Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / НАДЗОР / ЗАЩИТА ПРАВ / МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОПЛАТА ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабаров Дмитрий Валентинович, Кахивова Анна Валентиновна, Панькин Николай Валерьевич

Проведен анализ состояния законности в сфере социального обеспечения работников здравоохранения, рассмотрены вопросы реализации прокурором полномочий по надзору за исполнением законов в социальной сфере, соблюдением прав работников медицины на вознаграждение за труд, получение компенсационных и стимулирующих и иных выплат, а также дополнительных социальных гарантий. Представлены результаты деятельности прокуратуры г. Санкт-Петербурга в сфере защиты прав медицинских работников. Исследованы проблемы нормативно-правового регулирования, проанализировано федеральное и региональное законодательство в сфере соблюдения прав и законных интересов медицинских работников. Сделан вывод о том, что анализ состояния законности, обоснование теоретических и правовых проблем в такой актуальной на сегодняшний день сфере, как защита прав работников отечественного здравоохранения, позволит совершенствовать трудовое законодательство и законодательство об охране здоровья, повысить эффективность реализации прокурором полномочий по надзору за исполнением законов и соблюдением прав, а также своевременно и оперативно устранить явные противоречия и пробелы в законодательстве и правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шабаров Дмитрий Валентинович, Кахивова Анна Валентиновна, Панькин Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN PROTECTING THE SOCIAL RIGHTS OF EMPLOYEES OF HEALTHCARE INSTITUTIONS: THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES

The article analyzes the state of legality in the field of social security of health workers, considers the implementation of the prosecutor’s powers to oversee the enforcement of laws in the social sphere, the execution of the rights of health workers to remuneration for work, compensatory and incentive and other payments, as well as additional social benefits. The authors introduce the results of the prosecutorial activity of the prosecutor’s office of St. Petersburg in protecting the rights of medical workers. The analysis covers as well the problems of legal regulation, the federal and regional legislation for the rights and legitimate interests of medical workers. The authors conclude that the proper attention given to the state of legality, the substantiation of theoretical and legal problems in such an important, relevant area today as the protection of the rights of domestic health workers, will improve labor legislation and health protection legislation, as well as increase the effectiveness of the prosecutor’s exercise of powers to supervision over the implementation of laws and the observance of rights, will allow timely and prompt elimination of obvious contradictions and gaps in legislation and in law enforcement.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

УДК 347.963

Д. В. Шабаров, А. В. Кахивова, Н. В. Панькин

ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВРАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Поступила в редакцию 04.05.2022 г.

Рецензия от 17.05.2022 г.

Проведен анализ состояния законности в сфере социального обеспечения работников здравоохранения, рассмотрены вопросы реализации прокурором полномочий по надзору за исполнением законов в социальной сфере, соблюдением прав работников медицины на вознаграждение за труд, получение компенсационных и стимулирующих и иных выплат, а также дополнительных социальных гарантий. Представлены результаты деятельности прокуратуры г. Санкт-Петербурга в сфере защиты прав медицинских работников. Исследованы проблемы нормативно-правового регулирования, проанализировано федеральное и региональное законодательство в сфере соблюдения прав и законных интересов медицинских работников. Сделан вывод о том, что анализ состояния законности, обоснование теоретических и правовых проблем в такой актуальной на сегодняшний день сфере, как защита прав работников отечественного здравоохранения, позволит совершенствовать трудовое законодательство и законодательство об охране здоровья, повысить эффективность реализации прокурором полномочий по надзору за исполнением законов и соблюдением прав, а также своевременно и оперативно устранить явные противоречия и пробелы в законодательстве и правоприменительной деятельности.

15

The article analyzes the state of legality in the field of social security of health workers, considers the implementation of the prosecutor's powers to oversee the enforcement of laws in the social sphere, the execution of the rights of health workers to remuneration for work, compensatory and incentive and other payments, as well as additional social benefits. The authors introduce the results of the prosecutorial activity of the prosecutor's office of St. Petersburg in protecting the rights of medical workers. The analysis covers as well the problems of legal regulation, the federal and regional legislation for the rights and legitimate interests of medical workers. The authors conclude that the proper attention given to the state of legality, the substantiation of theoretical and legal problems in such an important, relevant area today as the protection of the rights of domestic health workers, will improve labor legislation and health protection legislation, as well as increase the effectiveness of the prosecutor's exercise of powers to supervision over the implementation of laws and the observance of rights, will allow timely and prompt elimination of obvious contradictions and gaps in legislation and in law enforcement.

© Шабаров Д. В., Кахивова А. В., Панькин Н. В., 2022

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2022. № 2. С. 15 — 25.

16

Ключевые слова: прокуратура, надзор, защита прав, медицинский работник, здравоохранение, оплата труда

Keywords: prosecutor's office, supervision, protection of rights, médical worker, healthcare, wages

Федеративные государства наряду с другими странами столкнулись в 2020 г. с трудностями, вызванными пандемией коронавируса COVID-19 и ее негативными последствиями для экономики и социальной сферы [9, с. 145].

Неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, защита гарантированных прав и свобод обеспечены надзором прокуратуры Российской Федерации, показавшим способность оперативно трансформироваться в условиях изменяющихся состояния законности и социальной обстановки.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства [1]. Права на труд и социальное обеспечение составляют третью группу прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и защищаемых государством [14, с. 424].

Прокурор, осуществляя в соответствии с п. 1 ст. 26 федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, реализует правозащитную функцию и обеспечивает конституционные права и свободы человека и гражданина средствами прокурорского надзора [2].

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» основным направлением надзорной деятельности определен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, при осуществлении которого прокурор ориентируется в первую очередь на защиту трудовых и социальных прав [17].

В целях повышения результативности прокурорского надзора в сфере конституционных прав граждан на труд в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.03.2019 г. № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» прокурорам надлежит принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства [6].

Так, при проведении проверок прокуроры уделяют особое внимание вопросам соблюдения прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, обеспечивают надзорное сопровождение финансирования источников оплаты труда работников бюджетной сферы, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Реализуя полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, именно прокуратура Российской Федерации находилась за передовой право-

защитной деятельности и обеспечила в 2020 — 2021 гг. своевременное и полное обеспечение работников медицинских организаций различными социальными выплатами.

В свою очередь, немаловажной является система подготовки прокурорских работников, которая позволяет им наиболее эффективно осуществлять свою трудовую деятельность [15, с. 161]. Для этого в прокуратуре г. Санкт-Петербурга уделяется большое внимание методической работе и повышению профессионального уровня работников по наиболее значимым направлениям деятельности, в том числе получению ими дополнительного экономического образования. Прокуроры,

прошедшие обучение через существующую систему повышения квали- -

фикации, функционирующую в кадровом подразделении, а также во 17 взаимодействии с вузами, готовящими специалистов в экономической сфере, имеют квалификационные преимущества при зачислении в резерв кадров на выдвижение на вышестоящие должности. Данный фактор наиболее актуален, поскольку авторитет и компетентность прокуроров, уровень их профессиональных способностей, высокая степень ответственности за порученное дело играют ведущую роль в достижении высоких результатов в работе.

Одним из способов качественной подготовки специалистов прокурорской деятельности является практико-ориентированная подготовка прокуроров на базе экономических вузов в системе повышения квалификации [16, с. 437].

Генеральный прокурор Российской Федерации в Докладе Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в 2020 г. и о проделанной работе по их укреплению отметил работу прокуроров по выявлению многочисленных случаев занижения или неначисления работникам медицинских учреждений гарантированных государством и фактически выделенных средств поддержки:

.. .Прокурорами выявлено свыше 70 тыс. нарушений законодательства об охране труда.

<...>

.К сожалению, не всегда гарантированные государством и фактически выделенные средства поддержки доходили до врачей, медсестер, водителей скорой помощи. Прокурорами вскрыты многочисленные случаи занижения или неначисления указанных выплат, средствами надзора обеспечено перечисление 2,5 млрд рублей 86 тысячам работников медицинских учреждений [10].

Особенности нормативно-правового регулирования труда работников системы здравоохранения предопределяют правовую и методологическую основу реализации прокурором полномочий по защите их прав.

Также следует отметить, что действующая в конкретном медицинском учреждении система оплаты труда может предусматривать дополнительные социальные гарантии, установленные локальными актами работодателя с учетом мнения трудового коллектива и профсоюзной организации.

18

Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597, 598 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Правительству Российской Федерации даны поручения повысить размер средней заработной платы врачей, разработать дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей. Приказами Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 г. № 818, 822 утверждены перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке их установления.

В целях социальной поддержки работников системы здравоохранения в период борьбы с коронавирусной инфекцией, реализации прав на достойные условия труда, стимулирование труда, страхование рисков своей профессиональной деятельности, гарантированных ч. 1 ст. 72 федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3], в 2020 — 2021 гг. приняты нормативные правовые документы, устанавливающие дополнительные социальные гарантии для медицинских работников.

Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» введены выплаты в рамках обязательного государственного страхования работников медицинских организаций в связи со случаем их заболевания коронавирусной инфекцией, причинившей вред здоровью и повлекшей временную нетрудоспособность, стойкую утрату трудоспособности или гибель работника [4].

В Санкт-Петербурге специальные социальные выплаты доведены за 2020 — 2021 гг. до более чем 40 тыс. работников 163 медицинских организаций, в том числе федерального подчинения и частной сферы.

При этом долгое время оставался нерешенным с учетом значительного объема финансирования вопрос контроля за целевым расходованием бюджетных средств. Он получил правовую регламентацию на основании приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 г. № 272 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам» [8].

Кроме того, прямо не урегулирован в нормативно-правовом аспекте вопрос возможности включения в реестр на получение специальной выплаты частных медицинских организаций, которые не оказывают медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, но работники которых фактически вовлечены в оказание медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией. В связи с обращениями организаций и работников, ряда правозащитных структур в настоящее время прокурорами проводится дополнительная разъяснительная работа с привлечением государственных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов.

В регионах Российской Федерации разрабатываются и утверждаются дополнительные виды социальной поддержки работников сферы здравоохранения в виде единовременных выплат за случаи профессионального заболевания, стойкой утраты трудоспособности или гибель работника, а также стимулирующие, дополнительные социальные выплаты.

В настоящее время Правительством Российской Федерации во исполнение поручений Президента Российской Федерации запланирована реализация пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда работников здравоохранения. Пилотный проект предполагалось начать реализовывать в 2022 г. в Республике Саха (Якутия), Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и г. Севастополе [5].

Эффективная реализация поручений Президента Российской Федерации и выработанных Правительством Российской Федерации программ возможна исключительно в условиях усиления роли прокурора.

Прокурорские проверки показали, что правовое формирование системы оплаты труда работников здравоохранения зависит от уровня подчинения медицинского учреждения (федерального, регионального, ведомственного) и моделей его финансирования (бюджетного, частного), вида оказываемой медицинской помощи, реализации программ обязательного медицинского страхования, а также от нормативно-правового регулирования системы оплаты труда в различных регионах, действующей системы оплаты труда на локальном уровне [11, с. 4].

Выявленные законодательные дифференциации и противоречия, отсутствие единого и прозрачного механизма формирования системы оплаты труда работников здравоохранения послужили причиной возникновения социальной напряженности, нестабильности кадровой ситуации в здравоохранении и, как следствие, повлияли на качество медицинской помощи на современном этапе.

В настоящее время в условиях отсутствия единства реализации контрольных полномочий со стороны уполномоченных органов и внебюджетных фондов, недостаточности профсоюзного контроля широко распространились нарушения прав работников медицинских учреждений на своевременное и полное вознаграждение за труд, получение дополнительных выплат, что потребовало прокурорского вмешательства.

К типичным нарушениям закона, выявляемым прокурорами в ходе проверки, относятся следующие:

— отсутствие в учреждении здравоохранения локальных документов, регламентирующих порядок осуществления стимулирующих выплат, недоведение до работников указанных выплат, доплат за сверхурочную, ночную работу, выходные и праздничные дни;

— неознакомление с коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями, картой специальной оценки условий труда, неинформирование о риске для здоровья, гарантиях, компенсациях;

— отсутствие учета рабочего времени, понуждение к сверхурочной работе, непредоставление отпусков, непроведение обучения и необеспечение средствами индивидуальной защиты;

19

20

— незаключение трудового договора, дополнительных соглашений при изменении условий труда, в том числе при привлечении к работе с пациентами с коронавирусной инфекцией;

— нарушение порядка выплаты стимулирующей части заработной платы за результаты оказанных платных услуг из средств Фонда обязательного медицинского страхования, начисление налога на доходы физических лиц за стимулирующие выплаты за работу с коронавирусной инфекцией;

— непрозрачная система начисления различных доплат, в том числе в рамках аккордной (бригадной) системы работы, нарушение принципа справедливости при установлении коэффициентов трудового участия;

— нарушение сроков выплаты заработной платы, выплата частей заработной платы без учета отработанного времени и существующей системы оплаты труда;

— нарушение порядка работы специальных комиссий работодателя, создаваемых в целях расследования случаев профессионального заболевания медицинских работников коронавирусной инфекцией и признания пострадавшими в результате оказания медицинской помощи пациентам.

Повсеместно выявлялись случаи непринятия заявлений работников о рассмотрении фактов заболевания и признании пострадавшими, затягивания сроков рассмотрения, необоснованных отказов в признании работников пострадавшими, невыдачи второго экземпляра акта, что влекло за собой длительное неполучение работниками и членами семей погибших медицинских работников единовременных и страховых выплат.

Кроме того, проведенные на первоначальном этапе проверки органами прокуратуры выявили характерные для всех уровней органов государственной власти проблемы отсутствия единого централизованного и прозрачного механизма межведомственного взаимодействия и контроля за полнотой и своевременностью осуществления соответствующих выплат работникам учреждений здравоохранения, в том числе федерального (ведомственного) подчинения [13, с. 4]. Вследствие этого не обеспечивался достаточный объем финансирования на цели социального обеспечения и стимулирования медицинских работников, своевременно не был определен четкий перечень оснований для назначения выплат, отсутствовали планомерность и своевременность назначения страховых и единовременных выплат, формирования реестров работников на получение ими социальной выплаты.

Благодаря оперативному мониторингу и анализу состояния законности, включению прокуроров в правовую оценку объективно сложившейся ситуации и динамично развивающейся обстановки удалось скорректировать на региональном уровне порядок социального обеспечения работников системы здравоохранения, привести его в соответствие с требованиями федерального законодательства, добиться реального обеспечения работников и членов семей погибших работников положенными выплатами, снизить уровень социального напряжения [12, с. 4].

По всем фактам нарушений действующего законодательства и отсутствия надлежащего ведомственного контроля органами прокуратуры решался вопрос внесения в адрес руководителей медицинских органи-

заций, государственных органов исполнительной власти, в чьем ведомстве находятся учреждения, представлений об устранении нарушений законов с целью привлечения к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц и фактического устранения нарушений закона.

Так, мерами прокурорского реагирования пресечены факты длительного нерассмотрения комиссией учреждения здравоохранения случаев профессионального заболевания коронавирусной инфекцией, в связи с чем медицинский работник более 6 месяцев не имел возможности реализовать право на обращение в территориальное подразделение Фонда социального страхования Российской Федерации и государственный орган исполнительной власти за назначением страховой и единовременной региональной выплат. После вмешательства прокуратуры г. Санкт-Петербурга медицинский работник обеспечен положенной ему страховой выплатой в размере 68 811 рублей и единовременной выплатой, предусмотренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2020 г. № 221 в размере 300 тыс. рублей [7]. Также в результате принятых органами прокуратуры г. Санкт-Петербурга мер члены семьи погибшего медицинского работника обеспечены страховой и единовременной выплатами в размере 2 752 452 рублей и 1 млн рублей соответственно.

Не исключены случаи ухудшения положения работников вследствие того, что медицинскими учреждениями в локальных актах устанавливались основания для снижения или невыплаты стимулирующей части заработной платы вопреки императивно установленным региональным законодательством требованиям к показателям и критериям оценки эффективности деятельности государственных учреждений здравоохранения, в связи с чем прокурорами опротестованы противоречащие закону правовые акты, локальные акты работодателей приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.

К наиболее распространенному нарушению в 2021 г. следует отнести несвоевременное направление медицинскими учреждениями реестров работников в целях их социального обеспечения территориальным Фондом социального страхования Российской Федерации, в связи с чем работодателям внесены представления, нарушения устранены.

Кроме того, в связи с массовыми нарушениями законов органами прокуратуры активно реализуется право на информирование государственных органов о состоянии законности и результатах надзора за исполнением законов и соблюдением прав в рассматриваемой сфере для принятия мер по изменению регионального законодательства и разработки совместных мероприятий по устранению наиболее острых проблем.

Вопросы защиты прав работников выносятся к обсуждению в рамках работы Межведомственной рабочей группы по координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов в сфере защиты трудовых прав при прокуратуре Санкт-Петербурга для выработки качественных совместных решений, к принятию которых привлекаются Государственная инспекция труда, территориальное подразделение Фонда социального страхования, государственные органы исполнительной власти, осуществляющие ведомственный контроль в сфере финансов,

21

22

здравоохранения и социальной политики, а также Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, призванная защищать их трудовые права.

Таким образом, на современном этапе ввиду приоритетности вопросов социального обеспечения работников здравоохранения необходимо, основываясь на единстве и дифференциации трудового, бюджетного законодательства и законодательства об охране здоровья населения, разработать теоретические, правовые и методологические основы защиты прокурором прав работников медицинских учреждений на вознаграждение за труд и социальные гарантии, которые будут направлены на повышение эффективности правозащитной функции и совершенствование организации работы органов прокуратуры Российской Федерации.

Развитие системы здравоохранения в непростых условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией, социальное обеспечение работников медицинских организаций, достойные условия их труда и гарантированное вознаграждение за труд являются на современном этапе основой сохранения благополучия населения Российской Федерации и одним из приоритетных направлений совершенствования здравоохранения России, определяют качество медицинской помощи гражданам, затрагивают права и интересы всех граждан.

Все вышеизложенное достигается, в свою очередь, высоким уровнем юридической квалификации прокурорских работников, ответственных за данный вид надзорной деятельности. Большую роль в этом играет взаимодействие структурных подразделений прокуратуры субъектов и районных прокуратур, профессионализм, слаженная работа и готовность защищать законные интересы и права граждан, стоящих на передовой в защите здоровья населения России в условиях пандемии. Ведь главным критерием оценки деятельности прокуроров становятся конкретные результаты в укреплении законности и правопорядка, которые без комплексного анализа имеющихся проблемных вопросов невозможны.

Добросовестное исполнение служебных обязанностей, верность прокурорскому долгу, постоянное личностное и профессиональное самосовершенствование, а также повышение уровня своей компетентности — главные условия успешной аналитической и надзорной деятельности прокурорского работника.

Развитие деловых и личностных качеств в процессе переподготовки для различных видов надзорной деятельности способствует повышению уровня профессионализма, компетентности и объективности прокурорских работников при осуществлении ими аналитической деятельности.

Также следует отметить, что аналитическая работа, проводимая прокурорами, имеет огромное влияние на состояние законности на поднадзорной территории, играет одну из ведущих ролей при осуществлении надзорной деятельности.

Эффективность проводимой аналитической работы напрямую зависит от личностных и деловых качеств юристов, посвятивших свою жизнь служению Закону. Такие качества развиваются в процессе практико-

ориентированного обучения основам аналитической деятельности и освоения различных программ профессиональной переподготовки по экономическим направлениям надзорной деятельности. Параллельно при обучении формируется система представлений и ценностей, которая способствует развитию профессионального интереса к осуществляемой деятельности.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (1 июля 2020 г.). Ст. 4398.

2. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников : указ Президента Российской Федерации от 06.05.2020 г. № 313. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения : постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 г. № 847. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202106090009 (дата обращения: 04.05.2022).

6. Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан : приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.03.2019 г. № 196. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об установлении выплат медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, пострадавшим вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников : постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2020 г. № 221. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/7800202004210002 (дата обращения: 04.05.2022).

8. Об утверждении Порядка осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам : приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 г. № 272. Доступ из справ.-пра-вовой системы «Гарант».

9. Глигич-Золотарева М., Лукьянова Н. Эффективность федеративного государства в условиях пандемии коронавируса // Федерализм. 2020. Т. 25, № 3 (99). С. 145-168.

10. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации о состоянии законности

23

24

и правопорядка в 2020 году и о проделанной работе по их укреплению. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=61267146 (дата обращения: 04.05.2022).

11. Желомеева Н. В. Правовое регулирование оплаты труда медицинских работников : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2018.

12. Литвиненко С. И. Делать не что, а как (системный подход к деятельности прокуратуры в Санкт-Петербурге) // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2012. № 2 (28). С. 3 — 7.

13. На вопросы ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации доктора юридических наук, профессора О. С. Капинус ответил прокурор Санкт-Петербурга государственный советник юстиции 2 класса С. И. Литвиненко // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2012. № 1 (27). С. 3—8.

14. Настольная книга прокурора: практическое пособие : в 2 ч. Ч. 1. / О. С. Капинус [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус, С. Г. Кехлерова ; под науч. ред. А. Ю. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2021.

15. Губин В. А., Шабаров Д. В., Снигищенко Е. Ф. и др. Особенности подготовки специалистов прокурорской деятельности для органов прокуратуры России в Северо-Западных регионах // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 161—163. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p161-163.

16. Губин В. А., Шабаров Д. В., Снигищенко Е. Ф. и др. Прокурорский работник как субъект учебно-профессиональной деятельности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 6 (184). С. 436—440. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p436-439.

17. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина : приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 г. № 195. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об авторах

Дмитрий Валентинович Шабаров — прокурор отдела кадров, прокуратура г. Санкт-Петербурга, Россия.

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анна Валентиновна Кахивова — старший прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства, прокуратура г. Санкт-Петербурга, Россия.

E-mail: [email protected]

Николай Валерьевич Панькин — помощник прокурора Гурьевского района Калининградской области, юрист 3-го класса, Россия.

E-mail: [email protected]

The authors

Dmitry V. Shabarov, Prosecutor of the Human resources department, Prosecutor's Office of St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]

Anna V. Kakhivova, Senior Prosecutor of the Department for supervision and execution of federal legislation, Prosecutor's Office of St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]

Nikolai V. Pankin, Assistant Prosecutor of the Guryevsky district of the Kaliningrad region, Russia.

E-mail: [email protected]

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.