УДК 342.5
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН ИЗ ЧИСЛА РЕЕСТРОВЫХ КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА
П.О. Ильин
В статье изучены теоретические аспекты правового обеспечения деятельности народных дружин из числа реестровых казачьих обществ, привлекаемых органами внутренних дел МВД России к охране общественного порядка. В заключении автор отмечает, что принятый Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» сможет достаточно полно обеспечить необходимый уровень регулирования всех вопросов, связанных с обеспечением деятельности общественных организаций правоохранительной направленности, в том числе и народных дружин из числа реестровых казачьих обществ, привлекаемых к охране общественного порядка.
Ключевые слова: привлечение граждан к охране общественного порядка, добровольные народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности, казачьи дружины, народные дружины из числа реестровых казачьих обществ
Отечественный исторический опыт и правоприменительная практика отдельных зарубежных стран показывают, что государство при решении задач, связанных с поддержанием правопорядка и привлечения граждан к охране общественного порядка, определенную роль отводит негосударственным органам, которые в научной юридической литературе определяются как «негосударственные субъекты правоохранительной деятельности», «общественные органы правоохранительного характера», «общественные объединения и формирования» [1, С. 14; 2, С. 12].
На сегодняшний день в России возникла объективная потребность в возрождении общественных формирований правоохранительной направленности, поскольку их содействие органам внутренних дел поможет оказать позитивное влияние в борьбе с противоправными явлениями в обществе. Как отмечается в Послании Президента России В.В. Путина, государство должно поддерживать «гражданскую активность» и «растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений участвовать в жизни страны» для успешного решения повседневных вопросов [3].
Наиболее распространенной и положительно зарекомендовавшей себя формой сотрудничества правоохранительных органов и общественных объединений является совместная работа с добровольными народными дружинами и казачьими войсковыми обществами. Различные формы участия граждан в охране общественного порядка во взаимодействии с
территориальными подразделениями МВД России уже подтвердили свою эффективность и востребованность.
В научных кругах существуют дискуссии по проблемам привлечения граждан России и общественных формирований правоохранительной направленности к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Мнения исследователей разделились. Ряд ученых-юристов подвергают сомнению принцип «добровольности» участия в общественных организациях и полагают, что привлечение граждан и общественных формирований не вносит существенного вклада в борьбу с правонарушениями. Так, по мнению Л.И. Овчинниковой, их деятельность постепенно стала приобретать «формальный показной характер, в результате чего заметно снизилась численность добровольных народных дружин и их активность в борьбе с преступностью» [4, С. 3]. Данный подход, на наш взгляд, вызывает сомнение, поскольку правоприменительная практика доказывает об обратном.
Сторонники другого научного подхода утверждают, что привлечение граждан к охране общественного порядка и оказание ими содействия правоохранительным органам в профилактической работе по предупреждению и пресечению преступлений является положительным направлением деятельности органов государственной власти. Ученые отмечают, что «государственная система охраны общественного порядка не может успешно функционировать без помощи и содействия общественных объединений и граждан на добровольной основе» [5, С. 65]. Соглашаясь с мнением О.Ю. Мельникова, отметим, что в любом государстве «состояние общественного порядка и общественной безопасности во многом зависит от того, насколько граждане проявляют активность в борьбе с преступлениями и правонарушениями» [6, С. 3].
В настоящее время в Российской Федерации формируются «правовые основы, принципы и формы добровольного участия граждан в охране общественного порядка, оказании необходимого содействия органам внутренних дел» [7]. Так, 2 апреля 2014 года принят Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [8]. По замыслу законодателя, указанный нормативный правовой акт позволит задействовать в обеспечении правопорядка на добровольной основе максимальное количество заинтересованных граждан, «создать условия для реализации гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка», что будет способствовать «поддержанию должного правопорядка в общественных местах».
В основе концепции закона лежит инициатива граждан по охране общественного порядка, а не создание новой правоохранительной структуры. Суть закона заключается, в первую очередь, в создании правовых рамок участия граждан в охране общественного порядка, где основная роль отводится органам исполнительной власти и местного самоуправления (как наиболее близкого к гражданам уровня публичной власти), чтобы они оказывали всестороннюю поддержку гражданской инициативе по обеспечению
мероприятий правоохранительной направленности. Кроме того, в связи с реформированием системы органов внутренних дел и значительным сокращением патрульно-постовых служб полиции, привлечение народных дружин и представителей казачества позволит обеспечить необходимое количество сотрудников, задействованных в охране правопорядка в общественных местах и при массовом скоплении граждан.
Следует особо отметить, что Федеральный закон № 44-ФЗ нормативно закрепил положения о систематизации сведений о добровольных народных дружинах и общественных объединениях правоохранительной направленности, что позволяет более четко оценивать их вклад в обеспечение правопорядка.
Подчеркивая особую роль казачества в защите государственных интересов, в Федеральном законе № 44-ФЗ отдельно прописана возможность создания народных дружин из числа реестровых казачьих обществ (ст. 23 «Особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»). Порядок формирования и ведения регионального реестра казачьих дружин определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этой связи в МВД России подготовлен проект приказа, утверждающий порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, а также типовая программа подготовки народных дружинников по основным направлениям деятельности народных дружин [9].
В современных условиях казачество рассматривается как серьезное «подспорье» в решении задач охраны правопорядка и общественной безопасности в силу, прежде всего, своего правового статуса и структурной организации по сравнению с обычными объединениями правоохранительной направленности. Казачьи дружины, являясь по сути одним из видов добровольной дружины, при привлечении к охране общественного порядка демонстрируют высокие результаты и свою эффективность, при этом, основные задачи и функции особо не отличаются от народных дружин. Так, основными направлениями участия казачьих формирований в сфере охраны общественного порядка являются: 1) совместное несение патрульно-постовой службы на улицах и в общественных местах; 2) осуществление профилактических мероприятий совместно с участковыми уполномоченными полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних; 3) участие в охране общественного порядка при проведении культурно-массовых и общественно-политических мероприятий; 4) выявление и пресечение преступлений и правонарушений.
Согласно нормам Федеральных законов «Об участии граждан в охране общественного порядка», «Об оружии» и «О государственной службе российского казачества», отличительными особенностями казачьих объединений от народных дружин, привлекаемых к охране общественного порядка, являются: выполнение обязанностей по охране общественного
порядка в форменной одежде, установленной для членов соответствующего казачьего общества, с использованием соответствующей символики; ношение с казачьей формой традиционного холодного оружия; применение физической силы; ношение имеющегося на законных основаниях гражданского оружия, в том числе так называемого травматического действия (применение данного оружия возможно исключительно в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах и с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «Об оружии» (ст. 24) [10].
Правовой анализ Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» показал, что в рассматриваемом акте имеются коллизионные нормы, которые не соответствуют положениям ряда федеральных законов, принятых ранее. Так, Федеральный закон № 44-ФЗ не регламентирует положения о ношении казаками традиционного холодного оружия, являющегося элементом казачьей формы. Данное положение регламентировано Федеральным законом № 154 -ФЗ «О государственной службе российского казачества» [11]. Аналогично, в Федеральном законе № 44-ФЗ не урегулированы вопросы ношения казаками гражданского оружия, хотя данное положение четко регламентировано в Федеральном законе «Об оружии», который предусматривает право «лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, иметь при себе принадлежащее им на законном основании оружие». В связи с этим, предлагается устранить данные правовые коллизии путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон № 44-ФЗ с целью конкретизации положений о праве ношения и применения в случае крайней необходимости гражданского оружия казаками, входящими в народные дружины по обеспечению охраны правопорядка.
Рассматривая деятельность народных дружин из числа реестровых казачьих обществ, привлекаемых к охране общественного порядка, отмечаем, что казаки несут государственную службу или оказывают содействие органам внутренних дел в 68 субъектах Российской Федерации. В настоящее время к представителям российского казачества относятся около 7 млн. человек, из них свыше 450 тысяч казаков внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Привлечены к правоохранительной службе почти 5,5 тыс. человек; к военной службе - более 5,5 тыс. человек; к государственной гражданской службе - около 1 тыс. человек; к муниципальной службе - более 3 тыс. человек, к иной службе - 23 тыс. человек [12].
В настоящее время в субъектах Российской Федерации официально привлечено к охране общественного порядка 969 казачьих дружин (около 70 тыс. человек). По данным МВД России, с участием представителей казачьих формирований в первом полугодии 2014 г. раскрыто 899 преступлений (задержано 527 человек, из которых 369 лиц задержано совместно с
участковыми уполномоченными полиции) и выявлено 35 259 административных правонарушений (задержано - 31 822 человека) [9].
С целью координации взаимодействия органов внутренних дел с казачьими формированиями в охране общественного порядка в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества на постоянной основе функционирует Комиссия по организации государственной и иной службы российского казачества, возглавляемая первым заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации. На Комиссию возложена основная задача по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с казачьими обществами и общественными объединениями казачества.
Характерным примером отлаженного взаимодействия государства и общества в этой сфере является сотрудничество органов государственной власти Краснодарского края и Кубанского войскового казачьего общества, основанного на региональном законодательстве и принципах системного, планового и последовательного подхода к решению задач по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. На территории Краснодарского края ведется систематическая работа по организации и учету сведений о взаимодействии казачьих дружин с управлениями (отделами) МВД России на территориальном уровне. Разработана соответствующая форма отчетности, в которой ежемесячно отражаются сведения о работе казачьих дружин Кубанского казачьего войска по охране общественного порядка, в частности, информация о количестве казачьих дружин, их численности, сведения о раскрытых совместно с казаками преступлениях.
Значительный вклад казаки-дружинники внесли в обеспечение правопорядка в ходе проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи. В период с 7 января по 23 марта 2014 года казаки Кубанского казачьего войска совместно с сотрудниками полиции осуществляли патрулирование территорий, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры города Сочи (международный аэропорт «Сочи», железнодорожные вокзалы «Адлер» и «Олимпийский парк»), в населенных пунктах Адлерского района, а также в местах просмотра трансляций Олимпийских игр и при проведении заключительного этапа эстафеты Олимпийского огня. На территории г. Сочи задействовалось 420 казаков -дружинников Кубанского казачьего войска. С их участием было выявлено более 2 600 административных правонарушений, установлено 32 лица, находившихся в розыске, выявлено 38 преступлений различной степени тяжести [13].
В субъектах Российской Федерации продолжается работа по формированию нормативной правовой базы участия граждан в охране общественного порядка в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». В
настоящее время действует более 500 различных региональных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений правоохранительной направленности, определены права и обязанности граждан, участвующих в данной работе, реализуются свыше 200 региональных и муниципальных программ, предусматривающих финансирование деятельности общественных формирований правоохранительной направленности. Кроме того, в отдельных субъектах Российской Федерации законодательно закреплены такие формы коллективного участия граждан в охране общественного порядка, как: общественные советы профилактики правонарушений, центры охраны общественного порядка, самодеятельные группы граждан, социально-профилактические центры, добровольные студенческие дружины (отряды), общественные пункты охраны порядка и др. [13].
В заключение особо хочется отметить, что принятый Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» сможет достаточно полно обеспечить необходимый уровень регулирования всех вопросов, связанных с обеспечением деятельности общественных организаций правоохранительной направленности, в том числе и народных дружин из числа реестровых казачьих обществ, привлекаемых к охране общественного порядка. Оценивая значительный вклад в обеспечение правопорядка казаками -дружинниками, МВД России вырабатывает дальнейшие меры, направленные на совершенствование их сотрудничества.
В целях оптимизации данного вида сотрудничества предлагается:
1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон № 44-ФЗ в части регламентации вопросов ношения и применения в случаи крайней необходимости гражданского вида оружия казаками, задействованными органами внутренних дел в охране общественного порядка.
2. Определить и классифицировать формы участия народных дружин из числа реестровых казачьих обществ, привлекаемых к охране общественного порядка.
3. Разработать социальные гарантии для казаков, участвующих в охране общественного порядка.
Список литературы:
1. Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1996.
2. Козловский А.Б. Участие общественности в борьбе с правонарушениями: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1998.
3. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. // Рос. газ. 2013. 12 дек. № 282.
4. Овчинникова Л.И. Правовые и организационные основы привлечения негосударственных субъектов правоохранительной направленности к охране общественного порядка: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007.
5. Управление деятельностью служб общественной безопасности: Учебник / под ред. Ю.Н. Ольховникова, Ф.Е. Колонтаевского. - М.: Академия управления МВД России, 2000.
6. Мельников О.Ю. Административно-правовое регулирование участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.
7. Босхамджиева Н.А. Роль добровольных народных дружин в обеспечении общественной безопасности: статья. [Электронный ресурс]: интернет - сайт научных публикаций «Юриспруденция». URL: http://www.justicemaker.ru/view-article. Дата обращения: 7 июля 2014 г.
8. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон РФ от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2014. 7 апр. № 14. Ст.1536.
9. Тезисы выступления первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции А.В. Горового на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества от 14 мая 2014 года. [Электронный ресурс]: официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/. Дата обращения: 7 июля 2014 г.
10. Об оружии: Федеральный закон РФ от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 02.04.2014 г.) // СЗ РФ.1996. 16 дек. № 51. Ст. 5681.
11. О государственной службе российского казачества: Федеральный закон РФ от 05.12.2005 г. № 154-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 31.05.2011 г. № 101-ФЗ) // Рос газ. 2005. 8 дек. № 276.
12. По данным Всероссийского казачьего общества [Электронный ресурс]: официальный сайт казачьего войскового общества «Всевеликое войско Донское». URL: http://www.skvriz.ru/. Дата обращения: 7 июля 2014 г.
13. По данным ГУ МВД России по Краснодарскому краю [Электронный ресурс]: официальный сайт ГУ МВД России по Краснодарскому краю. URL: http://24.mvd.ru/. Дата обращения: 7 июля 2014 г.
Ильин Павел Олегович, слушатель факультета № 2 - подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России ФГКОУ ВПО «Академия управления МВД России», полковник полиции, тел. 8(926)3060331; E-mail: [email protected] (Россия, Москва)
THE SPECIFIC ACTIVITIES OF THE MILITIAS FROM AMONG THE REGISTERED COSSACK COMMUNITIES, ATTRACTED BY THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER
P.O. Ilyin
The paper investigates the theoretical aspects of legal support of the activities of the militias from among the registered Cossack communities, attracted by the bodies of internal Affairs of Russia for the protection of public order. In conclusion, the author notes that the adopted Federal law No. 44-FZ "On participation of citizens in the protection of public order" will be able
adequately to provide the necessary level of regulation of all matters relating to the functioning of public organizations law enforcement orientation, including militias from among the registered Cossack communities involved in protection of public order.
Key words: attraction of citizens to protection of public order, voluntary militias and associations of law enforcement focus, Cossack guards, militias from the registry of the Cossack communities.
Ilyin P.O., the listener faculty № 2 - training of leaders (chiefs) of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia FGKOU VPO «Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia, Colonel of police, phone 8(926)3060331; E-mail: [email protected] (Russia, Moscow).
УДК 343.98
ПРОИЗВОДСТВО ОБЫСКА ПО ДЕЛАМ О ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИИ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ КРИМИНАЛЬНЫМ ПУТЕМ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
Ю.В. Крачун
В статье исследуются организационные и тактико-криминалистические особенности проведения обыска при расследовании преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных криминальным путем, выражаются рекомендации по повышению результативности данного следственного действия, оптимальному использованию его высокого доказательственного потенциала
Ключевые слова: легализация денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем; отмывание; денежные средства; материальные ценности; расследование; обыск, выемка, предметы, документы, помещение.
Высокая эффективность обыска как средства доказывания обусловлена наработанным за десятилетия существования юридической науки единством процессуальной и тактико-криминалистической природы этого следственного действия, интегрировано сочетающим в себе совокупность процессуальных условий и тактико-криминалистических приемов по подготовке, непосредственному проведению обыска и фиксации его результатов. Разумеется, что обязательным условием достижения цели и выполнения задач, поставленных перед этим следственным действием, является неукоснительное соблюдение его процессуальной формы и оптимальное использование
75