Научная статья на тему 'НУКЛЕАРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НУКЛЕАРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нуклеарный подход / воспитательная деятельность / подготовка к воспитательной деятельности / готовность к воспитательной деятельности / среднее профессиональное образование / nuclear approach / educational activity / preparation for educational activity / readiness for educational activity / secondary professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварина Наталья Викторовна, Савченков Алексей Викторович

Проблема. В статье актуализируется проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования и возможности нуклеарного подхода как конкретно методологической основы для ее разрешения. Цель статьи – выявить и обосновать возможности нуклеарного подхода для разработки системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО. Методология. При разработке методологической основы системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО мы опирались на положения Э.Г. Юдина. Автором выделено четыре уровня методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный и конкретнометодологический. В рамках нашего исследования нуклеарный подход выступил в качестве конкретно-научной основы исследования. Нуклеарный подход позволил выявить нуклеарную структуру системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО, а также структуру готовности к данной деятельности, которая включает ядро и защитный пояс. В качестве ядра готовности выступили устойчивые качества личности будущих педагогов, в качестве защитного слоя – их гибкие качества. Заключение. Нуклеарный подход позволил выявить стратегический ориентир процесса формирования готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности с учетом ее разработанной нуклеарной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварина Наталья Викторовна, Савченков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUCLEAR APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR THE SYSTEM OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Problem and goal. The article actualizes the problem of preparing future teachers for educational activities in secondary vocational education organizations and the possibility of a nuclear approach as a specific methodological basis for its solution. The purpose of the article is to identify and justify the possibilities of the nuclear approach for developing a system for preparing future teachers for educational activities in secondary school organizations. Methodology. When developing the methodological basis for the system of training future teachers for educational activities in vocational training organizations, we relied on the provisions of E.G. Yudin. The author identifies four levels of methodology: philosophical, General scientific, specific scientific and specific methodological. As part of our research, the nuclear approach served as a concrete scientific basis for research. The nuclear approach allowed us to identify the nuclear structure of the system of training future teachers for educational activities in vocational training organizations, as well as the structure of readiness for this activity, which includes the core and the protective belt. The core of readiness was the stable personality qualities of future teachers, and their flexible qualities served as a protective layer. Conclusion. The nuclear approach allowed us to identify a strategic guideline for the process of forming the readiness of future teachers for educational activities, taking into account its developed structure of the nuclear structure.

Текст научной работы на тему «НУКЛЕАРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РАЗДЕЛ 4

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378+159.96

DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-108-113

Уварина Наталья Викторовна

доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик

(919)319-19-37, e-mail: [email protected] ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1490-3302

Савченков Алексей Викторович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик

(906)868-91-87, e-mail: [email protected] ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7268-1533

ФГБОУВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Челябинск, Россия 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69

НУКЛЕАРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Natalya V. Uvarina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Training Teachers of Vocational Training and Subject-Specific Methods

e-mail: [email protected] ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1490-3302

Alexey V. Savchenkov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Training Teachers of Vocational Training and Subject-Specific Methods

e-mail: [email protected] ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7268-1533

© Уварина Н.В., Савченков А.В., 2020

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «South-Ural State Humanitarian Pedagogical University», Chelyabinsk, Russia 454080, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69

NUCLEAR APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR THE SYSTEM OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL

EDUCATION

Аннотация. Проблема. В статье актуализируется проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования и возможности нуклеарного подхода как конкретно методологической основы для ее разрешения.

Цель статьи - выявить и обосновать возможности нуклеарного подхода для разработки системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО.

Методология. При разработке методологической основы системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО мы опирались на положения Э.Г. Юдина. Автором выделено четыре уровня методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный и конкретно-методологический. В рамках нашего исследования нуклеарный подход выступил в качестве конкретно-научной основы исследования. Нуклеарный подход позволил выявить нуклеарную структуру системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО, а также структуру готовности к данной деятельности, которая включает ядро и защитный пояс. В качестве ядра готовности выступили устойчивые качества личности будущих педагогов, в качестве защитного слоя - их гибкие качества.

Заключение. Нуклеарный подход позволил выявить стратегический ориентир процесса формирования готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности с учетом ее разработанной нуклеарной структуры.

Ключевые слова: нуклеарный подход, воспитательная деятельность, подготовка к воспитательной деятельности, готовность к воспитательной деятельности, среднее профессиональное образование.

Abstract. Problem and goal. The article actualizes the problem of preparing future teachers for educational activities in secondary vocational education organizations and the possibility of a nuclear approach as a specific methodological basis for its solution.

The purpose of the article is to identify and justify the possibilities of the nuclear approach for developing a system for preparing future teachers for educational activities in secondary school organizations.

Methodology. When developing the methodological basis for the system of training future teachers for educational activities in vocational training organizations, we relied on the provisions of E.G. Yudin. The author identifies four levels of methodology:

iti ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

philosophical, General scientific, specific scientific and specific methodological. As part of our research, the nuclear approach served as a concrete scientific basis for research.

The nuclear approach allowed us to identify the nuclear structure of the system of training future teachers for educational activities in vocational training organizations, as well as the structure of readiness for this activity, which includes the core and the protective belt. The core of readiness was the stable personality qualities of future teachers, and their flexible qualities served as a protective layer.

Conclusion. The nuclear approach allowed us to identify a strategic guideline for the process of forming the readiness of future teachers for educational activities, taking into account its developed structure of the nuclear structure.

Key words: nuclear approach, educational activity, preparation for educational activity, readiness for educational activity, secondary professional education.

Нуклеарный подход был разработан в рамках культурологии. В начале XXI в. появились исследования в педагогике и психологии (В.И. Долгова [1], О.А. Шумакова [3] и др.), где данный подход выступил в качестве методологической основы исследования. Нуклеарный подход - «это методологическое направление, позволяющее рассмотреть качество личности как ядро (знания и умения), а становление данного качества сопровождается развитием защитного пояса» [3, с. 20].

Нуклеарный подход позволяет рассмотреть структуру личностного качества в виде ядра и защитного пояса. «Ядро концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального и религиозно-культурного целого. Главная функция ядра - сохранение и передача самоидентичности личности, она обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью. Для сохранения ядра в процессе исторического развития возникает особый культурный защитный пояс. Он выполняет функцию фильтрующего механизма, пропускающего директивную информацию, идущую из ядра во все структуры социального организма, но отслеживающего и поглощающего информационные импульсы, поступающие от социума» [2, с. 32-33].

Мы постарались адаптировать данную идею нуклеарного подхода применительно к нашему исследованию, что позволило нам разработать нуклеарную структуру готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО. Ядром готовности к воспитательной деятельности выступает профессиональная устойчивость личности будущих педагогов, она в нашем исследовании представлена такими качествами личности, как устойчивая мотивация и ценностное отношение к педагогической деятельности, стрессоустойчивость, способность к саморегуляции и т.д. Ядро помогает личности сохранить устойчивость и минимальную изменчивость, а также личностную и профессиональную идентичность.

Защитный пояс готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности основан на профессиональной гибкости, которая представлена гибкими качествами личности будущих педагогов, такими как эмоциональный интеллект, эмпатия, преадаптация и т.д.

Нуклеарная структура готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности

в организациях СПО

т1п ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Защитный пояс будущих педагогов позволяет им адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды, повышать свои конкурентные возможности благодаря гибкости поведения и отказа от стереотипного и ригидного профессионального поведения. Защитный пояс готовности к воспитательной деятельности обладает динамичностью, позволяет будущим педагогам быть открытыми для воздействия извне, что позволяет им успевать за изменяющимися требованиями педагогической профессии.

Устойчивые компоненты готовности будущих педагогов к воспитательной деятельность позволяют осуществлять ее стабильно и без срывов, на высоком уровне продуктивности. Гибкие компоненты позволяют будущим педагогам овладеть интеллектуальной и поведенческой гибкостью, что позволяет им подстроиться под условия неопределенности и динамичной изменчивости образовательной деятельности.

На основе анализа исследований, посвященных нуклеарному подходу и его возможностям в педагогике и психологии, мы разработали структуру готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования, которая графически отражена на рисунке.

В рамках разработанной структуры в качестве ядра готовности выступает профессиональная готовность будущих педагогов к воспитательной деятельности, представленная мотивационно-ценностным, конативно-деятельностным и эмоциональным компонентами. В качестве внешних факторов, оказывающих воздействие на ядро готовности, выступают внешняя информационная среда, объективные условия общества, индивидуальный стиль деятельности педагога, самостоятельность, полученные знания и опыт педагогической деятельности. Данные внешние факторы и информация, связанная с ними, поступают в ядро через защитный пояс. Этот пояс пропускает к ядру лишь необходимую и директивную информацию, она не должна противоречить ценностям и смыслам будущих педагогов, позволяет им быть открытыми для внешних изменений и воздействий. На защитный пояс оказывают влияние образовательная среда, социальный заказ, тенденции развития психологической и педагогической науки.

Ядро и защитный пояс готовности будущих педагогов находятся во взаимодействии и взаимосвязи, они взаимно проникают и определяют успешность осуществления воспитательной деятельности в организациях СПО.

Подводя итоги, отметим следующее: нуклеарный подход позволил:

1) выявить стратегический ориентир процесса формирования готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности с учетом ее разработанной нуклеарной структуры;

2) определить профессиональные и гибкие качества личности будущих педагогов как основу их готовности к воспитательной деятельности;

3) обогатить процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО за счет выявления гибких компонентов готовности к ней;

4) обосновать структуру системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО.

Список литературы

1. Долгова В.И. Инновационная культура: сущность и составляющие // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2001. - № 2. - С. 12-24.

2. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994. - № 4. - С. 14-34.

3. Шумакова О.А. Профессиональная культура личности и опыт с позиций нуклеарного подхода [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 11. - URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.