Статья / Article
УДК / UDC 343
DOI 10.35231/18136230_2022_2_158
Анализ состояния законности в прокурорской деятельности:
теория и практика
Д. В. Шабаров
Прокуратура г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Российская Федерация
В статье отражены теоретические и практические основы аналитической деятельности, осуществляемой в органах и организациях прокуратуры России.
Цель и задачи анализа состояния законности - повышение эффективности и результативности прокурорской деятельности прокуратуры РФ.
Приведены некоторые аспекты оптимизации деятельности прокуратур субъектов, а также алгоритм восстановления нарушенной законности.
Проанализированы результаты исследования содержательной составляющей представлений о прокурорской деятельности у вновь принятых прокурорских работников, указывающего на приоритетность анализа состояния законности в когнитивной иерархии в процессе практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации прокуратуры России.
Ключевые слова: анализ состояния законности, надзорная деятельность, прокуратура, деятельность, профилактика.
Для цитирования: Шабаров Д.В. Анализ состояния законности в прокурорской деятельности: теория и практика // Ленинградский юридический журнал. - 2022. - № 2 (68). - С. 158-169. DOI 10.35231/18136230_2022_2_158
Analysis of the state of legality in prosecutorial activity:
theory and practice
Dmitry V. Shabarov
Prosecutor's Office of St. Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
The article reflects the theoretical and practical foundations of the analytical activities carried out in the bodies and organizations of the Prosecutor's Office of Russia.
© Шабаров Д. В., 2022
The purpose and objectives of the analysis of the state of legality are considered, which is to increase the efficiency and effectiveness of the prosecutorial activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation.
Some aspects of optimizing the activities of the prosecutor's offices of the subjects, as well as an algorithm for restoring the violated legality are given.
The results of the study of the content component of the ideas about prosecutorial activity among newly hired prosecutors are analyzed, indicating the priority of analyzing the state of legality in the cognitive hierarchy in the process of practice-oriented training in the system of advanced training of the Russian prosecutor's office.
Key words: analysis of the state of legality, supervisory activity, prosecutor's office, activity, prevention.
For citation: Shabarov, D.V. (2022) Analiz sostoyaniya zakonnosti v prokurorskoy deyatel'nost': teoriya i praktika [Analysis of the state of legality in prosecutorial activity: theory and practice]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal - Leningrad Legal Journal. No 2 (68). pp. 158-169. (In Russian). DOI 10.35231/18136230_2022_2_158
Введение
Особое внимание органов прокуратуры России занимают вопросы охраны и защиты социальных прав граждан, создания безопасных условий их жизни, соблюдения законодательства в экономической сфере, противодействия коррупции, профилактика.
Представленная в открытых официальных источниках информации практика прокурорского надзора свидетельствует, что у прокуратур субъектов России имеются значительные резервы для повышения результативности и эффективности своей деятельности.
По мнению С.И. Литвиненко, именно знание проблемы, ее предварительная тщательная проработка позволяют подробно определить оптимальные пути ее решения. При этом надзор на конкретном направлении не прекращается до тех пор, пока не получен положительный результат. А результат - это устранение выявленных нарушений, причем не только на отдельном объекте, а в целом на всей поднадзорной территории [6, с. 3].
Оптимизация прокурорской деятельности при анализе состояния законности
Переход от одной общественно-экономической формации к другой и динамика изменений российского законодательства требуют от современного специалиста-правоведа совершенствования своих знаний, умений и навыков (компетенций) [1, с. 4].
Современная методологическая основа анализа состояния законности достаточно слаба. Глубоких теоретических исследований по проблеме эффективности прокурорского надзора крайне недостаточно.
Критерии оценки эффективности работы прокуратуры - статистические показатели надзорной деятельности - были выработаны очень давно, и они весьма несовершенны, не учитывают современных реалий [4, с. 3].
Анализ дает возможность определения приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры, а также прогноза развития социальных процессов на поднадзорной территории.
Результаты анализа трансформируются в планы работы, реализация которых позволяет сделать вывод о достаточности принимаемых мер.
Для этого целесообразно ориентироваться на оптимизации прокурорских проверок, которые необходимо проводить:
1) на основе системного подхода, предполагающего одновременное изучение смежных проверяемыми вопросов (например, законность нахождения трудовых мигрантов на территории Российской Федерации с возможным нарушением их трудовых, жилищных и иных прав);
2) с достижением конкретного результата - определения вида нарушения; причин и условий, ему способствовавших; выявления непосредственного виновника нарушения, установления лица, полномочного устранить нарушение;
3) с принятием мер прокурорского реагирования не только в целях устранения нарушения, но и для водворения в правовое поле ситуации в целом (в случае, если не определено лицо, ответственное за данный вид нарушений, необходимо установить причины сложившейся ситуации и принять меры к тому, чтобы ответственные были назначены);
4) с принятием мер по восстановлению нарушенной законности и недопущению аналогичных нарушений впредь.
Не вызывает сомнений, что подобный подход к проведению проверочных мероприятий приведет к реальному изменению ситуации на поднадзорной территории мерами прокурорского реагирования, которого в ряде случаев можно достичь путем контроля развития конъюнктуры на объекте после проведенной проверки и принятых мер.
Это достигается путем усиления в первую очередь исполнительской и производственной дисциплины, а также персональной ответственности, эффективности работы поднадзорных органов.
Результат и реальное изменение ситуации на поднадзорной территории - основная задача анализа состояния законности
Одной из основных задач, при этом, должна стать нацеленность на результат, которым является восстановление нарушенной законности по следующему алгоритму:
1. Профилактика правонарушений, которая обеспечивается в том числе аналитической работой подразделениями районных и специализированных прокуратур, проводимой в постоянном режиме с целью выявления наиболее проблемных в конкретный момент времени участков.
Аналитическая работа прокуратуры основывается на максимальном использовании имеющегося в распоряжении массива информации: обращений граждан и юридических лиц; материалов мониторинга состояния законности, проводимого сотрудниками прокуратуры; данных СМИ, правозащитных организаций и иной информации.
В обязательном порядке аналитика должна включать наблюдение за развитием ситуации на уже проверенном прокуратурой объекте с целью недопущения дальнейшего нарушения законности.
2. Принятие мер по недопущению нарушения законности, которые достигаются установлением с органами власти и контролирующими органами того уровня взаимодействия, которое позволяет обеспечить быстрый обмен имеющейся информацией; направление предостережений прокурора; рабочие встречи прокурора с лицами, полномочными на принятие мер по недопущению нарушений другими лицами, от которых зависит развитие ситуации; разъяснение законодательства, встречи с населением и т.д.
3. Принятие мер по устранению нарушений закона и наказанию виновных лиц.
4. Принятие мер к восстановлению нарушенной законности.
5. Контроль развития ситуации на проверенном объекте с целью недопущения повторения нарушений.
6. Использование сетевых сервисов и информационных платформ в качестве независимого маркера проведения анализа состояния законности [5, с. 16].
Для повышения эффективности и снижения сроков проведения конкретных мероприятий целесообразно укрепление и повышение роли и ответственности зонального прокурора.
При установлении к тому необходимости руководитель подразделения поручает зональному прокурору, либо иному опытному сотруднику профильного подразделения, организовать и принимать непосредственное участие в социально значимых проверках, проводимых на поднадзорной территории.
Зональный прокурор обеспечивает составление планов проверки, организует направление запросов, привлечение специалистов, органов контроля, разрабатывает алгоритм проведения проверки на основании имеющихся прогнозных и аналитических данных, данных о нарушении закона.
Также одной из ключевых позиций в прокурорской деятельности является принятие мер к максимальному исключению дублирования в ходе проверок полномочий органов власти, контролирующих и иных органов и организаций, их должностных лиц.
При проведении каждой проверки необходимо выявлять причины и условия конкретного нарушения, которые необходимо доводить до сведения органов власти, контролирующих органов, в полномочиях которых находится устранение нарушений, либо контроль за их устранением.
Следует отметить, что при этом ведущую роль играет обеспечение действенного контроля за реализацией территориальными органами власти и контролирующими органами направленной им информации со стороны районных прокуратур субъекта России и доведение ее до сведения профильных подразделений аппарата прокуратуры субъекта РФ.
В свою очередь профильные структурные подразделения прокуратуры субъекта России при получении информации из районных прокуратур, либо непосредственном получении информации о нарушениях, которые могут быть актуальны для поднадзорной территории в целом, необходимо не только направлять информацию в соответствующий орган власти, но и требовать от данного органа изучения ситуации в целом, проведения проверок и устранение нарушений.
Успешной реализации данного алгоритма служит надлежащий подход к проведению методической работы в прокуратуре субъекта России, предусматривающий:
- как правило, первоначальное изучение вопроса в ходе проверки под руководством опытного сотрудника прокуратуры области (города, края и т.д.);
- дальнейшее закрепление практической ориентированности в методике, содержащей стандартизированный подход (алгоритм) обеспечивающий возможность ее использования в практике работы любого подразделения органа прокуратуры в аналогичной ситуации;
- поддержание данной методики в актуальном состоянии;
- привлечение под руководством работников аппарата прокуратуры субъекта к проверке в одном районе сотрудников других районных прокуратур с целью их обучения, повышения профессиональной квалификации.
При соблюдении всех указанных мер, в свою очередь оценка деятельности структурного подразделения или отдельной прокуратуры может производиться исходя из состояния законности и правопорядка в районе, принимая во внимание количественные показатели лишь в совокупности с другими критериями оценки всей деятельности, таких как организация основных функций деятельности прокуратуры; реализация управленческих решений; обеспечение, взаимодействие и координация деятельности прокурорских работников; контроль и проверка исполнения; достоверность статистических сведений; состояние делопроизводства, в том числе в условиях цифровой трансформации, и др.
Все изложенное достигается с решением не менее важной задачи -обеспечения надлежащего уровня подготовки прокурорских работников, привлеченных к проведению проверки, знания законодательства по предмету проверки, обязанностей проверяемых должностных лиц, прав и обязанностей привлеченных специалистов.
Особое значение приобретает слаженное взаимодействие в работе структурных подразделений аппарата прокуратуры субъекта, районных и специализированных прокуроров, достичь которого можно лишь при наличии достаточного уровня профессиональной подготовки прокурорского корпуса.
Успешная аналитическая деятельность состояния законности -результат практико-ориентированного обучения
Приоритетная роль в проведении аналитической деятельности отводится наиболее опытным и квалифицированным прокурорским работникам. Вместе с тем необходимо привлекать к обучению данному виду прокурорской деятельности молодых специалистов. Это достигается путем практико-ориентированного обучения в органах и организациях прокуратуры России с активным применением института наставников, а
также во взаимодействии с высшими учебными заведениями [7, с. 98].
Для того чтобы сотрудники, осуществляющие надзор за экономическими направлениями прокурорской деятельности, обладали системой знаний в предмете надзора, программа предполагает инновационные для прокуратуры РФ формы повышения квалификации, такие как профессиональная переподготовка в государственных экономических вузах.
Именно для этого в прокуратуре г. Санкт-Петербурга уделяется большое внимание методической работе и повышению профессионального уровня работников по наиболее значимым направлениям деятельности, в т.ч. получению ими дополнительного экономического образования.
Прокуроры, прошедшие обучение через существующую систему повышения квалификации, функционирующую в кадровом подразделении, а также во взаимодействии с вузами, готовящими специалистов в экономической сфере, имеют квалификационные преимущества при зачислении в резерв кадров по выдвижению на вышестоящие должности,
Данный фактор наиболее актуален, поскольку авторитет и компетентность прокуроров, уровень их профессиональных способностей, высокая степень ответственности за порученное дело играют ведущую роль в достижении высоких результатов в работе.
В прокуратуре г. Санкт-Петербурга реализуется практика получения прокурорскими работниками дополнительного профессионального образования по экономическим направлениям. Так, с февраля по июнь 2020 г. 140 работников прокуратуры г. Санкт-Петербурга прошли профессиональную переподготовку в Центре переподготовки и повышения квалификации преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна по различным специализированным экономическим программам, включающим в себя основы налогообложения, внутреннего аудита, бухгалтерского анализа, финансового менеджмента и планирования, а также управленческого учета и аудита.
Такая форма повышения квалификации была продолжена и в период с сентября по декабрь 2021 г. - 76 прокурорских работников без отрыва от профессиональной деятельности прошли профессиональную переподготовку по программе «Финансовый контроль в бюджетной сфере». В процессе обучения слушателями были сданы зачеты и экзамены по следующим дисциплинам: «Государственные и муниципальные финансы»,
«Закупочная деятельность», «Особенности ценообразования в строительстве» и «Операции (сделки), имеющие признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма». Завершился данный курс итоговой аттестацией и выдачей дипломов о профессиональной переподготовке государственного образца. Данный диплом дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности в указанной сфере. Объем всех программ составляет 260 часов.
Предполагается, что полученные знания и сформированные в процессе обучения профессиональные компетенции будут способствовать повышению результативности осуществляемой надзорной деятельности в указанной сфере, укреплению законности и правопорядка на поднадзорной территории.
Также следует отметить, что в процессе практико-ориентированного обучения вновь принятых прокурорских работников в системе представления по мере формирования профессиональных компетенций понятие «анализ состояния законности» выходит на лидирующие позиции [10, с. 187].
Это подтверждается результатами исследования когнитивной системы представлений о прокурорской деятельности, проведенного В.А. Губиным и Д.В. Шабаровым. В начале обучения в системе повышения квалификации прокуратуры России у респондентов доминировали такие понятия, как «надзор», «законность», «юриспруденция», «жалобы и обращения». По его окончании в содержательном компоненте представлений прокурорская деятельность выразилась в таких определениях, как «анализ состояния законности», «надзор в бюджетной сфере», «безопасность экономики Российской Федерации», «сохранение средств бюджета», «надзор за расследованием экономических преступлений» и «надзор за реализацией национальных проектов». Также исследование показало, что в процессе практико-ориентированного обучения у прокурорских работников имеет место развитие таких личностных качеств, как открытость, эмоциональная стабильность, сознательность, смелость (методика 16-ФЛО Кетелла), формируются организационные способности (методика «Краткий ориентировочный тест)(КОС-2)), а в структуре ценностных ориентаций получают свое развитие такие качества, как приверженность традициям, доброта, универсализм, самостоятельность, достижения и безопасность (Методика изучения структуры ценностных ориентаций личности Ш. Шварца) и др.
Сравнительный анализ изучаемых показателей в группах проводился с помощью t-критерия Стьюдента (для парного сравнения выборок по средним значениям показателя) в соответствии с целями и задачами исследования, а критерием статистической достоверности получаемых выводов считали общепринятую в психологии величину р<0,05 и р<0,01 [3, с. 21; 8, с. 438; 2, с. 106; 9, с. 168-173].
Заключение
Главный критерий оценки деятельности прокуроров - конкретные результаты в укреплении законности и правопорядка, которые без комплексного анализа имеющихся проблемных вопросов невозможны.
Добросовестное исполнение служебных обязанностей, верность прокурорскому долгу, постоянное личностное и профессиональное самосовершенствование, а также повышение уровня своей компетентности -главное условие успешной аналитической и надзорной деятельности прокурорского работника.
Развитие деловых и личностных качеств в процессе переподготовки к различным видам надзорной деятельности способствуют повышению уровня профессионализма, компетентности и объективности прокурорских работников при осуществлении ими аналитической деятельности.
Аналитическая работа, проводимая прокурорами, имеет огромное влияние на состояние законности на поднадзорной территории, играет одну из ведущих ролей при осуществлении надзорной деятельности.
Эффективность проводимой аналитической работы напрямую зависит от личностных и деловых качеств юристов, посвятивших свою жизнь служению закону. Такие качества развиваются в процессе практико-ори-ентированного обучения основам аналитической деятельности, а также различных программ профессиональной переподготовки по экономическим направлениям надзорной деятельности. В том числе при обучении формируется система представлений и ценностей, которая способствует развитию профессиональных интересов к осуществляемой деятельности.
Рассмотренный в настоящей статье подход к пониманию важности данного вида деятельности позволит сформировать адекватные представления об аналитической деятельности в органах прокуратуры России, их важность и приоритетность в осуществлении повседневной деятельности прокуроров.
Список литературы
1. Губин В. А., Шабаров Д.В. Психологические особенности неаттестованных прокурорских работников прокуратуры России, обучающихся по различным направлениям надзорной деятельности - Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2022. - 138 с.
2. Губин В. А. Снигищенко Е. Ф., Шабаров Д. В. Особенности личности профессионально успешного прокурорского работника // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: профессионально-психологическая подготовка: сб. докладов V Всероссийской межведомственной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 19 ноября 2020 года. - Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2020. - С. 106-109.
3. Губин В.А. Шабаров Д.В., Снигищенко Е.Ф. Психолого-педагогическое обеспечение прокурорской деятельности // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: кризисные состояния личности: сб. ст. по материалам IV Всероссийской межведомственной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 20 ноября 2019 года. - Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2020. - С. 21-24.
4. Литвиненко С. И. Делать не что, а как (системный подход к деятельности прокуратуры в Санкт-Петербурге) // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2012. - № 2(28). - С. 3-7.
5. Литвиненко С.И., Шабаров Д.В. Использование современных информационных технологий при повышении квалификации работников прокуратуры // Законность. - 2021. - № 3(1037). - С. 15-16.
6. На вопросы ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации доктора юридических наук, профессора О.С. Капинус ответил прокурор Санкт-Петербурга государственный советник юстиции 2 класса С.И. Литвиненко // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2012. - № 1(27). - С. 3-8.
7. Наставничество в прокурорской деятельности как этап профессионализации сотрудников прокуратуры России: теория и практика воспитания и обучения / В. А. Губин, Д. В. Шабаров, Е. Ф. Снигищенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2021. - № 6(196). - С. 97-101.
8. Прокурорский работник как субъект учебно-профессиональной деятельности / В. А. Губин, Д. В. Шабаров, Е. Ф. Снигищенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6(184). - С. 436-440.
9. Шабаров Д.В., Губин В.А. Диагностический комплекс "представление о прокурорской деятельности" // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сб. материалов второй всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24-25 сент. 2019 г. - СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. - С. 168-173.
10. Шабаров Д.В., Губин В.А., Молдованов А.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки прокурорских работников к профессиональной деятельности // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 12(109). - С. 180-192.
References
1. Gubin, V.A., Shabarov, D.V. (2022) Psikhologicheskiye osobennosti neattes-tovannykh prokurorskikh rabotnikov prokuratury Rossii, obuchayushchikhsya po razlichnym napravleniyam nadzornoy deyatel'nosti [Psychological characteristics of non-certified prosecutors of the Russian prosecutor's office, studying in various areas of supervisory activity]. Monografiya. Yekaterinburg: Ural'skiy institut prakticheskoy psikhologii. pp. 4. (In Russian).
2. Gubin, V. A., Shabarov, D. V., Snigischenko, E. F. [et al.] (2020) Osobennostilich-nosti professional'no uspeshnogo prokurorskogo rabotnika [Features of the personality of a professionally successful prosecutor's worker]. Nizhniy Novgorod: Natsional'nyy issle-dovatel'skiy Nizhegorodskiy gosudarstvennyy universitet im. N.I. Lobachevskogo. pp. 106109. (In Russian).
3. Gubin, V. A., Shabarov, D. V., Snigischenko, E. F. [et al.] (2020) Psikhologo-peda-gogicheskoye obespecheniye prokurorskoy deyatel'nosti [Psychological and pedagogical support of prosecutorial activities]. Nizhniy Novgorod: Natsional'nyy issledovatel'skiy Nizhegorodskiy gosudarstvennyy universitet im. N.I. Lobachevskogo. pp. 21-24. (In Russian).
4. Litvinenko, S.I. (2012) Delat' ne chto, a kak (sistemnyy podkhod k deyatel'nosti prokuratury v Sankt-Peterburge) [To do not what, but how (a systematic approach to the activities of the prosecutor's office in St. Petersburg)]. Vestnik Akademii General'noy prokuratury Rossiyskoy Federatsii - Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. No 2 (28). pp. 3-7. (In Russian).
5. Litvinenko, S.I., Shabarov, D.V. (2021). Ispol'zovaniye sovremennykh infor-matsionnykh tekhnologiy pri povyshenii kvalifikatsii rabotnikov prokuratury [Use of modern information technologies while improving the qualifications of employees of the Prosecutor's Office]. Zakonnost' - Legality. No 3 (1037). pp. 15-16. (In Russian).
6. Litvinenko, S.I. (2012) Na voprosy rektora Akademii General'noy prokuratury Rossiyskoy Federatsii doktora yuridicheskikh nauk, professora O.S. Kapinus otvetil prokuror Sankt-Peterburga gosudarstvennyy sovetnik yustitsii 2 klassa S.I. Litvinenko [To the questions of the Rector of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor O.S. Kapinus answered the prosecutor of St. Petersburg, State Counselor of Justice of the 2nd class S.I. Litvinenko] Vestnik Akademii General'noy prokuratury Rossiyskoy Federatsii - Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. No 1(27). pp. 3-8. (In Russian).
7. Gubin, V. A., Shabarov, D. V., Snigischenko, E. F. [et al.] (2021) Nastavnichestvo v prokurorskoy deyatel'nosti kak etap professionalizatsii sotrudnikov prokuratury Rossii: teor-iya i praktika vospitaniya i obucheniya [Mentorship in prosecutorial activity as a stage of professionalization of the employees of the Russian prosecutor's office: theory and practice of education and training]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft - Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. No 6 (196). pp. 97-101. (In Russian).
8. Gubin, V. A., Shabarov, D. V., Snigischenko, E. F. [et al.] (2020) Prokurorskiy rabot-nik kak sub"yekt uchebno-professional'noy deyatel'nosti [Prosecutor's worker as a subject of educational and professional activity]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft -[Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. No 6 (184). pp. 436-440. (In Russian).
9. Shabarov, D. V. (2019) Diagnosticheskiy kompleks "predstavleniye o prokurorskoy deyatel'nosti" [Diagnostic complex "perception of prosecutorial activity"] Aktual'nyye voprosy psikhologii razvitiya i formirovaniya lichnosti: metodologiya, teoriya i praktika: Sbornik mate-rialov vtoroy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Topical issues of developmental psychology and personality formation: methodology, theory and practice: Collection of materials of the second All-Russian scientific and practical conference]. Sankt-Peterburg: Leningradskiy gosudarstvennyy universitet im. A.S. Pushkina. рр. 168-173. (In Russian).
10. Shabarov, D. V., Gubin, V.A., Moldovanov, A.V. (2019). Psikhologo-pedagog-icheskoye obespecheniye podgotovki prokurorskikh rabotnikov k professional'noy deyatel'nosti [Psychological and pedagogical support for the preparation of prosecutors for professional activities]. Aktual'nyye problemy rossiyskogo prava - Actual problems of Russian law. No 12(109). рр. 180-192. (In Russian).
Об авторе
Шабаров Дмитрий Валентинович, прокурор отдела кадров прокуратуры Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-7374-142X, e-mail: [email protected]
About the author
Dmitry V. Shabarov, Prosecutor of the Human Resources Department of the Prosecutor's Office of St. Petersburg, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-7374-142X, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 11.05.2022 Received: 11 May 2022
Принята к публикации: 26.05.2022 Accepted: 26 May 2022
Опубликована: 30.06.2022 Published: 30 June 2022