Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

В последние годы в образовательном процессе организации СПО воспитанию не уделялось должного внимания, что противоречит необходимости формирования у обучающихся гибких навыков, надпрофессиональных компетенций. Подготовку будущего педагога к воспитательной деятельности мы рассматриваем как специально организованную в вузе деятельность, направленную на усвоение знаний, умений и навыков, ценностей и смыслов, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях с различным контингентом обучающихся, в том числе в экстремальных и стрессогенных ситуациях. Моделирование дает нам возможность объединить теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы, а также наглядно и целостно представить процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Разработанная модель подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО содержит 4 компонента. Нормативно-целевой компонент включает нормативные документы, на которые мы опирались при построении модели и в процессе подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент направлен на формирование у будущих педагогов устойчивой мотивации к воспитательной деятельности и ценностному наполнению воспитательной среды вуза. Организационно-технологический компонент подразумевает формирование профессиональных компетенций будущих педагогов, связанных с успешным осуществлением воспитательной деятельности, а также личностных качеств, необходимых для ее реализации. Контрольно-оценочный компонент направлен на оценку эффективности функционирования модели. Все компоненты модели взаимосвязаны и взаимообусловлены и направлены на разрешение ключевой цели - формирование готовности будущего педагога к воспитательной деятельности в организациях СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR PREPARING FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

In recent years, the educational process of the organization of vocational education hasn’t been given proper attention to education, which contradicts the need for students to develop flexible skills, supra-professional competencies. We consider the preparation of a future teacher for educational activities as a specially organized activity at the University aimed at mastering the knowledge, skills, values and meanings necessary for the implementation of educational activities in professional educational organizations with a different contingent of students, including in extreme and stressful situations. Modeling allows us to combine the theoretical and practical aspects of the problem under study, as well as visually and holistically present the process of preparing future teachers for educational activities. The developed model of training future teachers for educational activities in vocational training organizations contains 4 components. The normative-target component includes normative documents that we used to build the model and prepare future teachers for educational activities. The motivational and value component is aimed at forming a stable motivation of future teachers for educational activities and the value content of the educational environment of the University. The organizational and technological component implies the formation of professional competencies of future teachers related to the successful implementation of educational activities, as well as personal qualities necessary for its implementation. The control and evaluation component is aimed at evaluating the effectiveness of the model. All components of the model are interrelated and mutually dependent and are aimed at solving the key goal - the formation of the future teacher's readiness for educational activities in vocational training organizations.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.18

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

A MODEL FOR PREPARING FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

© 2020

А.В. Савченков A.V. Savchenkov

В последние годы в образовательном процессе организации СПО воспитанию не уделялось должного внимания, что противоречит необходимости формирования у обучающихся гибких навыков, надпрофессио-нальных компетенций. Подготовку будущего педагога к воспитательной деятельности мы рассматриваем как специально организованную в вузе деятельность, направленную на усвоение знаний, умений и навыков, ценностей и смыслов, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях с различным контингентом обучающихся, в том числе в экстремальных и стрессогенных ситуациях.

Моделирование дает нам возможность объединить теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы, а также наглядно и целостно представить процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Разработанная модель подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО содержит 4 компонента. Нормативно-целевой компонент включает нормативные документы, на которые мы опирались при построении модели и в процессе подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент направлен на формирование у будущих педагогов устойчивой мотивации к воспитательной деятельности и ценностному наполнению воспитательной среды вуза. Организационно-технологический компонент подразумевает формирование профессиональных компетенций будущих педагогов, связанных с успешным осуществлением воспитательной деятельности, а также личностных качеств, необходимых для ее реализации. Контрольно-оценочный компонент направлен на оценку эффективности функционирования модели. Все компоненты модели взаимосвязаны и взаимообусловлены и направлены на разрешение ключевой цели - формирование готовности будущего педагога к воспитательной деятельности в организациях СПО.

Ключевые слова: подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности; модель; организации среднего профессионального образования; социально значимая деятельность; воспитательный процесс.

In recent years, the educational process of the organization of vocational education hasn't been given proper attention to education, which contradicts the need for students to develop flexible skills, supra-professional competencies. We consider the preparation of a future teacher for educational activities as a specially organized activity at the University aimed at mastering the knowledge, skills, values and meanings necessary for the implementation of educational activities in professional educational organizations with a different contingent of students, including in extreme and stressful situations.

Modeling allows us to combine the theoretical and practical aspects of the problem under study, as well as visually and holistically present the process of preparing future teachers for educational activities. The developed model of training future teachers for educational activities in vocational training organizations contains 4 components. The normative-target component includes normative documents that we used to build the model and prepare future teachers for educational activities. The motivational and value component is aimed at forming a stable motivation of future teachers for educational activities and the value content of the educational environment of the University. The organizational and technological component implies the formation of professional competencies of future teachers related to the successful implementation of educational activities, as well as personal qualities necessary for its implementation. The control and evaluation component is aimed at evaluating the effectiveness of the model. All components of the model are interrelated and mutually dependent and are aimed at solving the key goal - the formation of the future teacher's readiness for educational activities in vocational training organizations.

Keywords: preparation of future teachers for educational activities; model; organization of secondary vocational education; socially significant activities; educational process.

Проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО с каждым годом становится все более актуальной, так как именно преподаватели техникумов и колледжей работают с одним из самых сложных кон-тингентов обучающихся. Это, в свою очередь, обусловливает особые требования к подготовке будущих педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности. На необходимость повышения воспитательного потенциала организаций СПО указано в Федеральном законе от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» [1].

Обосновав актуальность проблематики исследования, перейдем к анализу отечественных и зарубежных исследований последних лет по данной проблематике.

Е.Н. Козленкова и Т.В. Ягупова считают, что подготовка будущих педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности связана с усвоением знаний и умений в области предупреждения проблем в развитии личности обучающихся, разрешении конфликтов в коллективе обучающихся и их социальной и профессиональной поддержки. По их мнению, подготовка к воспитательной деятельности связана с усвоением будущими педагогами ценностей и смыслов будущей профессиональной деятельности [2].

По мысли С.Ф. Тазиева, подготовка к воспитательной деятельности предполагает формирование у будущих педагогов готовности к выполнению воспитательных функций педагога профессионального обучения, таких как педагогическая поддержка и профориентация обучающихся, создание педагогических условий для развития личностных качеств обучающихся, необходимых им для будущей профессиональной деятельности [3].

По мнению ряда исследователей, подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности предполагает усвоение ими необходимых образцов поведения,

нравственных ценностей и норм, формирование моральных качеств [4 ; 5].

В зарубежных исследованиях в рамках подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности рассматривают:

1) усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для реализации гражданского воспитания, а также для совместного осуществления социально значимой деятельности [6];

2) формирование у будущих педагогов качеств личности, необходимых для выполнения воспитательной деятельности (социальной ответственности, справедливости, социального интеллекта, готовности к осуществлению педагогической поддержки и т.д.) [7];

3) овладение практическим инструментарием, необходимым для работы с мультикультурным и экономически разобщенным коллективом обучающихся, обладающих различными ценностными ориен-тациями и особенностями поведения [8 ; 9].

Опираясь на вышесказанное, под подготовкой будущего педагога к воспитательной деятельности мы понимаем специально организованную в вузе деятельность, направленную на усвоение знаний, умений и навыков, ценностей и смыслов, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях с различным контингентом обучающихся, в том числе в экстремальных и стрессогенных ситуациях [10].

Исходя из логики проводимого нами научного исследования, мы пришли к выводу о необходимости разработки модели учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, направленного на подготовку будущего педагога к воспитательной деятельности в организациях СПО. В дальнейшем планируем внедрить модель в практик работы педагогического вуза.

Моделирование необходимо каждый раз, когда осознается необходимость построить прогностическую модель формирования искомого качества, заранее просчитать возможные трудности реализуемого процесса, детально рассмотреть изучаемый

феномен [11]. Оно является эффективным методом исследования и проектирования сложных систем, позволяющим вычленить отдельный аспект исследуемого явления или процесса, представить в упрощенной графической форме и воспроизвести наиболее существенные для данного явления характеристики [12].

Разработка модели подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО является неотъемлемой частью теоретического и практического осмысления изучаемого феномена. Моделирование дает нам возможность объединить теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы, а также наглядно и целостно представить процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности [13].

Задачам нашего исследования в большей степени отвечает структурно-функциональная модель, которая отражает компоненты и связи образовательного процесса и функциональную составляющую, позволяющую представить и спрогнозировать действия педагогической системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО в реальных условиях, а также функции каждого из выделенных нами компонентов модели.

Разработанная в ходе проводимого нами исследования модель подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО включает нормативно-целевой, мотивационно-ценностный, организационно-технологический и контрольно-оценочный компоненты. Перейдем к характеристике каждого из них.

Нормативно-целевой компонент модели (рис. 1) является системообразующим, в нем представлены ориентиры процесса подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО, а также цели и задачи модели. Он включает нормативные документы, на которые мы опирались при построении модели и в процессе подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Так, в Федеральном законе от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» сказано, что организациям СПО необходимо разрабатывать и реализовать в образовательном процессе программу воспитания и календарный план воспитательной работы [1]. В качестве содержательного наполнения нормативно-целевого компонента модели также выступили «Устав вуза», «План учебно-воспитательной работы», «Концепция воспитательной работы вуза» и т.д.

Социальный заказ общества Требования ФГОС ВО Нормативно-правовые основы Методологические подходы Закономерности и принципы, входящие в ядро концепции

> Г \ Г > Г \

Цель: формирование готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО Подцели: 1) формирование мотивационно-ценностной основы готовности 2) Формирование личностных качеств необходимых для успешного осуществления воспитательной работы 3) формирование общих и профессиональных компетенций связанных с воспитательной деятельностью <Г <Г Специфика воспитательной деятельности в организациях СПО Особенности контингента обучающихся организаций СПО

Рис. 1. Нормативно-целевой компонент модели подготовки будущего педагога к воспитательной деятельности в организациях СПО

Мотивационно-ценностный компо- у будущих педагогов устойчивой мотива-

нент (рис. 2) направлен на формирование ции к воспитательной деятельности как

важнейшей части образовательного процесса организации СПО. Он предполагает ценностное наполнение воспитательной

среды вуза и направлен на осознание будущими педагогами значимости воспитательной деятельности.

Воспитательное содержание учебных дисциплин

И

Индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа

Групповые формы воспитательной работы

Массовые воспитательные мероприятия

Формы, методы и средства реализации мотивационно-ценностного компонента

Формы: индивидуальное консультирование с преподавателями и кураторами, групповые воспитательные мероприятия, беседы, адаптационные сборы, моделирование воспитательной деятельности, студенческое самоуправление, социально значимые мероприятия Методы: личный пример, внушение, убеждение, психолого-педагогическое сопровождение и поддержка, консультирование, беседа и Т.д. Средства: интернет-страницы, учебно-методическая литература, видеофильмы, технические средства, педагогические традиции, наглядные пособия, моделирование воспитательных ситуаций, проектирование и т.д.

Компоненты готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО

Мотивационно-ценностный компонент Конативно-деятельностный компонент Эмоциональный компонент

Устойчивые личностные качества - мотивация к осуществлению педагогической деятельности - принятие ценностей педагогической профессии Устойчивые личностные качества -обучаемость и способность к саморазвитию и коммуникативные способности Гибкие личностные качества -овладение воспитательной функцией педагога Устойчивые личностные качества - коммуникативные способности - стабильность профессионального поведения Гибкие личностные качества - эмпатия

Рис. 2. Мотивационно-ценностный компонент модели подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО

Реализация мотивационно-ценност-ного компонента модели начинается с первого курса. Для будущих педагогов организуются адаптационные сборы, на которых проводят большое количество воспитательных мероприятий, направленных на сплочение коллектива, на знакомство с педагогической профессией, а также творческие конкурсы. Адаптационные сборы способствуют погружению первокурсников в воспитательную среду вуза. Будущие педагоги начинают осознавать значимость воспитательной деятельности и то, насколько большое значение ей уделяют в педагогическом вузе. За группами I курса закрепляются тьюторы из числа старшекурсников, которые сопровождают первокурсников в воспитательной и учебной деятельности, помогают им адаптироваться, разрешать трудные жизненные ситуации, рассказывают о возможностях, предоставляемых вузом.

Реализация мотивационно-ценност-ного компонента связана с активным участием будущих педагогов в воспитательной и социально значимой деятельности, направленной на усвоение ими форм и методов осуществления воспитательной работы, осознание ее ценности и значимости. В рамках данного компонента был разработан и реализован элективный курс «Воспитай в себе педагога».

Организационно-технологический компонент модели (рис. 3) является ключевым. Он наиболее продолжителен по времени. Реализация данного компонента подразумевает формирование у будущих педагогов профессиональных компетенций и личностных качеств, необходимых для успешного осуществления воспитательной деятельности.

Данный компонент реализуется в ходе воспитательной работы, социально значимой деятельности, различных видов соци-

альной активности, а также при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла. В его рамках подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО осуществлялась по нескольким ключевым направлениям:

1) индивидуальная воспитательная работа реализовывалась в форме педагогической поддержки, консультационной работы, творческой деятельности, научно-исследовательской деятельности под руковод-

ством профессорско-преподавательского состава и т.д.;

2) групповые формы предполагали участие в студенческом самоуправлении, волонтерской деятельности, работу в качестве вожатого и т.д.;

3) проектная деятельность заключалась в участии в воспитательных проектах, социальном проектировании, работе в студенческих трудовых отрядах и т.д. [14].

Составляющие процесса подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в рамках реализации

организационно-технологического компонента

2

I

I

Содержательная

знание и опыт полученные в ходе учебной и внеучебной воспитательной деятельности

Информационная

включает воспитательное содержание учебных дисциплин и практик

Профессиональная

профессиональная направленность воспитания,

опыт педагогической поддержки, наставничества

Культурная

усвоение аспектов общей и профессиональной культуры педагога

Технология формирования компонентов готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО

Деятельность преподавателей Создание условий для формирования устойчивых и гибких качеств личности студентов необходимых для выполнения ими воспитательной деятельности Деятельность студентов Социальная и профессиональная активность, усвоение теоретической информации о воспитательной деятельности и ее реализация на практике

Формы: воспитательные мероприятия, творческие конкурсы, беседы, дискуссии, кейс-техно-логии, моделирование воспитательных ситуаций, тренинги, коуч-техноло-гии, проблемные ситуации, модерация, проектный интенсив, стратегическая сессия, деловые игры, дебаты и др. Методы: беседа, рассказ, метод организации творческого соревнования, методы самопрезентации, методы совместной продуктивной деятельности, методы развития критического и творческого мышления, методы мобилизации поведенческих ресурсов, методы самопрезентации, личностно-ориентированные методы и т.д. Средства: интернет-страницы, учебная и методическая литература, воспитательные мероприятия, творческие конкурсы, презентации, обсуждение реальных ситуаций, работа в коллективе, и т.д.

Компоненты готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО

Мотивационно-ценностный компонент Конативно-деятельностный компонент Эмоциональный компонент

Устойчивые личностные качества - мотивация к осуществлению педагогической деятельности - принятие ценностей педагогической профессии Гибкие личностные качества - самомотивация - интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов Устойчивые личностные качества - обучаемость и способность к саморазвитию и коммуникативные способности - рефлексивно-прогностические умения Гибкие личностные качества - способность к преадаптации - овладение воспитательной функцией педагога Устойчивые личностные качества - компоненты стрессоустойчивости и саморегуляции - коммуникативные способности - стабильность профессионального поведения Гибкие личностные качества - эмпатия - эмоциональный интеллект

Рис. 3. Организационно-технологический компонент модели подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО

Закрепление знаний и умений, связанных с воспитательной деятельностью в организациях СПО, осуществляется в ходе практики в техникумах и колледжах -сетевых партнерах. Во время ее прохождения будущие педагоги закрепляют навыки социальной поддержки обучающихся, помогают им в социальной адаптации, консультируют их по вопросам, связанным с трудными жизненными ситуациями. Совместно с обучающимися СПО студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в социальных проектах и волонтерской деятельности.

Контрольно-оценочный компонент завершает реализацию модели и направлен на оценку эффективности ее функционирования. В рамках его реализации уровень сформированности готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО выявляется посредством диагностических мероприятий, по итогам которых принимается решение о необходимости коррекции содержательного наполнения модели. Контрольно-оценочный компонент модели способствует выявлению трудностей в ее реализации, определению перспективных направлений развития воспитательной деятельности в вузе.

Все компоненты модели взаимосвязаны и взаимообусловлены и направлены на разрешение ключевой цели - формирование готовности будущего педагога к воспитательной деятельности в организациях СПО.

Исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования с каждым годом становится все более актуальной, что обусловлено сложным контингентом обучающихся, снижением воспитательной функции профессионального образования, повышающейся значимостью гибких навыков и над-профессиональных компетенций;

2) подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО предполагает усвоение ими знаний, умений и навыков, ценностей и смыслов, формирование личностных качеств, необходимых для осуществления воспитательной деятельности;

3) модель подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО включает нормативно-целевой, мотивационно-ценностный, организационно-технологический и контрольно-оценочный компоненты;

4) все компоненты модели направлены на формирование у будущих педагогов готовности к воспитательной деятельности в организациях СПО.

Перспективы исследования мы видим в построении системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, включающей концепцию, модель и социально-педагогические условия ее эффективного функционирования.

* * *

1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». URL: http://edu53.ru/np-includes/upload/2020/08/12/15845.pdf (дата обращения 21.09.20).

2. Козленкова Е.Н., Ягупова Т.В. Совершенствование подготовки педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2008. № 6-1 (31). С. 72-74.

3. Тазиев С.Ф. Совершенствование практической подготовки будущего преподавателя к учебно-воспитательной работе в учреждении среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 252.

4. Шайхутдинова Г.А. Некоторые аспекты подготовки преподавателей СПО к воспитательной деятельности (в системе повышения квалификации) // Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения : сборник докладов международ. науч.-практ. заоч. конференции. 16 мая 2016 г. / под науч. ред. Ф.Ш. Мухаметзяновой. Казань : Данис, 2016. С. 170-174.

5. Ефимова Е.А. Работодатели о готовности молодых учителей к воспитательной деятельности // Грани познания. 2013. № 4(24). С. 43-46.

6. Darling-Hammond L., Oakes J., Wojcikiewicz S., Hyler M.E., Guha R., Podolsky A., Kini T., Cook-Harvey C., Mercer C., Harrell A. Preparing Teachers for Deeper Learning // learning policy institute. 2019. URL: https://learningpolicyinstitute.org/product/preparing-teachers-deeper-learning-brief(дата обращения 21.09.20).

7. Villegas A.M., Lucas T. Preparing Culturally Responsive Teachers: Rethinking the Curriculum // Journal of Teacher Education. 2002. Vol. 53. P. 20.

8. Cuenca A. Preparing Teachers for a New Generation of Social Studies Learners: Introducing the National Standards for the Preparation of Social Studies Teachers // Social Education. 2017. Vol. 81(6). P. 370-375.

9. Beeka J.A., Jonga A.E., Minnaert M.G. Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation // Teaching and Teacher Education. 2014. Vol. 40. P. 1-9.

10. Уварина Н.В., Савченков А.В. Особенности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности: мотивационно-ценностный компонент // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12, № 2. С. 41-50.

11. Бакланева С.А. Организация самостоятельной деятельности курсантов военных вузов на основе электронного учебника : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2017. 198 с.

12. Пахомова Е.В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2011. № 2(11). С. 120-134.

13. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л. Подготовка будущего учителя к реализации идей поликультурного образования в диалоговом образовательном пространстве // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 27-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Концепция воспитательной деятельности Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. URL: http://www.old.cspu.ru/upload/medialibrary/589/58997 b418e1 d66ce3618fe31bf7ded6b.pdf (дата обращения: 21.09.20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.