8. Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития: материалы межведомственной научно-практической конференции (31 октября 2007 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2008.
9. Участие полиции зарубежных стран в профилактике преступности. М.: ВНИИ МВД России, 2007.
10. Князев В. В., Сазонова Н. И., Жмыхов А. А., Заморина Т. Ю. Полицейские системы зарубежных государств. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
11. Балтовский А. А. Организация деятельности полиции зарубежных стран: учебное пособие. Саратов, 2007.
12. Хадисов Г. Х. Использование опыта распределения компетенции американской полиции в условиях реформирования МВД России. Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2003.
13. Щеглов А. В. Актуальные проблемы управления полицией в демократическом обществе (из опыта функционирования полицейских систем США и стран Западной Европы. Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2003.
14. Участие полиции зарубежных стран в профилактике преступности. М.: ВНИИ МВД России, 2007.
© Петрова О. В.
УДК 351 743 А. В. МОРИН, доцент кафедры административ-
но-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
>
^ A. V. МORIN, an assistant professor of the Chair of
^ Administrative Law Disciplines of Ufa Law Institute
5 of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Law
a (Ufa) s
I ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ИНСТРУКТАЖА НАРЯДОВ ПАТРУЛЬНО-
^ ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ ДЛЯ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ВО
Й ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДОБРОВОЛЬНЫМИ НАРОДНЫМИ ДРУЖИНАМИ И
« ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
I НАПРАВЛЕННОСТИ
§ THE PECULIARITIES OF TRAINING AND COACHING OF GUARD DUTIES OF
§ PATROL AND INSPECTION SERVICE IN COOPERATING WITH VOLUNTARY
§ NATIONAL TEAMS AND ASSOCIATIONS OF LAW ENFORCEMENT
§ ORIENTATION
¥
Ль Аннотация. Статья посвящена некоторым особенностям подготовки и инст-^ руктажа нарядов патрульно-постовой службы полиции (ППСП) для несения ими
о
0 «
1
службы во взаимодействии с добровольными народными дружинами и общественными объединениями правоохранительной направленности. Автор обращает внимание на основные направления деятельности общественных объединений правоохранительной ^ направленности и добровольных народных дружин, их взаимодействие с сотрудниками ^ полиции.
Ц Ключевые слова: инструктаж нарядов, общественные объединения правоохра-
§ нительной направленности, добровольные народные дружины, охрана общественного порядка.
Annotation. The article is devoted to some peculiarities of training and coaching of guards of patrol and inspection service to carry their duties in cooperation with the voluntary national teams and public associations of law enforcement orientation. The author draws attention to the main areas of activity ofpublic associations of law enforcement orientation and voluntary national teams, their interactions with the police.
Keywords and phrases: instruction of guards, associations of law enforcement orientation, voluntary national teams, protection of public order.
Общественные объединения правоохранительной направленности, равно как и добровольные народные дружины представляют собой объединения, участвующие в охране общественного порядка и создаются по инициативе граждан Российской Федерации. В своей деятельности они руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, непосредственно Федеральным законом от 02.04.2013 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее - Федеральный закон № 44) [1], другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Деятельность общественных объединений правоохранительной направленности, как и деятельность добровольных народных дружин, строится в соответствии с принципами добровольности, законности, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина, права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом, недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Прежде всего, обратим внимание на некоторые особенности организации деятельности по охране общественного порядка общественных объединений
правоохранительной направленности
(ООПН) и добровольных народных дружин (ДНД).
Так, общеобязательным является условие, согласно которому ООПН могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр. Указанное требование справедливо и к организации деятельности ДНД, связанной с участием в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины. Основными же направлениями деятельности ООПН и ДНД являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений;
3) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах;
4) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций - направление деятельности, применяемое только в деятельности ДНД.
Как следует из пункта 108 раздела, посвященного взаимодействию и маневру нарядами ППСП Устава патрульно-постовой службы полиции (далее - Устав) (утвержден приказом МВД РФ от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции») [2], к охране общественного порядка на добровольной основе могут привлекаться представители организаций и общественных формирований правоохранительной направленности.
"о
<ч а а
о о
о s а
о
^
0 «
У
а -с а
1
о
^
0 «
1
£ «
а s
eq
В этой связи, и с точки зрения задач, которые возложены на сотрудников ППСП в соответствии с вышеуказанным Уставом отметим, что взаимодействие между сотрудниками полиции и участниками указанных общественных объединений может осуществляться в рамках выполнения всех задач, указанных в пункте 6, с учетом особенностей правового положения последних.
Кроме того, посредством анализа положений закона № 44-ФЗ и Устава к возможным формам взаимодействия ППСП и указанных общественных объединений следует отнести:
- взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование о совершенных преступлениях и иных правонарушениях;
- участие в проведении инструктажей и занятий с личным составом подразделений ППСП по вопросам применения действующего законодательства;
^ - оказание взаимной помощи в
^ решении задач по охране общественно-¡о го порядка, обмен опытом работы; ^ - участие в пределах своей ком-
§ петенции в осуществлении иных меро-& приятий по борьбе с правонарушения-^ ми;
§ - проведение совместных учеб-
^ но-тренировочных занятий и учений по I пресечению возможных нарушений об-§ щественного порядка и общественной § безопасности, в том числе террористи-« ческих актов, массовых беспорядков, § противоправных посягательств на объ-§ екты жизнеобеспечения и другие, особо ^ важные объекты, поиску и задержанию Ль лиц, пытающихся совершить или со-^ вершивших нарушение правопорядка. о В соответствии со статьей 15 Фе-
§ дерального закона № 44-ФЗ, Уставом ? патрульно-постовой службы полиции, а ^ также в соответствии с приложением к ^ приказу МВД России от 18 августа « 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки на-§ родных дружинников к действиям в ус-СЦ ловиях, связанных с применением фи-
зической силы, и по оказанию первой помощи» [3] народные дружинники проходят подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, а также по оказанию первой помощи.
Важным представляется необходимость прохождения указанной подготовки и участниками общественных объединений правоохранительной направленности, принимающими непосредственное участие в охране общественного порядка. Причем, прохождение указанной подготовки должно осуществляться заблаговременно и не может подменяться совместным инструктажем нарядов ППСП, участников ООПН и членов ДНД перед заступлением их на службу (участием в охране общественного порядка).
Подготовка и инструктаж нарядов ППСП, участников ООПН и членов ДНД должны проводиться, как правило, в специально оборудованном классе службы. Указанным лицам надлежит прибыть в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 минут до начала инструктажа и доложить о своем прибытии оперативному дежурному и (или) своему непосредственному начальнику либо командиру.
Сам инструктаж должен проводиться должностными лицами командного состава подразделений ППСП под руководством начальника органа внутренних дел или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного по территориальному органу МВД России на районном уровне.
Инструктирующий, исходя из оперативной обстановки на обслуживаемой территории, задач, порядка и особенностей несения службы на каждом маршруте (посту), должен оценить действия и результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения заступающих на службу сотрудников ППСП, участников ООПН и членов ДНД к действиям в различных ситуациях.
Инструктирующий обязан:
1. Убедиться в готовности указанных лиц к несению службы (участию в охране общественного порядка) и принять меры к устранению выявленных недостатков. Необходимым представляется обращение внимания инструктирующего на наличие у участников ООПН и членов ДНД удостоверений соответствующего образца, форменной одежды и (или) отличительной символики, служебных книжек, свистка, карманного электрического фонаря, авторучки, простого карандаша;
2. Проверить знание заступающими для несения службы (участия в охране общественного порядка):
- своих прав и обязанностей, отдельных положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с обеспечением правопорядка;
- условий и пределов применения народными дружинниками физической силы в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 44;
- гарантий правовой защиты народных дружинников и участников общественных объединений правоохранительной направленности;
- особенностей охраны общественного порядка на порученном посту, маршруте патрулирования, примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей;
- основных алгоритмов действий участников ООПН и членов ДНД по охране общественного порядка во взаимодействии с сотрудниками ППСП;
- информированность сотрудников ППСП о местонахождении представителей общественных формирований правоохранительной направленности (не принимающих непосредственного участия в охране общественного порядка в составе нарядов) и систему связи с ними для решения поставленных задач.
3. Объявить результаты несения
службы нарядами ППСП (результаты деятельности по охране общественного порядка ООПН и ДНД) за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры положительных действий патрульных и постовых, участников ООПН и членов ДНД, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся.
4. Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы (применительно к участникам ООПН и членам ДНД - на определенный период выполнения обязанностей по охране общественного порядка), разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.
5. Отработать с нарядами ППСП, участниками ООПН и членами ДНД вводные задачи, разобрав при этом наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).
6. Обратить внимание инструктируемых на необходимость соблюдения законности, внимательного отношения к гражданам.
7. Ответить на имеющиеся вопросы.
Как представляется, именно подобный порядок организации и проведения инструктажа заступающих на службу нарядов патрульно-постовой службы полиции, а также участников общественных объединений правоохранительной направленности и членов добровольных народных дружин позволит во многом улучшить качество их совместной деятельности по охране общественного порядка.
>
"о
<4
а а
и
и $
* * *
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и ! £
а «
1 3
ЛИТЕРАТУРА
1. Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 02 апреля 2014 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
2. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции»): приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.
3. Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи (вместе с «Порядком подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»): приказ МВД России от 18.08.2014 № 696 // Российская газета. 2014. № 229.
© Морин А. В.
S
eq
УДК 347.963 С. Я. МАЛЫШЕВ, доцент кафедры оперативно-
разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
S. Y. MALYSHEV, an assistant professor of the Chair of Operative Detection Activity of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Law, associate professor (Ufa)
ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВ -УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
"о
<ч
13 НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
fcj THE QUESTION OF THE INTERACTION ORGANISATION BETWEEN LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF STATES OF COMMONWEALTH PARTICIPANTS IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF CORRUPTION
AT THE PRESENT STAGE
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации взаимодействия между правоохранительными органами государств - участников СНГ в сфере противодействия преступлениям экономической направленности, легализации
s а
о
^
о
^ (отмыванию) преступных доходов. у
а Ключевые слова и словосочетания: организация взаимодействия, координация
а действий, субъект взаимодействия, предмет взаимодействия, возможности
2 взаимодействующего субъекта. о
u Annotation. The article considers the questions of interaction between law enforcement agencies of CIS member states in combating economic crimes, legalization (laundering)
^ ofproceeds of crime.
s Keywords and phrases: the organization of cooperation, coordination of actions, co«
operation subject, object interaction, possible interactions of the subject.