Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ'

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА / ГИПОТЕЗА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / ОЦЕНОЧНАЯ ПРОБЛЕМА / ОРГАНИЗАТОРСКО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темиров Улмас Хамидович

В этой статье обсуждаются условия повышения эффективности проблемного обучения, алгоритм решения проблемной задачи и задачи проблемного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Список литературы

1. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно-оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 40-43.

2. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.

3. Самадов А.А. Организация спортивно-оздоровительных занятий среди студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 46-49.

4. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.

5. Хамраев К.К. Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 52-55.

6. Жумаев Ф.Ш. Принципы организации физкультурно-оздоровительных занятий студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 55-58.

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО

ОБУЧЕНИЯ Темиров У.Х.

Темиров Улмас Хамидович - преподаватель цикла методической подготовки,

факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье обсуждаются условия повышения эффективности проблемного обучения, алгоритм решения проблемной задачи и задачи проблемного обучения. Ключевые слова: проблемная ситуация, учебная проблема, гипотеза, познавательная проблема, оценочная проблема, организаторско-производственная проблема.

Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения. Алгоритм решения проблемной задачи состоит из четырёх этапов:

1. Возникновение и осознание проблемы.

2. Поиск способа решения проблемной задачи путём формулирования гипотезы.

3. Доказательство гипотезы.

4. Проверка правильности решения проблемной задачи.

Обучение студентов ставить вопросы (проблемы) - важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. Как известно, проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания. Многие педагоги суть проблемного обучения видят в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Но тогда возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Если он лежит через заучивание, то здесь и проблемы нет. Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация, то здесь требуется напряжение умственной деятельности.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построено с учетом целеполагания и принципа проблемности. Задачи проблемного обучения:

• Учить мыслить логично, научно, творчески.

• Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного диалектико-материалистического мировоззрения.

• Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти.

• Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя уверенность в своих силах, удовлетворение от напряжённой умственной деятельности.

• Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.

• Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению.

Можно выделить три группы проблемных ситуаций: познавательные (теоретическое мышление); оценочные (критическое мышление); организаторско-производственные (практическое мышление).

Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д. В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые понятия.

Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда.

Решение организаторско-производственных проблем связано с поиском путей различных положительных изменений окружающей действительности и способствует развитию практического мышления, а также ведёт к поиску применения знаний на практике.

Примерная схема организации урока с применением проблемного обучения:

1. Создание учебной проблемной ситуации (реальной или формализованной) с целью возбудить у учащихся интерес к данной учебной проблеме и мотивировать целесообразность её рассмотрения.

2. Постановка познавательной задачи (или задач), возникающей из данной проблемной ситуации, чёткая её формулировка.

3. Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу, обсуждение возможностей моделирования ее условия или замены имеющейся модели более простой и наглядной.

4. Процесс решения поставленной задачи. Разработка возможных направлений решений основной задачи, отбор, воспроизведение известных теоретических положений, которые могут быть использованы в указанном направлении решения задачи, разработка плана решения задачи в выбранном направлении и его реализация.

5. Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания.

6. Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения.

7. Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации.

8. Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения.

9. Подведение итогов проделанной работы, выявление существенного в содержании, способах решения, результатах, обсуждение возможных перспектив применения новых знаний и опыта.

Данный схематический план организации проблемного урока динамичен. Он выполняется полностью или частично, отдельные пункты плана могут объединяться вместе, выбор типа проблемного обучения зависит от особенностей каждого урока.

Список литературы

1. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и

образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.

2. Жумаев Ф.Ш. Принципы организации физкультурно-оздоровительных занятий студентов //

Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 55-58.

3. Исмоилова М.Н., Султонова З.Ш. Требования к методике обучения // Ученый XXI века.

№ 3-2 (38). 2018. С. 84-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.