Научная статья на тему 'Инклюзивное образование - актуальная проблема современной образовательной системы'

Инклюзивное образование - актуальная проблема современной образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОР / INTEGRATED AND INCLUSIVE EDUCATION / DISTANCE LEARNING / SUPPORT / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Емельянова Анна Максимовна

В данной статье авторы обращаются к рассмотрению практики инклюзивного образования в современной образовательной системе. Отмечается рост толерантности общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, что находит своё отражение в законодательно закреплённых актах. Рассматривается вопрос о появлении в России инклюзивных образовательных практик. Сравниваются два вида образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: интегрированное и инклюзивное. Даётся определение инклюзивного образования. Одной из эффективных форм организации инклюзивного обучения выступает дистанционное обучение, рассматриваемое авторами в качестве наиболее доступной и открытой формы организации процесса образования. Определяются и раскрываются принципы организации дистанционного обучения в условиях инклюзивного образования. Указываются преимущества и ограничения дистанционного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывается значение понятия специальных условий обучения. Важным условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешность авторы видят в системе тьюторского сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Определяются виды сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Указываются цель, задачи и принципы тьюторской деятельности в ситуации инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Емельянова Анна Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION - CURRENT PROBLEM OF MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

In this article, the authors turn to the consideration of the practice of inclusive education in the modern educational system. There is an increase in the tolerance of society towards people with disabilities, which is reflected in legislative acts. The question of the emergence of inclusive educational practices in Russia is being considered. Two types of education for people with disabilities and disabilities are compared: integrated and inclusive. The definition of inclusive education is given. One of the effective forms of organizing inclusive education is distance learning, considered by the authors as the most accessible and open form of organization of the educational process. The principles of the organization of distance learning in an inclusive education are determined and disclosed. The advantages and limitations of distance education for students with disabilities are indicated. The meaning of the concept of special learning conditions is revealed. An important condition for the transition to an inclusive form of education, the authors see its success in the system of tutor support and support for students with disabilities. The types of accompaniment of trainees with disabilities are determined. The goal, objectives and principles of tutoring activities in a situation of inclusive education are indicated.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование - актуальная проблема современной образовательной системы»

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Емельянова Анна Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В данной статье авторы обращаются к рассмотрению практики инклюзивного образования в современной образовательной системе. Отмечается рост толерантности общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, что находит своё отражение в законодательно закреплённых актах. Рассматривается вопрос о появлении в России инклюзивных образовательных практик. Сравниваются два вида образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: интегрированное и инклюзивное. Даётся определение инклюзивного образования. Одной из эффективных форм организации инклюзивного обучения выступает дистанционное обучение, рассматриваемое авторами в качестве наиболее доступной и открытой формы организации процесса образования. Определяются и раскрываются принципы организации дистанционного обучения в условиях инклюзивного образования. Указываются преимущества и ограничения дистанционного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывается значение понятия специальных условий обучения. Важным условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешность авторы видят в системе тьюторского сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Определяются виды сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Указываются цель, задачи и принципы тьюторской деятельности в ситуации инклюзивного образования.

Ключевые слова: интегрированное и инклюзивное образование, дистанционное обучение, сопровождение, тьютор.

Annotation. In this article, the authors turn to the consideration of the practice of inclusive education in the modern educational system. There is an increase in the tolerance of society towards people with disabilities, which is reflected in legislative acts. The question of the emergence of inclusive educational practices in Russia is being considered. Two types of education for people with disabilities and disabilities are compared: integrated and inclusive. The definition of inclusive education is given. One of the effective forms of organizing inclusive education is distance learning, considered by the authors as the most accessible and open form of organization of the educational process. The principles of the organization of distance learning in an inclusive education are determined and disclosed. The advantages and limitations of distance education for students with disabilities are indicated. The meaning of the concept of special learning conditions is revealed. An important condition for the transition to an inclusive form of education, the authors see its success in the system of tutor support and support for students with disabilities. The types of accompaniment of trainees with disabilities are determined. The goal, objectives and principles of tutoring activities in a situation of inclusive education are indicated.

Keywords: integrated and inclusive education, distance learning, support, tutor.

Введение. Развитие инклюзивных подходов к обучению - одна из актуальных проблем современной образовательной системы. В основе концепции инклюзивного образования идея о равенстве прав на образование всех обучающихся независимо от особенностей физического, психического, культурно-этнического, языкового развития. В современной системе высшего образования существующая инклюзивная идеология характеризуется как понимание места и роли молодого человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в обществе и в образовательном пространстве, так и стратегического ресурса проектирования профессиональной образовательной среды, условий и механизмов получения образования [1].

В последнее время в России наблюдается очевидный рост толерантности по отношению к инвалидам. Это связано со специальными акциями, организованными инвалидами, с работой правительства, политиков и чиновников, обсуждающих проблемы инвалидов, которые находят всё больше сторонников. Но главное -стала формироваться определённая социальная модель понимания инвалидности, используемая профессионалами при оценке существующих у человека проблем со здоровьем. Общество пришло к осознанию существующей многие годы дискриминации по отношению к инвалидам. На сегодняшний день работодатели вынуждены считаться с потребностями людей с ограниченными возможностями здоровья, с их правами. Это закреплено законодательно в государственных документах: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конвенция ООН о правах инвалидов и др. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» уточняет, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [2].

Изложение основного материала статьи. Проблема обеспечения полноценного образования и интеграции людей с адаптивными возможностями здоровья в общество нашла отражение в трудах: о доступности высшего образования для инвалидов - М.И.Никинтина; о психолого-педагогическом и медико-

социальном сопровождении инвалидов в образовательном процессе - Е.И.Казакова, Н.И.Никитина, Л.М.Шипицина; о специальных образовательных технологиях для лиц с инвалидностью - Л.П.Храпылина; об организации процесса образования в специализированных учебных заведениях среднего профессионального образования лиц с инвалидностью - О.С.Андреева, В.А.Ермоленко; о профессиональном самоопределении и профориентации инвалидов - Е.М.Старобина, С.А.Стеценко.

На сегодняшний день отмечается рост численности обучающихся и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Около 450 миллионов человек с психическими и физическими нарушениями в развитии насчитывается в мире на сегодняшний день. 785 млн человек в возрасте от 15 лет и старше являются инвалидами. Дети в этом числе составляют соответственно 95 млн и 13 млн. Всего на планете 200 миллионов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Каждый год в России появляется на свет около 50 тысяч младенцев, которых признают инвалидами [3, с. 48-501.

В нашей стране появление первых инклюзивных образовательных учреждений относится к 80-90-годам прошлого века, когда не было нормативно-правовой базы и уровень доступности образовательной среды был крайне низким [4, с. 4292-4297]. В 1991 году в Москве открывается школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321), её появление было инициировано московским Центром лечебной педагогики и родительской общественной организацией.

Осень 1992 года отмечена началом реализации в России проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В 11 регионах страны созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению обучающихся-инвалидов. 31 января 2001 года участниками Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения была принята Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2008-2009 гг. Министерством образования и науки РФ модель инклюзивного образования в порядке эксперимента внедряется в образовательных учреждениях различных типов в субъектах Российской Федерации (Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская, Томская и другие области).

Возможность организации совместного обучения обучающихся с различными образовательными потребностями впервые нашла отражение в распоряжении Правительства РФ от 29.12.2010 №1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Однако этот документ затронул вопрос о интеграции образования.

При сравнении интегрированного и инклюзивного образования следует обратить внимание на серьёзную разницу в содержании данных понятий. Р.Димештейн и И.Ларикова придерживаются мнения, что интеграция (от лат. Integration - соединение) является процессом развития. Инклюзия же (калька с англлпс1шюп -включение) рассматривается как добавление, присоединение каких-либо элементов. Таким образом, мы приходим к выводу, что интеграция является процессом двусторонним, симметричным, в то время как инклюзия - выступает процессом однонаправленным, ассиметричным [5, с. 27-64].

Обращаясь к рассмотрению определения инклюзивное образование, следует отметить, что указанный термин произошёл от латинского «include» - заключаю, включаю; во французском варианте «inclusif» -включающий в себя. Таким образом, инклюзивное образование выступает процессом развития общего образования, подразумевающего доступность образования для всех, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья. В основе инклюзивного образования идеология, пропагандирующая исключение какой бы то ни было дискриминации инвалидов и обеспечивающая равноправное отношение ко всем людям. При этом должны быть созданы определённые условия для людей, нуждающихся в особых образовательных потребностях.

Инклюзивное, или включённое, образование - термин, который используется при описании процесса обучения обучающихся с особыми потребностями.

Инклюзивное образование выступает процессом развития общего образования, подразумевающим доступность образования для всех, то есть приспособления к всевозможным нуждам всех обучающихся, что в состоянии обеспечить доступ к образованию для обучающихся с особыми потребностями [6, с. 23].

Инклюзивное образование как организация учебного процесса предполагает, что все дети оказываются включёнными в общую образовательную систему без ограничений физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и пр.; проходят обучение по месту жительства со здоровыми детьми своего возраста в образовательных школах общего типа, которые ориентированы на учёт образовательных потребностей и на оказание необходимой специальной поддержки.

Эффективность инклюзивного образования напрямую зависит от психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которое можно определить как целостную системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребёнка в образовательной среде.

Инклюзивное образование рассматривается как образование для каждого в отношении его приспособления к нуждам людей с физическими нарушениями, такое образование осуществляется непосредственно во взаимоотношении: обучающиеся с инвалидностью осваивают различные виды деятельности, общаются, у них регулируется самооценка, они приобретают поддержку, дружбу сверстников, становятся увереннее в своих силах. У них происходит формирование мировоззрения, желание жить и работать в стремительно меняющемся мире.

Инклюзивное обучение строится на использовании определённых образовательных технологий и педагогических программ, которые направлены на реализацию инклюзии. Важнейшим принципом инклюзивного образования является соблюдение равенства во всех академических требованиях. При данном подходе обучающиеся с инвалидностью в состоянии увидеть свой реалистический образ, у них развивается самооценка, уверенность в своих возможностях. Стимулами к дальнейшей учебной деятельности в данном случае могут выступать погружение в образовательную деятельность и чувство успеха от процесса и результатов. Постепенно развиваются инициатива, характер, воля, способности. Возможно развитие общественных навыков, коллективизма, организаторских и лидерских качеств. Важно, что обучающийся с инвалидностью получает возможность самостоятельно и осознанно сделать профессиональный выбор. При этом создаётся ситуация равных социальных возможностей.

Одной из эффективных форм организации инклюзивного обучения выступает дистанционное обучение, рассматриваемое в качестве наиболее доступной и открытой формы организации процесса образования. Дистанционное образование имеет как преимущества, так и определённые ограничения. Это этические проблемы построения коммуникаций преподаватель-обучающийся. [7, с. 127-1311. Занятия в дистанционном формате способны существенно облегчить и расширить возможности освоения образовательных программ. Но отрицательным моментом здесь выступает снижение возможности социальной адаптации, так как ограничиваются возможности включения в фактическое образовательное пространство. Дистанционное обучение базируется на следующих принципах:

- активности и самостоятельности обучающегося как основного субъекта образовательного процесса, мотивированного на получение образования;

- кооперативной деятельности, понимаемый как совместная деятельность обучающегося и педагога, направленная на планирование, реализацию, оценивание и коррекцию образовательного процесса; важным аспектом является превалирование деятельностной стороны дистанционного обучения над информационной, следовательно, содержание учебного материала подчинено основным видам деятельности обучаемого; весь процесс обучения построен нам рефлексии опыта обучающегося и результатов учебной деятельности.

- опора на жизненный опыт как один из источников обучения;

- индивидуализации: выбор индивидуальной образовательной программы, учитывающей образовательные потребности и цели, опыт, психологические и физические возможности;

- актуализации результатов обучения - применение в практической деятельности полученных знаний;

- рефлексивности - осмысление процесса обучения, способов деятельности и изменений в собственной учебной деятельности;

- модульно-блочная организация содержания обучения и деятельности обучающегося: каждый отдельно взятый курс создаёт полное представление об изучаемой области знаний;

- содержание обучения и характер взаимодействия в процессе обучения должны быть проблематичны, диалогичны и практикоориентированы;

- системности и целостности - содержание, методы, средства обучения и виды деятельности должны быть в соответствии;

- соотнесённости видов коммуникации - осуществление общения посредством Интернета в состоянии снизить психологическую напряженность и способствовать раскрепощению; однако отследить динамику изменений потребностей и отследить траекторию развития обучающегося возможно лишь при непосредственном общении. В связи с этим возникают определённые трудности, связанные с экспертизой результатов творческой деятельности, решением нестандартных ситуаций.

Организация дистанционного обучения в ситуации инклюзивного образования имеет свои особенности:

- должны быть учтены особенности, интересы, способности и потребности обучающихся; темп деятельности не ограничен во времени и относительно свободен;

- потребность в специфическом мультимедийном оборудовании;

- активное включение в процесс обучения родителей и близких обучающегося;

- обучающийся находится в привычной обстановке, не испытывая дискомфорта, связанного с передвижением и незнакомыми местами;

- процесс обучения сопровождается использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» специальные условия обучения трактуются как условия обучения, воспитания и развития обучающихся, которые включают в себя применение специальных образовательных программ и методов организации образовательного и воспитательного процесса, специальных дидактических материалов, предоставление услуг помощника, организацию и проведение коррекционных занятий индивидуально и в группе, обеспечение посещения организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, оказываются необходимыми при освоении программ образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основным компонентом, на наш взгляд, в данной ситуации является наличие помощника, ассистента, консультанта по инклюзивному образованию.

Важным условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешность - это система сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Процесс сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья оказывается включён в структуру образовательного процесса, цели, построение, содержание и методы оказываются определяющими для инклюзивного образования. Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подразделяется на виды:

- организационно-педагогическое сопровождение, в задачу входит осуществление контроля учебной деятельности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса: посещаемость занятий; оказание помощи в организации самостоятельной работы; консультирование по возникающим вопросам; мониторинг результатов промежуточной аттестации; консультирование преподавателей и сотрудников по вопросам психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдаются проблемы в образовательном процессе, связанные с коммуникацией и социальной адаптацией; в задачу входит изучение, развитие и коррекция личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, психопрофилактика и коррекция возникающих личностных проблем, профессиональное самоопределение;

- медицинско-оздоровительное сопровождение - диагностика физического состояния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для сохранения здоровья, для развития адаптационного потенциала;

- социальное сопровождение характеризуется совокупностью мероприятий, которые включены в образовательный процесс и направлены на социальную поддержку лиц с инвалидностью в процессе инклюзивного образования (социальные выплаты, материальная помощь, стипендии).

Деятельность тьютора в данной ситуации приобретает особое значение. Тьютор может выступить как связующее звено, обеспечить координацию деятельности педагогов, социальных педагогов, психологов, различных специалистов на любом этапе образовательного процесса. Тьютор способствует успешному

включению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, что соответствует ориентации Федеральных Государственных образовательных стандартов нового поколения.

Тьюторство в качестве образовательной технологии насчитывает уже немало столетий. Основной задачей данной технологии является сопровождение индивидуального образования на основе осознания индивидуальных целей образования, выбора соответствующих средств и форм образования, которые будут являться наиболее эффективными именно в ситуации осознанных специфических целей, разработки продолжительной программы получения образования с мониторингом её продуктивности и оцениванием субъектно-значимых результатов [8, с. 23].

Тьюторство исследовалось многими учёными (Н.Ю.Белякова, Т.М.Ковалёва, Н.В.Рыбалкина и др.), в результате научных исследований сложилось определение тьютора: педагог-наставник, преподаватель-консультант; наставник, воспитатель, куратор студенческой группы; индивидуальный научный руководитель обучающихся, воспитатель в учебном заведении; индивидуальный научный консультант студента. Исследование выявило, что тьюторская деятельность понимается в качестве содействия, поддержки, помощи в самоопределении; создания условий для поиска, пробы себя и т.д.; планирования и организации деятельности обучающихся; организации самостоятельной работы; в качестве содействия обучающемуся при освоении и использовании знаний при решении образовательных и жизненных вопросов.

Тьюторская деятельность в ситуации инклюзивного образования может реализовываться по следующим направлениям:

- создание условий социализации обучающихся среди сверстников;

- оказание помощи и поддержки в разработке индивидуального образовательного маршрута обучения и в адаптации индивидуальной образовательной программы;

-создание «безбарьерной» образовательной среды.

Общие принципы тьюторства должны соотноситься с принципами инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса, скорее, может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [9].

Цель тьюторской деятельности состоит в успешном включении обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Реализация указанной цели требует решения ряда задач:

- необходимо создание комфортных условий нахождения обучающегося в образовательном учреждении: сопровождение посещения образовательного учреждения, организация мест для учёбы, отдыха; обеспечение особого режима, связанного с временной организацией образовательной среды в соответствии с реальными возможностями обучающихся;

- сотрудничество с педагогическим коллективом для создания единой образовательной среды, обеспечивающей психологический комфорт;

- социализация как включение обучающегося в образовательную среду и формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

Выводы. Таким образом, обладающий вышеперечисленными компетенциями тьютор в инклюзивном образовании - это эффективная организация и сопровождение всего процесса обучения. Тьютор в инклюзивном образовании, учитывая потребности всех участников, способствует формированию толерантности и коммуникабельности. Тьюторское сопровождение - одно из необходимых и важных условий качественного образования для многочисленной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Тьюторская деятельность в ситуации инклюзивного образования будет способствовать более успешному решению вопросов их адаптации в современном обществе. Целесообразным, на наш взгляд, является создание соответствующего структурного подразделения в среде вуза, целью которого будет создание условий по обеспечению инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам высшего образования [10, с. 2-3]. Практика инклюзивного образования в вузе - это возможность обучения и дальнейшего трудоустройства лиц с особыми образовательными потребностями. Охватывая взглядом ретроспективу общественного отношения к людям с инвалидностью, можно сказать, что оно менялось от прямого неприятия и оказания элементарной медицинской помощи до концепции самостоятельного независимого существования, основой которого выступает культура достоинства. На сегодняшний день общество пришло к признанию людей с инвалидностью важной составляющей общества.

Литература:

1. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №2. С. 3.

2. Национальная образовательая инициатива «наша новая школа». Утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271. [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/6744437/ (дата обращения 26.10.2017).

3. Воронова Е. Г., Харлампиева С. Я., Шейко Н. Адаптация обучающихся с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 48-50

4. Гребенникова В.М. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Fundamental Research №2, 2015. - C. 4292-4297.

5. Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. Интеграция «особого» ребенка в России: законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи, 2000. Вып. 3. - С. 27-64.

6. Челнокова Е.А., Набиев Р.Д. Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения // Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 38.

7. Зиневич.О.В., Рузанкина Е.А. Этические проблемы внедрения инноваций в сферу образования. // Высшее образование в Росии. 2010. №12. - С. 127-131

8. Челнокова Е.А., Тюмасева З. И. Тьюторская деятельность в дистанционном обучении // Вестник Мининского университета. 2016. №3 (16). С. 17.

9. Понятия и принципы инклюзивного образования. [Электронный ресурс] https://bibliomir83.blogspot.ru/2014/04/blog-post 4004.html. (дата обращения 26.102017).

10. Поляков В.Л. Учреждения среднего профессионального образования: от конкуренции к развитию // Среднее профессиональное образование. 2010. №5 - С. 2-3

11. Korsakova T.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Lazutina A.L., Perova T.V. Transformation of corporate culture in conditions of transition to knowledge economics. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4690-4698.

12. Челнокова Е.А. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьников в профильной школе // Исследовательская работа школьников. 2009. № 3. - С. 42-46.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Емельянова Анна Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА

Аннотация. Авторы обращаются к рассмотрению вопроса социального интеллекта и ценностных ориентаций студентов высшей школы. Говоря об актуальности исследования, авторы указывают, что социальный интеллект и ценностные ориентации обеспечивают психологическую адаптацию студентов к новым социально-экономическим условиям и системам образования, участвуют в формировании профессионального самоопределения. Рассматривая социальный интеллект, авторы обращаются к трактовке данного понятия исследователями Э.Л.Торндайком, Ф.Моссом и Т.Хантом, Г.Олпортом. При рассмотрении понятия «ценностные ориентации» авторы обращаются к истории и дают его определение, опираясь на исследования психолого-педагогической литературы. С целью исследования социального интеллекта и ценностных ориентаций студентов высшей школы авторы провели эксперимент, с основу которого положен тест для исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. О'Салливена. Ценностные ориентации студентов оценивались по трем универсальным факторам: оценки (ценности), силы (потенция) и активности, разработанные Ч.Осгудом.

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, ценностные ориентации, тест, студенты, высшая школа.

Annotation. The authors turn to the issue of social intellect and value orientations of students of higher education. Speaking about the relevance of the study, the authors point out that social intelligence and value orientations provide for the psychological adaptation of students to new socio-economic conditions and educational systems, and participate in the formation of professional self-determination. Considering social intelligence, the authors turn to the treatment of this concept by researchers ELTorndyke, F.Moss and T. Khant, G.Olport. When considering the concept of value orientations, the authors turn to his history and give a definition based on the research of psychological and pedagogical literature. In order to study the social intelligence and value orientations of high school students, the authors conducted an experiment based on a test for the study of the social intelligence of J. Guilford and M. O'Sullivan. The students' value orientations were assessed according to three universal factors: assessments (values), strength (potency), and activity developed by C. Osgood.

Keywords: intellect, social intelligence, value orientations, test, students, higher school.

Введение. Актуальность исследования социального интеллекта и ценностных ориентацией студентов объясняется тем, что они, являясь системообразующим элементом мировоззрения, обеспечивают психологическую адаптацию студентов к новым социально-экономическим условиям и системам образования, участвуют в формировании профессионального самоопределения. Именно ценностные ориентации, выражая отношение к миру и себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом и определяют духовный стержень человека. Социальный интеллект является способностью правильно понимать поведение окружающих. Данная способность является необходимой с целью эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации [6]. Ценностные ориентации - это важнейший компонент структуры личности. Ориентируясь на степень его развитости, можно говорить об уровне сформированности личности. Именно ценности выступают в качестве побудительной силы и причины, ориентируясь на которые индивид выбирает тот или иной способ действия. Ценностные ориентации, с данной точки зрения, являются элементами мотивационной структуры личности, основываясь на которых индивид выбирает цель, мотив определённой деятельности, учитывая особенности создавшейся ситуации [8]. Определение уровня развития социального интеллекта и ценностных ориентаций студентов высей школы представляют определённый интерес с точки зрения адаптации студентов к новой образовательной среде и освоению избранной специальности для дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.