Научная статья на тему 'Тьюторская деятельность в инклюзивном образовании'

Тьюторская деятельность в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2086
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ ТЬЮТОРА / CHILDREN WITH DISABILITIES AND DISABILITY / INCLUSIVE PRACTICE / INCLUSIVE EDUCATION / TUTOR / TUTORING / TUTOR''S COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Емельянова Анна Максимовна

В данной статье авторы обращаются к рассмотрению проблемы сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы отмечают рост толерантности общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Рассказывается о появлении в России инклюзивных образовательных практик. Даётся определение инклюзивного образования. Важным условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешность авторы видят в системе тьюторского сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Указывается на цель и задачи тьюторской деятельности в ситуации инклюзивного образования. Рассматриваются компетенции тьютора в инклюзивном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Емельянова Анна Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR ACTIVITY IN INCLUSIVE EDUCATION

In this article, the authors turn to the problem of accompanying the education of children with disabilities and disabilities. The authors note the growth of tolerance of the society in relation to people with disabilities. It is told about the emergence of inclusive educational practices in Russia. The definition of inclusive education is given. An important condition for the transition to an inclusive form of education, its success is seen in the system of tutorship support and support for children with disabilities. It indicates the purpose and objectives of tutoring activities in the situation of inclusive education. The competence of the tutor in inclusive education is considered.

Текст научной работы на тему «Тьюторская деятельность в инклюзивном образовании»

Педагогика

УДК: 37.376

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Емельянова Анна Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье авторы обращаются к рассмотрению проблемы сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы отмечают рост толерантности общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Рассказывается о появлении в России инклюзивных образовательных практик. Даётся определение инклюзивного образования. Важным условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешность авторы видят в системе тьюторского сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Указывается на цель и задачи тьюторской деятельности в ситуации инклюзивного образования. Рассматриваются компетенции тьютора в инклюзивном образовании.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, инклюзивная практика, инклюзивное образование, тьютор, тьюторская деятельность, тьюторское сопровождение, компетенции тьютора.

Annotation. In this article, the authors turn to the problem of accompanying the education of children with disabilities and disabilities. The authors note the growth of tolerance of the society in relation to people with disabilities. It is told about the emergence of inclusive educational practices in Russia. The definition of inclusive education is given. An important condition for the transition to an inclusive form of education, its success is seen in the system of tutorship support and support for children with disabilities. It indicates the purpose and objectives of tutoring activities in the situation of inclusive education. The competence of the tutor in inclusive education is considered.

Keywords: children with disabilities and disability, inclusive practice, inclusive education, tutor, tutoring, tutoring, tutor's competences.

Введение. В современной системе высшего образования существующая инклюзивная идеология характеризуется как понимание места и роли молодого человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в обществе и в образовательном пространстве, так и стратегического ресурса проектирования профессиональной образовательной среды, условий и механизмов получения образования [5]. Следует отметить, что каждый ребёнок индивидуален. О качестве и эффективности системы образования можно судить по тому, как встраивается в неё ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Именно из осознания актуальности и важности включения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в нормальную социальную среду и начала развиваться система инклюзивного образования, которая получила широкую поддержку не только на международном, но и на национальном уровне. В последнее время в России наблюдается очевидный рост толерантности по отношению к инвалидам. Это связано со специальными акциями, организованными инвалидами, с работой правительства, политиков и чиновников, обсуждающих проблемы инвалидов, которые находят всё больше сторонников. Но главное -стала формироваться определённая социальная модель понимания инвалидности, используемая профессионалами при оценке существующих у человека проблем со здоровьем. Общество пришло к осознанию существующей многие годы дискриминации по отношению к инвалидам. На сегодняшний день работодатели вынуждены считаться с потребностями людей с ограниченными возможностями здоровья, с их правами. Это закреплено законодательно в государственных документах: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конвенция ООН о правах инвалидов и др. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, реализующее практику инклюзивного образования, - это тенденция современности. Детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность реализовать право на получение образования. Указанная проблема является актуальной, на неё обращают внимание не только исследователи, педагоги, родители. Она находится в центре внимания государственной политики в образовании.

Изложение основного материала статьи. Проблема обеспечения полноценного образования и интеграции людей с адаптивными возможностями здоровья в общество нашла отражение в трудах: о доступности высшего образования для инвалидов - М.И.Никитина; о психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении инвалидов в образовательном процессе - Е.И.Казакова, Н.И.Никитина, Л.М.Шипицина; о специальных образовательных технологиях для лиц с инвалидностью - Л.П.Храпылина; об организации процесса образования в специализированных учебных заведениях среднего профессионального образования лиц с инвалидностью - О.С.Андреева, В.А.Ермоленко; интеграция лиц с инвалидностью образовательными средствами - С.С.Лебедева; о профессиональном самоопределении и профориентации инвалидов - Е.М.Старобина, С.А.Стеценко. На сегодняшний день отмечается рост численности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Актуальной проблемой мирового сообщества выступает вопрос включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества,

государства. Около 450 миллионов человек с психическими и физическими нарушениями в развитии насчитывается в мире на сегодняшний день. Такие данные приводит ООН. Это практически десятая доля всего населения планеты. Указанную проблему подтверждает Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), данные свидетельствуют, что процент людей с отклонениями в развитии достигает цифры 13 % по сравнению с общим числом населения. Всего на планете 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый год в России появляется на свет около 50 тысяч младенцев, которых признают инвалидами [11. В нашей стране появление первых инклюзивных образовательных учреждений относится к 80-90-годам прошлого века, когда не было нормативно-правовой базы и уровень доступности образовательной среды был крайне низким [2, C. 4292-42971. Возможность организации совместного обучения детей с различными образовательными потребностями впервые нашёл отражение в распоряжении Правительства РФ от 29.12.2010 №1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Однако этот документ затронул вопрос о интеграции образования. Инклюзивное образование не возникает само по себе. Оно является одним из направлений организации инклюзивного общества, которое развито социально и политически, безопасно, гармонично, устойчиво. Инклюзивное образование в своём развитии не ориентировано на отказ от устоявшейся системы специального образования. В данном случае вопрос состоит в поиске направления развития образования в сторону реализации права на обучение с учётом особых образовательных потребностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью по месту жительства, с детьми своего возраста. Происходящие на сегодняшний момент преобразования в системе российского образования, развитие инклюзивной практики гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, выбор приемлемого для них образовательного маршрута. Можно констатировать, что в российском образовании наблюдается переход от модели закрытого обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья к всё более открытым моделям. В последнее время распространяется опыт инклюзивного образования. Обращаясь к рассмотрению определения инклюзивное образование, следует отметить, что указанный термин произошёл от латинского «include» - заключаю, включаю; во французском варианте «inclusif» - включающий в себя. Таким образом, инклюзивное образование выступает процессом развития общего образования, подразумевающего доступность образования для всех, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья. В основе инклюзивного образования идеология, пропагандирующая исключение какой бы то ни было дискриминации инвалидов и обеспечивающая равноправное отношение ко всем людям. При этом должны быть созданы определённые условия для людей, нуждающихся в особых образовательных потребностях. Отечественная практика, учитывая зарубежный опыт, реализует ряд подходов к обучению лиц с адаптивными возможностями. Е.Р.Ярская-Смирнова в своих исследованиях говорит о разграничении понятий интеграция и инклюзив. Интеграция в обучении рассматривается исследователем в качестве создания в учреждениях образования адаптивных программ, предназначенных для обучающихся с особенными адаптивными возможностями. Инклюзивное образование трактуется как совместное обучение студентов без проблем со здоровьем и обучающихся с адаптивными возможностями, при котором с использованием особых методик устанавливаются дружеские взаимоотношения в процессе обучения [14]. Инклюзивное, или включённое, образование - термин, который используется при описании процесса обучения детей с особыми потребностями. Инклюзия в трактовке В.Р. Шмидта выступает как «...процесс вовлечения людей в социально одобряемую деятельность, то есть такую деятельность, которая обеспечивает, с одной стороны, права, а с другой, - социальную активность» [13]. Инклюзивное образование выступает процессом развития общего образования, подразумевающим доступность образования для всех, то есть приспособления к всевозможным нуждам всех детей, что в состоянии обеспечить доступность образования детям с особенными потребностями. Следовательно, вузы должны стремиться к созданию специальных условий, при которых учебный процесс будет методически сопровождён при помощи адаптационных модулей в дополнение к образовательным программам. Эффективность инклюзивного образования напрямую зависит от психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основываясь на подходе М.Р. Битяновой, психолого-педагогическое сопровождение можно определить в качестве целостной системно организованной деятельности, способствующей созданию социально-психологических и педагогических условий успешного обучения и психологического развития в образовательной среде формирующейся личности [9]. Идея инклюзивного образования заключается в том, что включиться в систему образования должен быть готов не сам ребёнок, а включению любого ребёнка способствует сама система образования [31. Инклюзивное образование рассматривается как образование для каждого в отношении его приспособления к нуждам людей с физическими нарушениями, такое образование осуществляется непосредственно во взаимоотношении: студенты с инвалидностью осваивают различные виды деятельности, общаются, у них регулируется самооценка, они приобретают поддержку, дружбу сверстников, становятся увереннее в своих силах. У них происходит формирование мировоззрения, желание жить и работать в стремительно меняющемся мире [41. Важнейшим принципом инклюзивного образования является соблюдение равенства во всех академических требованиях. При данном подходе обучающиеся с инвалидностью в состоянии увидеть свой реалистический образ, у них развивается самооценка, уверенность в своих возможностях. Стимулами к дальнейшей учебной деятельности в данном случае могут выступать погружение в образовательную деятельность и чувство успеха от процесса и результатов. Постепенно развиваются инициатива, характер, воля, способности. Возможно развитие общественных навыков, коллективизма, организаторских и лидерских качеств. Важно, что обучающийся с инвалидностью получает возможность самостоятельно и осознанно сделать профессиональный выбор.

Основным компонентом, на наш взгляд, в данной ситуации является наличие помощника, ассистента, консультанта по инклюзивному образованию. Профессия тьютора в данной ситуации приобретает особое значение. Тьютор может выступить как связующее звено, обеспечить координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, различных специалистов на любом этапе образовательного процесса. Переводя с английского «Тьютор» - «tutor» мы видим, что он является педагогом-наставником, преподавателем-консультантом, домашним учителем, репетитором, дающим частные уроки, школьным наставником. Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться, оберегать) сопряжена с такими понятиями, как «защитник», «покровитель», «страж» [7]. Основной задачей данной технологии является сопровождение индивидуального образования на основе осознания индивидуальных целей образования, выбора соответствующих средств и

форм образования, которые будут являться наиболее эффективными именно в ситуации осознанных специфических целей, разработки продолжительной программы получения образования с мониторингом её продуктивности и оцениванием субъектно-значимых результатов [12]. К рассмотрению тьюторства обращались учёные, среди которых можно назвать Н.Ю.Белякову, Т.М.Ковалёву, Н.В.Рыбалкину и др., в результате научных исследований сложилось определение тьютора: педагог-наставник, преподаватель-консультант; наставник, воспитатель, куратор студенческой группы; индивидуальный научный руководитель обучающихся, воспитатель в учебном заведении; индивидуальный научный консультант студента. Исследование выявило, что тьюторская деятельность понимается в качестве содействия, поддержки, помощи в самоопределении; создания условий для поиска, пробы себя и т.д.; планирования и организации деятельности обучающихся; организации самостоятельной работы; в качестве содействия обучающемуся при освоении и использовании знаний при решении образовательных и жизненных вопросов [11]. Тьюторство является практикой, способствующей построению и реализации индивидуальной стратегии образования, принимающей во внимание индивидуальные возможности личности, образовательную и социальную среду и задачи основной деятельности. Тьютор оказывает помощь при определении эффективности обучения посредством развёрнутого оценивания; осуществляет консультирование по вопросам образовательного движения; сопровождает индивидуальную образовательную программу обучающегося; способствует организации обратной связи и оформлению образовательной инициативы [10]. Тьюторское сопровождение -это деятельность педагога, направленная на индивидуализацию образования, на выявление и развитие мотивов и интересов обучающихся в образовательном пространстве, на нахождение образовательных ресурсов для создания индивидуальной программы образования [8]. Оно является необходимым условием достижения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Тьюторская деятельность в ситуации инклюзивного образования может реализовываться по следующим направлениям: создание условий социализации студентов среди сверстников; оказание помощи и поддержки в разработке индивидуального образовательного маршрута обучения и в адаптации индивидуальной образовательной программы;создание «безбарьерной» образовательной среды.

Общие принципы тьюторства должны соотноситься с принципами инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса, скорее, может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека [6]. Следует отметить, что не каждый педагог в состоянии реализовать тьюторские функции при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторское сопровождение в данной ситуации предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалиста. Цель тьюторской деятельности состоит в успешном включении обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Реализация указанной цели требует решения ряда задач: необходимо создание комфортных условий нахождения, обучающегося в образовательном учреждении: сопровождение посещения образовательного учреждения, организация мест для работы, отдыха; обеспечение особого режима, связанного с временной организацией образовательной среды в соответствии с реальными возможностями обучающихся; сотрудничество с педагогическим коллективом для создания единой образовательной среды, обеспечивающей психологический комфорт; социализация как включение обучающегося в образовательную среду и формирование положительных межличностных отношений в коллективе. Основные принципы, которых должен придерживаться каждый участник инклюзивного образовательного пространства, выступают: интересы обучающегося должны находиться в приоритете; непрерывность сопровождения должно быть непрерывным и целенаправленным; при сопровождении должны соблюдаться гибкость и систематичность; комплексный подход к сопровождению предполагает преемственность на разных образовательных уровнях; должен соблюдаться принцип сетевого взаимодействия; все советы специалистов должны носить рекомендательный характер. Тьюторская деятельность в ситуации инклюзивного образования оказывается зависимой от множества факторов, к которым можно отнести: психологическую готовность администрации и всего коллектива учреждения образования к инклюзии, чёткое понимание главных ценностей, сущности инклюзивной деятельности и принятие их; создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; привлечение к образовательному процессу специалистов по данному профилю, организацию психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В инклюзивном образовании тьютору необходимо удерживать социокультурные основания образовательного процесса, одновременно являясь профессионалом своего дела. По нашему мнению, тьютор в инклюзивном образовании - это специалист с высшим специальным образованием в области специальной педагогики и психологии, имеющий педагогический опыт и опыт практической деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Также важно практическое представление о конкретных областях деятельности, имеющих непосредственное отношение к обучению людей с ограниченными возможностями здоровья. Успех образовательной деятельности и её результативность напрямую зависит от ориентации тьюторской деятельности на: формирование навыков самоконтроля и саморегуляции психоэмоционального состояния обучающихся; оказание помощи и поддержки обучающимся в определении и осознании предметной деятельности с целью решения возникающих проблем; стимулирование обучающихся в проявлении характерных способностей; создание благоприятной атмосферы для коммуникации внутри группы обучающихся и за её пределами. Моральные и этические качества тьютора также должны быть на высоком уровне. Ему следует обладать способностью адекватной оценки своих личностных и профессиональных качеств. Это рефлексивная и рефлексирующая личность, которая ясно понимает и удерживает границы своей профессиональной деятельности. Вышеперечисленные компетенции, несомненно, важны. Однако тьютор, бесспорно, должен обладать адаптивностью, стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, владеть современными информационными технологиями, выбором методов, средств и инструментария при решении профессиональных задач, толерантностью, гибкостью, готовностью прийти на помощь. Тьютор - это организатор и планировщик, ответственный за качество, саморазвитие, личностный рост.

Выводы. Таким образом, обладающий вышеперечисленными компетенциями тьютор в инклюзивном образовании - это эффективная организация и сопровождение всего процесса обучения. Тьютор в инклюзивном образовании, учитывая потребности всех участников, способствует формированию толерантности и коммуникабельности. Тьюторское сопровождение - одно из необходимых и важных условий качественного образования для многочисленной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Тьюторская деятельность в ситуации инклюзивного образования будет способствовать более успешному решению вопросов их адаптации в современном обществе.

Литература:

1. Воронова Е. Г., Харлампиева С. Я., Шейко Н. Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.) - Уфа: Лето, 2014. - С. 48-50

2. Гребенникова В.М. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Fundamental Research №2, 2015. - C. 4292-4297.

3. Джумагулова Ч. А. Принципы и практика инклюзивного образования. — Бишкек, 2001.

4. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб.пособие. М.: Академия, 2005. - 30 с.

5. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №2. С. 3

6. Понятия и принципы инклюзивного образования [Электронный ресурс]. https://bibliomir83.blogspot.ru/2014/04/blog-post_4004.html. (дата обращения 26.10.2017).

7. Проскуровская И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале английских университетов) // Вестник Томского гос.ун-та. 2009. №2(6) - С. 73-81.

8. Профессия тьютор. Институт интегрированного (инклюзивного) образования. Информационно-аналитический бюллетень, Москва, 2012.

9. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.

10. Челнокова Е.А. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьников в профильной школе. Исследовательская работа школьников. 2009. № 3. - С. 42-46.

11. Челнокова Е.А., Набиев Р.Д. Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения // Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 38

12. Челнокова Е.А., Тюмасева З. И. Тьюторская деятельность в дистанционном обучении // Вестник Мининского университета. 2016. №3 (16). С. 17

13. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании: учебно-метод. пособ. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Информационно-аналитический портал Socpolitika.ru

14. Ярская-Смирнова В.Н. Социальная инклюзия в образовании: когорты проблемного детства // Цивилизация знаний: глобальный кризис и инновационный выбор России. М.: ИНИОН, 2009

15. Korsakova T.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Lazutina A.L., Perova T.V. Transformation of corporate culture in conditions of transition to knowledge economics. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4690-4698.

Педагогика

УДК: 378

магистрант Черемисина Юлия Валерьевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

МЕТОДЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье изложен материал о методах и условиях нравственного воспитания старших дошкольников. Исследовав литературу на данную тему, мы выявили, что многие авторы занимались этой проблемой. В последнее время в трудах известных ученых широко используют понятия «духовность» и «нравственность», но чаще всего в научно-педагогических работах встречается такое понятие, как «духовно-нравственное». По данной литературе, мы выявили, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста многогранный, длительный и сложный.

Ключевые слова: нравственные качества, старший дошкольный возраста, нравственное воспитание. Annotation. This article presents the material on the methods and conditions of moral education of senior preschoolers. After studying the literature on this topic, we found that many authors were engaged in this problem. Recently, in the works of famous scientists widely use the concept of "spirituality" and "morality", but most often in scientific and pedagogical works there is such a thing as "spiritual and moral". According to this literature, we have found that the process of formation of spiritual and moral qualities in children of preschool age is multifaceted, long and complex.

Keywords: moral qualities, senior preschool age, moral education.

Введение. Понятие нравственное воспитание П.И. Подласов рассматривает в своих работах, как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [5].

И.Ф. Харламов нравственное воспитание описывает, как «процесс, что указывает на личное развитие ребенка. Такой процесс формирует у ребенка любовь к Родине, к семье, к труду, к окружающему миру» [6]. Автор нравственное воспитание разделяет на несколько видов воспитания, такие как патриотическое, экологическое, эстетическое. Если рассматривать средства нравственного воспитания, которые социально необходимы для ребенка, И.Ф. Харламов перечисляет их: долг, честь, совесть, достоинство.

Понятие «нравственность» тесно связано с понятием «духовность» Эти два понятия между собой взаимосвязаны, нравственность характеризует личностное отношение к ценностям. Б.Т. Лихачев считает, что "нравственность более личное, которое характеризует состояние души, совершаемые поступки могут быть измерены только его совестью. Человеку как существу свободному, дано право на свой нравственный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.