Научная статья на тему 'Эмоциональное развитие старшеклассника как объект педагогического влияния'

Эмоциональное развитие старшеклассника как объект педагогического влияния Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1799
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМИ ЭМОЦИЯМИ / SKILL OF REGULATION OF ONE'S OWN EMOTIONS / EMOTIONAL DEVELOPMENT / SENIOR PUPILS / EMOTIONAL CULTURE / PEDAGOGIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергеева Ольга Александровна

Процесс формирования социально значимых черт личности невозможен без эмоциональной составляющей. При этом особое значение приобретает умение управлять собственными эмоциями. Это лежит в основе эмоционального развития старшеклассников, чему посвящена статья. Эмоциональное развитие старшеклассников является важным компонентом педагогической деятельности и включает систему знаний, умений и навыков, направленных на адекватность эмоционального реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL DEVELOPMENT OF SENIOR PUPILS AS AN OBJECT OF PEDAGOGIC INFLUENCE

The process of forming personality characteristics is significant socially. It is impossible without emotional component. In this case, it is very important to have the skill of regulation of one's own emotions. This skill is the basis of the emotional development of senior pupils. This article covers the problem of the education of the emotional development of senior pupils. The emotional development is one of the important components of the pedagogic work which is comprised of system of knowledge and skills. They are aimed to the adequacy of the emotional response.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное развитие старшеклассника как объект педагогического влияния»

УДК 37.013

Сергеева Ольга Александровна

Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, Ярославский филиал

[email protected]

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ

Процесс формирования социально значимых черт личности невозможен без эмоциональной составляющей. При этом особое значение приобретает умение управлять собственными эмоциями. Это лежит в основе эмоционального развития старшеклассников, чему посвящена статья. Эмоциональное развитие старшеклассников является важным компонентом педагогической деятельности и включает систему знаний, умений и навыков, направленных на адекватность эмоционального реагирования.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, старшеклассники, эмоциональная культура, педагогическое влияние, умение управлять собственными эмоциями.

В современной педагогической науке аксиоматичным является положение об обучении как многоаспектном процессе, где личность рассматривается как целостность и субъект данной деятельности. Однако долгое время педагогическая практика в большей степени была ориентирована на интеллектуальное развитие школьника, лишь в последнее время возрос интерес к эмоциональному фактору процесса обучения.

Понятие «эмоциональный фактор процесса обучения» в современных зарубежных педагогических исследованиях рассматривается в двух плоскостях: как основная мотивационная система процесса обучения и как фактор, оказывающий существенное влияние на когнитивные психические процессы, значимые для процесса обучения (память, восприятие, мышление). В отечественной дидактике проблема эмоционального фактора рассматривалась первоначально в контексте познавательного интереса. Современные исследователи стоят на аналогичных позициях. Познавательный интерес трактуется как эмоционально-ценностный мотив процесса обучения, с помощью которого происходит позитивное воздействие эмоционального фактора (B.C. Даню-шенков, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, О.И. Пав-люк, ГИ. Щукина и др.).

Обобщение существующих точек зрения позволяет сделать вывод о том, что под эмоциональным фактором процесса обучения понимаются эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на его результативность. При этом эмоциональный фактор - понятие с преобладающей положительной модальностью.

Эмоциональный фактор процесса обучения и воспитания имеет большое значение в отноше-

нии любого возраста обучаемого, однако особую роль он играет в том случае, когда обучающийся достиг старшего школьного возраста. Это связано с тем, что старший школьный возраст является этапом концентрации кризисных изменений практически во всех сферах личности - мотивационной, социальной, интеллектуальной, деятельностной и, что для нас особенно важно, эмоциональной. Теоретический анализ психолого-педа-гогической литературы позволяет сделать вывод, что период старшего школьного возраста является предметом пристального внимания как в зарубежной, так и в отечественной науке, что объясняется осмыслением старшего школьного возраста как периода развития человека, существенно определяющего его дальнейший жизненный путь.

Эмоциональная сфера старшеклассника представляет собой сложную и непрерывно меняющуюся систему своеобразных откликов на действительность и ее воздействия.

Понятие «эмоциональная сфера» часто встречается в исследованиях таких авторов, как Дж. Боубли, И.В. Дубровина, Я. Корчак, А.А. Крылов, И.Я. Лернер, А.Х. Пашина, А.М. Прихожан и др. При этом единодушия исследователей при трактовке понятия «эмоциональная сфера» не наблюдается. Некоторые исследователи рассматривают эмоциональную сферу в связи с мотивами (В.С. Мерлин) или с эмоционально-чувственным опытом человека (И.Я. Лернер). А.Х. Пашина выделяет такие составляющие эмоциональной сферы, как доминирующее эмоциональное состояние, уровень тревожности, эмпатическая тенденция, эмоциональный слух, социальные эргичность, пластичность и эмоциональность. Обобщение существующих точек зрения позволяет определить эмоциональ-

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Сергеева О.А., 2011

ную сферу как характеристику индивидуальности человека, включающую эмоции, чувства и самооценку. Эта трактовка согласуется с концепцией развития основных сфер человека О.С. Гре-бенюка: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциональной и сферы саморегуляции.

Основным элементом эмоциональной сферы, что следует и из ее наименования, являются эмоции. Широта и многогранность понятия «эмоции» определило наличие множества исторических и современных направлений, сложившихся в изучении этой проблемы (в частности, биологическая, информационная, функциональная, мотивационная теории эмоций и др.). Анализ существующих точек зрения позволяет сделать вывод о двойной обусловленности эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой - особенностями воздействия (ситуации).

Среди имеющихся на сегодняшний день определений эмоций нам представляется наиболее точным определение, данное Д.А. Белухиным. По мнению исследователя, под эмоцией понимается «особое психическое состояние, в котором отражается специфическое для данной личности отношение к каким-либо жизненным ситуациям и обстоятельствам, проявляемое в поведении человека».

Понятие «эмоции» часто рассматривается тождественным понятию «чувства». Между психологами и педагогами до сих пор нет единства в определении эмоций и чувств. Помимо отсутствия единообразия в теориях, посвященных рассмотрению эмоциональных состояний, сложность классификации данных явлений обусловлена еще и семантикой разговорной речи, в которой радость, например, может называться эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением. Предпосылкой развития чувств является их общественная природа, которая определяет характер поступков человека, способствует его эмоциональному развитию. Под эмоциональным развитием личности мы понимаем постепенную дифференциацию эмоций, осознание своих чувств и чувств другого человека, расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик, обогащение переживаний и формирование умений регулировать и контролировать чувства.

Понятия «эмоциональное развитие» и «развитие эмоциональной сферы» тесно связаны

между собой. Эмоциональное развитие пронизывает все сферы личности и может выступать в качестве фактора развития той или иной сферы человека, а эмоциональная сфера является объектом эмоционального развития человека. Таким образом, с педагогической точки зрения понятие «эмоциональное развитие» рассматривается нами как компонент становления индивидуальности, а развитие эмоциональной сферы, высший уровень которого предполагает наличие эмоциональной культуры, как условие эффективного взаимодействия с социумом.

Еще одно понятие, которое тесно связано с развитием эмоциональной сферы - стереотип эмоционального поведения. Стереотип эмоционального поведения - это «совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми человек чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием» (В.В. Бойко). Например, у одного человека во многих ситуациях преобладают положительные эмоции, у другого - отрицательные, для кого-то характерны яркие и сильные эмоции, а у кого-то они выражены слабо. К факторам, которые определяют стереотип эмоционального поведения, относятся как факторы, связанные с природными особенностями человека, в частности темперамент, так и факторы, которые обусловлены воспитательным воздействием. К ним относятся сформированная система ценностей, склонность к позитивному эмоциональному фону, адекватность эмоциональной реакции социокультурным нормам, осознанность эмоционального реагирования и эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект (понятие ввели Питер Сэловей и Джон Мейер в 1990 году) в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Наличие эмоционального интеллекта является обязательным условием для воспитания эмоциональной культуры. Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

45

собственную структуру, которая представлена системой знаний о развитии эмоций, умениями и способами анализа эмоций, управления ими, оказания эмоциональной поддержки партнера, проявление которых основано на рефлексии и способствует адекватному эмоциональному реагированию. Эмоциональная культура - область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие как личности учителя, так и личности ученика. Эмоциональная культура педагога включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под эмоциональной грамотностью нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности. Под эмоциональной компетентностью мы понимаем осведомленность об эмоциях, эмоциональных типах, эмоциональных реакциях, а также наличие умений, позволяющих определить, проанализировать их и трансформировать в случае необходимости. Позицию ученика характеризуют следующие понятия: эмоциональная реакция, которая возникает либо непроизвольно, либо по воле ученика, эмоциональный отклик и эмоциональное настроение. Под эмоциональным откликом школьников нами понимается вызванная педагогом желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, явления общественной жизни. Эмоциональный отклик представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию. Эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного ученика в отличие от эмоционального отклика предполагает длительную реакцию на какую-либо деятельность или информацию.

Основная задача, которая стоит перед педагогом, заключается в том, чтобы эмоциональное состояние, возникающее в конкретной ситуации (особенно если речь идет о негативных эмоциональных состояниях, в частности, эмоциональная

напряженность, стресс, тревога, монотония, эмоциональное пресыщение, утомление и другие), не трансформировалось в устойчивое качество личности. В этих условиях большое значение приобретает умение диагностировать те или иные эмоциональные состояния личности, правильный выбор способа педагогического воздействия на школьника, что способствует формированию у учащегося личностного смысла учения, поскольку эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение.

Таким образом, основной задачей развития эмоциональной сферы старшеклассников является формирование у школьников адекватной эмоциональной реакции, реализуемой в процессах деятельности и общения и отражающейся в процессе рефлексии этих процессов. Решение данной задачи возможно при осуществлении социально-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старшеклассников.

Библиографический список

1. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика. - М.: Московский психолого-соци-альный институт, 2005. - 448 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996. - 220 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

4. Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2006. - 496 с.

5. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. - С. 49-50.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

7. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. - Калининград, 1995. - 94 с.

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989. - 486 с.

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.