СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ВНЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ
Т.В. Раскина, канд. юрид. наук, заместитель заведующего лабораторией Научно-исследовательский институт Университета прокуратуры Российской Федерации
(Россия, г. Москва)
DOr.10.244n/2500-1000-2019-n550
Аннотация. В статье описана надзорная деятельность прокуроров за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Проанализированы некоторые факторы, негативно влияющие на состояние законности в социальной сфере. Приведены данные общественной оценки прокурорской деятельности. Обоснован вывод о важности и ценности правозащитной работы прокуроров.
Ключевые слова: нарушения закона, правозащитная функция, надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, состояние законности.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в стране охраняются труд и здоровье человека, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные положения являются генеральным ориентиром для органов прокуратуры как важнейшего института демократического правового государства, реализующего правозащитную функцию вне уголовно-правовой сферы, и обладающего эффективными средствами для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.
Осуществляя надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органы прокуратуры ежегодно выявляют нарушения законов, посягающие на базовые конституционные права социального характера. За последние пять лет (2014-2018 гг.) среднее ежегодное количество таких нарушений составило почти 3 000 000. При этом наблюдается динамика их снижения, что свидетельствует о результативности профилактической надзорной работы и укреплении законности в социальной сфере [1-5].
Одним из приоритетных направлений правозащитной деятельности прокуроров
является надзор за соблюдением трудовых прав, в ходе которого практически каждый год выявляется наибольшее число нарушений. Их удельный вес в общем количестве нарушений в сфере соблюдения прав и свобод человека находится в пределах от 31,9% в 2014 г. до 24% в 2018 г. Прокуроры восстанавливают права граждан на охрану труда, его своевременную и полную оплату, пресекают неправомерную деятельность работодателей, имеющую дискриминационный характер (по возрасту, полу, национальности), и др.
Значительный удельный вес в структуре ежегодно выявляемых прокурорами нарушений закона составляют нарушения, связанные с соблюдением прав и интересов несовершеннолетних. На их долю приходится от 22,8% в 2015 и 2016 гг. до 25,2% в 2018 г. Средствами прокурорского надзора пресекаются нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; законов об образовании в части обеспечения безопасности детей в образовательных организациях, доступности дошкольного образования, реализации права на общее образование детьми из отдаленных и труднодоступных территорий, адаптации общего образования к возрастным особенностям детей; о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; об охране жиз-
ни и здоровья в части противодействия распространению среди детей криминальной субкультуры, исполнения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания несовершеннолетних, о проведении закупок продуктов для питания несовершеннолетних.
С учетом социальной значимости самое пристальное внимание в правозащитной деятельности органами прокуратуры уделяется обеспечению законности в экологической сфере. Относительно невысокий удельный вес нарушений законов, выявляемых прокурорами (от 9% в 2015 г. до 10,8% в 2017 г.) на фоне постоянного ухудшения экологической обстановки свидетельствуют о высокой латентности экологических правонарушений, несовершенстве природоохранного законодательства и механизма его применения. Органы прокуратуры выявляют нарушения в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с невыполнением обязанностей по обеспечению готовности сил и средств для тушения лесных пожаров, в сфере организации охраны водных объектов, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Важное значение имеет прокурорский надзор и в укреплении законности в сфере соблюдения жилищных прав граждан, особенно в защите прав и законных интересов граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Распространенный характер имеют выявляемые органами прокуратуры нарушения сроков передачи объектов долевого строительства его участникам, несоответствие их качества предъявляемым требованиям. Прокуроры вскрывают многочисленные факты хищения застройщиками средств граждан, привлечения их от населения до государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, в отсутствие проектной, разрешительной документации, иногда даже при наличии запретов на регистрационные действия и судебных актов о приостановлении деятельности [6]. Зачастую причинами подобных нарушений является ненадлежащее выполнение органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора в сфере долевого
строительства, своих полномочий. В связи с этим органы прокуратуры принимают адекватные ситуации меры по восстановлению нарушенных социальных прав граждан и добиваются ответственности за нарушения не только застройщиков, но и недобросовестных чиновников.
Актуальным направлением надзорной правозащитной деятельности органов прокуратуры является обеспечение законности в сфере пенсионных правоотношений. Прокуроры выявляют нарушения прав граждан, связанные с необоснованным отказом в назначении пенсии, неверным исчислением стажа, дающего право на досрочное или льготное назначение пенсионных выплат, неправомерным снижением размера пенсии. Среди факторов, обусловливающих данные нарушения, наибольшее негативное воздействие имеет ненадлежащее выполнение должностными лицами подразделений Пенсионного Фонда России возложенных на них законом полномочий. Благодаря реализации эффективных средств прокурорской защиты восстанавливаются права ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны на пенсионное обеспечение, выплачиваются социальные пенсии по старости.
Особое надзорное внимание прокуроров уделяется исполнению законодательства о здравоохранении. Прокуроры повсеместно выявляют нарушения прав граждан, связанные с неполным и (или) несвоевременным обеспечением жизненно важными лекарствами, с несоблюдением стандартов качества оказания медицинской помощи, навязыванием платных медицинских услуг. Факторы, негативно влияющие на состояние законности в данной сфере, на протяжении лет практически остаются неизменны. Это ненадлежащее исполнение уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, лечебными, фармацевтическими организациями возложенных законом обязанностей, в том числе по охране здоровья населения.
Более 10% от всех выявляемых прокурорами нарушений в сфере соблюдения
прав и свобод человека и гражданина приходится на нарушения законов об обеспечении безопасности граждан в местах массового пребывания. В подавляющем большинстве это грубые нарушения законодательства о пожарной безопасности и градостроительной деятельности, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. К факторам, негативно влияющим на состояние законности в данной сфере относится ненадлежащее осуществление контролирующими органами возложенных на них функций. Органы прокуратуры выявляют серьезные недостатки в деятельности органов пожарного надзора, полномочия по организации которого возложены на МЧС России.
Крайне негативно на состояние законности влияют недостатки в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по обеспечению безопасного содержания и функционирования учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания, в том числе путем обеспечения достаточного финансирования направленных на эти цели мероприятий. Для соблюдения социальных прав граждан, обеспечения их системной правозащиты прокуроры принимают меры по понуждению органов власти к выделению дополнительного бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению безопасных условий пребывания граждан в указанных учреждениях, а также выявляют и пресекают факты нарушений бюджетного законодательства, связанные с нецелевым расходованием денежных средств.
О непреходящей актуальности и востребованности социально ориентированной правозащиты прокурорского надзора свидетельствует изучение данных общественного опроса [7]. По мнению населения, именно прокуратура Российской Федерации (после Президента страны) в наибольшей степени защищает права человека. Ее в качестве главного защитника прав назвали 21% опрошенных. При этом, по сравнению с 2013 г., количество считающих так лиц увеличилось на 4%. Возрастание правозащитной роли прокуратуры в социальной жизни российского общества подтверждается и исследованиями Всероссийского центра изучения общественного мнения [8]. Главной инстанцией в нашей стране, куда люди потенциально готовы обратиться в случае нарушения гражданских и предпринимательских прав, является прокуратура: половина участников всероссийского телефонного опроса (48%) и две трети представителей бизнеса (67%) подали бы заявление именно туда. Треть и более россиян обратились бы в прокуратуру при неисполнении своих обязательств государственными органами, по вопросам нарушения трудовых прав, невыплаты социальных пособий, отказе в лечении и т.д.
Такая высокая оценка прокурорской деятельности со стороны населения, безусловно, обязывает органы прокуратуры Российской Федерации к дальнейшему совершенствованию надзора, особенно в части исполнения социальных обязательств государства, чуткому отношению к общественным запросам на защиту конституционных прав и свобод, профилакти-
ке их возможных нарушений. Библиографический список
1. Законность: состояние и тенденции в 2010-2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению: науч. докл. / под общ. ред. О.С. Капинус. - М., 2015. С. 165-189.
2. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2015 год: информ.-аналитич. зап. / под общ. ред. О.С. Капинус. - М., 2016. С. 32-48, 53-54.
3. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2016 год: информ.-аналитич. зап. / под общ. ред. О.С. Капинус. - М., 2017. С. 28-41, 47-48.
4. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2017 год: информ.-аналитич. зап. / под общ. ред. О.С. Капинус. - М., 2018. С. 27-40, 48.
5. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2018 год: информ.-аналитич. зап. / под общ. ред. О.С. Капинус. - М., 2019. С. 34-46, 51-52.
6. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10.04.2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/1590662/ (дата обращения: 01.08.2019).
7. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://fom.ru/TSennosti/14053 (дата обращения: 01.08.2019).
8. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9110 (дата обращения: 01.08.2019).
SOCIAL AND LEGAL CONDITIONALITY OF PROSECUTORIAL SUPERVISION CARRIED OUT OUTSIDE THE CRIMINAL LAW SPHERE
T.V. Raskina, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Head of The Laboratory
Research Institute of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. The article describes the Supervisory activity of prosecutors over the execution of laws, observance of human and civil rights and freedoms. Some factors negatively affecting the state of legality in the social sphere are analyzed. The data of public Prosecutor's assessment activities. The conclusion about the importance and value of the human rights work of prosecutors is substantiated.
Keywords: violations of the law, human rights function, supervision over the execution of laws, observance of human and civil rights and freedoms, the state of legality.