Научная статья на тему 'Методика прокурорского надзора за законностью задержания подозреваемых и содержания их в ИВС'

Методика прокурорского надзора за законностью задержания подозреваемых и содержания их в ИВС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9046
725
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА / ЗАДЕРЖАНИЕ / МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ / THE PUBLIC PROSECUTOR / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / PROSECUTOR'S CHECK / ARREST / PROSECUTION RESPONSE MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жук Олег Дмитриевич

Рассмотрена проблема прокурорского надзора за законностью задержания подозреваемых и содержания их в ИВС. Проанализированы основные требования уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего задержание. Предложена методика организации проведения прокурорской проверки, включая меры прокурорского реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of prosecutorial supervision over the legality of the detention of suspects and their detention in the ITT

The article is devoted to problems of prosecutorial supervision over the legality of the detention of suspects and their detention in the detention center. Analyzed the basic requirements of the criminal procedural legislation governing detention. The technique of the organization of the prosecutor’s investigation, including the prosecution response measures.

Текст научной работы на тему «Методика прокурорского надзора за законностью задержания подозреваемых и содержания их в ИВС»

УДК 34 ББК 67

МЕТОДИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И СОДЕРЖАНИЯ ИХ В ИВС

ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ ЖУК,

декан юридического факультета Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-разыскная деятельность Научная специальность 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрена проблема прокурорского надзора за законностью задержания подозреваемых и содержания их в ИВС. Проанализированы основные требования уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего задержание. Предложена методика организации проведения прокурорской проверки, включая меры прокурорского реагирования.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, прокурорская проверка, задержание, меры прокурорского реагирования.

Annotation. The article is devoted to problems of prosecutorial supervision over the legality of the detention of suspects and their detention in the detention center. Analyzed the basic requirements of the criminal procedural legislation governing detention. The technique of the organization of the prosecutor's investigation, including the prosecution response measures.

Keywords: The public prosecutor, public prosecutor's supervision, prosecutor's check, arrest, prosecution response measures

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст.22 Конституции Российской Федерации).

В условиях правового государства прокуратура является органом, на который, в соответствии с Федеральным законом о прокуратуре, возложена задача по надзору за законностью задержания подозреваемых и их содержания в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах.

В связи с проводимой в последние годы правовой реформой, значительным изменениям подверглось уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. В изменениях нашли отражение ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение правовых гарантий, исключающих унижение человеческого достоинства. В этих условиях правозащитная деятельность прокурора приобретает особую значимость.

Соответственно, основная задача прокуроров, осуществляющих надзор за законностью задержания подозреваемых и их содержания в местах содержания под стражей, состоит в том, чтобы обеспечить неукоснительное соблюдение не только требований, изложенных в российском законодательстве, но и норм, содержащихся в наиболее важных международных правовых актах, касающихся прав и свобод человека. К числу таких правовых актов относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950).

Прокурорам необходимо иметь в виду, что преимущественная сила общепринятых международных норм, относящихся к правам человека, перед законами Российской Федерации провозглашена в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации (1991 г.). Это положение подтверждено ст. 17

Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом согласно ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законом, — применяются правила международного договора.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных лиц в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» являются:

законность нахождения подозреваемых в совершении преступления лиц в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, а также порядка и условий их содержания.

При осуществлении надзора прокурор руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством, Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г, другими законами Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

В соответствии с требованиями закона, допускающего нахождение в местах содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступления лиц, только на основании протокола задержания, составленного дознавателем или следователем в порядке и на условиях, строго определенных уголовно-процессуальным законодательством, органы прокуратуры выполняют ряд задач. Они в повседневном режиме осуществляют надзор:

• за соответствием деятельности администрации мест содержания задержанных по подозрению в совершении преступления лиц уголовно-процессуальному и иному законодательству;

• за обеспечением администрацией мест содержания под стражей установленных законом прав и обязанностей задержанных лиц;

• за соответствием законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений и постановлений, изданных администрацией мест содержания под стражей, а также центральными и территориальными органами Министерства внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, Министерством обо-

роны РФ и органами военного управления.

• за соблюдением сроков содержания под стражей в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах, обеспечением в них установленных законом режима изоляции и надзора, обоснованностью применяемых администрацией мер дисциплинарного воздействия, законностью и своевременностью освобождения граждан из-под стражи.

Главная задача прокуроров состоит в том, чтобы обеспечить неукоснительное соблюдение вышеупомянутых положений.

За исполнением каких требований закона, непосредственно регламентирующих задержания подозреваемых в совершении преступления, должен, прежде всего, осуществлять надзор прокурор?

В первую очередь, прокурор обязан проверить наличие условий и оснований для задержания лица по подозрению в совершении преступлений.

К основным требованиям уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего задержание, относятся:

1. Установление правовых оснований для доставления физического лица в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору.

В соответствии со ст. 91 УПК РФ такими основаниями являются:

а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

б) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

в) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

2. Фактическое задержание (фактический захват) — фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п.15 ст.5 УПК РФ).

При проведении этого действия возможно изъятие оружия, наркотиков, запрещенных предметов и уличающих лицо документов.

3. Непосредственное доставление подозреваемого в орган дознания, дознавателю, следователю, прокурору. Возможно проведение личного обыска (ст.93 УПК РФ).

4. После доставления подозреваемого в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотрен-

ные ст.46 УПК РФ. Этому должно предшествовать вынесение постановления о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора в соответствии со ст. 146 УПК РФ.

5. Сообщение прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого (ч.3 ст.92 УПК РФ).

6. Составление статистической карточки.

7.Обеспечение подозреваемому свидания с защитником наедине и конфиденциально (ч.4 ст.92 УПК РФ).

8. Допрос подозреваемого (ч.2 ст.46 УПК РФ, ч.4 ст.92 УПК РФ).

9. Направление дознавателем, следователем, прокурором не позднее 12 часов с момента задержания уведомления близким родственникам или родственникам задержанного (ст.96 УПК РФ).

В случае, когда подозреваемый в совершении преступления является гражданином иностранного государства, то в указанный срок, через Министерство иностранных дел уведомляется посольство или консульство этого государства. О задержании в качестве подозреваемого военнослужащего уведомляется командование части.

10. Установление оснований для применения к задержанному меры пресечения в виде содержания под стражей.

11. Освобождение подозреваемого (ст.94 УПК РФ), либо избрание в отношение него меры пресечения (глава 13 УПК РФ), получение обязательства о явке (ст.112 УПК РФ).

12. Установление оснований для применения к задержанному меры пресечения в виде содержания под стражей.

13. Прием задержанного в ИВС.

14. Проведение в ИВС личного обыска, а также досмотра вещей подозреваемого.

15. Проведение дактилоскопирования, фотографирования подозреваемого.

16. Опрос и санитарная обработка подозреваемого.

17. Размещение подозреваемых в камерах ИВС в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Прокурор обязан осуществлять надзор за тем, чтобы уголовно-процессуальное задержание подозреваемого в совершении преступления производилось только по возбужденному уголовному делу. Недопустимо сначала задержать лицо в качестве подозреваемого, затем допросить его, а уже потом, в зависимости от полученных результатов решить вопрос о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. При таком положении возможны случаи задержания граждан без достаточных оснований. Прокурорский надзор должен обеспечивать исключение таких случаев из практики.

Согласно ч.1 ст.91 УПК РФ, орган дознания, до-

знаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении не любого преступления, а лишь преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Закон содержит исчерпывающий перечень оснований задержания, который не подлежит расширительному толкованию. Основания задержания подозреваемых в совершении преступления перечислены в ст. 91 УПК РФ: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч.2 ст.91 УПК РФ).

Закон предопределяет обязанность осуществления надзора за законностью задержания подозреваемого, так как, согласно ч.3 ст. 92 УПК РФ о произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. В течение этого же времени, в случае, если уголовное дело примет к своему производству руководитель следственного отдела, он также обязан уведомить о задержании прокурора.

В сообщении, направляемом прокурору, указывается дата, часы и минуты задержания, место задержания, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства или регистрации (постоянной или временной), место работы или учебы задержанного. В сообщении обязательно указывается также квалификация преступления, по подозрении в совершении которого произведено задержание. Здесь же указывается, каким видом связи сообщение направлено, дата, часы и минуты направления. В левом верхнем углу ставится штамп органа, который произвел задержание, указываются дата и исходящий номер.

Задержание подозреваемого без оснований, указанных в законе, является грубейшим нарушением и требует немедленного принятия мер прокурорского реагирования.

При этом прокурор не может считать, что сам факт последующего привлечения задержанного к уголовной ответственности и ареста свидетельствует о законности задержания его в качестве подозреваемого. Критерием законности задержания подозреваемого яв-

ляется обязательное наличие указанных в законе оснований задержания лица, подозреваемого в совершении преступления.

Прокурор обязан сделать вывод о законности задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, вне зависимости от того, был ли привлечен задержанный в дальнейшем к уголовной ответственности и арестован, или дело в отношении него прекращено.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, подлежат обязательному исполнению администрацией мест содержания под стражей.

Прокурор проверяет соблюдение законности в деятельности органов дознания, которым поручается производство задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Дознаватель, следователь, несут полную ответственность за законность решения о задержании, которое поручается для исполнения органу дознания. Органы дознания такой ответственности не несут, поскольку сами в данном случае не принимали решения о необходимости задержания подозреваемого. Вместе с тем органы дознания, выполняя поручения следователя, несут ответственность за соблюдение законности в процессе задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Допрашивать таких лиц без поручения следователя органы дознания не вправе.

Независимо от того, кто при задержании подозреваемого нарушил закон: следователь, дознаватель или сотрудники органа дознания, прокурор должен устранить нарушение, принять меры к их предупреждению.

Прокурор следит за соблюдением установленного порядка уведомления дознавателем, следователем не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

После доставления подозреваемого в орган дознания или следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

В протоколе указываются время и дата составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

Прокурор должен проверить, содержит ли протокол все необходимые реквизиты, в том числе, связанные с указанием дня и часа задержания, а также времени составления протокола. Это важно потому, что срок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, исчисляется с момента фактического задержания (п. 15 ст. 5 УПК РФ).

Те или иные нарушения, связанные с задержанием подозреваемых, прокурор выявляет также при осуществлении надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных.

Проверяя соблюдение законности в местах содержания задержанных, прокурор знакомится с документами, на основании которых подозреваемые подвергнуты задержанию. При этом прокурор должен исходить из того, что основанием помещения в места содержания под стражу лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, является протокол задержания, составленный в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Наряду с проверкой документов, постановлений и протоколов, на основании которых лицо подвергнуто задержанию, прокурор производит опрос задержанных. Во время опроса уточняются фамилия, имя и отчество каждого задержанного, основания и время задержания.

После опроса всех задержанных прокурор сопоставляет учетные данные о числе задержанных с фактическим количеством лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления. Таким образом, прокурор может обнаружить случаи кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, без составления протокола об этом. Прокурор обязан реагировать и на те случаи, когда протоколы задержаний подозреваемых оформлены с нарушениями требований уголовно-процессуального кодекса и других нормативных документов.

В процессе проверки обращается внимание на соблюдение режима в местах содержания задержанных. Так лица, задержанные по подозрению в совершении одного и того же преступления, по письменному указанию дознавателя, следователя или прокурора содержатся раздельно. По их письменному указанию задержанные могут содержаться раздельно и по иным основаниям. Следует особо подчеркнуть, что несовершеннолетние, задержанные по подозрению в совершении преступления, должны совершаться отдельно от взрослых. И только в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание взрослых.

Прокурор проверяет соблюдение порядка предоставления свиданий задержанным по подозрению в совершении преступлений. Администрация мест содержания задержанных предоставляет им свидания с родственниками и иными лицами только с разрешения

дознавателя, следователя, в производстве которых находятся материалы задержанного лица.

В то же время, администрация не может предоставлять задержанным свидания по устным разрешениям дознавателя или следователя. Такие разрешения должны оформляться только письменно. В разрешении на свидание указывается, кому и с каким лицом, подозреваемым в совершении преступления, оно предоставляется. Прокурор следит за соблюдением требований закона о том, что подозреваемым в совершении преступления может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц, причем продолжительность свидания устанавливается до трех часов.

Прокурор обязан осуществлять надзор за точным соблюдением оснований и порядка освобождения задержанных. В соответствии со ст. 94 УПК РФ, подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) Не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) Отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) Задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

Кроме этого, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель на основании ст. 10 УПК РФ обязаны немедленно освободить незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.

Освобождение задержанного производится начальником места содержания задержанных по постановлению дознавателя или следователя.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то

подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

Одновременно начальник обязан вынести постановление об освобождении задержанного по подозрению в совершении преступления.

На практике начальник (дежурный) места содержания задержанных заблаговременно информирует об истечении срока задержания тот орган, в производстве которого находится уголовное дело в отношении задержанного.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, сверх установленного законом срока, является грубым нарушением, ограничивающим свободу граждан. Прокурор обязан принять самые строгие меры прокурорского реагирования к должностным лицам, допустившим нарушения закона.

Закон предписывает прокурору принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений законности, восстановлению нарушенных прав граждан и привлечению виновных к ответственности.

Основными правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законности являются:

• постановление об устранении нарушений законов, выявленных при проверке, в том числе постановление об освобождении задержанного;

• предложения (требования), которые, по мнению прокурора, следовало бы принять в целях соблюдения законов об условиях содержания подозреваемых;

• протест на противоречащие закону приказы, распоряжения и иные акты администрации места содержания задержанных под стражей;

• представление об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностным лицам Министерства внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.