Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самадов Вохид Толибович

Прежде всего, офицер занимается воспитанием, обучением, психологической подготовкой подчиненных, развитием их воинского мастерства и боевой выучки и он отвечает за воспитание, формирование у военнослужащих качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие их интеллектуальных и физических качеств. В этой статье речь идет об основных категориях военной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ»

присяги и устава, приказов и указаний командиров и начальников. Важную роль здесь играют начальная военная подготовка молодежи. В настоящее время содержание и процесс военно-патриотического воспитания должны быть обогащены традициями модернизации системы образования республики, ускорением социально-экономического развития страны в защите Отечества. Основное содержание военно-патриотического воспитания: объяснять молодежи конституционный долг граждан Республики Узбекистан по защите Отечества; знакомить их с постановлениями правительства по дальнейшему укреплению обороны Республики Узбекистан; изучить и усвоить основные требования Закона Республики Узбекистан «Об общей воинской обязанности и военной службе», Воинской присяги и Воинского устава; объяснять цели и задачи подготовки молодежи к военной службе; пропагандировать наследие наших великих и храбрых предков. Это результат всестороннего развития личности студента в соответствии с законом, усвоения им всех богатств социальной культуры. Когда мы говорим о здоровом человеке, мы имеем в виду не только физическое здоровье, но и человека с твердыми духовными, моральными и этическими стандартами.

Необходимо вооружить патриотическую молодежь системой знаний, которая обеспечит овладение основами национальной обороны, ведь одна из важных задач воспитательного процесса -формирование обороны страны как мужественного и отважного защитника. На основе сочетания различных дисциплин (история, физика, математика и др.) у них формируется базовое представление о знаниях и навыках, необходимых Защитнику Отечества.

Перечисленные способности и качества служат индикатором формирования готовности молодежи к защите Родины, а также научной основой для постановки задач в области военно-патриотического воспитания и поиска средств их реализации.

Список литературы

1. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно - оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 40-43.

2. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.

3. Самадов А.А. Организация спортивно-оздоровительных занятий среди студентов// Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 46-49.

4. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования// Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.

5. Хамраев К.К. Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 52-55.

6. Жумаев Ф.Ш. Принципы организации физкультурно-оздоровительных занятий студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 55-58.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ Самадов В.Т.

Самадов Вохид Толибович - преподаватель общевойскового подготовительного цикла, факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: прежде всего, офицер занимается воспитанием, обучением, психологической подготовкой подчиненных, развитием их воинского мастерства и боевой выучки и он отвечает за воспитание, формирование у военнослужащих качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие их интеллектуальных и физических качеств. В этой статье речь идет об основных категориях военной педагогики. Ключевые слова: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, обучение, самообразование, развитие, психологическая подготовка, военно-педагогический процесс, педагогическая деятельность.

В военной педагогике сложилась система основных понятий и категорий, отражающих различные стороны военно-педагогического процесса по подготовке военнослужащих и воинских коллективов. К числу таких понятий и категорий относятся: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, обучение, самообразование, развитие, психологическая подготовка, военно-

педагогический процесс, педагогическая деятельность и др. В современной военной педагогике обучение представляет собой целеустремленный, систематический и организованный процесс вооружения военнослужащих знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения ими повседневных и служебно-боевых задач. С данным понятием в военной педагогике тесно связано определение сущности самообразования, под которым понимается целеустремленный педагогический процесс самостоятельной деятельности военнослужащих по приобретению, углублению и совершенствованию социокультурных и профессиональных компетенций.

Понятие «развитие» понимается как целенаправленный педагогический процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности военнослужащих в соответствии с характером решаемых ими задач и условий воинской службы.

Психологическая подготовка — психолого-педагогическая категория, обозначающая целенаправленный педагогический процесс формирования у военнослужащих таких особенностей психических процессов и черт личности, которые необходимы им для успешного выполнения профессиональных задач в любых условиях боевой обстановки.

Активная взаимосвязанная и взаимообусловленная педагогическая деятельность обучающих и обучающихся составляет военно-педагогический процесс. В современных условиях он представляет собой, с одной стороны, организованную и целенаправленную учебно-воспитательную деятельность командиров и органов по работе с личным составом по обучению, воспитанию, развитию и морально-психологической подготовке военнослужащих, а с другой — деятельность самих военнослужащих и воинских коллективов по овладению с социокультурными и профессиональными компетенциями, формированию у себя высоких морально-боевых качеств, развитию военно-профессионального мастерства и психологической готовности к успешным боевым действиям.

В известной мере военно-педагогический процесс включает в себя также специфическую деятельность по перевоспитанию, самовоспитанию и самообразованию личного состава подразделения, части, т.е. педагогическую деятельность.

В связи со сказанным военно-педагогическую деятельность целесообразно рассматривать как один из видов профессиональной деятельности офицера, в которой в единстве и взаимосвязи проявляются ее социальнопедагогический, нормативно-содержательный и функционально-психологический аспекты.

Важной категорией военной педагогики являет педагогическая технология. В педагогической науке выделяется следующая классификация педагогических технологий.

Перечисленные понятия и категории военной педагогики во многом обусловливают ее место и роль в системе военных и других научных дисциплин. Как было отмечено ранее, военная педагогика возникла на стыке целого ряда наук: общей и социальной педагогики, военной и социальной психологии, философии и социологии и др. Между ними существует прямая и обратная связь.

Военная педагогика как наука решает следующие задачи: исследует сущность, структуру, функции военно-педагогического процесса; изучает проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в военно-учебных заведениях; разрабатывает эффективные формы организации военно-педагогического процесса и методы воздействия на военнослужащих и воинские коллективы; способствует гуманизации военно-педагогического процесса и воинской службы; обосновывает содержание и технологию обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих; выявляет закономерности и формулирует принципы воспитания и обучения военнослужащих; обосновывает методику психологической подготовки личного состава с учетом специфики видов и родов войск; разрабатывает содержание и методику самообразования и самовоспитания военнослужащих; исследует особенности и содержание деятельности военного педагога и пути формирования и развития его педагогической культуры и мастерства; разрабатывает методику военно-педагогического исследования, обобщения, распространения и внедрения в жизнь передового опыта обучения и воспитания; дает научные рекомендации по творческому использованию исторического наследия военной педагогики.

Выполнение офицером служебных обязанностей сопряжено с реализацией ряда педагогических функций.

Таким образом, глубокое знание теоретических основ военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать военнослужащих подразделений и частей.

Список литературы

1. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно-оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 40-43.

2. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.

3. Самадов А.А. Организация спортивно-оздоровительных занятий среди студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 46-49.

4. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.

5. Хамраев К.К. Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 52-55.

6. Жумаев Ф.Ш. Принципы организации физкультурно-оздоровительных занятий студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 55-58.

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО

ОБУЧЕНИЯ Темиров У.Х.

Темиров Улмас Хамидович - преподаватель цикла методической подготовки,

факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье обсуждаются условия повышения эффективности проблемного обучения, алгоритм решения проблемной задачи и задачи проблемного обучения. Ключевые слова: проблемная ситуация, учебная проблема, гипотеза, познавательная проблема, оценочная проблема, организаторско-производственная проблема.

Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения. Алгоритм решения проблемной задачи состоит из четырёх этапов:

1. Возникновение и осознание проблемы.

2. Поиск способа решения проблемной задачи путём формулирования гипотезы.

3. Доказательство гипотезы.

4. Проверка правильности решения проблемной задачи.

Обучение студентов ставить вопросы (проблемы) - важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. Как известно, проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания. Многие педагоги суть проблемного обучения видят в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Но тогда возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Если он лежит через заучивание, то здесь и проблемы нет. Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация, то здесь требуется напряжение умственной деятельности.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построено с учетом целеполагания и принципа проблемности. Задачи проблемного обучения:

• Учить мыслить логично, научно, творчески.

• Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного диалектико-материалистического мировоззрения.

• Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти.

• Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя уверенность в своих силах, удовлетворение от напряжённой умственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.