УДК 342.951 © О. А. Бойко, А. В. Куянова, А. Е. Юрицин, 2018
Административно-правовые основы деятельности полиции по профилактике правонарушений в сфере миграции
Бойко Ольга Альбертовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России Омск, Россия. е-mail: Mario011@mail.ru
Куянова Арина Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел
Омской академии МВД России Омск, Россия. е-mail: a_kuyanova@mail.ru
Юрицин Андрей Евгеньевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел
Омской академии МВД России Омск, Россия. е-mail: YuritsinAndrey@yandex.ru
Рассматриваются актуальные вопросы административной деятельности полиции по профилактике нарушений миграционного законодательства Российской Федерации. На основе анализа Концепции общественной безопасности, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, нормативных правовых актов, регламентирующих паспортно-регистрационную систему Российской Федерации, исследуются организационные, профилактические основы контроля полиции за соблюдением паспортно-регистрационных правил, меры, направленные на предупреждение административных правонарушений и преступлений в миграционной сфере, а также актуальные вопросы применения административной ответственности в указанной сфере в целях минимизации негативных процессов. Изучается участие полиции в осуществлении контроля за соблюдением на территории Российской Федерации гражданами и должностными лицами Правил регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России. Особое внимание уделено взаимодействию в целях противодействия угрозам в области миграции.
Ключевые слова: миграция; профилактика правонарушений; контроль; регистрационный учет; паспортно-регистрационная система; профилактические меры; административная ответственность.
Для цитирования: Бойко О. А., Куянова А. В., Юрицин А. Е. Административно-правовые основы деятельности полиции по профилактике правонарушений в сфере миграции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 95-99. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-12017
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации ', разработанная на основе принятых ранее документов государственного стратегического планирования 2, среди основных источников угроз безопасности в Российской Федерации выделяет угрозы в миграционной сфере .
Незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства происходит из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, что может послужить основой для совершения правонарушений, преступлений, в том числе осуществления экстремистской деятельности на территории нашего государства [1; 2, с . 62-64; 3, с. 92-97; 4, с. 31-35].
В настоящее время в Российской Федерации с различными целями находится свыше 10 млн иностранных граждан, при этом от общего их числа на граждан государств-участников Содружества Независимых Государств приходится 85,1%. Как видно из таблицы, в 2017 г.
на миграционный учет поставлено более 15 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, при этом разрешение на работу получили 0,9% из них, а патенты — лишь 10,1%, иностранные обучающиеся составляют 2,8% и туристы — 15,8% . Чем занимаются 70,4% иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, неизвестно 3 .
Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России в 2017 г совершено 41 047 преступлений, из них 36 233 — гражданами государств-участников СНГ. По данным МВД России, ежегодно иностранными гражданами и лицами без гражданства совершается около 4,5% выявленных преступлений, из них гражданами государств-участников СНГ — 80,0% Распределение лиц, совершивших преступления в 2017 г., выглядит следующим образом: наибольший удельный вес имеют граждане Узбекистана — 27%, на втором месте находятся граждане Таджикистана —20%, далее следуют граждане Украины и Киргизии — соответственно 14 и 11%.
1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс .
3 URL: https://www. pnp. ru/russia-today/o-merakh-pravitelstva-rossiyskoy-federacii-po-protivodeystviyu-nelegalnoy-migracii.html (дата обращения: 19.02.2018).
Таблица. О состоянии миграционного учета в РФ в 2016, 2017 гг. (Table. On Migration Records in the Russian Federation in 2016, 2017)
Миграционная служба МВД России в 2017 г. подготовила более 210 тыс. представлений о закрытии въезда в страну иностранным гражданам 4. Кроме того, в отношении 90 472 иностранных граждан в первом полугодии 2017 г. судами Российской Федерации назначены наказания за административные правонарушения, в том числе 60 696 решений о выдворении 5 .
Одной из задач обеспечения общественной безопасности Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года 6 объявляется сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе
Для реализации поставленной задачи имеется достаточный объем правовых средств, а также действует вполне отработанная система взаимодействия уполномоченных органов по противодействию угрозам в миграционной сфере . Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с общественными объединениями
(в том числе правоохранительной направленности) 7, национальными диаспорами в целях профилактики правонарушений, совершаемых по мотивам социальной, расовой, национальной или религиозной розни 8 .
Исследуемое направление деятельности особо актуально в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу В городах, где проходили матчи, вводился особый режим регистрации как россиян, так и иностранных граждан 9 .
Согласно п. 33 ст. 12 Федерального закона «О полиции» полиция обязана «участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников» Реализуя свои обязанности, полиция, руководствуясь принципом законности, должна строго соблюдать действующее законодательство [5, с. 64-73].
Одна из основных целей контроля в миграционной сфере — выявление нарушений правовых норм, устанавливающих правила паспортно-регистрационной системы . В результате осуществления такого контроля могут быть выявлены лица, скрывающиеся от правоохранительных органов 10. Проверка правил паспортно-регистрационной системы позволяет органам внутренних дел своевременно осуществлять профилактические меры в целях предупреждения и недопущения совершения мигрантами более тяжких правонарушений и преступлений 11 .
Показатели 2016 г. 2017 г.
Факты постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, кол-во 14 337 084 15710227
Разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, кол-во 149013 148326
Патенты иностранным гражданам и лицам без гражданства, кол-во 1 510378 1 682 622
Прибывшие иностранные граждане и лица без гражданства в целях обучения, кол-во 406052 449021
Прибывшие иностранные граждане и лица без гражданства в целях туризма, кол-во 2245217 2496250
4 URL: ГУВМ МВД/Сводка основных показателей за январь-декабрь 2017 года .html (дата обращения: 19.02.2018).
5 Данные судебной статистики . URL: http://www. cdep. ru/index. php?id=79&item=4151 (дата обращения: 19.02.2018).
6 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .
7 Об участии граждан в охране общественного порядка : федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс»
8 Ответственность за теракт в Кизляре взяли на себя террористы «ИГ» . URL: https://liganews.net/russia/7070_1519030316 (дата обращения: 20.02.2018).
9 О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ (п. 2 ч . 1 ст. 13) // Рос . газета. 2013 .11 июня ; Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года : указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 // Там же. 2017. 11 мая .
10 Квартира не резиновая. URL: https://rg. ru/2017/12/26/v-gosdume-predlozhili-zapretit-prodazhu-melkih-dolej-v-kvartire.html (дата обращения: 19.02.2018).
11 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : приказ ФМС России № 338, МВД России № 587 от 1 августа 2013 г. // Рос . газета . 2013. 29 нояб . ; Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии
В органах внутренних дел обязанности по контролю за соблюдением правил паспортно-регистрационной системы возложены в первую очередь на подразделения по вопросам миграции 12, службу участковых уполномоченных полиции 13, подразделения обеспечения безопасности дорожного движения 14, полиции на транспорте 15, патрульно-постовую службу полиции 16 и др .
Проверки соблюдения правил регистрации проводятся в отношении граждан, которые проживают в жилом помещении без документов, удостоверяющих личность (или по недействительному паспорту), или проживающих по месту пребывания (жительства) без регистрации и др . 17
Осуществляющие проверку сотрудники обязаны вручить копию распоряжения о проведении проверки проверяемому лицу, а также проверить сведения в отношении последнего по соответствующим учетам МВД России . После окончания проверки составляется акт, копия которого вручается проверенному лицу. В ходе проверки изучаются документы, удостоверяющие личность проверяемого, а также подтверждающие законность его нахождения по месту пребывания (жительства).
Участковые уполномоченные полиции при проведении профилактического обхода закрепленных административных участков обязаны проверять соблюдение паспортно-регистрационных правил О подобных проверках данные сотрудники докладывают непосредственному руководителю территориального органа МВД России на районном уровне Плановые проверки физических лиц проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами территориальных органов МВД России В отношении юридических лиц таковые осуществляются не реже чем один раз в три года 18 .
Внеплановые проверки инициируются обращениями физических и юридических лиц, а также поступлением сведений (материалов), указывающих на наличие
признаков состава преступления или события административного правонарушения Материалы могут поступить из правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления и др
К документам, которые сотрудники вправе требовать от проверяемого лица, относятся:
— паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);
— свидетельство о регистрации по месту жительства установленной формы (для граждан Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста);
— свидетельство о регистрации по месту пребывания установленной формы, в котором содержатся сведения о регистрации гражданина по месту пребывания по конкретному адресу;
— документы, подтверждающие наличие родственных отношений проверяемого лица с нанимателем (собственником) жилого помещения;
— документы, подтверждающие право владения, пользования и распоряжения жилым или нежилым помещением
По результатам проверки принимаются следующие решения:
а) о прекращении проверки в связи с отсутствием нарушений правил регистрации со стороны проверяемого лица;
б) о назначении проверки в отношении иного лица в случае поступления в ходе проверки информации о нарушениях правил регистрации со стороны данного лица;
в) о прекращении проверки и направлении ее материалов в соответствующие государственные органы — в связи с выявлением признаков составов преступлений и (или) административных правонарушений в действиях проверяемого лица;
г) о возбуждении дела об административном правонарушении
иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания : приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 881. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» ; О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .
12 Об утверждении Положения о главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192 . Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .
13 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .
14 О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения : указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .
15 Об утверждении Положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 680. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».
16 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции : приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .
17 Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 // Рос. газета . 1995. 27 июля ; О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 // Там же . 2007. 27 янв .
18 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // Рос . газета . 2008. 30 дек.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении служит выявление сотрудниками полиции одного из следующих фактов:
а) проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении без паспорта (или по недействительному паспорту);
б) проживания по месту пребывания (жительства) в жилом помещении без регистрации;
в) допущения нанимателем (собственником) проживания в занимаемых им по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений граждан по месту пребывания или по месту жительства без регистрации;
г) нарушения нанимателем (собственником) без уважительных причин предусмотренных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании в занимаемых им по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов либо в принадлежащих ему на праве собственности жилых помещениях граждан без регистрации или представления в органы регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства;
д) нарушения лицами, ответственными за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства либо представления в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства
Результаты деятельности полиции по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений правил паспортно-регистрационной системы:
— обеспечение выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации требований правил паспортно-регистрационной системы;
— выявление в паспортно-регистрационной сфере административных правонарушений и преступлений;
— привлечение лиц, виновных в совершении административных правонарушений в паспортно-реги-страционной сфере, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
— выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений в указанной сфере;
— выявление фактов фиктивной регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства [6, с 247-249]
В заключение отметим, что паспортно-регистраци-онная система — один из важных элементов в механизме выявления и розыска лиц, подозреваемых в совершении преступлений и административных правонарушений, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, а также уклоняющихся от исполнения уголовного наказания
В перспективе данная тема может быть рассмотрена с криминологических позиций В настоящий момент авторами проводится исследование криминологического аспекта преступлений в сфере незаконной миграции, в ходе которого будет выяснено современное состояние, структура и динамика вышеуказанных преступлений, выявлены детерминирующие факторы, специфичные именно для преступлений в сфере незаконной миграции
Список литературы
1. Зайончковская Ж. А., Ноздрина Н. Н. Миграционный опыт населения региональных центров России (на примере социологического опроса в 10 городах) // Проблемы прогнозирования . 2008. № 4. С. 98-111.
2 . Ионцев В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения . М. , 1998. 129 с.
3 . Юрицин А. Е. Взаимодействие полиции с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14, № 2 . С. 92-97.
4. Бойко О. А., Юрицин А. Е. Экстремизм: криминологические, психологические и полицейские аспекты противодействия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 31-35 .
5 . Рыбаковский Л. Л. Миграция населения (вопросы теории) М , 2003 239 с
6. Административная деятельность полиции. Часть Особенная : учеб . пособие / под ред. проф. О . И . Бекетова. Омск, 2016. 356 с.
Поступила 02.03.2018
UDC 342.951
Administrative Law Principles of Police Activity in Preventing Migration Offences
Olga A. Boyko,
Candidate of Sciences (Law), Associate-Professor at the Department of Criminology,
Psychology and Pedagogy, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. е-mail: Mario011@mail.ru
Arina V. Kuyanova,
Candidate of Sciences (Law), Associate-Professor at the Department of Administrative Law and Law Enforcement Agencies' Administrative Activity, the Omsk Academy
of the Russian Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. е-mail: a_kuyanova@mail.ru
Andrey Ye. Yuritsin,
Candidate of Sciences (Law), Associate-Professor, Associate-Professor at the Department of Administrative Law and Law Enforcement Agencies' Administrative Activity, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. е-mail: YuritsinAndrey@yandex.ru
The paper concerns relevant issues of police administrative activity in preventing violations of the Russian migration laws. Analyzing the Conception of Public Security, Conception of State Migration Policy of the Russian Federation, normative legal acts regulating passport registration system of the Russian Federation the authors study organizational, preventive principles used by police to supervise observation of passport registration rules, the measures which aim to prevent administrative offences and migration offences as well as relevant issues of applying administrative responsibility in the mentioned sphere in order to minimize negative processes. The article considers police participation in controlling observation of Registration Rules on temporary and permanent residence in the Russian Federation by citizens and officials. Special emphasis is given to interaction aiming to counteract threats in migration sphere.
Keywords: migration, prevention of offences; control; registration reports; passport registration system; preventive measures; administrative responsibility.
Citation: Boyko O. A., Kuyanova A. V., Yuritsin A. Ye. Administrative Law Principles of Police Activity in Preventing Migration Offences. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(74), 2018. Pp. 95-99. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-12017
References
1. Zayonchkovskaya Zh . A. , Nozdrina N. N . Citizens' Migration Experience in Regional Centres of Russia (exemplified by Sociological Poll in 10 cities). Problems of Forecasting. No. 4, 2008. Pp. 98-111. (In Russ.)
2 . Iontsev V. A . International Migration of Population: Theory and History of Study. Moscow, 1998. 129 p . (In Russ . )
3 . Yuritsin A . Ye . Interaction of Police with Government and Local Authorities in Counteracting Extremism . Bulletin of the Omsk Law Academy. Vol . 14, No . 2 . 2017 . Pp . 92-97. (In Russ . )
4. Boyko O . A . , Yuritsin A . Ye. Extremism: Criminological, Psychological and Police Aspects of Counteraction . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 3(66), 2016. Pp. 31-35 . (In Russ . )
5 . Rybakovsky L. L. Migration of Population (Questions of Theory). Moscow, 2003. 239 p. (In Russ.)
6 . Police Administrative Activity. Special Part. Ed. by prof. Beketov O . I . Omsk, 2016. 356 p . (In Russ . )
Submitted 02.03.2018