4. Максимова С. А. Образовательная практика и образовательное знание: дис. ... д-ра пед. наук / С. А. Максимова. - Екатеринбург, 1999. - С. 43.
5. Батищев Г. С. Найти и обрести себя / Г. С. Батищев // Вопросы философии. - 1995. -№ 3. - С. 18.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - М., 1995. - 44 с.
7. Пивоваров Д. В. Дух, душа и смысл жизни человека / Д. В. Пивоваров. -Екатеринбург,1993. - 57 с.
8. Шелер М. Формы знания и образование / М. Шелер. // Избр. произв. - М., 1994.-67с.
9. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - М., 1996. -С. 69.
10. Арефьева Г. С. Общество, познание, практика / Г. С. Арефьева. - М., 1986. - 73 с.
11. Каган М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. - М., 1974. - С. 32.
12. Слободчиков В. И. О нормативном статусе учебной деятельности / В. И. Слободчиков // Развивающее образование. - Т. 2. - М.: ПК ПРО, 2003. - С. 18.
Проблемы воспитания
Сергеева О. А.
Особенности воспитания эмоциональной культуры школьников
Понятие «культура» легло в основу некоторых научных концепций, различных трактовок того или иного явления, например, создания социокультурной концепции диалогических отношений (Бахтин М. М.); культуры помощи ребенку через организацию процесса его сопровождения в системе образования (Лазарев В. А.) и т.д. Казанский ученый-педагог В. И. Андреев выявил универсальный закон - закон творческого саморазвития личности как человека культуры.
Одним из первых дал определение эмоциональной культуры Якобсон П. М. По его мнению, эмоциональная культура есть «комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени» [7, с. 64]. С точки зрения П. М. Якобсона, эмоциональная культура включает в себя:
- отзывчивость на достаточно широкий круг объектов;
- способность ценить и уважать чувства другого человека;
- способность к сопереживанию с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и умение делить свои переживания с другими людьми.
Не претендуя на всесторонний анализ понятия «культура», мы предлагаем определение эмоциональной культуры, сформулированное с учетом имеющихся точек зрения. Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний школьника о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования. Это тесно связано с эмоциональной
эмпатией педагога и способствует оказанию эмоциональной поддержки школьникам.
Таким образом, эмоциональная культура - область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие, как личности учителя, так и личности ученика.
Высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием компонентов: социально-культурный, поведенческий, мотивационный, этико-нравственный, которые находят выражение в следующих структурных элементах:
- опора на собственные нравственные принципы при выборе эмоций;
- соответствие эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе;
- соответствие эмоционального реагирования возрастным особенностям;
- адекватность эмоциональной реакции социально-культурным нормам;
- осознанность эмоционального реагирования.
Эмоциональная культура педагога включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под эмоциональной грамотностью нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью - осведомленность об эмоциях, эмоциональных типах, эмоциональных реакциях, а также наличие умений, позволяющих определить и проанализировать их.
Позицию ученика характеризуют следующие понятия:
- эмоциональная реакция, которая возникает либо непроизвольно, либо по воле
ученика;
- эмоциональный отклик, под которым понимается «вызванная педагогом желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, коллективные дела» [8, с. 14] и который представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию;
- эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного ученика, которое в отличие от эмоционального отклика предполагает длительную реакцию на какую-либо деятельность или информацию. По мнению Яновской М. Г., это устойчивое состояние в определенных условиях положительного эмоционального отклика. Однако эмоциональное настроение может быть и отрицательным, поэтому в качестве определяющего фактора мы предлагаем не только общий психологический настрой, но и продолжительность его реализации.
Эмоциональная культура тесно связано с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Сэловей и Джон Мейер в 1990 году. Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллеков, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.
Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то составляющие эмоционального интеллекта следующие:
- способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа;
- сложившееся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы творческого её изменения;
- способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, определять эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя;
- совокупность программ-"регуляторов" и "мотиваторов" деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей, саморегуляцию и социальное поведение личности.
Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде. Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.
Эмоция может быть подавлена, если человек внешне остается спокойным. Проблема заключается в том, что любая эмоция даже в случае торможения ее произвольных компонентов обязательно распространится на деятельность внутренних органов, не поддающихся произвольному контролю. Предотвратить последствия негативных эмоциональных состояний помогает положительная эмоция. В этих условиях большое значение приобретает умение управлять эмоциями, которое заключается не в умении подавлять определенные (внешние) компоненты эмоций или в разрядке уже возникшей эмоции (в частности, физическая нагрузка). Умение управлять эмоциями заключается в том, чтобы эта эмоция в определенной обстановке не возникла вообще.
Анализ психологической литературы подтверждает существование двух основных способов управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей - эмоциогенными ситуациями. Это легло в основу определения этапов воспитания эмоциональной культуры, предлагаемых нами: первый этап - восприятие эмоций, что предполагает понимание эмоций, диагностику (распознавание) эмоции и определение причин возникновения данной эмоции. Второй этап - осуществление самоанализа, что предполагает анализ эмоциональной реакции ученика (адекватную оценку эмоций), адекватную реакцию на эмоцию, а также анализ собственного эмоционального реагирования. Третий этап - управление эмоциями, что предполагает вызов желаемой эмоциональной реакции, устранение негативной эмоции, если эмоция возникла, а также использование эмоций для преодоления стресса.
Процесс воспитания эмоциональной культуры школьников рассматривается нами как динамичный процесс, который предполагает реализацию системы педагогических средств. В качестве основных средств мы предлагаем следующие: эмоциональная рефлексия, использование юмора как педагогического средства и эмоциональное стимулирование.
Эмоциональная рефлексия понимается нами как способность к самонаблюдению, самоанализу процесса возникновения эмоций и способа эмоционального реагирования. Это особый принцип мышления, направленный на осознание восприятия собственных проявлений эмоций, которые при этом выступают как средство самовыражения и самореализации.
Юмор мы определяем как педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, видимым и реальным и т.д.), связанных с комическим
эффектом, снимающее психологическое напряжение, способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений. Юмор может выступать и как свойство характера человека (в этом случае мы говорим об остроумии), и как умение реагировать на различные ситуации (в этом случае мы говорим о чувстве юмора). Мы остановимся на тех приемах юмора, которые, по нашему мнению, способствуют формированию умения управлять эмоциями, а значит, и воспитания эмоциональной культуры:
1. Педагогический парадокс.
2. Доведение до абсурда в педагогических целях.
3. Педагогическое сравнение по отдаленному или случайному признаку.
4. Повторение как прием остроумия с педагогической целью.
5. Обратное сравнение в педагогических целях.
6. Остроумие нелепости в педагогических целях.
7. Педагогический псевдоконтраст или ложное противопоставление.
8. Педагогический намек.
9. Саморазоблачение в педагогических целях собственных недостатков, которые могут вызвать смех.
10. Мнимое игнорирование того, что может вызвать смех, в педагогических
целях.
11. Утрирование определенных черт, сторон поведения в педагогических целях.
12. Знакомство учащихся в педагогических целях с собственным эмоциональным состоянием через указание на тот или иной факт в содержании учебного материала.
Эмоциональный стимул - «стимул, который в наибольшей мере воздействует на эмоциональную сферу школьников, вызывая у них ответные чувства: эмоциональный отклик, сопереживание и, как наивысший результат, формирование общественно ценного и личностно значимого набора поведения» [8, с. 18].
Обобщая имеющиеся точки зрения, мы предлагаем следующую классификацию эмоциональных стимулов:
1. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании дидактического материала:
- анализ содержания пословиц, поговорок, афоризмов.
2. Эмоциональные стимулы, основанные на анализе произведений искусства:
- художественных произведений;
- кинофрагментов;
- произведений живописи.
3. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании метода обучения:
- мозговая атака;
- проблемно-поисковый метод;
- диспуты, дискуссии.
4. Эмоциональные стимулы, основанные на межличностном взаимодействии:
- игра;
- соревнование.
Суть эмоционального стимулирования как педагогической технологии заключается в том, чтобы помочь ученику выработать собственный способ эмоционального реагирования, основанный на его индивидуальных особенностях. Высшим проявлением эмоциональной культуры является эмоциональная зрелость, которая предполагает наличие чувства ответственности за свои переживания перед собой, а тем самым и перед людьми.
На основе культурных образцов, прежде всего, через процесс социализации, определяется не только характер предпочитаемых эмоций, которые считаются «хорошими» или «плохими» в соответствии с социальными нормами, но и степень и форма их выражения, а также характеристики ситуаций, которые могут эти эмоции вызвать. При этом негативные эмоции представлены более дифференцированно, поскольку «именно негативные изменения более чреваты последствиями для жизни, здоровья и социального статуса людей» [1, с. 466].
Основная задача, которая стоит перед педагогом, заключается в том, чтобы эмоциональное состояние, возникающее в конкретной ситуации, не трансформировалось в устойчивое качество личности. В этих условиях большое значение приобретает умение диагностировать те или иные эмоциональные состояния личности, правильный выбор способа педагогического воздействия на школьника, что способствует формированию у учащегося «личностного смысла учения», поскольку эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение.
Литература
1. Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - 2-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2006. - 142 с.
2. Ворохоб Ю. А. Аудиовизуальная культура будущего учителя / Ю. А. Ворохоб // Вестник Московского университета. - 2008. - № 2. - С. 57-65.
3. Ермакова И. В., Поливанова Н. И., Ривина И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке / И. В. Ермакова и др. // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 1. - С. 63-73.
4. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард; пер. с англ. - СПб.: изд. «Питер», 1999. - 64 с.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. С. 43-56.
6. Фетискин Н. П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности / Н. П. Фетискин. - Кострома: КГПИ им. Н. А. Некрасова, 1990. - 32 с.
7. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. - М.: Знание, 1976.- С. 64-68.
8. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя / М. Г. Яновская. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.