проблему выбора, что позволяет сделать вывод о том, что деятельность обучающегося приобретает творческий характер. Самоорганизация обучающихся - это не что иное, как наличие у конкретного обучающегося определенных знаний и умений общеинтеллектуальной специфики, опыта творческой (алгоритмической) деятельности.
Литература:
1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Особенности организации контактной самостоятельной работы студентов вуза // Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований материалы и доклады XXIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 120-122.
2. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Содержательные основы профессионального воспитания студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 30-36.
3. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42.
4. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
5. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 15.
6. Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 10.
7. Решетова Л.П., Коняева Е.А. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Актуальные проблемы образования: позиция молодых Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 207-209.
8. Харисова Е.Р., Коняева Е.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе подготовки специалистов среднего профессионального образования // Актуальные проблемы образования: позиция молодых Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 223-225.
9. Царапкина Ю.М., Шкарупина В.В. Применение интерактивных технологий в учебном процессе как основа саморазвития студентов // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 3 (19). С. 87-92.
Педагогика
УДК:378.2
военнослужащий Чайковский Павел Викторович
Новосибирский военный институт имени генерала
армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук Тарасов Дмитрий Юрьевич
Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск), Новосибирский военный институт имени генерала
армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ОБУЧАЕМЫХ»
Аннотация. В публикации рассматривается образовательные аспекты формирования антикоррупционной направленности обучаемых. Даётся краткий анализ теоретических подходов в исследованиях, посвящённых данной проблеме. Акцентируется внимание на необходимости в дальнейшей теоретической и практической разработке исследований в этом направлении.
Ключевые слова: антикоррупционная направленность; противодействие коррупции; образовательный процесс; обучаемые.
An^tatton. The publication deals with the educational aspects of anti-corruption orientation of students. A brief analysis of theoretical approaches in research on this problem is given. Attention is focused on the need for further theoretical and practical development of research in this direction.
Keywords: anti-corruption orientation; anti-corruption; education process; trainees.
Введение. Актуальные психолого-педагогические исследования посвящённые противодействию коррупции в России свидетельствуют о различных взглядах отечественных исследователей на личностные параметры, обеспечивающих твёрдое соблюдение антикоррупционного законодательства и осознанное неприятие индивидом данного общественно опасного явления.
Изложение основного материала статьи. Так А.А. Чушкина определяет антикоррупционное правосознание как совокупность взглядов, представлений, эмоций, выражающих отношение людей к коррупции. При этом структура антикоррупционного правосознания содержит «антикоррупционную правовую идеологию» и «антикоррупционной правовую психологию» [17]. В.А. Печенкин внедряет определение антикоррупционной компетентности - «системное социально-психологическое качество личности; многомерное образование, которое определяется через совокупность психологических и акмеологических факторов на субъективном, индивидуально-личностном, деятельностном уровнях» [9]. Т.М. Безубяк выделил антикоррупционное поведение как разновидность социального, характеризующееся действиями, направленными на повседневную и профессиональную деятельность в нравственно-этических и законных общественных рамках, без стремления к необоснованному личному обогащению [18]. О.Н. Журавлева трактует антикоррупционное мировоззрение, как «систему антикоррупционных идей, взглядов, принципов личности, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности», [4]. по мнению исследователя данная система должна быть непротиворечиво вписана в общую мировоззренческую картину личности. В.В. Киселев также анализирует данное понятие в процессе поиска психологических детерминант такого поведения [6] автор выделяет её содержательный аспект: систему специализированных знаний в сфере антикоррупционного законодательства, коррупционогенных факторов, способах предотвращения коррупционных ситуаций; а также совокупности актуализированных конкретных навыков деятельности антикоррупционной
направленности. О.Н. Манолова и О.И. Лаптева определяют «антикоррупционную устойчивость как интегративное психологическое свойство личности, реализующееся в мотивации субъектов профессиональной деятельности, морально-нравственных качествах, ведущих ценностях и проявляющееся в ситуациях коррупционного давления» [7, 18]. А.Н. Пастушеня определяет следующие параметры антикоррупционной устойчивости: направленность; структура; уровень развития, [8], а Ю.Н. Шедько считает, что проблему обеспечения антикоррупционной устойчивости личности целесообразно решать на основе формирования антикоррупционной компетентности [19]. Интерес представляет точка зрения А.Р. Хамдеева, считающего что антикоррупционная культура - особый вид правовой культуры личности -определенных ценностных установок и способностей, компетенций, необходимых для правообусловленного поведения, антикоррупционная культура предполагает таких компетенций как: «... умение распознавать коррупцию как социальное явление; умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями; способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; наличие устойчивой мотивации к антикоррупционному поведению», проявление антикоррупционной культуры личности происходит в виде в активной гражданской позиции. [16]. Рыбалкин Д.А. раскрывает понятие антикоррупционная позиция личности, как «. интеграцию доминирующих избирательных опосредованных отношений человека, возникающих в ходе антикоррупционной деятельности, в виде психологической связи с различными сторонами коррупции, выражающейся в его действиях, реакциях и переживаниях» [11].
Аналитический обзор исследований, посвященных формированию личности, способной и желающей противостоять коррупции, показал, что в настоящее время единая терминологическая база находится в процессе дополнения и уточнения, а подходы к определению результатов антикоррупционного воспитания не отличаются единообразием. Однако большинство ученых, исследовавших данную проблему как в психологическом, так и педагогическом аспектах достаточно четко определяют исследуемое как качество личности: антикоррупционное мировоззрение личности (О.Н. Журавлева, 2010) антикоррупционное поведение личности (Т.М. Безубяк, 2010); антикоррупционное правосознание личности (А.А. Чушкина, 2011); антикоррупционная компетентность личности (В. А. Печенкин, 2012); антикоррупционная устойчивость личности (О.Н. Манолова, 2010; О. И. Лаптева, 2013; А. Н. Пастушеня, 2013); антикоррупционная культура личности (А.Р. Хамдеев, 2015); антикоррупционная позиция личности (Д.А. Рыбалкин, 2015). Таким образом, предлагаемые исследователями определения антикоррупционной составляющей человека не всегда в полной мере способны отразить весь спектр проявлений личности в его социально-профессиональной сфере. Данные обстоятельства актуализируют поиск и обоснование антикоррупционная направленности в образовании. Отметим что широкомасштабная борьба с коррупцией, развернутая в настоящее время в нашей стране, не могла обойти стороной систему высшего образования. Это связано с тем, что именно образование наиболее полно осуществляет функцию формирования морально-этических и нравственно-правовых норм у подрастающего поколения [7, 15]. Разделяя мнение Т.Б. Качкиной, остановимся на таком определении антикоррупционного образования: «. целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанный на образовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся» [5]. Антикоррупционное образование неразрывно связано с воспитанием личности, сочетая в себе воспитание правого сознания и правовой культуры, овладение знаниями о механизмах антикоррупционного поведения: от сопротивления бытовой коррупции на уровне базового образования до профессиональной подготовки специалиста, способного противодействовать коррупции в профессиональной деятельности. Антикоррупционное образование в вузе должно базироваться на принципе превентивности. Его целью должно являться формирование ценностных установок и развитие способностей, необходимых для воспитания у обучаемых активной гражданской позиции, выражающейся, том числе, в негативном отношении к коррупции. Результат антикоррупционного образования должен обеспечить способность выполнять профессиональные обязанности и взаимодействовать с представителями власти правовыми методами. Установлено, что коррупционное поведение основывается не столько на правовой безграмотности личности или пренебрежение законами, сколько на духовных приоритетах и ценностях отдельных его членов. Соответственно, необходимо особое внимание уделять правовому аспекту формирования неприятия коррупции у обучающейся молодежи, а также акцентироваться на вопросах морально-нравственного обоснования опасности этого негативного явления.
Выдвигая предложения по реализации данных установок, считаем, что условия современного образовательного процесса имеют потенциал по обеспечению будущих профессионалов со сформированной антикоррупционной направленностью на уровне осознанной гражданской позиции. Исторический опыт показывает, что сложность оперативного решения данной задачи объясняется консервативностью педагогической деятельности. Речь идет о необходимости свежих подходов к организации образовательной деятельности и воспитательного процесса. Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы фиксирует невысокую эффективность приоритетного использования просветительского метода [1]. Увеличение уровня информированности обучаемых о проблемах и последствиях коррупции способствует формированию знаниевого блока, однако не гарантирует их антикоррупционное поведение в будущем. Необходима педагогическая оценка коррупционных действий человека и определение содержания антикоррупционного воспитания с точки зрения морали и этических норм. Стоит отметить, что в социально-производственную деятельность вовлечены специалисты разных профилей, однако их всех объединяет вузовская подготовка, что существенно повышает роль профессионального воспитания. Анализ подходов к антикоррупционному образованию в России и за рубежом [1, 2, 5, 13] позволил определить наличие как общих, так и частных его принципов. На основе полученных данных, считаем, что эффективность гармоничного встраивания антикоррупционной компоненты в образовательный процесс, может быть обеспечена соблюдением следующих исходных положений:
- системный подход,
- комплексность (формирование не только антикоррупционного мировоззрения, но и стандарта поведения),
- учет возрастных особенностей,
- гуманизация субъект - субъектных отношений в образовательной деятельности и морально-психологической подготовке,
- превентивность,
- партнерство образовательных учреждений с молодежными организациями, родителями, социально ответственным бизнесом, представителями власти и правоохранительных органов,
- направленность образовательной деятельности и морально-психологической подготовки в военном институте вузе на профессиональное воспитание с акцентом на антикоррупционный компонент,
- интегрированность в образовательный процесс,
- управление процессом становления антикоррупционной направленности через включение соответствующих норм в профессиональную культуру,
- обеспечение субъективной антикоррупционной позиции студента в процессе его профессиональной подготовки,
- преемственность,
- постепенное усложнение.
В результате анализа состояния исследуемой проблемы в российских учебных заведениях различного уровня были выявлены два основных подхода: формальный и неформальный.
В рамках формального подхода для образовательных учреждений в настоящее время разработан ряд методических рекомендации по формированию антикоррупционной направленности как в рамках имеющихся образовательных дисциплин, так и для спецкурсов.
Неформальный подход реализуется с помощью педагогического инструментария: проведения семинаров, деловых игр, конкурсов (эссе, проектов), гражданских форумов по противодействию коррупции, гражданских акций, выпуска газет и бюллетеней, газет, подготовку стендов, проведение социологических исследований силами обучающихся. Также большую роль в рамках неформального подхода играет организация взаимодействия образовательных учреждений, подростковых клубов, молодежных общественных организаций, союзов предпринимателей, органов юстиции и охраны правопорядка и т.д. Педагогическая общественность России активно включилась в процесс формирования антикоррупционного образования членов современного социума посредством внедрения в образовательный процесс специализированных антикоррупционных учебных курсов. [1, 6, 18]. Большое внимание уделяется разработке образовательных программ антикоррупционной тематики для педагогов. Целями реализации таких программ являются не только правовое просвещение, предупреждение и ликвидация коррупции в образовательных учреждениях и образовательном процессе, но и формирование антикоррупционного мышления. Реализация этих целей осуществляется с помощью изучения российского и зарубежного опыта противодействия коррупции; правых норм, регулирующих данное явление; социологического и философского обоснование неприятия коррупции; эффективных образовательных технологий формирования антикоррупционного мышления у подрастающего поколения [1, 4]. Получают распространение тематические конкурсы среди педагогов и учащихся, основной целью которых является повышение правовой грамотности обучающихся и их родителей, обучение основам антикоррупционного поведения, выявление передового опыта работы по антикоррупционному воспитанию В. Нараев с соавторами предлагает формировать антикоррупционное мышление педагогов посредством укрепления их социально-профессиональной ответственности. Использование обширного педагогического инструментария антикоррупционного воспитания на этапах дошкольного и школьного образования позволяет определить возможности формирования антикоррупционной направленности личности в высшей школе. Антикоррупционное образование в условиях высшей школы представляется целенаправленным, специально организованным педагогическим процессом формирования антикоррупционной направленности личности студента в рамках профессионального воспитания, реализуемого в учебной и внеучебной деятельности.
Стоит отметить, что элементы антикоррупционного образования внедряются в образовательную деятельность некоторых высших учебных заведений, специализирующихся на подготовке профессионалов юридического профиля, при этом, по результатам анализа содержания антикоррупционных блоков отдельных дисциплин, акцент делается на законодательных основах борьбы с коррупцией, тогда как социально-педагогического обоснования неприемлемости коррупционного поведения не приводится. Анализ же содержания учебных планов подготовки профессионалов неюридических профилей показал полное отсутствие антикоррупционной составляющей учебного процесса, тогда как внеучебная деятельность в данном направлении зачастую носит либо формальный характер, либо отсутствует вовсе. Работа по антикоррупционному образованию в большинстве российских вузов заключается во внесении в учебно-методические комплексы ряда учебных дисциплин разделов, посвященных проблемам коррупции. Также читаются специальные курсы, интегрирующие общефилософские, социологические, и специально-криминологические знания в единую систему формирования антикоррупционных знаний обучаемых. Содержательная часть данных дисциплин представлена историей развития коррупции, обзором зарубежного антикоррупционного законодательства, вопросами юридической ответственности, негативного воздействия коррупции на экономику и социум. Большинство авторов считают, что программа формирования антикоррупционного мышления должна быть междисциплинарной [13]. Ряд авторов предлагают акцентировать внимание обучающихся на этической стороне проблемы и психологических особенностях подрастающего поколения [3, 12, 14].
Выводы. Таким образом, краткий аналитический обзор исследований затрагивающих обсуждаемую нами проблему, позволил выявить юридическую и экономическую направленность антикоррупционного просвещения, тогда как психолого-педагогическим и социальным аспектам уделяется значительно меньшее внимание. Усилия, прилагаемые научно-педагогической общественностью недостаточны, ситуация остается нерешённой. Это подтверждают исследования ВЦИОМ - по мнению соотечественников, даже в самой системе образования наблюдаются коррупционные инциденты, что демонстрирует несовершенство антикоррупционного образования [10] и необходимость как профессионального воспитания так и формирования нормативно-ценностной системы личности, поскольку именно образование и воспитание как базовые компоненты несет в себе социализирующую функцию. Данные обстоятельства актуализируют поиск эффективных механизмов в рамках высшей школы, способных формировать антикоррупционную направленность личности учащихся - будущих активных членов гражданского общества.
Литература:
1. Антикоррупционное просвещение как средство профилактики коррупции. - Уфа: РИО ГБОУ РУНМЦ МО РБ, 2015. - 40 с.
2. Барышников, Е.Н. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомендации / Е.Н. Барышников, Н.В. Григорян, Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина; под науч. ред. С.В. Жолована. - СПб.: СПбАППО, 2010. - 59 с.
3. Бережнова, Л.Н. Интеграция и междисциплинарное проектирование в повышении конкурентноустойчивости военных институтов / Л.Н. Бережнова, Т.В. Сидорина, А.А. Зотов, Д.Ю. Тарасов // Профессиональное образование в современном мире. - Научный журнал: - Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН №1 2017. - С. 873-879
4. Журавлева, О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания. 5-11 кл. Методическое пособие / О.Н. Журавлева. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 141 с.
5. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека / Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 100- 108.
6. Киселев, В.В. Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации: автореф. дисс.....канд. психол. н. - М. 2016. - 24 с.
7. Курдюков, Б.Ф. Ценностное воспитание как условие развития нравственного сознания у школьников / Б.Ф. Курдюков, А.Г. Хентонен, Ю.Н. Синицын // Известия Академии педагогических и социальных наук. Материалы научно-практической конференции. - 2010. - С. 436-441.
8. Пастушеня, А.Н. Антикоррупционная устойчивость личности: психологическая характеристика / А.Н. Пастушеня // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 6 (56). - С. 25-28
9. Печенкин, В. А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих: автореф. дисс. ... канд. псих. н.:- М., 2012. - 21 с.
10. Причины коррупции и как с ними бороться [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск ВЦИОМ. - 2008. - № 1048. - Режим доступа: http://wciom.m/mdex.php?id=459&uid=10707]
11. Рыбалкин, Д.А. Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. н. - Казань, 2015. - 21 с.
12. Сидорина, Т.В., Зотов А.А., Тарасов Д.Ю. Подготовка курсантов Росгвардии к профессионально-воспитательной деятельности. / Т.В. Сидорина, А.А. Зотов, Д.Ю. Тарасов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал): - Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр» Т.8 №2-2 2017 - С. 205-208.
13. Стрельская, Н.И. Антикоррупционное образование. Методическое пособие / Н.И. Стрельская, В.А. Лапидус, В.А. Сержина и др. / Под общ. ред. Н.И. Стрельской. - Мурманск, 2008. - 86 с.
14. Тарасов, Д.Ю. Критерии эффективности познавательной деятельности курсантов военных институтов / Д.Ю.Тарасов // Философия образования. 2013. №1 (46). С. 220-224
15. Фоменко, Г.Ю. Гуманитарное образование как профилактика социальных деструкций / Г.Ю. Фоменко // Психология. Экономика. Право. - 2013. - № 2. - С. 108-117.
16. Хамдеев, А.Р. Педагогическое обеспечение формирования антикоррупционной культуры студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. н. - Казань, 2015. - 22 с.
17. Чушкина, А.А. Структура антикоррупционного правосознания: правовая идеология и правовая психология / А. А. Чушкина // Современное право. - 2011. - № 3. - С. 23-26.
18. Шарапова, Е.А. Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза: дис. канд пед. н. Краснодар - 2016 - 163 с.
19. Шедько, Ю.Н. антикоррупционная устойчивость государственных и муниципальных служащих в системе устойчивого развития региона / Ю.Н. Шедько // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. - 2014. - № 6: Режим доступа: http://www.science-education.m/m/article/view?id=15432].
Педагогика
УДК: 37.376
кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Емельянова Анна Максимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В данной статье авторы обращаются к рассмотрению проблемы сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы отмечают рост толерантности общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Рассказывается о появлении в России инклюзивных образовательных практик. Даётся определение инклюзивного образования. Важным условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешность авторы видят в системе тьюторского сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Указывается на цель и задачи тьюторской деятельности в ситуации инклюзивного образования. Рассматриваются компетенции тьютора в инклюзивном образовании.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, инклюзивная практика, инклюзивное образование, тьютор, тьюторская деятельность, тьюторское сопровождение, компетенции тьютора.
Annotation. In this article, the authors turn to the problem of accompanying the education of children with disabilities and disabilities. The authors note the growth of tolerance of the society in relation to people with disabilities. It is told about the emergence of inclusive educational practices in Russia. The definition of inclusive education is given. An important condition for the transition to an inclusive form of education, its success is seen in the system of tutorship support and support for children with disabilities. It indicates the purpose and objectives of tutoring activities in the situation of inclusive education. The competence of the tutor in inclusive education is considered.
Keywords: children with disabilities and disability, inclusive practice, inclusive education, tutor, tutoring, tutoring, tutor's competences.
Введение. В современной системе высшего образования существующая инклюзивная идеология характеризуется как понимание места и роли молодого человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в обществе и в образовательном пространстве, так и стратегического ресурса проектирования профессиональной образовательной среды, условий и механизмов получения образования [5]. Следует отметить, что каждый ребёнок индивидуален. О качестве и эффективности системы образования можно судить по тому, как встраивается в неё ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Именно из осознания актуальности и важности включения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в нормальную социальную среду и начала развиваться система инклюзивного образования, которая получила широкую поддержку не только на международном, но и на национальном уровне. В последнее время в России наблюдается очевидный рост толерантности по отношению к инвалидам. Это связано со специальными акциями, организованными инвалидами, с работой правительства, политиков и чиновников, обсуждающих проблемы инвалидов, которые находят всё больше сторонников. Но главное -стала формироваться определённая социальная модель понимания инвалидности, используемая профессионалами при оценке существующих у человека проблем со здоровьем. Общество пришло к осознанию существующей многие годы дискриминации по отношению к инвалидам. На сегодняшний день работодатели вынуждены считаться с потребностями людей с ограниченными возможностями здоровья, с их правами. Это закреплено законодательно в государственных документах: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конвенция ООН о правах инвалидов и др. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, реализующее практику инклюзивного образования, - это тенденция современности. Детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность реализовать право на получение образования. Указанная проблема является актуальной, на неё обращают внимание не только исследователи, педагоги, родители. Она находится в центре внимания государственной политики в образовании.
Изложение основного материала статьи. Проблема обеспечения полноценного образования и интеграции людей с адаптивными возможностями здоровья в общество нашла отражение в трудах: о доступности высшего образования для инвалидов - М.И.Никитина; о психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении инвалидов в образовательном процессе - Е.И.Казакова, Н.И.Никитина, Л.М.Шипицина; о специальных образовательных технологиях для лиц с инвалидностью - Л.П.Храпылина; об организации процесса образования в специализированных учебных заведениях среднего профессионального образования лиц с инвалидностью - О.С.Андреева, В.А.Ермоленко; интеграция лиц с инвалидностью образовательными средствами - С.С.Лебедева; о профессиональном самоопределении и профориентации инвалидов - Е.М.Старобина, С.А.Стеценко. На сегодняшний день отмечается рост численности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Актуальной проблемой мирового сообщества выступает вопрос включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества,