УДК 342.9:340.114.6
А. И. Каплунов
Административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий
В статье даётся характеристика субъекта и признаков административных правонарушений, предусматривающих административную ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия и неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.
The article describes the subject and the signs of administrative offenses involving administrative responsibility for violation of the order of organizing or holding a public event and disobedience of a lawful order or requirement of a police officer.
Ключевые слова: объективная сторона административного правонарушения, нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия, прекращение публичного мероприятия, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.
Key words: the objective side of the administrative offense, violation of the order of organizing or holding a public event, termination of the public event, disobedience of a lawful order or requirement of a police officer.
В современных условиях, отмеченных повышением в Российской Федерации активности оппозиционно настроенных к легитимной публичной власти граждан, проявлениями молодёжного радикализма, прежде всего в результате деструктивной деятельности неправительственных общественных организаций на территории России, проблемы, возникающие в практике применения административного законодательства, регламентирующего порядок проведения публичных мероприятий и устанавливающего ответственность за его нарушение, требуют пристального внимания. «Нужно видеть разницу между цивилизованным оппонированием власти и обслуживанием чужих национальных интересов в
© Каплунов А. И., 2014
ущерб собственной стране», - отметил Президент Российской Федерации, выступая на заседании коллегии ФСБ России 7 марта 2014 г.19.
Важно подчеркнуть, что законодательство, предусматривающее административную ответственность за нарушение регулятивных норм, устанавливающих порядок организации либо проведения публичных мероприятий, после массовых беспорядков, произошедших на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 г.20, претерпело изменения, в частности, ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»21 изложена в новой редакции. В связи с этим правоприменители при реализации юрисдикционных полномочий, связанных с привлечением к административной ответственности лиц, нарушающих установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, сталкиваются с рядом трудностей при толковании и применении административно-деликтных норм.
Часть 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за «Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации,
шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных
22
частью 6 настоящей статьи» .
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»23 участниками публичного мероприятия признаются «граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем».
В отличие от ч. 1-4 ст. 20.2 КоАП РФ, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, является лицо, находящееся в месте проведения публичного мероприятия и участвующее
19 Латухина К. Оппозиция без экстремизма // Рос. газета, (федер. вып.) № 6351 от 8 апр. 2014 г.
20 Топорков С. Прощание с Болотной. Провокация лидеров оппозиции дискредитировала протестное движение // Рос. газета, (федер. вып.) № 5774 от 8 мая 2012 г.
21 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: федер. закон от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3082.
22 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 3.02.2014 г.).
23 О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (в ред. от 8.06.2012 г.).
112
в его проведении и не являющееся организатором данного публичного мероприятия.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, закреплена бланкетной нормой, и определена как «нарушение ... установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Под нарушением участником публичного мероприятия установленного порядка его проведения понимается неисполнение возложенных на него ч. 3 ст. 6 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанностей, и несоблюдение установленных ч. 4 ст. 6 данного закона запретов.
Речь идёт, прежде всего, об участии в собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, организованном и проводимом в соответствии с установленным ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядком.
При участии в так называемом «несанкционированном» публичном мероприятии, о проведении которого не было подано в установленном порядке уведомление, нарушением участником такого публичного мероприятия установленного ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядка его проведения будет являться невыполнение им обязанности, предусмотренной п. 1 ч. 3 ст. 6 указанного федерального закона, а именно: невыполнение законного требования (указания о прекращении публичного мероприятия) уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 17), либо законного требования сотрудника полиции, принимающего необходимые меры по прекращению публичного мероприятия (ч. 2 ст. 17). Также в случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия в связи с неисполнением его организатором обязанностей, предусмотренных ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» «Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечёт за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации» (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ).
Так, за неисполнение участником публичного мероприятия законных требований сотрудников полиции предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение участником публичного
113
мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». За неповиновение сотруднику полиции отдельных участников публичного мероприятия предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, ... в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности».
Как свидетельствует судебная практика, за невыполнение участником несанкционированного публичного мероприятия законного требования сотрудника полиции о прекращении публичного мероприятия к виновному применяется либо санкция ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ24, либо санкция ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ25.
В связи с этим следует иметь в виду, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ выражается в неисполнении участником несанкционированного публичного мероприятия обязанности, предусмотренной п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «выполнять все законные требования . уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел», а именно в неисполнении указания о прекращении публичного мероприятия.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», закрепляющей порядок прекращения публичного мероприятия:
«1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
1) даёт указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;
2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
24 Постановление мирового судьи судебного участка № 206 Центрального района Санкт-Петербурга Камальдинова О.Н. по делу об административном правонарушении № 51109/2012-203 в отношении Сибакова В.Д.
25 Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 5.04.2013 г. № 4а-519/13 // СПС КонсультантПлюс.
3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия».
Поведение лиц, продолжающих участие в публичном мероприятии после истечения дополнительного времени, установленного для выполнения его участниками указания о прекращении публичного мероприятия, квалифицируется как неисполнение обязанности, предусмотренной п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и влечёт административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Далее, согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая меры по прекращению публичного мероприятия, сотрудники полиции обращаются к конкретным участникам с требованием прекратить противоправные действия (а именно, прекратить участие в публичном мероприятии и покинуть место его проведения). В случае неисполнения законных требований применяются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. При отказе конкретного участника публичного мероприятия выполнить законное настойчивое требование сотрудника полиции о прекращении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, либо иное законное требование, действия (бездействие) данного участника публичного мероприятия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции».
При таком развитии событий речь идёт о реальной совокупности в действиях (бездействии) участника публичного мероприятия административных правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
В связи с этим следует обратить внимание на позицию Санкт-Петербургского городского суда по данному вопросу, сформулированную в постановлении по результатам рассмотрения жалобы К. В постановлении, в частности указывается, что «довод жалобы К. о том, что она факти-
115
чески была привлечена дважды за одно и то же деяние по ч. 5 ст. 20.2 Ко-АП РФ и по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, не может быть признан состоятельным, поскольку в данном случае нормы права истолкованы неверно. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, не включает в себя осуществление лицом действий, направленных на неповиновение распоряжению или требованию сотрудника полиции либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, даже если требование касалось прекращения противоправных действий, содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. В данной ситуации действия лица, пусть и представляющие собой продолжение иного противоправного деяния (ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ), однако имеющие иной объект посягательства, не могут быть охвачены составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и влекут самостоятельную ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ»26.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что участник публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия, установленного ч. 3 ст. 6 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», подлежит административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, а в случае невыполнения им обращённых к нему законных требований сотрудника (ов) полиции о прекращении противоправных действий, в том числе участия в несанкционированном мероприятии, - по ч. 1 ст. 19.3 Ко-АП РФ.
26 Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 5.04.2013 г. № 4а-519/13 // СПС КонсультантПлюс.