ТРИБУНА
молодого ученого
Б. БАТМУНХ,
* о
адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
Дата поступления: 21 октября 2019 г.
Дата принятия статьи в печать: 6 декабря 2019 г.
B. BATMUNKH, Adjunct** of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125993, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific specialty: 12.00.14 —Administrative Law; Administrative Process.
Научная специальность: 12.00.14 — административное право;
административный процесс.
УДК 342: 94(517)
Содержание деятельности полиции Монголии по обеспечению общественной безопасности
Content of public security activities of the Mongolian police
Аннотация
Постановка проблемы: одним из первостепенных и непременных составляющих устойчивого существования любого государства выступает общественный порядок и безопасность. Обеспечение общественной безопасности является неотъемлемой частью деятельности полиции Монголии, обладающей своими специфическими особенностями, которые обусловлены историческими, политическими и иными внутренними и внешними факторами республики.
Проблематика эффективной реализации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в деятельности полиции Монголии неотъемлемо связана с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, вопросами формирования республики и гражданского общества. Степень научной разработанности административно-правовых основ деятельности полиции по обеспечению общественной безопасности Монголии не отвечает
Annotation
The problem statement: one of the primary and indispensable components of the sustainable existence of any state is public order and security. Ensuring public security is an integral part of the activities of the Mongolian police, which has its own specific features, which are due to the historical, political and other internal and external factors of the Republic.
The problems of effective implementation of the protection of public order and public security in the activities of the police of Mongolia are inseparably linked with political, economic, social, state and legal reforms, the formation of the Republic and civil society. The degree of scientific elaboration of the administrative and legal framework of the police to ensure public security in Mongolia does not meet the requirements of a systematic approach that reveals both theoretical and methodological aspects of the problem and the needs of practice.
The subject of research: activities of the public security police of Mongolia.
* Ранее - эксперт-криминалист Национального института судебных экспертиз Министерства юстиции Монголии.
** Previously - forensic expert of the National Institute of forensic examinations of the Mongolian Ministry ofjustice.
требованиям системного подхода, раскрывающего как теоретико-методологические аспекты проблемы, так и потребности практики.
Предмет исследования: деятельность полиции общественной безопасности Монголии.
Цель работы: исследование содержания деятельности полиции Монголии по обеспечению общественной безопасности.
Результаты и выводы работы: по результатам анализа мнений монгольских и российских исследователей автором предлагается дефиниция «общественной безопасности», определение ее объектов и элементов, сферы охвата, а также определение понятия «деятельность полиции общественной безопасности». Обосновывается конкретизация позиции о сложнейшей работе механизма общественной безопасности, обладающего своей особой спецификой, которая определяет содержание деятельности полиции по обеспечению этого механизма.
The objective: to study the content of the activities of the Mongolian police to ensure public safety.
The results and conclusions: based on the analysis of the opinions of Mongolian and Russian researchers, the author proposes the definition of «public security», the definition of its objects and elements, scope, as well as the definition of «public security police». The author substantiates the concretization of the position on the most complex work of the public security mechanism, which has its own special specificity, which determines the content of the police activity to ensure this mechanism.
Ключевые слова: полиция общественной безопасности; общественная безопасность; общественный порядок; безопасность; массовый порядок; Монголия; административные правонарушения; социальный порядок.
Key words: public security police; public security; public order; security; mass order; Mongolia; administrative offenses; social order.
В неустойчивых условиях развития современного общества, сопровождающегося явной деэскалацией правопорядка, вопросы обеспечения общественной безопасности и охраны общественного правопорядка выступают в качестве одного из приоритетных объектов внимания правоохранительных органов, ученых и практиков. На территории Республики Монголия ежегодно совершается ряд преступлений: более 120 убийств, 160 изнасилований, 400 грабежей, 120 грабежей, 1 000 хулиганств, 3 300 причинений вреда здоровью различной степени тяжести, 2 000 преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения, 1 000 краж скота. В столице совершаются более 68,0 % преступлений, в аймаках — 31,8 % преступлений, 0,2 % преступлений совершается в других районах Монголии. Противоправное поведение качественно изменилось, стало носить более дерзкий и изощренный характер [8].
Полиция является органом государственной службы, чья деятельность ориентирована на борьбу с преступностью, реализацию охраны общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и административного надзора.
Обеспечение общественной безопасности означает комплексную деятельность по предот-
вращению угроз жизни, здоровью, окружающей среде, обществу и правам человека в государстве.
Понятие общественной безопасности, методы ее обеспечения, формирование необходимых правовых основ остаются предметом научной дискуссии [3; 7; 12]. Термин «общественная безопасность» является предметным полем государственного и социального управления, юридической теории и практики, органически связан с повседневной деятельностью сотрудников полиции общественной безопасности Монголии [10, с. 16].
В России общественную безопасность принято трактовать как определенное состояние защищенности гражданина, материальных и духовных ценностей социума от преступных и иных противоправных деяний, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера1.
В нормативных правовых актах Республики Казахстан общественная безопасность рассматривается как состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-
1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № ПР-2685) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
нравственных ценностей казахстанского общества и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается ценность общества и его ста-бильность2.
В Республике Беларусь дефиниция общественной безопасности трактуется как особый механизм общественных отношений, регулируемый нормами права, нацеленный на гаран-тированность личного и общественного состояния защищенности, безопасности, формирование соответствующих условий для реализации прав граждан, функционирования государственных органов, предприятий, общественных объединений в условиях потенциальной угрозы нарушений общественного порядкаЗ.
В научной литературе Республики Монголии отсутствует единый подход к определению общественной безопасности, равно как и отсутствует трактовка данного понятия в нормативных правовых актах. По мнению Б. Пурэв, общественная безопасность — особое положение, при котором осуществляется действие механизма по обеспечению благоприятных внешних и внутренних условий для сохранения защищенности граждан от вреда, который может быть нанесен вследствие преступных и иных противоправных деяний, нарушения правил пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного технического и природного характера, иных особых обстоятельств, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами [9, с. 13].
В данной формулировке, по нашему мнению, непосредственно понятие «безопасность» трактуется как некое положение, неограниченное временными рамками, что уже само по себе говорит об отсутствии динамического развития.
Общественная безопасность — это комплексный механизм общественных отношений, формируемый посредством правил, включающих в себя правовые, этические нормы, нормы обычаев и традиций, а также нормы общественных организаций; направленный на сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе; защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также иных обстоятельств [12, с. 285].
2 О национальной безопасности Республики Казахстан: закон Республик Казахстан от 6 января 2012 г. № 527-IV. URL: https:// online.zakon.kz/document/?doc_id=31106860 (дата обращения: 29.10.2019).
3 Об утверждении Концепции национальной безопасности Ре-
спублики Беларусь: указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. N9 575 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 30.01.2014. № 1/14788.
По мнению ряда монгольских ученых, термин «общественная безопасность» следует трактовать как регулируемую соответствующими интересами монгольского народа традициями, нормами морали и права цельную систему отношений, возникшую в процессе взаимодействия правовых норм и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз [4, с. 84; 5, с. 55; 11, с. 102].
По нашему мнению, общественная безопасность является не просто совокупностью, а сложнейшим механизмом, включающим в себя и иные составляющие, такие как силы, средства, цели и функции. Солидарны с мнением Ю. Бадамханд о том, что общественная безопасность — это особый механизм воздействия на общественные отношения посредством правоприменительной деятельности, ориентированной на предупреждение, пресечение и устранение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, который может быть причинен вследствие преступных и иных противоправных деяний, явлений негативного технического и природного характера, а также иных особых обстоятельств [1, с. 54].
Общественная безопасность регулируется Законом «Об административной ответственности», а также механизмами, реализуемыми в уголовном и административном законодательстве, что позволяет оказывать позитивное воздействие на общественную безопасность.
Наиболее важным в аспекте исследуемого вопроса законодательным актом выступает Закон Республики Монголия «О предупреждении преступлений»4. В соответствии со ст. 5 данного Закона основными областями предупреждения преступлений выступают:
— пополнение базы данных о преступности, исследование и анализ, определение детерминант;
— ликвидация причин преступности, разработка эффективных мер социально-экономической и правовой направленности;
— реализация регламентированного законодательством административного контроля;
— привлечение физических и юридических лиц к деятельности по предупреждению и профилактике преступности;
— информирование граждан, их мотивирование и обучение.
Полиция осуществляет следующие права в рамках своих обязанностей по обеспечению общественной безопасности [2, с. 105]:
— получение или регистрация сведений, проверка и контроль информации о нарушении
4 О предупреждении преступлений: закон Республики Монголия (ред. от 18.05.2017) (Монгол Улсын Хууль). URL: https:// www.legalinfo.mn/law/details/225?lawid=225 (дата обращения: 11.06.2019).
закона, а также предоставление сведений органу, должностному лицу;
— контроль за исправной работой видео, аудиовизуальных и иных технических средств, расположенных в общественных местах;
— обеспечение соблюдения Закона «О безопасности дорожного движения»;
— организация профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних;
— профилактика семейного насилия;
— контроль договорной и частной охранной деятельности и обеспечение соблюдения соответствующих законов и правил;
— информирование и обучение граждан и юридических лиц в целях предупреждения нарушений общественной безопасности.
В соответствии со ст. 9 Закона «О предупреждении преступлений» на хозяйственные единицы, организации, юридические лица налагаются общие обязанности принимать конкретные меры по устранению причин, условий возникновения преступлений и их профилактике внутри самой организации и в рамках осуществляемой деятельности.
В соответствии с положениями вышеуказанного Закона в обязанности полиции общественной безопасности Монголии входит:
— обеспечение безопасности граждан и охрана общественного порядка посредством взаимодействия с местными исполнительными органами и органом самоуправления, а также организаторами митингов, собраний и других общественных мероприятий;
— оказание помощи организаторам культурных, спортивных и других общественных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством, в обеспечении безопасности граждан и поддержании общественного порядка (в правоохранительных органах были организованы соответствующие подразделения в связи с проведением данных мероприятий).
Тем не менее в настоящее время у полиции недостаточно правовых механизмов для оценки
угроз и рисков, представляющих опасность для существующих общественных отношений [6, с. 82].
Так, в гл. 11 Закона «О полиции»5 специально внесены функции, относящиеся к действиям по обеспечению общественной безопасности. Однако необходимо подчеркнуть, что при осуществлении данных функций полиции большей частью проводятся меры по соблюдению общественного порядка.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Недостаточная теоретическая определенность категорий «общественный порядок» и «общественная безопасность» обусловливают необходимость рассматривать данные термины в общесоциальном, социально-правовом и административно-правовом значениях.
Основываясь на вышеизложенном, следует предложить следующие дефиниции.
Общественная безопасность — это особый механизм воздействия на общественные отношения посредством правоприменительной деятельности, ориентированной на предупреждение, пресечение и устранение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, который может быть нанесен вследствие преступных и иных противоправных деяний, нарушения правил пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного технического и природного характера, а также иных особых обстоятельств.
Деятельность полиции общественной безопасности — это комплексная деятельность в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных действий.
5 О Полиции: закон Республики Монголия от 9 февраля 2017 г. URL: https://www.legalinfo.mn/law/details/12469 (дата обращения: 28.03.2019).
Список литературы:
References:
1. Бадамханд Ю. Усовершенствование правового регулирования деятельности по обеспечению безопасности и общественного порядка в периоды проведения общественных мероприятий // Правоохранительные органы. Теоретический и методический ежеквартальный журнал. 2018. № 1 (9).
2. Булган Д. Вопросы теории и правового регулирования общественной безопасности. Улан-Батор, 2015.
3. Воронов А. М. Общественная безопасность
(административные и информационно-
1. Badamhand Yu. Usovershenstvovanie pravovo-go regulirovaniya deyatel'nosti po obespecheni-yu bezopasnosti i obshchestvennogo poryadka v periody provedeniya obshchestvennyh mero-priyatij // Pravoohranitel'nye organy. Teoret-icheskij i metodicheskij ezhekvartal'nyj zhurnal. 2018. № 1 (9).
2. Bulgan D. Voprosy teorii i pravovogo regulirovaniya obshchestvennoj bezopasnosti. Ulan-Bator, 2015.
3. Voronov A. M. Obshchestvennaya bezopasnost' (administrativnye i informacionno-pravovye
правовые проблемы обеспечения): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
4. Ганмягмар Б. Э. Комплексное предупреждение преступлений, совершаемых в общественных местах в городах Монголии: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2018.
5. Долгорсурэн Ж, Булган Д. Монгол Улсын цагдаагийн эрх зуйн курс. Улаанбаатар, 2018.
6. Одончулуун Ц. Административная деятельность полиции общественной безопасности // Полицейская деятельность. 2018. № 2.
7. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: учебник: в 2 ч. / С. В. Байгажаков и др. М., 2017. Ч. 1.
8. Отчет о преступности и безопасности в Монголии за 2018 г. URL: http://police.gov. mn/as/static (дата обращения: 12.04.2019).
9. Пурэв Б. Монгол Улсын Засгийн газрын дэргэдэх цагдаагийн байгууллага. Улаанбаатар, 2016.
10. Сувд Г. Понятие «общественная безопасность» в деятельности полиции // Правоохранительные органы. Теоретический и методический ежеквартальный журнал. 2018. № 1 (9).
11. Хатанбаатар Р., Пагма А. Олон нийтийн аюулгуй байдал, нийгмийн хэв журмын та-лаарх гадаадын зарим орны эрх зуйн зохицу-улалт (Харьцуулсан судалгаа) Улсын их хур-лын тамгын газрын судштгаа, шиижилгээ-ний хэлтэс. 2018.
12. Чимид Б. Административное право Монголии: учебник. Улан-Батор, 2016.
problemy obespecheniya): dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2005.
4. Ganmyagmar B. E. Kompleksnoe preduprezh-denie prestuplenij, sovershaemyh v obshchest-vennyh mestah v gorodah Mongolii: dis. ... kand. yurid. nauk. Omsk, 2018.
5. Dolgorsuren Zh, Bulgan D. Mongol Ulsyn cag-daagijn erh zujn kurs. Ulaanbaatar, 2018.
6. Odonchuluun C. Administrativnaya deyatel'nost' policii obshchestvennoj bezopasnosti // Police-jskaya deyatel'nost'. 2018. № 2.
7. Organizaciya ohrany obshchestvennogo pory-adka i obespecheniya obshchestvennoj bezo-pasnosti: uchebnik: v 2 ch. / S. V. Bajgazhakov i dr. M., 2017. Ch. 1.
8. Otchet o prestupnosti i bezopasnosti Mongolii za 2018 g. URL: http://police.gov.mn/as/static (data obrashcheniya: 12.04.2019).
9. Purev B. Mongol Ulsyn Zasgijn gazryn dergedekh cagdaagijn bajguullaga. Ulaanbaatar, 2016.
10. Suvd G. Ponyatie «obshchestvennaya be-zopasnost'» v deyatel'nosti policii // Pravoohranitel'nye organy. Teoreticheskij i me-todicheskij ezhekvartal'nyj zhurnal. 2018. № 1 (9).
11. Hatanbaatar R, Pagma A. Olon nijtijn ayuulguj bajdal, nijgmijn hev zhurmyn talaarh gadaadyn zarim orny erh zujn zohicuulalt (Har'cuulsan sudalgaa) Ulsyn ih hurlyn tamgyn gazryn sud-shtgaa, shiizhilgeenij heltes. 2018.
12. Chimid B. Administrativnoe pravo Mongolii: uchebnik. Ulan-Bator, 2016.
Для цитирования:
Батмунх Б. Содержание деятельности полиции Монголии по обеспечению общественной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 4 (52). С. 144—148.
For citation:
Batmunkh B. Content of public security activities of the Mongolian police // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 4 (52). P. 144-148.
148