эмоциональной поддержке социума.
Выявлены отрицательные взаимосвязи между показателем психологической защиты по типу «реактивное образования», характеризующимся предотвращением проявлений неприемлемых желаний благодаря развитию противоположных этим желаниям установок и форм поведения, и «конфронтационным копингом» как возможностью не маскировать отношение к ситуации, копингом «бегство - избегания», как вероятность не совершать действия, направленные на переосмысление сложившейся ситуации.
Готовность личности принимать решения и нести ответственность за свои поступки в меньшей степени вызывает напряжения и приводит к уменьшению вероятности использования защит и копинг-стратегий. Мобилизация личностных и когнитивных возможностей для реализации собственной активности способствует активному функционированию копинг-стратегий, что снижает автономность личности в организации собственной активности, способность самостоятельно планировать деятельность и поведение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горская, Г.Б. Организационные факторы психической напряженности в спорте высших достижений / Г.Б. Горская // Психология спорта: жука, искусство, профессия. - 2019. - № 1. -С. 53-56.
2. Дубовова, А.А. Особенности психологической готовности юных спортсменов к занятиям спортом / А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2019. - № 1. - С. 261-262.
3. Пирожкова, В.О. Психологические предпосылки эмоциональной устойчивости высококвалифицированных спортсменов в условиях соревновательного стресса / В.О. Пирожкова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 17. - С. 93-98.
REFERENCES
1. Gorskaya, G.B. (2019), "Organizational Factors of Mental Tension in Higher Performance Sports", Sports psychology: science, art, profession, No. 1, pp. 53-56.
2. Dubovova, A.A. (2019). "Features of psychological readiness of young athletes for sports", Materials of the scientific and methodological conference of the faculty of the Kuban state University of physical culture, sport and tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 261-262.
3. Pirozhkova, V.O. (2015), "Psychological prerequisites of emotional stability of highly qualified athletes in conditions of competitive stress", Current issues of physical culture and sports, Vol. 17, pp. 93-98.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.07.2020
УДК 159.923
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Владимир Алексеевич Губин, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Ленинградский государственный университета им. А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург; Дмитрий Валентинович Шабаров, прокурор, Прокуратура Санкт-
Петербурга; Елена Фёдоровна Снигищенко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Андрей Олегович Кособуцкий, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Андрей Владимирович Молдованов, кандидат военных наук, заместитель начальника кафедры, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
В статье рассмотрены результаты исследования представлений о прокурорской деятельности у лиц, получивших среднее общее образование и изъявивших желание поступить в ведомственный вуз прокуратуры Российской Федерации. Проведен контент анализ представлений о прокуратуре, установлена прямая корреляция между целями смысложизенных ориентаций и мотивом общественного признания у абитуриентов ведомственного вуза прокуратуры РФ.
Ключевые слова: социальные представления, прокурорская деятельность, ведомственный вуз, профессиональное самоопределение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p472-476
REPRESENTATION OF PROSECUTOR ACTIVITIES AND PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF PERSONS WITH SECONDARY GENERAL EDUCATION
Vladimir Alekseevich Gubin, the doctor of psychological sciences, professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, St. Petersburg; Dmitriy Valentinovich Shabarov, the prosecutor, Prosecutor's office of St. Petersburg; Elena Fedorovna Snigishchenko, the senior teacher, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Andrei Olegovich Kosobutsky, the candidate of pedagogical sciences, head of the department, Andrei Vladimirovich Moldovanov, the candidate of military sciences, deputy head of the department, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops of
the Russian Federation
Abstract
The article discusses the results of the study of ideas about prosecutorial activity among people who have received secondary education and expressed the desire to enter the departmental university of the prosecutor's office of the Russian Federation. The content analysis of ideas about the prosecutor's office was carried out; a direct correlation was established between the goals of meaningful orientations and the motive for public recognition among the applicants of the departmental university of the prosecutor's office of the Russian Federation.
Keywords: social representations, prosecutorial activities, departmental university, professional self-determination.
ВВЕДЕНИЕ
Важной составляющей профессиональной жизни человека является период его профессионального самоопределения, когда профессиональные предпочтения базируются в основном на сведениях, полученных из школьной программы, средств массовой информации, сети Интернет и ближайшего социального окружения (родители, друзья, знакомые). На этом этапе готовность к осуществлению профессиональной деятельности имеет вероятностный смысл, отражая представления личности о её трудовом потенциале (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Г. Маклаков, В.А. Губин, и др.). На основе этих представлений человек выбирает траекторию своего профессионального самоопределения, получая профессиональное образование, в процессе которого его представления о будущей профессии и нём самом в выбранной профессии претерпевают изменения, иногда весьма серьёзные.
Профессиональное самоопределение - один из важнейших этапов развития человека, который, зачастую происходит на стадии индивидуализации личности. Согласно Л.Н. Столяренко для данной стадии социализации характерно: желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте данная стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как «все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка». Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Ведущей стороной социализации является освоение профессиональных знаний, умений [3].
По Е.А. Климову, профессионально-важные качества - это:
- гражданские качества: идейный, моральный облик человека, как члена коллектива, общества;
- отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности, дееспособность, навыки, привычки, знания, опыт [1].
А.Г. Маклаков, обсуждая проблемы профессионально-психологического отбора в процессе профессионального самоопределения, отмечает, что профессиональная пригодность понимается им как «системная организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем», однако в дальнейшем изложении проблем профессионально-психологического отбора мотивационный аспект из рассмотрения исчезает, а отбор определяется как «комплекс мероприятий, направленный на обеспечение качественного отбора персонала организации на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности [2].
Профессия прокурора всегда являлась престижной, интересной и содержательной. Многие выпускники общеобразовательных школ стремятся поступить в ведомственные вузы прокуратуры Российской Федерации по целевому приему, о чем свидетельствует большой конкурс и высокие проходные баллы в течении многих лет.
Тем не менее, интерес вызывает система представлений о прокурорской деятельности среди выпускников общеобразовательных школ, стремящихся поступить в ведомственные вузы прокуратуры Российской Федерации на современном этапе развития общественно-экономической формации.
Цель исследования - выявление представлений о прокурорской деятельности у лиц имеющих среднее общее образование.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Респондентами данного исследования выступили кандидаты в абитуриенты Санкт-Петербургского юридического института (филиала) университета прокуратуры Российской Федерации, выпускники общеобразовательных школ. Общий объем выборки составили 40 человек (20 юношей и 20 девушек в возрасте от 16 до 18 лет).
В ходе сбора эмпирического материала применялись следующие методики: методика «20 высказываний» (М. Кун, Т. Макпартленд) в варианте «20 определений понятия «прокуратура»; тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева; мотивационный тест Ф. Херцберга.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При исследовании содержательной составляющей представлений о прокурорской деятельности был проведен контент анализ проективной методики «20 определений понятия „прокуратура"», в результате чего близкие по значению понятия и суждения в ответах испытуемых объединены в общие категории, а затем подсчитано количество их употребления у испытуемых.
При проведении контент-анализа нами были выявлены следующие категории:
1. Определение прокуратуры, как организационной структуры (условное обозначение ОРГ - государственный орган и т.п.);
2. Определение прокуратуры как среды профессиональной деятельности (Пд -служба);
3. Определение прокуратуры как среды воспитания (В - честь, мужество, патриотизм);
4. Атрибутивные определения (А - погоны, форма).
Каждое определение, которое встретилось в выборке классифицировано с точки зрения принадлежности выделенным категориям у каждой группы испытуемых [4].
Далее к каждому определению была приписана модальность (позитивность, нейтральность, негативность), а затем подсчитана частота его употребления в каждой выборке. Совокупность наиболее часто встречающихся, типовых терминов называется модальной совокупностью представлений соответствующей ядру групповой системы представлений и свидетельствующей о ее содержании [5]. Результаты контент-анализа ответов лиц, имеющих среднее общее образование, представлены в таблице 1. Таблица 1 - Модальная совокупность определений понятия «прокуратура» у лиц имею-
щих с реднее общее образование
№ Определения Модальность Абсолютная частота Категория
1. Право + 24 Пд
2. Суд + 22 Пд
3. Справедливость + 17 Пд
4. Законность + 16 Пд
5. Государство + 16 ОРГ
6. Честность + 13 В
7. Ответственность + 11 В
8. Престижность + 9 ОРГ
9. Форма + 8 А
10. Власть + 3 ОРГ
Система представлений человека о среде деятельности связана с комплексом мотивов этой деятельности: модальность представлений (как позитивная, так и негативная) может быть «наведена» мотивами, которые в данном случае выступают в качестве первичных по отношению к представлениям. Однако возможно и другое соотношение этих факторов, когда изменения в системе представлений (например, в результате ознакомления с работой прокурора из рассказов, действующих сотрудников или информации из художественных фильмов) вызывают изменения в мотивационной сфере личности. Так или иначе, мотивационный аспект готовности к профессиональной деятельности является ключевым в её психологическом анализе.
Также установлена прямая корреляция 0,404 по Спирмену (р<0.01) между показателями целей смысложизенных ориентаций и общественным признанием (гигиеническим фактором) по Ф. Херцбергу.
ВЫВОДЫ
Лица, получившие среднее общее образование и изъявившие желание поступить в ведомственный вуз прокуратуры Российской Федерации, относят понятие «прокуратура» к категории профессиональной деятельности (4), организационной среде (3), атрибутах прокуратуры (1) и среде воспитания (2).
В содержании понятия прокуратуры респондентами не были указаны такие категории прокурорской деятельности как о среде обучения в ведомственном вузе, общения и периода жизни, нет четких представлений о дальнейшей трудовой деятельности.
Также выявлена взаимосвязь целей смысложизенных ориентаций заключающихся в общественном признании, как ведущим мотивом обучения в ведомственном вузе прокуратуры РФ.
Это свидетельствует о том, что система представлений о прокуратуре среди выпускников общеобразовательных школ не в полной мере соответствует тем реалиям, которым на сегодняшний день соответствует прокуратура России. В качестве предложения может выступить освещение деятельности прокуратуры РФ среди молодежи и освещение всей многогранности и сложности осуществления прокурорского надзора как серьезной и важной юридической специальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Климов, Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды.- Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2003.- 456 с.
2. Маклаков, А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика / А.Г. Маклагов.- Санкт-Петербург: Питер, 2008.- 480 с.
3. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 544 с.
4. Шабаров, Д.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки прокурорских работников к профессиональной деятельности / Д.В. Шабаров, В.А. Губин, А.В. Молдованов // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 12 (109). - С. 180-192.
5. Шаньгина Н.В. Образ психолога-профессионала в представлении студентов психологического факультета / Н.В Шаньгина // Вестник Российской Академии естественных наук. Санкт-Петербургское отделение образования и развития науки.- 2006.- № 11 (1).- С. 43-46.
REFERENCES
1. Klimov E.A (2003), Professional Psychology: Selected Psychological Works, Publishing House Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.
2. Maklakov A.G. (2008), Professional psychological selection of personnel. Theory and Practice, Peter, St. Petersburg
3. Stolyarenko, L.D. (2003), Pedagogical psychology, Phoenix, Rostov-on-Don.
4. Shabarov, D.V., Gubin, V.A. and Moldovanov, A.V. (2019), "Psychological and pedagogical support of training prosecutors for professional activities", Actual problems of Russian law, No. 12 (109), pp.180-192.
5. Shangina, N.V. (2006), "The image of a professional psychologist in the view of students of the Faculty of Psychology", Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences. St. Petersburg Department of Education and the Development of Science, No. 11 (1), pp. 43-46.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.07.2020
УДК 159.9.075
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ С УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ
Наталья Анатольевна Ильиных, адъюнкт, Академия Федеральной службы исполнения
наказаний России, Рязань
Аннотация
В ходе теоретико-эмпирического исследования установлено, что волевой самоконтроль эмоциональных реакций находится во взаимосвязи со смысложизненными ориентациями тубинфици-рованных осужденных. Эмпирическое исследование проводилось нами в лечебно-исправительном учреждении УФСИН России по Кировской области, в нем приняли участие 164 тубинфицирован-ных осужденных. Использовались следующие методы: тестирование, методы математической статистики (корреляционный анализ). Обработка полученных результатов осуществлялась в программе Psychometric Expert (версия 9.1.0). Цель исследования - изучение влияния волевого самоконтроля эмоциональных реакций тубинфицированных осужденных на сформированность их смысложизненных ориентаций. Гипотеза исследования - существует тесная взаимосвязь между волевым самоконтролем эмоциональных реакций и уровнем сформированности смысложизненных ориентаций тубинфицированных осужденных. Чем выше уровень волевого самоконтроля эмоциональных реакций, тем выше уровень сформированности смысложизненных ориентаций. На основании эмпирических данных установлено, что между волевым самоконтролем эмоциональных реакций и уровнем сформированности смысложизненных ориентаций тубинфицированных осужденных имеется тесная взаимосвязь. Шкала общего самоконтроля находится в положительной корреляционной связи со всеми шкалами методики смысложизненных ориентаций. Самообладание