критическому осмыслению различного рода ситуаций и прогнозированию их последствий, выработке устойчивых жизненных позиций. Грамотное применение преподавателем подобного рода технологий в обучении студентов вопросам допризывной подготовки позволит значительно повысить уровень подготовки бакалавров, способных творчески подходить к решению нестандартных проблем.
Список литературы
1. Исмоилова М.Н. Таьлим-тарбия ва педагогика сохасида кадрлар сифатини ошириш муаммолари ва ечимлари // «Учёный ХХ! века» Международный научный журнал. № 4-3(17), 2016. C. 15-17.
2. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.
3. Самадов А.А. Организация спортивно-оздоровительных занятий среди студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 46-49.
4. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.
5. Хамраев К.К.Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 52-55.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ Жумаев Ф.Ш.
Жумаев Фуркат Шодмонович - преподаватель общевойскового подготовительного цикла, факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: для эффективной организации образовательного процесса необходим поиск и внедрение новых форм, методов и приёмов преподавания, которые существенно меняют структуру учебного занятия, способы подачи информации, средства оценивания знаний. Этим требованиям отвечают инновационные технологии обучения и в этой статье речь идет о некоторых инновационных технологиях.
Ключевые слова: метод программированного обучения, метод обучения по опорным конспектам, соревновательный метод, психологический мотив, допризывная подготовка.
На сегодняшний момент в вузах применяются различные инновационные технологии. Любая инновационная технология имеет свой алгоритм реализации, свои этапы. Кроме того, инновации зависят от творческого потенциала и личностных качеств педагога, поэтому и выбор инновационных технологий всегда будет различным. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей. Рассмотрим некоторые методы инновационного обучения:
Метод программированного обучения - наиболее рационального расчленения учебного материала на части, а также непрерывное получение руководителем занятия информации с мест, т.е. наличие так называемой обратной связи с помощью компьютера, о качестве усвоения обучаемыми каждой части учебного материала. Этот метод позволяет выдавать учебный материал в наиболее целесообразной последовательности и объеме. Для успешного применения этого метода требуется хорошо продуманный дидактический материал, которым является программное обеспечение занятия.
Метод обучения по опорным конспектам состоит в том, что учебный материал преподносится обучаемым при помощи опорных конспектов, которые отражают наиболее важные его определения, наименования и связи между ними. При обучении по опорным конспектам достигается более прочное усвоение пройденного материала, сокращается время на его повторение при самостоятельной работе. Сложный в плане запоминания теоретический материал в опорном конспекте заносится в виде сокращенных записей, знаков и других условных обозначений. При усвоении данного материала студенты будут задействованы не только органы слуха, но и зрения, а запись условных обозначений опорного конспекта в
65
тетрадь превращается в практическую работу. Все это создает условия для запоминания до 90% сложного теоретического материала за очень короткое время. В военном деле при работе командира на картах, составлении других боевых графических документов, практически применяется этот же метод, когда условными обозначениями отражаются положение и действия воюющих сторон, намечается план боевых действий и т.п. На занятиях по допризывной подготовке студентов при применении опорных конспектов задействуется их ассоциативная зрительная память. Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес студентов, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия. Благодаря этому вырабатывается важное умение - подмечать необычное в явлениях и предметах будничных, примелькавшихся, а это уже отличительное свойство таланта. В опорных сигналах и элемент игры, и экономия времени, и знание психологии ребят. Но главная цель - изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал (темы, раздела) стал доступен, отпечатался в долговременной памяти. При всех видах устных ответов это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе творческой. При изучении вопросов с помощью опорных конспектов преподаватель допризывной подготовки, излагая суть вопроса, одновременно рисует опорные сигналы на доске, пользуясь заранее подготовленным опорным конспектом. Студенты зарисовывают их в свои тетради. Закончив изложение вопроса, преподаватель допризывной подготовки проводит контроль усвоения материала. Студенты, отвечают, пользуясь опорными сигналами конспекта. Применение данного метода требует от преподавателя начальной допризывной подготовки хорошо продуманного опорного конспекта с нанесенными опорными сигналами по содержанию вопроса.
Соревновательный метод. Большая эффективность соревновательного метода, применяемого на занятиях начальной допризывной подготовки молодежи, основана на психологических особенностях студентов самоутверждение, желание выделиться из среды окружающих, показать свою индивидуальность. И эти психологические мотивы преподаватель допризывной подготовки может с успехом использовать для повышения уровня знаний и практических навыков по допризывной подготовке. Он направлен на то, чтобы развивать у обучаемых дух состязательности, коллективизма, стремление равняться на лучших, оказывать помощь отстающим и подтягивать их до уровня передовиков. Учитывая то, что начальная допризывная подготовка молодежи на большинстве занятий имеет практическую направленность, а контроль практических навыков регламентируется нормативами, этот метод может и должен применяться на занятиях по прикладной физической подготовке, стрелковой подготовке, основам военного дела, основам воинской службы (строевая подготовка) и др. Причем соревнования необходимо организовывать не только на личное первенство, но и командное - между секциями.
Самостоятельная работа студентов на занятии входит органической частью во все звенья учебного процесса, включая допризывную подготовку студентов. В зависимости от содержания, характера учебного материала задания могут быть простыми, непродолжительными и сложными, длительными по времени, требующими от студентов интенсивной познавательной деятельности. Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем на уроке самостоятельная работа студенты способствует овладению всеми студентами глубокими и прочными знаниями и навыками, активизации умственных операций, развитию познавательной интеллектуальной деятельности, обучению студентов рациональным приемам самостоятельной работы. Организация самостоятельной работы студентов на уроке не снижает руководящей роли преподавателя начальной допризывной подготовки. Правильная организация самостоятельного умственного труда студентов требует от преподавателя большого мастерства и высокой методической подготовки. Преподаватель допризывной подготовки организует самостоятельную работу, зная особенности и конкретные затруднения отдельных студентов в ходе ее выполнения, планирует ход умственных операций, проявляя индивидуальный, дифференцированный подход к студентам, способствует накоплению определенного фонда знаний и навыков, и формированию у ребят необходимых приемов умственной деятельности, приемов анализа и синтеза, правильного соотношения, сопоставления, приемов полноценных обобщений и абстрагирования. Современные учебники дают достаточно возможностей для самстоятельной работы студентов. Однако успех практического выполнения разнообразных учебных заданий зависит не только от содержания и характера учебного предмета, специфики допризывной подготовки, но и от умственного развития студентов, от их предшествующей подготовки. Исключительно значение
66
для правильной организации самостоятельной работы студентов имеет рациональная постановка всей подготовительной работы преподавателя допризывной подготовки с классом, предваряющей выполнение студентами учебного задания самостоятельно. Во время выполнения самостоятельной работы в классе, преподаватель допризывной подготовки выясняет, в чем у студентов затруднения, помогая им и вооружая умениями, которые необходимы для самостоятельного выполнения заданий. Самостоятельная работа студентов может с успехом проводиться в комплексе с современными методами обучения: проблемным, программированного обучения, поэтапного формирования знаний и навыков, обучения по опорным конспектам, соревновательным при изучении практически всех разделов допризывной подготовки. Включая самостоятельную работу студентов в учебный процесс урока, мы отнюдь не считаем целесообразным упразднение домашних заданий. То, что студенты благодаря рационально организуемой и систематически проводимой на уроке самостоятельной работе будут лучше усваивать учебный материал, создает возможности для лучшей организации и упорядочения домашней работы. Самостоятельная познавательная деятельность студентов на уроке, рационально организуемая и систематически проводимая, не только оказывает положительное влияние на качество знаний студентов, вырабатывает у студентов умения и навыки учебного труда, но и воспитывает у них серьезное отношение к учебным занятиям, благотворно влияет на отношение студентов к урокам допризывной подготовки.
Список литературы
1. Исмоилова М.Н. Проблемы и решения по повышению качества кадров в сфере образования и педагогики // «Учёный XXI века». Международный научный журнал. № 4-3(17), 2016. С. .15-17.
2. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.
3. Жумаев Ф.Ш. Принципы организации физкультурно-оздоровительных занятий студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 55-58.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ШАГАЙ ОСТОРОЖНО!» Мигушина О.А.1, Геращенко С.Ю.2
'Мигушина Ольга Адольфовна — методист; 2Геращенко Софья Юрьевна - педагог-организатор, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Белгородский Дворец детского творчества, г. Белгород
Аннотация: познавательное занятие «Шагай осторожно!» для детей младшего школьного возраста разработано для привлечения внимания детей к проблеме поведения на дороге. В доступной форме используя элементы игры, педагог объясняет ребятам необходимость беречь свою жизнь и здоровье.
Ключевые слова: дорога, транспорт, правила, безопасность, дети. Педагог: Здравствуйте, друзья!
Ребята, сегодня мы с вами обсудим очень важную тему - правила
поведения на дороге. Ведь очень много ребят попадают в довольно неприятную обстановку, а еще хуже, когда дети получают травмы и гибнут под колесами автомобиля. Поэтому главное, что нам хочется сказать, это - «Шагай осторожно!». (Появляется растрепанная девочка с криками) Помеха-Неумеха: Не буду, не буду, не буду...
Педагог: Это что еще такое? Кто ты, девочка? И что ты не будешь?
Помеха-Неумеха: Я, разве вы не знаете. Я Помеха-Неумеха, я дружу со всеми ребятами. Они на улицу, и я с ними. Подсказываю, где лучше дорог перебежать, на каком заборе ворон посчитать. Буду ходить, где вы хотите.
Педагог: Так, так, вот это здорово. Разве можно учить ребят такому ведь они знают: