Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

В данной статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации. В подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности назрели изменения: она должна проводиться с учетом современного состояния среднего профессионального образования (далее - СПО), особенностей воспитательной деятельности и контингента обучающихся, трансформации их ценностей и личностных качеств. На основании теоретического анализа проблемы мы пришли к выводу, что современная воспитательная среда вуза не может обеспечить эти изменения, - необходима разработка и реализация новой стратегии подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности как концептуального плана действий в долгосрочной перспективе. В нашем исследовании педагогическая стратегия будет представлена на двух уровнях: теоретическом - разработка концепции, содержащей методологию, закономерности и принципы, и практическом - разработка и реализация системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации (далее - ПОО), включающей систему и социально-педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO EDUCATIONAL ACTIVITY IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article examines the problem of preparation of future teachers for educational activities in a professional educational organization. Changes are needed in the preparation of future teachers for educational activities. The training should be conducted taking into account the current state of secondary vocational education (hereinafter referred to as SVE), the characteristics of educational activities and the contingent of students, the transformation of their values and personal qualities. Based on the theoretical analysis of the problem, we came to the conclusion that the modern educational environment of the university could not provide these changes - it is necessary to develop and implement a new strategy for preparing future teachers for educational activities as a conceptual plan of action in the long term. In our study, the pedagogical strategy would be presented at two levels: theoretical - the development of a concept containing methodology, patterns and principles, and practical - the development and implementation of a system for preparing future teachers for educational activities in a professional educational organization (hereinafter - PEO), including the system and social-pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Романенкова Дарья Феликсовна, начальник Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: droman@csu.ru

Romanenkova Daria Feliksovna, Head of the Resource Educational and Methodological Center for Teaching Disabled Persons and Persons with Disabilities, Chelyabinsk State University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: droman@ csu.ru

Сведения для цитирования: Савченков, А. В. Стратегия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях / А. В. Савченков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 24-29.

УДК 377 ББК 74.57

СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ1

А. В. Савченков

В данной статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации. В подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности назрели изменения: она должна проводиться с учетом современного состояния среднего профессионального образования (далее — СПО), особенностей воспитательной деятельности и контингента обучающихся, трансформации их ценностей и личностных качеств. На основании теоретического анализа проблемы мы пришли к выводу, что современная воспитательная среда вуза не может обеспечить эти изменения, — необходима разработка и реализация новой стратегии подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности как концептуального плана действий в долгосрочной перспективе. В нашем исследовании педагогическая стратегия будет представлена на двух уровнях: теоретическом — разработка концепции, содержащей методологию, закономерности и принципы, и практическом — разработка и реализация системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации (далее — ПОО), включающей систему и социально-педагогические условия.

Ключевые слова: подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности, профессиональная образовательная организация, стратегия, концепция, готовность к воспитательной деятельности.

Задачи, стоящие перед средним профессиональным образованием, невозможно решить без создания в профессиональных образовательных организациях целостной воспитательной системы. Воспитательная система профессиональной образовательной организации (ПОО) — это целостный социально-педагогический феномен, образующийся в процессе деятельности единого воспитательного коллектива, а подго-

товка будущих педагогов к воспитательной деятельности в этой системе является актуальной проблемой высшего профессионально-педагогического образования.

В нормативных актах федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, а также

1 Статья выполнена по договору № 20-413-740017 «Развитие социального партнерства: воспитание гибких навыков молодежи региона» гранта РФФИ.

в локальных актах профессиональных образовательных организаций подчеркивается необходимость гуманизации системы образования, усиления воспитательной функции ПОО, создания на их базе культурных центров, ключевой задачей которых является духовно-нравственное и профессиональное воспитание молодежи с целью усвоения ценностей и идеалов будущей профессиональной деятельности.

В подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности назрели изменения, она должна строиться с учетом современного состояния СПО, особенностей воспитательной деятельности и контингента обучающихся, трансформации их ценностей и личностных качеств. В то же время современная воспитательная среда вуза не может обеспечить эти изменения, необходима разработка и реализация новой стратегии подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности как концептуального плана действий в долгосрочной перспективе.

Прежде чем охарактеризовать стратегию подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО, необходимо проанализировать родовое понятие «стратегия». Следует отметить, что данный термин появился в военной науке и постепенно эволюционировал в полинаучную категорию, связанную с искусством планирования различных видов деятельности на перспективу [1]. В педагогике предметом изучения выступают воспитательная, образовательная и педагогическая стратегии. В контексте нашего исследования рассматривается последняя из них.

Представим взгляды ученых на содержательное наполнение термина «стратегия» (табл. 1). Мы видим, что, с одной стороны, педагогическую стратегию возможно трактовать как деятельность по определению ключевой цели и средств ее достижения, с другой — как длительный по времени процесс, включающий моделирование, конкретизацию и реализацию [2; 3].

Авторские подходы к определению понятия «стратегия»

Таблица 1

Авторы

Основная идея

Смысловые компоненты

Н. Ф. Яковлева [4]

Способ педагогического действия, основанный на верных, далеко идущих прогнозах, способствующих саморазвитию, самоопределению и реализации обучающихся

Педагогическое действие, основанное на выверенном прогнозировании

В. В. Игнатова, Л. А. Барановская [2]

Искусное руководство, сознательно сконструированная совокупность педагогических действий, адекватных педагогической цели, осуществляемых последовательно и поэтапно и развертывающихся посредством качественного отбора педагогического обеспечения содержания воспитания, гибкого использования форм, методов, приемов и средств, направленных на реализацию конкретной стратегии_

Руководство, совокупность последовательных и поэтапных педагогических действий, направленных на отбор содержания воспитания, обеспечение реализации стратегии

И. А. Хоменко [5]

Недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения цели

Долговременный план деятельности, способ достижения цели

Р. А. Эльмурзаева [6]

Формализованный способ обоснованного, пра-ктико-ориентированного, организованного обучения в учреждении дополнительного образования и сосредоточенности его на качественных изменениях признаков, характеризующих преподавателя как носителя научно-методической культуры_

Формализованный способ обучения, обеспечивающий изменение качественных признаков преподавателя

И. В. Ильин, И. М. Подушкина [3]

Целевые ориентиры долгосрочного плана действий, направленных на достижение качественно новых целей, связанных с коренным изменением существующего состояния изучаемого объекта

Целевые ориентиры долгосрочного плана действий, коренное изменение состояния объекта

И. А. Донина [1]

Процесс, протекающий во времени, представляющий совокупность целесообразных действий, направленных на достижение определенного результата_

Совокупность целесообразных действий, направленных на достижение результата

Окончание таблицы 1

Авторы Основная идея Смысловые компоненты

Е. Н. Хубутдинова [7] Обобщенная характеристика профессионально-педагогической направленности деятельности на решение масштабных профессиональных задач, осуществляемых на основе подходов, принципов, правил Профессиональная направленность, обеспечивающая решение задач

Опираясь на позицию ряда педагогов [2; 4; 7; 8 и др.], термин «стратегия» мы определяем как сознательно сконструированную совокупность педагогических действий, реализуемую в соответствии с целевыми ориентирами и далеко идущими планами, направленную на достижение прогнозируемого результата. В нашем исследовании педагогическая стратегия будет представлена на двух уровнях: теоретическом — разработка концепции, содержащей методологию, закономерности и принципы, и практическом — разработка и реализация системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО, включающей систему и социально-педагогические условия.

Стратегия подготовки будущих педагогов построена на основе педагогических и психологических теорий и избранных методологических подходов с учетом выявленных ранее особенностей воспитательной деятельности и контингента обучающихся ПОО.

За всестороннее и полное раскрытие содержательного наполнения разрабатываемой стратегии, приоритетных направлений формирования и функционирования, а также технологию реализации в условиях образовательного процесса отвечает концепция подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО.

Ядро разработанной концепции представляет собой сложную, динамическую, целенаправленную систему фундаментальных знаний о феномене стратегии подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности и готовности к ней как результата реализации данной стратегии. Ядро образуют закономерности и принципы стратегии подготовки. Наглядно взаимосвязь компонентов системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО представлена на рисунке 1.

За содержательное наполнение системы формами, методами и средствами ее реализации отвечают модель подготовки и модель готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Модель готовности будущих педагогов отражает содержательное

наполнение результата реализации разрабатываемой системы — компонентов (мотивацион-но-ценностного, конативно-деятельностного и эмоционального) готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. В данной модели подробно описаны устойчивые и гибкие качества личности, образующие содержательное наполнение компонентов готовности и обусловливающие успешность осуществления воспитательной деятельности будущими педагогами.

Эффективность реализации стратегии обеспечивают социально-педагогические условия, которые подразделяются на организационно-управленческие и организационно-методические. Социально-педагогические условия затрагивают различные аспекты образовательной среды вуза, и их создание, несомненно, окажет положительное влияние на успешность подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО.

Подводя итоги исследования, отметим, что под термином «стратегия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях» мы понимаем концептуальный план действий в долгосрочной перспективе, направленный на достижение прогнозируемого результата, а именно подготовку будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях с различным контингентом обучающихся, в том числе в экстремальных и стрессогенных ситуациях.

В подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности назрели изменения, она должна строиться с учетом современного состояния профессионального образования, особенностей воспитательной деятельности и контингента обучающихся. В то же время современная воспитательная среда вуза не может обеспечить эти изменения, необходима разработка и реализация новой стратегии подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности как концептуального плана действий в долгосрочной перспективе.

Особенности воспитательной деятельности и контингента обучающихся в профессиональных образовательных организациях

ЗЕ

Методологические подходы: системный, аксиологический, нуклеарный, контекстный и личностно ориентированный

Ж

Понятийный

аппарат исследуемой проблемы

Ж

Педагогические и психологические теории подготовки

педагогов к воспитательной деятельности

Ж

Концепция функционирования системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях

И

ж

А

Закономерности и принципы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях

Модель подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО (нормативно -целевой, мотивационно -ценностный, организационно -технологический и контрольно-оценочный компоненты)

Ж

Технология подготовки компонентов готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных _образовательных организациях_

Ж

ф

Структурно-содержательная модель готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях (мотивационно-ценностный, конативно-деятельностный и эмоциональный компоненты)

мпонент

Ф

Социально-педагогические условия реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях.

Организационно-управленческие: 1) включение студентов в деятельность волонтерских организаций и общественных объединений; 2) создание виртуальной воспитательной среды вуза; 3) реализация в вузе социальных эстафет.

Организационно-методические: 1) моделирование экстремальных педагогических ситуаций в образовательном процессе вуза;

2) воспитание у студентов гибких навыков;

3) реализация в образовательном процессе современных интерактивных воспитательных технологий (квест-технологии); 4) реализация коуч-технологий и наставничества в воспитательной работе

Компоненты готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО

Мотивационно-ценностный компонент

Конативно-деятельностный компонент

Эмоциональный компонент

Устойчивые качества личности:

- мотивация к осуществлению педагогической деятельности;

- принятие ценностей педагогической профессии.

Гибкие качества личности:

- самомотивация;

- интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов

Устойчивые качества личности:

- обучаемость и способность к саморазвитию;

- рефлексивно-прогностические умения.

Гибкие качества личности:

- способность к преадаптации;

- овладение воспитательной функцией педагога

Устойчивые качества личности:

- стрессоустойчивость и саморегуляция;

- коммуникативные способности;

- стабильность профессионального поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гибкие качества личности:

- эмпатия;

- эмоциональный интеллект

Рис. 1. Структурно-содержательное представление стратегии подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО

Библиографический список

1. Донина, И. А. Педагогическая стратегия становления конкурентоспособного персонала общеобразовательной организации / И. А. Донина // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 713.

2. Игнатова, В. В. Содействие как педагогическая стратегия / В. В. Игнатова, Л. А. Барановская // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 14. — С. 44-52.

3. Ильина, И. В. Стратегия обеспечения высокого качества программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и специалистов / И. В. Ильина, И. М. Подушкина // Психолого-педагогический поиск. — 2013. — № 4 (28). — С. 75-83.

4. Яковлева, Н. Ф. Метод факторного анализа в выборе педагогической стратегии воспитания характера детей-сирот / Н. Ф. Яковлева // Инновации в образовании. — 2014. — № 7. — С.69-82.

5. Хоменко, И. А. Педагогическая стратегия развития семейного воспитания в современной России / И. А. Хоменко // Народное образование. — 2013. — № 1 (1424). — С. 63-68.

6. Эльмурзаева, Р. А. Педагогическая стратегия развития научно-методической культуры преподавателя учреждений дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. А. Эльмурзаева. — Грозный, 2020. — 29 с.

7. Хабутдинова, Е. Н. Традиционные и инновационные педагогические стратегии совершенствования профессиональной деятельности учителя в средней школе США : дис. ... канд. пед. наук /Е. Н. Хабутдинова. — Казань, 1999. — 166 с.

8. Кутузова, А. В. Приобщение как педагогическая стратегия подготовки студента к сотвор-ческой деятельности / А. В. Кутузова // Наука и современность. — 2012. — № 17. — С. 97-102.

For citation: Savchenkov, A. V. The strategy of training future teachers to educational activity in professional educational institutions / A. V Savchenkov // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 24-29.

THE STRATEGY OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO EDUCATIONAL ACTIVITY IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS1

A. V. Savchenkov

This article examines the problem of preparation of future teachers for educational activities in a professional educational organization.

Changes are needed in the preparation of future teachers for educational activities. The training should be conducted taking into account the current state of secondary vocational education (hereinafter referred to as SVE), the characteristics of educational activities and the contingent of students, the transformation of their values and personal qualities.

Based on the theoretical analysis of the problem, we came to the conclusion that the modern educational environment of the university could not provide these changes — it is necessary to develop and implement a new strategy for preparing future teachers for educational activities as a conceptual plan of action in the long term.

In our study, the pedagogical strategy would be presented at two levels: theoretical — the development of a concept containing methodology, patterns and principles, and practical — the development and implementation of a system for preparing future teachers for educational activities in a professional educational organization (hereinafter — PEO), including the system and social-pedagogical conditions.

Key words: preparation of future teachers for educational activities, professional educational organization, strategy, concept, readiness for educational activities.

References

1. Donina I. A. Pedagogicheskaja strategija stanovlenija konkurentosposobnogo personala obshheobrazovatel'noj organizacii [Pedagogical strategy for the formation of competitive personnel of a general educational organization], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2014, no. 6, p. 713. (In Russian)

1 The research "Development of social partnership: education of flexible skills of youth in the region" was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-413-740017

2. Ignatova V. V., Baranovskaja L. A. Sodejstvie kak pedagogicheskaja strategija [Assistance as a pedagogical strategy], Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2008, no. 14, pp. 44-52. (In Russian)

3. Il'ina I. V., Podushkina I. M. Strategija obespechenija vysokogo kachestva programm professional'noj perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov i specialistov [Strategy for ensuring high quality programs for professional retraining and advanced training of teachers and specialists], Psihologo-pedagogicheskij poisk [Psychological and pedagogical search], 2013, no. 4 (28), pp. 75-83. (In Russian)

4. Jakovleva N. F. Metod faktornogo analiza v vybore pedagogicheskoj strategii vospitanija ha-raktera detej-sirot [The method of factor analysis in choosing a pedagogical strategy for the upbringing of the character of orphans], Innovacii v obrazovanii [Innovations in education], 2014, no. 7, pp. 69-82. (In Russian)

5. Homenko I. A. Pedagogicheskaja strategija razvitija semejnogo vospitanija v sovremennoj Rossii [Pedagogical strategy for the development of family education in modern Russia], Narodnoe obrazovanie [Public education], 2013, no. 1 (1424), pp. 63-68. (In Russian)

6. Jel'murzaeva R. A. Pedagogicheskaja strategija razvitija nauchno-metodicheskoj kul'tury prepodavatelja uchrezhdenij dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Pedagogical strategy for the development of scientific and methodological culture of the teacher of institutions of additional professional education]. Cand. ped. sci. diss. Abstr. Groznyj, 2020, 29 p. (In Russian)

7. Habutdinova E. N. Tradicionnye i innovacionnye pedagogicheskie strategii sovershenst-vovanija professional'noj dejatel'nosti uchitelja v srednej shkole SShA [Traditional and innovative pedagogical strategies for improving the professional activity of teachers in USA secondary schools]. Cand. ped. sci. diss. Kazan', 1999, 166 p. (In Russian)

8. Kutuzova A. V. Priobshhenie kak pedagogicheskaja strategija podgotovki studenta k so-tvorcheskoj dejatel'nosti [Introduction as a pedagogical strategy of preparing a student for co-creative activity], Nauka i sovremennost' [Science and modernity], 2012, no. 17, pp. 97-102. (In Russian)

Савченков Алексей Викторович, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: alex2107@mail.ru

Savchenkov Aleksey Viktorovich, Associate Professor of the Department of Training of Teachers of Professional Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: alex2107@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.