Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ОЦЕНКА РИСКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов Алексей Михайлович

На основе анализа новейшего российского законодательства, практики деятельности правоохранительных органов, современных реалий российской государственности констатируется, что общественная напряженность в государстве значительно усиливается в условиях чрезвычаиных ситуации": во время техногенных катастроф, эпидемии", социальных кризисов, при совершении актов терроризма и прочих негативных ситуациях. Основными направлениями совершенствования деятельности полиции в области безопасности являются изучение и анализ тенденций угроз и оценка рисков. При таком подходе автор статуирует новый административно-правовой институт деятельности полиции «Организация деятельности полиции в условиях социальной напряженности», который интегрирует в себе вопросы, касающиеся организации и деятельности полиции в экстраординарных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE ACTIVITIES OF THE POLICE IN CONDITIONS OF SOCIAL TENSION

Based on the analysis of the latest Russian legislation, the practice of law enforcement agencies, the modern realities of Russian statehood, the author states that public tension in the state is significantly increased in emergency situations: during man-made disasters, epidemics, social crises, when committing acts of terrorism and other negative situations. The main areas of improvement of police security activities are investigation and analysis of threat trends and risk assessment. With this approach, the author statues the new administrative and legal institution of the police «Organization of police activities in conditions of social tension», which integrates issues related to the organization and activities of the police in extraordinary conditions.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-80-85 NIION: 2003-0059-1/22-149 MOSURED: 77/27-003-2022-01-348

Административная деятельность полиции в условиях социальной напряженности

Алексей Михайлович Воронов

Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия,

vnii-nic-4@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа новейшего российского законодательства, практики деятельности правоохранительных органов, современных реалий российской государственности констатируется, что общественная напряженность в государстве значительно усиливается в условиях чрезвычаиных ситуации": во время техногенных катастроф, эпидемии", социальных кризисов, при совершении актов терроризма и прочих негативных ситуациях. Основными направлениями совершенствования деятельности полиции в области безопасности являются изучение и анализ тенденций угроз и оценка рисков.

При таком подходе автор статуирует новый административно-правовой институт деятельности полиции «Организация деятельности полиции в условиях социальной напряженности», который интегрирует в себе вопросы, касающиеся организации и деятельности полиции в экстраординарных условиях.

Ключевые слова: социальная напряженность, административная деятельность, обеспечение безопасности, административно-правовой институт, оценка рисков

Для цитирования: Воронов А. М. Административная деятельность полиции в условиях социальной напряженности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 80-85. https://doi.org/-10.24412/2073-0454-2022-1-80-85.

Original article

Administrative activities of the police in conditions of social tension

Alexey M. Voronov

All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia,

vnii-nic-4@yandex.ru

Abstract. Based on the analysis of the latest Russian legislation, the practice of law enforcement agencies, the modern realities of Russian statehood, the author states that public tension in the state is significantly increased in emergency situations: during man-made disasters, epidemics, social crises, when committing acts of terrorism and other negative situations. The main areas of improvement of police security activities are investigation and analysis of threat trends and risk assessment.

With this approach, the author statues the new administrative and legal institution of the police «Organization of police activities in conditions of social tension», which integrates issues related to the organization and activities of the police in extraordinary conditions.

Keywords: social tension, administrative activity, security, administrative and legal institution, risk assessment

For citation: Voronov A. M. Administrative activities of the police in conditions of social tension. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):80-85. (In Russ.). https://doi.org/-10.24412/2073-0454-2022-1-80-85.

Развитие российской государственности очень динамично и интенсивно. В стране проводится административная реформа, которая в настоящее время

© Воронов А. М., 2022

достигла своего апогея: завершилась реформа контрольной и надзорной деятельности, в настоящее время разрабатывается новая редакция КоАП РФ,

JURISPRUDENCE

произошла оптимизация институтов развития, направленных на совершенствование государственного управления во всех сферах жизнедеятельности, осуществляется цифровая трансформация всех сфер публичного администрирования, при которой потребности каждого гражданина должны быть рассмотрены и учтены с позиции баланса интересов личности и государства.

Особо следует обратить внимание на принятие в

2020 г. поправок к Конституции Российской Федерации [1], направленных на совершенствование демократических устоев российской государственности, развития институтов гражданского общества, а также защиту прав и свобод человека и гражданина.

При этом также новацией Основного закона стало включение в п. «м» ст. 71 «Ведение Российской Федерации» таких положений, как обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных.

Действительно, 21 век — век информационных технологий. Цифровая трансформация коснулась всех сфер жизнедеятельности общества и интенсивно развивается, в том числе и в деятельности правоохранительных органов.

В Конституции Российской Федерации прописаны основополагающие постулаты, формирующие демократические основы российского общества, безопасности страны, в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации.

Также положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации утвержденной Указом президента Российской Федерации от 2 июля

2021 г. № 400, идут в контексте поправок к Конституции Российской Федерации 2020 г., направленных на развитие демократических начал российской государственности.

Следует обратить внимание, что под обеспечением национальной безопасности в Стратегии понимается реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности.

При этом в третьем разделе Стратегии — «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты», прежде всего, прописаны положения о том, что с учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире ее национальными интересами на современном этапе, прежде всего, является сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. Помимо защиты конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепления обороны страны также прописаны положения по поддержанию гражданского мира и согласия в стране, укреплению законности, искоренению коррупции, защите граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, по развитию механизмов взаимодействия государства и гражданского общества [3].

Здесь уместно отметить, что впервые в практику правотворческой деятельности в сфере безопасности введено ключевое понятие «сбережение народа России».

Представляется целесообразным провести некоторый исторический экскурс с целью отыскания первоисточника данного словосочетания.

Так, в ходе послания Федеральному Собранию 21 апреля 2021 г. Президент РФ Владимир Путин заявил о судьбоносной стратегии страны. Это сбережение и приумножение народа России, которое должно стать высшим национальным приоритетом.

Сбережение народа России — наш высший национальный приоритет. Этим приоритетом определяются все положения обновленной Конституции по обеспечению безопасности гражданского общества, защите семьи, о важнейшей роли родителей в воспитании детей, об укреплении социальных гарантий, развитии экономики, образования и культуры [6].

Здесь следует отметить, что сбережение народа является главной задачей всякой власти, всякого политического и общественного деятеля, об этом очень точно писал Александр Солженицын в своей публикации «Национальная идея — сбережение народа» [7], опубликованной в выпуске газеты «Труд» от 11 июня 2005 г.

Фундаментом, основанием всякой национальной идеи служит именно сбережение народа. Автор предложил национальную идею, которая изложена

250 лет тому назад елизаветинским придворным Иваном Петровичем Шуваловым. Он предложил Елизавете руководствоваться как главным законом — сбережение народа. Сбережение народа как главная задача. Каждый шаг, каждый закон должен быть направлен на достижение этой цели. Если нет — прочь его! Каждый закон, каждый шаг правительства должен быть на это направлен.

Однако впервые о национальной идее писал М. В. Ломоносова, по мнению которого, сбережение русского народа является первоочередной целью, которую должно преследовать государство.

На мой взгляд, эта цель в полной мере сохраняет свою актуальность и сегодня. Пока еще Россия держится созидательной волей русских людей, без которых она просто немыслима. Однако страна непременно начнет утрачивать и свои территории, и свое влияние, если численность русских будет снижаться. Но при сохранении и преумножении русского народа Россия, при ее ресурсах и геополитическом положении, способна занять ведущее место среди мировых держав и обеспечить безбедное будущее грядущим русским поколениям [5].

В 1761 г. М. В. Ломоносов написал графу Шувалову письмо «Рассуждение о размножении и сохранении российского народа», в котором высказал мысли о сбережении русского народа. Он считал, что «для обильнейшего плодородия родящих», т. е. для увеличения деторождения, необходимо принять несколько срочных мер. Также он разобрал факторы, которые тормозили рост населения, и одновременно с этим предложил, что нужно сделать, чтобы устранить их вредное влияние. [8]. Вот такие мудрые мысли М. В. Ломоносова, с именем которого связано зарождение русской академической науки, легли в основу содержания данного термина.

Однако вновь обращаясь к заявленной проблематике, следует отметить — общеизвестно, что общественная напряженность в государстве значительно усиливается в условиях чрезвычаиных ситуации": во время техногенных катастроф, эпидемии", социальных кризисов, при совершении актов терроризма и прочих негативных ситуациях.

В условиях появления такого рода ситуации" деятельность правоохранительных органов в тесном взаимодействии с общественными организациями правоохранительной направленности, институтами гражданского общества должна обеспечивать защи-

щенность общества от различного рода угроз и вызовов, быть направлена на недопущение, а также устранение негативных последствии" чрезвычайных ситуации", краине необходима.

На наш взгляд, представляется целесообразным статуирование нового административно-правового института деятельности полиции, который, на наш взгляд, уместно именовать как «Организация деятельности полиции в условиях социальной напряженности».

Данный институт интегрирует в себе вопросы касающиеся организации и деятельности полиции в экстраординарных условиях, к которым следует отнести, прежде всего:

• чрезвычайные ситуации как природного (наводнения; пожары и проч.), так и техногенного характера (аварии на АЭС, крупные техногенные катастрофы);

• чрезвычайные ситуации социального характера (забастовки, массовые нарушения общественного порядка при проведении спортивных, культурно-массовых, политических и иных мероприятий);

• особые условия, вызванные вооруженными конфликтами сопредельных государств (Карабахский конфликт).

Также данный институт интегрирует в себе вопросы, касающиеся напряженной криминогенной обстановки, вызванной угрозами террористических актов, в том числе связанных с большим наплывом мигрантов в условиях эпидемий, эпизоотий и пандемии коронавируса COVID-19, бушующей в настоящее во всем мировом социуме.

Также следует отметить, что актуализировалась в последнее время напряженная геополитическая обстановка в ряде государств (Ближний восток, Афганистан) и т. д.

Особую актуальность заявленной проблематики придают события августа 2021 г. в Афганистане. После взятия Кабула «Талибаном» и установления боевиками контроля практически над всей территорией Афганистана, по прогнозам экспертов, исламисты могут обратить свой взор на соседние государства и попытаться распространить законы шариата на эти страны. У «Талибана» есть спящие ячейки во всех республиках Средней Азии, в том числе на постсоветском пространстве в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане, Туркмении [9].

Вышеперечисленные и многие другие негативные факторы серьезным образом влияют на психологическое состояние общества, которое уже довольно

JURISPRUDENCE

продолжительное время находится под гнетом проблем и возникающих катаклизмов в состоянии повышенной социальной напряженности.

Весь этот огромный блок вопросов следует учитывать в организации деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на основе внедрения новых информационных технологий, постоянного мониторинга оперативной обстановки с учетом риск-ориентированного подхода и в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества.

Как никогда, сегодня актуализировался вопрос преступности среди несовершеннолетних, т. е. подрастающего поколения. Думается наигравшись в виртуальные «стрелялки», которые нам массово предлагают наши западные зарубежные «партнеры», порой под воздействием психотропных либо наркотических веществ молодые люди совершают «подвиги» виртуальных героев, убивая при этом своих сверстников, обучающихся с ним в одном учебном заведении. Яркий пример — стрельба в казанской 175-й гимназии 11 мая 2021 г.

19-летний Галявиев, вооружившись ружьем На1> san, ворвался в здание своей бывшей школы — гимназии № 175 на улице Файзи. Помимо гладкоствольного ружья, лицензию на которые он получил буквально за месяц до нападения, у него был рюкзак, наполненный патронами и самодельными взрывными устройствами. Одно из таких устройств он привел в исполнение на первом этаже. Погибло 9 человек — 7 школьников и два преподавателя, еще 24 человека получили различные травмы и ранения.

Аналогичный случай был совершен 20 сентября 2021 г. в Пермском госуниверситете. Стрельбу устроил 18-летний студент вуза Тимур Бекмансуров, он оставил сообщение в соцсети, что давно готовился к нападению, собирал деньги на покупку огнестрельного оружия. В результате расстрела сокурсников погибли шесть человек, пострадали 47, включая самого Бекмансурова. Он был госпитализирован, ему была проведена ампутация ноги.

Эти факты наглядно свидетельствуют о проблеме правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.

Также уместно отметить, что на современном этапе развития российской государственности существуют значительные изменения в теории и методологии безопасности. Основными направлениями

деятельности полиции в области безопасности являются изучение и анализ тенденций угроз и оценка рисков. Управление рисками необходимо в процессе выявления потенциальных угроз и возможностей в достижении целей полиции и обеспечении эффективного управления ими.

Эффективное управление рисками также позволяет заинтересованным сторонам повысить доверие к силам полиции и их способности добиваться результатов. Целеполагающее управление рисками также позволит полиции продуктивно планировать выполнение своей работы, учитывая при этом негативные ситуации, которые могут помешать достижению ее целей, при этом оценка риска является ключом к возможности предвидеть негативные последствия тех или иных событий и явлений как социального, так природного и техногенного характе. При этом с учетом их анализа сотрудники полиции обязаны рассчитать силы и средства, необходимые для недопущения, нейтрализации либо ликвидации наступивших последствий.

Следует отметить, что административная деятельность сотрудников органов внутренних дел сопряжена с повышенным риском, так как сотрудники полиции стоят на передовых рубежах по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в условиях социальной напряженности.

Характер и степень риска напрямую зависят от характера оперативно-служебной задачи по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности, поставленной перед сотрудниками полиции:

• осуществление административной деятельности по нейтрализации массовых нарушений общественного порядка при проведении общественно-политических мероприятий;

• обязанностей по административному задержанию правонарушителей по ст. 27.3 КоАП РФ;

• обеспечение выполнения запретов, связанных с карантинными мероприятиями по борьбе с пандемией коронавируса, которые порой негативно оцениваются гражданами, что также сказывается на состоянии социальной напряженности и проч.

На наш взгляд, прежде всего следует модернизировать нормативную правовую базу в данной сфере, разработать методическое обеспечение оценки риска в каждой сфере общественной безопасности, для каждого конкретного подразделения полиции, осуществляющего административную деятель-

ность. При таком подходе для совершенствования деятельности по управлению рисками, планированию и практической реализации соответствующих мер реагирования на чрезвычайные ситуации, представляется целесообразным разработать систему оценки рисков, включающую в себя основные направления выполнения оперативно-служебных задач полиции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и предупреждению и пресечению правонарушений в общественных местах:

• оценка риска при проведении общественно-политических, культурно-массовых, спортивных и иных публичных мероприятий, предусматривающих большое скопление людей;

• оценка риска при проведении оперативно-служебных мероприятий по профилактике и борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма;

• оценка рисков по противодействию нежелательной миграции;

• оценка риска в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения;

• оценка риска в сфере лицензионной и разрешительной работы полиции;

• оценка риска обеспечения безопасности на объектах транспорта;

• оценка риска обеспечения безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций как социального, природного, так и техногенного характера;

• оценка риска обеспечения безопасности при возникновении эпидемий, эпизоотий, пандемии и проч.

Анализ правового регулирования административной деятельности полиции общественной безопасности свидетельствует о необходимости совершенствования форм и методов такой деятельности. В связи с чем, необходимо расширять инновационные подходы к административной деятельности полиции, внедряя передовые научные технологии.

Методы и формы — два аспекта деятельности полиции общественной безопасности, которые неразрывно связаны между собой, поскольку влияют на объект управления и направлены на достижение целей и решение поставленных задач. Метод реализуется через форму для достижения цели, а форма определяет содержание деятельности. В этом проявляется их единство.

Резюмируя вышеизложенное, представляется целесообразным сделать некоторые умозаключения. Как

показало проведенное исследование, представляется целесообразным статуирование нового административно-правового института деятельности полиции, который, на наш взгляд, уместно именовать как «Организация деятельности полиции в условиях социальной напряженности». Данный правовой институт интегрирует в себе вопросы, касающиеся организации и деятельности полиции в экстраординарных условиях на основе риск-ориентированного подхода, коренным образом влияющих на состояние социальной напряженности.

Таковы некоторые умозаключения, направленные на совершенствование организации административной деятельности полиции в условиях социальной напряженности в современной России.

Список источников

1. Конституция Россиискои Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссииского голосования

1 июля 2020 г.).

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N° З-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. Указ президента Российской Федерации от

2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.

4. Воронов А. М. Наука административного права в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Государство и право. 2020. № 6. С. 165-170.

5. Михайлов А. Е., Тюрин М. А., Абрамов Е. Д. Воспитательное значение философии М. В. Ломоносова // Медицинское образование сегодня. 2018. № 2. С. 61-70.

6. URL://http://www.consultant.ru/document/cons_-doc_LAW_3 82666/

7. URL://https://gudok.m/newspaper/?ro=752882.

8. URL://http://www.dal.by/news/59/14-01-12-29/

9. URL://https://daüy-mform.m/532464-ih-mtere-suyut-tri-strany-ekspert-rasskazal-o-planah-talibov-posle-vzyatiya-kabula?utm_source=smi2&utm_medium =cpc&utm_content=10863105&utm_term=40392.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by populär vote on December 12, 1993 with

-^pr-

JURISPRUDENCE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020).

2. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 «On the Police». 2011. No. 7. St. 900.

3. The decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 «On the strategy of national security of the Russian Federation» // SZ RF. 2021. No. 27 (part 2). St. 5351.

4. Voronov A. M. the Science of administrative law in the Russian Federation: state and prospects of development // State and law. 2020. No. 6. P. 165-170.

5. Mikhailov A. E., Tyurin M. A., Abramov E. D. Educational significance of M. V. Lomonosov's philosophy // Medical education today. 2018. No. 2. P. 61-70.

6. URL://http://www.consultant.ru/document/cons_-doc_LAW_3 82666/

7. URL://https://gudok.ru/newspaper/?ID=752882.

8. URL ://http ://www.dal.by/news/59/14-01-12-29/

9. URL://https://daily-inform.ru/532464-ih-intere-suyut-tri-strany-ekspert-rasskazal-o-planah-talibov-posle-vzyatiya-kabula?utm_source=smi2&utm_medium =cpc&utm_content= 10863105&utm_term=40392.

Информация об авторе

А. М. Воронов — главный научный сотрудник 1 отдела НИЦ №4 Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author A. M. Voronov — Chief Researcher of the 1st Department of SIC No. 4 of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 10.11.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022; принята к публикации 24.01.2022.

The article was submitted 10.11.2021; approved after reviewing 17.01.2022; accepted for publication 24.01.2022.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

2-е изд., перераб. и доп. Учебник. 688 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Зиборов О. В. и др.

Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.

Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции». Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и админи-стративно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Административная деятельность полиции

Учебник

Второе издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.