Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1584
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аманов Гуломжон Махмудович

Педагогический процесс - это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели. В этой статье обсуждаются закономерности педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аманов Г.М.

Аманов Гуломжон Махмудович - преподаватель общевойскового подготовительного цикла, факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: педагогический процесс - это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели. В этой статье обсуждаются закономерности педагогического процесса.

Ключевые слова: педагогический процесс, учебная среда, педагогическое воздействие, логическое осмысление, закономерность, фактор воспитания.

В закономерностях педагогического процесса выражаются его главные, объективные, повторяющиеся связи. Закономерности показывают, что и как связано в нем, что и от чего зависит. Понятно, что каждый педагог должен хорошо понимать и знать их действие. В такой сложной и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Рассмотрим самые важные, которые в учебно-воспитательном процессе должны учитываться, прежде всего.

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина достижений студента на всех последующих этапах зависит от его успехов на предыдущих. Это значит, что педагогический процесс имеет «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

1) наследственности;

2) воспитательной и учебной среды;

3) включения в учебно-воспитательную деятельность;

4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

1) интенсивности обратных связей между студентами и педагогами;

2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на студентов. Тут же укажем на очевидные зависимости: если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты воспитания будут более весомыми; если воспитатель глубже вникнет в поведение воспитанника, правильно его поймет и вовремя окажет поддержку хорошим делам, устранит ошибочные действия, общий результат будет более значительным.

4. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:

1) интенсивности и качества чувственного восприятия;

2) логического осмысления воспринятого;

3) практического применения осмысленного.

Чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если студент чувствами не вникает в то, что ему хочет привить преподаватель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигает прочного успеха.

5. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается:

1) качеством педагогической деятельности

2) качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Следует предостеречь от ошибочного представления, будто изложенными закономерностями исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе. На самом деле их гораздо больше, к изучению их исследователи еще только подступают.

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе действуют важные закономерности, выражающие связи между всеми компонентами педагогической системы. Закономерности устанавливают динамику достижения стабильно высоких результатов воспитания, обучения; показывают зависимость их от среды, наследственности и воспитания; раскрывают связи между деятельностью учителей и деятельностью студентов; учитывают зависимости между важнейшими факторами воспитания. Их действие в практическом педагогическом процессе нужно учитывать на каждом шагу. Прежде чем дать, например, новое задание студентам, учитель, выполняя требования закономерности педагогического процесса, проверит: сочетается ли логическое наполнение задания с его эмоциональным воздействием, как будет происходить чувственное восприятие теоретических положений студентами, как сделать приятными и полезными их практические действия.

Список литературы

1. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно - оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 40-43.

2. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.

3. Самадов А.А. Организация спортивно-оздоровительных занятий среди студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 46-49.

4. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.

5. Хамраев К.К. Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22(100), 2020. С. 52-55.

6. Жумаев Ф.Ш. Принципы организации физкультурно-оздоровительных занятий студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 55-58.

7. Исмоилова М.Н. Проблемы и решения по повышению качества кадров в сфере образования и педагогики // Учёный XXI века международный научный журнал. № 4-3(17), 2016. C. 15.

8. Исмоилова М.Н., Арашова Д. Методика преподавания индивидуализация обучения в вузах // Теория и практика современной науки. № 12(30), 2017.

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ВОЕННЫХ ДИСЦИПЛИН Валиев А.А.

Валиев Абдурафик Абдуганиевич - преподаватель цикла методической подготовки, факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: современное образование, его качество связаны с внедрением в учебный процесс новых технологий обучения, которые обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов. В данной статье обсуждается имитационное моделирование в преподавании военных дисциплин.

Ключевые слова: инновационные технологии обучения, технология имитационного моделирования, ценностно-мотивационный компонент, когнитивный компонент, действенно-практический компонент.

Глобальные процессы и тенденции, происходящие в системе высшего образовании, требуют радикального поворота к личности, как самоценности, пересмотра взаимоотношений преподавателя и студента, превращая второго в субъект обучения, и остро ставят проблему качества образования. Качество образования становится главным механизмом решения целого комплекса социально-экономических проблем, определяющих развитие и будущее страны.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. К числу инновационных технологий обучения относится технология имитационного моделирования, при использовании которой происходит формирование профессиональных качеств специалистов через погружение в конкретную ситуацию,

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.