Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 23 — 30. State service and personnel. 2022;(2):23 —30.
Научная статья УДК 351.74
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-23-30
NIION: 2012-0061-02/22-067 MOSURED: 77/27-008-2022-02-267
Полиция и общественные объединения, участвующие в профилактике административных правонарушений: применение эффективных подходов во взаимодействии
Александр Анатольевич Беженцев1, Тимофей Андреевич Петров2
1 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия,
2 Управление МВД России по Московскому району г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Гражданские институты правоохранительной направленности являются важнейшим ресурсом, позволяющим оказывать помощь полиции в профилактике административных правонарушений, обеспечении охраны общественного порядка. Взаимодействие полиции и общественных объединений правоохранительной направленности может осуществляться на качественном и легитимном уровне лишь при условии соблюдения специальных принципов добровольности, оперативности, компетентности, поэтапности, невмешательства в административную деятельность друг друга.
В статье раскрыты формы взаимодействия полиции и правоохранительных объединений граждан, указаны причины малоэффективности функционирования института взаимодействия, для устранения которых предлагается провести масштабную реконструкцию системы нормативного правового регулирования взаимодействия полиции и общественных объединений правоохранительной направленности; обосновывается целесообразность снижения нагрузки на полицию, повышения эффективности системы ведомственного полицейского контроля и расширения практики применения мер убеждения в вопросах взаимодействия.
Ключевые слова: общественные объединения правоохранительной направленности, взаимодействие в профилактике административных правонарушений, взаимодействие полиции и общественных объединений, принципы взаимодействия полиции и общественных объединений, административная деятельность полиции, профилактика административных правонарушений, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, оперативно-служебная деятельность полиции, добровольные народные дружины.
Для цитирования: Беженцев A.A., Петров ТА. Полиция и общественные объединения, участвующие в профилактике административных правонарушений: применение эффективных подходов во взаимодействии / / Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 23—30. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-23-30.
Original article
Police and public associations involved in the prevention of administrative offenses: the use of effective approaches in cooperation
Alexander A. Bezhentsev1, Timofey A. Petrov2
1 St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia
2 Directorate of the Ministry of internal affairs of Russia for the Moskovsky district of St. Petersburg,
Saint Petersburg
Abstract. Civil law enforcement institutions are the most important resource that allows to assist the police in the prevention of administrative offenses, ensuring the protection of public order. Interaction between the police and public law enforcement associations can be carried out at a qualitative and legitimate level only if the special principles of voluntariness, efficiency, competence, phasing, non-interference in each other's administrative activities are observed.
© Беженцев А.А., Петров Т.А. М., 2022.
№ 2/2022
The article reveals the form of interaction between the police and law enforcement associations of citizens, indicates the reasons for the inefficiency of the functioning of the institution of interaction, to eliminate which it is proposed to carry out a large-scale reconstruction of the system of normative legal regulation of the interaction between the police and public associations of law enforcement orientation, the expediency of reducing the burden on the police, increasing the efficiency of the departmental police control system and expanding the practice of using persuasion measures in interaction matters.
Keywords: public law enforcement associations, interaction in the prevention of administrative offenses, interaction between the police and public associations, principles of interaction between the police and public associations, administrative activities of the police, prevention of administrative offenses, protection of public order, ensuring public safety, operational and service activities of the police, voluntary people's squads.
For citation: Bezhentsev A.A., Petrov T.A. Police and public associations involved in the prevention of administrative offenses: the use of effective approaches in cooperation // State service and personnel. 2022;(2):23—30. (In Russ.). https:/ /doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-23-30.
Развитие конструктивного сотрудничества с общественными объединениями в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности, профилактики административных правонарушений рассматривается политическим руководством страны, Министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве стратегической задачи в укреплении российской государственности, от решения которой во многом зависит завершение процесса формирования общественных институтов.
Общественные объединения правоохранительной направленности являются важнейшим инструментом, позволяющим оказывать полиции содействие не только в предупреждении административных правонарушений, но и участвовать в последовательном и заинтересованном противодействии организованной преступности и коррупции, терроризму и экстремизму, незаконной миграции. С активизацией деятельности общественных объединений правоохранительной направленности связывается решение следующих задач: укрепления духовно-нравственных ценностей и правовой культуры; создания атмосферы непримиримости граждан к правонарушениям, нарушению их законных прав и свобод; предупреждения распространения противоправной идеологии среди граждан; усиления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, распространения в их среде употребления алкоголя, наркотических средств, проституции.
Следует отметить, что руководством МВД России в последние годы предпринимались активные усилия по переводу взаимодействия с общественными объединениями из области диалога в область выработки, принятия и реализации конкретных решений по профилактике административных правонарушений, укреплению правопорядка и общественной безопасности на федеральном, региональном и местном уровнях организации государственной власти. В настоящее время существует и развивается много эффективных организационно-правовых форм совместной деятельности органов внут-
ренних дел и граждан по охране правопорядка: добровольные народные и казачьи дружины, оперативные отряды и отряды содействия полиции, в том числе молодежные.
Важнейшей составляющей указанного взаимодействия является координация деятельности полиции и общественных формирований, участвующих в профилактике административных правонарушений. Полиция выполняет целый ряд полномочий по охране общественного порядка, проти-во действию правонарушениям и преступлениям. При этом делают они это через призму постоянного соприкосновения с общественными институтами правоохранительной направленности, находящимися на обслуживаемой территории. Данное соприкосновение не является разовым и случайным. Деятельность полиции в зоне обслуживания носит глубокий непрерывный характер и осуществляется в рамках постоянной и повседневной деятельности. Поэтому логичным представляется тезис о том, что работа по профилактике правонарушений, обеспечению правопорядка на обслуживаемой территории во многом улучшится при организации качественного и нормативного взаимодействия полиции и общественных формирований, принимающих участие в предупреждении административных правонарушений.
Институту взаимодействия полиции и общественных объединений правоохранительной направленности посвящено множество научных трудов [3, с. 65—70; 7, с. 434—436; 9, с. 211—216; 11, с. 275—277; 1, с. 7—12; 2, с 16—23; 5, с. 209— 212], однако необходимо понимать, что процесс исследования современного состояния функционирования института взаимодействия полиции и общественных объединений правоохранительного направления состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов. В числе таких компонентов, прежде всего, необходимо выделять основные направления и формы взаимодействия полиции, характерные и реализуемые на современном этапе развития данного института. Исследование указанной дефиниции в обязательном порядке необ-
№ 2/2022
ходимо производить в тесной взаимосвязи с реальной правоприменительной практикой в рассматриваемом сегменте. Это поможет избежать архаичности исследования, а также позволит произвести исследование в разрезе именно современного состояния указанной административной деятельности.
Взаимодействие полиции и общественных объединений правоохранительной направленности, участвующих в профилактике административных правонарушений, строится на основе определенных принципов, которые в совокупности создают систему, позволяющую осуществлять данную деятельность на качественном и легитимном уровне.
К данным принципам отнесем:
Принцип законности. Данный принцип является основополагающим в нашем государстве. Он применим ко всем общественным отношениям, складывающимся во всех сферах. Данный принцип означает строгое соответствие института взаимодействия полиции и общественных объединений, участвующих в превенции правонарушений, всем нормативно-правовым актам, составляющим его правовую основу.
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип так же, как и принцип законности, имеет основополагающее значение для всей правовой системы нашего государства и общества. При организации работы по взаимодействию полиции и общественных объединений каждая из сторон обязана соблюдать данный принцип, во главу угла своей деятельности ставить права и свободы человека и гражданина. В данном случае речь идет как о взаимных права и свободах, так и правах и свободах третьих лиц.
Принцип публичности. Данный принцип означает, что сам факт взаимодействия полиции и общественных формирований не является конфиденциальным. Более того, средствами массовой информации всячески освещается данный институт оперативно-служебной деятельности путем составления различных репортажей, интервьюирования и иными способами. Делается это, во-первых, в силу гласности и открытости обеих сторон, а, во-вторых, с целью привлечения к взаимодействию с полицией новых общественных формирований, участвующих в профилактике административных правонарушений [4, с. 60]. Публичность не касается только конкретных организационных форм и методов взаимодействия, при которых информация является объектом служебного пользования и разглашению не подлежит.
Принцип добровольности. Данный принцип относится к общественным формированиям. Полицейские в силу своих должностных обязанностей уполномочены организовывать взаимодействие
с общественными объединениями. Группы граждан же участвуют в указанном взаимодействии на добровольных началах. В данном случае необходимо отметить, что обеспечение защиты граждан от преступных посягательств и иных проявлений нарушений прав и свобод человека и гражданина, осуществляемое организованными группами граждан, без должного взаимодействия с органами внутренних дел просто невозможно.
Принцип оперативности. Данный принцип предполагает быструю и своевременную организацию взаимодействия полиции и организованных групп граждан, административная деятельность которых связана с предупреждением правонарушений. Например, участковый уполномоченный полиции, принимая административный участок к своему обслуживанию, прежде всего, должен узнать данные об оперативной обстановке, в том числе о силах и средствах охраны общественного порядка, в частности, о количестве общественных объединений соответствующей правоохранительной направленности, их численности. После этого участковый уполномоченный полиции в оперативном порядке должен организовать встречу с руководством коллективов граждан, сформированных по признаку участия в предупреждении правонарушений, обсудить организационные вопросы взаимодействия, наметить его формы и сроки. Оперативность также проявляется и на этапах уже налаженного сотрудничества. Полиция обязана своевременно реагировать на изменения оперативной обстановки, привлекая силы общественности к охране общественного порядка, например, в период подготовки и проведения крупных массовых мероприятий.
Принцип поэтапности. Данный принцип подчеркивает сложную и неоднородную структуру института взаимодействия полиции и организованных групп граждан, принимающих участие в предупреждении административных проступков. Данный процесс не может проходить как единое целое без каких-либо этапов и стадий. Указанные стадии служат для конкретизации целей и задач, их поэтапного выполнения, а также для более качественной оценки полученных результатов.
Принцип компетентности. Данный принцип означает, что взаимодействие полиции должно осуществляться только по тем сферам деятельности, которые установлены для соответствующих сотрудников. Например, участковый уполномоченный полиции и инспектора полиции по делам несовершеннолетних не вправе самолично привлекать общественность к проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Принцип невмешательства в деятельность друг друга. Несмотря на то что взаимодействие представляет собой плотное сотрудничество друг
№ 2/2022
с другом и, отчасти, знакомство с определенными формами и методами работы друг друга, ни полицейские, ни общественные группировки правоохранительной направленности не имеют право вмешиваться в деятельность друг друга и каким-либо образом влиять на нее.
На сегодняшний день мы можем констатировать тот факт, что взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности, участвующими в профилактике правонарушений, — это обязательная составная часть служебной деятельности многих подразделений и служб полиции.
Посредством взаимодействия с организованными группами граждан правоохранительной направленности полицейские решают множество оперативно-служебных задач. Одной из наиболее зарекомендовавших на современном этапе развития является такая форма взаимодействия интересующих нас субъектов, как обмен информацией [10, с. 130—135]. В век развития информационно-телекоммуникационных систем информация приобрела статус важнейшего ресурса, обеспечивающего множество видов и направлений деятельности.
Еще одной формой взаимодействия полиции и объединений коллективов граждан, сформированных для участия в предупреждении правонарушений, активно применяемой на современном этапе развития общественных отношений, является проведение совместных мероприятий самого разного характера. Главным отличием указанной формы выступает ее практический характер, что позволяет получать практически значимые результаты от взаимодействия в так называемом режиме «здесь и сейчас». Основной массив общественных объединений, с которым организуется данная форма взаимодействия, имеет ярко выраженный правоохранительный характер.
Способы реализации данной формы — соответствующие. Это, прежде всего, проведение совместных мероприятий по профилактике административных правонарушений при охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в общественных метах. Данная административная деятельность является сложной и многоаспектной. Каждый полицейский обязан владеть информацией о задействованных на обслуживаемой территории в охране общественного порядка представителях общественных формирований правоохранительной направленности.
После соответствующего анализа указанных сил и средств полицейский докладывает полученную информацию непосредственному начальнику, который, в свою очередь, совместно с компетентными должностными лицами органов внутренних дел (начальник территориального органа МВД России, начальник полиции, его заместитель по
охране общественного порядка, начальники отдела (группы) охраны общественного порядка) планирует порядок привлечения сил и средств объединений организованных групп граждан, принимающих участие в предупреждении административных деликтов, к совместной административной деятельности по охране общественного порядка в публичных местах.
Перед выходом на охрану общественного порядка представителей правоохранительных общественных объединений инструктируют полицейские. В процессе инструктажа заступающим разъясняются основные права и обязанности общественных формирований и их членов по охране общественного порядка, последовательность их действий в различных ситуациях, способы связи с территориальными органами внутренних дел. Сама служба по охране общественного порядка, как правило, представляет собой совместное патрулирвание полиции и общественников, выставление стационарных постов, участие в цепочках [6, с. 49—50].
Характеризуя современное состояние указанного института, нельзя не отметить существующие на сегодня проблемы в функционировании института взаимодействия полиции и общественных формирований, участвующих в профилактике административных правонарушений.
Основной причиной малоэффективности функционирования института взаимодействия полиции и объединений граждан является недостаточное правовое регулирование, которое является важным условием выстраивания взаимодействия полиции и организованных групп правопослуш-ных граждан.
Действительно, на сегодняшний день руководящие документы, регламентирующие деятельность полиции, лишь закрепляют обязанность последней взаимодействовать с общественными объединениями, в том числе и правоохранительной направленности, однако не раскрывают алгоритм данной деятельности. Эта причина «подпитывается» формализмом и сложной системой привлечения представителей общественных объединений, участвующих в профилактике правонарушений, например, к охране общественного порядка. Полиция иногда не имеет прямого доступа к объединениям право-послушных граждан, так как зачастую между ними могут оказываться посредники самого различного характера и вида. Это возможные представители органов местного самоуправления, непосредственные или территориальные начальники, атаманы казачества. Все это приводит к фактическому отсутствию правовой разработанности вопроса, касающегося порядка и особенностей организации взаимодействия полиции непосредственно с самими субъектами данного взаимодействия [8, с. 109]. На наш взгляд, в данном случае необходимо создание
№ 2/2022
специального механизма, который бы позволял полицейским обеспечивать себе быстрый доступ ко всей информации об общественных объединениях, а также связываться с ними напрямую. Данный механизм, в условиях современного состояния научных технологий, может представлять собой специальный интерактивный сервис на базе мобильного приложения.
Немаловажная причина отсутствия высокой степени эффективности во взаимодействии полиции и коллективов граждан, сформированных по признаку участия в предупреждении правонарушений, заключается в повышенной загруженности самих полицейских, приводящей к отсутствию реальной возможности у них организовать взаимодействие с конкретным правоохранительным объединением.
На сегодняшний день мы можем констатировать тот факт, что МВД России (полиция) — один из наиболее загруженных органов исполнительной власти.
Например, в число полномочий участковых уполномоченных полиции входит реализация множества направлений правоохранительной деятельности на административном участке; таким образом, сфокусироваться на профилактике административных правонарушений весьма проблематично. Другие сотрудники полиции работают по специфическим линиям работы.
Так, сотрудники ГИБДД МВД России в профильном порядке осуществляют организацию контроля за безопасностью дорожного движения, сотрудники уголовного розыска — оперативно-разыскную деятельность, сотрудники следственных подразделений — предварительное следствие. Постановка иных задач для указанных подразделений — второстепенный аспект. Про участковых уполномоченных полиции, к сожалению, подобного говорить не приходиться. Повышенной загруженности также способствует недостаточное количество кадров, большая их текучесть.
Указанные причины носят комплексный характер и в целом приводят к констатации того факта, что на сегодняшний день исследуемый нами институт находится в дискуссионном состоянии. В сложившейся обстановке на сегодня требуется принятие ряда конкретных мер, направленных на повышение эффективности института взаимодействия полиции и организованных групп граждан правоохранительной направленности и, соответственно, решение и нивелирование имеющихся в данном сегменте проблем.
В первую очередь, необходимо провести масштабную реконструкцию системы правового регулирования взаимодействия полиции и общественных объединений правоохранительной направленности, принимающих участие в профилак-
тике административных правонарушений, охране общественного порядка.
Учитывая специфику деятельности полиции, выражающуюся в их тесной связи с населением обслуживаемой территории, среди которого имеются также лица руководящего состава, представители различных общественных объединений, в том числе и правоохранительной направленности, а также реальные возможности полиции по организации взаимодействия с организованными правопослушными общественными формированиями, считаем, что вопросам исследуемого нами вида взаимодействия может быть посвящен единый комплексный нормативно-правовой акт, причем ведомственного характера.
Приказ МВД России от 21 июля 2014 г. № 597 «Вопросы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и народных дружин» регламентирует лишь возможность рассмотрения начальниками территориальных органов внутренних дел по субъекту Федерации уведомлений о создании гражданами Российской Федерации народных дружин и вопросы согласования кандидатур командиров народных дружин, планов их работы, мест и времени проведения мероприятий по охране общественного порядка, а также количество народных дружинников, привлекаемых в соответствии с ч. 1 ст. 12, статьями 13, 22 и 23 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ к участию в охране общественного порядка.
Приказы МВД России от 21 июля 2014 г. № 599 «О порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности» и от 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» вообще не содержат алгоритма взаимодействия полиции и общественных объединений правоохранительной направленности.
Новый уровень ведомственного нормативного правового регулирования, раскрывающий формы и методы взаимодействия, позволит наиболее подробно и четко закрепить основные организационно-правовые особенности взаимодействия полиции и организованных групп правопослушных граждан.
Приведем и проектную структуру ведомственного нормативного правового акта: общие положения, принципы взаимодействия в деятельности по профилактике правонарушений, задачи взаимодействия, основные организационные формы взаимодействия.
№ 2/2022
Далее. Предельно конкретно требуется задекларировать законодательное закрепление именно основных форм взаимодействия. Это позволит, с одной стороны, узаконить рамки данной деятельности, создав тем самым правовые ориентиры для всех участников взаимодействия, а, с другой стороны, избежать абстрактного подхода к данной деятельности.
На наш взгляд, основными направлениями взаимодействия полиции и объединений правоохранительной направленности могут являться, помимо перечисленных в федеральном законодательстве, следующие: организация совместных патрулей, организация совместной агитационной и профилактической работы, содействие в вызове дежурных служб.
На основе указанных направлений деятельности целесообразно четко закрепить также права и обязанности сторон взаимодействия; необходимо рассмотреть вопрос о заключении между территориальным органом внутренних дел и формированием правоохранительной направленности соответствующего соглашения о сотрудничестве, в котором были бы прописаны все организационные и правовые вопросы данного конструктивного взаимодействия.
Отдельного внимания заслуживают специфические формы взаимодействия: в деятельности по профилактике административных правонарушений; в административной деятельности по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий; в деятельности по розыску без вести пропавших лиц; в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам профилактики правонарушений. Отдельным блоком в ведомственном нормативном правовом акте должна быть подробно расписана оценка результатов взаимодействия полиции и общественных объединений правоохранительной направленности в деятельности по профилактике административных правонарушений.
Еще один путь оптимизации взаимодействия полиции и коллективов граждан, административная деятельность которых связана с предупреждением правонарушений, заключается в совершенствовании системы ведомственного контроля в данной области. На сегодняшний день контроль за деятельностью полиции в вопросах взаимодействия с объединениями правоохранительной направленности практически не осуществляется.
Единственным аспектом, который проявляется в ходе контрольно-проверочных мероприятий, как непосредственных начальников, так и «со стороны» — это знание полицейскими сил и средств общественных объединений, участвующих в профилактике правонарушений, расположенных на
обслуживаемой территории. Однако одного знания, по нашему мнению, в данном случае недостаточно.
Контролю должны подвергаться конкретные действия полиции по привлечению к взаимодействию групп граждан правоохранительной направленности. Контроль может иметь различные формы. Это непосредственное заслушивание исполнителя о результатах проведенных мероприятий, проверка документального подтверждения проведенных мероприятий (протоколы совещаний, ведомости инструктажей членов общественных объединений), опросы представителей формирований, присутствие на совместных мероприятиях.
Весьма важным вопросом повышения эффективности взаимодействия полиции и объединений правоохранительной направленности является снижение нагрузки на полицию. Данная задача может быть решена как на нормативном, так и на правоприменительном уровне. На нормативном уровне необходимо запретить привлечение сотрудников полиции к выполнению не свойственных им функций. Решение задачи на правоприменительном уровне подразумевает улучшение кадровой политики территориальных подразделений органов внутренних дел, направленной на ликвидацию некомплекта в рядах сотрудников некоторых подразделений служб полиции.
Особую работу необходимо проводить и в отношении самих общественных объединений правоохранительной направленности, принимающих участие в профилактике административных правонарушений, прежде всего, в части, касающейся привлечения их к взаимодействию. В данном случае наиболее эффективным является расширение практики применения мер убеждения. В частности, это может быть публичное поощрение особо отличившихся представителей общественных объединений, например, при охране общественного порядка, популяризация самого института взаимодействия граждан, участвующих в профилактике правонарушений, с полицией, которую целесообразно проводить с использованием рекламы в социальных сетях, видеохостингов, на телевидении, в местах массового пребывания граждан.
В частности, имеет смысл в местах массового пребывания граждан производить открытые совместные разводы сил и средств органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности перед заступлением на совместную охрану общественного порядка. Результаты проведенных совместных мероприятий докладывать населению посредством указанных выше источников.
Таким образом, современное состояние взаимодействия полиции и общественных объединений правоохранительной направленности не на-
№ 2/2022
ходится на оптимальном уровне, тем не менее, предложенные нами меры позволят, на наш взгляд, преодолеть указанные проблемы и оптимизировать функционирование института взаимодействия полиции и общественных объединений, участвующих в профилактике административных правонарушений.
Список источников
1. Антонова Л.Б. О необходимости взаимодействия полиции и гражданского общества / / Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2020. № 6-2. С. 7—12.
2. Атмачев С.И. К вопросу о взаимодействии полиции и общества // Матер. III Всерос. заоч. конф. «Соблюдение прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел». Краснодар, 28 ноября 2014. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России. 2015. С. 16—23.
3. Беляева О.В., Мукиенко И.Н. Формы взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества / / Вестник Всерос. инта повышения квалификации сотрудников МВД России. 2021. № 4 (60). С. 65—-70.
4. Бучакова МА, Дизер ОА. Взаимодействие полиции и общества / / Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. 2015. № 2 (43).
5. Ванюшин ЯЛ. Всероссийская научно-практическая конференция «Современная полиция: работа с личным составом и взаимодействие с обществом» // Вестник Тюменского ин-та повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 2 (5). С. 209—212.
6. Ваньков А.В. Вопросы участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2013. № 3 (66). С. 49—50.
7. Волков В А. О повышении эффективности взаимодействия полиции с институтами гражданского общества // Евразийский юрид. журнал. 2021. № 4 (155). С. 434—436.
8. Киричек Е.В. Правовое регулирование, основные формы, проблемы и перспективы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Науч. портал МВД России. 2013. № 2.
9. Панов НА. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества // Теория и практика совр. науки. 2021. № 12 (78). С. 211—216.
10. Потапенкова И.В. Информационное обеспечение, используемое в деятельности органов внутренних дел: современное состояние // Вест-
ник Моск. ун-та МВД России. 2013. № 12. С. 130—135.
11. Федорова И.В. Основные направления взаимодействия полиции с институтами гражданского общества // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2020. № 6. С. 275—277.
References
1. Antonova L.B. On the need for interaction between the police and civil society / / Public safety, law and order in the III millennium. 2020. № 6-2. Pp. 7—12.
2. Atmachev S.I. On the issue of interaction between the police and society / / Proceedings of the III All-Russian correspondence conference «Observance of human rights in the activities of employees of internal affairs bodies», Krasnodar, November 28, 2014. Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. Pp. 16—23.
3. Belyaeva O.V., Mukienko I.N. Forms of interaction between internal affairs bodies and civil society institutions / / Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Studies of Employees of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation. 2021. № 4 (60). Pp. 65—70.
4. Buchakova M.A., Dizer O.A. Interaction between the police and society // Bulletin of the Omsk University. Ser.: Law. 2015. № 2 (43).
5. Vanyushin Ya.L. All-Russian scientific and practical conference «Modern police: work with personnel and interaction with society» // Bulletin of the Tyumen Institute for Advanced Studies of Employees of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 2 (5). Pp. 209—212.
6. Vankov A.V. Questions of participation of citizens in the protection of public order in the Russian Federation // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 3 (66). Pp. 49—50.
7. Volkov VA. On improving the effectiveness of police interaction with civil society institutions // Eurasian Law Journal. 2021. № 4 (155). Pp. 434—436.
8. Kirichek E.V. Legal regulation, main forms, problems and prospects of interaction between district police officers and civil society institutions in the Russian Federation // Scientific portal of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 2.
9. Panov NA. Police interaction with civil society institutions // Theory and practice of modern science. 2021. № 12 (78). Pp. 211—216.
№ 2/2022
10. Potapenkova I.V. Information support used in the activities of internal affairs bodies: the current state / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 12. Pp. 130—135.
11. Fedorova I.V. The main directions of police interaction with civil society institutions / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2020. №№ 6. Pp. 275—277.
Информация об авторах
Беженцев А.А. — кандидат юридических наук, доцент
Петров Т.А. — заместитель начальника отдела полиции Управления МВД России по Московскому району г. Санкт-Петербурга
Information about the authors
Bezhentsev A.A. — candidate of law, associate professor
Petrov T.A. — Deputy Head of the Police Department of the Directorate of the Ministry of internal affairs of Russia for the Moskovsky district of St. Petersburg
Вклад авторов:
Беженцев А.А. — научное руководство; постановка проблемы; формулирование гипотезы и концепции исследования; развитие методологии; анализ результатов исследования; описание результатов и формирование выводов исследования
Петров Т.А. — критический анализ литературы; сбор эмпирических данных, их анализ и интерпретация; написание исходного текста; доказательство гипотезы исследования; итоговые выводы Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors:
Bezhentsev A.A. — scientific guidance; formulation of the problem; formulation of the hypothesis and concept of the study; development of methodology; analysis of research results; description of the results and formation of the conclusions of the study
Petrov T.A. — critical analysis of literature; collection of empirical data, their analysis and interpretation; writing the original text; proof of the research hypothesis; final conclusions The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.
The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.
№ 2/2022