН России от 24 мая 2010 г.

9 Там же.

10 Тамбовцев Е. А. Методы и приемы антикоррупционного поведения в служебной деятельности сотрудников и служащих ОВД: лекция. - М., 2011.

11 Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: методические рекомендации. - СПб., 2009. - С. 11.

12 Журавлева О. Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществозна-ния: методическое пособие. - М., 2009. - С. 9.

УДК 343

ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ЛИЦАМИ, ОТБЫВШИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

© 2014 Р. Н. Киселева

Аннотация. Статья посвящена функционированию института пенитенциарной социальной работы в аспекте его направленности на сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы.

Ключевые слова: рецидивная преступность, социальная работа, специалист группы социальной защиты осужденных, профилактика преступлений.

THE PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL WORK AT DECREASE OF RECIDIVISM OF INMATES IN PENITENTIARIES

© 2014 R. K^eva

Summary. The article is describes the current state of recidivism and the role of psychologists and social work in dealing with it. The review also touches upon the problems of organizing psychological and social work with inmates to cope with recidivism and the ways of solving this problem.

Keywords. ■ recidivism, social work, social protection specialist of the convicts, crime prevention.

Рецидивная преступность неуклонно растет, представляя собой проблему государственной важности. Согласно статистике, в места лишения свободы возвращается каждый третий осужденных. Следует отметить, что эта оценка сделана исходя из раскрытых преступлений и не учитывает нераскрытые, прекращенные и не доведенные до суда дела. По мнению некоторых ученых, реальный уровень рецидивной преступности в России составляет две трети от общего числа совершаемых преступлений.

Уровень рецидива имеет зависимость от продолжительности сроков отбытого ранее наказания в местах лишения свободы. Наиболее высок он у лиц, средний срок отбывания наказания которых составляет от трех до десяти лет. Те, кто отбывал наказание до одного года и более десяти, подвержены рецидиву в сравнительно меньшей степени. Наибольшее количество преступлений рецидивистами совершается в первый год после освобождения.

Целью деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы РФ на современном этапе является «исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами» (ст. 1 УИК РФ). Профессиональная деятельность сотрудников всех подразделений ИУ должна быть направлена на достижение общих целей, поставленных обществом и государством.

Институт пенитенциарной социальной работы, находящийся на этапе своего становления, призван помочь в достижении целей УИС, в частности, в профилактике повторных преступлений лицами, освободившимися из ИУ. Согласно приказу Минюста России от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.