2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
© А. В. Савченков, Н. В. Уварина
DOI: 10.15293/2658-6762.2102.03
УДК 378+159.96
Определение содержания мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности
А. В. Савченков, Н. В. Уварина (Челябинск, Россия)
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования ценностей в воспитательной деятельности педагога: интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов, мотивация к осуществлению воспитательной деятельности и самомотивация. Цель исследования - определить содержательное наполнение мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности.
Методология. Методологическую основу исследования составили системный и аксиологический, контекстный, нуклеарный и личностно-ориентированный подходы; структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна; анализ и обобщение научно-теоретических источников.
Результаты. В ходе исследования были проанализированы современные источники по проблеме готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности. В западных научных источниках готовность к воспитательной деятельности связывают с овладением новыми ре-пертуарами педагогического поведения, общей и внутренней регуляцией поведения педагога, гибким сочетанием теоретической и практической готовности к исследуемой деятельности. В отечественных источниках готовность к воспитательной деятельности рассматривается как овладение будущим педагогом комплексом знаний, умений, навыков и соответствующих компетенций по осуществлению эффективной воспитательной работы; как направленность на гуманистические и духовные ценностные ориентации, формирование таких качеств личности будущего педагога, как доброжелательность, гуманистическое мировоззрение, коммуникабельность, эмпатийность. В статье представлено содержательное наполнение мотивационно-цен-ностного компонента готовности к воспитательной деятельности, которое включает ценности в воспитательной деятельности (они позволяют регламентировать будущую воспитательную деятельность педагога и помогают ему осознать значимость своей профессии для общества), интеграцию личностных и профессиональных ценностей и смыслов (придает воспитательной деятельности личностный смысл, регламентирует ее, а также выступает основой
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта № 21-18-00139
Савченков Алексей Викторович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Челябинск. E-mail: [email protected]
Уварина Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: [email protected]
© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
55
2021, том 11, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
для формирования устойчивой мотивации к ней), мотивацию к осуществлению воспитательной деятельности (связана с интересом к преподаванию и социальным контекстом педагогической профессии и определяется их ценностными ориентациями), самомотивацию (позволяет будущему педагогу в сложной, часто стрессогенной обстановке выполнять педагогическую деятельность без внешнего подкрепления).
Заключение. Посредством теоретического анализа доказано, что ценности и мотивация являются значимыми компонентами готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности и выступают ее мотивационно-ценностным компонентом. В качестве содержательного наполнения данного компонента выступили устойчивые (ценности в воспитательной деятельности, мотивация к осуществлению воспитательной деятельности) и гибкие (интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов, самомотивация) качества личности будущих педагогов.
Ключевые слова: готовность к воспитательной деятельности; мотивационно-ценност-ный компонент; профессиональная устойчивость; профессиональная гибкость.
Постановка проблемы
Постоянные социально-экономические изменения, коренная смена идеологической парадигмы, смысложизненных и ценностных ориентиров молодежи приводят к возрастанию значимости воспитательного компонента образовательной системы. В то же время реформы в системе образования стали причиной снижения его воспитательной и гуманистической миссии. Если обучение совершенствуется за счет новых педагогических технологий, обновления учебного оборудования, повсеместной цифровизации, то воспитание находится в состоянии стагнации.
Особенно проблема снижения роли воспитания становится актуальной для среднего профессионального образования, так как именно преподаватели техникумов и колледжей работают с одним из самых сложных контингентов обучающихся, у которых проявляется агрессия, девиантное поведение, выра-
жена маргинализация, пристрастие к алкоголю, наркотикам и т. д. Все вышеперечисленные причины обусловливают особые требования к подготовке педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности [1].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам, с которыми сталкиваются педагоги профессионального обучения при осуществлении воспитательной деятель-ности1 [2; 3; 4], привел нас к выводам, что основными являются следующие: 1) низкий уровень психолого-педагогических и методических знаний, умений, опыта деятельности в воспитательной работе; 2) трудности в организации индивидуально-воспитательной работы с обучающимися; 3) отсутствие у педагогов устойчивой мотивации и ценностных ориента-ций к осуществлению воспитательной деятельности; 4) неумение планировать системную работу по формированию у обучающихся
1 Campbell D. E. Choosing democracy: a practical guide to multicultural education. - 4th ed. - Boston: Allyn & Bacon, 2010. - 463 p.
Козленкова Е. Н., Ягупова Т. В. Совершенствование подготовки педагогов профессионального обучения
к воспитательной деятельности // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». - 2008. - № 6-1. -С. 72-74.
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
56
2021, том 11, № 2
личностных качеств, необходимых для эффективной реализации будущей профессиональной деятельности; 5) неготовность педагогов осуществлять воспитательную деятельность с различным контингентом обучающихся, в том числе с проявлениями девиантного поведения, а также в экстремальной и стрессогенной обстановке; 6) недостаточный уровень сформи-рованности у педагогов личностного компонента готовности к воспитательной деятельности, а именно профессиональной устойчивости, гибкости, эмоционального интеллекта, способности к эмпатии и др.; 7) отсутствие современной системы воспитательной работы в организациях среднего профессионального образования, учитывающей динамично меняющиеся условия социального взаимодействия.
На разрешение ряда вышеперечисленных проблем направлена разрабатываемая нами система подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Результатом разрабатываемой системы выступает готовность к изучаемой деятельности.
Перейдем к представленной в зарубежной и отечественной литературе характеристике подходов к подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности. В англоязычных источниках2 термин «воспитание», наряду с «обучением» и «образованием», обозначен понятием «education». Близким по значению к российскому пониманию термина «воспитание» можно считать «social education», так как оно подразумевает усвоение ценностей и норм общества для обеспече-
" 3
ния дальнейшей социализации3.
ISSN 2658-6762
Проанализируем, реализуемый в зарубежных странах опыт подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. По мнению C. Serafín [5], акцент в подготовке учителей должен быть сделан как на педагогической, так и на психологической подготовке. Воспитательную функцию педагога автор связывает с идеологией, формированием у обучающихся гуманистических и моральных принципов, нравственности, демократизации, с экологической подготовкой и развитием творческого мышления [5].
J. König, R. Ligtvoet, S. Klemenz и M. Rothland [6], проанализировав процесс подготовки будущих педагогов в Германии и Австрии, готовность к воспитательной деятельности связывают с адаптационными способностями личности педагогов, формированием профессиональной идентичности и направленности, способностями в области мотивации, поддержки развития коллектива обучающихся.
По мнению ученых из Великобритании D. Lillge, A. Knowles [7], готовность к воспитательной деятельности связана с подготовкой к разрешению конфликтов, социально справедливым обучением, моделированием будущей воспитательной деятельности. Чилийский ученый H. Montenegro [8] также связывает подготовку к воспитательной работе с моделированием различных воспитательных ситуаций.
Группа ученых из США - L. Darling-Hammond, J. Oakes и др.4 - связывает подготовку к воспитательной деятельности с готовностью к реализации гражданского воспитания в условиях сегрегации и экономического
http://sciforedu.ru
2 Smith M. R. Contemporary character education // Principal Leadership (High School Ed.). - 2006. - № 6 (5). -P. 16-20.
3 4 Standards for Professional Development for Teachers
of Science // National Science Education Standards. -
Washington, DC: The National Academies Press. -1996. - P. 55-74. DOI: https://doi.org/10.17226/4962 4 Darling-Hammond L., Oakes J., Wojcikiewicz S., Hyler M. E., Guha R., Podolsky A., Kini T., Cook-Harvey C., Mercer C., Harrell A. Preparing Teachers for
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
57
2021, том 11, № 2
неравенства. Ориентируясь на принцип социальной справедливости, педагогу необходимо вовлекать обучающихся в совместную групповую работу, развивать у них самостоятельность и гражданскую активность. В образовательном стандарте педагогов США5 указывается на необходимость в ходе воспитательной деятельности развивать у обучающихся их способности и интересы, нравственные качества, моральные ценности и нормы [9].
По мнению A. M. Villegas и T. Lucas [10], педагогам в ходе осуществления воспитательной деятельности необходимо учитывать социокультурные особенности обучающихся и их мультикультурность, экономическую разобщенность, осуществлять их педагогическую поддержку. В ходе подготовки к воспитательной деятельности у педагогов необходимо формировать такие качества ка ответственность, социальный интеллект, справедливость, открытость к изменениям.
Проанализировав опыт подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в различных странах, мы пришли к выводу, что в концепциях готовности к воспитательной деятельности большого внимания не уделяется, а значительное внимание уделено дидактической и практической подготовке. Воспитание не рассматривается как отдельный процесс, и он интегрирован в процесс обучения. Готовность к воспитательному процессу, по мнению авторов проанализированных исследований, предполагает психологи-
ISSN 2658-6762
ческую подготовку, ориентацию на педагогическую поддержку обучающихся, ориентацию на социальную справедливость, ответственность и т. д. В качестве методов подготовки выделяют моделирование воспитательных ситуаций, теоретическую подготовку и др.
A. Cuenca6 считает, что будущие педагоги должны обладать концептуальными и практическими инструментами, которые помогают им определить пересечения идентич-ностей, которые существуют в коллективе обучающихся, и пониманием того, как использовать это разнообразие в качестве педагогического актива в ходе реализации воспитательной деятельности. По мнению автора, в ходе осуществления воспитательной деятельности педагоги должны готовить юных граждан для жизни в демократическом обществе, пропагандировать социальную справедливость и ответственность'.
D. E. Bruijn [11] считает, что педагогов необходимо готовить к реализации новых образовательных концепций, выполнению воспитательных функций в ситуациях, связанных с неопределенностью, ценностными дилеммами и практической напряженностью, к овладению новыми репертуарами педагогического поведения и методами обучения и воспитания в контексте профессионального образования. По мнению J. A. van Beek, A. E. de Jong, M. G. Minnaert и Th. Wubbels [12], готовность к воспитательной деятельности подразумевает внешнюю, общую и внутреннюю регуляцию поведения педагога.
http://sciforedu.ru
Deeper Learning. - Palo Alto, CA: Learning Policy Institute, 2019. URL: https://learningpolicyinstitute.org/prod-uct/preparing-teachers-deeper-learning-brief
5 4 Standards for Professional Development for Teachers
of Science // National Science Education Standards. -Washington, DC: The National Academies Press. -1996. - P. 55-74. DOI: https://doi.org/10.17226/4962
6 Cuenca A. Preparing Teachers for a New Generation of Social Studies Learners: Introducing the National Standards for the Preparation of Social Studies Teachers // Social Education. - 2017. - Vol. 81 (6). - P. 370-375. URL: https://www.socialstudies.org/publications/socialeduca-tion/november-december2017/introducing-the-national-standards-for-the-preparation-of-social-studies-teachers
7 Там же.
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
58
2021, том 11, № 2
J. Han, H. Yin и M. Boylan [13] считают, что подготовка педагогов, должна быть прак-тикоорентированной и в большей степени проходить на практике, необходимо гибкое сочетание теоретической и практической готовности. Готовность к воспитательной деятельности предполагает ориентацию на лич-ностно-ориентированное обучение, на поддержку творческого развития обучающихся, сотрудничество, стремление к диалогу, коллективной оценке результатов совместной деятельности [14; 15].
Готовность к воспитательной деятельности подразумевает эффективное сопоставление методов воспитания с потребностями обучающихся и их контекстом, а также ориентацию на личностный подход к обучающимся8. По мнению J. Warwas и C. Helm [16], готовность к воспитательной деятельности подразумевает эмоциональную устойчивость будущего педагога, эмпатию, способность вызывать позитивные эмоции у обучающихся, заинтересованность в совместной воспитательной деятельности.
В отечественной науке готовность к воспитательной деятельности изучена достаточно подробно, а воспитание рассматривается как самостоятельный феномен.
По мнению С. А. Ткачевой и Э. Са-гынтай кызы, готовность к воспитательной деятельности подразумевает «владение личностью комплексом знаний, умений, навыков и соответствующих компетенций по осуществлению эффективной воспитательной работы, дающей положительный результат в соответствии с поставленными целями и задачами» [17, с. 33]. По мнению Г. Я. Гревцевой и М. В. Циулиной, готовность подразумевает
ISSN 2658-6762
«воплощение готовности в предметной воспитательной деятельности, применение средств и способов воспитания, сравнение хода выполняемой работы и промежуточных результатов с намеченной целью» [18, с. 11].
Взгляды отечественных ученых подразумевают как теоретическую, так и практическую подготовку к воспитательной деятельности, что в совокупности обуславливает успешность ее выполнения.
Значимым для нашего исследования является мнение Н. Н. Бытко [19], который под готовностью к воспитательной деятельности понимает личностное новообразование, сочетание гуманистических и духовных ценностных ориентаций, профессиональную компетентность в вопросах педагогической поддержки обучающихся. По нашему мнению, ценностное отношение и устойчивая мотивация к осуществлению воспитательной деятельности являются тем фундаментом, на основе которого возможно сформировать готовность к ней.
Готовность к воспитательной деятельность рассматривается «как система профессионально значимых личностных качеств, таких как коммуникабельность, доброжелательность, эмпатийность, а также профессиональное гуманистическое мировоззрение, включающее профессиональные ценности, стремление в саморазвитии, способность к прогнозированию эффективности осуществления воспитательной работы» [20, с. 291].
Обобщив отечественные и зарубежные работы, выделим ряд факторов, значимых для нашего исследования:
http://sciforedu.ru
8 Vocational pedagogies and benefits for learners: practices and challenges in Europe. Luxembourg: Publications Office of the European Union // Cedefop research paper. -2015. - Vol. 47. DOI: https://doi.org/10.2801/294434
© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
- готовность к воспитательной деятельности предполагает не только теоретическую, но и практическую подготовку к ней;
- готовность к воспитательной деятельности предполагает сформированность определенной совокупности личностных качеств будущего педагога, а именно эмоциональную устойчивость, эмпатийнность, коммуникабельность, гибкость поведения, рефлексивные способности;
- исследуемая готовность предполагает устойчивую мотивацию к осуществлению воспитательной деятельности и ценностное отношение к ней;
- готовность предполагает активное взаимодействие с обучающимися, сопровождение и поддержку их личностного развития.
Опираясь на анализ вышеперечисленных исследований, мы под термином «готовность будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях» понимаем интегратив-ное качество личности, включающее сочетание поведенческой и интеллектуальной пластичности, эмоциональной экспрессивности и устойчивости, ценностное отношение к воспитательной деятельности и воспитаннику, усвоение методов и форм профессионального воспитания, ориентацию на со-бытие с обучающимися, создание условий для их личностного и профессионального развития, что в совокупности обеспечит теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования9.
Цель настоящего исследования - определить содержательное наполнение мотиваци-онно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности.
Методология исследования
Методологическую основу исследования составили системный и аксиологический, контекстный, нуклеарный и личностно-ориен-тированный подходы; структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна10, для выявления ядра готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности опирались на труды о профессиональной устойчивости (М. А. Лазарев и др. [21]) и профессиональной гибкости (Л. М. Митина11). Необходимости подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (А. Н. Ткачева [17] и др.).
Результаты исследования
В рамках нашего исследования, мы пришли к выводу, что ценности, идеалы, убеждения, сформированные у педагога, позволяют ему принять ценности, связанные с воспитательной деятельность, а впоследствии они трансформируются в интеграцию личностных и профессиональных ценностей и смыслов. Усвоенные будущим педагогом профессиональные ценности и смыслы, связанные с воспитательной деятельностью, выступают основой для устойчивой мотивации к педагогической деятельности и самомотивации.
9 Gnatyshina E. A., Uvarina N. V., Salamatov A. A., Savchenkov A. V., Pakhtusova N. A. Analysis of gender
differences in the professional identity indicators of pedagogical university students // Revista ESPACIOS. -2018. - Vol. 39. - P. 7. URL: http://www.revis-
taespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p07.pdf
10 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
11 Митина Л. М. Профессиональное развитие и профессиональная карьера: конфликт и синтагма // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 26, № 2. - С. 129133.
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
60
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Перейдем к анализу зарубежной и отечественной научной литературы, посвященной данной проблематике.
Ценности в воспитательной деятельности педагога
Педагогические ценности выступают в качестве норм, регламентирующих педагогическую деятельность. Ценности - это связующее звено между сформировавшимся мировоззрением педагога и его педагогической деятельностью.
Ценностное отношение к воспитательной деятельности является ядром мотивацион-ной сферы будущего педагога, выступает стимулом и регулятором педагогической деятельности. Посредством ценностей педагог осознает общественную значимость педагогической профессии [22].
По мнению А. К. Орешкиной, процесс формирования ценностного отношения к педагогической деятельности зависит от умений педагога в области рефлексии собственной деятельности, потребностей в непрерывном профессиональном развитии и от устойчивой
12
внутренней позиции педагога12.
Ученые из Нидерландов Уеи§е1еге, Р. Уеёёег [22] убеждены в том, что педагогам необходимо уделять больше внимания формированию ценностей обучающихся, а для этого нужно формировать социальные и нравственные ценности у самих педагогов в ходе их подготовки. По мнению ученых, собственные ценности педагогов являются частью их педагогической практики. исследователи подчеркивают необходимость и значимость «цен-
ностного образования» и «ценностного воспитания» и активную роль воспитания и образования в целом в развитии ценностей.
По мнению F. K. Oser [23], моральные, политические, трудовые и культурные ценности выступают частью образовательных практик и должны быть включены в процесс подготовки будущих педагогов.
L. Nucci утверждает, что педагоги должны учитывать особенности разных возрастных групп при определении того, какие их ценности и ценностные навыки должны быть включены в их педагогическую практику, поэтому подготовка педагогов подразумевает усвоение широкого круга ценностей для эффективного взаимодействия с обучающимися. исследователь считает, что в ходе реализации воспитательной деятельности необходимо использовать такие формы, как дилеммы, тран-закционные дискуссии, социально полезную деятельность, направленные на развитие «морального самосовершенствования»13. Следовательно, данные формы возможно использовать и для подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.
Группа ученых - J. Schuitema, G. ten Dam, W. Veugelers [24] - считает, что для эффективного осуществления воспитательной деятельности педагогам необходимы моральная автономия и моральный авторитет у обучающихся и коллег. У будущих педагогов необходимо формировать конкретный набор ценностей, таких как надежность, уважение, ответственность, честность, справедливость и моральный релятивизм. В подготовке педаго-
12 Орешкина А. К. Формирование ценностного отно-
шения к педагогической деятельности в условиях непрерывного образования // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 12. - С. 51-52. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=12533909
13 Nucci L. Moral Development and Education // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. - 2015. DOI: http://orcid.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.92152-4
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
61
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
гов необходим упор на их нравственное воспитание, на развитие способностей к критическому мышлению.
Ученые Б. СИо^ и Н. М. СИеаИ [25], проанализировав образовательную систему Сингапура, пришли к выводу, что проблема подготовки качественных педагогических кадров и их ценностное развитие являются для нее ключевыми. В 2004 г. в Сингапуре были сформулированы желаемые атрибуты начинающего педагога и разработана концепция «Ценности, навыки и знания» (VSK). Ключевыми ценностями для начинающего педагога, по мнению авторов концепции, являются «вера в обучающегося и его способности, принятие и ориентация на инновации, необходимость взаимодействия с родителями, приверженность педагогической профессии, стремление к саморазвитию и самообразованию, ценности служения обществу и др.» [25, с. 10]. По нашему мнению, данный универсальный набор педагогических ценностей, сформированный у будущих педагогов, необходим им для осуществления воспитательной деятельности в различных образовательных организациях.
Б. Ое,мг1;2 [26] считает, что ценности должны лежать в центре внимания педагогического образования, а начинающие педагоги отражают в своей педагогической деятельности личные и профессиональные ценности, полученные в вузе, которые в свою очередь в будущем будут интериоризированы их обучающимися. По мнению автора, обучение преподаванию и воспитанию - это, по сути, личная задача, где практические, личные и эмоциональные атрибуты так же важны, как и интеллектуальные способности. Определенные убеждения и отношения имеют решающее значение для эффективности воспитательной деятельности. Данный авторский подход очень важен для нашего исследования, так как
указывает на тот факт, что убеждения и ценности выступают фундаментом готовности будущего педагога к воспитательной деятельности, а также необходимости выделения мо-тивационно-ценностного компонента данной готовности.
L. Darling-Hammond [27] среди ключевых ценностей педагога, необходимых для осуществления воспитательной деятельности, выделяет преданность педагогической профессии, стремление помочь и поддержать обучающихся, ориентацию на равноправие и сотрудничество, моральную поддержку, стремление к обучению через всю жизнь, открытость инновациям, адаптивность к изменениям требований образовательной среды. Педагог, по мнению автора, должен быть «адаптивным экспертом», стремиться к постоянному профессиональному развитию и инновациям. Мы во многом солидарны с данным автором и считаем, что педагог должен адаптироваться к современным условиям неопределенности и предвидеть эти изменения, усваивать новые общественные ценности и транслировать их обучающимся, стремится во всем помочь и поддержать их.
На ключевую функцию ценностей в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности указывает концепция «Attitudes and values for 2030. OECD future of education and skills 2030», разработанная в 2019 г. Организацией экономического сотрудничества и развития и посвященная приоритетным убеждениям и ценностям западного общества до 2030 г. В документе указано, что необходимо развивать у обучающихся общие гражданские ценности (уважение, справедливость, личную и социальную ответственность, честность и самосознание) для построения справедливой и
2021, том 11, № 2
устойчивой экономики и общества14. Следовательно, по нашему мнению, необходимо подготовить педагога к трансляции данных ценностей (в первую очередь посредством воспитательной деятельности).
Концепция «Attitudes and values for 2030» определяет «отношения и ценности как принципы и убеждения, которые влияют на выбор, суждения, поведение и действия на пути к индивидуальному, общественному и экологическому благополучию. Ценности являются руководящими принципами, которые лежат в основе того, что люди считают важным при принятии решений во всех областях частной и общественной жизни» [28, с. 193].
По мнению авторов концепции, формирование ценностей является приоритетной задачей воспитания, а в ходе подготовки к воспитательной деятельности необходимо формировать у педагога четыре группы ценностей: личные, социальные, человеческие и профессиональные.
Отметим, что в западной психологической и педагогической литературе уделяется большое внимание ценностям в педагогической деятельности и их равноправию, а часто даже и приоритету над знаниями и умениями.
Опираясь на анализ отечественной и зарубежной научной литературы, мы выяснили, что принятие ценностей педагогической деятельности имеет следующее значение для процесса формирования готовности к воспитательной деятельности:
- ценности позволяют регламентировать будущую воспитательную деятельность педагога, наполнить ее нравственными нормами и ценностями;
ISSN 2658-6762
- педагог в ходе осуществления воспитательной деятельности транслирует личные, социальные и профессиональные ценности, усвоенные им в рамках подготовки к ней;
- ценностное отношение к воспитательной деятельности выступает ядром мотиваци-онной сферы будущего педагога;
- ценности способствуют осознанию значимости воспитательной деятельности для эффективности педагогической деятельности;
- ценности выступает организационной основой для дальнейшей интеграции личностных и профессиональных ценностей и смыслов;
- у будущих педагогов необходимо формировать определенный набор ценностей (ответственность, честность, справедливость, приоритет личности обучающегося и т. п.), которые в совокупности позволят им стать моральным авторитетом для обучающихся и коллег;
- для успешного осуществления воспитательной деятельности будущий педагог должен быть предан педагогической профессии, быть ориентирован на поддержку обучающихся, открыт инновациям, обладать адаптивностью к изменениям требований образовательной среды и общества.
По нашему мнению, интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов выступает значимым компонентом и показателем сформированности готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности. Перейдем к анализу отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной данной проблематике.
http://sciforedu.ru
14 Attitudes and values for 2030. - OECD, 2019. - 18 p. URL: http://www. oecd. org/education/2030-pro-
ject/teaching-and-learning/learning/attitudes-and-val-ues/Attitudes_and_Values_for_2030_concept_note.pdf © 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
2021, том 11, № 2
Интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов
Профессиональные ценности и смыслы складываются в период обучения в вузе, а впоследствии становятся устойчивыми в ходе профессиональной деятельности будущего педагога. Интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов выступает основой для успешного процесса профессиональной идентичности будущих педагогов.
По мнению S. Mashlah, интеграция ценностей и смыслов «определяет мотивацию поведения педагога, оказывает существенное влияние на все стороны действительности, в том числе и на выполнение профессиональных обязанностей. Ценностно-смысловые ориентации являются основой мировоззрения и ядром мотивации»15.
B. O. Haugland, R. M. Lassen и T. Giske [29] указывают на необходимость интеграции жизненных ценностей студентов в их профессиональную деятельность, а создание условий для этого - главная задача преподавателей. По мнению S. Mashlah, личные ценности людей стимулируют, вдохновляют и направляют их в принятии решений, формировании их восприятия, взглядов и поведения. Личные ценности удерживают людей от неэтичных профессиональных действий, от поступков, противоречащих их принципам и правилам, их интеграция с профессиональными смыслами и ценностями делает профессиональную деятельность успешной и эффективной.
E. Purc и M. Laguna [30] показали, что ценности открытости к изменениям и самосовершенствованию положительно связаны с ав-
ISSN 2658-6762
тономностью работы и открытостью для инноваций в профессиональной деятельности, тогда как ценности сохранения и конформизма отрицательно связаны с автономностью работы, что подтверждает важность личных ценностей для успешной профессиональной деятельности. Авторы указывают на важность личных ценностей и самостоятельности для инновационного поведения в профессиональной деятельности.
S. Arieli, L. Sagiv и S. Roccas [31] в своем исследовании выяснили, что широта и стабильность ценностей делают их важным предиктором устойчивого профессионального поведения в педагогической деятельности.
Интеграция личностных профессиональных ценностей и смыслов выступает основой для профессионального самоопределения будущего педагога и позволяет ему найти личностный смысл будущей педагогической дея-тельности16.
Основываясь на анализе вышеизложенной литературы, мы пришли к выводу, что интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов имеет следующее значение для процесса формирования готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности:
- придает личностный смысл воспитательной деятельности для будущих педагогов;
- позволяет сформировать профессиональную идентичность как условие успешного освоения педагогической профессии;
- выступает основой устойчивой мотивации к осуществлению педагогической деятельности;
http://sciforedu.ru
15 Mashlah S. People's personal values in organisations are a phenomenon that have captured the interest of academic // International Journal of Management and Ap-
plied Science. - 2015. - Vol. 1. - P. 158-164. URL:
http://iraj.in/journal/journal_file/journal_pdf/14-195-1446206715158-164.pdf 16 Smith M. R. Contemporary character education. Principal Leadership (High School Ed.). - 2006. - № 6 (5). - P. 1620.
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
64
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
- способствует интериоризации ценностей и смыслов профессионального сообщества, ориентации на со-бытие с обучающимися.
Таким образом, ценности и смыслы придают воспитательной деятельности личностный смысл, регламентируют ее, а также выступают основой для формирования устойчивой мотивации к ней. Исходя из логики нашего исследования, проанализируем работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме мотивации к осуществлению воспитательной деятельности.
Мотивация к осуществлению воспитательной деятельности
По мнению А. Н. Рыболова и М. А. Аверьяновой [32], устойчивая мотивация выступает основой для успешной педагогической деятельности на базе теории и практики мотивирования личности.
J. Han, H. Yin и M. Boylan [13] считают, что мотивация к педагогической деятельности связана с интересом к преподаванию и обусловлена социальным контекстом педагогической профессии и определяется их ценностными ориентациями. Внешний аспект педагогической мотивации связан с изначальным интересом к педагогической деятельности.
N. Borü [33] связывает мотивацию как процесс со стремлением будущего педагога к достижению успеха в профессиональной деятельности и к саморазвитию, со самостоятельностью и потребностью утвердится в педагогической профессии.
H. Tohidi и M. M. Jabbari [34] считают, что мотивация является движущей силой педагогической деятельности и определяет ее результативность. S. Din9er, A. Doganay [35] придерживаются сходной точки зрения.
По мнению R. Espinar Redondo и J. L. Ortega Martín [36], мотивация позволяет педагогам свободно посвятить себя педагогической
деятельности, она побуждает их работать и развиваться в течение всей жизни.
C. Schumacher и D. Ifenthaler [37] считают, что устойчивая мотивация детерминирует способность к саморегуляции и положительно сказывается на самоэффективности педагога. Саморегуляция позволяет применять несколько стратегий контроля и регулирования своей мотивации к педагогической деятельности.
J. Han, H. Yin и M. Boylan [13] считают, что устойчивая мотивация к педагогической деятельности позволяет получать удовлетворение от работы и ее результатов; мотивация, по мнению авторов, является предиктором успешной адаптации к условиям педагогической профессии.
По мнению I. Katz и B. H. Shahar [38], устойчивая мотивация педагогов помогает поддерживать студенческую самостоятельность, позволяет им сохранять независимость суждений.
Опираясь на анализ научной литературы, мы определили значимость мотивации к осуществлению воспитательной деятельности в рамках исследуемой проблематики:
- мотивация позволяет сформировать устойчивый положительный интерес к воспитательной деятельности;
- устойчивая мотивация направлена на учет интересов и потребностей будущих педагогов в процессе их подготовки к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях;
- мотивация к осуществлению воспитательной деятельности создает устойчивую организационную основу для процесса формирования самомотивации будущих педагогов [39];
- она способствует устойчивому стремлению будущих педагогов к саморазвитию и
2021, том 11, № 2
самоутверждению в воспитательной деятельности [40; 41];
- мотивация к воспитательной деятельности связана с интересом к преподаванию, обусловлена социальным контекстом педагогической профессии и определяется их ценностными ориентациями; таким образом, ценности и смыслы выступают основой для устойчивой мотивации к воспитательной деятельности [42];
- устойчивая мотивация к воспитательной деятельности побуждает педагогов работать и развиваться в течение всей жизни, получать удовлетворение от ее результатов;
- устойчивая мотивация педагогов детерминирует их способность к саморегуляции и положительно сказывается на их самоэффективности [43].
В рамках нашего исследования мотивация к осуществлению воспитательной деятельности трансформируется в саммомотива-цию. Проанализируем работы, посвященные данной проблематике.
Самомотивация
Самомотивация позволяет педагогу в сложной, часто стрессогенной обстановке выполнять педагогическую деятельность без внешнего подкрепления, находя мотивацию в возможности самореализации, в том числе и в профессиональной деятельности [44; 45].
М. А. Воробьева и Т. Д. Макарова [46] считают, что самомотивация формирует у будущих педагогов стремление выполнять воспитательную деятельность не ради сиюминутной награды, а ради личностного развития обучающихся и получения удовольствия от этого за счет результативности и признания со стороны педагогического сообщества.
ISSN 2658-6762
Н. А. Белкина17 считает, что самомотивация обеспечивает самовыражение преподавателя, способствует самореализации его возможностей и способностей в воспитательной деятельности и развитию креативности.
B. J. Zimmerman, A. Bandura и M. Martinez-Pons [47] в своем исследовании выяснили, что способность к самомотивации обеспечивает самоэффективность и достижение академических целей, учеными была разработана теория академической самомотивации. Самомотивация отрицательно коррелирует с зависимым и конформным поведением и положительно - со способностью к саморегуляции. Самомотивация позволяет выйти за пределы интеллектуальных способностей, способствует формированию адекватной профессиональной самооценки и способностей в области прогнозирования результатов профессиональной деятельности [48; 49].
По мнению Z. Mahmud и соавт. [50], формирование мотивации эффективнее происходит в ходе активного социального взаимодействия студентов, при включении в образовательный процесс развивающих занятий, деловых игр, упражнений, направленных на развитие «тайм-менеджмента», а также в ходе активного взаимодействия с педагогами-фаси-литаторами. S. Inusah считает, что самомати-вация обеспечивает эффективность воспитательной деятельности даже в сложных, а зачастую стрессогенных условиях педагогической деятельности, в том числе и в условиях низкой
материальной обеспеченности педагогов раз-18
ных стран18.
Группа ученых во главе с L. Hornstra [51] считает, что педагоги с высоким уровнем самомотивации склонны ориентироваться на
http://sciforedu.ru
17 Белкина Н. А. Создание личной системы мотивов и самомотивации жизни // Челябинский гуманита-
рий. - 2014. - Т. 3, № 28. - С. 42-50. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23818387
URL:
18 Inusah S. Teacher motivation and identity formation: Issues affecting professional practice // MIER Journal of Educational Studies, Trends and Practices. - 2013. -Vol. 3 (1). - P. 58-74.
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
66
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
мотивационную стратегию автономности обучающихся, при этом педагоги с низким уровнем самомотивации ориентированы на стратегию контроля. При этом первая группа педагогов позитивно воспринимает особенности поведения обучающихся, склонна к их поддержке и пониманию, а группа педагогов с низким уровнем самомотивации подвержена влиянию внешних фоновых характеристик, негативно воспринимает особенности в поведении обучающихся, их проблемы в обучении.
Самомотивация представляет следующее значение для процесса подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях:
- самомотивация обеспечивает способность к самоэффективности и саморегуляции, а также высокий уровень академической успеваемости [52];
- самомотивация способствует реализации внутреннего потенциала будущего педагога в воспитательной деятельности;
- самомотивация обеспечивает эффективность воспитательной деятельности даже в сложных, а зачастую стрессогенных условиях педагогической деятельности [53];
- самомотивация позволяет сохранять и поддерживать высокий уровень социальной активности, необходимой для выполнения воспитательной работы;
- самомотивация отрицательно коррелирует с зависимым и конформным поведением и положительно - со способностью к саморегуляции [54];
- самомотивация позволяет будущим педагогам позитивно воспринимать особенности поведения обучающихся, они склонны к их поддержке и пониманию [55];
- самомотивация ориентирует будущих педагогов на активное социальное взаимодействие с обучающимися, тем самым детерминируя успешность воспитательной деятельности.
На основе анализа вышеперечисленных научных источников, мы пришли к выводу, что мотивационно-ценностный компонент готовности будущего педагога к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования включает в себя:
- в качестве устойчивых компонентов: устойчивую мотивацию к осуществлению педагогической деятельности и принятие ее ценностей;
- в качестве гибких компонентов: самомотивацию, интеграцию личностных профессиональных ценностей и смыслов.
Схематично содержательное наполнение мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании представлено на рисунке.
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Направленность личности N Устойчивое наполнение мотивационно-ценностного компонента Гибкое наполнение мо-тивационно-ценност-ного компонента
Мотивы
Мотивация к осуществлению педагогической деятельности
Интересы Самомотивация
Ценности и идеалы V
Убеждения
Мировоззрение
Принятие ценностей педагогической профессии
Интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов
Рис. Структурное наполнение мотивационно-ценностного компонента готовности будущего педагога
к воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании Fig. Structural content of the motivational-value component of the future teacher's readiness for educational
activities in secondary vocational education
Мотивы и интересы личности под влиянием специально созданной образовательной среды формируются в устойчивую мотивацию к осуществлению воспитательной деятельности и принятию ценностей педагогической профессии. В рамках реализации разработанной нами системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности трансформируются в самомотивацию и интеграцию личностных и профессиональных ценностей и смыслов.
Обсуждение, заключение
Проанализировав значительный объем зарубежной и отечественной научной литературы, мы пришли к следующим результатам: 1) термин «воспитание» в зарубежных источниках рассматривается как синоним «обучения» и «образования», поэтому проблеме подготовке к воспитательной работе не уделяется большого внимания; 2) в западных научных источниках готовность к воспитательной деятельности связывают с овладением новыми репертуарами педагогического поведения, об-
щей и внутренней регуляцией поведения педагога, гибким сочетанием теоретической и практической готовности к исследуемой деятельности; 3) в отечественных источниках готовность к воспитательной деятельности рассматривается как: а) овладение будущим педагогом комплексом знаний, умений, навыков и соответствующих компетенций по осуществлению эффективной воспитательной работы; б) направленность на гуманистические и духовные ценностные ориентации; формирование таких качеств личности будущего педагога, как доброжелательность, гуманистическое мировоззрение, коммуникабельность, эм-патийность; в) формирование устойчивой мотивации к осуществлению воспитательной деятельности и ценностного отношения к ней.
По нашему мнению, основой готовности к воспитательной деятельности выступает профессиональная гибкость и устойчивость будущих педагогов.
Мотивационно-ценностный компонент готовности будущего педагога к воспитательной деятельности в организациях среднего
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
профессионального образования, проанализированный в рамках данного исследования, включает в себя:
- в качестве устойчивых компонентов: устойчивую мотивацию к осуществлению педагогической деятельности и принятие ее ценностей;
- в качестве гибких компонентов: самомотивацию, интеграцию личностных профессиональных ценностей и смыслов.
В ходе анализа научной литературы нами были выявлены следующие закономерности: 1) принятие ценностей педагогической профессии выступает связующим звеном между сформировавшимся мировоззрением педагога и его педагогической деятельностью, позволяет регламентировать будущую воспитательную деятельность и способствует осознанию ее значимости; 2) устойчивая мотивация к осуществлению педагогической деятельности выступает основой для успешного формирования готовности к воспитательной деятельности, способствует устойчивому стремлению будущих педагогов к саморазвитию и самоутверждению в воспитательной деятельности; 3) интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов является
основой для успешного процесса профессиональной идентичности будущих педагогов, выступает в качестве предикторов устойчивого профессионального поведения, придает личностный смысл воспитательной деятельности; 4) самомотивация позволяет педагогу в сложной, часто стрессогенной обстановке выполнять педагогическую деятельность без внешнего подкрепления, находя мотивацию в возможности самореализации.
Таким образом, готовность к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования выступает значимой частью профессиональной компетентности будущего педагога. Мотиваци-онно-ценностный компонент выступает фундаментальной основой для процесса ее формирования. Дальнейшие перспективы данного исследования мы видим в разработке системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования, результатом которой выступает готовность к ней, включающая мотивационно-ценностный, конативно-деятельностный и эмоциональный компоненты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тазиев С. Ф. Совершенствование практической подготовки будущего преподавателя к учебно-воспитательной работе в учреждении среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 252. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=27206106
2. Ипполитова Н. В. Структура и содержание системы профессиональной подготовки будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. -№ 2. - С. 17-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20182536
3. Селиванова Н. Л., Степанов П. В., Степанова И. В. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. психология. - 2018. - № 49. - С. 39-48. DOI: http://dx.doi.org/10.15382/sturIV201849.39-48 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=35585547
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
4. Степанов П. В. Воспитательная деятельность педагога как система // Вопросы воспитания. -2014. - № 4. - С. 66-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22918071
5. Serafín C. Pedagogical preparation of future teachers of practical teaching // INTED2019 Proceedings: International Technology, Education and Development. - 2019. - P. 255-264. DOI: https://doi.org/10.21125/inted.2019.0129
6. König J., Ligtvoet R., Klemenz S., Rothland M. Effects of opportunities to learn in teacher preparation on future teachers' general pedagogical knowledge: Analyzing program characteristics and outcomes // Studies in Educational Evaluation. - 2017. - Vol. 53. - P. 122-133. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.stueduc.2017.03.001
7. Lillge D., Knowles A. Sticking points: Sites for developing capacity to enact socially just instruction // Teaching and Teacher Education. - 2020. - Vol. 94. - P. 103098. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2020.103098
8. Montenegro H. Teacher educators' conceptions of modeling: A phenomenographic study // Teaching and Teacher Education. - 2020. - Vol. 94. - P. 103097. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2020.103097
9. Степанов П. В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 121-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29116914
10. Villegas A. M., Lucas T. Preparing Culturally Responsive Teachers: Rethinking the Curriculum // Journal of Teacher Education. - 2002. - Vol. 53 (1). - P. 20-32. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487102053001003
11. Bruijn D. E. Teaching in innovative vocational education in the Netherlands // Teachers and Teaching: Theory and Practice. - 2012. - Vol. 18 (6). - P. 637-653. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13540602.2012.746499
12. van Beek J. A., de Jong A. E., Minnaert M. G., Wubbels Th. Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation // Teaching and Teacher Education. - 2014. - Vol. 40. - P. 1-9. DOI: http://doi.org/ 10.1016/j .tate.2014.01.005
13. Han J., Yin H., Boylan M. Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers // Cogent Education. - 2016. - Vol. 3 (1). - P. 1217819. DOI https://doi.org/10.1080/2331186X.2016.1217819
14. Assen J. H. E., Meijers F., Otting H., Poell R. F. Explaining Discrepancies between Teacher Beliefs and Teacher Interventions in a Problem-Based Learning Environment: A Mixed Methods Study // Teaching and Teacher Education. - 2016. - Vol. 60. - P. 12-23. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2016.07.022
15. Assen J. H. E., Meijers F., Zwaal W., Poell R. F. Collective learning, teacher beliefs and teaching behaviour in management and social-educational university programmes // Journal of Vocational Education and Training. - 2019. - Vol. 72 (1). - P. 1-22. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2019.1578817
16. Warwas J., Helm C. Enjoying working and learning in vocational education: a multilevel investigation of emotional crossover and contextual moderators // Empirical Research in Vocational Education and Training. - 2017. - Vol. 9 (1). - P. 11. DOI: https://doi.org/10.1186/s40461-017-0055-2
17. Ткачева С. А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2018. - Т. 4, № 1. - С. 30-40. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=35380652
© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
18. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Теоретические аспекты педагогического сопровождения подготовки студентов к воспитательной работе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 4. - С. 9-14. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=23998593
19. Бытко Н. Н. Проблема подготовки педагогов в современной научно-критической рецепции // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2015. - № 4. - С. 174-178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25075832
20. Сорокоумова С. Н., Егорова П. А., Сорокина Т. М., Щелоков С. А. Психологическая готовность будущих педагогов к воспитательной работе с подростками // Приволжский научный журнал. - 2015. - № 3. - С. 278-283. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24167409
21. Лазарев М. А., Стукалова О. В., Темиров Т. В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки // Наука и школа. - 2018. -№ 2. - С. 62-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992697
22. Veugelers W., Vedder P. Values in Teaching // Teachers and Teaching. - 2003. - Vol. 9 (4). -P. 377-389. DOI: https://doi.org/10.1080/1354060032000097262
23. Oser F. K. Moral perspectives on teaching // Review of Research in Education. - 1994. - Vol. 20. -P. 57-127. DOI: https://doi.org/10.1155/2012/901513
24. Schuitema J., ten Dam G., Veugelers W. Teaching Strategies for Moral Education: A Review // Journal of Curriculum Studies. - 2008. - Vol. 40 (1). - P. 69-89. DOI: https://doi.org/10.1080/00220270701294210
25. Chong S., Cheah H. M. A Values, Skills and Knowledge Framework for Initial Teacher Preparation Programmes // Australian Journal of Teacher Education. - 2009. - Vol. 34 (3). - P. 1-17. DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2009v34n3.!
26. Gewirtz S. Towards a contextualized analysis of social justice in education // Educational Philosophy and Theory. - 2013. - Vol. 38 (1). - P. 69-81. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-5812.2006.00175.x
27. Darling-Hammond L. Constructing 21st-Century Teacher Education // Journal of Teacher Education. - 2006. - Vol. 57 (3). - P. 300-314. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487105285962
28. Сенько Ю. В., Фроловская М. Н., Шкунов В. Г. Гуманитарные основы модернизации непрерывного образования // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4. - С. 192-196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13050367
29. Haugland B. O., Lassen R. M., Giske T. Professional formation through personal involvement and value integration // Nurse Education in Practice. - 2018. - Vol. 29. - P. 64-69. DOI: https: //doi.org/10.1016/j .nepr.2017.11.013
30. Purc E., Laguna M. Personal Values and Innovative Behavior of Employees // Frontiers in Psychology. - 2019. - Vol. 10. - P. 865. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00865
31. Arieli S., Sagiv L., Roccas S. Values at Work: The Impact of Personal Values in Organisations // Applied Psychology. - 2020. - Vol. 69. - P. 230-275. DOI: https://doi.org/10.1111/apps.12181
32. Рыболова А. Н., Аверьянова М. А. Психологические основы педагогического управления системы уровневого образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им М. А. Шолохова. - 2013. - № 3. - С. 90-94. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=20434124
33. Born N. The Factors Affecting Teacher-Motivation // International Journal of Instruction. - 2018. -Vol. 11 (4). - P. 761-776. DOI: http://dx.doi.org/10.12973/iji.2018.11448a
34. Tohidi H., Jabbari M. M. The effects of motivation in education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Vol. 31. - P. 820-824. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.12.148
© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
35. Dinner S., Doganay A. The effects of multiple-pedagogical agents on learners' academic success, motivation, and cognitive load // Computers & Education. - 2017. - Vol. 111. - P. 74-100. DOI: http://dx.doi.org/10.10167j.compedu.2017.04.005
36. Espinar Redondo R., Ortega Martin J. L. Motivation: The Road to Successful Learning // Profile Issues in Teachers' Professional Development. - 2015. - Vol. 17 (2). - P. 125-136. DOI: http://dx.doi.org/ 10.15446/profile.v17n2.50563
37. Schumacher C., Ifenthaler D. The importance of students' motivational dispositions for designing learning analytics // Journal of Computing in Higher Education. - 2018. - Vol. 30 (3). - P. 599619. DOI: https://doi.org/10.1007/s12528-018-9188-y
38. Katz I., Shahar B. H. What makes a motivating teacher? Teachers' motivation and beliefs as predictors of their autonomy-supportive style // School Psychology International. - 2015. -Vol. 36 (6). - P. 575-588. DOI: https://doi.org/10.1177/0143034315609969
39. Mahler D., Großschedl J., Harms U. Does motivation matter? - The relationship between teachers' self-efficacy and enthusiasm and students' performance // PLoS One. - 2018. - Vol. 13/11. -P. 0207252. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0207252
40. Uvarina N. V., Savchenkov A. V., Pakhtusova N. A., Gnatyshina E. A., Shumakova O. A. Aspects of the Problem of Forming Professional Tolerance Of future School Teachers Within Conditions of Virtual Educational Environment // JARDCS Journal of Advanced Research in Dynamical & Control Systems. - 2020. - Vol. 12 (Sp3). - P. 1206-1213. DOI: https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP3/20201368
41. Gertsog G. A., Danilova V. V., Korneev D. N., Savchenkov A. V., Uvarina N. V. Professional identity for successful adaptation of students - a participative approach // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. - 2017. - Vol. 9 (1). - P. 301-311. DOI: https://doi.org/10.21659/rupkatha.v9n1.30 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31042795
42. Alexander S. The Relationship among Teachers' Self-Efficacy Beliefs, Student Motivation and Effective Teaching // UMT Education Review. - 2020. -Vol. 3 (2). - P. 47-64. DOI: https://doi.org/10.32350/uer.32.03
43. Bromley M. Motivating your teachers // SecEd. - 2018. - Vol. 3. - P. 6-6. DOI: https://doi.org/10.12968/sece.2018.3.6
44. Odanga S. Strategies for Increasing Students' Self-motivation // Asian Research Journal of Arts & Social Sciences. - 2018. - Vol. 6 (4). - P. 1-16. DOI: https://doi.org/10.9734/ARJASS/2018/41354
45. Barni D., Danioni F., Benevene P. Teachers' Self-Efficacy: The Role of Personal Values and Motivations for Teaching // Frontiers in Psychology. - 2019. - Vol. 10. - P. 1645. DOI: https://doi.org/ 10.3389/fpsyg.2019.01645
46. Воробьева М. А., Макарова Т. Д. Факторы, влияющие на формирование самомотивации студентов направления обучения - государственное и муниципальное управление // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 28, № 2. - С. 166-172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35288214
47. Zimmerman B. J., Bandura A., Martinez-Pons M. Self-Motivation for Academic Attainment: The Role of Self-Efficacy Beliefs and Personal Goal Setting // American Educational Research Journal. - 1992. - Vol. 29 (3). - P. 663-676. DOI: https://doi.org/10.3102/00028312029003663
48. Köpetz C. E., Lejuez C. W., Wiers R. W., Kruglanski A. W. Motivation and Self-Regulation in Addiction: A Call for Convergence // Perspectives on psychological science: a journal of the Association for Psychological Science. - 2013. - Vol. 8 (1). - P. 3-24. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691612457575
© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2021, том 11, № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
49. Steinmayr R, Weidinger A. F., Schwinger M., Spinath B. The Importance of Students' Motivation for Their Academic Achievement - Replicating and Extending Previous Findings // Frontiers in Psychology. - 2019. - Vol. 10. - P. 1730. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01730
50. Ishak N. M., Yunus M. M., Rahman S. A., Mahmud Z. Effects of FLEP on Self-Motivation and Aspiration to Learn Among Low-Achieving Students: An Experimental Study across Gender // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2010. - Vol. 7. - P. 122-129. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.10.018
51. Hornstra L., Mansfield C., van der Veen, I. Peetsma T., Volman M. Motivational teacher strategies: the role of beliefs and contextual factors // Learning Environments Research. - 2015. - Vol. 18 (3). -P. 363-392. DOI: https://doi.org/10.1007/s10984-015-9189-y
52. Bal-Ta§tan S., Mousavi Davoudi S. M., Masalimova A. R. D., Bersanov A. S., Kurbanov R. A., Boiarchuk A. V., Pavlushin A. A. The Impacts of Teacher's Efficacy and Motivation on Student's Academic Achievement in Science Education among Secondary and High School Students // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. - 2018. - Vol. 14 (6). - P. 23532366. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/89579
53. Top^u S, Leana-Ta§cilar M. Z. The role of motivation and self-esteem in the academic achievement of Turkish gifted students // Gifted Education International. - 2016. - Vol. 34 (1). - P. 3-18. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429416646192
54. Nyakundi E. N., Pamela A., Raburu P. A., Okwara O. M. Influence of Teacher Motivation to Academic Performance of Pupils in Primary Schools in Kenya // International Journal of Applied Psychology. - 2019. - Vol. 9 (2). - P. 74-79. DOI: https://doi.org/10.5923/jijap.20190902.04
55. Moyano N., Quílez-Robres A., Cortés Pascual A. Self-Esteem and Motivation for Learning in Academic Achievement: The Mediating Role of Reasoning and Verbal Fluidity // Sustainability. -2020. - Vol. 12 (14). - P. 5768. DOI: https://doi.org/10.3390/su12145768
© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
DOI: 10.15293/2658-6762.2102.03
Alexey Viktorovich Savchenkov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Department of Training Teachers of Professional Education and Subject
Methods,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7268-1533 E-mail: [email protected] (Corresponding Author) Natalia Viktorovna Uvarina
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Department of Training Teachers of Professional Education and Subject Methods,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1490-3302 E-mail: [email protected]
Motivational and value-based component of future teachers' readiness for moral education: Concept clarification
Introduction. The article is devoted to future teachers' professional values as a regulatory basis for enhancing their readiness for moral education provision which includes integrated personal and professional values, beliefs and attitudes, commitment to moral education and self-motivation. The article reviews and analyzes international and Russian studies on teacher education in order to clarify the content of the motivational and value-based component of future teachers readiness for moral education.
Materials and Methods. The study adopts systematic, axiological, contextual, nuclear and person-centered approaches as well as S.L. Rubinstein's structural approach to studying personality. The research methods include analysis and generalization of scholarly literature.
Results. The main results consist in the analysis of contemporary international and Russian scholarly literature on the problem of future teachers' readiness for moral education. In international sources, pre-service teachers' readiness for moral education provision is associated with mastering new instructional strategies, general and internal regulations of teacher's behavior, a flexible combination of theoretical and practical preparation for implementing moral education. Russian researchers consider readiness for moral education as: (1) a set of relevant knowledge, skills and competencies; (2) a focus on humanistic and ethical values; (3) personality traits including benevolence, humanistic outlook, sociability, and empathy.
The authors clarify the content of motivational and value-based component of readiness for moral education provision, which includes: values of moral education (they regulate teaching activities and help to realize the importance of teaching profession for society); integration of personal and professional values and attitudes (serves as the basis for the formation of sustainable motivation for moral education); commitment to moral education provision (determined by personal interest in
© 2011-2021 Science for Education Today All rights reserved
Abstract
74
2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
teaching and wider social contexts of teaching profession); self-motivation (enables to implement moral
education interventions in challenging or stressful environments).
Conclusions. The study concludes that values and motivation play a significant role in developing
future teachers' readiness for moral education provision. The content of this component incorporates
stable and flexible personality traits of future teachers.
Keywords
Readiness for moral education; Motivational and value-based component; Professional stability;
Professional flexibility.
Acknowledgments
The study was financially supported by the Russian Foundation for Basic Research. Project No.
21-18-00139
REFERENCES
1. Taziev S. F. Future teacher's practical training improvement for teaching and educational work in secondary professional school. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 3, pp. 252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27206106
2. Ippolitova N. V. The structure and content of the system of future teachers professional training. Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical Institute, 2013, no. 2, pp. 17-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20182536
3. Selivanova N. L., Stepanov P. V., Stepanova I. V. Theoretical background of future teachers' training for educational activity in the system of general and supplementary education. Bulletin of the Orthodox St. Tikhon's University for the Humanities. Series 4: Pedagogy. Psychology, 2018, no. 49, pp. 39-48. DOI: http://dx.doi.org/10.15382/sturIV201849.39-48. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=35585547
4. Stepanov P. V. Teachers educational activity as a system. Questions of Education, 2014, no. 4, pp. 66-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22918071
5. Serafin C. Pedagogical preparation of future teachers of practical teaching. INTED2019 Proceedings: International Technology, Education and Development, 2019, pp. 255-264. DOI: https://doi.org/ 10.21125/inted.2019.0129
6. König J., Ligtvoet R., Klemenz S., Rothland M. Effects of opportunities to learn in teacher preparation on future teachers' general pedagogical knowledge: Analyzing program characteristics and outcomes. Studies in Educational Evaluation, 2017, vol. 53, pp. 122-133. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.stueduc.2017.03.001
7. Lillge D., Knowles A. Sticking points: Sites for developing capacity to enact socially just instruction. Teaching and Teacher Education, 2020, vol. 94, pp. 103098. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2020.103098
8. Montenegro H. Teacher educators' conceptions of modeling: A phenomenographic study. Teaching and Teacher Education, 2020, vol. 94, pp. 103097. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2020.103097
9. Stepanov P. V. The concept of "upbringing" in modern pedagogical studies. Siberian Pedagogical Journal, 2017, no. 2, pp. 121-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29116914
10. Villegas A. M., Lucas T. Preparing culturally responsive teachers: Rethinking the curriculum. Journal of Teacher Education, 2002, vol. 53 (1), pp. 20-32. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487102053001003
2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
11. Bruijn D. E. Teaching in innovative vocational education in the Netherlands. Teachers and Teaching: Theory and Practice, 2012, vol. 18 (6), pp. 637-653. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13540602.2012.746499
12. van Beek J. A., de Jong A. E., Minnaert M. G., Wubbels Th. Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation. Teaching and Teacher Education, 2014, vol. 40, pp. 1-9. DOI: http://doi.org/ 10.1016/j .tate.2014.01.005
13. Han J., Yin H., Boylan M. Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers. Cogent Education, 2016, vol. 3 (1), pp. 1217819. DOI https://doi.org/10.1080/2331186X.2016.1217819
14. Assen J. H. E., Meijers F., Otting H., Poell R. F. Explaining discrepancies between teacher beliefs and teacher interventions in a problem-based learning environment: A mixed methods study. Teaching and Teacher Education, 2016, vol. 60, pp. 12-23. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2016.07.022
15. Assen J. H. E., Meijers F., Zwaal W., Poell R. F. Collective learning, teacher beliefs and teaching behaviour in management and social-educational university programmes. Journal of Vocational Education and Training, 2019, vol. 72 (1), pp. 1-22. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2019.1578817
16. Warwas J., Helm C. Enjoying working and learning in vocational education: A multilevel investigation of emotional crossover and contextual moderators. Empirical Research in Vocational Education and Training, 2017, vol. 9 (1), pp. 11. DOI: https://doi.org/10.1186/s40461-017-0055-2
17. Tkacheva S. A., Sagyntai kyzy E. The problems of professional readiness of future teachers for educational work in the new socio-cultural conditions. Scientific result. Pedagogy and Psychology of Education, 2018, vol. 4 (1), pp. 30-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35380652
18. Grevtseva G. Y., Tsiulina M. V. Theoretical aspects of pedagogical support for training students for educational work. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no. 4, pp. 914. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23998593
19. Bytko N. N. Problems of teachers training in the modern scientific and critical reception. Humanities (Yalta), 2015, no. 4, pp. 174-178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25075832
20. Sorokoumova S. N., Egorova P. A., Sorokina T. M., Shchelokov S. A. Psychological readiness of future teachers to educational work with teenagers. Privolzhsky Scientific Journal, 2015, no. 3, pp. 278-283. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24167409
21. Lazarev M. A., Stukalova O. V., Temirov T. V. Professional sustainability of future teachers: Potential in the process of preparation and evaluation criteria. Science and School, 2018, no. 2, pp. 62-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992697
22. Veugelers W., Vedder P. Values in Teaching. Teachers and Teaching, 2003, vol. 9 (4), pp. 377389. DOI: https://doi.org/10.1080/1354060032000097262
23. Oser F. K. Moral perspectives on teaching. Review of Research in Education, 1994, vol. 20, pp. 57-127. DOI: https://doi.org/10.1155/2012/901513
24. Schuitema J., ten Dam G., Veugelers W. Teaching strategies for moral education: A review. Journal of Curriculum Studies, 2008, vol. 40 (1), pp. 69-89. DOI: https://doi.org/10.1080/00220270701294210
25. Chong S., Cheah H. M. A values, skills and knowledge framework for initial teacher preparation programmes. Australian Journal of Teacher Education, 2009, vol. 34 (3), pp. 1-17. DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2009v34n3.!
© 2011-2021 Science for Education Today All rights reserved
76
2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
26. Gewirtz S. Towards a contextualized analysis of social justice in education. Educational Philosophy and Theory, 2013, vol. 38 (1), pp. 69-81. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-5812.2006.00175.x
27. Darling-Hammond L. Constructing 21st-century teacher education. Journal of Teacher Education, 2006, vol. 57 (3), pp. 300-314. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487105285962
28. Senko Yu. V., Frolovskaya M. N., Shkunov V. G. Humanitarian bases of modernization of continuous education. The World of Science, Culture and Education, 2009, no. 4, pp. 192-196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13050367
29. Haugland B. O., Lassen R. M., Giske T. Professional formation through personal involvement and value integration. Nurse Education in Practice, 2018, vol. 29, pp. 64-69. DOI: https: //doi.org/10.1016/j .nepr.2017.11.013
30. Purc E., Laguna M. Personal values and innovative behavior of employees. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10, pp. 865. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00865
31. Arieli S., Sagiv L., Roccas S. Values at work: The impact of personal values in organisations. Applied Psychology, 2020, vol. 69 (2), pp. 230-275. DOI: https://doi.org/10.1111/apps.12181
32. Rybolova A. N., Averyanova M. A. Psychological basis of the pedagogical management in the system of level education. Bulletin of the Moscow State University for the Humanities named after M. A. Sholokhov, 2013, no. 3, pp. 90-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20434124
33. Börü N. The factors affecting teacher-motivation. International Journal of Instruction, 2018, vol. 11 (4), pp. 761-776. DOI: http://dx.doi.org/10.12973/iji.2018.11448a
34. Tohidi H., Jabbari M. M. The effects of motivation in education. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 31, pp. 820-824. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.12.148
35. Dinçer S., Doganay A. The effects of multiple-pedagogical agents on learners' academic success, motivation, and cognitive load. Computers & Education, 2017, vol. 111, pp. 74-100. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.compedu.2017.04.005
36. Espinar Redondo R., Ortega Martin J. L. Motivation: The road to successful learning. Profile Issues in Teachers' Professional Development, 2015, vol. 17 (2), pp. 125-136. DOI: http://dx.doi.org/ 10.15446/profile.v17n2.50563
37. Schumacher C., Ifenthaler D. The importance of students' motivational dispositionsfor designing learning analytics. Journal of Computing in Higher Education, 2018, vol. 30 (3), pp. 599-619. DOI: https://doi.org/10.1007/s12528-018-9188-y
38. Katz I., Shahar B. H. What makes a motivating teacher? Teachers' motivation and beliefs as predictors of their autonomy-supportive style. School Psychology International, 2015, vol. 36 (6), pp. 575-588. DOI: https://doi.org/10.1177/0143034315609969
39. Mahler D., Großschedl J., Harms U. Does motivation matter? - The relationship between teachers' self-efficacy and enthusiasm and students' performance. PLoS One, 2018, vol. 13/11, pp. 0207252. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0207252
40. Uvarina N. V., Savchenkov A. V., Pakhtusova N. A., Gnatyshina E. A., Shumakova O. A. Aspects of the problem of forming professional tolerance of future school teachers within conditions of virtual educational environment. JARDCS Journal of Advanced Research in Dynamical & Control Systems, 2020, vol. 12 (Sp03), pp. 1206-1213. DOI: https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP3/20201368
41. Gertsog G. A., Danilova V. V., Korneev D. N., Savchenkov A. V., Uvarina N. V. Professional identity for successful adaptation of students - a participative approach. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, 2017, vol. 9 (1), pp. 301-311. DOI: https://doi.org/ 10.21659/rupkatha.v9n1.30
© 2011-2021 Science for Education Today All rights reserved
77
2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
42. Alexander S. The relationship among teachers' self-efficacy beliefs, student motivation and effective teaching. UMT Education Review, 2020, vol. 3 (2), pp. 47-64. DOI:
https://j ournals.umt.edu.pk/index.php/uer/article/view/1101 43. Bromley M. Motivating your teachers. SecEd, 2018, vol. 3, pp. 6-6. DOI:
https://www.magonlinelibrary.com/doi/abs/10.12968/sece.2018.3.6
44. Odanga S. Strategies for increasing students' self-motivation. Asian Research Journal of Arts & Social Sciences, 2018, vol. 6 (4), pp. 1-16. DOI: https://doi.org/10.9734/ARJASS/2018/41354
45. Barni D., Danioni F., Benevene P. Teachers' self-efficacy: The role of personal values and motivations for teaching. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10, pp. 1645. DOI: https://doi.org/ 10.3389/fpsyg.2019.01645
46. Vorob'eva M. A., Makarova T. D. factors affecting the formation of self-motivation in students of the training direction - state municipal management. Vestnik Udmurt University. Philosophy series. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 28 (2), pp. 166-172. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=35288214
47. Zimmerman B. J., Bandura A., Martinez-Pons M. Self-motivation for academic attainment: The role of self-efficacy beliefs and personal goal setting. American Educational Research Journal, 1992, vol. 29 (3), p. 663-676. DOI: https://doi.org/10.3102/00028312029003663
48. Kopetz C. E., Lejuez C. W., Wiers R. W., Kruglanski A. W. Motivation and self-regulation in addiction: A call for convergence. Perspectives on psychological science: a Journal of the Association for Psychological Science, 2013, vol. 8 (1), pp. 3-24. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691612457575
49. Steinmayr R, Weidinger A. F., Schwinger M., Spinath B. The importance of students' motivation for their academic achievement - replicating and extending previous findings. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10, pp. 1730. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01730
50. Ishak N. M., Yunus M. M., Rahman S. A., Mahmud Z. Effects of FLEP on self-motivation and aspiration to learn among low-achieving students: An experimental study across gender. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2010, vol. 7, pp. 122-129. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2010.10.018
51. Hornstra L., Mansfield C., van der Veen I., Peetsma T., Volman M. Motivational teacher strategies: The role of beliefs and contextual factors. Learning Environments Research, 2015, vol. 18 (3), pp. 363-392. DOI: https://doi.org/10.1007/s10984-015-9189-y
52. Bal-Ta§tan S., Mousavi Davoudi S. M., Masalimova A. R. D., Bersanov A. S., Kurbanov R. A., Boiarchuk A. V., Pavlushin A. A. The impacts of teacher's efficacy and motivation on student's academic achievement in science education among secondary and high school students. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2018, vol. 14 (6), pp. 2353-2366. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/89579
53. Top^u S, Leana-Ta§cilar M. Z. The role of motivation and self-esteem in the academic achievement of Turkish gifted students. Gifted Education International, 2016, vol. 34 (1), pp. 3-18. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429416646192
54. Nyakundi E. N., Pamela A., Raburu P. A., Okwara O. M. Influence of teacher motivation to academic performance of pupils in primary schools in Kenya. International Journal of Applied Psychology, 2019, vol. 9 (2), pp. 74-79. DOI: https://doi.org/10.5923/j.ijap.20190902.04
https://doi.org/10.32350/uer.32.03
URL:
https://doi.Org/10.12968/sece.2018.3.6
URL:
2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
55. Moyano N., Quílez-Robres A., Cortés Pascual A. Self-esteem and motivation for learning in academic achievement: The mediating role of reasoning and verbal fluidity. Sustainability, 2020, vol. 12 (14), pp. 5768. DOI: https://doi.org/10.3390/su12145768
Submitted: 05 February 2021 Accepted: 10 March 2021 Published: 30 April 2021
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
®