Научная статья на тему 'Закономерности, принципы и методология функционирования полиции в системе правоохранительных органов при угрозе и с началом войны'

Закономерности, принципы и методология функционирования полиции в системе правоохранительных органов при угрозе и с началом войны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
закономерности / принципы / правоохранительные органы / полиция / война / patterns / principles / law enforcement agencies / police / war

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович

В статье рассматриваются общие закономерности и принципы функционирования правоохранительной системы, одно из ведущих мест в которой принадлежит структурным подразделениям МВД России. Опираясь на исторический анализ и применяя наиболее общие законы диалектики, автор формулирует ряд основополагающих закономерностей в оперативно-служебной деятельности полиции применительно к периоду угрозы и с началом войны. На основе сформулированных закономерностей предложены принципы деятельности полиции в рассматриваемых условиях, которые составляют основу построения и деятельности данного государственного института. Реализация закономерностей и принципов функционирования правоохранительных органов выделена автором для выработки методологических подходов к развитию полиции в условиях угрозы и с началом войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regularities, Principles and Methodology of Police Functioning in the System of Law Enforcement Agencies under Threat and with the Outbreak of War

The article discusses the general patterns and principles of functioning of the law enforcement system, one of the leading places in which belongs to the structural units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Relying on historical analysis and applying the most general laws of dialectics, the author formulates a number of fundamental laws in the operational and service activities of the police in relation to the period of threat and with the outbreak of war. On the basis of the formulated regularities, the principles of police activity in the conditions under consideration are proposed, which form the basis for the construction and operation of this state institution. The implementation of the laws and principles of the functioning of law enforcement agencies is highlighted by the author for the development of methodological approaches to the development of the police under threat and with the outbreak of war.

Текст научной работы на тему «Закономерности, принципы и методология функционирования полиции в системе правоохранительных органов при угрозе и с началом войны»

Закономерности, принципы и методология функционирования полиции в системе правоохранительных органов при угрозе и с началом

войны

ГРИЩЕНКО ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: VVG_59@mail.ru

Regularities, Principles and Methodology of Police Functioning in the System of Law Enforcement Agencies under Threat and with the Outbreak of War

GRISHCHENKO LEONID LEONIDOVICH,

Professor of the Department of Internal Affairs Management in Special Conditions! of the Center for Command and Staff Exercises, Doctor of Law, Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: VVG_59@mail.ru

УДК 351.745

Аннотация. В статье рассматриваются общие закономерности и принципы функционирования правоохранительной системы, одно из ведущих мест в которой принадлежит структурным подразделениям МВД России. Опираясь на исторический анализ и применяя наиболее общие законы диалектики, автор формулирует ряд основополагающих закономерностей в оперативно-служебной деятельности полиции применительно к периоду угрозы и с началом войны. На основе сформулированных закономерностей предложены принципы деятельности полиции в рассматриваемых условиях, которые составляют основу построения и деятельности данного государственного института. Реализация закономерностей и принципов функционирования правоохранительных органов выделена автором для выработки методологических подходов к развитию полиции в условиях угрозы и с началом войны.

Annotation. The article discusses the general patterns and principles of functioning of the law enforcement system, one of the leading places in which belongs to the structural units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Relying on historical analysis and applying the most general laws of dialectics, the author formulates a number of fundamental laws in the operational and service activities of the police in relation to the period of threat and with the outbreak of war. On the basis of the formulated regularities, the principles of police activity in the conditions under consideration are proposed, which form the basis for the construction and operation of this state institution. The implementation of the laws and principles of the functioning of law enforcement agencies is highlighted by the author for the development of methodological approaches to the development of the police under threat and with the outbreak of war.

Ключевые слова и словосочетания: закономерности; Keywords and phrases: patterns; principles; law en-принципы; правоохранительные органы; полиция; вой- forcement agencies; police; war. на.

Рассмотрению общих закономерностей и принципов функционирования правоохранительной системы в отечественной юридической литературе посвящено немало работ. Среди их авторов такие авторитетные специалисты, как Г. В. Атамчук, В. Г. Афанасьев, А. К. Белых, А. А. Годунов, А. Е. Лунев, А. Ф. Майдыков, Г. И. Петров, Ю. А. Тихомиров, Г. С. Яковлев, Ц. А. Ямпольская и др. При этом научная методология функционирования полиции рассматривается учеными, как правило, в общей теории правоохранительной деятельности силовых структур. И только в начале XXI в. они приобретают организационную, а с принятием Федерального закона «О полиции» в 2011 г. и относительную правовую самостоятельность1 .

Однако проводимые в данной области научные исследования в основном направлены на прикладные области оперативно-служебной деятельности полиции и связаны с проблематикой их применения в повседневной деятельности, при чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях, при выполнении задач территориальной обороны в военное время [5]. Проведенный анализ научных работ показал, что глубокого теоретического исследования применения полиции, рассмотрения закономерностей, принципов и методологии ее функционирования при угрозе и с началом войны до настоящего времени было крайне мало. Более того, с началом специальной военной операции [3] и навязыванием России крупномасштабной современной войны, которую де-факто уже ведет НАТО, эти вопросы стали достаточно актуальными.

Применяя в исследовании конкретно-социологические методы, можно выделить ряд закономерностей в развитии государственно-политического института Министерства внутренних дел Российской Федерации в рассматриваемых условиях.

Как показало исследование, создание Министерства внутренних дел стало объективно обусловленным и закономерным результатом развития Российского государства, которое включает в себя ряд направлений. Основными

1 О полиции : Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ : в ред. от 6 февраля 2023 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.03.2023).

из них являются совершенствование организации структуры общества, осуществление специализации в области управления, развитие правового регулирования.

Опираясь на проведенный исторический анализ, применяя положения, заложенные в общие законы диалектики (переход количественных изменений в качественные; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания), и осуществляя анализ частных законов при создании и силовых структур государства, возможно сформулировать ряд основополагающих закономерностей при осуществлении оперативно-служебной деятельности полиции применительно к периоду угрозы и с началом войны.

Так, в случае угрозы агрессии к наиболее общим закономерностям могут быть отнесены:

— активное участие полиции в защите прав и свобод человека и гражданина, которое должно осуществляться при введении в стране (части ее территории) чрезвычайного2 либо военного положения3;

— принятие под защиту жизненно важных для населения объектов, усиление работы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

— перераспределение объема и содержания оперативно--служебных задач, выполняемых полицией в мирное время и при подготовки государства к войне;

— адаптация оперативно-служебной деятельности полиции к выполнению вновь возложенных на правоохранительные органы задач и обязанностей;

— обеспечение законности в деятельности полиции с учетом вводимого в стране (либо на части территории) чрезвычайного (военного) положения;

— оперативное переподчинение части сил полиции Вооруженным Силам Российской Федерации, а части Вооруженных Сил Российской Федерации правоохранительным органам на период выполнения отдельных задач;

2 О чрезвычайном положении : Федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ : в ред. от 30 июня 2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.

3 О военном положении : Федер. конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 5. Ст. 375.

— профессиональная переподготовка личного состава для выполнения задач военного времени;

— опережающее развитие и укрепление специальной материально-технической базы полиции.

К закономерностям применения полиции с началом войны следует отнести:

— защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе от военных угроз в системе гражданской обороны;

— охрану объектов независимо от форм собственности, в том числе в районах ведения боевых действий;

— резкое возрастание объема оперативно-служебных задач и их расширение задачами военного времени с сохранением всех повседневных задач по обеспечению общественного порядка, общественной безопасности и по борьбе с преступностью;

— обеспечение законности в деятельности полиции с учетом вводимого в стране (либо на части территории) военного положения;

— оперативное переподчинение части подразделений полиции Вооруженным Силам Российской Федерации на театрах военных действий (в районах боевых действий);

— активное участие в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений с применением методов и средств военного времени;

— переход на подготовку личного состава для выполнения задач военного времени;

— адаптированное к задачам военного времени развитие и укрепление материально-технической базы полиции и ее приближение к единой военной структуре [1].

Исходя из рассмотренных закономерностей, необходимо выделить основополагающие принципы деятельности полиции при угрозе и с началом войны, которые составляют основу построения и деятельности данного государственного института.

Базовые принципы, как известно, закреплены в Конституции Российской Федерации4, иных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. В данных нормативных актах представлены исходные положения, основополагающие правовые идеи, которые характеризуют сущность МВД России, характер построения и деятельности структурных элементов системы.

Принципы основываются на объективных закономерностях при поступательном раз-

4 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г., с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г. // Рос. газ. 2020. 4 июля.

витии полиции. Таким образом, они по своей социальной и философской природе являются категорией объективной. Вместе с тем рассматриваемые принципы во вне системы действуют в форме волевого акта, исходящего от государства, и являются продуктом законотворчества законодателя. Именно в этом качестве категория принципов субъективна по своей форме.

Анализируя степень общности содержания в каждом из вышеописанных принципов, скажем, что они могут быть разделены на общегосударственные и специальные. В свою очередь специальные принципы характерны в целом для правоохранительных органов и в частности только для полиции.

Общегосударственные принципы — это такие принципы, которые характеризуются объективными закономерностями в организации и деятельности всех государственных органов. В них включены наиболее общие положения, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик Российской Федерации. Другое название общегосударственных принципов — «конституционные». Данные принципы в целом характеризуются более высокой, чем специальные, степенью общности положений и содержанием, которое заложено в каждом из них.

К таковым принципам могут быть отнесены: законность при выполнении оперативно-служебных задач полицией; гласность в деятельности полиции при соблюдении скрытности и маскировки по отношению к специальным действиям, направленным на недопущение утечки информации разведки противника; гуманизм по отношению ко всем гражданам, в том числе при ликвидации противоправных действий со стороны сил специальных операций противника; уважение прав и свобод личности; независимость полиции при осуществлении своих функций, в том числе при совместном выполнении задач с другими правоохранительными и военизированными органами; подконтрольность и подотчетность вышестоящим органам государственной власти, постоянная координация в деятельности силовых структур, а также их взаимодействие с иными государственными органами, негосударственными организациями и объединениями при осуществлении своих функций и т. д.

Специальные принципы — это такие, в которых отражаются специфические начала в процессе организации и в ходе деятельности, в нашем случае, полиции. Специальные принципы позволяют их индивидуализировать,

выделить из общих специальных принципов иных правоохранительных и военных организаций государства.

Специальные принципы могут быть разделены, во-первых, на те, которые в основном присущи в процессе повседневной деятельности; во-вторых, на принципы в оперативно-служебной деятельности полиции при выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях); в-третьих, особенные принципы угрожаемого периода и военного времени. При этом принципы военного времени имеют особенности в зависимости от масштабов боевых действий, применяемого оружия и этапов войны.

Вычленение и современное закрепление специальных принципов в деятельности полиции при угрозе и в военное время сопряжено со спецификой образования и исторического развития Министерства внутренних дел Российской Федерации. Как показал исторический анализ, с самого начала существования МВД России данная правоохранительная организация выполняла задачи в тесном взаимодействии с иными силовыми структурами государства, что предопределило принцип их готовности совместно с другими силами государства к отражению внешней агрессии.

Другой, не менее важный принцип применения полиции в описываемых условиях — высокой бдительности. Именно данный принцип стал основополагающим в процессе постоянной и напряженной борьбы, которую вело МВД России с различными политическими авантюристами, националистами, диверсантами и шпионами, что стало неотъемлемым профессиональным качеством каждого сотрудника полиции и главным условием успешного выполнения оперативно-служебных задач.

Достаточно важным и исторически подтвержденным является принцип единства армии и народа. Данный принцип имеет особо важное значение в том смысле, что полиция по характеру выполняемых задач самым тесным образом связана с гражданами, местными органами власти, управления и военными структурами государства по местам их дислокации.

Как показал анализ более чем 300-летней истории полиции, задачи, состав полиции неоднократно изменялись соответственно потребностям государства. Общее направление этих изменений заключалось в том, что по мере социально-экономических и политических преобразований внутри государства, в силу внешних угроз и вызовов сфера применения полиции развивалась и совершенствовалась.

В этой связи можно говорить о принципе постоянного развития полиции в зависимости не только от изменений во внутриполитической обстановке в государстве, но и во внешней составляющей.

Военная составляющая в специальных принципах основана на соблюдении законов военного времени, принятых на уровне международного и внутрироссийского права, единоначалии и централизации управления. Кроме того, следует выделить важнейший принцип военного времени, который заключается в необходимости подчинения в деятельности всех составляющих государства единому результату - победе [4, с. 371-383].

Таким образом, применительно к оперативно-служебной деятельности полиции при угрозе и с началом войны можно говорить о специальных принципах, которые включают в себя правовой, организационный и непосредственно военный блоки.

Таким образом, при выполнении задач в период угроз основными принципами функционирования полиции в системе правоохранительных органов могут являться: строгое соблюдение законности при введении реализации мер чрезвычайного либо военного законодательства; выполнение задач при ограничении демократических институтов, прав и свобод граждан; усиление зависимости в деятельности полиции при осуществлении своих функций от Министерства обороны Российской Федерации при сохранении ведущей роли Министерства внутренних дел Российской Федерации; возрастание роли руководителей территориальных органов внутренних дел как единоначальника при принятии решений с сохранением коллективного обсуждения до принятия решения; подконтрольность и подотчетность высшим органам государственной власти, координация деятельности полиции, а также их взаимодействие с иными государственными органами, негосударственными организациями и объединениями при осуществлении правоохранительных и военных функций; кадровая организация полиции, централизация управления и постоянная готовность совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации к отражению внешней агрессии; развитие полиции в зависимости от изменений не только внутриполитической обстановки, но и во внешней политике государства.

С началом войны главенствующую роль в оперативно-служебной деятельности полиции будут играть следующие принципы: постоянной боевой готовности; высокой ак-

тивности, непрерывности и решительности в действиях полиции в процессе выполнения оперативно-служебных задач; внезапности действий, введения противника в заблуждение в отношении действий полиции и планируемых мероприятий оперативно-розыскной деятельности; постоянного взаимодействия с иными правоохранительными и военными силовыми структурами государства; решительности при сосредоточении основных усилий на задачах военного времени; учета и использования морально-психологического фактора в интересах выполнения поставленных задач; всестороннего обеспечения оперативно-служебной деятельности; поддержания и своевременного восстановления боеспособности структурных подразделений полиции; неуклонности в достижении намеченных целей, выполнении принятых решений и поставленных задач.

Реализация закономерностей и принципов функционирования правоохранительных органов является основой для выработки методологических подходов к развитию описываемых государственных институтов. Сама методология (от греческого слова «шеШодо8») функционирования правоохранительных органов основана на изучении оперативно-служебной деятельности, планомерном научном познании.

На рубеже времен Ф. Бэкон сравнил метод с фонарем. Он утверждал, что «...даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без дороги» [2, с. 20]. В настоящее непростое время, когда коллективный Запад под управлением США ведет прокси-войну против России, именно к методам в деятельности полиции следует предъявить повышенные требования.

Поиск новых методов (исследовательских средств) в современных условиях может обеспечить приращение не только теоретических знаний, но и углубить представления о свойственных предмету закономерностях. В настоящее время действенность и реальность имеющей место теории функционирования полиции в угрожаемый период и с началом войны должны определяться не столько непротиворечивостью логических посылок или внешним соответствием конъюнктурных течений, сколько степенью эффективности конкретной право-регулирующей, правоохранительной работы и готовностью полиции к участию в минимизации угроз внешней агрессии.

Теорию применения правоохранительных органов в мирное и военное время нельзя рассматривать как собрание готовых истин, канонов или догм. Это живая, развивающаяся

теория. Применяя методы познания, теория должна приближаться к осуществлению своей конечной цели — способствовать активному и творческому использованию правоохранительных органов в интересах защиты государства от угроз как внутренних, так и извне.

Вместе с тем в процессе изыскания новых и обогащения арсенала существующих средств разрабатываемая теория применения полиции в описываемых условиях сможет решать важнейшую внутреннюю задачу — сводить в единую систему все знания о предмете. Системный характер теории применения полиции в условиях прокси-войны против России проявляется и в тех ее функциях, которые имеют место в процессе познания государственно-правовой реальности современности. Знание методологии теории применения полиции в угрожаемый период и с началом военной агрессии проявляется вполне рельефно еще и в том, что ее закономерности используют специальные отраслевые юридические и военные науки. Обогащение методологического багажа теории, в свою очередь, идет и за счет специальных и частных методик отраслевых дисциплин.

Нечто подобное имеет место во взаимоотношениях теории правоохранительной деятельности с другими общественными науками. Именно здесь теория применения правоохранительных органов использует в качестве широкого методологического основания мировоззренческие закономерности философии, чтобы, отправляясь от них, дать ответы, например, на вопросы о их роли и месте при выполнении задач в интересах защиты государства в случае внешней агрессии, или разрабатывает для правоохранительных органов специальные понятия: «угрожаемый период»; «начальный период войны»; «правовое регулирование оперативно-служебной деятельности полиции при угрозе и с началом войны» и др. В свою очередь, разрабатываемая теория, прежде всего военная, делится результатами собственных исследований, своими методическими находками, научными данными, опираясь на которые могут быть сформированы фундаментальные мировоззренческие положения в развитии общественных наук и практики. Все это позволяет с единых теоретико-методологических позиций осмыслить и подготовить рекомендации применения всей силовой структуры государства в исследуемых условиях.

Значение истинно научной методологии резко возрастает в периоды катаклизмов социально-политического характера, экономиче-

ских кризисов, внутренних конфликтов, чрезвычайных обстоятельств и с началом агрессии.

Глубочайшие преобразования, произошедшие в России в конце XX — начале XXI в. в принципах государственного устройства, формах государственного строительства, экономической модели и правовой основе, со всей остротой поставили перед исследователями проблему объективно научного подхода к методологии. Это становится крайне востребовано в условиях гибридной и угрозы реальной войны против России. В этой связи сегодня достаточно остро стоит проблема исследования методологии применения правоохранительных органов при угрозе и с началом войны.

По результатам проводимых в Академии управления МВД России исследований можно в обобщенном виде сформулировать основные методологические подходы к изучению и продвижению современной теории применения полиции при угрозе и с началом войны. К таковым следует отнести:

— институциональный — базируется на основе взаимодействия различных политических институтов (институты права, государства, политических партий и движений и т. д.) и осуществляется посредством анализа деятельности силовых структур российского государства и формальных правил, принятых в современном российском обществе;

— исторический — рассматривает имеющие место политические явления и процессы во времени и в пространстве. Важнейшим требованием к данному методу является объективность содержания. Современная «фабрика лжи», которую создали США и страны англо-саксонского мира, первостепенной задачей поставила фальсификацию и извращение истории. Все это требует от научного сообщества и практиков более тщательного и щепетильного отношения к историческому методу;

— социологический — основан на зависимости в деятельности полиции от всевозможных социальных факторов, к основным из которых следует отнести экономику, идеологию, культуру и т. д.;

— психологический — базируется на субъективных механизмах поведения сотрудников

Список литературы:

1. Грищенко Л. Л., Княжев В. Б. Война как коммерческий проект : монография. М., 2023.

2. Клишаса А. А. Теория права и государства : учебник. М., 2019.

полиции (побуждениях, желаниях, страстях и т. д.) в новых, достаточно непростых условиях угрозы либо с началом войны. Данный метод осуществляется с использованием анализа индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на поведение не только сотрудников полиции, но и противоположной стороны;

— системный — основан на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Реализация данного метода осуществляется посредством анализа характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами;

— ценностно-нормативный — зародился еще в древности. Согласно этому подходу политические влияния рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага;

— сравнительный метод — весьма актуален для российской юридической и военной науки, его сущность заключается в сопоставлении однотипных явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах.

Таким образом, деятельность правоохранительных органов осуществляется прежде и теперь как на основе общих закономерностей и принципов деятельности рассматриваемых структур и военного строительства силового компонента государства, так и частных, присущих только институту полиции. Методологические подходы к становлению и развитию полиции на всем протяжении развития государств выкристаллизовались в эпоху зарождения капитализма, бурно развивались в советский период, активно совершенствуются в настоящее время. Их учет в повседневной деятельности руководителями структурных подразделений МВД России, учеными и исследователями, практиками способствует более качественному решению практических задач, увеличению вклада полиции в дело обеспечения внутренней и внешней безопасности государства, защите прав и свобод человека и гражданина. Применение их в науке дает исследователю эффективный инструментарий познания и разработки теории развития правоохранительных органов в рассматриваемых условиях.

3. Обращение Президента России В. В. Путина к гражданам России 24 февраля 2022 г. // РБК : сайт. URL: https://www.rbc.ru/ politics/24/02/2022/ 6216f1dc9a 79474b7aa1d455 (дата обращения: 20.06.2023).

4. Основные принципы (пределы) достойного существования и эффективного использования российской вооруженной силы // Военное законодательство Российской империи (Кодекс Русского Военного права). М., 1996.

5. Понятие, классификация и краткая характеристика особых условий // StudFiles : сайт. URL: https ://studfile .net/preview/9614558/ page:2/ (дата обращения: 20.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.