УДК 37.013.75:159.923
Сергеева Ольга Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент, директор Ярославского филиала НОУ ВПО МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА при Правительстве Москвы, [email protected], г. Ярославль
развитие эмоционально-чувственной сферы
СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАя ПРОБЛЕМА
Аннотация. Процесс формирования социально значимых черт личности невозможен без эмоциональной составляющей. При этом особое значение приобретает умение управлять собственными эмоциями. Это лежит в основе развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, чему посвящена статья. Эмоциональное развитие старшеклассников является важным компонентом педагогической деятельности и включает систему знаний, умений и навыков, направленных на адекватность эмоционального реагирования.
Ключевые слова: эмоционально-чувственная сфера, эмоциональное развитие, старшеклассники, эмоциональная культура, педагогическое влияние, умение управлять собственными эмоциями
Sergeeva Olga Alexandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Director of the Yaroslavl Branch of Moscow Business Academy, [email protected], Yaroslavl
DEVELOPMENT OF THE EMOTIONALLY-SENSUAL SPHERE OF SENIOR PUPILS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract. The process of forming of personality characteristics is significant socially. It is impossible without an emotional component. In this case it is very important to have the skill of regulation of your own emotions. This skill is the basis of the development of the emotionally-sensual sphere of senior pupils. This article covers the problem of the education of the emotional development of senior pupils. The emotional development is one of the important components of the pedagogical work which is comprised of a system of knowledge and skills. They are aimed to the adequacy of the emotional response.
Keywords: emotionally-sensual sphere, emotional development, senior pupils, emotional culture, pedagogical activity, skill of regulation of your own emotions.
В современной педагогической науке аксиоматичным является положение об обучении как многоаспектном процессе, где личность рассматривается как целостность и субъект данной деятельности. Однако долгое время педагогическая практика в большей степени была ориентирована на интеллектуальное развитие школьника, лишь в последнее время возрос интерес к эмоциональному фактору процесса обучения. Понятие «эмоциональный фактор процесса обучения» в современных зарубежных педагогических исследованиях рассматривается в двух плоскостях: как основная мотиваци-онная система процесса обучения и как фактор, оказывающий существенное влияние
на когнитивные психические процессы, значимые для процесса обучения (память, восприятие, мышление). В отечественной дидактике проблема эмоционального фактора рассматривалась первоначально в контексте познавательного интереса. Современные исследователи стоят на аналогичных позициях. Познавательный интерес трактуется как эмоционально-ценностный мотив процесса обучения, с помощью которого происходит позитивное воздействие эмоционального фактора ^ С Данюшенков, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, О. И. Павлюк, Г. И. Щукина и др.) Обобщение существующих точек зрения позволяет сделать вывод о том, что под эмоциональным фактором процесса об-
учения понимаются эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на его результативность. Эмоциональный фактор процесса обучения и воспитания имеет большое значение в отношении любого возраста обучаемого, однако особую роль он играет в том случае, когда обучающийся достиг старшего школьного возраста. Это связано с тем, что старший школьный возраст является этапом концентрации кризисных изменений практически во всех сферах личности - мотивационной, социальной, интеллектуальной, деятельностной и, что для нас особенно важно, эмоциональной. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что период старшего школьного возраста является предметом пристального внимания как в зарубежной, так и в отечественной науке, что объясняется осмыслением старшего школьного возраста как периода развития человека, существенно определяющего его дальнейший жизненный путь.
Эмоционально-чувственная сфера старшеклассника представляет собой сложную и непрерывно меняющуюся систему своеобразных откликов на действительность и ее воздействия. Понятие "эмоциональная сфера" часто встречается в исследованиях таких авторов, как Дж. Боубли, И. В. Дубровина, Я. Корчак, А. А. Крылов, И. Я. Лер-нер, А. Х. Пашина, А. М. Прихожан и др. При этом единодушия исследователей при трактовке понятия «эмоциональная сфера» не наблюдается. Некоторые исследователи рассматривают эмоциональную сферу в связи с мотивами (В. С. Мерлин) или с эмоционально-чувственным опытом человека (И. Я. Лернер). А. Х. Пашина выделяет такие составляющие эмоциональной сферы, как доминирующее эмоциональное состояние, уровень тревожности, эмпатическая тенденция, эмоциональный слух, социальные эр-гичность, пластичность и эмоциональность. Иными словами говоря, эмоционально-чувственная сфера является характеристикой индивидуальности человека, включающей эмоции, чувства и самооценку. Основным элементом эмоционально-чувственной сферы, что следует и из ее наименования, являются эмоции. Широта и многогранность понятия «эмоции» определило наличие множества исторических и современных на-
правлений, сложившихся в изучении этой проблемы (в частности, биологическая, информационная, функциональная, мотиваци-онная теории эмоций и др.). Анализ существующих точек зрения позволяет сделать вывод о двойной обусловленности эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой - особенностями воздействия (ситуации). Понятие «эмоции» часто рассматривается тождественным понятию «чувства». Между психологами и педагогами до сих пор нет единства в определении эмоций и чувств. Помимо отсутствия единообразия в теориях, посвященных рассмотрению эмоциональных состояний, сложность классификации данных явлений обусловлена еще и семантикой разговорной речи, в которой радость, например, может называться эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением. Предпосылкой развития чувств является их общественная природа, которая определяет характер поступков человека, способствует его эмоциональному развитию. Под эмоциональным развитием личности мы понимаем постепенную дифференциацию эмоций, осознание своих чувств и чувств другого человека, расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик, обогащение переживаний и формирование умений регулировать и контролировать чувства.
Обобщение существующих точек зрения позволяет нам определить эмоционально-чувственную сферу старшеклассника как сложное субъектно-личностное образование, включающее как относительно устойчивые структурные образования (когнитивный, мотивационно-ценностный, конативно-дея-тельностный компоненты), так и динамические, ситуативно обусловленные проявления (эмоциональные состояния). К возрастным особенностям эмоционально-чувственной сферы старших школьников относятся диф-ференцированность эмоциональных реакций, повышение самоконтроля, сила и окраска эмоциональных состояний, расширение с возрастом факторов, способных вызывать эмоциональное возбуждение, развитие самосознания, динамика изменения самооценки и уровня тревожности. Перечисленные особенности лежат в основе стереотипа эмоционального поведения. Стереотип эмоционального поведения - это «совокупность
устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми человек чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием» (Бойко В. В.). К факторам, которые определяют стереотип эмоционального поведения, относятся как факторы, связанные с природными особенностями человека, в частности темперамент, так и факторы, которые обусловлены воспитательным воздействием. К ним относятся сформированная система ценностей, склонность к позитивному эмоциональному фону, адекватность эмоциональной реакции социокультурным нормам, осознанность эмоционального реагирования и эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект (понятие ввели Питер Сэловей и Джон Мейер в 1990 году) в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Наличие эмоционального интеллекта является обязательным условием для воспитания эмоциональной культуры. Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, которая представлена системой знаний о развитии эмоций, умениями и способами анализа эмоций, управления ими, оказания эмоциональной поддержки партнера, проявление которых основано на рефлексии и способствует адекватному эмоциональному реагированию.
Основной задачей развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников является формирование у школьников эмоциональной реакции, основанной на эмоционально-чувственном опыте, реализуемой в процессах деятельности и общения и отражающейся в процессе рефлексии этих процессов. Решение данной задачи возможно при осуществлении педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников. Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старше-
классников - это процесс, целью которого является формирование личности, эмоционально реагирующей на происходящее на основе рефлексивного отражения деятельности и общения. Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы подчиняется следующим закономерностям: взаимообусловленность результативности педагогического сопровождения и уровня сформированности у старшеклассников структурных компонентов эмоционально-чувственной сферы; взаимосвязь методов педагогического сопровождения с особенностями эмоциональной среды; взаимосвязь результатов педагогического сопровождения и степени сформированности рефлексивной позиции субъектов педагогического взаимодействия; системность развития всех элементов эмоционально-чувственной сферы школьников. Мы выделяем следующие принципы педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы: опосредованности педагогического воздействия на эмоционально-чувственную сферу; адекватности эмоциональных реакций педагога уровню развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников и особенностям эмоциогенных ситуаций; эмоциональной включенности школьников в социально значимые личностные отношения; эмоциональной бинарности; интеграции действий всех субъектов педагогического сопровождения старшеклассников и событийности. К основным педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, мы относим: рефлексивное взаимодействие между педагогами и старшеклассниками, способствующее формированию умений управлять эмоциями; субъектное включение старшеклассника в вариативную эмоциональную среду; обеспечение вариативного характера эмоциональной среды за счет расширения спектра эмоциогенных ситуаций; формирование гуманистической профессионально-личностной позиции педагогов-субъектов педагогического сопровождения; создание системы развития и саморазвития эмоционально-чувственной сферы педагогов-субъектов педагогического сопровождения.
Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы старше-
классников рассматривается нами как динамический процесс, имеющий временную протяженность и включающий этапы, отражающие разные педагогические функции педагога: предваряющий (функция педагога - помощь и защита), актуализирующий (функция педагога - помощь и поддержка) и рефлексирующий (функция педагога - пример и поддержка). При этом помощь предполагает содействие старшекласснику в преодолении возникающих у него эмоциональных проблем при условии, что сам обучающийся в силу различных причин (эмоциональной неготовности, недостаточной информированности о способах выхода из данной эмоциогенной ситуации, невысоким уровнем сформированности умений контролировать эмоции и др.) не может справиться с данной ситуацией. Каждый из этапов педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников предполагает не решение проблемы за старшеклассников, а стимулирование их самостоятельности в выборе способа эмоционального реагирования.
Комплексным фактором развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников является эмоциональная среда -эмоционально значимая часть социального пространства личности старшеклассника, основными структурными элементами которой выступают психологический климат и эмоциогенные ситуации в группах. Под эмоциогенными ситуациями в системе педагогического сопровождения мы понимаем педагогически управляемые полифункциональные эмоционально значимые события, которые могут реализовать задачи диагностики развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассника и способствовать ее формированию. Находясь в эмоциональной
среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.
Система педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников включает принципы его организации, основанные на рефлексивно-деятельностном подходе, определенные условия этого процесса, предусматривает учет и воздействие на эмоционально-чувственную сферу старшеклассника, обеспечение постоянной деятельности по стимулированию саморазвития всех субъектов педагогического сопровождения, в том числе коррекцию эмоционально-чувственной сферы и профессионально личностной позиции педагога.
Библиографический список
1. Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 448 с.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.
4. Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2006. - 496 с.
5. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций: Тексты. - М., Издат-во МГУ, 1984. - С. 49-50.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
7. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности. Курс лекций. - Калининград, КОИПКРО,1995. - 94с.
8. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989. - 486 с.