Научная статья на тему 'Роль органов прокуратуры по осуществлению надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы'

Роль органов прокуратуры по осуществлению надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4796
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА / ОСУЖДЕННЫЕ / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ПОД СТРАЖУ / THE LAW / THE PROSECUTORS / PENAL SYSTEM / PROSECUTOR'S SUPERVISION / THE POWERS OF THE PROSECUTOR / CONVICTED / DETAINED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмерова Венера Раисовна

На органы прокуратуры Российской Федерации возложены важные задачи, нацеленные на выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, осужденных, находящихся в местах лишения свободы, осужденных, которым судом назначены уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества. В данном случае прокурорский надзор является одной из важнейших правовых гарантий, так как прокуроры наделены полномочиями, которые носят властно-распорядительный характер. В статье отмечается роль органов прокуратуры по осуществлению надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы, а также автором определены некоторые направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN SUPERVISING THE ACTIVITIES OF THE PENAL CORRECTION SYSTEM

The prosecutor authorities of the Russian Federation are entrusted with important tasks aimed at detecting, suppressing and preventing violations of the legal system and the regime of detention, the rights and legitimate interests of persons detained, convicted persons in places of deprivation of liberty, convicted persons who have been sentenced by a court to criminal penalties not related to isolation from society. Procurator's supervision is one of the most important legal guarantees, as prosecutors have powers that are of a power and administrative nature. The article noted the role of the Public Prosecutor's Office in overseeing the activities of the penal correction system, as well as the author of the definition of certain ways to improve the effectiveness of the procurator's supervision of the implementation of laws

Текст научной работы на тему «Роль органов прокуратуры по осуществлению надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы»

УДК 34

В. Р. Ахмерова

аспирант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. На органы прокуратуры Российской Федерации возложены важные задачи, нацеленные на выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, осужденных, находящихся в местах лишения свободы, осужденных, которым судом назначены уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества. В данном случае прокурорский надзор является одной из важнейших правовых гарантий, так как прокуроры наделены полномочиями, которые носят властно-распорядительный характер.

В статье отмечается роль органов прокуратуры по осуществлению надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы, а также автором определены некоторые направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов.

Ключевые слова: закон, органы прокуратуры, уголовно-исполнительная система, прокурорский надзор, полномочия прокурора, осужденные, заключенные под стражу.

V. R. Akhmerova

Postgraduate student, Penza State University, Penza, the Russian Federation

THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN SUPERVISING THE ACTIVITIES OF THE PENAL CORRECTION SYSTEM

Abstract. The prosecutor authorities of the Russian Federation are entrusted with important tasks aimed at detecting, suppressing and preventing violations of the legal system and the regime of detention, the rights and legitimate interests of persons detained, convicted persons in places of deprivation of liberty, convicted persons who have been sentenced by a court to criminal penalties not related to isolation from society. Procurator's supervision is one of the most important legal guarantees, as prosecutors have powers that are of a power and administrative nature.

The article noted the role of the Public Prosecutor's Office in overseeing the activities of the penal correction system, as well as the author of the definition of certain ways to improve the effectiveness of the procurator's supervision of the implementation of laws

Key words: the law, the prosecutors, the penal system, prosecutor's supervision, the powers of the Prosecutor, convicted, detained.

В правовом государстве главной целью является человек, его права и свободы, а их признание и обеспечение являются основополагающими элементами демократического правового государства.

Для обеспечения правовой справедливости и защиты прав и законных интересов государство призвано осуществлять контроль над неукоснительным соблюдением высших ценностей человека.

Создание в Российской Федерации специализированного государственного органа - прокуратуры - нацелено обеспечивать единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека, обеспечение верховенства закона, а также защиту охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также иные функции, установленные Федеральными законами [5]. Данное положение регламентировано п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [6] (далее - Закон о прокуратуре).

При определении значимости правового статуса органов прокуратуры стоит отметить, что в вышеуказанной статье Закона о прокуратуре закреплено то, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации [4] и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

На наш взгляд, ввиду того, что основы правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации заложены в конституционных нормах, а также учитывая возлагаемые на специализированный орган функций и предоставляемых ей полномочий, деятельность органов прокуратуры целесообразно было бы, например, регламентировать не федеральным законом, а федеральным конституционным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В современном правовом государстве важной составляющей является исполнение наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Применение мер для защиты прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, осужденных, находящихся в местах лишения свободы, осужденных, которым судом назначены уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества, отличается от возможности применения мер для других граждан на территории Российской Федерации. В данном случае деятельность прокуратуры для указанных категорий выступает в качестве основной гарантии их охраны, так как именно на органы прокуратуры, в том числе, возложены задачи по своевременному выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законности.

Надзор за исполнением законов является одной из важнейших функций органов прокуратуры Российской Федерации, которая, в свою очередь, выражает ее основное государственно-правовое предназначение.

В ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре определены отрасли прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов органами и учреждениями УИС - одна из отраслей прокурорского надзора. Контрольные функции за деятельностью учреждений УИС по исполнению уголовных наказаний осуществляют органы исполнительной власти, а также общественные объединения, но значимая роль в обеспечении исполнения законов, которая регламентирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, отводится органам прокуратуры Российской Федерации.

Для современной России роль органов прокуратуры в системе государственных органов предопределяется точностью состава функций, которые необходимы для выполнения задач, возложенных на российскую прокуратуру. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что надзорные средства определяют роль прокуратуры и являются результатом обеспечения соблюдения законности в учреждениях УИС. Выделение этого надзора в самостоятельную отрасль из единого блока прокурорского надзора в деятельности органов прокуратуры подтверждает особую значимость специфической совокупности нормативных актов, регулирующих исполнение законодательства сотрудниками УИС, а также исключительную важность института обеспечения и соблюдения высших ценностей лиц, заключенных под стражу, а также осужденных, отбывающих уголовные наказания.

Необходимо также отметить, что надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом,

отнесен также к одному из основных направлений деятельности прокуратуры и является самостоятельной отраслью прокурорского надзора [1, с. 163].

В таком контексте роль прокурорского надзора сводится к систематическому и постоянному наблюдению за точным и неукоснительным исполнением законодательства учреждениями УИС, а также пресечению нарушений законности со стороны сотрудников.

Надзор за соблюдением законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется Генеральной прокуратурой РФ и подчиненными ей прокуратурами.

Лица, содержащиеся под стражей, осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, осужденные, которым судом назначены уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества, обладают комплексом конституционных прав, так же как и другие граждане на территории Российской Федерации, но с некоторыми установленными законодательством ограничениями.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по защите прав лиц, находящихся под стражей, а также осужденных, отбывающих уголовные наказания, являются Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон о прокуратуре. Организация прокурорского надзора в данной отрасли регламентирована также в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В ст. 129 Конституции Российской Федерации кратко регламентирована деятельность прокуратуры.

Мы полагаем целесообразным в названную статью основного нормативного акта Российской Федерации внести изменения в части того, что прокуратура осуществляет высший надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Совокупность действующего уголовно-исполнительного законодательства и других нормативных правовых актов в рассматриваемой отрасли воплощает в себе действующие конституционные нормы, а также приведена в соответствии с требованиями международно-правовых актов в области защиты прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся и отбывающих уголовные наказания в учреждениях УИС.

В свою очередь в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры не только являются составной частью правовой системы России, но и становятся приоритетными.

Стоит отметить, что именно органы прокуратуры осуществляют надзорную функцию за соблюдением международных стандартов учреждениями и органами УИС при исполнении уголовных наказаний, а также при обращении с осужденными. В настоящее время обеспечение организации надлежащего качества и результативности проведения надзорных проверок за исполнением законодательства учреждениями и органами УИС является одной из ключевых составляющих в прокурорской деятельности.

Прокуратура постоянно проводит проверки соблюдения законодательства учреждениями и органами УИС, уделяя особое внимание правам лиц, заключенных под стражу, осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осужденным к уголовным наказаниям без изоляции от общества.

Роль прокурорского надзора в данной отрасли обладает особой значимостью, а от деятельности прокуроров, которые, в свою очередь, наделены законодательством специальным государственно-правовым статусом, зависит напрямую результат их систематического и постоянного надзора за исполнением законодательства учреждениями УИС.

В целом в ходе проверок, которые осуществляют прокуроры, выявляются аналогичные нарушения, которые имеют место быть в ходе ведомственного и судебного контроля. Отличительная особенность прокурорских проверок заключается в его независимости от государственных органов власти.

Условия содержания осужденных, включая медико-санитарное и материально-техническое обеспечение, неправомерное наложение дисциплинарных взысканий, незаконное применение к подозреваемым, обвиняемым и осужденным физической силы, специальных средств, в большинстве случаев относятся к характерным нарушениям исполнения законодательства учреждениями и органами УИС.

Администрации органов и учреждений УИС обязаны неукоснительно и в кратчайшие сроки выполнять постановления и требования прокурора, которые направлены на соблюдение установленных правил исполнения наказаний в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

К сожалению, недостатки и нарушения в деятельности УИС, выявленные органами прокуратуры, сотрудниками УИС фактически не устраняются, а учреждениями и органами УИС формально осуществляется направление документов об устранении выявленных нарушений.

В данном случае возникает необходимость проведения повторных проверок, что позволит наиболее эффективно контролировать деятельность администрации учреждений и органов УИС, следовательно, нужно не только ограничиваться ответом на внесенные акты реагирования, но и осуществлять проверку фактического выполнения требований прокурора.

На наш взгляд, данная мера в целом позволила бы не только пресекать выявленные правонарушения, но и в первую очередь была бы направлена на их предупреждение. Проведение повторных проверок и посещение прокурором мест лишения свободы позволят выявить подобные нарушения.

Стоит отметить, что оценка высокой результативности прокурорского надзора за состоянием законности, динамики и структуры преступности зависит от организации прокурорами своей работы. Данная истина известна давно и вновь в последние годы подтверждена научными исследованиями, позволившими воссоздать общую схему и определить современные алгоритмы такой работы [3].

В то же время масштабность уголовно-исполнительной системы России, многоаспектность ее функционирования требуют взаимодополнения прокурорского надзора и других форм государственного и общественного контроля за соблюдением законов в местах лишения свободы [2, с. 66].

Отметим также, что основное ядро надзора за исполнением законодательства учреждениями и органами УИС все же отводится органам прокуратуры.

Таким образом, роль органов прокуратуры за исполнением законодательства имеет важное теоретическое и практическое значение для формирования и развития такой отрасли прокурорского надзора, каким является надзор за исполнением законодательства учреждениями и органами УИС. В современных условиях прокурорский надзор в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, а также в местах содержания под стражей является одним из главных способов обеспечения законности и правопорядка в системе исполнения наказания.

Кроме того, прокуратура Российской Федерации наделена особым конституционно-правовым статусом независимого государственного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия, прежде всего надзор за исполнением законов учреждениями и органами УИС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Р.С. Абдулин. — Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 2016. — 220 с.

2. Бриллиантов А.В. Прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний / А.В. Бриллиантов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2011. — № 6 (26). — С. 65-69.

3. Законность: состояние и тенденции в 2010-2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению / под общ. ред. О.С. Капинус. — М. : Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2015. — 406 с.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.04.2019).

5. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 19.04.2019).

6. Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: приказ Генпрокуратуры РФ от 30.01.2007 № 19 / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_126877/ (дата обращения: 17.04.2019).

REFERENCES

1. Abdulin R.S. Prokurorskii nadzor v Rossiiskoi Federatsii [Procurator's supervision in the Russian Federation]. Kurgan, Izd-vo Kurg. gos. un-ta Publ., 2016, 220 p.

2. Brilliantov A.V. Procurator's supervision of the legality of the execution of criminal sanctions. Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii = Journal of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, 2011, no. 6 (26), pp. 65-69 (in Russian).

3. Kapinus O.S. (ed.) Zakonnost': sostoianie i tendentsii v 2010-2014 gg. Deiatel'nost' prokuratury po ee obespecheniiu [Legality: status and trends in 2010-2014. Activities of the Prosecutor's office to ensure it]. Moscow, Akad. Gen. prokuratury RF Publ., 2015, 406 p.

4. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) (The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 no. 6-FKZ, of 30.12.2008 no. 7-FKZ, of 05.02.2014 no. 2-FKZ, of 21.07.2014 no. 11-FKZ)). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (accessed 29.03.2019).

5. O prokurature Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 17.01.1992 № 2202-1 (On the Prosecutor's Office of the Russian Federation: the federal law of 17.01.1992 no. 2202-1). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (accessed 19.04.2019).

6. Ob organizatsii nadzora za ispolneniem zakonov administratsiiami organov i uchrezhdenii, ispolniaiushchikh ugolovnye nakazaniia, sledstvennykh izoliatorov pri soderzhanii pod strazhei podozrevaemykh i obviniaemykh v sovershenii prestuplenii: prikaz Genprokuratury RF ot 30.01.2007 № 19 (On the organization of supervision over the implementation of laws by administrations of bodies and institutions implementing criminal penalties, remand centres in the detention of suspects and accused of committing crimes: order Prosecutor General's Office of the Russian Federation of 30.01.2007 no. 19). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126877 / (accessed 17.04.2019).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ахмерова Венера Раисовна — аспирант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: akhmerova13@mail.ru.

AUTHOR

Akhmerova Venera Raisovna — Postgraduate student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: akhmerova13@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Ахмерова В. Р. Роль органов прокуратуры по осуществлению надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы / В.Р. Ахмерова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Akhmerova V. R. The role of the Prosecutor's office in supervising the activities of the penal correction system. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.