Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы старшеклассников'

Социально-педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТИМУЛ / ПОМОЩЬ / ПОДДЕРЖКА / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / REFLECTIVE-ACTIVITY APPROACH / EMOTIONAL SPHERE / EMOTIONAL STIMULUS / HELP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Ольга Александровна

Статья посвящена рассмотрению условий и закономерностей социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников. Оно предполагает формирование у школьников адекватной эмоциональной реакции, реализуемой в процессах деятельности, общения и отражающейся в процессе рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-Pedagogical Support of Development of Senior Pupils' Emotional Sphere

The article is devoted to the consideration of conditions and laws of socially-pedagogical support of senior pupils' emotional sphere development. It assumes formation of the adequate emotional reaction of schoolchildren realized in processes of activity, communication and reverberated in the process of reflection.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы старшеклассников»

УДК 37.013

О. А. Сергеева

Социально-педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы старшеклассников

Статья посвящена рассмотрению условий и закономерностей социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников. Оно предполагает формирование у школьников адекватной эмоциональной реакции, реализуемой в процессах деятельности, общения и отражающейся в процессе рефлексии.

Ключевые слова: Социально-педагогическое сопровождение, рефлексивно-деятельностный подход, эмоциональная сфера, эмоциональный стимул, помощь, поддержка.

О. А. Sergeeva

Social-Pedagogical Support of Development of Senior Pupils' Emotional Sphere

The article is devoted to the consideration of conditions and laws of socially-pedagogical support of senior pupils' emotional sphere development. It assumes formation of the adequate emotional reaction of schoolchildren realized in processes of activity, communication and reverberated in the process of reflection.

Key words: Social and pedagogical support, reflective-activity approach, emotional sphere, emotional stimulus, help, support.

Современный мир, динамичный, конкурентно ориентированный, предъявляет определенные требования к личности человека, который, с одной стороны, выступая как субъект социальных отношений, имеет право на некую автономность, а с другой стороны, должен адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Процесс интеграции индивида в общество определяет не только формирование тех или иных качеств личности, но и выработку способов взаимодействия с окружающей средой. При этом большое значение приобретает педагогическое сопровождение учебного процесса, составляющие которого (поддержка, помощь, обеспечение и защита) способствуют самоопределению, самоактуализации, самоутверждению и саморазвитию учащихся.

Социально-педагогическое сопровождение рассматривается учеными и практиками с двух позиций: как принцип психолого-педагогической деятельности и как технология.

Мы опираемся на концепцию социально-педагогического сопровождения М. И. Рожкова, согласно которой «социально-педагогическое сопровождение направлено на поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, на преодоление организационных трудностей» [4, с. 41]. Основа технологии сопровождения заключа-

ется в усилении позитивных факторов и нейтрализации негативных, что способствует решению задач социального воспитания. Как отмечают исследователи, в частности М. И. Рожков, воспитание и социально-педагогическое сопровождение диалектично связаны между собой. Если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения.

Наиболее целесообразно решать вопросы самоопределения со старшеклассниками, поскольку в этом возрасте максимально активизируется их деятельность, касающаяся становления мотивов, связанных с поиском индивидуальности, возникает проблема планирования будущего, личностного самоопределения. Педагогическое сопровождение старшеклассников имеет цель сформировать у них навыки свободного ответственного самоопределения, в том числе и в эмоциональной сфере.

Под эмоциональным развитием личности мы понимаем постепенную дифференциацию эмоций, осознание своих чувств и чувств другого человека, расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик, обогащение переживаний и формирование умений регулировать и контролировать чувства, способ-

© Сергеева О. А., 2010

ствующих адекватной эмоциональной реакции. Эмоциональное развитие личности может рассматриваться как развитие или воспитание чувств. Предпосылкой развития чувств является их общественная природа, которая определяет характер поступков человека.

Эмоциональное развитие ребенка идет в нескольких направлениях. По утверждению П. М. Якобсона, к ним относятся: 1) преодоление импульсивности поведения; 2) возникновение вместе с чувствами, которые носят ситуативный характер, чувств, имеющих характер более стойкий; 3) усиление регулирующих моментов в переживании и выражении чувств в эмоциональной сфере ребенка, которое занимает существенное место; 4) социализация чувств, эмоций. Социализации эмоций, предполагающей взаимосвязь экспрессивного поведения, внутреннего состояния и ситуации, основанной на рефлексивном отражении действительности и общения, способствует социально-педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы школьников.

Понятие социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников понимается нами как процесс создания педагогом первичных ситуаций для того, чтобы обучающийся мог осознанно и самостоятельно определить необходимость проявления той или иной эмоции и выбрать способ эмоционального реагирования, и вторичных ситуаций для того, чтобы обучающийся мог реализовать свой эмоциональный потенциал посредством адекватного и ответственного выбора выхода из конфликтной и проблемной ситуации, не противоречащего его индивидуальной оценочной системе и социокультурным нормам.

Концептуальной основой развития эмоциональной сферы старшеклассников является реф-лексивно-деятельностный подход к социально-педагогическому сопровождению. Сущность данного подхода заключается в том, что, несмотря на вариативный характер социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы, определяемый эмоциональными особенностями учащихся и уровнем эмоциональной культуры, инвариантом остается ориентация на формирование рефлексивной позиции субъектов сопровождения в ходе их адекватного эмоционального реагирования в различных ситуациях.

Таким образом, рефлексивно-деятельностный подход к социально-педагогическому сопровождению развития эмоциональной сферы старше-

классников выдвигает в качестве доминирующей задачи формирование у школьников адекватной эмоциональной реакции, реализуемой в процессах деятельности и общения и отражающейся в процессе рефлексии этих процессов. Это предполагает педагогическую поддержку самокоррекции поведения старшеклассников в общении с окружающими людьми на основе сформированных норм эмоциональной культуры. При этом под эмоциональной культурой мы понимаем целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний старшеклассника о развитии эмоций, умениями и способами анализа эмоций, управления ими, оказания эмоциональной поддержки участнику педагогического взаимодействия, проявление которых основано на рефлексии и способствует адекватному эмоциональному реагированию. К признакам эмоциональной культуры мы относим сформированную систему ценностей, склонность к позитивному эмоциональному фону, наличие эмоционального интеллекта, адекватность эмоциональной реакции социокультурным нормам и осознанность эмоционального реагирования. Из перечисленных признаков эмоциональной культуры особо необходимо отметить эмоциональный интеллект. Само понятие «эмоциональный интеллект» впервые стали употреблять Питер Сэловей и Джон Мейер в 1990 г.

Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, который отражает закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то составляющие эмоционального интеллекта следующие:

- способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа;

- сложившееся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы творческого ее изменения;

- способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя;

- совокупность программ-«регуляторов» и «мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей, саморегуляцию и социальное поведение личности.

Социально-педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы старшеклассников будет эффективным при реализации следующих закономерностей:

- взаимообусловленность результативности социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников и уровня сформированности у школьников психологической готовности к адекватной эмоциональной реакции;

- взаимосвязь результатов социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников и реализации в процессе сопровождения рефлексивной позиции участников данного процесса;

- взаимозависимость эффективности социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников от учета особенностей возрастного развития ребенка, принадлежности к определенному эмоциональному типу и его уровня эмоциональной культуры, а также принципов социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников:

- принцип адекватности эмоциональной реакции педагога возрастным особенностям, индивидуальным качествам и уровню культурного развития учащихся;

- принцип эмоциональной бинарности;

- принцип опосредованных эмоциональных воздействий педагога в процессе социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников;

- принцип эмоциональной включенности детей в социально-значимые личностные отношения;

- принцип событийности.

Процесс социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников является динамическим и предполагает реализацию системы средств, обеспечивающих адекватность эмоционального реагирования человека на основе рефлексивного отражения деятельности и общения. Педагогические средства, способствующие развитию эмоцио-

нальной сферы, могут быть как ситуационно обусловленными, в частности юмор, так и универсальными - эмоциональная рефлексия и эмоциональный стимул.

Юмор мы рассматриваем как личностное качество и педагогическое средство. В последнем случае под юмором понимается такое педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным и т. д.), связанных с комическим эффектом, снимающее психологическое напряжение, способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений.

Эмоциональная рефлексия понимается нами как способность к самонаблюдению, самоанализу процесса возникновения эмоций и способа эмоционального реагирования. Это особый принцип мышления, направленный на осознание восприятия собственных проявлений эмоций, которые при этом выступают как средство самовыражения и самореализации. Рассматривая механизм формирования рефлексивной позиции участников педагогического взаимодействия, мы опирались на положение Л. С. Выготского о процессе интериоризации личностью социальных отношений, из которого следует, что процесс интериоризации внешних отношений - одно из условий перехода личности от внешнего управления к внутреннему. Запрет на эмоции делает рефлексию, которая является главным средством человеческого самопознания и саморегуляции, неэффективной. Эмоциональная рефлексия позволяет осознать собственный эмоциональный опыт и найти пути его использования или преобразования в случае необходимости.

Эмоциональный стимул - «стимул, который в наибольшей мере воздействует на эмоциональную сферу школьников, вызывая у них ответные чувства: эмоциональный отклик, сопереживание и, как наивысший результат, формирование общественно ценного и личностно значимого набора поведения». [5, с. 18]. Обобщая имеющиеся точки зрения, мы выделяем следующие группы эмоциональных стимулов:

- эмоциональные стимулы, основанные на использовании дидактического материала (анализ содержания пословиц, поговорок, афоризмов);

- эмоциональные стимулы, основанные на анализе произведений искусства (анализ художественных произведений, кинофрагментов, произведений живописи);

- эмоциональные стимулы, основанные на использовании метода обучения (мозговая атака, проблемно-поисковый метод, диспуты, дискуссии);

- эмоциональные стимулы, основанные на межличностном взаимодействии (игра, соревнование).

Эффективность социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников обеспечивает комплекс условий, среди которых: рефлексивное взаимодействие между педагогами и детьми, способствующее формированию умений управлять эмоциями; субъектное включение учащегося в вариативную эмоциональную среду на основе полноправного авторства содержания, структуры, принципов организации данной среды и ориентация педагогических ситуаций на усиление мотивационной основы активности учащихся.

Социально-педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы старшеклассников рассматривается нами как динамический процесс, имеющий временную протяженность и включающий следующие этапы, отражающие разные социально-педагогические функции педагога: предваряющий, сопровождающий и актуализирующий.

Предваряющий этап включает два компонента: информирование и обеспечение. Информирование предполагает сообщение требований, норм поведения, правил школьного распорядка, убеждений, которые должны сформироваться у учащихся. При этом возможен нейтральный эмоциональный фон педагогического взаимодействия. Роль педагога - информатор, консультант. Обеспечение необходимо в том случае, когда ученик не в состоянии ориентироваться в возникшей в межличностном общении проблемной ситуации, стремится к подавлению эмоций и демонстрирует безразличие по отношению к происходящему. Роль педагога - созидатель, творец.

Сопровождающий этап включает такие компоненты, как помощь и защиту. Помощь предполагает реальное содействие ребенку в преодолении возникающих у него трудностей. Педагогическая помощь возникает в том случае, когда ученик сам может адекватно эмоционально реагировать, но сталкивается с определенными трудностями. В этом случае педагог может продемонстрировать способы решения аналогичных ситуаций. В том случае, когда педагог выполняет социальную роль друга, то преобладающим является стремление понять мотивы поведения ре-

бенка и оказать ему требуемую помощь. В случае реализации социальной роли советчика большое значение приобретает стремление убедить поступить определенным способом и никак не иначе. Другой компонент - защита предполагает отстаивание интересов ученика в случае грозящей ему опасности (физической или психической) при условии, что сам обучающийся в силу различных причин (эмоциональной неготовности, недостаточной информированности о способах выхода из данной ситуации, невысоким уровнем сформированности умений и др.) не может справиться с данной ситуацией. Роль педагога - защитник, борец.

Актуализирующий этап включает собственный пример и поддержку. Собственный пример имеет большое значение при построении педагогом своего взаимодействия с учащимися на основе увлечения их своими идеями. Демонстрация своих ярких положительных качеств личности и своих педагогических возможностей создает мотивационную основу для педагогической поддержки учащегося. Роль педагога - кумир. Педагогическая поддержка предполагает опору на способность адекватно эмоционально реагировать на потенциальные возможности школьника, а также веру педагога в эти возможности. В отличие от педагогической помощи педагогическая поддержка не просто предполагает уменьшение степени вмешательства педагога в процесс развития эмоциональной сферы старшеклассников, а смещение акцента на формирование у школьников умений самостоятельно выбирать адекватную эмоциональную реакцию и управлять эмоциями в случае необходимости. Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных целей, возможностей эмоционального реагирования, а также путей преодоления психологических проблем, затрудняющих самостоятельное достижение желаемых результатов в общении и учебе. Роль педагога - вдохновитель.

Технология социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной культуры старшеклассников включает инвариантные и вариативные компоненты. К инвариантным компонентам относятся: подготовка педагогов к социально-педагогическому сопровождению развития эмоциональной сферы старшеклассников, создание эмоциональной среды, формирование рефлексивной позиции учащегося, а также нейтрализация, либо коррекция факторов, негативно

влияющих на способности адекватно реагировать и управлять эмоциями.

Вариативные компоненты определяются в зависимости от особенностей учащихся, с которыми организуется работа: возрастные особенности, принадлежность к определенному эмоциональному типу, имеющиеся у школьника эмоциональные проблемы, взаимодействие в группе, а также организационными особенностями, среди которых условия работы, возможности специалистов, организующих данную работу.

Основная задача, которая стоит перед педагогом, заключается в том, чтобы эмоциональное состояние, возникающее в конкретной ситуации, не трансформировалось в устойчивое качество личности. В этих условиях большое значение приобретает умение диагностировать те или иные эмоциональные состояния личности, правильный выбор способа педагогического воздействия на школьника, что способствует формированию у учащегося «личностного смысла учения», поскольку эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение. При этом необходимо отметить, что помощь и поддержка (составляющие социально-педагогического сопровождения) важны для учащегося не только во время поиска решения в сложной «эмоциональной» ситуации, но и в процессе формирования способов реагирования с целью предупреждения возникновения негативных ситуаций.

Библиографический список:

1. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - 2-е изд. - М. : Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Ермакова, И. В., Поливанова, Н. И., Риви-на И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке [Текст] / И. В. Ермакова, Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 1. - С. 6373.

3. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард ; перевод с англ. - СПб. : Издательство «Питер», 1999.

4. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - №1(54). - 2008. - С. 3-5.

5. Яновская, М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания [Текст] : кн. для учителя / М. Г. Яновская. - М. : Просвещение, 1986. - 160 с.

6. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] : психологический очерк / П. М. Якобсон - М. : Просвещение, 1966. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.