УДК 343.2.7
Юридические науки
Илюшина Кристина Ришатовна, магистр, юридический факультет, направление «Юрист в правоохранительной деятельности» ФГБОУ ВО «Стерлитамакский филиал БашГУ» Ишмухаметов Яксагалей Мухаметгалеевич, доцент, кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Стерлитамакский филиал БашГУ»
МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО -ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация: в данной статье рассмотрены коррупционные правонарушения, совершаемые сотрудниками уголовно - исполнительной системы и проанализированы виды ответственности за их совершение. Также приведен перечень нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы применения тех или иных мер к работникам УИС.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, ответственность, уголовно-исполнительная система.
Annotation: this article discusses corruption offenses committed by employees of the penitentiary system and analyzes the types of responsibility for their commission. A list of legal acts regulating the application of certain measures to employees of the MIS is also given.
Keywords: corruption, anti-corruption, responsibility, the penitentiary system.
На сегодняшний день коррупция представляет собой существенную проблему для Российской Федерации, так как она затрагивает все аспекты жизнедеятельности нашего общества и представляет серьёзную угрозу национальной безопасности. За последнее время данное явление приобрело,
масштабные формы и стало восприниматься как обыденное и привычное дело. Согласно ФЗ «О противодействии коррупции» коррупцией считается -злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [5].
Под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Обеспечение правопорядка и законности невозможно, если в стране не просто проявляются, но и укрепляются коррупционные отношения в системе правоохранительных органов, ведь это противоречит их деятельности по борьбе с преступностью. Именно поэтому коррупция имеет особую общественную опасность в данной управленческой системе.
Механизм противодействия коррупции может воздействовать на коррупцию в системе исполнения наказания прямо или косвенно. Противодействие коррупции осуществляется путём различных способов,
средств, в число которых входит антикоррупционное законодательство, которое ограничивает проявление коррупции в уголовно-исполнительной системе.
Механизм противодействия коррупционным преступлениям состоит из нескольких уровней. Первый уровень включает в себя международные правовые акты в данной сфере. Ко второму уровню можно отнести механизмы, которые нашли своё закрепление в федеральных нормативных актах. Третий уровень представляет собой ведомственные правовые акты, к которым относится приказ ФСИН России "Об утверждении порядка антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Федеральной службы исполнения наказаний" от 18 марта 2010 г. № 97. К четвертому уровню относятся локальные меры воздействия, различные мероприятия, проводимые с сотрудниками УИС в рамках отдельного учреждения.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. предполагает разработку и реализацию мер по предупреждению и пресечению коррупции работниками УИС, а также разработку мер, основанных на единой системе запретов, обязанностей и ограничений, направленных на предупреждение коррупции [3]. Кроме того, данный документ подразумевает широкое применение морального и материального стимулирования, в том числе предоставление жилья сотрудникам УИС и формирование сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации. Несмотря на то, что перечень социальных гарантий довольно обширный, коррупционные преступления в данной сфере не прекращаются, а только приобретают массовый характер. Из этого следует, что искоренение коррупции зависит не только от совершенствования УИС в сфере развития системы мер поощрения, но и от ответственности, предполагаемой за данный вид правонарушения.
Необходимо отметить, что коррупция проявляется не только в сфере исполнения наказаний, но также и во взаимоотношениях с начальствующим
составом. Например, фальсификация отчетности перед вышестоящими органами, содействие в продвижении по службе и иные злоупотребления служебным положением.
За совершение противоправных деяний работникам УИС Российской Федерации применяются определенные меры ответственности, предусмотренные за совершение дисциплинарных проступков, административных правонарушений и уголовных преступлений.
Особым нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с привлечением сотрудников ФСИН к дисциплинарной ответственности, является Положение о службе в органах внутренних дел. Данным документом также регулируется перечень взысканий, порядок привлечения должностного лица к ответственности и определение служебной дисциплины. Сотрудник несет дисциплинарную ответственность за невыполнение своих должностных обязанностей, привлечение к которой возможно только по решению начальника соответствующего учреждения. За нарушение служебной дисциплины предусмотрены следующие меры наказания:
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в специальном звании на одну ступень;
- увольнение из органов УИС.
Приведённые дисциплинарные взыскания объявляются приказами, а, например, назначение наряда вне очереди может быть объявлено и устно. За деяния коррупционного характера данный вид ответственности не применяется.
Что касается должностных проступков, то многие руководители территориальных органов УИС пренебрегают моральными и правовыми нормами в случаях выявления фактов передачи осужденным запрещенных предметов или же при совершении иных правонарушений. Это проявляется в том, что руководители дают возможность подобным сотрудникам уволиться без особых проблем, несмотря на то что увольнение сотрудников, которые
совершили то или иное правонарушение, по положительным мотивам недопустимо [4]. В связи с этим другие должностные лица чувствуют безнаказанность и вседозволенность.
Российским законодательством предусмотрена административная ответственность, которая наступает за совершение административного правонарушения. Сотрудники УИС привлекаются к ответственности в соответствии с федеральными законами РФ, нормативно-правовыми актами, регулирующими прохождение службы в данной сфере. Однако, имеются правонарушения, за совершение которых служащие несут административную ответственность на общих основаниях. К ним относятся: административные правонарушения избирательных прав граждан, нарушение правил дорожного движения, требования пожарной безопасности вне места службы, в области налогов, сборов и финансов [2]. Необходимо отметить, что за приведенные правонарушения в отношении сотрудников УИС запрещено применять административный арест.
Административные правонарушения, совершаемые сотрудниками ФСИН представляют собой особую общественную опасность в отличие от правонарушений, исходящих от иных лиц [1]. Это связано с тем, что противоправные действия, совершаемые служащими, негативно сказываются на оперативной обстановке исправительного учреждения, также допустим при передаче запрещенных предметов данное лицо осознанно идет на правонарушение, так как знает о наступлении неблагоприятных последствий применения переданных предметов для совершения нового противоправного деяния. Кроме того, служащий исправительного учреждения осведомлен о методах противодействия проникновению тех или иных запрещенных предметов.
Подобные правонарушения в основном совершаются с корыстной целью для получения денежных средств и квалифицируются как уголовно наказуемые. Однако, установить коррупционный аспект данного деяния не всегда возможно, ведь многие начинают отпираться тем, что денежное
вознаграждение за передачу предметов не получали, а действовали сугубо из сострадания к осужденному. Таким образом, сотрудники УИС уходят от уголовной ответственности и к ним применяются меры административного наказания.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что эффективности при противодействии коррупции достичь невозможно до тех пор, пока коррупционные правонарушения совершаются в самих федеральных органах исполнительной власти. Коррупцию невозможно искоренить полностью, но можно сократить её количество до минимума. И это необходимо начинать делать с государственных органов путем ужесточения ответственности за совершение правонарушений коррупционного характера.
Библиографический список:
1. Букалерова Л. А. Коррупция в системе ФСИН // Уголовно-исполнительное право: право, экономика, управление. - 2011. - № 6.
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // "Собрание законодательства РФ", 25.10.2010, N 43, ст. 5544.
4. Сивцов С. А. Ответственность сотрудников в уголовно-исполнительной системе в механизме противодействия коррупции// Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2011. - № 4.
5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О противодействии коррупции" // "Российская газета", N 266, 30.12.2008.