ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
УДК 318
Педагогические науки
DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.2.12
Научная статья
А. В. Савченков1^, Н. В. Уварина1
'Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Закономерности подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности
Аннотация: Подготовка будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях в первую очередь подразумевает формирование необходимых для ее осуществления качеств личности. Сформированные в ходе обучения в вузе личностные качества будущих педагогов в дальнейшем будут транслироваться студентам профессиональных образовательных организаций и станут основой для развития у них «гибких навыков», столь необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности. Концепция подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности представлена как целостная, структурированная и целенаправленная система знаний, которая всесторонне и полно раскрывает содержательное наполнение процесса подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Ядром концепции выступает система закономерностей, построенная с учетом возрастных особенностей и социального портрета студентов профессиональных образовательных организаций, выявленных негативных и позитивных тенденций воспитания в профессиональном образовании. Методологическую основу исследования составили системный, аксиологический, контекстный, нуклеарный и личностно ориентированный подходы; структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна, концепция необходимости подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.
Ключевые слова: концепция, закономерность, педагоги профессионального обучения, воспитательная деятельность, гибкие навыки, профессиональная устойчивость, виртуальные формы воспитания.
Дата поступления статьи: 17 ноября 2022 г.
Для цитирования: Савченков А. В., Уварина Н. В. (2023) Закономерности подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 17, № 2, с. 120-130. DOI: l0.570l5/issm998-5320.2023.l7.2Л2.
Regularities of preparation of future teachers of professional training for the implementation of educational activities
Abstract: The preparation of future teachers for the implementation of educational activities in professional educational organizations primarily implies the formation of the personality qualities necessary for its implementation. The personal qualities of future teachers formed in the course of studying at a university will be transmitted to students of professional educational organizations in the future and will become the basis for developing their "softskills", which are so necessary for the effective implementation of future professional activities. The concept of preparing future teachers of vocational training for the implementation of educational activities is presented as a holistic, structured and purposeful system of knowledge that comprehensively and fully reveals the content of the process of preparing future teachers for educational activities at pro3essional educational organizations. The core of the concept is a system of regularities, built taking into account the age characteristics and social portrait of students in professional educational organizations, and
Scientific article
A. V. Savchenkov1®, N. V. Uvarina1
'South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation
© А. В. Савченков, Н. В. Уварина, 2023
ISSN 12587-943Х (Online)
Pedagogical Science
identified negative and positive trends of education in professional education. The methodological basis of the study was systemic, axiological, contextual, nuclear and person-oriented approaches; structural approach to the study of personality by S. L. Rubinshtein, the concept of the need to prepare future teachers for educational activities.
Keywords: concept, regularity, teachers of vocational training, educational activities, coexistence, soft skills, professional stability, virtual forms of education.
Paper submitted: November 17, 2022.
For citation: Savchenkov A. V., Uvarina N. V. (2023) Regularities of preparation of future teachers of professional training for the implementation of educational activities. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 17, no. 2, pp. 120-130. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2023.i7.2.i2.
Введение
Постоянные социально-экономические изменения, коренная смена смысложизненных и ценностных ориентиров молодежи приводят к возрастанию значимости воспитательного компонента образования. Проводимые в системе образования реформы приоритетно были направлены на повышение качества обучения, в меньшей степени - на воспитательную миссию образовательного процесса. В связи с этим проблема снижения роли воспитания становится особенно актуальной для среднего профессионального образования, так как именно преподаватели техникумов и колледжей работают с одним из самых сложных контингентов обучающихся (юношеский максимализм, нигилизм, различные проявления девиантного поведения, дети из асоциальных семей и т. д.). Данный факт обусловливает особые требования к подготовке будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях (Савченков, 2021).
В связи с вышесказанным подготовка будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях в первую очередь подразумевает формирование необходимых для ее осуществления качеств личности. Сформированные в ходе обучения в вузе личностные качества будущих педагогов в дальнейшем будут транслироваться студентам профессиональных образовательных организаций и станут основой для развития у них «гибких навыков», столь необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности. Наличие определенных личностных качеств способствует формированию у будущих педагогов профессиональной позиции воспитателя, ценностного отношения к воспитательной деятельности и потребности в ее осуществлении (Савченков, 2021).
Задачи, стоящие перед средним профессиональным образованием, невозможно решить без создания в профессиональных образовательных организациях воспитательной системы, основывающейся на целостной, научно обоснованной стратегии подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. При разработке такой стратегии важно учитывать тенденции развития общества и образования, а именно: трансформацию качеств личности молодого поколения, общую стратегию цифрового образования, возможности электронной образовательной среды и цифровой дидактики и др. При разработке стратегии необходимо опираться на профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС 3+ + ) «Педагог профессионального обучения (по отраслям)», в которых отражены специфика и значимость воспитательной деятельности педагога профессионального обучения, а также дуальный характер (получение рабочей профессии и педагогического образования) его подготовки в вузе (Савченков, 2021).
Концепция подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности представлена как целостная, структурированная и целенаправленная система знаний, которая всесторонне и полно раскрывает содержательное наполнение процесса подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Ядром концепции выступает система закономерностей, постро-
енная с учетом возрастных особенностей и социального портрета студентов профессиональных образовательных организаций, выявленных негативных и позитивных тенденций воспитания в профессиональном образовании (Савченков, 2021).
Обзор литературы
С целью разработки авторской научной концепции подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности мы проанализировали взгляды различных авторов на данную проблему (Бабаева, 2018; Бондарева, 2014; Коровяков-ский, 2019; Яковлев, Яковлева, 2006; 2010; и др.).
Для начала определимся с содержанием термина «концепция». В педагогике концепция рассматривается как система идей, взглядов, целевых установок, приоритетных направлений образовательной деятельности (Коровяковский, 2019). Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева трактуют концепцию «как комплекс ключевых положений, всесторонне и в полной мере раскрывающих содержание, особенность и сущность процессов и явлений, их существование в действительности и практической деятельности» (Яковлев, Яковлева, 2006, с. 10).
В соответствии с современными научными представлениями под термином «концепция подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности» мы понимаем целостную, структурированную и целенаправленную систему знаний о подготовке будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности, которая всесторонне и полно раскрывает ее содержательное наполнение (Савченков, 2021).
Согласно классификации Т. А. Дмитриевой, разрабатываемая нами научная концепция относится к концепциям третьего уровня: она в обобщенном виде должна задать «горизонт размышлений», наметить базовую идею относительно подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Концепции данного уровня направлены на изменение практики, содержания плана действий, на эволюцию деятельности (Дмитриева, 1999). Принимая позицию Т. А. Дмитриевой и Н. С. Пурышевой, мы считаем, что исследование, направленное на разработку педагогической концепции, должно быть реализовано в двух аспектах: стратегическом (обобщенное видение проблемы и ее решения) и понятийно-категориальном (разработка терминологического аппарата, определение категорий, выявление закономерностей) (Дмитриева, 1999; Пургина, 2015).
Любая научная теория включает положения, допущения, фундаментальные законы, аксиомы, которые, в свою очередь, составляют основу теоретических изысканий (Гнатышина, 2020; Тестов, 2017). В рамках статьи будет раскрыто ядро разрабатываемой концепции, которое составляют закономерности и принципы функционирования стратегии подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности. Закономерности и принципы позволяют оценить современное состояние проблемы, проследить динамику ее развития, привнести в исследование данной проблемы что-то принципиально новое (Качалов, 2009).
Мы согласны с точкой зрения Е. В. Гнатышиной, что «ядро концепции стабильно по своей природе и изменения в нем коренным образом меняют структуру всего научного знания. Представление ядра любой научной теории является обязательным и чрезвычайно важным» (Гна-тышина, 2020, с. 134). Таким образом, ядро концепции представляет собой сложную, динамическую, целенаправленную систему фундаментальных знаний о феномене подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности и готовности к ней как результате реализации стратегии подготовки. Ядро педагогической концепции «обеспечивает возможности теоретико-логического вывода всех ее положений» (Уварина, 2012, с. 34) и определяет специфику построения стратегии подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях (Корытков, 2018).
Одна из ключевых идей исследования состоит в том, что основной упор в ходе подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности необходимо делать на формирование у них личностных качеств, необходимых для успешного
ISSN 12587-943Х (Online)
Pedagogical Science
выполнения данной деятельности. Разрабатываемая нами концепция направлена на создание условий для трансляции будущими педагогами нравственных и ценностных установок, личностных качеств и опыта, полученных в процессе обучения в педагогическом вузе, студентам профессиональных образовательных организаций. Таким образом, еще одна ключевая идея нашего исследования состоит в том, что сформированные в процессе подготовки личностные качества будущих педагогов будут транслироваться ими при осуществлении воспитательной деятельности студентам профессиональных образовательных организаций.
Отметим, что ядро концепции содержит идеи, «утверждающие право на вариативность, множественность, уникальность человеческих проявлений в реализации духовных и образовательных потребностей» (Столярчук, 2015, с. 143). Следовательно, подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности должна организовываться с учетом их интересов, склонностей, устремлений, способностей, личного жизненного опыта.
Ядро педагогической концепции является результатом научного исследования, оно призвано обеспечить эффективное оперирование изучаемым педагогическим феноменом в условиях современного высшего педагогического и среднего профессионального образования (Леопа и др., 2017).
Перейдем к характеристике закономерностей, входящих в состав ядра концепции подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО. Но прежде всего остановимся на сущности понятия «закономерность». По мнению А. С. Белкина и Е. В. Ткаченко, закономерность - «это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического развития» (Белкин, Ткаченко, 2005, с. 114). Закономерности выступают результатом совокупности законов, отражая при этом связи и отношения, представленные в них (Уварина, 2012).
Стоит отметить, что педагогические закономерности обладают рядом особенностей:
- эластичность закономерностей: они осуществляются запутанным и приблизительным образом и им не свойственно усредненное состояние;
- действие одних закономерностей может проявляться на фоне других, и те, в свою очередь, могут оказать существенное влияние на них и на результат их функционирования;
- благодаря закономерностям возможно фиксировать устойчивость и происходящие изменения исследуемого феномена в течение не только короткого, но и достаточно длительного промежутка времени;
- закономерности позволяют выявить существенные признаки явления, выраженные в конкретных определениях и понятиях (Казаева, 2017; Корытков, 2018; Уварина, 2012).
Опираясь на исследования Е. В. Яковлева и Н. О. Яковлевой (Яковлев, Яковлева, 2010), Н. В. Увариной (Уварина, 2012), мы считаем, что педагогические закономерности первой группы можно отнести к закономерностям обусловленности (отражают внутренние и внешние факторы, оказывающие наибольшее влияние на исследуемый феномен), второй группы - к атрибутивным закономерностям (выявление содержательных характеристик исследуемого процесса и возможностей его развития), третьей группы - к закономерностям эффективности (повышение эффективности функционирования феномена, выявление условий его успешного функционирования).
Таким образом, нами будут выявлены объективные и субъективные устойчивые связи между педагогическими явлениями, входящими в содержание разрабатываемой стратегии подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Благодаря этому появится возможность увидеть возможные противоречия изучаемого процесса и его последующей реализации в профессиональных образовательных организациях, что позволит найти пути разрешения данных противоречий (Савченков, 2021).
Методы
Методологическую основу исследования составили системный (И. В. Блауберг, Ю. К. Бабанский, Ю. А. Конаржевский и др.), аксиологический (И. А. Абакумова, М. В. Богуславский, М. С. Каган, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова и др.), контекстный (А. А. Вербицкий, Д. Ф. Ильясов, С. В. Тарасов,
З. И. Тюмасева, И. Г. Шендрик, В. А. Ясвин и др.), нуклеарный (А. В. Барсукова, В. И. Долгова, О. И. Рубан, О. А. Шумакова и др.) и личностно ориентированный подходы (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.); структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна, концепция необходимости подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (А. Н. Ткачева и др.). Методы исследования: анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, обобщение, формулировка выводов, анализ практического опыта.
Результаты
Предложенные ниже закономерности выявлены с опорой на проанализированные концепции и теории, с учетом современных требований к воспитательной деятельности и образовательному процессу профессиональных образовательных организаций в целом, требований к личности педагога профессионального обучения, результатов апробации стратегии подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности.
Перейдем к рассмотрению закономерностей подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях.
Процесс подготовки к воспитательной деятельности в вузе проецируется на реальную воспитательную деятельность в профессиональных образовательных организациях (атрибутивная закономерность). Воспитательная деятельность в профессиональных образовательных организациях имеет профессиональную направленность, включает педагогическую поддержку и профессиональную социализацию обучающихся, поэтому подготовка будущих педагогов к такой деятельности характеризуется социальной ориентацией: в ходе участия в социально полезной деятельности у студентов развивается социально активная позиция, которая впоследствии транслируется обучающимся в профессиональных образовательных организациях. Готовность будущих педагогов к реализации педагогической поддержки обучающихся формируется в процессе их участия в волонтерском движении и других социально значимых мероприятиях (помощь ветеранам и людям с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность с обучающимися подведомственных профессиональных образовательных организаций и общеобразовательных школ и т. д.).
Таким образом, готовность будущих педагогов к осуществлению воспитательного процесса включает его профессиональную направленность в профессиональных образовательных организациях, педагогическую поддержку и профессиональную социализацию студентов профессиональных образовательных организаций и должна формироваться в диалектическом единстве и взаимосвязи в ходе учебной и внеучебной целенаправленной воспитательной деятельности в вузе.
Процесс производственной практики включает упорядоченную систему наставничества (атрибутивная закономерность). Специфику профессионального воспитания будущие педагоги осваивают во время прохождения производственной практики на предприятии (у педагогов профессионального обучения бинарная специализация и, помимо педагогической, они осваивают еще и рабочую профессию) и совместной деятельности с наставниками со стороны предприятия во время производственной практики (Gjedia, Gardinier, 2018; Kokkinos, Stavropoulos, 2016). Посредством наставничества у будущих педагогов формируются способности выстраивать эффективное взаимодействие в трудовом коллективе, они усваивают его нормы и традиции. Будущие педагоги выступают в роли наставников на старших курсах обучения в вузе, помогая первокурсникам адаптироваться к условиям вуза, организовать воспитательные мероприятия и т. д.
Таким образом, у будущих педагогов профессионального обучения благодаря наставничеству формируется ценностное отношение как к педагогической, так и к рабочей профессии, что в дальнейшем позволит им формировать у обучающихся профессиональных образовательных организаций ценности производственной деятельности. Будущие педагоги получают опыт наставнической деятельности, который впоследствии проецируют на воспитательную деятельность в профессиональных образовательных организациях, реализуя функции педагогической поддержки и профессиональной социализации обучающихся.
ISSN 12587-943Х (Online)
Pedagogical Science
Готовность к воспитательной деятельности обеспечивается диалектическим единством гибких и устойчивых качеств личности будущих педагогов (атрибутивная закономерность). Основой (ядром) готовности к воспитательной деятельности выступают профессиональная устойчивость и профессиональная гибкость будущих педагогов. Устойчивые компоненты готовности позволяют выполнять воспитательную деятельность на высоком уровне результативности, длительно и без срывов. Гибкие компоненты дают возможность будущим педагогам изменять в случае необходимости стратегию профессионального поведения, оставаться открытым для информации извне, адаптироваться к условиям внешней неопределенности. Благодаря этой взаимосвязи поведение будущего педагога характеризуется высокой устойчивостью и гибкой реакцией на внешние воздействия (контингент обучающихся, общая неопределенность воспитательной среды и т. д.) и в то же время гибко реагирует на постоянно изменяющиеся условия образовательной среды профессиональных образовательных организаций, общую ситуацию неопределенности в обществе, появление инновационных средств и методов воспитательной работы (Cuenca, 2017; Darling-Hammond et al., 2019).
Таким образом, именно диалектическое единство устойчивых и гибких качеств личности обеспечивает готовность будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях.
Возможности виртуальных форм воспитания в профессиональных образовательных организациях реализуются при создании виртуальной воспитательной среды в вузе (закономерность обусловленности). Виртуальная среда стала для современных молодых людей параллельной реальностью, им гораздо легче общаться, выстраивать отношения в виртуальном пространстве, которое оказывает огромное влияние на их поведение и жизнь в целом. Поэтому воспитательная деятельность должна осуществляться не только в среде образовательной организации, но и в виртуальном пространстве. Виртуальные формы воспитательной деятельности стали еще более актуальными на фоне пандемии COVID-19, когда не было возможности организовать их в реальности. В рамках системы подготовки к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях учтены различные аспекты воспитательной среды вуза, направленные на формирование готовности будущих педагогов к реализации виртуальных форм воспитания. Только получив опыт участия в воспитательной работе в виртуальной среде (воспитательные интернет-фестивали, воспитательные блоги, онлайн-консультации по вопросам организации воспитательных мероприятий и т. п.), будущие педагоги будут готовы к использованию виртуальных технологий в воспитательной деятельности с обучающимися профессиональных образовательных организаций и у них сформируется ценностное отношение к ним (Lee et al., 2016; Lillgea, 2020).
Таким образом, реализация будущими педагогами виртуальных форм воспитания в профессиональных образовательных организациях будет эффективной при условии создания виртуальной воспитательной среды в вузе (медиатека воспитания, интерактивная мастерская воспитателя, виртуальный воспитательный кабинет будущего педагога, портфолио воспитательных и общественных достижений и т. д.).
Успешность осуществления будущими педагогами воспитательной деятельности зависит от двух факторов: от их способности стабильно выполнять педагогическую деятельность и в то же время от их поведенческой и интеллектуальной пластичности, эмоциональной экспрессивности (закономерность внутренней обусловленности). В процессе формирования у будущих педагогов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения воспитательной работы, выявлено две противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, педагогу важно обладать профессиональной устойчивостью, которая обеспечивает регуляцию его поведения и стабильность выполнения педагогической деятельности. С другой стороны, необходима профессиональная гибкость, позволяющая быстро реагировать на меняющиеся условия и вызовы профессиональной среды, находить оригинальные способы решения воспитательных задач (Opeyemi, 2016). Данная закономерность опирается на положение нуклеарного подхода, в соответствии с которым готовность будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности состоит из ядра и внешнего защитного пояса. Ядро представлено устойчивыми качествами личности (рефлексивно-прогности-
ческие умения, стрессоустойчивость и саморегуляция, стабильность профессионального поведения и т. д.), а защитный пояс образуют гибкие качества личности (эмоциональный интеллект, эмпатия, самомотивация и т. д.), при этом гибкие качества формируются на основе устойчивых (Haydee, Raymund, 2016; Königa et al., 2017; Selivanova et al., 2016).
Таким образом, в современных условиях неопределенности и изменчивости успешность воспитательной деятельности не может основываться лишь на стабильном ее выполнении, необходимо быстро реагировать на меняющиеся условия воспитательной среды, изменения социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций и их поведенческих проявлений.
Сформированность гибких навыков у будущих педагогов обеспечивает воспитание гибких навыков у обучающихся профессиональных образовательных организаций (закономерность эффективности). Условия неопределенности в современном обществе, совершенствование производственного оборудования обусловливают постоянное повышение требований работодателей, предъявляемых к гибким навыкам выпускников профессиональных образовательных организаций. Именно они становятся приоритетными на фоне «костных» и неизменных профессиональных компетенций, которые с годами могут потерять актуальность. Выявляя компонентный состав готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях, мы учитывали данную тенденцию в образовании: среди устойчивых и гибких качеств личности, образующих содержательное наполнение компонентов (мотиваци-онно-ценностного, конативно-деятельностного и эмоционального), большая часть относится к общепризнанным в отечественной и зарубежной науке soft skills, а именно: самомотивация, коммуникативные навыки, стремление к самообразованию и саморазвитию, эмпатия, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость (Schulz, 2018). Личностные качества педагога, проявляемые в процессе воспитательной деятельности, а также усвоенные им в ходе вузовской подготовки технологии их развития являются главным инструментом воспитания гибких навыков у обучающихся. Сформированные у будущих педагогов благодаря реализации разработанной нами системы гибкие навыки будут транслироваться обучающимся в ходе воспитательной деятельности, а также развиваться посредством усвоенных будущими педагогами воспитательных технологий (Gendron, 2017; Hurrell, 2016; Lee et al., 2016; Tang, 2018; Tang et al., 2015).
Таким образом, успешность формирования у обучающихся профессиональных образовательных организаций гибких навыков зависит от их наличия в структуре личности педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность.
Эффективность воспитательной деятельности будущих педагогов в профессиональных образовательных организациях зависит от ориентации воспитательного процесса вуза на со-бытий-ность и применение социальных эстафет (закономерность эффективности). Ориентация воспитательной деятельности в вузе на со-бытийность рассматривается как открытое позиционное взаимодействие субъектов образовательного процесса, характеризующееся их сотрудничеством, осознанием общих целей и задач, построением программ общих действий. Со-бытийность позволяет перевести взаимодействие субъектов образовательного процесса вуза в ценностно-смысловую плоскость, обеспечив их совместную социально ориентированную деятельность. Благодаря социальной эстафете, запущенной в процессе подготовки в вузе, жизненный опыт, образцы поведения и идеалы со-бытийности транслируются будущими педагогами в своей профессиональной деятельности обучающимся профессиональных образовательных организаций (Selivanova et al., 2016).
Таким образом, ориентация на со-бытийность и социальные эстафеты позволяют насытить воспитательную деятельность будущих педагогов традициями, ритуалами, ценностями и идеалами, которые они в дальнейшем будут передавать студентам.
Комплекс закономерностей, составляющих ядро концепции подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях, представлен в таблице.
ISSN 12587-943Х (Online)
Pedagogical Science
Комплекс закономерностей, составляющих ядро концепции подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях
A set of laws that form the core of the concept of preparing future teachers for educational activities in professional educational organizations
Группа закономерностей Закономерности
Атрибутивности Процесс подготовки к воспитательной деятельности в вузе проецируется на реальную воспитательную деятельность в профессиональных образовательных организациях
Процесс производственной практики включает упорядоченную систему наставничества
Готовность к воспитательной деятельности обеспечивается диалектическим единством гибких и устойчивых качеств личности будущих педагогов
Обусловленности Возможности виртуальных форм воспитания в профессиональных образовательных организациях реализуются при создании виртуальной воспитательной среды в вузе
Успешность осуществления будущими педагогами воспитательной деятельности зависит от двух факторов - от их способности стабильно выполнять педагогическую деятельность и в то же время от их поведенческой и интеллектуальной пластичности, эмоциональной экспрессивности
Эффективности Сформированность гибких навыков у будущих педагогов обеспечивает воспитание гибких навыков у обучающихся профессиональных образовательных организаций
Эффективность воспитательной деятельности будущих педагогов в ПОО зависит от ориентации воспитательного процесса вуза на со-бытийность и применение социальных эстафет
Выводы
Подведем итоги статьи.
1. Ядро концепции представляет собой сложную, динамическую, целенаправленную систему фундаментальных знаний о феномене системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности и готовности к ней как результате реализации данной системы.
2. Ядро разрабатываемой педагогической концепции будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности включает комплекс закономерностей. Концепция отражает базовые свойства разрабатываемой стратегии, раскрывает факторы, влияющие на ее функционирование, позволяет выявить взаимосвязи теоретической и практической подготовки.
3. Закономерности выявлены с опорой на психолого-педагогические теории и концепции, с учетом результатов эмпирического исследования, возрастных особенностей и социального портрета обучающихся, выявленных негативных и позитивных тенденций воспитания в профессиональном образовании.
4. Атрибутивные закономерности: 1) процесс подготовки к воспитательной деятельности в вузе проецируется на реальную воспитательную деятельность в профессиональных образовательных организациях; 2) процесс производственной практики включает упорядоченную систему наставничества; 3) готовность к воспитательной деятельности обеспечивается диалектическим единством гибких и устойчивых качеств личности будущих педагогов.
5. Закономерности обусловленности: 1) возможности виртуальных форм воспитания в профессиональных образовательных организациях реализуются при создании виртуальной воспитательной среды в вузе; 2) успешность осуществления будущими педагогами воспитательной деятельности зависит от двух факторов: от их способности стабильно выполнять педагогическую деятельность и в то же время от их поведенческой и интеллектуальной пластичности, эмоциональной экспрессивности.
6. Закономерности эффективности: 1) сформированность гибких навыков у будущих педагогов обеспечивает воспитание гибких навыков у обучающихся профессиональных образовательных организаций; 2) эффективность воспитательной деятельности будущих педагогов в профессиональных образовательных организациях зависит от ориентации воспитательного процесса вуза на со-бытийность и применение социальных эстафет.
Педагогические науки
Источники
Бабаева Э. С. (2019) Концепция и технология проектирования интегративных образовательных программ для взрослых обучающихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 41 с.
Белкин А. С., Ткаченко Е. В. (2005) Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 208 с.
Бондарева Е. Н. (2014) Два фундаментальных подхода к понятию философии как науки: тип интеллектуальной деятельности или жизненная практика? Научный аспект, № 1-2, с. 164-166.
Гнатышина Е. В. (2020) Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Грозный, 46 с.
Дмитриева Л. В. (1999) Подходы к экспертизе философских оснований образовательной концепции. В кн.: Экспертиза инновационных процессов в образовании: подходы к проблеме экспертизы в образовании. Томск, Кн. 1, с. 101-105.
Казаева Е. А. (2017) Развитие гражданской позиции будущего учителя: ядро педагогической концепции. В кн.: Понятийный аппарат педагогики и образования: монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, с. 230-234.
Качалов А. В. (2009) Ядро концепции формирования творческой самостоятельности студентов педвуза. Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, т. 67, № 3, с. 155-158.
Коровяковский Д. Г. (2019) Теория и практика профессиональной подготовки специалистов таможенного дела: российский и зарубежный опыт: дис. . д-ра. пед. наук. М., 494 с.
Корытков В. А. (2018) Педагогическая концепция профессиональной адаптации военнослужащих: композиционное построение. Сибирский педагогический журнал, № 6, с. 77-85. DOI: 10.15293/1813-4718.1806.09.
Леопа А. В., Корытков В. А., Капицкий В. Н. (2017) Концепция профессиональной адаптации: структурное представление. Аграрное образование и наука, № 1, с. 12.
Пургина Е. И. (2015) Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке : учеб. пособие. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 275 с.
Савченков А. В. (2021) Стратегия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 586 с.
Столярчук И. А. (2015) Гуманитарная концепция формирования гендерной культуры подростка. Казанский педагогический журнал, № 5-1 (112), с. 143-148.
Тестов В. А. (2017) Содержание современного образования: выбор пути. Образование и наука, т. 19, № 8, с. 29-46. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-29-46.
Уварина Н. В. (2012) Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, № 4 (263), с. 34-37.
Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. (2006) Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М., Владос, 239 с.
Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. (2010) Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Монография. Челябинск, РБИУ, 316 с.
Cuenca A. (2017) Preparing Teachers for a New Generation of Social Studies Learners: Introducing the National Standards for the Preparation of Social Studies Teachers. Social Education, vol. 81 (6), pp. 370-375.
Darling-Hammond, L., Oakes, J., Wojcikiewicz, S., Hyler, M. E., Guha, R., Podolsky, A., Kini, T., Cook-Harvey, C., Mercer, C., Harrell A. (2019). Preparing Teachers for Deeper Learning. Cambridge, MA: Harvard Education Press.
Gendron B. (2017) Emotional capital: the set of emotional competencies as professional and vocational skills in emotional works and jobs. Revista espanola de educacion comparada, vol. 29, pp. 44-61.
Gjedia R., Gardinier M. P. (2018) Mentoring and teachers' professional development in Albania. European Journal of Education, vol. 53, pp. 102-117. DOI: 10.1111/ejed.12258.
Haydee C. Q., Raymund B. G. (2016) Causes and Effects of Stress Among Faculty. Asia Pacific Journal of Multidisciplinary Research, vol. 4, no. 1, pp. 18-27.
Hurrell S. A. (2016) Rethinking the soft skills deficit blame game: Employers, skills withdrawal and the reporting of soft skills gaps. Human Relations, vol. 69, is. 3, pp. 605-628. DOI: 10.1177/0018726715591
Iancu A., Rusu A., Maroiu C., Pacurar R., Maricutoiu L. (2018) The Effectiveness of Interventions Aimed at Reducing Teacher Burnout: a Meta-Analysis. Educational psychology review, vol. 30, is. 2, pp. 373396. DOI: 10.1007/s10648-017-9420-8.
Kokkinos C., Stavropoulos G. (2016) Burning out during the practicum: the case of teacher trainees. Educational psychology, vol. 3, pp. 607. DOI: 10.1080/01443410.2014.955461.
Koniga J., Ligtvoeta R., Klemenza S., Rothlandb M. (2017) Effects of opportunities to learn in teacher preparation on future teachers' general pedagogical knowledge: Analyzing program characteristics and outcomes. Studies in Educational Evaluation, vol. 53, pp. 122-133. DOI:10.1016/j.stueduc.2017.03.001.
Lee M., Pekrun R., Taxer J. L., Schutz P. A., Vogl E., Xie X. (2016) Teachers' emotions and emotion management: integrating emotion regulation theory with emotional labor research. Social psychology of education, vol. 19, is. 4, pp. 843-863. DOI: 10.1007^11218-016-9359-5.
Lillgea D. (2020) Sticking points: Sites for developing capacity to enact socially just instruction. Teaching and Teacher Education, vol. 94, pp. 54-66. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103098.
ISSN 12587-943X (Online)
Pedagogical Science
Opeyemi S.-M. I. (2016) Hardiness, Sensation Seeking, Optimism and Social Support as Predictors of Stress Tolerance among Private Secondary Schools Teachers in Lagos State. Clinical Depression, vol. 2, is. 3, pp. 1-7. Schulz B. (2018) The Importance of Soft Skills: Education beyond academic knowledge. NAWA Journal of
Language and Communication, no. 2 (1), pp. 146-154. DOI: 10.1016/0006-3207(93)90452-7. Selivanova, N. L., Stepanov P. V., Shakurova M. V. (2016) Novikova's research school: main ideas and prospects for development. Russian Education and Society, vol. 58, no. 1, pp. 1-11. DOI: 10.1080/10609393.2016.1205917. Tang K. Ng. (2018) The importance of soft skills acquisition by teachers in higher education institutions.
Kasetsart Journal of Social Sciences, vol. 1 (6), pp. 1-6. DOI:10.1016/j.kjss.2018.01.002. Tang K. Ng., Chan Chan T., Vetriveilmany U. (2015) Critical Issues of Soft Skills Developmentin Teaching Professional Training: Educators' Perspectives. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 205, pp. 128-133. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.09.039.
References
Babayeva E. S. (2019) Kontseptsiya i tekhnologiya proyektirovaniya integrativnykh obrazovatel'nykh programm dlya vzroslykh obuchayushchikhsya [The concept and technology of designing integrative educational programs for adult students]. Abstr. Dis. ... Dr. Ped. Sci. Makhachkala, 41 p. (In Russian).
Belkin A. S., Tkachenko Ye. V. (2005) Dissertatsionnyy sovet po pedagogike (opyt, problemy, perspektivy) [Dissertation Council on Pedagogics (Experience, Problems, Prospects)]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University, 208 p. (In Russian).
Bondareva Ye. N. (2014) Dva fundamental'nykh podkhoda k ponyatiyu filosofii kak nauki: tip intellektual'noy deyatel'nosti ili zhiznennaya praktika? [Two fundamental approaches to the concept of philosophy as a science: type of intellectual activity or life practice?] Nauchnyy aspekt - Scientific aspect, no. 1-2, pp. 164-166 (In Russian).
Cuenca A. (2017) Preparing Teachers for a New Generation of Social Studies Learners: Introducing the National Standards for the Preparation of Social Studies Teachers. Social Education, vol. 81 (6), pp. 370-375.
Darling-Hammond, L., Oakes, J., Wojcikiewicz, S., Hyler, M. E., Guha, R., Podolsky, A., Kini, T., Cook-Harvey, C., Mercer, C., Harrell A. (2019). Preparing Teachers for Deeper Learning. Cambridge, MA: Harvard Education Press.
Dmitriyeva L. V. (1999) Podkhody k ekspertize filosofskikh osnovaniy obrazovatel'noy kontseptsii [Approaches to the examination of the philosophical foundations of the educational concept]. V kn.: Ekspertiza innovatsionnykh protsessov v obrazovanii: podkhody k probleme ekspertizy v obrazovanii [In: Examination of innovative processes in education: approaches to the problem of examination in education]. Tomsk, Book 1, pp. 101-105 (In Russian).
Gendron B. (2017) Emotional capital: the set of emotional competencies as professional and vocational skills in emotional works and jobs. Revista espanola de educacion comparada, vol. 29, pp. 44-61.
Gjedia R., Gardinier M. P. (2018) Mentoring and teachers' professional development in Albania. European Journal of Education, vol. 53, pp. 102-117. DOI: 10.1111/ejed.12258.
Gnatyshina Ye. V. (2020) Tsennostno-smyslovyye oriyentiry formirovaniya tsifrovoy kul'tury budushchego pedagoga [Value-semantic guidelines for the formation of the digital culture of the future teacher] Abstr. Dis. ... Dr. Ped. Sci. Grozny, 46 p. (In Russian).
Haydee C. Q., Raymund B. G. (2016) Causes and Effects of Stress Among Faculty. Asia Pacific Journal of Multidisciplinary Research, vol. 4, no. 1, pp. 18-27.
Hurrell S. A. (2016) Rethinking the soft skills deficit blame game: Employers, skills withdrawal and the reporting of soft skills gaps. Human Relations, vol. 69, is. 3, pp. 605-628. DOI: 10.1177/0018726715591
Iancu A., Rusu A., Maroiu C., Pacurar R., Maricutoiu L. (2018) The Effectiveness of Interventions Aimed at Reducing Teacher Burnout: a Meta-Analysis. Educational psychology review, vol. 30, is. 2, pp. 373396. DOI: 10.1007/s10648-017-9420-8.
Kachalov A. V. (2009) Yadro kontseptsii formirovaniya tvorcheskoy samostoyatel'nosti studentov pedvuza [The core of the concept of formation of creative independence of students of a pedagogical university]. Izvestia Ural federal university journal. Series 1, Issues in education, science and culture, vol. 67, no. 3, p. 155-158 (In Russian).
Kazayeva Ye. A. (2017) Razvitiye grazhdanskoy pozitsii budushchego uchitelya: yadro pedagogicheskoy kontseptsii [Development of the civil position of the future teacher: the core of the pedagogical concept]. V kn.: Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya [In: The conceptual apparatus of pedagogy and education]. Monograph. Ed. E. V. Tkachenko, M. A. Galaguzova. Ekaterinburg, Ural. State Ped. Un-t, pp. 230-234 (In Russian).
Kokkinos C., Stavropoulos G. (2016) Burning out during the practicum: the case of teacher trainees. Educational psychology, vol. 3, pp. 607. DOI:10.1080/01443410.2014.955461.
Koniga J., Ligtvoeta R., Klemenza S., Rothlandb M. (2017) Effects of opportunities to learn in teacher preparation on future teachers' general pedagogical knowledge: Analyzing program characteristics and outcomes. Studies in Educational Evaluation, vol. 53, pp. 122-133. DOI:10.1016/j.stueduc.2017.03.001.
Korovyakovskiy D. G. (2019) Teoriya i praktika professional'noy podgotovki spetsialistov tamozhennogo dela: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt [Theory and practice of professional training of customs specialists: Russian and foreign experience]. Dis. ... Dr. Ped. Sci. Moscow, 494 p. (In Russian).
Korytkov V. A. (2018) Pedagogicheskaya kontseptsiya professional'noy adaptatsii voyennosluzhashchikh: kompozitsionnoye postroyeniye [Pedagogical concept of professional adaptation of military personnel:
Педагогические науки
compositional construction]. Siberian Pedagogical Journal, no. 6, pp. 77-85. DOI: 10.15293/18134718.1806.09 (In Russian).
Lee M., Pekrun R., Taxer J. L., Schutz P. A., Vogl E., Xie X. (2016) Teachers' emotions and emotion management: integrating emotion regulation theory with emotional labor research. Social psychology of education, vol. 19, is. 4, pp. 843-863. DOI: 10.1007^11218-016-9359-5.
Leopa A. V., Korytkov V. A., Kapitskiy V. N. (2017) Kontseptsiya professional'noy adaptatsii: strukturnoye predstavleniye [The concept of professional adaptation: structural representation]. Agrarian Education and Science, no. 1, p. 12 (In Russian).
Lillgea D. (2020) Sticking points: Sites for developing capacity to enact socially just instruction. Teaching and Teacher Education, vol. 94, pp. 54-66. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103098.
Opeyemi S.-M. I. (2016) Hardiness, Sensation Seeking, Optimism and Social Support as Predictors of Stress Tolerance among Private Secondary Schools Teachers in Lagos State. Clinical Depression, vol. 2, is. 3, pp. 1-7.
Purgina Ye. I. (2015) Metodologicheskiye podkhody v sovremennom obrazovanii i pedagogicheskoy nauke [Methodological approaches in modern education and pedagogical science]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University, 275 p. (In Russian).
Savchenkov A. V. (2021) Strategiya podgotovki budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniya k osushchestvleniyu vospitatel'noy deyatel'nosti [Strategy for preparing future teachers of vocational training for the implementation of educational activities]. Dis. ... Dr. Ped. Sci. Chelyabinsk, 586 p. (In Russian).
Schulz B. (2018) The Importance of Soft Skills: Education beyond academic knowledge. NAWA Journal of Language and Communication, no. 2 (1), pp. 146-154. DOI: 10.1016/0006-3207(93)90452-7.
Selivanova, N. L., Stepanov P. V., Shakurova M. V. (2016) Novikova's research school: main ideas and prospects for development. Russian Education and Society, vol. 58, no. 1, pp. 1-11. DOI: 10.1080/10609393.2016.1205917.
Stolyarchuk I. A. (2015) Gumanitarnaya kontseptsiya formirovaniya gendernoy kul'tury podrostka [Humanitarian concept of the formation of a gender culture of a teenager]. Kazan Pedagogical Journal, no. 5-1 (112), pp. 143-148 (In Russian).
Tang K. Ng. (2018) The importance of soft skills acquisition by teachers in higher education institutions. Kasetsart Journal of Social Sciences, vol. 1 (6), pp. 1-6. DOI:10.1016/j.kjss.2018.01.002.
Tang K. Ng., Chan Chan T., Vetriveilmany U. (2015) Critical Issues of Soft Skills Developmentin Teaching Professional Training: Educators' Perspectives. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 205, pp. 128-133. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.09.039.
Testov V. A. (2017) Soderzhaniye sovremennogo obrazovaniya: vybor puti [The content of modern education: choosing a path]. The Education and Science Journal, vol. 19, no. 8, pp. 29-46. DOI: 10.17853/19945639-2017-8-29-46 (In Russian).
Uvarina N. V. (2012) Yadro pedagogicheskoy kontseptsii: zakonomernosti, printsipy aktualizatsii tvorcheskogo potentsiala lichnosti uchashchikhsya v obrazovatel'nom protsesse [The core of the pedagogical concept: regularities, principles of actualization of the creative potential of the personality of students in the educational process]. Bulletin of the South Ural state university. Series: Education. Pedagogy - Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, no. 4 (263), pp. 34-37 (In Russian).
Yakovlev Ye. V., Yakovleva N. O. (2006) Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskiye aspekty postroyeniya [Pedagogical conception: methodological aspects of construction]. Moscow, Vlados Publ., 239 p. (In Russian).
Yakovlev Ye. V., Yakovleva N. O. (2010) Pedagogicheskoye issledovaniye: soderzhaniye i predstavleniye rezul'tatov [Pedagogical research: content and presentation of results]. Monograph. Chelyabinsk, RBIM Publ., 316 p.
Информация об авторах
Савченков Алексей Викторович
Доктор педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик. ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, РФ. ORCID ID: 0000-0002-7268-1533. E-mail: [email protected]
Уварина Наталья Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, РФ. ORCID ID: 0000-0002-14903302. E-mail: [email protected]
Autor's information
Aleksey V. Savchenkov
Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of training teachers of vocational education and subject methods. South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0002-7268-1533. E-mail: [email protected]
Natalya V. Uvarina
Dr. Sc. (Pedagogy), Professor of the Department of Professional Education Teacher Training and Subject Methods. South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.
ORCID ID: 0000-0002-1490-3302. E-mail: [email protected]