Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу'

Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8701
1060
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / АДМИНИСТРАЦИЯ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ / МЕСТА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ / ОТРАСЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / ADMINISTRATION OF PLACES OF KEEPING OF DETAINEES AND TAKEN INTO CUSTODY / PLACES OF CONTENTS UNDER EXPERIENCES / BRANCH OF PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / A SUBJECT OF PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / THE PROSECUTOR'S POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ендольцева Алла Васильевна

На прокуратуру РФ возложена важная задача, нацеленная на выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, защиту прав и законных интересов лиц, находящихся под стражей. Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий, поскольку прокуроры наделены полномочиями, носящими властно-распорядительный характер. Средствами прокурорского надзора обеспечивается исполнение не только прав лиц, задержанных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public prosecutor''s supervision of performance of laws by administrations of places of keeping of detainees and taken into custody

The important task aimed at identification, suppression and prevention of violations of legality and detention regime, protection of the rights and legitimate interests of the persons who are in custody is assigned to prosecutor's office of the Russian Federation. Public prosecutor's supervision is in this case one of the major legal safeguards as prosecutors are given the authority having imperious and administrative character. Means of public prosecutor's supervision provide execution not only the rights of the persons, detainees and arrested provided by the legislation of the Russian Federation, but also the requirements concerning protection of the human rights in the sphere of fight against crime which are contained in the international acts.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу»

УДК 343

ББК 67 © А.В. Ендольцева, 2018

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

Алла Васильевна Ендольцева, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России, профессор кафедры уголовного процесса, ведущий научный сотрудник НИЦ-1 Научно-исследовательского института ФСИН России

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: allaend2015@mail.ru

Аннотация. На прокуратуру РФ возложена важная задача, нацеленная на выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, защиту прав и законных интересов лиц, находящихся под стражей. Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий, поскольку прокуроры наделены полномочиями, носящими властно-распорядительный характер. Средствами прокурорского надзора обеспечивается исполнение не только прав лиц, задержанных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах.

Ключевые слова: прокурорский надзор, администрация мест содержания задержанных и заключенных под стражу, места содержания под стражей, отрасль прокурорского надзора, предмет прокурорского надзора, полномочия прокурора.

PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION OF PERFORMANCE OF LAWS BY ADMINISTRATIONS OF PLACES OF KEEPING OF DETAINEES AND TAKEN INTO CUSTODY

Alla V. Endoltceva, doctor of legal sciences, professor, professor of the Department of legal bases of administration Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of Russia, professor of criminal procedure department, Leading Researcher of SIC-1 Research Institute of the Federal penitentiary service of Russia Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: allaend2015@mail.ru

Annotation. The important task aimed at identification, suppression and prevention of violations of legality and detention regime, protection of the rights and legitimate interests of the persons who are in custody is assigned to prosecutor's office of the Russian Federation. Public prosecutor's supervision is in this case one of the major legal safeguards as prosecutors are given the authority having imperious and administrative character. Means of public prosecutor's supervision provide execution not only the rights of the persons, detainees and arrested provided by the legislation of the Russian Federation, but also the requirements concerning protection of the human rights in the sphere of fight against crime which are contained in the international acts.

Keywords: public prosecutor's supervision, administration of places of keeping of detainees and taken into custody, places of contents under experiences, branch of public prosecutor's supervision, a subject of public prosecutor's supervision, the prosecutor's power.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ендольцева А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):127-130.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, составляющими основу законности в Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а также регламентируют деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вместе с тем, осуществление прав и свобод каждого отдельного человека не должно нарушать прав и свобод других лиц, членов общества (ст.ст. 17, 18 Конституции РФ).

Государство, как система органов, призванных обеспечить правовую справедливость в обществе, защиту прав его членов, обязывается контролировать соблюдение таких законных прав. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты охраняемых законом интересов общества и государства в России создан специализированный государственный орган — прокуратура Российской Федерации. В ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1]

(далее — Закон о прокуратуре) определены направления (отрасли) прокурорского надзора.

Отдельной отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. «Выделение этой отрасли из единого блока прокурорского надзора объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих важнейшие права и свободы граждан, отбывающих наказание, а также особенностями деятельности органов, исполняющих эти законы. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора в данной сфере выступает в качестве основной гарантии их охраны» [2, с. 139]. Напротив, возможность нарушений прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных со стороны администрации органов и учреждений уголовно-исполнительной системы намного больше, нежели в отношении лиц, находящихся на свободе.

Содержание лиц под стражей осуществляется в соответствии не только с российским законодательством, но и с общепризнанными принципами и нормами международного права, что следует из п. 4 ст. 15 Конституции РФ. К числу таких международно-правовых актов относятся, конечно же, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), иные акты в области прав человека. Международным сообществом приняты и специализированные акты, определяющие правила и принципы обращения с заключенными и осужденными. К ним относятся, в частности, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.).

Несмотря на произошедшие в пенитенциарной системе России преобразования, направленные в том числе на приведение уголовно-исполнительного законодательства и других российских нормативных

правовых актов и состояния дел в рассматриваемой системе в соответствие требованиям международно-правовых актов в области защиты прав лиц, содержащихся под стражей, в настоящее время еще имеют место быть негативные проявления в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы РФ. В связи с этим на прокуратуру РФ возложена важная задача, нацеленная на выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, защиту прав и законных интересов лиц, находящихся под стражей. Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий.

Как показывают результаты проведенных авторами исследований, «в СИЗО имеют место быть различного рода нарушения законности: нарушения религиозных правил, неправомерное наложение дисциплинарных взысканий, незаконное применение к подозреваемым, обвиняемым и осужденным специальных средств, а также неправомерное обращение с ними со стороны сотрудников СИЗО, нарушения материально-бытового и медицинского обслуживания» [3, с. 54]. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в своем ежегодном докладе за 2017 г. Т.Н. Москалькова отметила, что серьезную динамику в прошедшем году показало количество обращений, содержащих сведения о нарушениях уголовно-исполнительного законодательства. Существенное увеличение объема обращений прослеживается по вопросам условий содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах — 823 (на 46,4%), а также исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе перевода в другую колонию — 671 (на 16,9%). Значительная часть поступивших жалоб на условия отбывания наказания в местах принудительного содержания связана с ненадлежащим состоянием помещений, качеством пищи, несоблюдением минимальной санитарной площади в помещениях, плачевным состоянием или даже отсутствием инвентаря и спальных принадлежностей, а также иными бытовыми вопросами [4]. Следует отметить, что данные нарушения носят систематический характер, что подтверждает проведенный анализ ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации.

Поскольку содержание под стражей реализуется в России в двух формах — задержание подозреваемых в совершении преступлений (ст. 91 УПК РФ) и

избрание меры пресечения в виде заключения под стражу (ст.ст. 108, 109 УПК РФ) — местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности. Кроме того, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются:

♦ законность нахождения лиц в местах содержания задержанных и предварительного заключения;

♦ соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу. При этом прокуроры руководствуются положениями Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [5];

♦ законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений [6].

В целях выполнения задач по осуществлению рассматриваемой отрасли надзора прокуроры наделены полномочиями, носящими властно-распорядительный характер. При этом они могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные им ст. 33 Закона о прокуратуре, но и полномочия, предусмотренные по другим отраслям надзора, в частности, ст.ст. 22 и 27 Закона о прокуратуре.

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями мест содержания под стражей прокурор вправе посещать в любое время эти органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу и оперативными материалами. Важно, что Генеральный прокурор Российской Федерации в п. 1 1 Приказа от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих

уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых в совершении преступлений» предписывает прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, военным прокурорам — на гауптвахтах, ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. А согласно требованиям п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 8 августа 2011 г. № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» прокуроры обязаны ежедневно посещать ИВС, не менее одного раза в год осуществлять проверки изоляторов совместно с представителями общественности (правозащитниками) либо уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого подвергнутого в нарушение закона задержанию, предварительному заключению.

Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу. Прокуроры обязаны проверять законность применения к задержанным и заключенным под стражу физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия сотрудниками следственных изоляторов, изоляторов временного содержания. В поле зрения прокурора должны попадать вопросы содержания беременных женщин, несовершеннолетних, соблюдение требования закона о раздельном размещении в камере различных категорий подозреваемых и обвиняемых.

Прокурор, осуществляя прокурорские проверки, вправе требовать объяснения от должностных лиц мест содержания под стражей при выявлении фактов их неправомерных действий или решений, вправе возбуждать производства об административных правонарушениях, направлять материалы в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, в чьих деяниях есть признаки преступления. Он проверяет соответствие

законодательству России приказов, распоряжений, постановлений администрации мест содержания под стражей, при этом вправе вносить протесты и представления.

Особенности осуществления надзорных полномочий позволяют прокурорам по обращениям заинтересованных лиц либо по собственной инициативе выявлять, пресекать и устранять любые нарушения закона, факты ущемления прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых в преступлениях. При этом средствами прокурорского надзора обеспечивается исполнение не только прав лиц, задержанных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах.

Отметим еще раз, что прокурорский надзор за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей имеет важное значение. Учитывая условия изоляции таких лиц, здесь имеет место наиболее сложный механизм реализации их прав, свобод и законных интересов, который может работать только в случае надлежащей правовой защиты со стороны государства. Особенностью правового статуса подозреваемых и обвиняемых является то обстоятельство, что в соответствии со ст. 49 Конституции РФ они считаются не виновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Проблема состоит в обозначении в законодательстве и реализации на практике наиболее приемлемого баланса между правами и свободами человека и режимом содержания лиц под стражей.

Литература

1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Прокурорский надзор. Курс лекций: Учеб пособие для студентов вызов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. М.: Юнити-Дана, 2011.

3. Артемьев Н.С., Морозова Ю.А. Прокурорский надзора за соблюдением законности в следственных

изоляторах // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 2.

4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 г. // URL: https://rg.ru/2018/04/16/doklad-site-dok.html

5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СПС «Консуль-тантПлюс».

6. Ст. 32 Закона о прокуратуре, Приказ Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых в совершении преступлений» // СПС «Консультант-Плюс».

References

1. Federal'niy zakon ot 17 yanvarya 1992 g. № 2202-1 «O prokurature Rossiyskoy Federatsii» (s posled. izm. i dop.) // SZ RF. 2009. № 4. St. 445.

2. Prokurorskiy nadzor. Kurs lektsiy: Ucheb poso-biye dlya studentov vyzov, obuchayushchikhsya po na-pravleniyu podgotovki «Yurisprudentsiya» / Pod red. A.V. Endol'tsevoy, O.V. KHimichevoy. M.: Yuniti-Dana, 2011.

3. Artem'ev N.S., Morozova Yu.A. Prokurorskiy nadzora za soblyudeniyem zakonnosti v sledstvennykh izolyatorakh // Aktual'nie voprosy bor'by s prestuple-niyami. 2015. № 2.

4. Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii za 2017 g. // URL: https://rg.ru/2018/04/16/doklad-site-dok.html

5. Federal'niy zakon ot 15 iyulya 1995 g. № 103-FZ «O soderzhanii pod strazhey podozrevayemykh i obvi-nyayemykh v sovershenii prestupleniy» // SPS «Kon-sul'tantPlus».

6. St. 32 Zakona o prokurature, Prikaz General'nogo prokurora RF ot 16 yanvarya 2014 g. № 6 «Ob organi-zatsii nadzora za ispolneniyem zakonov administrat-siyami organov i uchrezhdeniy, ispolnyayushchikh ugo-lovnyye nakazaniya, sledstvennykh izolyatorov pri soderzhanii pod strazhey podozrevayemykh v sovershenii prestupleniy» // SPS «Konsul'tantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.