REFERENCES
1. Gordeeva, E.N. and Gordeev, I.P. (2017), "Physical development of students on the basis of individualization and active teaching methods", Actual problems of education in the educational process of a university: a collection of articles of an inter-university scientific and practical conference, Saratov, pp. 89-92.
2. Illarionova, E.M., Otvagin, I.V. and Gribova, N.P. (2011), "Features of diagnostics of vestibular function of healthy persons", Russian otorhinolaryngology, No. 5, pp. 67-70.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.06.2020
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Алла Вадимовна Прялухина, доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Аннотация
В статье изложены основные подходы к рассмотрению феномена антикоррупционной направленности. Антикоррупционная направленность представляет собой определенный личностный конструкт, обеспечивающий соблюдение норм антикоррупционного законодательства сотрудниками силовых ведомств (МВД, МЧС, ФСБ, ФСИН) России. Установлено, что антикоррупционная направленность личности сотрудников правоохранительных органов формируется преимущественно в системе их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: направленность личности, антикоррупционная направленность, сотрудники правоохранительных органов, противодействие коррупции.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p310-312
FORMATION OF ANTI-CORRUPTION ORIENTATION OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE PROCESS OF TRAINING
Alla Vadimovna Pryalukhina, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences
Abstract
The article outlines the main approaches to the consideration of the phenomenon of anti-corruption orientation. The anti-corruption orientation is a certain personality construct that ensures compliance with the norms of anti-corruption legislation of the employees of law enforcement agencies (Ministry of Internal Affairs, Ministry of Emergencies, Federal Security Service, and Federal Penitentiary Service) of Russia. It was established that the anti-corruption orientation of the personality of law enforcement officials is formed mainly in the system of their professional training.
Keywords: personal orientation, anti-corruption orientation, law enforcement officers, anticorruption.
В современном обществе проблема коррупции стала одной из актуальных и широко освещаемых как в средствах массовой информации, так и в научном мире. В психолого-юридической литературе термин «коррупция» рассматривается как психолого-правовое явление, которое исследует поведение человека, направленное на злоупотребление служебным положением или незаконное получение материальных и иных благ, а также личностные характеристики, демонстрирующие такой вид поведения. Важную роль эффективности противодействия коррупции у сотрудников правоохранительных ор-
ганов представляет организация инновационных психолого-педагогических технологий: эмпирические методы, направленные на исследование коррупционных и антикоррупционных мотивов поведения; личностные характеристики; антикоррупционные форумы; обучающие программы в организациях и психологические мониторинги по вопросам противодействия коррупции.
Основной целью в процессе формирования антикоррупционной направленности сотрудников правоохранительных структур является формирование определенной системы взглядов, убеждений и принципов, способствующих развитию конструктивного отношения сотрудников к ситуациям коррупционного риска. Результат развития антикоррупционной направленности сотрудников правоохранительных органов заключается в подготовке квалифицированных специалистов, способных осознанно отказаться от совершения коррупционных преступлений.
Проблемой разработки антикоррупционной направленности в последние годы в отечественной психологии занимаются Е.А. Шарапова (2017)., А.Ю. Юдина (2017), Н.А. Швец (2017), Э.В. Зауторова (2018), И.С. Ганишина (2019), В.В. Сундукова (2019).
В рамках концепции профессионально-ориентированного подхода изучалась проблема управления процессом развития антикоррупционной направленности личности Е.А. Шараповой. Автор предлагает рассматривать антикоррупционную направленность как интегративное личностное качество, которое является подструктурой профессиональной направленности, обеспечивающая неукоснительность соблюдения антикоррупционных нормативно-правовых актов в социально-профессиональной деятельности. Основой антикоррупционного поведения служат мотивационные установки личности на воспроизводство общественных норм к проявлению коррупции. Среди компонентов, составляющих структуру антикоррупционной направленности,
Е. А. Шарапова выделяет регулятивный, психологический, когнитивный и социально-профессиональный [3].
Структура антикоррупционной направленности, предложенная А.Ю. Юдиной и Н.А. Швец, предполагает следующие компоненты: система социально-одобряемых ценностей и идеалов (достоинство, честь, труд); потребность в достижении личностно-значимых и профессиональных результатов деятельности; навыки рефлексии, подразумевающие под собой анализ собственных мотивов, действий, возникающих коррупционных ситуаций. Можно предположить, что антикоррупционная направленность личности проявляется в разноплановой деятельности (профессиональной, политической, общественной и т.д.). Формирование антикоррупционной направленности, по мнению авторов, возможно через профилактику антикоррупционных действий и специализированное обучение, которые способствуют развитию конструктивных способов поведения в кор-рупционно-провоцирующих ситуациях [4].
По мнению Э.В. Зауторовой, формирование антикоррупционной направленности будущих сотрудников правоохранительных органов обеспечивается высоким уровнем правовой подготовки, наличием системы убеждений, характеризующейся признанием ценности права и пониманием необходимости следования его предписанию. Полученные знания в области правовой подготовки преобразовываются в личное убеждение, а затем во внутреннюю установку, которая позволяет соблюдать нормативно-правовые и законодательные акты [2].
В работе И.С. Ганишиной и В.В. Сундуковой антикоррупционную направленность связывают с учебно-воспитательным процессом. Исследователи определяют антикоррупционную направленность как интегративное личностное образование, включающее в себя мотивы, ценности, потребности, ценностные ориентации, психологические установки, детерминирующее сознание обучающегося в учебно-воспитательном процессе. Авторы отмечают многогранность антикоррупционной направленности, которая обеспечивается за счет сформированности мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, когни-
тивно-познавательного, духовно-нравственного компонентов направленности личности [1]. Таким образом, анализ современных научных подходов к понятию антикоррупционной направленности личности показал, что антикоррупционная направленность является важнейшим элементом в структуре психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, формируется в процессе обучения и воспитания посредством повышения психологической готовности и устойчивости к ситуациям коррупционного риска и способствует развитию профессиональной компетентности сотрудников силовых ведомств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ганишина, И.С. Формирование антикоррупционной и антинаркотической направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России / И.С. Ганишина, В.В. Сунду-кова // Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля : монография. -Ульяновск, 2019. - С. 190-201.
2. Зауторова, Э.В. Формирование антикоррупционной направленности у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы / Э.В. Зауторова // Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. - № 7 (42). - С. 57-60.
3. Шарапова, Е.А. Формирование антикоррупционной компетентности студентов в образовательном пространстве современного вуза : монография / Е.А. Шарапова. - Краснодар : [б. и.], 2016. - 111 с.
4. Юдина, А.Ю. Антикоррупционная направленность личности: анализ проблемы / А.Ю. Юдина, Н.А. Швец // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2017. - № 9 (17). - С. 37-41.
REFERENCES
1. Ganishina, I.S. and Sundukova, V.V. (2019), "Formation of anti-corruption and anti-drug orientation of the individual cadets of educational institutions of the FSIN of Russia", Professional training offuture specialists in various fields: monograph, Ulyanovsk, pp. 190-201.
2. Zautorova, E.V. (2018), "Formation of anti-corruption orientation in future employees of the criminal Executive system", Education and science in Russia and abroad, No. 7 (42), pp. 57-60.
3. Sharapova, E.A. (2016), Formation of anti-corruption competence of students in the educational space of a modern University: monograph, Krasnodar.
4. Yudina, A.Yu. and Shvets, N.A. (2017), "Anti-Corruption orientation of the individual: analysis of the problem ", Information and education: borders of communications, No. 9 (17), pp. 37-41.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.06.2020
УДК 796.011
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА - НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР В ПОДДЕРЖАНИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Александр Семенович Розенфельд, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург; Ксения Александровна Рямова, доцент, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
Аннотация
У пожилых людей в результате частичного выпадения из сферы жизнеобеспечения трудовой, образовательной и бытовой деятельности, существенно сужается круг мотивационной и цен-ностно-потребностной сферы. Согласно объективным биологическим и субъективным антропоморфным процессам в организме пожилых возникают нарушения механизмов саморегуляции энергетического и пластического обмена и процессов переработки и передачи информации на разных уровнях жизнеобеспечения. Несмотря на снижение своих психофизических и социальных функций пожилые люди остаются носителями, как профессиональных знаний, так и культурных