УДК 34
Ильченко Валентина Александровна Il'chenko Valentina Alexandrovna
аспирант
Институт экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23)
post-graduate
Institute of economics and business of Lobachevski state university of Nizhny Novgorod (23 Gagarin av., Nizh-ny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Сотрудничество Общественного совета и полиции с общественными организациями в Нижегородской области
Cooperation of the Public council and the police with civil society organizations in the Nizhny Novgorod region
Одно из важных направлений деятельности полиции — взаимодействие с органами местного самоуправления и общественными объединениями. В статье рассматривается история функционирования общественных организаций по охране общественного порядка и возобновление деятельности добровольных народных дружин; приводится анализ практической деятельности данной общественной организации на территории г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, подтверждающий усиление взаимодействия полиции и общества.
Ключевые слова: Общественный совет, полиция, граждане, общественные организации, добровольные народные дружины.
One of the important activities of the police — cooperation with local authorities and associations. The article discusses the history of the functioning of public institution of the protection of public order and the resumption of activities of voluntary national teams: an analysis of the practices of the public organization in the city of Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region, confirming the strengthening of cooperation between police forces and society.
Keywords: Public council, the police, citizens, civil society organizations, voluntary national teams.
Общественные советы при МВД России действуют в каждом субъекте Российской Федерации. Они формируются на основе добровольного участия граждан РФ, общественных объединений и организаций.
Работа общественных советов при ГУ МВД России по Нижегородской области строится в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах». Он начал свою работу 15 сентября 2011 года. Состав совета меняется каждые два года и на сегодняшний момент времени действует созыв 2013—2015 годов. В состав совета области входят: представители СМИ, общественных и правозащитных организаций, образовательных и культурных учреждений Нижнего Новгорода — всего двадцать четыре человека.
В Кодексе этики членов общественных советов при МВД РФ и его территориальных органах приняты следующие обязанности членов Общественного совета: осуществлять свою деятельность добросо-
вестно в целях обеспечения эффективной работы Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов, в пределах полномочий Общественного совета; исключать действия, которые связаны с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, которые препятствуют добросовестному исполнению возложенных на него обязанностей; соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на его деятельность решений политических партий и общественных объединений; соблюдать нормы этики и правила делового поведения; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении полномочий члена общественного совета, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов; не использовать свое положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного само-
управления, организации, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера [1]. Все это направлено на усиление взаимодействия граждан и полиции через деятельность Общественного совета.
Проблема определения путеИ взаимодействия государственных органов власти существовала всегда. Так, в последней трети XIX века была создана народная охрана для поддержания порядка. Например, во время коронации императора Александра III в 1881 году и Николая II в 1894 году, празднования 300-летия Дома Романовых. К началу XX века численность этои организации достигла 80 тысяч человек, что свидетельствовало о необходимости данного формирования.
После ОктябрьскоИ революции в процессе становления СССР в начале 30-х годов XX века была сформирована общественная организация по охране общественного порядка: общество содействия милиции и уголовного розыска (осодмил) было создано постановлением Совнаркома. Осодмил осуществлял свою деятельность под неукоснительным контролем государства и правоохранительных органов. Организация насчитывала 2 500 тыс. подразделении.
Впоследствии эта организация стала именоваться как бригада содействия милиции — бри-гадмил. Благодаря ее содействию правоохранительным органам была оказана помощь по борьбе с преступностью в 30-е и 40-е годы. В бригадмиле к 1941 году насчитывалось более 400 тысяч человек. В период ВеликоИ Отечественной воИны бригадмил действовал как народное ополчение, пожарные и санитарные дружины, команда противовоздушной самозащиты. Такие общественные организации доказывали, что их участие и поддержка необходимы для государства в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью. Они действовали под руководством местных органов власти и функционировали как составляющая часть правоохранительных органов. Им на смену пришла добровольная народная дружина (ДНД). Она была создана в 1958 году по инициативе рабочих Ленинграда для поддержания общественного порядка. 2 марта 1959 года считается началом официального существования народных дружин в СССР, так как было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране».
В Москве в 80-е годы XX века для обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятии были сформированы комсомольские оперативные отряды дружинников. На объектах Олимпиады в 1980 году насчитывалось 20 тысяч человек, а в 1985 году на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов уже 30 тысяч человек, участвующих в охране общественного порядка.
В ходе реформ в начале 90-х годов XX века была во многом разрушена система общественных связеИ органов внутренних дел и система
общественного содействия им. Рыночные преобразования, демократизация общественной жизни и связанное с этим формирование институтов гражданского общества, а также структурные изменения самой преступности привели к тому, что сами органы внутренних дел начали восстанавливать утраченные общественные связи с целью повышения эффективности своей работы. С.В. Егорышев и Н.В. Егорышева убедительно доказывают необходимость выстраивания на рубеже XX—XXI веков новых направлений и форм взаимодействия с формирующимися институтами гражданского общества, широкими слоями общественности, с органами местного самоуправления [2, с. 40].
По мнению В.В. Таболина, на сегодняшний день взаимодействие органов исполнительной власти в сфере внутренних дел с общественностью реализуется только со стороны полиции как обладателя всех полномочий в тех вопросах, которые возможно решать совместными действиями с органами местного самоуправления и общественными объединениями [3, с. 35].
Важно отметить, что на сегодняшний момент времени был принят и одобрен Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» [4]. Согласно закону граждане создают общественные объединения по собственной инициативе на основе добровольного участия. Народные дружинники и внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей народного дружинника или внештатного сотрудника полиции находятся под защитой государства. Благодаря прошлому опыту взаимодействия граждан и новому закону должны быть полностью возрождены общественные организации.
В Нижегородской области по информации Управления Министерства юстиции России к 1 апреля 2014 года зарегистрировано 4 180 некоммерческих организаций. С наиболее активными общественными объединениями осуществляется взаимодействие в виде взаимного информирования, проведения встреч для обсуждения конкретных проблем и обмена мнениями по различным вопросам, совместной разработки и реализации отдельных социально значимых мероприятий, программ, охране правопорядка. Установлено взаимодействие с крупными и авторитетными правозащитными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Нижегородской области: межрегиональное общественное объединение «Комитет против пыток», общественная организация «Дзержинский правозащитный центр Нижегородской области», региональное общественное учреждение «Нижегородский неправительственный правозащитный центр». Например, директор Дзержинского правозащитного центра Э.З. Фельдштейн входит в состав Общественного совета при УМВД России по городу Дзержинску Нижегородской области и принимает активное участие в его деятельности [5].
По итогам 2014 года подразделениями территориальных органов внутренних дел с участием общественности раскрыто 1 983 преступления, пресечено 11 393 административных правонарушения. Ранее губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев подписал закон «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Нижегородской области». Теперь народные дружины наравне с полицией осуществляют охрану общественного порядка. Также будут получать социальную защиту и льготы от государства. Документ был разработан в соответствии с федеральным законом и предусматривает, что народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка после внесения в региональный реестр. ГУ МВД России по Нижегородской области в текущем году в целях реализации Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», указания МВД России от 5 сентября 2014 года № 1/8318 проведена работа по внесению добровольных народных дружин в региональный реестр.
На сегодняшний день в ГУ МВД России по Нижегородской области поступили документы из 39 территориальных органов МВД России, дислоцированных на территории Нижегородской области, по которым проводится проверка их соответствия требованиям Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ и приказа МВД России от 21 июля 2014 года № 599.
В настоящее время внесены в региональный реестр и выданы свидетельства тридцати народным дружинам. Также рассматриваются документы о внесении в региональный реестр двадцати народных дружин [6]. Это: «ГАЗ», Ленинский, Кана-винский и Советский районы Нижнего Новгорода, рабочий поселок Бутурлино, Сеченовский район, Ветлужский муниципальный район, Перевозский район, Вадский район, «Металлка» (Кулебаки), Шахунский городской округ, рабочий поселок Тон-шаево, Уренский район, «Центр» и «Сигнал» (Дзержинск), Павловский район, Саровский городской округ, Гагинский район и «Правопорядок — БМ» (Большое Мурашкино). Руководство их деятельностью осуществляют избранные командиры. Также рассматриваются документы о внесении в региональный реестр двадцати народных дружин. Для координации работы народных дружин и их штабов, созданных органами местного самоуправления на территории Нижегородской области правительством региона, действует областной штаб.
По данным Нижегородстата [7], уровень преступности значительно снизился в Нижегородской области. Так, по сообщениям ГУ МВД по Нижегородской области за январь — октябрь 2014 года зарегистрировано 32,8 тыс. преступлений, что на 20,4% меньше, чем за соответствующий период 2013 года.
Необходимо отметить как положительный опыт то, что в состав советов при ГУ МВД России по Нижегородской области и подразделений МВД
России, дислоцированных на территории Нижегородской области, вошли представители наиболее крупных религиозных конфессий. Они принимают активное участие в их работе. Например, 22 июня 2014 года член Общественного совета при УМВД России по Нижнему Новгороду, руководитель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Нижегородской Епархии Русской православной церкви протоирей Михаил (Сторонкин) благословил полицейских, прибывающих из служебной командировки из республики Дагестан. Он совершил краткий молебен с окроплением Святой водой.
В Нижегородской области созданы народные дружины, которые совместно с подразделениями полиции участвуют в охране общественного порядка. Положительным опытом является взаимодействие с ДНД ветеранов МВД России. Совместно с участковыми уполномоченными полиции они ведут прием граждан на УПП, дают консультации, участвуют в обеспечении охраны правопорядка в составе ДНД.
Совместная работа освещается в средствах массовой информации. Так, за 2014 год на данные темы вышло 1076 материалов [5]. Например, добровольная народная дружина «ГАЗа» в Нижнем Новгороде, которая создана 1 ноября 2012 года в Автозаводском районе для обеспечения общественного порядка в соответствии с региональным законом № 85-3 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области». Ежедневно с 18:00 до 23:00 в патруль выходят три группы дружинников «ГАЗа» — сотрудников предприятия. Один раз в неделю дружинники принимают участие в патрулях Федеральной миграционной службы, а также в рейдах по проверке исполнения родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в социально неблагополучных семьях. Через два года в ноябре 2014 года добровольной народной дружине (ДНД) нижегородской производственной площадки «Группы ГАЗ», которая входит в состав одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент», присвоен номер 1 в региональном реестре народных дружин и общественных организаций правоохранительной направленности. Решение об этом принято руководством Главного управления МВД России по Нижегородской области в связи с высокой эффективностью газовской дружины. За два года деятельности дружина «ГАЗа», членами которой являются пятьдесят сотрудников предприятия, пресекла почти 7 тыс. правонарушений в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.
В декабре 2014 года на заседании комиссии по вопросам профилактики правонарушений Владимир Никонов, заместитель главы администрации Нижнего Новгорода, наградил победителей конкурса на звание «Лучшая дружина Нижегородской области», «Лучший дружинник Нижегородской области» и «Лучшая организация участия граж-
дан в обеспечении общественного порядка среди муниципальных образований Нижегородской области» [8].
Таким образом, Общественный совет обеспечивает согласование общественно значимых интересов граждан, органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций. Народные дружины и общественные организации способствуют в раскрытии преступлений. Привлечение граждан к охране общественного порядка с каждым годом усиливает взаимодействие полиции и общества, тем самым повышает доверие к ней.
Примечания
1. URL://https://52.mvd.ru/document/913019
2. Егорышев C.B., Егорышева Н.В. Из истории взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества и населением в Российской Федерации // Российский следователь. 2010. № 4.
3. Таболин В.В. Взаимодействие городских органов самоуправления с полицией // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4.
4. URL://www.rg.ru/2014/04/04/poryadok-dok.html
5. Информация об изучении деятельности Общественного совета при ГУ МВД России по Нижегородской области. Материалы Отчета пресс-службы ГУ МВД России по Нижегородской области за 2014 г.
6. Информация о привлечении общественности к охране общественного порядка. По материалам ГУ МВД России по Нижегородской области за 2014 г.
7. URL:http://www.vremyan.ru/news/19_nizhegorodskih_ narodnyh_druzhin_poluchili_svidetelstva_o_vnesenii_v_ reestr_dnd.html
8. URL:https://news.mail.ru/inregions/volgaregion/52/ society/20575389/
Notes
1. URL:https://52.mvd.ru/document/913019
2. EgoryshevS.V., Egorysheva N.V. From the history of law enforcement cooperation with civil society and the population of the Russian Federation // Russian investigator. 2010. № 4.
3. Tabolin V.V. Interaction of urban self-government with the police // Proceedings Acad. department of Internal affairs of Russia. 2010. № 4.
4. URL:http://www.rg.ru/2014/04/04/poryadok-dok.html
5. Information about the study of the Public council under the State Ministry of Interior of Russia in Nizhny Novgorod region // According to the materials of the Report Press Service of the Russian Interior Ministry in the Nizhny Novgorod region in 2014.
6. Information about involving the public in the protection of public order // According to the materials of the Russian Interior Ministry in the Nizhny Novgorod region in 2014.
7. URL:http://www.vremyan.ru/news/19_nizhegorodskih_ narodnyh_druzhin_poluchili_svidetelstva_o_vnesenii_v_re-estr_dnd.html
8. URL:https://news.mail.ru/inregions/volgaregion/52/ society/20575389/