Научная статья на тему 'Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза'

Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИКИ / PROFESSIONAL TRAINING AT A UNIVERSITY / PROFESSIONAL UPBRINGING AT A UNIVERSITY / PROFESSIONAL ETIQUETTE / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроботенко Юлия Борисовна, Макарова Наталья Станиславовна, Чекалева Надежда Викторовна

Профессиональное воспитание будущих педагогов является одной из актуальных проблем подготовки специалистов в педагогическом университете, особенно в условиях изменения понятий педагогической профессии и педагогической деятельности. Она связана с формированием системы ценностно-смысловых отношений педагога к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности; становление активной профессионально-субъектной позиции у будущего педагога. Авторы статьи обращаются к анализу проблем профессионального воспитания студентов педагогического вуза, выявляют противоречия, показывая разные ее аспекты. Целью статьи является определение основных подходов к современному пониманию проблем профессионального воспитания будущих педагогов в вузе, описание возможностей воспитательного пространства педагогического вуза для профессионального становления студентов. Для достижения поставленной цели авторы используют методы теоретического и проблемного анализа, систематизируют данные, полученные в ранее проведенных исследованиях по данной проблематике. Результатом проведенного в статье исследования является характеристика необходимых условий для организации профессионального воспитания будущего педагога в университете. Полученные в статье результаты могут быть использованы при разработке учебных материалов для студентов бакалавриата и магистратуры, а также для слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроботенко Юлия Борисовна, Макарова Наталья Станиславовна, Чекалева Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AT PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Professional training of future teachers is one of the urgent problems of training specialists at Pedagogical University, especially in the context of changing concepts of pedagogical profession and pedagogical activity. Professional training is aimed to form a system of professional values and attitudes that regulates teachers’ relations with socio-cultural environment, their inner selves and teaching activities. In addition, it is oriented at the development of an active professional and subjective position of future teachers. The authors of the article analyze the problems of professional training of students at Pedagogical University, identify contradictions, showing different aspects of the problem. The purpose of the article is to determine the main approaches to the modern understanding of the problems of professional training of future teachers at university, the description of educational space at a pedagogical university with its possibilities for students’ professional development. To achieve this goal, the authors use the methods of analysis and systemize the data obtained in previous studies on this problem. The characteristic of the conditions necessary to organize professional training of future teachers at university were formulated. The results can be used to design educational materials and to organize the education process for Bachelor students, Master students, and the professionals upgrading their qualification at advanced professional training courses.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза»

УДК 378.44

DOI: 10.14529/ped190403

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Ю.Б. Дроботенко, Н.С. Макарова, Н.В. Чекалева

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия

Профессиональное воспитание будущих педагогов является одной из актуальных проблем подготовки специалистов в педагогическом университете, особенно в условиях изменения понятий педагогической профессии и педагогической деятельности. Она связана с формированием системы ценностно-смысловых отношений педагога к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности; становление активной профессионально-субъектной позиции у будущего педагога. Авторы статьи обращаются к анализу проблем профессионального воспитания студентов педагогического вуза, выявляют противоречия, показывая разные ее аспекты. Целью статьи является определение основных подходов к современному пониманию проблем профессионального воспитания будущих педагогов в вузе, описание возможностей воспитательного пространства педагогического вуза для профессионального становления студентов. Для достижения поставленной цели авторы используют методы теоретического и проблемного анализа, систематизируют данные, полученные в ранее проведенных исследованиях по данной проблематике. Результатом проведенного в статье исследования является характеристика необходимых условий для организации профессионального воспитания будущего педагога в университете. Полученные в статье результаты могут быть использованы при разработке учебных материалов для студентов бакалавриата и магистратуры, а также для слушателей курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка в вузе, профессиональное воспитание в вузе, профессиональная воспитанность, педагогический вуз, будущие педагогики.

Актуальность профессионального воспитания в современном обществе. Проблемы профессионального воспитания в вузе широко обсуждаются сегодня на разного рода форумах, семинарах, круглых столах [5, 8, 15, 24]. Вопрос о необходимости профессионального воспитания поднимается в связи с социокультурными изменениями, происходящими в обществе, в условиях перехода к цифровому обществу. Интенсивные социокультурные и социоэкономические трансформации меняют всю социальную структуру общества, что в свою очередь сказывается на профессиональной деятельности, содержание которой также претерпевает существенные изменения. Можно сказать, что профессиональное становление человека проходит сегодня в принципиально иных условиях. Изменения касаются и самого понимания профессии, и ее целей, средств и способов. В связи с этим формируется иная совокупность профессиональных ценностей, которые требуется воспитывать у будущих специалистов [3, 6, 11, 17].

О важности профессионального воспитания в процессе профессиональной подготовки

в вузе по разным специальностям заговорили также и в связи с все чаще встречающимися случаями происшествий и аварий из-за так называемого человеческого фактора, когда неумение правильно оценить ситуацию и принять решение, нежелание брать ответственность, неготовность действовать сыграли решающую роль. В этих случаях важна не столько сформированность профессиональных компетенций, сколько личностные качества человека. Н.Х. Розов подчеркивает, что около 90 % всех происшествий случается из-за элементарной халатности и, что самое ужасное, нелюбви к своему делу [15].

Зачастую пренебрежение общественным, придание чрезмерной значимости личному, материальной стороне жизни является причиной безответственного отношения к своей деятельности, в том числе и профессиональной. Многочисленные соцопросы и данные исследований также подтверждают, что, к сожалению, безответственность - это одна из тенденций современного российского общества [19, 22].

А.В. Репринцев, профессор кафедры пе-

дагогики и психологии Курского государственного университета, в своем исследовании подтверждает данную мысль [17]. Выясняя отношение современной молодежи к жизни, дружбе, труду и др., он попросил студентов и старшеклассников выразить свою позицию при помощи пословиц и поговорок.

Интересно, что среди первой группы поговорок молодые люди чаще отмечали следующие: 93 % - «Что наша честь, если нечего есть?», 93 % - «Работа - не волк...», 83 % -«От трудов праведных не нажить палат каменных». Во второй группе реже всего отмечались: 9 % - «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», 3 % - «Правда в огне не горит и в воде не тонет», 3 % - «Где родился, там и пригодился», 2 % - «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», 2 % - «Родина -мать, умей за нее постоять», 2 % - «Чужое добро впрок не пойдет».

Н.Х. Розов уверен, что студентов сегодня следует прежде всего учить умению работать в коллективе, труду в целом, принимать разность мнений, умению управлять своими действиями, развивать коммуникативные навыки. Всё это не менее важно, чем готовность решать специфичные профессиональные задачи. Иными словами, профессиональное воспитание не должно сводиться только к воспитанию профессионалов [10, 15].

Можно сказать, что в качестве основной цели профессионального воспитания сегодня заявляется формирование и утверждение на научной основе моральных и профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда и жизни в целом [12]. Высококвалифицированные и высокоинтеллектуальные профессионалы -это не единственный результат профессиональной подготовки в вузе. Результатом также становится воспитанное чувство ответственности за свои действия, понимание последствий этих действий для себя и окружающих. Кроме этого, моральные качества и мировоззрение выпускников должны соответствовать вызовам и запросам современного общества.

Таким образом, актуальность вопросов профессионального воспитания в вузе можно выразить в следующем противоречии: с одной стороны, профессионально-педагогическое сообщество осознает важность данной проблемы, а с другой стороны, на нормативном уровне и уровне образовательной политики до сих пор не выработана четкая стратегия про-

фессионального воспитания будущих педагогов в вузе.

Сущность понятия профессионального воспитания, профессиональное воспитание в педагогическом вузе. Рассматривая понятие профессионального воспитания как гуманитарную практику, его можно изучать и обсуждать в трех аспектах: как социальное явление, процесс и деятельность [1, 18, 23]. В психолого-педагогической литературе среди исследователей нет единого мнения по поводу того, когда появился термин «профессиональное воспитание». Его появление чаще всего относят к середине прошлого века. Исследователи считают, что раньше содержание и формы профессионального воспитания включались в более широкую категорию - «трудовое воспитание», а сам термин «профессиональное воспитание» появился сравнительно недавно [2].

Современная интерпретация понятия «профессиональное воспитание» подразумевает формирование личности будущего специалиста, развитие его интереса к профессии и других профессионально важных качеств. Профессиональное воспитание, по мнению В.И. Белова, является составляющей общего воспитания личности и должно приводить к развитию нравственности, духовности человека, к осмыслению им своей миссии в жизни и профессии.

Профессиональное воспитание будущих педагогов в вузе рассматривается как целостное психолого-педагогическое явление, обусловленное совокупностью социально-политических, социокультурных, экономических, организационно-педагогических условий и факторов, в которых осуществляется подготовка будущего педагога к реализации им ответственных социальных функций по образованию личности ребенка [2, 18].

В этом случае профессиональное воспитание представляет собой взаимодействие, объективную связь личности будущего педагога с развитием профессионально-педагогической сферы, изменениями педагогической деятельности в современных условиях (А.В. Репринцев).

Профессиональное воспитание как педагогическая деятельность - это специально организованный педагогический процесс приобщения будущих учителей к профессиональной деятельности [6]. В процессе воспитания профессионала происходит развитие

его личности, формируется его профессиональная культура, компетентность, мотивы, ценностные ориентации, интересы, мировоззрение, которые приводят к адекватной идентификации в профессии, адаптации в профессионально-педагогическом пространстве, профессиональной мобильности. Часто в качестве эффекта профессионального воспитания обозначается становление специалиста «интегративного типа», способного к овладению смежными профессиями, что повышает его конкурентоспособность на рынке труда.

Говоря о профессиональном воспитании будущих педагогов как процессе, подчеркнем его целенаправленность и управляемость. Целью данного процесса и одновременно основным результатом становится профессиональная воспитанность. Основываясь на типологии учителей (С.Г. Вершловский), выделяют следующие типы профессиональной воспитанности педагога [2, 4, 5]:

- профессиональная воспитанность оптимального типа характеризуется широким психолого-педагогическим кругозором, глубоким усвоением духовно-нравственных понятий, умением творчески проявлять себя в педагогической деятельности, умением предугадать последствия педагогического воздействия и т. п. Будущие педагоги, относящиеся к данному типу, имеют профессионально-направленную мотивацию обучения в вузе, верно понимают смысл педагогической профессии, идентифицируют себя с данной профессией;

- профессиональная воспитанность допустимого типа определяется нейтральным отношением к педагогической профессии, но студенты видят для себя возможности в будущем стать учителем. Студенты данного типа обладают хорошим психолого-педагогическим кругозором, позволяющим им ориентироваться в профессионально-педагогической сфере, они владеют профессиональными понятиями в пределах учебных программ, их оценки педагогических явлений носят односторонне рационалистический характер, их отличает прагматичный подход к педагогической деятельности;

- недопустимый тип профессиональной воспитанности сводится к нейтральному или отрицательному отношению к педагогической профессии, проявляется в ограниченном владении студентами психолого-педагогическими понятиями, в неумении установить связи

между разными педагогическими категориями. Часто студенты заявляют, что не будут работать в сфере образования, не видят себя в педагогической деятельности и учатся для получения высшего гуманитарного образования.

Высокий уровень профессиональной воспитанности будущих учителей можно определить на основе следующих критериев: 1) сформированная профессиональная идентичность (осознанность собственной принадлежности к педагогической профессии, профессионально-педагогическому сообществу, принятие себя как педагога, профессионала); 2) развитое чувство социально-профессиональной ответственности перед коллегами, всем профессионально-педагогическим сообществом, обществом в целом; 3) понимание профессионально-нравственных основ педагогической деятельности (построение и осуществление данной деятельности с учетом этических и моральных норм и правил педагогической профессии).

Н.М. Рассадин считает, что профессиональное воспитание сегодня должно быть нацелено на развитие лидерских качеств будущих педагогов, понимающих свою жизненную и профессиональную миссию, воспитание человека, способного творить, выдумывать, вести за собой и т. п. [2, 15].

Осуществленный нами теоретический анализ понятия профессионального воспитания будущих педагогов в вузе привел к возможности сформулировать противоречие, которое выражается между фактом, что вопросы профессионального воспитания будущих педагогов в вузе достаточно хорошо освещены в психолого-педагогических исследованиях, но одновременно в данных работах не в полной мере учитывается влияние новой трудовой и педагогической реальности на специфику организации профессионального воспитания в педагогическом вузе. Во всех исследованиях говорится о профессиональном воспитании, отвечающем запросам и требованиям индустриального общества, в условиях четких границ профессий и квалификаций, четко заданном наборе трудовых функций, которые выполняются специалистами в ходе их профессиональной деятельности.

В условиях же «размывания» границ и очертаний профессий, гибкости мира труда, утраты устойчивости специальностей, которые приобретают характер динамичных крат-

косрочных «наборов компетенций», в условиях ценности динамичной профессиональности необходим переход от функционального подхода к персонифицированному («выращиванию» штучных уникальных профессионалов). Сегодня требуется проведение исследований, направленных на обоснование специфики профессионального воспитания будущих педагогов в вузе, соответствующих запросам и требованиям общества нового типа (общества «высокой современности») [8, 16].

Какими должны быть условия в педагогическом вузе для профессионального воспитания будущего учителя?

В педагогическом вузе все должно соответствовать идеям профессионального воспитания будущих педагогов: предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение.

На сегодняшний день, по мнению Д.В. Григорьева, профессиональное воспитание и социализация студентов в вузе происходит в трех сферах:

- в образовательном процессе, то есть непосредственно в аудитории;

- в общественной среде вуза, в которой студент находится в позиции субъекта университетского сообщества;

- во внеуниверситетском пространстве, когда студент занят в социальных проектах, акциях, общественных объединениях.

Следует заметить, что приоритет первой сферы очевиден, и она явно поглощает другие. Ведущая роль в этой ситуации отводится преподавателю вуза и представляется как целенаправленное воздействие на сознание и поведение будущих педагогов с целью формирования у них определенных профессиональных качеств [12].

Способность преподавателя к осуществлению воспитательных функций определяется его предрасположенностью к качественным самоизменениям, сотрансформации во взаимодействии со студентом, его позицией педагогической поддержки самостановления будущего специалиста в едином пространстве ценностно-смыслового взаимодействия, когда сам преподаватель как субъект деятельности, реализуя свою профессионально-педагогическую позицию, получает возможность все время развиваться, профессионально взаимодействуя со студентом. В воспитательной деятельности преподаватели не передают готовые образцы нравственной и духовной

культуры, а создают, вырабатывают их вместе со студентами. Профессиональные ценности детерминируют мировоззрение будущих педагогов, стратегию поведенческих моделей. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют содержание воспитательного пространства

[7, 12, 20].

Сегодня все чаще стали говорить о том, что студентов педагогического вуза необходимо вовлекать в реальные социальные проекты, волонтерские акции и т. п., что способствует повышению их социальной ответственности, способностей к анализу и мобильному изменению поведения в новых социальных условиях.

Общественная среда вуза представляет то воспитательное пространство (Н.М. Борытко, Д.В. Григорьев, А.В. Сидоркин и др.), где реализуются взаимосвязанные педагогические события (коллективные дела, праздники и т. п.), создаваемые усилиями воспитателей и воспитанников, что служит условием их личностного развития. Воспитательному пространству вуза присущи такие признаки, как его протяженность, структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов, его вы-деленность из среды, обязательно воспринимаемой воспитанником субъективно [5].

Воспитательное пространство вуза рассматривается как совокупность условий, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов профессионального воспитания в процессе образовательной, исследовательской, инновационной, социокультурной и иной деятельности [24].

В структуре воспитательного пространства вуза выделяют социальный компонент (поле значений), индивидуальный компонент (поле смыслов) и компонент взаимодействия (поле ценностей).

Компоненты структуры воспитательного пространства находятся в постоянном диалоге. Этот диалог значений, смыслов и ценностей не стремится к выработке единой позиции, но самим своим существованием создает условия для организации воспитательного пространства.

По мнению Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щур-ковой, профессиональное воспитание студентов педагогического вуза - это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в профессио-

нальной среде. Оно обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека как профессионала [1, 4].

Рассматривая профессиональное воспитание будущего педагога с субъективных позиций, следует отметить, что акцент смещается на внутреннее состояние личности и основное внимание уделяется воспитанию рефлексии, проявляющейся в соотнесении возможностей своего «Я» будущим педагогом с тем, что требует избираемая профессия (О.В. Леонова), или на процесс идентификации студентов с педагогической профессией, с ее деятельно-стными формами, ценностями, общественным и личностным смыслами (М.В. Фирсов) [12].

Механизм профессионального воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса в едином смысловом пространстве взаимодействия. Ситуация профессионального воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов.

Воспитательное пространство вуза организуется за счет повышения степени целостности и интенсивности воспитательных влияний. Стремление к целостности профессионального воспитания как процесса и системы способствует повышению внимания к отдельному человеку, его специфическим запросам и индивидуальным способам социальной самореализации. По мнению В.И. Слободчико-ва, Е. И. Исаева, индивидуальность - это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя. В этих положениях находит оправдание понимание профессионального воспитания как самостановления человека в профессии, обретение им себя, своего образа как специалиста, профессионала. Нельзя утверждать свою самость, не будучи выделенным из среды; но также не представляется возможным конструктивное самоутверждение без идентификации со средой [1, 4].

Период студенчества психологи относят ко второму периоду юности или первому периоду зрелости (А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.), которому свойственны активное потребление культуры, повышенная потребность в коммуникации, социальная активность и др. Молодых людей этого возраста отличает повышенный интерес к собственной

личности, самопознанию и самовоспитанию и стремление к расширению социальных связей, которые они устанавливают и вне университета. Современных молодых людей отличает своя система трудовых установок, они достаточно осведомлены о трудовой деятельности в своей профессиональном сфере [13, 19, 21].

Внеуниверситетское пространство - это многомерное пространство, целый спектр различных общественных отношений, также обладающих огромным потенциалом для профессионального воспитания студентов (волонтерская, культурно-просветительская, общественно-полезная и т. п. деятельность) [14, 16].

Задача современного педагогического вуза видится в необходимости включения студентов в сеть социальных связей (установленных вузом и самими студентами) и усвоение тех или иных мировоззренческих, этических и др. профессиональных ориентаций, усвоение практики соблюдения норм и правил профессионального педагогического сообщества, что в последующем позволит им вписаться в социальное, в том числе и профессионально-педагогическое пространство [9, 25].

Современных студентов отличает прагматизм в установлении социальных связей, так как, по мнению В. В. Ретивиной, мотивация к труду у российской молодежи связана прежде всего со стратегиями самореализации, получения материального достатка, построения профессиональной карьеры, что и влияет на характер устанавливаемых ими отношений [13, 19, 21]. Это вполне объяснимо в условиях перехода к цифровому обществу 4.0, в котором все больше находит распространение и укрепление практик неформального и инфор-мального способа «передачи и получения данных» [10].

Среди других условий, способствующих вхождению студентов в будущую профессионально-педагогическую деятельность, называют:

- контекстное обучение, которое позволяет имитировать элементы профессиональной деятельности и в процессе которого формируются профессионально-значимые качества будущих педагогов;

- формирование корпоративной этики, что обеспечивает усвоение студентами норм будущей профессиональной деятельности;

- создание системы общественных практик;

- участие в научно-исследовательской работе;

- установление обратной связи с выпускниками, мнение которых может способствовать коррекции моделей подготовки в вузе;

- привлечение работодателей к корректировке программ подготовки в вузе и др.

Позволим себе сформулировать и третье противоречие, выражающееся:

- с одной стороны, в том, что проблемы профессионального воспитания будущих педагогов сегодня решаются на уровне каждого конкретного вуза, и в этом есть определенные положительные моменты, в частности, это позволяет учитывать региональные особенности, влияющие на педагогическую деятельность, и учитывать требования конкретных работодателей;

- с другой стороны, государству необходимо активно участвовать в профессиональном воспитании будущих педагогов, так как именно они уже завтра будут работать с подрастающим поколением [15].

Сегодня много говорят о требованиях работодателей, но работодателей интересует уже результат профессиональной подготовки в вузе, они не формируют заказ на воспитательную работу в образовательной организации. Именно государство, по мнению Н.Х. Розова, должно точно определить цели, формы, организационное обеспечение, ресурс времени и оценки результатов профессионального воспитания в вузе.

Кроме этого, существует еще одно условие, которое сегодня редко учитывается при организации профессионального воспитания в вузе. Связано это с тем, что современную молодежь отличает способность очень быстро и точно чувствовать происходящие перемены и реагировать на них. Однако, как показывают анализ эмпирических исследований и опыт практической деятельности, нередко процесс интериоризации ценностей (в том числе и профессиональных) современных молодых людей подвержен случайным влияниям, характеризуется непредсказуемостью и стихийностью [21]. И требуется найти механизмы учета данного информального контекста в профессиональном воспитании будущих педагогов [7, 13, 14].

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что проблема профессионального воспитания студентов в вузе, в том числе и педагогическом, «созрела» как на уровне теории,

так и на уровне практики, а следовательно, требует решения в ближайшей перспективе.

При этом важнейшей функцией системы профессионального воспитания становится сопровождение самосовершенствования человека, его самопреобразования для решения задач усложняющейся креативной практики профессионально-педагогической деятельности. Ученые сходятся во мнении, что сегодня идет поиск способов и механизмов решения кризиса профессионального воспитания.

Литература

1. Байдашева, Е.Н. Профессиональное воспитание будущих специалистов в условиях вузовского образования: дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Байдашева. - Курган, 2009. - 211 с.

2. Белов, В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В.И. Белов // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2006. -№ 14 (6). - С. 163-177.

3. Беляев, А.В. Воспитание студентов в вузе / А.В. Беляев // Педагогика. - 2014. - № 5. -С. 54-62.

4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская. - М.; Ростов н/Д., 1999. - 560 с.

5. Борытко, Н.М. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза / Н.М. Борытко // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: материалы Второй межрегион. науч.-метод. конф. - Воронеж, 2002. - С. 39-42.

6. Галимзянова, И. И. Воспитание как социокультурный феномен / И.И. Галимзянова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - № 5. -С. 203-207.

7. Гегель, Л.А. Специалист по работе с молодёжью: проблемы подготовки и востребованности / Л.А. Гегель, Е.О. Казакова // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27, № 2. - С. 88-94.

8. Дроботенко, Ю.Б. Профессиональное воспитание как компонент профессиональной подготовки студентов педагогического вуза /Ю.Б. Дроботенко //Материалы первой междунар. науч.-практ. конф. «Воспитание в изменяющемся мире». - Омск: ОмГПУ, 2015. -С. 88-95.

9. Дроботенко, Ю.Б. Современный педагогический вуз в условиях социокультурных

изменений /Ю.Б. Дроботенко, Н.В. Чекалева // Гуманитар. исследования. - 2014. - № 1 (2). -С. 118-121.

10. Ефимова, Г.З. Парадоксы неформального образования студенческой молодежи /Г.З. Ефимова, Е.В. Зюбан, М.Н. Кичеро-ва, Е. О. Муслимова // Интеграция образования. - 2019. - Т. 23, № 2. - С. 303-321.

11. Жокина, Н.А. Профессиональное воспитание студентов / Н.А. Жокина // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 96-99.

12. Захарова, М.А. Профессиональное воспитание педагога-творца / М.А. Захарова, И.А. Карпачева // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. - 2015. - № 2. - С. 54.

13. Коган, Е.А. Изучение мотивов волонтёрской деятельности среди студенческой молодёжи / Е.А. Коган, Д.А. Квон // Перспективы науки и образования. Междунар. электрон. науч. журнал. - 2019. - № 4 (40). -С. 116-125.

14. Мазниченко, М.А. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтерской деятельности / М.А. Мазниченко, Г.С. Папа-зян // Высшее образование в России. - 2018. -Т. 27, № 2. - С.103-113.

15. Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов. - http://www. akvobr.ru/professionalnoe_vospitanie_vospitanie _professionalov.html (дата обращения: 05.08.2019).

16. Птицына, Е.В. Культуровоспиты-вающая среда вуза как важный фактор профессиональной подготовки будущего учителя / Е.В. Птицына, С.А. Останина // Перспективы науки и образования. Междунар. электрон. науч. журнал. - 2018. - № 2 (32). - С. 40-47.

17. Репринцев, А. В. Воспитание патриотизма и гражданственности у российской молодежи // Идеи и идеалы. - 2010. -Т. 2, № 2 (4). - С. 26-45.

18. Репринцев, А. В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук / А.В. Репринцев. - Курск, 2001. - 519 с.

19. Ретивина, В. В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодёжи / В. В. Ретивина // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28, № 1. - С. 57-63.

20. Роботова, А. С. Оптимистический смысл деятельности преподавателя высшей школы / А.С. Роботова // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 27, № 2. - С. 66-77.

21. Серафимович, И.В. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект / И. В. Серафимович, О.А. Беляева // Интеграция образования. - 2019. -Т. 23, № 2. - С. 232-246.

22. Торжество гражданской безответственности. - http://vip74.ru/v-i-p-den/ torzhestvo-grazhdanskoi-bezotvetstvennos.html (дата обращения: 10.08.2019).

23. Ходусов, А.Н. Концептуализация профессионально-личностного воспитания / А.Н. Ходусов. - http://www.lawacademy.ru/ vtoroy_mezhdunarodnyy_kongress_pravovedeov/ kontseptualizatsiya/in dex.php?sphrase_id=89778 (дата обращения: 10.08.2019).

24. Чаплыгин, О.А. Профессионально-личностное воспитание студента как целенаправленный процесс / О.А. Чаплыгин // Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции «Организация прак-тико-ориентированного обучения в профессиональной образовательной организации». -2017. - С. 223-226.

25. Chekaleva, N.V. Cluster approach to network interaction in pedagogical university / N.V. Chekaleva, N.S. Makarova, Y.B. Droboten-ko // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11, no. 17. -P. 10037-10043.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дроботенко Юлия Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, доцент, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, drobotenko@omgpu.ru.

Макарова Наталья Станиславовна, доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе, профессор кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, maknat1@yandex.ru.

Чекалева Надежда Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор института инновационного и инклюзивного образования, заведующий кафедрой педагогики, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, pedagog@omgpu.ru.

Поступила в редакцию 3 сентября 2019 г.

DOI: 10.14529/ped190403

MODERN APPROACHES TO THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AT PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Yu.B. Drobotenko, drobotenko@omgpu.ru,

N.S. Makarova, maknat1@yandex.ru,

N.V. Chekaleva, pedagog@omgpu.ru

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

Professional training of future teachers is one of the urgent problems of training specialists at Pedagogical University, especially in the context of changing concepts of pedagogical profession and pedagogical activity. Professional training is aimed to form a system of professional values and attitudes that regulates teachers' relations with socio-cultural environment, their inner selves and teaching activities. In addition, it is oriented at the development of an active professional and subjective position of future teachers. The authors of the article analyze the problems of professional training of students at Pedagogical University, identify contradictions, showing different aspects of the problem. The purpose of the article is to determine the main approaches to the modern understanding of the problems of professional training of future teachers at university, the description of educational space at a pedagogical university with its possibilities for students' professional development. To achieve this goal, the authors use the methods of analysis and sys-temize the data obtained in previous studies on this problem. The characteristic of the conditions necessary to organize professional training of future teachers at university were formulated. The results can be used to design educational materials and to organize the education process for Bachelor students, Master students, and the professionals upgrading their qualification at advanced professional training courses.

Keywords: professional training at a university, professional upbringing at a university, professional etiquette, Pedagogical University, future teachers.

References

1. Baydasheva E.N. Professional'noe vospitanie budushchikh spetsialistov v usloviyakh vuzovsko-go obrazovaniya. Dis. kand. ped. nauk [Vocational Upbringing of Future Specialists in the Conditions of Higher Education. Diss. Сand. (Pedagogy)]. Kurgan, 2009. 211 p.

2. Belov V.I. [Vocational Upbringing in the System of Modern Educational Concepts]. Bulletin of the Russian State Pedagogical University of A.I. Herzen, 2006, no. 14 (6), pp. 163-177. (in Russ.)

3. Belyaev A.V. [Upbringing of University Students]. Pedagogy, 2014, no. 5, pp. 54-62. (in Russ.)

4. Bondarevskaya E.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospita-niya [Pedagogy: Personality in Humanistic Theories and Systems of Education]. Moscow, Rostov na Donu, 1999. 560 p.

5. Borytko N.M. [Formation of a Specialist as a Subject - the Purpose of Vocational Upbringing of University Students]. Materialy Vtoroy mezhregion. nauch.-metodich. konf. [Materials of the Second Interregional Scientific-practical Conference]. Voronezh, 2002, pp. 39-42. (in Russ.) DOI: 10.12731/2218-7405-2018-5-31-49

6. Galimzyanova I.I. [Upbringing as a Socio-Cultural Phenomenon]. Bulletin of the Kazan State Technological University, 2006, no. 5, pp. 203-207. (in Russ.)

7. Gegel' L.A., Kazakova E.O. [Youth Work Specialist: Problems of Preparation and Demand]. Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 2, pp. 88-94. (in Russ.)

8. Drobotenko Yu.B. [Vocational Upbringing as a Component of Professional Training of Pedagogical University Students]. Materialy Pervoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Vospitanie v izmenyayushchemsya mire" [Materials of the First International Scientific-practical Conference "Upbringing in Changing World"]. Omsk, 2015, pp. 88-95. (in Russ.)

9. Drobotenko Yu.B., Chekaleva N.V. [Modern Pedagogical University in the Conditions of Socio-Cultural Changes]. Humanitarian Studies, 2014, no. 1 (2), pp. 118-121. (in Russ.)

10. Efimova G.Z., Zyuban E.V., Kicherova M.N., Muslimova E.O. [Paradoxes of Non-Formal Education of Students Youth]. Integration of Education, 2019, vol. 23, no. 2, pp. 303-321. (in Russ.)

11. Zhokina N.A. [Vocational Upbringing of Students]. Higher Education in Russia, 2009, no. 1, pp. 96-99. (in Russ.)

12. Zakharova M.A., Karpacheva I.A. [Vocational Upbringing of Students as Creators]. Proceedings of Volgograd State Pedagogical University, 2015, no. 2, pp. 54-56. (in Russ.)

13. Kogan E.A., Kvon D.A. [Study of Motives of Volunteer Activity among Students]. Perspectives of Science and Education. International Electronic Scientific Journal, 2019, no. 4 (40), pp. 116-125. (in Russ.)

14. Maznichenko M.A., Papazyan G.S. [Pedagogical Conditions of Personal and Professional Growth of Students in the Context of Volunteer Activity]. Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 2, pp. 103-113. (in Russ.)

15. Professional'noe vospitanie = vospitanie professionalov [Vocational Upbringing = Upbringing Professionals]. Available at: http://www.akvobr.ru/professionalnoe_vospitanie_vospitanie_professionalov. html (accessed 05.08.2019).

16. Ptitsyna E.V., Ostanina S.A. [University Cultural Environment as an Important Factor of Professional Training of Future Teacher]. Perspectives of Science and Education. International Electronic Scientific Journal, 2018, no. 2 (32), pp. 40-47. (in Russ.)

17. Reprintsev A.V. [Upbringing Patriotism and Citizenship among Russian Youth]. Ideas and Ideals, 2010, vol. 2, no. 2 (4), pp. 26-45. (in Russ.)

18. Reprintsev A.V. Teoreticheskie osnovy professional'nogo vospitaniya budushchego uchitelya. Dis. dokt. ped. nauk [Theoretical Foundation of Vocational Upbringing of Future Teacher. Diss. Doct. (Pedagogy)]. Kursk, 2011. 519 p.

19. Retivina V.V. [Labor Values and Attitudes of Modern Students]. Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 1, pp. 57-63. (in Russ.)

20. Robotova A.S. [The Optimistic Point of Teaching Activity in Higher School]. Higher Education in Russia, 2019, vol. 27, no. 2, pp. 66-77. (in Russ.)

21. Serafimovich I.V., Belyaeva O.A. [Value Orientations of Different Groups of Participants of Educational Relations: Socio-psychological Aspect]. Integration of Education, 2019, vol. 23, no. 2, pp. 232-246. (in Russ.)

22. Torzhestvo grazhdanskoy bezotvetstvennosti [The Triumph of Civic Irresponsibility]. Available at: http://vip74.ru/v-i-p-den/torzhestvo-grazhdanskoi-bezotvetstvennos.html (accessed 10.08.2019).

23. Khodusov A.N. Kontseptualizatsiya professional'no-lichnostnogo vospitaniya [Conceptualization of Vocational and Personal Upbringing]. Available at: http://lawacademy.ru/vtoroy_mezhdunarodnyy_ kongress_pravovedeov/kontseptualizatsiya/ (accessed 10.08.2019).

24. Chaplygin O.A. [Vocational and Personal Upbringing of Students as a Purpose-oriented Process]. Materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy Internet-konferentsii "Organizatsiya praktiko-orientirovannogo obucheniya v professional'noy obrazovatel'noy organizatsii" [Materials of the Regional Scientific and Practical Internet Conference "Organization of Practice-oriented Training in a Professional Educational Organization"]. 2017, pp. 223-226. (in Russ.)

25. Chekaleva N.V., Makarova N.S., Drobotenko Y.B. Cluster Approach to Network Interaction in Pedagogical University. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no.17,pp.10037-10043.

Received 3 September2QÏ9

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Дроботенко, Ю.Б. Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза / Ю.Б. Дроботенко, Н.С. Макарова, Н.В. Чекалева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2019. - Т. 11, № 4. - С. 30-38. БО!: 10.14529^190403

Drobotenko Yu.B., Makarova N.S., Chekaleva N.V. Modern Approaches to the Problems of Professional Training of Students at Pedagogical University. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2019, vol. 11, no. 4, pp. 30-38. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped190403

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.