REFERENCES
1. Alexandrova, N.P. (2014), "Emotional self-regulation and personality factors of stress resistance", Applied and legal psychology, No. 1, pp. 22-30.
2. Babushkin, G.D. (2017), "Emotional intelligence in the structure of the athlete's psychological preparedness", Rudikov readings: materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sport, Moscow, pp. 99-103.
3. Bosenko, Yu.M. and Berilova, E.I. (2015), "Personal and cognitive stress factors of high-class athletes", Vestnik of Nekrasov Kostroma State University, Vol. 21, No. 2, pp. 106-110.
4. Gorskaya, G.B. (2015), "The personal resources of the athlete's self-realization: disclosure strategies", Actual issues of physical culture and sport, Vol. 17, pp. 71-78.
5. Tolochek, V.A. (2015), Styles of activity: resource approach, Institute of Psychology RAS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.07.2020
УДК 159.9.075
РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЛОЖНОСТЕЙ НА ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНА
Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Сергеевна Распопова, кандидат психологических наук, доцент, Елена Игоревна Берилова, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования ресурсов преодоления сложностей на пути профессионального развития 246 спортсменов в возрасте от 19 до 26 лет различной квалификации. В исследовании использовались: методика Р. Плутчика «Индекс жизненного стиля», копинг-тест Р. Лазаруса, опросник Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда «Уровень субъективного контроля», «Стиль саморегуляции поведения - 98» В. И. Моросановой и методы математической статистики (корреляционный анализ по r критерию Пирсона). Исследование показало, что интерналь-ность и развитая осознанная регуляция поведения уменьшает возможность использования в стрессовых ситуациях неконструктивных формам поведения.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, локус контроль, осознанная саморегуляция поведения, спортсмены.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p470-472
RESOURCES OF OVERCOMING COMPLICATIONS ON THE WAY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF AN ATHLETE Julia Mikhaylovna Bosenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna Sergeevna Raspopova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elena Igorev-na Berilova, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Abstract
The article presents the results of research of resources to overcome difficulties on the way of professional development of 246 athletes aged 19 to 26 years of various qualifications. The study used methods of psychodiagnostics: the method of R. Plutchik "Index of life style", the coping test of R. Lazarus, the questionnaire of E. F. Bazhin, E. A. Golynkin, A. M. Etkind "Level of subjective control", "Style of behavior self-regulation - 98" V. I. Morosanova and methods of mathematical statistics (correlation analysis according to the Pearson r criterion). The study showed that internality and developed conscious regulation
of behavior reduces the possibility of using non-constructive forms of behavior in stressful situations.
Keywords: mechanisms of psychological protection, coping strategies, locus control, conscious self-regulation of behavior, athletes.
В спорте личность использует физические возможности для достижения определенных вершин [3]. Процесс спортивного совершенствования может быть ограничен рядом социально-психологических факторов: негативное влияние прошлого опыта, социальные влияния и давление спортивной команды, внутренние защиты [1, 2]. Представляет интерес вопрос о том, что помогает спортсменам преодолевать сложности на пути профессионального развития. Стратегия исследования заключалась в оценке вероятности прибегания в стрессовых ситуациях к защитному поведению, к применению более или менее конструктивных копинг-стратегий, в зависимости от возможности реализовывать субъектом свою активность (осознанная саморегуляция поведения) и готовности личности принимать ответственность (показатель локус контроля), мерой чего является наличие и характер связей этих показателей.
Полученные данные подтверждают предположение о взаимосвязях осознанной регуляции поведения, локализации контроля личности, защитных механизмов и копинг-стратегий, используемых спортсменами.
Выявлены статистически значимые взаимосвязи: показатель общего уровня интер-нальности отрицательно коррелирует с показателем механизма защиты по типу регрессии показателями копинг-стратегий: «самоконтроль», «поиск социальной поддержки»; ин-тернальность в сфере достижения отрицательно коррелирует с показателем психологической защиты «замещение» и копингом «бегство-избегание». Следовательно, проявление интернальной позиции личности снижает склонность прибегать к осознанной регуляции своих чувства и действий, уменьшает необходимость информационной, действенной и эмоциональной поддержки, и склонность к незрелым типам поведения. Спортсмены с высоким общим уровнем субъективного контроля менее склонны к разрядке подавленных эмоций, направленных на безопасные объекты, не стремятся к избеганию проблемы. Интернальность снижает вероятность прибегания в сложных ситуациях к защитному поведению.
Перейдем к анализу взаимосвязи совладающей активности с осознанной саморегуляцией личности. Спортсменам нет необходимости в избегании проблемы (копинг «бегство-избегание») при наличии у них развитого навыка моделирования ситуации. Наличие обратных взаимосвязей между показателем осознанной регуляции поведения «самостоятельность» и некоторыми видами совладающей активности человека снижает необходимость в регулировании своего поведения посредством увеличения самоконтроля и обращений за поиском поддержки в социуме, ведет к уменьшению усилий по созданию положительного значения собственной роли в проблеме.
Обнаружены прямые взаимосвязи между компонентом саморегуляции «оценивание результатов» и психологической защитой по типу «реактивное образование»; компонентом саморегуляции «планирование» и копингом «поиск социальной поддержки», компонентом саморегуляции «программирование» и копингом «принятие ответственности».
Мироощущение спортсмена в ситуации исчерпанных ресурсов имеет различный спектр проявлений, часто они вынуждены неосознанно скрывать, подавлять свое реальное отношение к своей деятельности и результатам соревнований, уходя в деструктивные поведенческие реакции. Как показало исследование, преодолеть такие формы поведения, сдержать последствие стрессовой ситуации могут сформированные, устойчивые субъективные критерии оценки успешности своих достижений. Необходимость продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей, тщательность и развернутость предстоящего планирования помогает осознавать себя центральной фигурой в системе своей жизни и может стать ключевым фактором в конструктивности решения проблемы. Спортсмены, имеющие сформированное осознанное планирование, нуждаются в
эмоциональной поддержке социума.
Выявлены отрицательные взаимосвязи между показателем психологической защиты по типу «реактивное образования», характеризующимся предотвращением проявлений неприемлемых желаний благодаря развитию противоположных этим желаниям установок и форм поведения, и «конфронтационным копингом» как возможностью не маскировать отношение к ситуации, копингом «бегство - избегания», как вероятность не совершать действия, направленные на переосмысление сложившейся ситуации.
Готовность личности принимать решения и нести ответственность за свои поступки в меньшей степени вызывает напряжения и приводит к уменьшению вероятности использования защит и копинг-стратегий. Мобилизация личностных и когнитивных возможностей для реализации собственной активности способствует активному функционированию копинг-стратегий, что снижает автономность личности в организации собственной активности, способность самостоятельно планировать деятельность и поведение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горская, Г.Б. Организационные факторы психической напряженности в спорте высших достижений / Г.Б. Горская // Психология спорта: жука, искусство, профессия. - 2019. - № 1. -С. 53-56.
2. Дубовова, А.А. Особенности психологической готовности юных спортсменов к занятиям спортом / А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2019. - № 1. - С. 261-262.
3. Пирожкова, В.О. Психологические предпосылки эмоциональной устойчивости высококвалифицированных спортсменов в условиях соревновательного стресса / В.О. Пирожкова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 17. - С. 93-98.
REFERENCES
1. Gorskaya, G.B. (2019), "Organizational Factors of Mental Tension in Higher Performance Sports", Sports psychology: science, art, profession, No. 1, pp. 53-56.
2. Dubovova, A.A. (2019). "Features of psychological readiness of young athletes for sports", Materials of the scientific and methodological conference of the faculty of the Kuban state University of physical culture, sport and tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 261-262.
3. Pirozhkova, V.O. (2015), "Psychological prerequisites of emotional stability of highly qualified athletes in conditions of competitive stress", Current issues of physical culture and sports, Vol. 17, pp. 93-98.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.07.2020
УДК 159.923
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Владимир Алексеевич Губин, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Ленинградский государственный университета им. А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург; Дмитрий Валентинович Шабаров, прокурор, Прокуратура Санкт-
Петербурга; Елена Фёдоровна Снигищенко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Андрей Олегович Кособуцкий, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Андрей Владимирович Молдованов, кандидат военных наук, заместитель начальника кафедры, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации