Научная статья на тему 'Система педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников'

Система педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМИ ЭМОЦИЯМИ / SKILLS TO REGULATE ONE’S OWN EMOTIONS / EMOTIONAL DEVELOPMENT / SENIOR SCHOOLCHILDREN / EMOTIONAL-AND-SENSUAL SPHERE / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Ольга Александровна

Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, сущностью которого является организация помощи и поддержки в личностном и эмоциональном развитии старшеклассников, рассматривается нами как самоорганизирующаяся система, которая основывается на положениях экзистенциально-диалогической философии образования. Основой педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников является рефлексивно-деятельностный подход. Он позволяет изучить сложную и непрерывно меняющуюся систему своеобразных откликов на действительность и ее воздействия, что является важной составляющей эмоционально-чувственной сферы старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support S

The pedagogical support of the emotional-and-sensual development of the senior schoolchildren, which main point is the organization of the assistance and support of the senior schoolchildren’s personality and emotional development is considered as a self-optimizing system which is based on the statements of the existential-dialogic philosophy of education. The basis of the pedagogical support of the senior schoolchildren’s emotional-and-sensual sphere development is the reflexive-activity approach. It allows studying the complicated and constantly varying system of the original responses to the reality and its influence which is an important component of the senior schoolchildren’s emotional-and-sensual sphere.

Текст научной работы на тему «Система педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников»

УДК 791.06 ББК 635.1

Сергеева Ольга Александровна

Московская Академия предпринимательства при Правительстве Москвы

(Ярославский филиал) г.Ярославль Sergeeva Olga Alexandrovna Moscow Academy of Business (Yaroslavl Branch)

Yaroslavl

Система педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников.

Pedagogical Support System of Senior Schoolchildren’s Emotional-and-

Sensual Sphere Developing

Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, сущностью которого является организация помощи и поддержки в личностном и эмоциональном развитии старшеклассников, рассматривается нами как самоорганизирующаяся система, которая основывается на положениях экзистенциально-диалогической философии образования. Основой педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников является рефлексивно-деятельностный подход. Он позволяет изучить сложную и непрерывно меняющуюся систему своеобразных откликов на действительность и ее воздействия, что является важной составляющей эмоционально-чувственной сферы старшеклассников.

The pedagogical support of the emotional-and-sensual development of the senior schoolchildren, which main point is the organization of the assistance and support of the senior schoolchildren’s personality and emotional development is considered as a self-optimizing system which is based on the statements of the existential-dialogic philosophy of education. The basis of the pedagogical support of the senior schoolchildren’s emotional-and-sensual sphere development is the reflexive-activity approach. It allows studying the complicated and constantly varying system of the original responses to the reality and its influence which is an important component of the senior schoolchildren’s emotional-and-sensual sphere.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, старшеклассники, эмоционально-чувственная сфера, педагогическое влияние, умение управлять собственными эмоциями.

Key words: emotional development, senior schoolchildren, emotional-and-sensual sphere, pedagogical activity, skills to regulate one’s own emotions.

Любая система основывается на единстве закономерно расположенных и

находящихся в определенной взаимосвязи элементов. В последних научных публикация Л.И. Новикова, В. А. Караковский, Н.Л. Селиванова разделяют понятия «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы» и «воспитательная система». По мнению

исследователей, если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится к системе педагогической. С одной стороны, она - система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами, через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретно заведения). Анализ педагогических систем свидетельствует, что система является постоянно развивающимся и самоорганизующимся феноменом. Система стремится воспроизвести себя в прежнем виде и тем не менее в ней происходят изменения.

Рассмотрение системы как самоорганизирующейся основывается на положениях экзистенциально-диалогической философии образования, которая является методологической основой организации педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников. Экзистенциально-диалогическая философия образования, представленная прежде всего М.Бубером, усматривает смысл педагогического отношения в межличностных связях, во взаимосвязи Я и Ты. Представителями этого течения, для которого основополагающий принцип воспитания и образования -диалог, являлись А.Петцелт, К.Шаллер, К.Мелленхауэр и др. К основным положениям экзистенциально-диалогической философии образования, составляющим методологическую основу организации педагогического сопровождения старшеклассников, мы относим реализацию педагогического отношения в межличностных связях, во взаимосвязи Я и Ты; свободу воли как свободы взять на себя ответственность за свою судьбу; актуализацию речевой активности субъекта на значимые для него аспекты действительности и собственного Я; опосредованность развития внутреннего диалога диалогом с Вестник ЧГПУ11 '2012 186

Другим и личностную трансформацию как основной механизм регулирования эмоционально-чувственной сферы. При этом педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников рассматривается нами как педагогический процесс, базирующийся на рефлексивнодеятельностном подходе, сущностью которого является организация помощи и поддержки в личностном и эмоциональном развитии старшеклассников, основанной на актуализации определенных эмоциональных состояний, на развитии способности к их осознанию, анализу и управлению, на формировании рефлексивной позиции субъекта сопровождения. Основой педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников является рефлексивно-деятельностный подход. Он позволяет изучить сложную и непрерывно меняющуюся систему своеобразных откликов на действительность и ее воздействия, что является важной составляющей эмоционально-чувственной сферы старшеклассников. Основная идея, положенная в основу данного подхода, идея рефлексивного осмысления эмоциональной позиции субъектов процесса сопровождения, которая проявляется в разнообразных ситуациях в виде того или иного способа выбранного эмоционального реагирования. Сущность данного подхода, по нашему мнению, заключается в том, что, несмотря на вариативный характер педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы, определяемый эмоциональными особенностями учащихся и уровнем эмоциональной культуры, инвариантом остается ориентация на формирование рефлексивной позиции субъектов сопровождения в ходе их адекватного эмоционального реагирования в различных ситуациях. При этом под рефлексивной позицией мы понимаем способность субъекта к осмыслению жизненных реалий и соотнесение их с установками, взглядами и представлениями на основе своего жизненного опыта. Рефлексивная позиция отражает единство субъективного и объективного в становлении личности, формирующейся в деятельности и общении. Под формированием рефлексивной позиции старшеклассников мы понимаем развитие осознанной, устойчивой

системы их отношений к какой-либо значимой для них проблеме, способность оценивать себя, свои действия и поступки, действия и поступки других людей. В основе эмоциональной рефлексии лежит способность к самонаблюдению, самоанализу процесса возникновения эмоций и выбранного способа эмоционального реагирования. Это особый принцип мышления, направленный на осознание восприятия собственных проявлений эмоций и адекватность их той или иной ситуации. Эмоциональная рефлексия позволяет осознать собственный эмоциональный опыт и определить пути его использования или преобразования в случае необходимости. Предметом эмоциональной рефлексии могут выступать не только эмоциональный опыт, но и эмоциональночувственные состояния, личностные переживания, раскрывающиеся в деятельности и общении, культурные нормы. В эмоциональной рефлексии находит выражение идея диалектической связи между педагогическими воздействиями на эмоционально-чувственную сферу старшеклассников и адекватным отражением этих воздействий школьником через их субъектное восприятие. Эмоциональная рефлексия является отражением личностного момента во взаимоотношениях с действительностью и выступает как сложный поисковый механизм, позволяющий старшекласснику избирательно получать и усваивать информацию о регулировании своего эмоционального состояния, определять адекватность своего эмоционального поведения. Эмоциональная рефлексия способствует формированию эмоциональной установки. Под эмоциональной установкой мы понимаем общий психологический настрой и готовность к определенной эмоциональной реакции. Эмоциональная установка формируется в ходе выявления эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, типа темперамента старшеклассника, эмоциональных оценок форм общения.

Обобщение существующих точек зрения позволяет нам определить эмоционально-чувственную сферу старшеклассника как сложное субъектноличностное образование, включающее как относительно устойчивые структурные образования (когнитивный, мотивационно-ценностный, конативно-Вестник ЧГПУ11 '2012 188

деятельностный компоненты), так и динамические, ситуативно обусловленные проявления (эмоциональные состояния). Возрастные особенности эмоционально-чувственной сферы старших школьников, в частности - дифференцирован-ность эмоциональных реакций, повышение самоконтроля, сила и окраска эмоциональных состояний, расширение с возрастом факторов, способных вызывать эмоциональное возбуждение, развитие самосознания, динамика изменения самооценки и уровня тревожности обусловили рассмотрение возможности формирования эмоционально-чувственной сферы учащихся старших классов.

Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников - это процесс, целью которого является формирование личности, эмоционально реагирующей на происходящее на основе рефлексивного отражения деятельности и общения. При этом данный процесс не может ограничиваться созданием условий, приучающих школьника к социально одобренным образцам поведения. Основной задачей развития эмоциональночувственной сферы старшеклассников является формирование у школьников эмоциональной реакции, основанной на эмоционально-чувственном опыте, реализуемой в процессах деятельности и общения и отражающейся в процессе рефлексии этих процессов. Решение данной задачи возможно при осуществлении педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников.

Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы подчиняется следующим закономерностям: взаимообусловленность результативности педагогического сопровождения и уровня сформированности у старшеклассников структурных компонентов эмоционально-чувственной сферы; взаимосвязь методов педагогического сопровождения с особенностями эмоциональной среды; взаимосвязь результатов педагогического сопровождения и степени сформированности рефлексивной позиции субъектов педагогического взаимодействия; системность развития всех элементов эмоциональночувственной сферы школьников. Мы выделяем следующие принципы педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы: опосре-

дованности педагогического воздействия на эмоционально-чувственную сферу; адекватности эмоциональных реакций педагога уровню развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников и особенностям эмоциогенных ситуаций; эмоциональной включенности школьников в социально значимые личностные отношения; эмоциональной бинарности; интеграции действий всех субъектов педагогического сопровождения старшеклассников и событийности. К основным педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, мы относим: рефлексивное взаимодействие между педагогами и старшеклассниками, способствующее формированию умений управлять эмоциями; субъектное включение старшеклассника в вариативную эмоциональную среду; обеспечение вариативного характера эмоциональной среды за счет расширения спектра эмоциоген-ных ситуаций; формирование гуманистической профессионально-личностной позиции педагогов-субъектов педагогического сопровождения; создание системы развития и саморазвития эмоционально-чувственной сферы педагогов-субъектов педагогического сопровождения.

Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников рассматривается нами как динамический процесс, имеющий временную протяженность и включающий этапы, отражающие разные педагогические функции педагога: предваряющий (функция педагога - помощь и защита), актуализирующий (функция педагога - помощь и поддержка) и рефлексирующий (функция педагога - пример и поддержка). При этом помощь предполагает содействие старшекласснику в преодолении возникающих у него эмоциональных проблем при условии, что сам обучающийся в силу различных причин (эмоциональной неготовности, недостаточной информированности о способах выхода из данной эмоциогенной ситуации, невысоким уровнем сформированности умений контролировать эмоции и др.) не может справиться с данной ситуацией. Каждый из этапов педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников предполагает не

решение проблемы за старшеклассников, а стимулирование их самостоятельности в выборе способа эмоционального реагирования.

Комплексным фактором развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников является эмоциональная среда - эмоционально значимая часть социального пространства личности старшеклассника, основными структурными элементами которой выступают психологический климат и эмоцио-генные ситуации в группах. Под эмоциогенными ситуациями в системе педагогического сопровождения мы понимаем педагогически управляемые поли-функциональные эмоционально значимые события, которые могут реализовать задачи диагностики развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассника и способствовать ее формированию. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.

Таким образом, система педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников включает принципы его организации, основанные на рефлексивно-деятельностном подходе, определенные условия этого процесса, предусматривает учет и воздействие на эмоциональночувственную сферу старшеклассника, обеспечение постоянной деятельности по стимулированию саморазвития всех субъектов педагогического сопровождения, в том числе коррекцию эмоционально-чувственной сферы и профессионально личностной позиции педагога.

Библиографический список

1. 1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 464с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред.

B.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.

3. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 584 с.: ил.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981. - 557 с.

5. Мудрик А.В. Общение как предмет педагогического исследования.// Проблемы общения и воспитания/ Под ред. Х.И. Лийметса.- Тарту, 1974.- Ч.1.-

C.36-59.

6. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем// Современные концепции воспитания: Материалы конференции - Ярославль, 2000. - С.31-32

7. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие.- Ярославль: ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1994.- 63с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989. - 486 с.

9. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. - М.: «Знание», 1976.64с.

Bibliography

1. Bozhovich, L.I. Personality Forming Problems. - M.:Prosveshchnie, 1995. - 464 P-

2. Vygotsky, L.S. Pedagogical Psychology / L.S. Vygotsky; Edit. by. V.V.Davydov. - M.: Pedagogika, 199l. - 480 p.

3. Karpov, A.V. Management Psychology: Study Guide. - M.:Gardariki, 2003. -584 p.: Ill.

4. Leontiev, A.N. Problems of Psychology Developing. - M.: MSU, 1981. - 557 p.

5. Mudrik, A.V. Communication As a Subject of Pedagogical Research // Communication and Upbringing Problems / Ed. by H.I.Liymets.-Tartu, 1974.- Part 1.-P.36-59.

6. Novikova, L.I., Karakovsky, V.A., Selivanova, N.L. Conceptual Bases of Educational Theory Bases // Modern Upbringing Concepts: Materials of the Conference. - Yaroslavl, 2000. - P.31-32.

7. Rozhkov, M.I. Theoretical Bases of Pedagogy: Study Guide.-Yaroslavl: YaSPU n.a. K.D. Ushinsky, 1994.- 63 p.

8. Rubinstein, S.L. General Psychology Bases: In 2 Vol. - M.:Pedagogika, 1989. -486 p.

9. Jakobson, P.M. Senses, Their Development and Upbringing. - M.: «Znanie», 1976.- 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.