ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.5 ББК 67.400
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
АННА ИВАНОВНА ЯСТРЕБОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Российского государственного социального университета
Е-тай: [email protected] Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются особенности взаимодействия органов полиции и общественных организаций в Российской Федерации, в частности, общественных формирований в виде общественных организаций правоохранительной направленности и др. Исследуется опыт правового регулирования деятельности общественных организаций в Российской Федерации в части их взаимодействия с органами полиции.
Ключевые слова: общественные организации, общественный порядок, обеспечение общественного порядка, правопорядок, конституционный порядок, формы взаимодействия.
Annotation. Features of interaction of bodies of police and the various organizations in the Russian Federation are considered, in particular, public formations of type public organization of law-enforcement orientation, etc. Experience of legal regulation of activity of public organizations of the Russian Federation regarding their interaction with police bodies is studied.
Keywords: Public organizations, public order, keeping of public order, law order, constitutional order, forms of cooperation.
Обеспечение общественного порядка, правопорядка является одним из основных направлений деятельности государства, в частности, органов полиции. Вместе с тем, органы полиции должны стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, а также взаимодействовать с общественными объединениями, организациями и гражданами.
Актуальность взаимодействия между органами полиции и общественными объединениями состоит в том, что через такое взаимодействие осуществляется внутреннее управление элементами государственно-общественной системы, определяется роль общественных организаций в этой системе обеспечения общественного порядка и их влияние на эффективность деятельности всей государственно-общественной системы обеспечения общественного порядка. Эффективность обеспечения правопорядка также может определяться с помощью «конструктивного сотрудничества» правоохранительных органов и общественных объединений1.
Прежде чем исследовать правовые нормы и рассмотреть конкретные формы наиболее эффективного взаимодействия органов полиции и общественных
объединений, необходимо уяснить само понятие «взаимодействие». Филологическое значение термина «взаимодействие» означает взаимную поддержку, согласованные действия при выполнении тех или иных задач2. П.А. Кунаковым была проведена классификация форм взаимодействия государственных органов и общественных объединений граждан по нескольким признакам. Например, по степени участия таких объединений в государственных делах - непосредственно и опосредованно. В качестве непосредственной формы данный автор выделяет «участие граждан в ДНД, общественный контроль за деятельностью власти и т.п.», а опосредованной - институт непосредственной демократии, местное самоуправление3. Отдельные формы классификации взаимодействия государственных органов и объединений граждан предлагались С.В. Калашниковым, в числе которых: «взаимное целенаправленное воздействие» государственных органов на общественные объединения и общественных объединений на государственные органы, «при определенных пределах вмешательства в целях эффективного и качественного выполнения ими задач и функций»; взаимная помощь государства и объединений граждан; их
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
взаимная ответственность; сотрудничество в решении «социальных и культурных проблем, в охране окружающей среды, общественного порядка, в развитии науки, здравоохранения, образования, культуры, и т.п.»4.
Исследуя вопросы взаимодействия органов полиции и общественных объединений в сфере обеспечения общественного порядка, необходимо сконцентрировать внимание на возможности использования различных форм и способов их взаимодействия и на эффективности такого взаимодействия. Выбор наиболее оптимальных, с точки зрения функциональных возможностей, элементов государственно-общественной системы обеспечения общественного порядка и эффективных, с точки зрения воздействия на нарушителей общественного порядка, форм и способов такого взаимодействия, является важной задачей законодателей и правоприменителей.
Основополагающим положением при осуществлении такого выбора является положение о верховенстве Конституции Российской Федерации. Именно на принципах, изложенных в Конституции России, и должно основываться взаимодействие государственных и общественных элементов системы обеспечения общественного порядка. Некоторые ученые, исследуя взаимодействие государственных органов и общественных объединений, выделяют принципы, вытекающие из положений Конституции Российской Федерации (законности, гласности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и т.д.), а также специальные принципы взаимодействия - планирования, добровольности, непрерывности, индивидуальности и коллективности, научности, конфиденциальности, самоуправления, взаимообусловленности, территориальности, оперативности и др5. Следующую группу принципов можно еще назвать организационными. Вместе с тем, важнейшим положением является верховенство Конституции и заложенных в ней принципов, в частности, реализующимся в федеральном законодательстве (Федеральном законе «О полиции», «Об участии граждан в охране общественного порядка»).
К основным направлениям деятельности органов полиции относится обеспечение правопорядка в общественных местах и др.6. Правопорядок охватывает общественные отношения, урегулированные при помощи норм права и является частью общественного порядка. Вместе с тем, для исследования механизма взаимодействия органов полиции и общественных объединений в сфере общественного порядка возникает потребность в уточнении понятий: общественный порядок, правопорядок, конституционный порядок. Обеспечение конституционного порядка является одним из основных направлений деятельности государства.
Под «конституционным порядком» в юридической науке понимается порядок, установленный в соответствии с нормами Конституции и основанных на ней законах, строя, в котором организация и функционирование всей системы власти, отношения между вла-
стью и населением основаны на законе. Конституция Российской Федерации устанавливает основы, принципы и характеристики «конституционного порядка», который образует ядро, сердцевину «общественного порядка», при этом понятие «общественный порядок» является более широким, поскольку регулируется не только посредством правовых норм, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, традиций, нравственности и др7.
Конституционный порядок является более широким понятием, чем правопорядок, поскольку отдельные конституционные нормы (нормы-принципы) представляют собой не только конкретные конституционные предписания для участников общественных отношений, но и рекомендации по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, свободного использования его способностей, ориентиры для его духовного совершенствования, гармонизацию общественных отношений и др. (например, ст.ст. 7, 8, 13, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 26 и другие статьи Конституции Российской Федерации). Более того, проблема конституционного порядка рассматривается в контексте более широкой проблемы -проблемы социального порядка в обществе, изучаемой в классической теории социологии8. В юридической науке определяется понятие «конституционный правопорядок» как являющийся составной частью, «сердцевиной правопорядка», который «характеризует собой состояние урегулированности (упорядоченности) общественных отношений, опосредуемых конституционными установлениями»9. Таким образом, следуя логике данных рассуждений можно сделать вывод о том, что конституционный порядок является важнейшей составляющей общественного порядка и базируется на нормах Конституции Российской Федерации. Несмотря на схожесть деятельности по обеспечению общественного порядка, правопорядка, их взаимосвязь и взаимообусловленность, между ними имеются и различия, которые позволяют дать более конкретное определение понятию «обеспечение общественного порядка», которое является важнейшим элементом механизма обеспечения конституционного порядка и которое выражается в деятельности специально уполномоченных органов и организаций, направленной на обеспечение условий для соблюдения всеми участниками общественных отношений социальных норм, в интересах всего общества и государства, охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и иных прав людей, создающих благоприятные условия для их деятельности, а также для деятельности предприятий, учреждений, организаций10.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О полиции», органы полиции при осуществлении своей деятельности стремятся обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан; наиболее важные вопросы органы полиции призваны решать путем привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
обеспечения общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Данным законом закрепляются положения, касающиеся взаимодействия и сотрудничества. Органы полиции при осуществлении своей деятельности:
• взаимодействуют с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
• при выполнении возложенных на них обязанностей могут использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
• в пределах своих полномочий оказывают содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывают поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения пра-вопорядка11.
В то же время, государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанно-стей12.
Посредством таких положений реализуется один из принципов деятельности органов внутренних дел, заложенный в Федеральном законе «О полиции»; принцип взаимодействия и сотрудничества. Реализация данного принципа осуществляется и в подзаконных актах Министерства внутренних дел Российской Федерации: Устав патрульно-постовой службы, Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции.
Правовые нормы, регулирующие взаимодействие патрульно-постовой службы с общественными объединениями правоохранительной направленности содержатся в Уставе патрульно-постовой службы13, где закрепляется, что на добровольной основе к обеспечению общественного порядка могут привлекаться представители организаций и общественных формирований правоохранительной направленности, сотрудники частных охранных организаций, граждане, и что к числу задач строевых подразделений патрульно-постовой службы относится взаимодействие с гражданами по вопросам обеспечения общественного порядка и обеспечения общественной безопасности14.
Исследуя взаимодействие подразделений патрульно-постовой службы и общественных объединений правоохранительной направленности можно выделить взаимодействие как на уровне командиров подразделений, так и на уровне постовых и патрульных нарядов. В частности, на командира подразделения патрульно-постовой службы возложена обязанность
обеспечения взаимодействия с общественными формированиями правоохранительной направленности по вопросам обеспечения общественного порядка, а также оказания им методической и практической помощи в обучении формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений, а патрульные и постовые наряды обязаны взаимодействовать с общественными формированиями правоохранительной направленности, задействованными в обеспечении правопорядка, в пределах своей компетенции оказывать содействие в осуществлении возложенных на них задач по обеспечению общественного порядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах15.
Помимо осуществления взаимодействия в форме обучения формам и методам предупреждения преступлений, необходимо планировать совместные мероприятия. И основы такого взаимодействия нашли свое выражение в Уставе патрульно-постовой службы, в котором закреплено, что в решении по организации патрульно-постовой службы на следующий день необходимо указывать состав, расстановку, задачи патрульно-постовых нарядов, а также организацию взаимодействия с членами общественных объединений правоохранительной направленности по обеспечению общественного порядка. Кроме того, заступая на службу сотрудники подразделений патрульно-постовой службы, помимо дислокации ближайших нарядов, должны знать местонахождение членов общественных объединений правоохранительной направленности и систему связи с ними16.
Еще одной формой взаимодействия выступает информирование. Основу данного взаимодействия определяет Устав патрульно-постовой службы, в п. 39.5 которого указано, что источниками информации при изучении оперативной обстановки могут являться сообщения общественных объединений и организаций. Наличие данной нормы позволяет общественным объединениям правоохранительной направленности напрямую сообщать подразделениям патрульно-постовой службы о случаях готовящихся или совершаемых правонарушений, а также о подозрительных гражданах.
Таким образом, взаимодействие подразделений патрульно-постовой службы и общественных объединений правоохранительной направленности, участвующих в обеспечении общественного порядка, позволит повысить эффективность деятельности указанных субъектов по обеспечению общественного порядка.
Участковые уполномоченные осуществляют деятельность по обеспечению общественного порядка, предупреждению правонарушений и другие функции на своей административной территории. К их обязанностям отнесено привлечение общественных объединений правоохранительной направленности к работе по предупреждению преступлений и правонарушений, владение информацией о расстановке на участке представителей общественных объединений
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
правоохранительной направленности, а также обеспечение взаимодействия патрульно-постовых нарядов с общественными объединениями правоохранительной направленности, осуществление инструктажей участников общественных объединений17. Таким образом, нормами о деятельности участковых уполномоченных полиции предусмотрены различные формы взаимодействия с общественными объединениями правоохранительной направленности. Вместе с тем, новыми положениями ведомственных актов МВД РФ не предусмотрены такие формы взаимодействия, как обучение членов общественных объединений правоохранительной направленности; обобщение и анализ результатов работы членов общественных объединений правоохранительной направленности, поощрение членов данных объединений, отличившихся в обеспечении общественного порядка, что предусматривалось утратившей силу Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции (утверждена Приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 № 900).
В зарубежных странах накоплен большой опыт взаимодействия органов полиции и населения, который осуществляется в самых различных формах. Например, в США, Великобритании, странах Западной Европы хорошо отлажена связь полиции и общественных организаций (добровольная полиция США, добровольная полиция Великобритании; «бригады безопасности»; «соседские организации» по борьбе с преступностью, гражданские отряды патрулировании территории; организации типа «остановим преступность»; «Совещательные комитеты граждан» и др.)18. Так, в случае совершения преступления в районе, близком к месту нахождения общественного помощника, сотрудник полиции сообщает ему необходимые сведения. Прибывшие до приезда полиции ее общественные помощники могут оказать потерпевшему медицинскую помощь, сообщить дополнительные сведения, охранять место происшествия, поиск свидетелей преступления и др. Одной из форм взаимодействия органов полиции и общественных организаций в зарубежных странах является двухстороннее взаимодействие, которое может проявляться во взаимном информировании, что позволит общественным организациям, участвующим в обеспечении общественного порядка, своевременно сообщать подразделениям патрульно-постовой службы о подозрительных лицах, похожих на находящихся в розыске или подозреваемых в совершении преступлений, а сотрудникам полиции оперативно реагировать на полученную информацию с целью задержания выявленных лиц. Кроме того, информирование общественных объединений правоохранительной направленности о неблагополучных семьях и склонных к правонарушениям несовершеннолетних позволило бы проводить эффективную работу по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в сфере обеспечения общественного
порядка. В числе оптимальных форм взаимодействия можно выделить такие, как: участие в подготовке и экспертизе документов, аналитических обзоров и проектов правовых актов, разработка и реализация совместных целевых программ в сфере обеспечения правопорядка, поощрение членов общественных объединений, отличившихся в обеспечении общественного порядка и др19.
Таким образом, взаимодействие органов полиции и общественных организаций в сфере обеспечения общественного порядка, возможно, помимо проведения инструктажей, осуществления совместных мероприятий, информирования, может являться и обучение формам и методам работы по обеспечению общественного порядка участников общественных объединений, знакомство их с основами правовых знаний в сфере обеспечения общественного порядка, повышение их правовой грамотности, проведение с ними совместных конференций, семинаров, круглых столов, обмен положительным опытом предупреждения правонарушений.
Литература
1. Безруков А.В. Формирование и функционирование конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: монография /А.В. Безруков. М., Юстицинформ, 2016.
2. Белорусов В.Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности в Российской Федерации: Дисс... докт. юрид. наук. М., 2005.
3. Васильев Д.В. Концепции организации деятельности полиции и возможности их использования в отечественной практике (по материалам США и некоторых стран Западной Европы): Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005.
4. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России: Дисс.... докт. юрид. наук. М., 2001.
5. Кунаков П.А. Участие субъектов гражданского общества в обеспечении правопорядка как форма проявления социально-правовой активности: Дисс....канд. юрид. наук. Владимир. 2007.
6. Макарейко Н.В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка: Дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1996.
7. Нурадинов Ш.М., Червонюк В.И., Курбанов Б.М. Конституция и конституционная законность. // Вестник Московского университета МВД России. № 6. 2013.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд. М.: Рус. яз., 1990.
9. Прудников А.С. Конституционный порядок и национальная безопасность - базовые основы жизнедеятельности государства // Вестник Московского университета МВД России. № 10. 2008. С. 139-140.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
1. BezrukovA.V. the Formation and functioning of the constitutional legal mechanism of ensuring the rule of law by public authorities in Russia: monograph / A.V. Bezrukov. M., Justitsinform, 2016.
2. Belarusians B.V Administrative-legal status of nonstate actors law enforcement in the Russian Federation: Diss....doctor. the faculty of law. Sciences. M., 2005.
3. Vasiliev D.V. the Concept of organizing the activities of the police and the possibility of their use in domestic practice (on materials of the USA and some Western European countries): Diss. candidate. the faculty of law. Sciences. M., 2005.
4. Kalashnikov S.V. Constitutional bases of forming of civil society in Russia. Diss.... doctor. the faculty of law. Sciences. M., 2001.
5. Kunakov A.P. the Participation of civil society actors in the rule of law as a form of existence of social-legal activity: Diss....candidate. the faculty of law. Sciences. Vladimir. 2007.
6. Makaraka N.V. State coercion as a means of ensuring public order. Diss. ... candidate. the faculty of law. Sciences. Nizhny Novgorod, 1996.
7. Nuradinov S.M., Chervonyuk V.I., Kurbanov B.M. the Constitution and constitutional legality. // Vestnik of Moscow University of the MIA of Russia. No. 6. 2013.
8. Ozhegov S.I. dictionary of the Russian language: 70 000 words / Under the editorship of N. Yu. Shvedova. 22-e Izd. M.: Rus.lang., 1990.
9. Prudnikov A.S. constitutional order and national security - the basic Foundation of the life of the state // Vestnik of Moscow University of the MIA of Russia. No. 10. 2008. S. 139-140.
1 Безруков А.В. Формирование и функционирование конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: монография /А.В. Безруков. М., Юстицинформ, 2016. С. 261.
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд. М.: Рус.яз., 1990. С 83.
3 Кунаков П.А. Участие субъектов гражданского общества в обеспечении правопорядка как форма проявления социально-правовой активности: Дисс....канд. юрид. наук. Владимир. 2007. С. 58.
4 Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России. Дисс.... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 12.
5 Белорусов В.Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности в Российской Федерации: Дисс....докт. юрид. наук. М., 2005. С. 324.
6 Ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О полиции» // Российская газета, № 25, 2011. 8 февраля.
7 Макарейко Н.В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка. Дисс. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1996. С. 169.
8 Прудников А.С. Конституционный порядок и национальная безопасность - базовые основы жизнедеятельности государства // Вестник Московского университета МВД России. № 10. 2008. С. 139-140.
9 Нурадинов Ш.М., Червонюк В.И., Курбанов Б.М. Конституция и конституционная законность // Вестник Московского университета МВД России. № 6. 2013. С. 38.
10 Прудников А.С. Конституционный порядок и национальная безопасность - базовые основы жизнедеятельности государства // Вестник Московского университета МВД России. № 10. 2008. С. 139.
11 См.: ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О полиции» // Российская газета, № 25, 2011. 8 февраля.
12 См.: ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О полиции» // Российская газета, № 25, 2011. 8 февраля.
13 Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 (ред. от 12 февраля 2015 г.) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 2008 г. № 11290) // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http//www.pravo.gov.ru 5 марта 2015 г. (далее - Устав патрульно-постовой службы).
14 См.: п. 108, 7.6 Устава патрульно-постовой службы.
15 См.: п. 16.6, 225.1. Устава патрульно-постовой службы.
16 См.: п. 65.2. Устава патрульно-постовой службы.
17 П. 7, 36.3., 36.6. Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции утв. Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2013 г. № 27763) (далее -Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных).
18 Васильев Д.В. Концепции организации деятельности полиции и возможности их использования в отечественной практике (по материалам США и некоторых стран Западной Европы): Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 19, 138.
19 Безруков А.В. Формирование и функционирование конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: монография /А.В. Безруков. М., Юстицинформ, 2016. С. 269-270.