Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 1(1)
ПРАВО
УДК 342.98 © И.Н. Астафьев, 2022
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С
НЕПОВИНОВЕНИЕМ ЗАКОННОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ ИЛИ ТРЕБОВАНИЮ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И ДРУГИХ «СИЛОВЫХ» ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Иван Николаевич Астафьев - преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, г. Омск, Россия, e-mail: [email protected]
Аннотация: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях закреплены нормы, обеспечивающие административно-правовую охрану служебной деятельности сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в виде ответственности за неповиновение его законному распоряжению или требованию. Исследуется динамика совершения административных правонарушений, связанных с неповиновением законному распоряжению или требованию сотрудника этих органов, в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей. Характеризуются современные причины возникновения данных противоправных деяний, предлагается к реализации комплекс мер, направленных на совершенствование действующего законодательства и правоприменительной практики по минимизации данного вида правонарушений.
Ключевые слова: административные правонарушения; административно-правовая охрана; сотрудник полиции; административная ответственность; неповиновение; законное распоряжение или требование; правоприменительная практика.
Для цитирования: Астафьев И. Н. Актуальные вопросы реализации законодательства об
административных правонарушениях, связанных с неповиновением законному распоряжению или требованию сотрудников полиции и других «силовых» органов исполнительной власти // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 1(1). С. 8-18.
TOPICAL ISSUES OF THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES RELATED TO DISOBEDIENCE TO A LAWFUL ORDER OR DEMAND OF POLICE OFFICERS AND OTHER «LAW ENFORCEMENT» EXECUTIVE AUTHORITIES
Ivan Nikolayevich Astafyev - Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia, e-mail: [email protected]
Annotation: The Code of Administrative Offences of the Russian Federation establishes norms providing administrative and legal protection of the official activities of a police officer, a serviceman, an employee of the federal security service, an employee of state security bodies, an employee of bodies exercising federal state control (supervision) in the field of migration, or an employee of a body or institution of the penal enforcement system or an employee of the National Guard troops of the Russian Federation in the form of responsibility for disobeying his lawful order or requirement. The dynamics of the commission of administrative offenses related to disobedience to a lawful order or request of an employee of these bodies in connection with the performance of their duties to protect public order and ensure public safety, as well as obstruction of the performance of their official duties, is investigated. The modern causes of these illegal acts are characterized, a set of measures aimed at improving the current legislation and law enforcement practice to minimize this type of offenses is proposed for implementation.
Keywords: administrative offenses; administrative and legal protection; police officer; administrative responsibility; disobedience; lawful order or demand; law enforcement practice.
Согласно ст. 1 Конституции нашего государства, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством, деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.
Должностные лица полиции, военнослужащие либо сотрудники органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудники войск
национальной гвардии Российской Федерации, в отличие от других «силовых» субъектов исполнительной власти, в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствовании исполнению ими служебных обязанностей, располагают полномочиями на применение методов административного принуждения.
В нашей статье будет проводиться анализ действующего законодательства и правоприменительной практики применительно к деятельности сотрудников полиции. Отметим, что должностные лица органов исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 19.3 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), сталкиваются при выполнении служебных обязанностей с аналогичными проблемами.
Деятельность сотрудников полиции находится под пристальным вниманием общественности, так как затрагивает интересы всех членов общества и сказывается на обеспечении безопасности личности, общества и государства в целом. При этом общественное мнение населения нашего государства является одним из основных критериев оценки деятельности полиции, определяет авторитет сотрудника полиции [1, с. 193-199].
Одним из средств, направленных на обеспечение авторитета полиции, является административно-правовая охрана служебной деятельности, выражающаяся в законодательном закреплении административной ответственности за неповиновение законному распоряжению сотрудника органов внутренних дел и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Данная проблематика ранее изучалась отечественными исследователями [2, с. 85-92; 3; 4, 5; 6, с. 4-7; и др.]. Правовые нормы, регламентирующие рассматриваемые общественные отношения, закреплены в ч. 1 ст. 19.3 и ч. 1.1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Исследование динамики и современного состояния административных правонарушений, связанных с неповиновением законному распоряжению или
требованию сотрудника органов внутренних дел, позволит определить современные причины возникновения данных явлений и охарактеризовать их.
Административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей регламентирована ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Количество пресеченных административных правонарушений по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в 2017-2020 годах является значительным и сохраняется на уровне 64 832 - 69 319 случаев. В 2020 году отмечено максимальное значение данного показателя - 69 319 случаев.
80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
Рисунок 1. Количественные характеристики пресеченных административных правонарушений и количественные характеристики судебных решений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях (включая прекращения производства из-за отсутствия состава либо события административного правонарушения) по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в 2017-2020 годах (по данным отчетов по форме !-АП (577) (разделы 1, 2).
68318 4 1 ст-19-3 КоАП 69319
64832 62874
482 327 681 414 695 430 611 357
Т---^ -1---^ -г
2017, кол-во пресеч. правонар./ 2018, кол-во пресеч. правонар./ 2019, кол-во пресеч. правонар./ 2020, кол-во пресеч. правонар./ прекращ. произв-во./ из низ из-за прекращ. произв-во./ из низ из-за прекращ. произв-во./ из низ из-за прекращ. произв-во./ из низ из-за отсутств. сост. либо события отсутств. сост. либо события отсутств. сост. либо события отсутств. сост. либо события
Количество судебных решений о прекращении производства по данным делам (включая прекращения производства из-за отсутствия состава либо события правонарушения) увеличилось в 2018 году и в период времени с 2018 по 2020 годы сохраняется на уровне 681 - 611 случаев. В 2020 году отмечена тенденция к снижению данного показателя до 611 случаев.
Соотношение случаев прекращения производства по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ из-за отсутствия состава либо события правонарушения по отношению к количеству пресеченных административных правонарушений варьируется в интервале 0,7 - 1,1%, и в 2020 году составило 0,9%.
Административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей регламентирована ч. 1.1. ст. 19.3 КоАП РФ.
Количество пресеченных административных правонарушений по ч. 1.1. ст. 19.3 КоАП РФ в 2017-2020 годах имеет тенденцию к увеличению - от 21 случая в 2017 году, до 86 случаев в 2019 году. В 2020 году значение данного показателя составило 73 случая. По нашему мнению, приведенные статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях, связанных с ростом уровня правового нигилизма некоторых представителей иностранных государств, прибывающих на территорию нашего государства с различными целями.
Отметим, что к числу правонарушителей, привлекаемых к административной ответственности по данной статье КоАП РФ, зачастую относятся лица, находящиеся в нашей стране с целью выполнения трудовых функций. Они могут находиться на территории нашего государства, как на законных основаниях, так и незаконно, с нарушением миграционного законодательства.
В этой связи представителям миграционной службы, различных служб и подразделений полиции и работодателям необходимо осуществлять более тесное взаимодействие с целью минимизации нарушений законодательства РФ о пребывании на территории нашей страны иностранных граждан и лиц без гражданства. Заинтересованным компетентным органам государственной власти необходимо своевременно обмениваться информацией о лицах, которые относятся к указанной категории, знать места их проживания и особенности образа жизни, осуществлять тесное взаимодействие с представителями общественности, органов коммунального хозяйства, соседями об их образе жизни, возможной склонности к совершению противоправных деяний.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Рисунок 2. Количественные характеристики пресеченных административных правонарушений и количественные характеристики судебных решений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях (включая случаи прекращения производства из-за отсутствия состава либо события правонарушения) по ч. 1.1 ст. 19.3 КоАП РФ в 2017-2020 годах (по данным отчетов по форме I-АП (577) (разделы 1, 2).
Говоря о судебных решениях, которыми прекращались производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1.1. ст. 19.3 КоАП РФ (включая прекращение производства из-за отсутствия состава либо события правонарушения) отметим, что они статистически не учтены, что значительно затрудняет исследование.
Считаем, что при изучении рассматриваемой проблематики целесообразно опираться на ранее проведенные исследования. В частности, А.В. Равнюшкин и О.П. Карнаухов [7, с. 193-199], изучавшие теоретические и
ч.1.1 ст.19.3 КоАП
73
30
21
0 0 0 0 22 1 0
2017, кол-во пресеч. правонар./ 2018, кол-во пресеч. правонар./ 2019, кол-во пресеч. правонар./ 2020, кол-во пресеч. правонар./ прекращ. произв-во./ из низ из-за прекращ. произв-во./ из низ из-за прекращ. произв-во./ из низ из-за прекращ. произв-во./ из низ из-за отсутств. сост. либо события отсутств. сост. либо события отсутств. сост. либо события отсутств. сост. либо события
практические аспекты оказания неповиновения сотрудникам полиции, отмечали, что наличие вины данных лиц в форме прямого умысла не должно вызывать никаких сомнений. Именно такая последовательность действий, считают авторы, должна быть отражена в рапортах сотрудников полиции. Однако во многих случаях указанная информация в представленных сотрудниками полиции рапортах отсутствует, что является существенным недостатком административной деятельности и значительным образом препятствует доказыванию вины правонарушителя. Основными причинами подобных существенных недоработок в служебной деятельности на наш взгляд являются недостаточная профессиональная подготовленность полицейских и слабый контроль за несением службы со стороны их руководителей.
Обратим внимание еще на одну проблему, которая была исследована Р.В. Сотниковым. Речь идет о вопросах административной ответственности за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, не находящегося при исполнении служебных обязанностей [8, с. 202-204]. По мнению автора, данная норма зачастую не применяется в самых очевидных ситуациях, например, когда полицейский после дежурства возвращался домой, то есть находился не при исполнении служебных обязанностей. Сотрудник выявил правонарушение, решил его пресечь, однако лицо, его совершавшее, оказывает неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. К аналогичным обстоятельствам, считает автор, можно отнести случаи, когда сотрудник находится в отпуске, на больничном, или когда административное правонарушение выявил обучающийся образовательного учебного заведения МВД России.
Согласно действующего законодательства эти должностные лица, являясь действующими сотрудниками полиции, обязаны пресекать правонарушения (п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О полиции»), вправе применять физическую силу и иные меры принуждения (п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О полиции»), даже если обязательное условие диспозиции ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ отсутствует.
На наш взгляд, необходимо рассматривать вопрос о привлечении к административной ответственности за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, находящегося не при исполнении служебных обязанностей (пребывание в отпуске, на больничном, вне рабочего времени, при наличии статуса «обучающегося» и т.п.), через совокупность норм: ст. 1; п. 5 ч. 1 ст. 12; п. 1 ч. 1 ст. 13; п. 2 ч. 2 ст. 27; ч. 3 ст. 28; ст. 30, ч. 9 ст. 25 Федерального закона «О полиции».
Ряд отечественных исследователей считает, что в современных условиях целесообразно ужесточить административную ответственность за оказание неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции, а также установить цензуру сведений о деятельности сотрудников полиции, которые публикуются в различных средствах массовой информации [9, с. 346-351].
Кроме того, заслуживает внимания изучение опыта использования сотрудниками полиции систем видеорегистрации правонарушений [10, с. 140144]. По разделяемому нами мнению Н.В. Астафьева и А.В. Караваева, использование сотрудниками органов внутренних средств видеофиксации позволит:
— повысить результативность оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции;
— минимизировать провокационные действия со стороны правонарушителей, выражающиеся в оскорблении сотрудника полиции в различной форме;
— минимизировать нарушения сотрудниками полиции служебной дисциплины и превышение должностных полномочий при применении мер административного принуждения;
— повысить социальный статус сотрудника полиции посредством повышения профессиональной культуры и служебной этики [11, с. 27-31].
Изложенное позволяет заключить, что законодателю следует рассмотреть вопрос о ужесточении административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 и ч. 1.1. ст. 19.3 КоАП РФ, что будет способствовать повышению авторитета
представителей правоохранительных органов. В то же время следует обратить внимание на необходимость дальнейшего повышения качества работы сотрудников правоохранительных органов, уровня их теоретической и практической подготовленности, усиления контроля за несением службы со стороны руководителей соответствующих подразделений.
Считаем целесообразным дальнейшее расширение использование сотрудниками органов внутренних средств видеофиксации, которое позволит не только обеспечить их правовую защищенность, осуществлять надлежащий контроль за несением службы, и обеспечит условия, препятствующие нарушениям дисциплины и законности.
Представителям миграционной службы, различных служб и подразделений полиции, а также работодателям необходимо осуществлять более тесное взаимодействие с целью минимизации нарушений законодательства РФ о пребывании на территории нашей страны иностранных граждан и лиц без гражданства.
Список литературы
1. Картавцев Д.А., Кривошеин А.А., Ерашков Л.А., Камбачоков А.А. Вопросы повышения авторитета сотрудников полиции в современном российском социуме // Вопросы российского и международного права. 2020. Том 10. № 7А. С. 193-199.
2. Голованова Т.В., Жиляев А.В. Теоретические аспекты административных наказаний: цель, перечень, содержание в условиях обсуждения проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 2(39). С. 85-92.
3. Административная деятельность полиции. Часть Особенная. Учебное пособие. Омск: Омская академия МВД России, 2016. 356 с.
4. Правовые основы и организация деятельности полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий (учебное пособие). Омск: Омская академия МВД России, 2018. 120 с.
5. Теоретические основы формирования отрасли полицейского права. Омск: Омская академия МВД России, 2019. 168 с.
6. Куянова А.В., Юрицин А.Е. Административно-правовые основы деятельности полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности // Вестник Омской юридической академии. 2014. № 2. С. 4-7.
7. Равнюшкин А.В., Карнаухов О.П. Неповиновение законному требованию сотрудника полиции (теоретические и практические аспекты) // Алтайский юридический вестник. 2017. № 2(18). С. 66-70.
8. Сотников Р.В. Отдельные вопросы административной ответственности за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, находящегося не при исполнении служебных обязанностей. В сборнике: Сборник материалов курсантских (студенческих) научно-практических мероприятий / Мат-лы пяти межвуз. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.Н. Ивашко. Новокузнецк, 2020. С. 202204.
9. Флигинских А.С., Катаева О.В. Административно-правовая характеристика правонарушения, выражающегося в неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции. В сборнике: Молодежь и XXI век — 2021. Материалы XI Международной молодежной научной конференции. Курск, 2021. С. 346-351.
10. Амельчакова В.Н. Использование сотрудниками полиции систем видеорегистрации (Международный опыт) / В.Н. Амельчакова, Г.Н. Суслова // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 140-144.
11. Астафьев Н.В. Использование сотрудниками полиции средств аудио-, фото- и видеофиксации в оперативно-служебной деятельности / Н.В. Астафьев, А.Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3(54). С. 27-31.
References
1. Kartavtsev D.A., Krivoshein A.A., Erashkov L.A., Kambachokov A.A. Issues of increasing the authority of police officers in modern Russian society // Issues of Russian and international law. 2020. Volume 10. No. 7A. pp. 193-199.
2. Golovanova T.V., Zhilyaev A.V. Theoretical aspects of administrative punishments: purpose, list, content in the context of discussion of the draft Code of the Russian Federation on Administrative Offenses // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 2(39). pp. 85-92.
3. Administrative activities of the police. The Part Is Special. Study guide. Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 356 p.
4. Legal bases and organization of police activities to ensure public order and security during mass events (textbook). Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. 120 p.
5. Theoretical foundations of the formation of the branch of police law. Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 168 p.
6. Kuyanova A.V., Yuritsin A.E. Administrative and legal bases of police activity for the protection of public order and public safety // Bulletin of the Omsk Law Academy. 2014. No. 2. pp. 4-7.
7. Ravnyushkin A.V., Karnaukhov O.P. Disobedience to the lawful demand of a police officer (theoretical and practical aspects) // Altai Legal Bulletin. 2017. No. 2(18). pp. 66-70.
8. Sotnikov R.V. Separate issues of administrative responsibility for disobeying the lawful requirements of a police officer who is not on duty. In the collection: A
collection of materials of cadet (student) scientific and practical events / Materials of five inter-universities. scientific and practical conf. / ed. by N.N. Ivashko. Novokuznetsk, 2020. pp. 202-204.
9. Fliginskikh A.S., Kataeva O.V. Administrative and legal characteristics of the offense, expressed in disobedience to the lawful order of a police officer. In the collection: Youth and the XXI century - 2021. Materials of the XI International Youth Scientific Conference. Kursk, 2021. pp. 346-351.
10. Amelchakova V.N. The use of video registration systems by police officers (International experience) / V.N. Amelchakova, G.N. Suslova // Bulletin of Economic Security. 2018. No. 4. pp. 140-144.
11. Astafyev N.V. The use of audio, photo and video recording by police officers in operational and official activities / N.V. Astafyev, A.F. Karavaev // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2013. No. 3(54). pp. 27-31.