Научная статья на тему 'Закономерности педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников'

Закономерности педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМИ ЭМОЦИЯМИ / EMOTIONAL DEVELOPMENT / SENIOR PUPILS / REGULARITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT / EMOTIONALLY-SENSUAL SPHERE / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SKILL OF REGULATION OF YOUR OWN EMOTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Ольга Александровна

Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, сущностью которого является организация помощи и поддержки в личностном и эмоциональном развитии старшеклассников, рассматривается нами как самоорганизирующаяся система, которая основывается на закономерностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF EMOTIONALLY-SENSUAL SPHERE DEVELOPMENT OF THE SENIOR PUPILS

The pedagogical support of the emotionally-sensual development of the senior pupils, which the main point is the organization of the assistance and support of the senior pupils personality and emotional development, is considered as the self-optimizing system which is based on the regularities.

Текст научной работы на тему «Закономерности педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников»

УДК 37.013.75:159.923

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© Ольга Александровна СЕРГЕЕВА

Ярославский филиал Московской Академии предпринимательства при Правительстве Москвы, г. Ярославль, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, е-таіі: map-olga@rambler.ru

Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, сущностью которого является организация помощи и поддержки в личностном и эмоциональном развитии старшеклассников, рассматривается нами как самоорганизирующаяся система, которая основывается на закономерностях.

Ключевые слова: эмоциональное развитие; старшеклассники; закономерности педагогического сопровождения; эмоционально-чувственная сфера; педагогическое влияние; умение управлять собственными эмоциями.

Раскрытие сущности педагогического сопровождения старшеклассников в процессе развития эмоционально-чувственной сферы предполагает обоснование его закономерностей, в основе которых лежат существенные внутренние связи, обусловливающие направленность педагогического процесса и успешность достижения педагогических целей.

Понимая под закономерностями педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников взаимообусловленность компонентов, реализуемых на практике, мы ставили перед собой задачу не только выявить их наличие, но и определить систему, включающую инвариант - формирование рефлексивной позиции субъектов педагогического сопровож-

дения в ходе их включения в те или иные виды деятельности, предполагающую адекватную эмоциональную реакцию, и вариативную часть, обусловленную индивидуальными особенностями эмоционального реагирования старшеклассников.

Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, по нашему мнению, предполагает реализацию ряда закономерностей: взаимообусловленность результативности педагогического сопровождения и уровня сфор-мированности у старшеклассников структурных компонентов эмоционально-чувственной сферы; взаимосвязь методов педагогического сопровождения с особенностями эмоциональной среды; взаимосвязь результатов

педагогического сопровождения и степени сформированности рефлексивной позиции субъектов педагогического взаимодействия; системность развития всех элементов эмоционально-чувственной сферы школьников.

Первая закономерность заключается во взаимообусловленности результативности педагогического сопровождения и уровня сформированности у старшеклассников структурных компонентов эмоциональночувственной сферы. Определяющим в данном случае является готовность старшеклассников к развитию эмоционально-чувственной сферы. Готовность в прямом смысле имеет два значения. Первое - это согласие сделать что-нибудь, во втором - это состояние, при котором все сделано. В первом определении подразумевается осознанное решение, направленное на деятельность, во втором - состояние, присутствие которого обеспечит выполнение решения. В отечественной психологии термин «готовность» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом. Единого подхода к рассматриваемому вопросу нет. Личностный подход к готовности анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности и их результативности. У Б.Г. Ананьева есть понятие «проявление способностей», которое основано на осознанном решении индивида к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни в виде проявившихся способностей. Смысл функционального подхода заключается в том, что готовность рассматривается как определенное психическое состояние индивида. Согласно этому подходу, готовность рассматривается во временном состоянии, при котором на данный момент активизируются психические функции и осуществляется психическая и физическая мобилизация [1].

Обобщение существующих точек зрения позволяет нам определить готовность к адекватной эмоциональной реакции как особое психическое состояние, характеризующееся возможностью проецирования будущих событий и предполагающее наличие рефлексивных способностей. Готовность к адекват-

ной эмоциональной реакции служит основой для реализации социальной функции эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, направленной не только на познание, но и на мотивацию поведения. Эта функция формируется в процессе педагогического сопровождения школьников. Иначе говоря, педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников имеет цель сформировать у них навыки свободного ответственного самоопределения в эмоционально-чувственной сфере.

Вторая закономерность - взаимосвязь методов педагогического сопровождения с особенностями эмоциональной среды. Эмоциональная среда педагогического взаимодействия всегда уникальна. Опыт переживаний, размышлений, простых и трудных решений и поступков имеет большую ценность и может служить персональным вкладом субъекта в общий групповой эмоциональный фон. Эмоциональный опыт оказывает большое влияние на предпочтительность эмоциональных реакций школьника, которые часто обусловлены жизненным опытом. В.В. Бойко вводит понятие «эмоциональная инграмма». По его мнению, эмоциональная инграмма -это стереотип информационно-энергетических разрядок, который сложился под влиянием жизненного опыта человека, запечатлен в памяти и позволяет с помощью эмоций добиваться желаемого воздействия на окружающих. Инграммы же возникают под влиянием опыта личности. Иными словами, эмоциональная инграмма - это механизм эмоциональных разрядок, возникающий по принципу условного рефлекса [2].

Таким образом, инграмма - это Я-образ, зафиксированный в прошлом, в конкретном аспекте отношений с окружающими и сопровождающийся некогда пережитыми при этом эмоциями защитного или манипулятивного свойства. Поскольку эмоциональные ин-граммы сопровождаются привычными эмоциональными реакциями, часто имеющими защитную функцию, то в процессе педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы необходимо учитывать, какие явления или события являются значимыми для школьника и почему.

Третья закономерность - взаимосвязь результатов педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы

старшеклассников и степени сформирован-ности рефлексивной позиции субъектов педагогического взаимодействия.

В процессе педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников педагогу необходимо решить следующие воспитательные задачи:

1) старшеклассник должен научиться адекватно, эмоционально правильно реагировать на те воздействия, которые он испытывает в школе, в учебной, воспитательной работе, встречает в семье или при общении с окружающими;

2) отрицательные эмоциональные состояния не должны носить устойчивый характер, должны быть ситуативно обусловленными;

3) у старшеклассника должна сформироваться эмоциональная отзывчивость на различные явления, эмпатия.

Педагог должен уметь распознать, обусловлена ли эмоциональная реакция особенностями темперамента или она свидетельствует об эмоциональном отклике на происходящее, тем самым обозначая значимость данного события для старшеклассника. «Нужна эмоциональная форма отражения истины, которая заставит волноваться, сопереживать и сочувствовать» [3]. Понимание эмоциональной реакции невозможно без определения причин возникновения данной эмоции. Эмоциональные реакции обусловлены многими причинами, основными из которых являются следующие: простота или сложность удовлетворения потребностей, интересов, желаний; осуществление намеченного или невозможность это сделать; возникновение препятствий или их отсутствие; возникновение угрозы нашему благополучию, физическому или психологическому комфорту и т. д.

Анализировать собственные эмоциональные реакции, причины их возникновения может и ученик. Однако педагог должен осознавать, что абсолютность суждений школьника о своих эмоциональных состояниях и чувствах не всегда имеет место. Если

смеется ребенок младшего школьного возраста, значит ему весело, если подросток -смех не всегда означает веселье, радость; это может быть как показатель радостного состояния, так и своего рода игра, например, способ самозащиты. Следует подчеркнуть тот факт, что эмоционально-чувственная сфера является гибкой, пластичной и не всегда поддается называнию. Однако чтобы разобраться в собственных эмоциях и чувствах, старшеклассник должен уметь выражать их, переводить в словесный план. Процесс осознания школьником эмоциональных состояний, их вербализация может эффективно осуществляться во взаимодействии с педагогом. При этом важнейшим является сопровождение учащегося, требующее осуществления индивидуального подхода, личностной вовлеченности учителя в процесс развития осознания и словесного обозначения эмоциональных состояний школьниками при сохранении их активной позиции.

Таким образом, педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников подчиняется следующим закономерностям: взаимообу-

словленность результативности педагогического сопровождения и уровня сформиро-ванности у старшеклассников структурных компонентов эмоционально-чувственной

сферы; взаимосвязь методов педагогического сопровождения с особенностями эмоциональной среды; взаимосвязь результатов педагогического сопровождения и степени сформированности рефлексивной позиции субъектов педагогического взаимодействия.

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Проблемы возрастной и дифференциальной психологии. М., 2008.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М., 1950. Т. 9.

Поступила в редакцию 29.10.2012 г.

UDC 37.013.75:159.923

REGULARITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF EMOTIONALLY-SENSUAL SPHERE DEVELOPMENT OF THE SENIOR PUPILS

Olga Aleksandrovna SERGEYEVA, Yaroslavl Branch of Moscow Academy of Entrepreneurship at the Government of Moscow, Yaroslavl, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: map-olga@rambler.ru

The pedagogical support of the emotionally-sensual development of the senior pupils, which the main point is the organization of the assistance and support of the senior pupils personality and emotional development, is considered as the self-optimizing system which is based on the regularities.

Key words: emotional development; senior pupils; regularities of pedagogical support; emotionally-sensual sphere; pedagogical activity; skill of regulation of your own emotions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.