DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-259-264 УДК 342.98
Неповиновение законному распоряжению сотрудников правоохранительных органов по ст. 19.3 КоАП РФ
Н. С. МАЛОЛЕТКИНА
Самарский юридический институт ФСИН России, г. Самара, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5677-568X, е-таИ:^^ка707@таП.ш
Реферат. Статья посвящена проблеме неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.
На основе анализа административного (ст. 19.3 КоАП РФ) и уголовного законодательства (ст. 213 и 319 УК РФ) автор приходит к выводу о том, что за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника правоохранительных органов в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности установлена административная ответственность, а за сопротивление представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, уголовная ответственность.
В статье исследуются вопросы разграничения понятий неповиновения и сопротивления, от правильного понимания которых зависит наступление ответственности (уголовной или административной), рассматриваются полномочия сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществляется анализ правомерного и противоправного поведения лиц, совершивших правонарушение, урегулированного нормами права и создающего юридические последствия.
Ключевые слова: неповиновение; законное распоряжение; сотрудник полиции; административное правонарушение; административная ответственность; административное наказание; сопротивление;уголовная ответственность.
12.00.14 - Административное право; административный процесс
Для цитирования: Малолеткина Н. С. Неповиновение законному распоряжению сотрудников правоохранительных органов по ст. 19.3 КоАП РФ. Пенитенциарная наука. 2020; 14(2):259-264. йО! 10.46741/2686-9764-2020-14-2-259-264.
Disobedience to the lawful order of law enforcement officers under Art. 19.3 Administrative Code of the Russian Federation
N. S. MALOLETKINA
the Samara Law Institute of the Federal Penal Service of Russia
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5677-568X, e-mail:[email protected]
Abstract. The article is devoted to the problem of disobedience to the lawful order of the police officer, military serviceman or employee of a body or institution of the penal system or an employee of the National Guards of the Russian Federation.
Based on an analysis of the administrative (Article 19.3 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation) and criminal legislation (Articles 213 and 319 of the Criminal Code of the Russian Federation), the author comes to the conclusion that for disobeys the lawful order or demand of a law enforcement officer in connection with the fulfillment of his duties to protect public order and ensuring public safety, administrative li-
ability must be established, and criminal liability is imposed on resistance to a representative of the government or to another person who is responsible for protecting public order or suppressing a violation of public order.
The article examines the issues of distinguishing between the concepts of disobedience and resistance, the onset of liability (criminal or administrative) depending on the correct understanding of them, examines the powers of law enforcement officers in the performance of their official duties to protect public order and ensure public safety, analyzes the legitimate and illegal behavior of individuals, committed an offense, regulated by law and creating legal consequences.
Key words: disobedience; legal order; police officer; administrative offense; administrative liability; administrative punishment; resistance; criminal liability.
12.00.14 - Administrative law; administrative process
For citation: Maloletkina N. S. Disobedience to the lawful order of law enforcement officers under Art. 19.3 Administrative Code of the Russian Federation. Penitenciarnaya nauka = Penitentiary Science. 2020; 14(2):259-264. (In Russ.). DOI 10.46741/2686-97642020-14-2-259-264.
Государство в своих законах и подзаконных актах закрепляет систему прав и свобод граждан, а также устанавливает обязанности и силами своих органов обеспечивает их исполнение на всей территории страны.
Однако в последнее время в России все чаще возникают ситуации, когда в защите нуждаются сами сотрудники правоохранительных и контролирующих органов, наталкиваясь на выраженную агрессию со стороны нарушителей правопорядка.
Участились случаи нападений на сотрудников полиции, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы при исполнении ими служебных обязанностей, приводящие к получению травм и ранений различной степени тяжести.
Ощущая себя всемогущими и часто не отдавая себе отчета в собственных действиях, правонарушители могут позволить себе нецензурно выразиться в адрес представителей органов власти, порой прилюдно во всеуслышание оскорбить полицейских при выполнении теми своих обязанностей, оказать активное физическое сопротивление, сорвать погоны, испортить имущество и даже применить насилие. В рамках закона сотрудник правоохранительных органов имеет право и обязан потребовать от правонарушителя прекратить подобного рода действия. Обратная реакция будет расцениваться как неповиновение законному распоряжению сотрудника согласно ст. 19.3 КоАП РФ.
Говоря об административной практике в деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ), прежде всего необходимо рассматривать вопрос составления протоколов об административных правонарушениях сотрудниками УИИ при неповиновении их законному распоряжению со стороны лиц, стоящих у них на учете.
Согласно п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 6 ст. 19.3 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
В приложении 1 к приказу ФСИН России от 19.12.2013 № 780 указано, что в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, полномочны составлять по п. 1.18 начальники УИИ, филиалов, входящих в состав УИИ, их заместители.
Получается, что только в двух случаях - по ч. 1 и 6 ст. 19.3 КоАП РФ - сотрудники УИИ имеют право составлять протоколы в отношении лиц, проявивших неповиновение законному распоряжению сотрудника УИИ.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника УИС препятствует нормальной деятельности государственных органов, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ содержит такой состав административного правонарушения, как противодействие исполнению служебных обязанностей сотрудника УИС.
Сотрудник УИИ, осуществляя свои полномочия при выполнении прямых обязанностей, в случае воспрепятствования со стороны правонарушителя их исполнению должен своевременно отреагировать и принять соответствующие меры: составить в отношении него протокол об администра-
тивном правонарушении, привлечь к административной ответственности за противоправные действия. Законодателем, к слову, за такие действия предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Фактически любой может столкнуться с проблемой неповиновения сотруднику полиции и остальным сотрудникам правоохранительных органов, перечисленным в ст. 19.3 КоАП РФ, но не каждый знает собственные права и обязанности, а также не всегда ясно, что является неповиновением и сопротивлением и какая ответственность наступает за данные противоправные действия.
За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей установлена административная ответственность.
О нахождении сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения. Естественно, что требования либо распоряжения, исходящие от сотрудников полиции, должны быть законными, то есть их возможность должна быть предусмотрена существующими законодательными актами [3].
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» предоставляет сотрудникам полиции обширные полномочия по ограничению свободы действий лиц, которые допустили нарушение законодательства. К сожалению, некоторые граждане, не согласные с действиями сотрудников полиции, не считают нужным подчиняться их требованиям и оказывают активное сопротивление. Тем самым они значительно ухудшают свое положение, так как кроме наказания за совершенное противоправное деяние могут быть привлечены также к ответственности за сопротивление сотрудникам полиции. Часто сотрудники полиции предлагают гражданину пройти в отдел полиции, а тот, считая, что данные требования незаконны, не соглашается идти добровольно, начинает
вырываться, тем самым обнаруживая неповиновение. В подобных случаях сотрудники полиции обязаны составить административный протокол.
Неповиновение сотруднику полиции и остальным сотрудникам правоохранительных органов предусматривает санкцию в виде штрафа или административного ареста по ст. 19.3 КоАП РФ.
Неподчинение законному распоряжению и требованию сотрудника считается воспрепятствованием исполнению его служебных обязанностей. Это влечет административное наказание в виде штрафа в размере 500-1000 руб. Также возможно наложить административный арест на срок 15 суток. При неповиновении, исходя из судебной практики, нарушителю выписывают штраф на 1000 руб. или наказывают его административным арестом на 10 дней.
Штраф зависит от того, юридическое или физическое лицо совершило правонарушение. Согласно ст. 19.3 КоАП РФ за повторное неповиновение сотруднику установлены следующие санкции:
- для должностных лиц - до 20 тыс. руб.;
- граждан - штраф до 500 руб. (арест на 15-30 дней);
- юридических лиц - штраф до 100 тыс. руб.
Однако данная мера наказания не может
быть назначена, если сотрудник полиции или уполномоченное лицо не предъявили служебное удостоверение, права и обязанности не были разъяснены, понятые отсутствовали, а также правонарушителю не были объяснены причины, по которым это делается (необходимо предупреждать о возможном применении санкций в отношении граждан, нарушающих закон).
Задержание исполняется полицейским в четком соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, что исключает причинение вреда сотруднику и сопротивление. Подозреваемый, даже если он не признает свою вину, должен вести себя вежливо и не применять насилие.
Противодействие уполномоченному может быть выражено:
- в отказе выполнить требование прекратить преступные деяния;
- невыполнении приказа убрать руки за спину;
- неподчинении приказу;
- отказе положить оружие на землю, опустить пистолет;
- неповиновении полицейскому с применением силы;
- попытке использовать оружие или физическую силу против полицейского.
Нарушением может быть ругательство в адрес уполномоченных или другие действия, которые мешают проведению задержания, такого рода поступок квалифицируется как сопротивление представителям правоохранительных органов.
Какие же полномочия имеются у полиции и остальных сотрудников правоохранительных органов? Это наиболее актуальный и часто встречающийся вопрос, так как бывает, что действия полицейских сложно назвать законными. Зная, какие именно права есть у представителей органов власти, сотрудникам гораздо проще ориентироваться в конкретной ситуации.
Согласно закону «О полиции» сотрудник наделен определенным набором прав и обязанностей, среди которых наиболее актуальны следующие:
- проверка документов граждан;
- требование покинуть место преступления;
- требование прекратить противозаконные действия;
- применение огнестрельного оружия или физической силы в целях самообороны или пресечения сопротивления;
- приглашение или принудительное доставление граждан в полицейский участок;
- доставление в больницу граждан, находящихся в алкогольном опьянении;
- посещение различных организаций в рамках расследования;
- запрос документов в ходе расследования.
Конечно, представленный перечень включает в себя только ключевые полномочия [2]. Необходимо осознавать, что полицейский может принудительно доставить в полицию гражданина только по объективным причинам, а не просто с улицы обычное правопослушное лицо. Также важно понимать, что является неповиновением, а что сопротивлением, так как данные действия будут по-разному наказываться: за неповиновение предусмотрена административная ответственность, а за сопротивление - уголовная.
Отдельной статьи о сопротивлении сотрудникам при задержании в УК РФ нет, но имеются положения, которые квалифицируют нарушение закона как сопротивление. Сопротивление - активные действия насильственного характера в отношении представителей правоохранительных органов.
Суд полагает, что, оказывая сопротивление полицейскому, нарушитель покушается на жизнь и здоровье уполномоченного на то лица. Публичное оскорбление часто усугубляет ситуацию. Все свои права целесообразно осуществлять через представителя, обращаясь в соответствующие инстанции и суды. Отягчающими обстоятельствами могут выступать мошенничество, хулиганство, беспорядки. Задержанный, согласно законодательству, имеет право воспользоваться услугами защитника при задержании.
Ответственность за неповиновение определена ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Она наступает, когда:
- гражданин не выполнил распоряжение сотрудников, которое связано с обеспечением безопасности и порядком в обществе;
- гражданин мешает выполнению обязанностей сотрудников правоохранительных органов.
Эти деяния могут повлечь наложение штрафа в размере 500-1000 руб., а также арест на период не более 15 суток. Вид наказания и размер штрафа устанавливаются судьей в ходе рассмотрения дела. Тяжесть наказания определяется в зависимости от наличия отягчающих или смягчающих обстоятельств. Отягчающими обстоятельством может выступать состояние наркотического или алкогольного опьянения [1].
Интересным представляется вопрос о возможности применения уголовной ответственности за неповиновение. В случае неповиновения и оскорбления представителя власти правонарушителю грозит административная и уголовная ответственность. По ст. 319 УК РФ могут быть назначены следующие наказания:
- штраф в размере заработной платы (не более трех окладов);
- штраф до 40 тыс. руб.;
- обязательные работы (до 360 ч);
- исправительные работы (до 1 года).
Если оказывалось физическое сопротивление, в зависимости от причиненного вреда здоровью нарушителю могут назначить наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Статья 213 УК РФ устанавливает санкции в виде штрафа, исправительных работ за публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении. Те, кто применил насилие, могут быть наказаны денежным взысканием, арестом на полгода, принудительными работами на срок до 5 лет. Самое суровое наказание - лишение свободы на тот же срок. Хулиганские действия в отно-
шении сотрудников полиции наказывают штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн руб., а также принудительными работами на срок до 5 лет, лишением свободы на срок до 7 лет.
Как неповиновение сотруднику правоохранительных органов также может рассматриваться отказ добровольно подать заявку на медицинское освидетельствование в медицинское учреждение.
В случае если человек отказывается предоставить документы или просто игнорирует соответствующее требование, сотрудник имеет право доставить его в отдел для выяснения определенных обстоятельств. Сопротивление всегда связано с физическим воздействием (например, правонарушителя силой берут за руки и насильно помещают в служебную машину либо, наоборот, он реагирует на что-либо применением силы).
Если в процессе общения с сотрудниками правоохранительных органов человек сбежит или принудительно применит физическую силу, как раз и возникнет сопротивление. Если сопротивление не носило насильственного характера и здоровье сотрудника не пострадало, то нарушителя обвиняют в хулиганстве.
В России полиция отвечает за охрану общественного порядка и предотвращение преступной деятельности. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов обладают широкими полномочиями, в том числе и в отношении осужденных. Содержание под стражей в законодательстве означает ряд мер, направленных на то, чтобы человек не мог свободно передвигаться в период от трех часов до двух суток.
В УПК РФ и ряде других нормативных правовых актах закреплены понятия, процедуры, основания для задержания лиц, а также права и обязанности задержанных и самих сотрудников. Гражданам Российской Федерации независимо от того, считается ли задержание законным или нет, важно
сохранять спокойствие и не оскорблять сотрудников, не угрожать и не пытаться применять физическую силу, стараться соблюдать нормы приличия - в противном случае ответственность за противоправные действия неминуема.
В случае если с действиями сотрудника, который проводил задержание, гражданин не согласен, необходимо выражать свое недовольство законными способами и отстаивать свою точку зрения путем подачи в прокуратуру или суд жалобы, ходатайства о привлечении сотрудника к ответственности.
Поскольку в подавляющем большинстве случаев требования сотрудников полиции являются законными, самым правильным поведением гражданина, которому эти требования адресованы, является их безусловное исполнение. Естественно, это не исключает возможности последующего обжалования данных требований, и если они в установленном порядке будут признаны незаконными, то сотрудники полиции, несмотря на свой особый правовой статус, понесут заслуженное наказание.
В связи с продолжающимся ростом количества административных правонарушений, суть которых состоит в неповиновении законному распоряжению сотрудника органов внутренних дел и остальных сотрудников правоохранительных органов, перечисленных в ст. 19.3 КоАП РФ, считаем целесообразным признание таких противоправных деяний общественно опасными, так как правонарушители часто сознательно и преднамеренно оказывают неповиновение представителю власти, из-за чего снижается авторитет силовых структур и ведомств в обществе (ведь имеющаяся правовая норма не позволяет использовать действенные меры в отношении правонарушителей, которым преимущественно назначается наказание в виде штрафа) и, как результат, выделяется отрицательная сторона в оценке их профессионализма и компетентности.
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубровин, А. К. Проблемы нормативно-правового регулирования административной ответственности за неповиновение законному требованию, распоряжению сотрудника полиции / А. К. Дубровин // Административное право и процесс. - 2019. - № 10.- С. 49-52.
2. Сенчило, Д. М. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции / Д. М. Сенчило // Меридиан : сетевой электронный научный журнал.- 2019. - № 10 (28). - URL: http://meridian-journal.ru/site/article?id=1512 (дата обращения: 23.05.2020).
3. Черных, И. А. Административная ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника органов внутренних дел / И. А. Черных // Государственная служба и кадры. - 2018. - № 5. - С. 21-28.
Щ REFERENCES
1. Dubrovin A. K. Problemy normativno-pravovogo regulirovaniya administrativnoj otvetstvennosti za nepovinovenie zakonnomu trebovaniyu, rasporyazheniyu sotrudnika policii [Problems of legal regulation of administrative responsibility for disobedience to a legal requirement, an order of a police officer]. Administrativnoe pravo i process - Administrative Law and Process, 2019, no. 10, pp. 49-52. (in Russ.).
2. Senchilo D. M. Nepovinovenie zakonnomu rasporyazheniyu sotrudnika policii [Disobedience the lawful order of a police officer]. Setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal «Meridian» - Network electronic scientific journal «Meridian», 2019, no. 10 (28). Available at: http://meridian-journal.ru/site/article?id=1512 (accessed 23.05.2020). (In Russ.).
3. CHernyh I. A. Administrativnaya otvetstvennost' za nepovinovenie zakonnomu rasporyazheniyu sotrudnika organov vnutrennih del [Administrative responsibility for disobeying the lawful order of an employee of the internal affairs bodies]. Gosudarstvennaya sluzhba i kadry - Public Service and Personnel, 2018, no. 5, pp. 21-28. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS
НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА МАЛОЛЕТКИНА - заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Самарского юридического института ФСИН России, г. Самара, Российская Федерация, кандидат юридических наук. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5677-568X, e-mail: [email protected]
NATAL'YA S. MALOLETKINA - Deputy Head of the Department of State Law Disciplines of the Samara Law Institute of the Federal Penal Service of Russia, Samara, Russian Federation, PhD. in Law. ORCID: https://orcid. org/0000-0001-5677-568X, e-mail: [email protected]