Научная статья на тему 'ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ВОЕННЫХ ДИСЦИПЛИН'

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ВОЕННЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЙСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиев Абдурафик Абдуганиевич

Современное образование, его качество связаны с внедрением в учебный процесс новых технологий обучения, которые обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов. В данной статье обсуждается имитационное моделирование в преподавании военных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ВОЕННЫХ ДИСЦИПЛИН»

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе действуют важные закономерности, выражающие связи между всеми компонентами педагогической системы. Закономерности устанавливают динамику достижения стабильно высоких результатов воспитания, обучения; показывают зависимость их от среды, наследственности и воспитания; раскрывают связи между деятельностью учителей и деятельностью студентов; учитывают зависимости между важнейшими факторами воспитания. Их действие в практическом педагогическом процессе нужно учитывать на каждом шагу. Прежде чем дать, например, новое задание студентам, учитель, выполняя требования закономерности педагогического процесса, проверит: сочетается ли логическое наполнение задания с его эмоциональным воздействием, как будет происходить чувственное восприятие теоретических положений студентами, как сделать приятными и полезными их практические действия.

Список литературы

1. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно - оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 40-43.

2. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.

3. Самадов А.А. Организация спортивно-оздоровительных занятий среди студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 46-49.

4. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.

5. Хамраев К.К. Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22(100), 2020. С. 52-55.

6. Жумаев Ф.Ш. Принципы организации физкультурно-оздоровительных занятий студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 55-58.

7. Исмоилова М.Н. Проблемы и решения по повышению качества кадров в сфере образования и педагогики // Учёный XXI века международный научный журнал. № 4-3(17), 2016. C. 15.

8. Исмоилова М.Н., Арашова Д. Методика преподавания индивидуализация обучения в вузах // Теория и практика современной науки. № 12(30), 2017.

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ВОЕННЫХ ДИСЦИПЛИН Валиев А.А.

Валиев Абдурафик Абдуганиевич - преподаватель цикла методической подготовки, факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: современное образование, его качество связаны с внедрением в учебный процесс новых технологий обучения, которые обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов. В данной статье обсуждается имитационное моделирование в преподавании военных дисциплин.

Ключевые слова: инновационные технологии обучения, технология имитационного моделирования, ценностно-мотивационный компонент, когнитивный компонент, действенно-практический компонент.

Глобальные процессы и тенденции, происходящие в системе высшего образовании, требуют радикального поворота к личности, как самоценности, пересмотра взаимоотношений преподавателя и студента, превращая второго в субъект обучения, и остро ставят проблему качества образования. Качество образования становится главным механизмом решения целого комплекса социально-экономических проблем, определяющих развитие и будущее страны.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. К числу инновационных технологий обучения относится технология имитационного моделирования, при использовании которой происходит формирование профессиональных качеств специалистов через погружение в конкретную ситуацию,

63

смоделированную в учебных целях. Эта технология особенно имеет важную роль в преподавании военных дисциплин, так как в этих дисциплинах вместе с студентами можно моделировать модели военных техник и оружий. Задачей этой технологии является точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.

Главной сущностной особенностью имитационного моделирования является игровой характер, который в основном осуществляется за счет наличия разнообразных ролей. В процессе ролевого взаимодействия происходит решение учебных и смоделированных практических задач, обмен ценностями, знаниями, умениями в ходе реализации конкретных педагогических задач.

Каждая роль в игре приобретает определенную личностную окраску, в ней фиксируются профессионально значимые или профессионально недопустимые черты личности. Разыгрывание действия происходит в ситуации, сопровождающейся возникновением различных реакций ее участников и требующей от них мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей.

Технология имитационного моделирования предполагает максимально активную позицию самих студентов в процессе познавательной и практической деятельности, комплексная диагностика эффективности образовательного процесса складывается из нескольких компонентов: экспертизы деятельности обучаемых (качество знаний, уровень обученности, мыслительных умений, воспитанности); экспертизы деятельности педагогов и эффективности управления учебно-воспитательным процессом в учебном учреждении.

Диагностика личности обучаемого рассматривается не только в аспекте достижения определенных знаний, умений и навыков, но и в плане активного саморазвития действенно-практической сферы, ее ценностно-мотивационного и рефлексивного аспектов.

Диагностика готовности студентов к профессиональной деятельности осуществляется через анализ ценностно-мотивационного, когнитивного, действенно-практического компонентов. Для самооценки студентам предлагается показатели готовности к профессиональной деятельности. В качестве показателей определяются следующие:

Ценностно-мотивационный компонент: осознание важности и престижности работы инженера; стремление работать по специальности; интерес к техническим наукам; интерес к предметам по специальности.

Когнитивный компонент: понимание учебного материала по техническим дисциплинам; познавательная активность (осмысление, анализ, классификация, обобщение) при изучении специальных дисциплин; способность к преобразованию учебной информации; способность к анализу учебно-познавательной деятельности.

Действенно-практический компонент: высокий уровень учебных достижений; применение теоретического материала на практике; способность преодолевать трудности; самостоятельность в достижении результатов.

Однако, студенты стремятся в условиях обучения в вузе использовать возможность получить образование высокого качества, а потому достаточно высоко оценивают уровень познавательной активности, свои способности по предметам специальности и будущей профессиональной деятельности.

Моделирование представляет собой особый вид эксперимента - так называемый модельный эксперимент, специфика которого состоит в том, что в процесс познания включается промежуточное звено - модель, выступающая, с одной стороны, как средство познания и представления объекта, а с другой стороны - как предмет экспериментального исследования, заменяющий «подлинный» объект изучения. Благодаря этому возможности имитационного моделирования в процессе обучения студентов значительно расширяются, так как на моделях можно воспроизводить и изучать многие объекты в их целостности и обзорности их сущностных характеристик.

В процессе реализации знаний и умений в имитационной ситуации студентам приходится взаимодействовать, обмениваться информацией, что стимулируется их активность и творчество.

Если преподаватель допризывной подготовки владеет методикой имитационного моделирования с учетом специфики конкретной специальности, учебной дисциплины, личностных особенностей студентов учебной группы, то обеспечивается и поддерживается активная позиция студентов в учебном процессе, эффективнее происходит формирование профессионально-значимых умений и качеств будущих специалистов.

Итак, целенаправленное использование в высшей школе методов и приёмов имитационной технологии способствует развитию у студентов целеустремленности, коммуникативности,

64

критическому осмыслению различного рода ситуаций и прогнозированию их последствий, выработке устойчивых жизненных позиций. Грамотное применение преподавателем подобного рода технологий в обучении студентов вопросам допризывной подготовки позволит значительно повысить уровень подготовки бакалавров, способных творчески подходить к решению нестандартных проблем.

Список литературы

1. Исмоилова М.Н. Таьлим-тарбия ва педагогика сохасида кадрлар сифатини ошириш муаммолари ва ечимлари // «Учёный XXI века» Международный научный журнал. № 4-3(17), 2016. C. 15-17.

2. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.

3. Самадов А.А. Организация спортивно-оздоровительных занятий среди студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 46-49.

4. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.

5. Хамраев К.К.Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 52-55.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ Жумаев Ф.Ш.

Жумаев Фуркат Шодмонович - преподаватель общевойскового подготовительного цикла, факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: для эффективной организации образовательного процесса необходим поиск и внедрение новых форм, методов и приёмов преподавания, которые существенно меняют структуру учебного занятия, способы подачи информации, средства оценивания знаний. Этим требованиям отвечают инновационные технологии обучения и в этой статье речь идет о некоторых инновационных технологиях.

Ключевые слова: метод программированного обучения, метод обучения по опорным конспектам, соревновательный метод, психологический мотив, допризывная подготовка.

На сегодняшний момент в вузах применяются различные инновационные технологии. Любая инновационная технология имеет свой алгоритм реализации, свои этапы. Кроме того, инновации зависят от творческого потенциала и личностных качеств педагога, поэтому и выбор инновационных технологий всегда будет различным. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей. Рассмотрим некоторые методы инновационного обучения:

Метод программированного обучения - наиболее рационального расчленения учебного материала на части, а также непрерывное получение руководителем занятия информации с мест, т.е. наличие так называемой обратной связи с помощью компьютера, о качестве усвоения обучаемыми каждой части учебного материала. Этот метод позволяет выдавать учебный материал в наиболее целесообразной последовательности и объеме. Для успешного применения этого метода требуется хорошо продуманный дидактический материал, которым является программное обеспечение занятия.

Метод обучения по опорным конспектам состоит в том, что учебный материал преподносится обучаемым при помощи опорных конспектов, которые отражают наиболее важные его определения, наименования и связи между ними. При обучении по опорным конспектам достигается более прочное усвоение пройденного материала, сокращается время на его повторение при самостоятельной работе. Сложный в плане запоминания теоретический материал в опорном конспекте заносится в виде сокращенных записей, знаков и других условных обозначений. При усвоении данного материала студенты будут задействованы не только органы слуха, но и зрения, а запись условных обозначений опорного конспекта в

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.