Непрерывное образование в течение жизни. Образование разных уровней
УДК 372.881.1 DOI: 10.14529^200204
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
Н.В. Уварина, А.В. Савченков
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия
Снижение роли воспитания становится актуальной проблемой для среднего профессионального образования, так как именно преподаватели техникумов и колледжей работают с одним из самых сложных контингентов обучающихся, что в свою очередь обусловливает особые требования к подготовке будущих педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности. Целью данной статьи является теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования и выявления уровня сформированное™ мотивационно-целевого компонента готовности педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях.
Обобщая полученные теоретические и эмпирические результаты, отметим, что подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях является одной из актуальных проблем, стоящих перед системой образования, и является перспективной задачей для педагогического вуза. Назрела необходимость в построении эффективной системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях с учетом их специфики и сложившейся в обществе экономической и социальной ситуации.
Ключевые слова: подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности, готовность будущих педагогов к воспитательной деятельности, профессиональная устойчивость педагогов, профессиональная гибкость педагогов.
Постановка задачи
Постоянные социально-экономические изменения, коренная смена идеологической парадигмы, смысложизненных и ценностных ориентиров молодежи приводят к возрастанию значимости воспитательного компонента образовательной системы. В то же время реформы в системе образования стали причиной снижения его воспитательной и гуманистической миссии. Если обучение совершенствуется за счет новых педагогических технологий, обновления учебного оборудования, повсеместной цифровизации, то воспитание находится в состоянии стагнации.
Особенно проблема снижения роли воспитания становится актуальной для среднего профессионального образования, так как именно преподаватели техникумов и колледжей работают с одним из самых сложных контингентов обучающихся, что выражается
в проявлениях агрессии, девиантного поведения, маргинализации, пристрастии к алкоголю, наркотикам и т. д. Все вышеперечисленные причины обуславливают особые требования к подготовке педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности.
Таким образом, необходим поиск новых технологий, форм, методов, средств воспитательной работы, овладение которыми невозможно без целенаправленной подготовки педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования (СПО).
Возрастающая значимость воспитательной деятельности в системе СПО отражена в ряде нормативно-правовых документов, а именно в: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Национальной доктрине образования Российской Федерации»; Распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года» и других нормативных и правовых актах федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также локальных актах организаций СПО. В этих документах подчеркивается необходимость гуманизации системы образования, актуализации воспитательной функции в организациях СПО, создания на их базе культурных центров, ключевой функцией которых является духовно-нравственное и профессиональное воспитание молодежи, усвоение ценностей и идеалов будущей профессиональной деятельности.
В связи с этим система СПО ставит новые усложняющиеся задачи перед профессионально-педагогическим образованием, целью которого является подготовка педагогических кадров для организаций СПО. Это, в свою очередь, требует изменений структурных, компонентных, функциональных характеристик учебно-воспитательной деятельности студентов в процессе профессионально-педагогического образования, поскольку одной из ведущих причин недостаточной готовности педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности является отсутствие современной системы их подготовки к воспитательной деятельности в организациях высшего образования.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам, с которыми сталкиваются педагоги профессионального обучения при осуществлении воспитательной деятельности [2, 6, 8-10], привел нас к выводу, что основными из них являются следующие:
1) низкий уровень психолого-педагогических и методических знаний, умений, опыта деятельности в воспитательной работе;
2) трудности в организации индивидуально-воспитательной работы с обучающимися;
3) отсутствие у педагогов устойчивой мотивации и ценностных ориентаций к осуществлению воспитательной деятельности;
4) неумение планировать системную работу по формированию у обучающихся личностных качеств, необходимых для эффективной реализации будущей профессиональной деятельности;
5) неготовность педагогов осуществлять воспитательную деятельность с различным контингентом обучающихся, в том числе с проявлениями девиантного поведения, а также в экстремальной и стрессогенной обстановке;
6) недостаточный уровень сформирован-ности у педагогов личностного компонента готовности к воспитательной деятельности, а именно профессиональной устойчивости, гибкости, эмоционального интеллекта, способности к эмпатии и др.;
7) отсутствие современной системы воспитательной работы в организациях среднего профессионального образования, учитывающей динамично меняющиеся условия социального взаимодействия.
Обзор литературы
Перейдем к анализу дефиниции «подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности». По мнению Е.Н. Козленковой и Т.В. Ягуповой [4], подготовка будущих педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности в условиях среднего профессионального образования требует усвоения системы знаний, умений и навыков по следующим направлениям: 1) предупреждение деструктивных проблем в развитии личности воспитанников; 2) диагностика и разрешение конфликтных ситуаций в коллективе обучающихся, а также помощь в разрешении трудных жизненных ситуаций; 3) развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся и преподавателей; 4) оказание помощи обучающимся в разрешении проблем, педагогическая поддержка, передача ценностей и смыслов будущей воспитательной деятельности.
Э.Р. Бердникова, В.А. Чистоусов и И.С. Ха-литова [1] связывают подготовку к воспитательной деятельности с усвоением будущими педагогами лучших образцов поведения, подержанием традиций педагогического вуза, созданием эстетической повседневности, осознанием уникальности и значимости воспитательной работы.
С.Ф. Тазиев [11] связывает подготовку к воспитательной деятельности с формированием готовности к выполнению трудовых и воспитательных функций, разработкой методического обеспечения воспитательной работы, проведением профориентационной работы, педагогической поддержкой профессионального самоопределения и развития обучающихся, с созданием педагогических условий
для развития каждого отдельного обучающегося и группы в целом.
Г.А. Шайхутдинова [14] подразумевает под искомым процессом формирование личности, отличающейся высоким профессионализмом, уровнем общения, умением быстро принимать решения и нести ответственность за их выполнение. По мнению автора, при подготовке будущих педагогов к выполнению воспитательной деятельности необходимо учитывать социальный заказ общества и государства, а также личностные особенности студентов.
Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях должна быть связана с изучением особенностей подросткового возраста, особенностей поведения подростков с девиантным и делинквентным поведением, усвоением методов воспитательной и коррекционной работы с ними, форм и методов осуществления воспитательной работы [4].
Опираясь на вышесказанное, мы под термином «подготовка будущего педагога к воспитательной деятельности» понимаем специально организованную целенаправленную деятельность в вузе, направленную на усвоение ими знаний, умений и навыков, ценностей и смыслов, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях, с различным контингентом обучающихся, в том числе в экстремальных и стрессогенных ситуациях.
Результатом данной подготовки, по нашему мнению, является «готовность будущих педагогов к воспитательной деятельности», перейдем к характеристике данного понятия.
А.М. Кузьмин и Л.Е. Идиатуллина [5] считают, что готовность к воспитательной деятельности обусловлена устойчивыми мотивами педагога к ее осуществлению, психическими особенностями и личностными качествами, это устойчивая характеристика профессионально-личностной позиции педагога, которая проявляется в положительной установке на воспитательную деятельность и обеспечивает успех воспитательного процесса.
М.Ю. Кулебякина [6] под готовностью педагогов к воспитательной работе понимает интегративное личностное образование, реализуемое в единстве мотивационно-потреб-ностного, когнитивного, деятельностного и эмоционально-рефлексивного компонентов,
которые в совокупности обеспечивают успешное выполнение воспитательных функций в образовательных организациях.
По мнению А.Н. Ткачёвой [12], готовность к воспитательной работе трактуется как целостное личностное образование, которое соединяет в себе ценностный, когнитивный, действенный, регулятивный, эмоциональный, технологический и оценочно-прогностический компоненты, и реализуется в способности к аксиологическому отношении к миру, потребности в социально-значимой деятельности.
Е.А. Ефимова [3] считает, что готовность к воспитательной работе проявляется в следующих ее компонентах: потребностно-мотивационный (мотивационно-ценностное отношение к воспитательной деятельности, осознанная потребность в решении воспитательных задач), когнитивный (система знаний в области проектирования и реализации воспитательной деятельности с обучающимися разного уровня воспитанности), деятельност-ный (способность к осуществлению воспитательной деятельности, с помощью различных воспитательных технологий) и рефлексивный (критический анализ результатов воспитательной работы).
Готовность к воспитательной работе подразумевает освоение системы знаний, умений и навыков в области воспитания обучающихся, стремление к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию личностных качеств необходимых для осуществления воспитательной работы, способность самостоятельно выстраивать методику воспитательной работы, подбирать формы и методы ее осуществления [12].
По мнению В.В. Даниловой [2], готовность к воспитательной деятельности подразумевает овладение знаниями в области воспитательной деятельности, способность их применять в совместной деятельности с воспитанниками, организацию самоуправления воспитательной деятельностью.
М.М. Юркова [16] выделяет два подхода к определению «готовность к воспитательной деятельности»: функциональный (состояние психологических функций) и личностный (функциональная готовность к осуществлению воспитательной деятельности).
Проанализировав вышесказанное, мы в своем исследовании под готовностью к воспитательной деятельности понимаем инте-
гративное качество личности будущего педагога, проявляющееся в его созидательных потребностях, ценностном отношении к воспитательной деятельности и воспитаннику, как комплекс компетенций, необходимых для целостного развития личности воспитанника и воспитателя в образовательном процессе.
Фундаментальной основой для формирования искомого качества выступают профессиональная устойчивость и гибкость педагогов, которые за счет сочетания поведенческой и интеллектуальной пластичности, эмоциональной экспрессивности и устойчивости позволят им осуществлять воспитательную работу на высоком уровне продуктивности, адаптируясь к разным условиям образовательной среды и контингенту обучающихся.
Термин профессиональная гибкость ввела в научный обиход Л.М. Митина [7], под которой она подразумевает совокупность интеллектуальной, поведенческой и эмоциональной гибкости, что позволяет выработать новые и оригинальные приемы и способы поведения и эмоционального реагирования, отказавшись при этом от стереотипных форм поведения.
М. Mohammadi [21] считает, что профессиональная гибкость позволяет легко приспособиться к изменениям в педагогической среде, приспособить свой стиль поведения к сложившимся обстоятельствам, проявлять терпение в сложных жизненных ситуациях.
Z. Certel [18] считает, что профессиональная гибкость связана с эффективной деятельностью в ситуации неопределенности, пре-адаптации к ее условиям, с опорой на прошлый опыт эффективного решения схожих проблем.
M. Barak и A. Levenberg [17] связывают профессиональную гибкость педагогов с принятием новых инновационных воспитательных технологий, идей других субъектов образовательного процесса и адаптации к изменениям в учебных ситуациях.
LeeY.H. [20] и S.C. Kong [19] связывают профессиональную гибкость со способностью педагогов к гибкому и творческому мышлению, критической оценке сложившейся педагогической ситуации и прогнозированию ее дальнейшего развития. По мнению ученых, гибкость является одним из не многих навыков, необходимых для успеха в работе, жизни и учебе в XXI веке. Что отражено в исследовании Национального исследовательского совета США.
Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых, мы под профессиональной гибкостью будущих педагогов понимаем совокупность эмоциональной, профессиональной и поведенческой гибкости, которые обеспечивают ценностное отношение к педагогической деятельности, регуляцию и стабильность профессионального поведения, готовность быстро реагировать на меняющиеся условия и вызовы профессиональной среды, посредством нахождения оригинальных способов решения профессиональных задач [13, 23].
По нашему мнению, профессиональная гибкость выступает ядром готовности педагогов к воспитательной деятельности, позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды, использовать инновационные воспитательные технологии, способствует интеграции их личностных и профессиональных ценностей и смыслов.
Перейдем к характеристике компонентов готовности педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях:
- мотивационно-ценностный компонент -включает устойчивую мотивацию к осуществлению педагогической деятельности и принятие ее ценностей, самомотивацию, интеграцию личностных и профессиональных ценностей и смыслов;
- конативно-деятельностный компонент - содержит рефлексивно-прогностические умения, обучаемость и способность к саморазвитию, способность к преадаптации, овладение воспитательной функцией педагога представленной в образовательном стандарте;
- эмоциональный компонент - включает компоненты стрессоустойчивости и саморегуляции, стабильность профессионального поведения, коммуникативные навыки, эмпа-тию, эмоциональный интеллект.
В рамках данной статьи нами был изучен мотивационно-ценностный компонент готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях профессиональной образовательной организации.
Материалы и методы
Эмпирическое исследование мотиваци-онно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности проводилось нами на протяжении 4 лет. В исследовании приняли участие 213 студентов (направление бакалавриат,
профили «Информатика и вычислительная техника», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Экономика и управление») Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск). Исследование проводилось с помощью разработанной авторской анкеты и методики «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса [15].
Перейдём к анализу результатов исследования. Для выявления приоритетных ценностей студентов первого курса им был задан вопрос: «Какие жизненные ценности и потребности ты считаешь наиболее важным для себя?» (табл. 1).
Анализируя табл. 1, мы выяснили, что на первых двух ранговых местах во все годы у первокурсников находятся семья и здоровье, данный факт свидетельствует о стабильности их ценностных позиций и установок, что должно положительно сказаться на процессе формирования их готовности к воспитательной деятельности. Установка на дружбу также остается на высокой рейтинговой позиции. Отрицательным является тот факт, что профессия во все годы находится на низких позициях рейтинга, это может свидетельствовать о неустойчивой мотивации к осуществлению будущей педагогической деятельности, несформированности ценностного отношения к ней, данный факт может отрицательно сказаться на процессе становления мотивацион-но-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности. При этом противоречивой тенденцией является наличие на высоких рейтинговых
позициях потребности в самореализации, что может свидетельствовать о направленности будущих педагогов в реализации в других видах профессиональной деятельности.
Немаловажным фактором, оказывающим влияние на формирование ценностного отношения к педагогической деятельности, является то, что на последнем месте стоит такая ценность как богатство, т. е. для студентов гораздо больше важны гуманистические ценности.
В рамках следующего этапа исследования мы уточняли обстоятельства, которые предопределили самостоятельный выбор студентами данного вуза и направления обучения. Эти обстоятельства, по нашему мнению, являются важными, так как в дальнейшем определяют их учебную мотивацию, а также эффективность процесса становления готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности (табл. 2).
Тревожным фактом является то, что в 2018/2019 учебном году 1/3 студентов «не имеют четких профессиональных предпочтений и им все равно, где учиться», у данных студентов наблюдаются проблемы с учебой, и они слабо мотивированы в дальнейшем работать по педагогической профессии. Проанализировав результаты таблицы в целом, мы видим, что лишь 1/3 студентов поступили руководствуясь «своей мечтой» или уже имеют среднее профессиональное образование по данному направлению, т. е. лишь треть студентов изначально мотивированы на работу по педагогической профессии, следовательно, у них сформирована идейно-ценностная основа процесса становления готовности к воспитательной деятельности будущих педагогов.
Таблица 1
Динамика ценностных ориентаций будущих педагогов
2018/2019 2017/2018 2016/2017 2015/2016
Ценностные ориентации учеб . год учеб . год учеб . год учеб . год
первокурсников % Ранг % Ранг % Ранг % Ранг
ответа ответа ответа ответа
Богатство 16,7 10 6,20 11 4,8 10 13,33 10
Материальное благополучие 59,5 5 47,90 8 48,4 6 51,7 3
Духовность 57,1 6 56,20 5 56,5 3 43,3 6
Развлечения 28,6 9 25,00 9 17,7 9 28,3 8
Семья 81,0 1 81,20 1 79,0 1 78,3 1
Здоровье 81,0 2 70,80 2 58,1 2 76,6 2
Карьера 42,9 7 52,10 7 35,5 7 31,7 7
Профессия 40,5 8 31,20 10 12,9 8 18,3 9
Самореализация 61,9 4 54,20 6 53,2 4 43,3 6
Дружба 76,2 3 60,40 4 50,0 5 50 5
Любовь 76,2 3 68,80 3 50,0 5 51,7 4
Таблица 3
Результаты исследования по методике «Мотивация к избеганию неудач»
Таблица 2
Обстоятельства, оказавшие влияние на выбор студентами вуза и направления обучения
Обстоятельства, определившие выбор вуза и направления обучения 2018/2019 учеб. год 2017/2018 учеб. год 2016/2017 учеб. год 2015/2016 учеб. год
% Ранг ответа % Ранг ответа % Ранг ответа % Ранг ответа
По результатам ЕГЭ в другие вузы не прошел(а) 34,9 1 43,2 1 35,8 1 42,6 1
Стоимость обучения ниже, чем в других вузах 4,8 6 13,6 4 16,0 2 7,4 5
Это связано с мечтой 22,2 2 31,8 2 14,8 3 37,0 2
Поступил(а) за компанию с друзьями 3,2 4,5 8 2,5 6 1,9 7
Страх, что в другие вузы не поступлю 12,7 4 13,6 4 9,9 5 14,8 3
Нежелание терять год 14,3 3 11,4 5 6,2 3,7 6
Страх перед службой в армии 7,9 5 15,9 3 - 8 1,9 7
Не имею четких профессиональных предпочтений, все равно, где учиться 34,9 1 6,8 7 11,1 4 9,3 4
Имею начальное (среднее) профессиональное образование по данной специальности, решил(а) получить высшее 4,8 6 10,42 6 3,7 7 0 8
2018/2019 2017/2018 2016/2017 2015/2016
Уровни мотивации учеб. год учеб. год учеб. год учеб. год
% Ранг ответа % Ранг ответа % Ранг ответа % Ранг ответа
Низкая мотивация к защите 32,39 2 23,94 2 22,53 3 30,52 1
Средний уровень мотивации 35,21 1 41,31 1 36,61 1 30,04 2
Высокий уровень мотивации 14,08 3 9,85 4 14,55 4 22,54 3
Чрезмерно высокий уровень мотивации к избеганию 13,61 4 24,89 3 26,29 2 16,90 4
неудач
Негативным фактором, который может отрицательно сказаться на процессе подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в СПО, являются низкие результаты ЕГЭ у большинства студентов, т. е. они не обладают необходимой базой знаний на этапе поступления в педагогический вуз, что в дальнейшем может негативно сказаться на их успеваемости и на их мотивации к педагогической деятельности.
Результаты диагностического исследования по методике «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса представлены в табл. 3.
Проанализировав результаты табл. 3, мы выяснили, что для трети студентов характерна
низкая мотивация к защите, т. е. они не боятся начинать новые дела, не страшатся временных трудностей, не испытывают страх перед публичными выступлениями, данный факт несомненно положительно скажется на процессе их подготовки к воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации. Тревожным фактором является низкая ранговая позиция количества студентов с высоким уровнем мотивации. Студенты с чрезмерно высоким уровнем мотивации, часто склонны к необдуманным поступкам, стремлению к риску, что также может негативно сказаться на формировании их готовности к воспитательной деятельности
в профессиональных образовательных организациях.
Обсуждение результатов
Проведенный теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1) в современных условиях роль воспитания становится все более актуальной для среднего профессионального образования, так как именно преподаватели техникумов и колледжей работают с одним из самых сложных контингентов обучающихся;
2) подготовка будущего педагога к воспитательной деятельности рассматривается нами как специально организованная деятельность в вузе, направленная на усвоение ими знаний, умений и навыков, ценностей и смыслов, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях, с различным контингентом обучающихся, в том числе в экстремальных и стрессогенных ситуациях;
3) готовность будущего педагога к воспитательной деятельности проявляется в созидательных потребностях, ценностном отношении к воспитательной деятельности и воспитаннику;
4) профессиональная гибкость выступает ядром готовности педагогов к воспитательной деятельности, позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды, использовать инновационные воспитательные технологии;
5) компонентами готовности к воспитательной деятельности выступают: мотиваци-онно-ценностный, конативно-деятельностный и эмоциональный.
Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы:
1) выявлена тенденция к стабильности ценностных позиций и установок студентов, что должно положительно сказаться на процессе формирования их готовности к воспитательной деятельности;
2) только треть студентов поступили в педагогический вуз исходя из своей направленности, у них сформирована идейно-ценностная основа процесса становления готовности к воспитательной деятельности будущих педагогов;
3) высокий уровень мотивации выявлен лишь у четверти студентов, у большинства преобладает средний уровень.
Обобщая полученные теоретические и эмпирические результаты, отметим, что подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях является одной из актуальных проблем стоящих перед системой образования и является перспективной задачей для педагогического вуза.
Литература
1. Бердникова, Э.Р. Воспитательная деятельность как аспект профессиональной подготовки инженера / Э.Р. Бердникова, В.А. Чис-тоусов, И. С. Халитова // Высшее образование в России. - 2009. - № 5. - С. 98-104.
2. Данилова, В. В. Система по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности и условия ее функционирования / В.В. Данилова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=16399 (дата обращения: 02.02.2020).
3. Ефимова, Е.А. Работодатели о готовности молодых учителей к воспитательной деятельности / Е.А. Ефимова // Грани познания. - 2013. - № 4 (24). - С. 43-46.
4. Козленкова, Е.Н. Совершенствование подготовки педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности / Е.Н. Козленкова, Т.В. Ягупова // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Го-рячкина». - 2008. - № 6-1 (31). - С. 72-74.
5. Кузьмин, А.М. Готовность педагога к реализации воспитательной работы с подростками в общеобразовательной школе / А.М. Кузьмин, Л.Е. Идиатуллина // Пед. журнал Башкортостана. - 2008. - № 3 (16). -С. 83-92.
6. Кулебякина, М.Ю. Технология формирования готовности будущего классного руководителя к воспитательной работе в инновационных общеобразовательных учреждениях / М.Ю. Кулебякина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2012. - № 12. - С. 58-71.
7. Митина, Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина, Н.С. Ефимова. - М. : Флинта, 2003. - 144 с.
8. Селиванова, Н.Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания /
Н.Л. Селиванова // Сибир. пед. журнал. -2013. - № 3. - С. 25-29.
9. Степанов, П. В. Структура воспитательной деятельности педагога как объясняющая модель / П.В. Степанова // Сибир. пед. журнал. - 2013. - № 3. - С. 49-56.
10. Степанов, П.В. Общность в контексте воспитания / П.В. Степанова // Вопросы воспитания. - 2012. - № 2. - С. 50-58.
11. Тазиев, С.Ф. Совершенствование практической подготовки будущего преподавателя к учебно-воспитательной работе в учреждении среднего профессионального образования / С. Ф. Тазиев // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. -https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24569 (дата обращения: 25.02.2020).
12. Ткачёва, А.Н. Готовность современного учителя к воспитательной деятельности и развитие системы подготовки педагогов к организации воспитательного процесса / А.Н. Ткачёва // Соц. педагогика. - 2012. -№ 2. - С. 29-39.
13. Уварина, Н.В. Профессиональная гибкость как «softskills» педагога / Н.В. Уварина, А.В. Савченков // Современная высшая школа: инновационный аспект. - Челябинск, 2019. - Т. 1, № 3. - С. 27-37.
14. Шайхутдинова, Г.А. Некоторые аспекты подготовки преподавателей СПО к воспитательной деятельности (в системе повышения квалификации) / Г.А. Шайхутдинова // Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения: сб. докладов междунар. науч.-практ. заоч. конф. 16 мая 2016 г. - 2016. - С. 170-174.
15. Элерс, Т. Методика «Мотивация к избеганию неудач» / Т. Элерс. - http://testoteka. narod.ru/ms/1/12.html (дата обращения: 25.02.2025).
16. Юркова, М.М. Основные компоненты и условия готовности будущих учителей к воспитательной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения // Наука,
образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. материалов VМеждунар. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 161-165.
17. Barak ,M. Flexible thinking in learning: An individual differences measure for learning in technology-enhanced environments / M. Barak, A. Levenberg // Computers & Education. - 2016. -Vol. 99. - P. 39-52.
18. Certel, Z. Professional experience, tolerance, empathy and reading interests as variables predicting cognitive flexibilities of physical education teachers / Z. Certel, Z. Bahadir, E. Kabaca, S. Seraki // International Journal on New Trends in Education and Their Implications. -2018. - Vol. 9. - Iss. 3. - P. 41-51.
19. Kong, S.C. An experience of a three-year study on the development of critical thinking skills in flipped secondary classrooms with pedagogical and technological support / S.C.Kong // Computers & Education. - 2015. - Vol. 89. -P. 16-31.
20. Lee, Y.H. Facilitating critical thinking using the C-QRAC collaboration script: enhancing science reading literacy in a computer-supported collaborative learning environment / Y.H. Lee // Computers & Education. - 2016. - Vol. 88. -P. 182-191.
21. Mohammadi, M. Flexibility of Iranian Teachers Teaching Methods and High School Students' Gains / M. Mohammadi, N. Ahmadi-pour, R.N. Kouhdasht, N. Bordbar // Modern Applied Science. - 2016. - Vol. 10. - No. 10. -P. 48-54.
22. National Research Council (NRC). Education for life and work: developing transferable knowledge and skills in the 21st century. -2012. - https://hewlett.org/wp-content/uploads/ 2016/08/Education_for_Life_and_Work.pdf (дата обращения: 27.02.2020).
23. Savchenkov, A.V. Aspects of Formation of Teachers Professional Stability / A.V. Savchenkov // EEIA 2019 International Conference "Education Environment for the Information Age". - 2019. - No. 80. - P. 702-710.
Уварина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, [email protected].
Савченков Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, [email protected].
Поступила в редакцию 11 февраля 2020 г.
DOI: 10.14529/ped200204
FEATURES OF PREPARING FUTURE TEACHERS
FOR EDUCATIONAL ACTIVITY: MOTIVATIONAL-VALUE COMPONENT
N.V. Uvarina, [email protected], A.V. Savchenkov, [email protected]
South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk, Russian Federation
Reducing the role of education is becoming an urgent problem for secondary vocational education, since the instructors of technical colleges work with one of the most difficult groups of students. This fact puts special requirements to future teachers' vocational training for educational activities. The purpose of this article is the analysis of foreign and Russian literature and identification of the level of motivational component of the readiness of teachers for educational activities in professional educational organizations. Summarizing the theoretical and empirical results, we note that the preparation of future teachers for educational activities in professional educational organizations is one of the urgent problems the education system is facing and is a promising task for a pedagogical university. There is a need to build an effective system for preparing future teachers for educational activities in professional educational organizations, taking into account their specificity and the current economic and social situation in society.
Keywords: preparation of future teachers for educational activities, readiness of future teachers for educational activities, professional stability of teachers, professional flexibility of teachers.
References
1. Berdnikova E.R., Chistousov V.A., Halitova I.S. [Educational Activity as an Aspect of Professional Training of an Engineer]. Higher Education in Russia, 2009, no. 5, pp. 98-104. (in Russ).
2. Danilova V.V. [The System for the Formation of Participatory Preparedness of Future Teachers for Educational Activities and the Conditions for its Functioning]. Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16399 (accessed: 02.02.2020).
3. Efimova EA [Employers on the Readiness of young Teachers for Educational Activities]. Edge of Knowledge, 2013, no. 4 (24), pp. 43-46.
4. Kozlenkova E.N., Yagupova T.V. [Improving the Preparation of Vocational Education Teachers for Educational Activities]. Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Moscow State Agroengineering University Named after V.P. Goryachkina", 2008, no. 6-1 (31), pp. 72-74. (in Russ). DOI: 10.20861/2304-2338-2017-96-003
5. Kuzmin A.M., Idiatullina L.E. [The Willingness of a Teacher to Implement Educational Work with Adolescents in a Comprehensive School]. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2008, no. 3 (16), pp. 83-92. (in Russ).
6. Kulebyakina M.Yu. [The Technology of Formation of the Readiness of the Future Class Teacher for Educational Work in Innovative Educational Institutions]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2012, no. 12, pp. 58-71. (in Russ).
7. Mitina L.M. Efimova N.S. Intellektual'naya gibkost' uchitelya. Psikhologicheskoe soderzhanie, diagnostika, korrektsiya [Intellectual Flexibility of the Teacher. Psychological Content, Diagnosis, Correction]. Moscow, Flint Publ., 2003. 144 p.
8. Selivanova N.L. [Prerequisites for Creating Promising Models of Education]. Siberian Pedagogical Journal, 2013, no. 3, pp. 25-29. (in Russ).
9. Stepanov P.V. [The Structure of Educational Activities of a Teacher as an Explanatory Model]. Siberian Pedagogical Journal, 2013, no. 3, pp. 49-56. (in Russ).
10. Stepanov P.V. [Community in the Context of Education]. Questions of Education, 2012, no. 2, pp. 50-58. (in Russ).
11. Taziev S.F. [Improving the Practical Training of the Future Teacher for Educational Work in the Institution of Secondary Vocational Education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2016, no. 3, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24569 (accessed 25.02.2020).
12. Tkacheva A.N. [The Readiness of a Modern Teacher for Educational Activities and the Development of a System of Training Teachers for the Organization of the Eucational Process]. Social Pedagogy, 2012, no. 2, pp. 29-39. (in Russ).
13. Uvarina N.V., Savchenkov A.V. [Professional Flexibility as a "Soft Skills" of a Teacher]. Modern Higher School: Innovative Aspect, 2019, vol. 1, no. 3, pp. 27-37. (in Russ). DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-27-36
14. Shaikhutdinova G.A. [Some Aspects of Training VET Teachers for Educational Activities (in the Continuing Education System)]. Sovremennoe professional'noe obrazovanie: problemy, prog-nozy, resheniya. Sbornik dokladov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy zaochnoy konferentsii 16 maya 2016 g. [Modern Vocational Education: Problems, Forecasts, Solutions, Collection of Reports of the International Scientific and Practical Correspondence Conference on May 16, 2016], 2016, pp. 170-174. (in Russ).
15. Ehlers T. Metodika "Motivatsiya k izbeganiyu neudach" [Methodology "Motivation to avoid Failure"]. Available at: http: //testoteka.narod.ru/ms/1/12.html (accessed: 25.02.2020).
16. Yurkova M.M. [The Main Components and Conditions for the Preparedness of Future Teachers for Educational Activities in a General Educational Institution]. Nauka, obrazovanie, obshchestvo: ten-dentsii i perspektivy razvitiya. Cbornik materialov V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science, Education, Society: Trends and Development Prospects, a Collection of Materials from the V International Scientific and Practical Conference], 2017, pp. 161-165. (in Russ).
17. Barak M., Levenberg A. Flexible Thinking in Learning: An Individual Differences Measure for Learning in Technology-enhanced Environments. Computers & Education, 2016, vol. 99, pp. 39-52. DOI: 10.1016/j.compedu.2016.04.003
18. Certel Z., Bahadir Z., Kabaca E., Seraki S. Professional Experience, Tolerance, Empathy and Reading Interests as Variables Predicting Cognitive Flexibilities of Physical Education Teachers. International Journal on New Trends in Education and Their Implications, 2018, vol. 9, iss. 3, pp. 41-51.
19. Kong S.C. An Experience of a Three-year Study on the Development of Critical Thinking Skills in Flipped Secondary Classrooms with Pedagogical and Technological Support. Computers & Education, 2015, vol. 89, pp. 16-31. DOI: 10.1016/j.compedu.2015.08.017
20. Lee Y.H. Facilitating Critical Thinking Using the C-QRAC Collaboration Script: Enhancing Science Reading Literacy in a Computer-supported Collaborative Learning Environment. Computers & Education, 2016, vol. 88, pp. 182-191. DOI: 10.1016/j.compedu.2015.05.004
21. Mohammadi M., Ahmadipour N., Kouhdasht R.N., Bordbar N. Flexibility of Iranian Teachers Teaching Methods and High School Students' Gains. Modern Applied Science, 2016, vol. 10, pp. 48-54. DOI: 10.5539/mas.v10n10p48
22. National Research Council (NRC). Education for Life and Work: Developing Transferable Knowledge and Skills in the 21st Century, 2012. Available at: https://hewlett.org/wp-content/uploads/ 2016/08/Education_for_Life_and_Work.pdf (accessed 27.02.2020). DOI: 10.17226/13398
23. Savchenkov A.V. Aspects Of Formation Of Teachers Professional Stability. EEIA 2019 International Conference "Education Environment for the Information Age", 2019, no. 80, pp. 702-710.
Received 11 February 2020
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Уварина, Н.В. Особенности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности: мотиваци-онно-ценностный компонент / Н.В. Уварина, А.В. Сав-ченков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2020. - Т. 12, № 2. - С. 41-50. БО!: 10.14529^200204
Uvarina N.V., Savchenkov A.V. Features of Preparing Future Teachers for Educational Activity: Motivational-Value Component. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2020, vol. 12, no. 2, pp. 41-50. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped200204