Научная статья на тему 'ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
992
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баталов Д.Е.

В научной статье рассматривается значение и роль полиции в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Деятельность по обеспечению национальной безопасности характеризуется многоаспектностью и многофункциональностью, так как направлена на предупреждение и нейтрализацию как внутренних, так и внешних угроз. В связи с этим система, ориентированная на защиту национальной безопасности, представляет собой совокупность субъектов, чья деятельность направлена на реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности. В данной системе особое место занимает полиция, которая характеризуется ярко выраженным публичным характером деятельности, проявляющимся в постоянном взаимодействии с институтами гражданского общества и иными правоохранительными органами, решением задач по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране общественного правопорядка и общественной безопасности. Автором рассматриваются отдельные аспекты деятельности полиции по противодействию преступности на современном этапе, что в конечном итоге направлено на предупреждение внутренних угроз и обеспечение национальной безопасности. Исследование форм и методов деятельности полиции по противодействию преступности направлено на повышение эффективности функционирования системы национальной безопасности и роли полиции в данном направлении деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE IN THE NATIONAL SECURITY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The scientific article examines the importance and role of the police in the system of ensuring the national security of the Russian Federation. The author notes that activities to ensure national security are multifaceted and multifunctional, as they are aimed at preventing and neutralizing both internal and external threats. In this regard, the system for ensuring national security is a set of entities whose activities are aimed at implementing state policy in the field of ensuring national security. In this system, the police occupy a special place, which is characterized by a pronounced public nature of activity, which manifests itself in constant interaction with civil society institutions and other law enforcement agencies, solving problems of ensuring human and civil rights and freedoms, protecting public order and public safety. The author examines certain aspects of the police activity in combating crime at the present stage, which is ultimately aimed at preventing internal threats and ensuring national security. The study of the forms and methods of police activity in combating crime is aimed at improving the national security system and increasing the role of the police in this area of activity.

Текст научной работы на тему «ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

POLICE IN THE NATIONAL SECURITY SYSTEM OF THE

RUSSIAN FEDERATION

УДК 342.95:342.6

Аннотация: в научной статье рассматривается значение и роль полиции в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Деятельность по обеспечению национальной безопасности характеризуется многоаспектностью и многофункциональностью, так как направлена на предупреждение и нейтрализацию как внутренних, так и внешних угроз. В связи с этим система, ориентированная на защиту национальной безопасности, представляет собой совокупность субъектов, чья деятельность направлена на реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности. В данной системе особое место занимает полиция, которая характеризуется ярко выраженным публичным характером деятельности, проявляющимся в постоянном взаимодействии с институтами гражданского общества и иными правоохранительными органами, решением задач по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране общественного правопорядка и общественной безопасности. Автором рассматриваются отдельные аспекты деятельности полиции по противодействию преступности на современном этапе, что в конечном итоге направлено на предупреждение внутренних угроз и обеспечение национальной безопасности. Исследование форм и методов деятельности полиции по противодействию преступности направлено на повышение эффективности функционирования системы национальной безопасности и роли полиции в данном направлении деятельности.

Ключевые слова: национальная безопасность, общественная безопасность, полиция, внешние и внутренние угрозы.

Для цитирования: Баталов ДЕ. Полиция в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Пу-тилина. - 2022. - № 4. - С. 79-83.

Abstract: the scientific article examines the importance and role of the police in the system of ensuring the national security of the Russian Federation. The author notes that activities to ensure national security are multifaceted and multifunctional, as they are aimed at preventing and neutralizing both internal and external threats. In this regard, the system for ensuring national security is a set of entities whose activities are aimed at implementing state policy in the field of ensuring national security. In this system, the police occupy a special place, which is characterized by a pronounced public nature of activity, which manifests itself in constant interaction with civil society institutions and other law enforcement agencies, solving problems of ensuring human and civil rights and freedoms, protecting public order and public safety. The author examines certain aspects of the police activity in combating crime at the present stage, which is ultimately aimed at preventing internal threats and ensuring national security. The study of the forms and methods of police activity in combating crime is aimed at improving the national security system and increasing the role of the police in this area of activity.

Keywords: national security, public security, police, external and internal threats.

For citation: Batalov D.E. Police in the national security system of the Russian Federation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2022. - № 4. - P. 79-83.

Д.Е. БАТАЛОВ,

DAN I LA E. BATALOV,

Postgraduate (Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Omsk, Russia)

адъюнкт

(Омская академии МВД России, Россия, Омск) BaDa4815@yandex.ru

В Российской Федерации вопросы обеспечения безопасности входят в круг приоритетных направлений деятельности государства. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» обеспечение национальной безопасности трактуется как «реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности»1. Данная деятельность заключается в противодействии угрозам, которые могут нанести ущерб основам конституционного строя страны, территориальной целостности, экономическим и социально-политическим основам жизни общества.

Нейтрализовать или же минимизировать ущерб, тем самым обеспечить национальную безопасность способен субъект, обладающий высоким административным и материальным ресурсом, каким является государство, в структуру которого входит исполнительная власть. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в соответствии с п. 1 ст. 23 закрепляет, что исполнительная власть в лице Правительства Российской Федерации «участвует в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства»2. Данную политику Правительство Российской Федерации реализует посредством отдельных министерств, служб и ведомств под общим руководством Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Особое место в системе органов исполнительной власти занимает полиция, деятельность которой носит публичный характер, направлена на обеспечение внутренней безопасности, защиту прав и свобод человека и гражданина, что согласно конституционным положениями является высшей ценностью.

Полиция в переводе с немецкого означает управление, администрация. На современном этапе развития общества этим понятием обозначаются государственные органы и формирования, предназначенные для обе-

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

спечения безопасности личности, общества и государства [1, с. 40].

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» в ст. 1 «Назначение полиции» понятие полиции опосредует «сквозь призму ее социальной роли в российском обществе» [2, с. 70], где основными направлениями деятельности выступают: «защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности»3. Однако возникает вопрос о месте данного социального института в системе органов исполнительной власти. В соответствии сточкой зрения А.Е. Юрицина и C.B. Шевченко, полиция выступает «системой вооруженных специализированных правоохранительных органов, являющейся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» [3, с. 61]. При рассмотрении данного определения в совокупности со ст. 1 Федерального закона «О полиции» видится справедливым утверждение, что основной сферой их деятельности является обеспечение общественной безопасности, охрана прав и свобод человека и гражданина, что свидетельствует о приоритетности таких объектов, как личность и общество.

В пункте 4 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685, закреплено, что общественная безопасность - это «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»4. Однако, несмотря на наличие легальных дефиниций общественной безопасности, отметим, что в науке существует два подхода о соотносимости таких категорий, как национальная и общественная безопасность. Такие ученые, как A.B. Возженников [4, с. 70] и И.Б. Кардашова [5, с. 28], склонны утверждать, что национальная безопасность выступает родовым объектом, а общественная безопасность

3 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

как часть является видовым. Однако C.B. Степашин, напротив, считает, что это явления разного порядка, объекты которых никак не соотносятся. Единственное, что их связывает, так это только направленность на обеспечение безопасности [6] в целом. В связи с этим отметим, что национальная безопасность есть состояние защищенности национальных интересов, т.е. интересов государства, личности и общества. Именно обеспечение безопасности общества входит в систему основных направлений деятельности полиции. Следовательно, общественная безопасность является составляющей национальной безопасности. В связи с этим интерес представляют слова Ю.П. Соловья о том, что «целью полицейской деятельности государства выступает не охрана некоего общественного порядка, а обеспечение состояния, именуемого безопасностью» [7, с. 11].

Структурно полиция является частью системы МВД России, в которую входят отдельные службы и ведомства и которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел5. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации основным направлением деятельности МВД России является «охрана общественного порядка и противодействие преступности, обеспечение общественной безопасности».

Деятельность полиции как составной части МВД России по обеспечению национальной безопасности необходимо раскрывать через такие категории, как формы и методы [8, с. 125]. Формы -это внешнее проявление способов деятельности, методы же выступают конкретной последовательностью целенаправленных действий. В данном случае интерес вызывают те формы и методы, которые будут способствовать обеспечению национальной безопасности, т.е. позволят человеку и гражданину реализовать свои права и свободы, а также нести установленные законом обязанности.

В своей деятельности полиция использует две основополагающие формы - правовую и непра-

5 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о террито-

риальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

вовую. Правовая раскрывается через правотворческую и правоприменительную деятельность. Неправовая форма направлена на совершенствование внутренней организации деятельности полиции.

Правотворчество как неотъемлемая часть деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, а именно МВД России, реализуется посредством разработки новых нормативных правовых актов, направленных на изменение, дополнение или отмену действующих норм, нацеленных на урегулирование различных аспектов деятельности. Посредством данной формы органы внутренних дел устанавливают правила реализации присущих им функций. Ключевым субъектом здесь выступает МВД России и функционирующий при нем Экспертный совет МВД России по вопросам нормотворческой работы. Совершенствование ведомственного нормативного правового регулирования имеет два направления, во-первых, это упорядочивание реализации принадлежащих человеку и гражданину прав и свобод (приказ МВД России от 01.03.2012 № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»), во-вторых, модернизация самой правоохранительной деятельности органов внутренних дел (ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; приказ МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»).

Правоприменительная деятельность по своей сути является процессом реализации правовых норм. С одной стороны, она относится к полномочиям соответствующего уполномоченного органа, с другой, является обязанностью субъекта по исполнению решения, вынесенного правоприменителем. При этом должностное лицо обязано действовать на основании принципа законности, а также соблюдения прав и свобод человека. Проявляется это, к примеру, при вынесении протокола или постановления об административном правонарушении (ст. 28.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Реализуя нормы гл. 5 «Применение физической силы, специальных средств и огнестрель-

ного оружия» Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», правоприменитель должен стремиться к минимизации нанесенного ущерба, так как жизнь и здоровье человека признается высшей ценностью.

При реализации правоприменительной функции деятельность полиции направлена на ликвидацию угроз преимущественно внутренней безопасности [9, с. 121]. На сегодняшний день к наиболее важным угрозам внутреннего характера следует отнести экстремизм и терроризм. По данным ГИАЦ МВД России, «за период с января по август 2022 года число экстремистских проявлений увеличилось более чем на 31,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 1013 эпизодов. Количество преступлений террористического характера возросло на 2,5% -1647 случаев. Количество преступлений в сфере информационных технологий за последние полгода уменьшилось на 6,9% (334,1 тыс.), среди них три четверти - кражи и мошенничество»6. Противодействие вышеперечисленным угрозам входит в сферу деятельности полиции, что еще раз подчеркивает ее роль в обеспечении национальной безопасности.

Организационная форма связана с правоприменением, так как деятельность полиции детерминирована законодательством. Данная форма проявляется в планировании расстановки имеющихся сил и средств в ходе охраны общественного порядка, при проведении отдельных мероприятий, направленных на пресечение противоправных действий (перехват угнанного автомобиля, поиск лиц, сбежавших из мест лишения свободы, и т.д.). Рассматриваемая форма проявляется в ходе внутриведомственного контроля, направленного на повышение качества правоохранительной деятельности. Следовательно, эффективность реализации данной формы способствует функционированию системы национальной безопасности, созданию необходимых и оптимальных условий для всесторонней реализации прав и свобод человека и гражданина, а равно оперативному применению комплекса мер в случае их нарушения.

Реализация данной деятельности основывается на взаимодействии полиции с иными органами публичной власти. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О полиции» при выполнении возложенных на нее обязанностей полиция может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке,

6 Состояние преступности в России за январь - август 2022 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://MBfl.p(J)/reports/ item/32515852/ (дата обращения: 25.09.2022).

установленном законодательством Российской Федерации. Данная норма носит диспозитив-ный характер, однако с целью эффективного обеспечения правопорядка необходимо выстраивать взаимодействие с органами публичной власти и институтами гражданского общества. Основными формами взаимодействия, как правило, выступают взаимное информирование и совместное планирование. Взаимодействие с институтами гражданского общества строится на основе Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка». В соответствии с данным указом высшие должностные лица субъектов Российской Федерации обязаны учредить постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации и утвердить их состав7.

Раскрывая методы деятельности полиции, необходимо отметить, что особое место занимает метод правового воздействия. Он проявляется в виде убеждения и принуждения. Первое имеет превентивный характер, когда права и свободы человека еще не нарушены, однако угроза имеется. Убеждение характеризуется направленностью на волю лица с целью побуждения его к правомерному поведению или отказу от намерений совершить противоправное деяние. Проявляется данный вид воздействия в информировании граждан, проведении пропагандистской работы и правовом воспитании. Следовательно, без ущерба правопорядку обеспечивается состояние законности и защиты основных прав и свобод. Принуждение как вид воздействия характеризуется возможностью применения в отношении правонарушителя силового воздействия, а именно физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Именно в этом усматривается специфика такого государственного органа, как полиция. При этом, имея яркий силовой окрас, метод принуждения не ставит перед собой цель причинения физического или морального вреда человеку. Все это делается в целях сохранения правопорядка и защиты объектов национальной безопасности.

Таким образом, деятельность полиции как структурного элемента МВД России всецело направлена на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, даже путем их ограничения в связи с применением государственных мер принуждения в отношении отдельных лиц. В связи с этим в ученой среде

7 О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка: Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № 1535 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ТРИБУНА

2022'4

выдвигаются идеи о необходимости дополнить ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» таким направлением деятельности полиции, как «участие в обеспечении национальной безопасности». Предполагаем, что данное предложение является излишним, так как согласно закону по-

лиция обеспечивает безопасность общества, которое входит в систему объектов национальной безопасности. Тем самым полиция выступает субъектом, активно участвующим в создании и совершенствовании системы национальной безопасности Российской Федерации.

= Литература =

1. Черников В.В. Конституционные основы полицейской деятельности: некоторые вопросы теории и практики //Административное право и процесс. - 2018. - № 12. - С. 40-47.

2. Куянова A.B., Юрицин А.Е. Полиция в РФ: понятие и правовое регулирование ее деятельности // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2016. - № 4 (49). - С. 70-75.

3. Юрицин А.Е., Шевченко C.B. К вопросу о законодательном закреплении понятия «полиция» // Законодательство и практика. - 2012. - № 2 (29). - С. 59-61.

4. Возженников A.B. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - Москва, 2000. - 234 с.

5. Кардашова И.Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. - 2008. - № 2. - С. 27-30.

6. Степашин C.B. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы): монография. - Санкт-Петербург, 1994.-239 с.

7. Соловей Ю.П. Полицейское право и его место в системе современного административного права // Полицейское право. - 2005.-№ 1 (1).-С. 6-11.

8. Рябцев A.B., Гунич C.B. Формы и методы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 2. - С. 124-131.

9. Мазов С.Г. Роль органов внутренних дел в обеспечении национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. - 2012. - № 2 (22). - С. 120-123.

References

1. Chernikov V.V. Konstitutsionnye osnovy politseiskoi deyatel'nosti: nekotorye voprosy teorii i praktiki //Administrativnoe pravo i protsess. - 2018. - № 12. - S. 40-47.

2. KuyanovaA.V., YuritsinA.E. Politsiya v RF: ponyatie i pravovoe regulirovanie ee deyatel'nosti //Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Pravo. - 2016. - № 4 (49). - S. 70-75.

3. Yuritsin A.E., Shevchenko S.V. K voprosu o zakonodatel'nom zakreplenii ponyatiya "politsiya" //Zakonodatel'stvo i praktika. -2012.-№2(29).-S. 59-61.

4. Vozzhennikov A.V. Natsional'naya bezopasnost': teoriya, politika, strategiya. - Moskva, 2000. - 234 s.

5. Kardashova I.B. Ob obshchestvennoi bezopasnosti //Administrativnoe pravo i protsess. - 2008. - № 2. - S. 27-30.

6. Stepashin S.V. Bezopasnost' cheloveka i obshchestva (politiko-pravovye voprosy): monografiya. -Sankt-Peterburg, 1994. -239 s.

7. Solovei Yu.P. Politseiskoe pravo i ego mesto v sisteme sovremennogo administrativnogo prava // Politseiskoe pravo. - 2005. -№ 1 (1).-S. 6-11.

8. RyabtsevA.V., Gunich S.V. Formy i metody deyatel'nosti organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii v sisteme obespecheniya natsional'noi bezopasnosti // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. - 2014. - № 2. - S. 124-131.

9. Mazov S.G. Rol' organov vnutrennikh del v obespechenii natsional'noi bezopasnosti // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2012. - № 2 (22). - S. 120-123.

(статья сдана в редакцию 31.08.2022)

480130315332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.