Научная статья на тему 'Законодательство РФ о туристской деятельности и обусловленные им задачи землеустройства и кадастра в данной сфере'

Законодательство РФ о туристской деятельности и обусловленные им задачи землеустройства и кадастра в данной сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / КАДАСТР / МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ / TOURISM INDUSTRY / TOURIST RESOURCES / TOURISM PRODUCT / LAND MANAGEMENT / CADASTER / LAND MONITORING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Конева Анна Валерьевна

Проанализировано основное содержание базовых федеральных законов о туристской деятельности, выделены их основные положения и на их основе сформулированы задачи землеустройства, кадастра и мониторинга земель, направленные на совершенствование туристской индустрии, прежде всего, в области информационного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RF LEGISLATION ON TOURIST ACTIVITIES. RELEVANT PROBLEMS OF LAND MANAGEMENT AND CADASTRE

Main contents of fundamental federal laws on tourist activities are analyzed. Basic provisions are highlighted, and relevant problems of land management, cadaster and land monitoring are stated. They focus on the improvement of tourism industry, mainly its information support.

Текст научной работы на тему «Законодательство РФ о туристской деятельности и обусловленные им задачи землеустройства и кадастра в данной сфере»

УДК 379.85:332

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИМ ЗАДАЧИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И КАДАСТРА В ДАННОЙ СФЕРЕ

Анна Валерьевна Конева

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)361-05-66, e-mail: vestnik@ssga.ru

Проанализировано основное содержание базовых федеральных законов о туристской деятельности, выделены их основные положения и на их основе сформулированы задачи землеустройства, кадастра и мониторинга земель, направленные на совершенствование туристской индустрии, прежде всего, в области информационного обеспечения.

Ключевые слова: туристическая индустрия, туристские ресурсы, туристский продукт, землеустройство, кадастр, мониторинг земель.

RF LEGISLATION ON TOURIST ACTIVITIES.

RELEVANT PROBLEMS OF LAND MANAGEMENT AND CADASTRE

Anna V. Koneva

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plak-hotnogo St., post-graduate student, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)361-05-66, e-mail: vestnik@ssga.ru

Main contents of fundamental federal laws on tourist activities are analyzed. Basic provisions are highlighted, and relevant problems of land management, cadaster and land monitoring are stated. They focus on the improvement of tourism industry, mainly its information support.

Key words: tourism industry, tourist resources, tourism product, land management, cadaster, land monitoring.

Законодательство РФ о туристской деятельности достаточно обширно, но его основная часть представлена Федеральным законом о туризме [1].

Сделаем несколько общих замечаний, в том числе дадим базовые определения, содержание которых в значительной степени формирует содержание туристской деятельности:

туризм - временные выезды граждан РФ в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных и иных целях без занятия доходной деятельностью;

туристская деятельность - деятельность по организации указанных выше временных выездов (путешествий) граждан РФ;

туризм внутренний - туризм в пределах территории РФ лиц, постоянно проживающих в России;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, способные удовлетворить потребности туристов;

туристская индустрия - совокупность объектов размещения, транспортировки, отдыха и лечения, питания, развлечения и иного назначения; юридических и физических лиц, развивающих использование указанных объектов в интересах туристов;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению туриста, оказываемых за общую цену по договору о реализации указанного продукта.

Основные положения Закона о туризме включают следующее:

- приоритет туристской деятельности;

- государственная поддержка и защита российских туристов;

- развитие благоприятных условий для туризма;

- обеспечение охраны окружающей среды;

- стандартизация и классификация объектов туристской индустрии;

- информационное обеспечение туризма.

В Законе о туризме также сформулированы требования к осуществлению туроператорской деятельности, определен состав и требованию к ведению Единого федерального реестра туроператоров. Ведение реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом РФ исполнительной власти - Минс-порта, туризма и молодежной политики, который, в свою очередь, основную информацию размещает на своем официальном сайте. Важным элементом ту-риндустрии является туристический продукт, формируемый туроператором самостоятельно или по заказу и продвигаемый на рынок турагентами на условиях взаимной ответственности.

Обязательным условием договора о реализации туристского продукта является информация о потребительских свойствах указанного продукта, включающих содержательную часть путешествия (программу, маршрут, наличие экскурсовода, информацию о культурно-исторических и природных объектах и т.д.).

Отдельные статьи Закона о туризме посвящены отечественным туристским ресурсам, режиму их охраны, мерам сохранения целостности и восстановления, порядку их использования туриндустрией, а также безопасности туризма и возможным страховым случаям.

Существенные изменения в российское законодательство внес Федеральный закон от 02.03.2016 г. № 49-ФЗ [2], определивший ряд правовых новелл в части терминологии, полномочиям органов государственной и местной власти, условиям осуществления туроператорской деятельности, в том числе в части снижения административных барьеров. Дополнено содержание Единого федерального реестра туроператоров; конкретизированы требования к аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туриндустрии, а также обязательства туроператоров и иных субъектов туриндустрии перед туристами.

В области стандартизации и информационного обеспечения туризма федеральный закон [2] ставит новые задачи:

- разработку национальных и профессиональных стандартов;

- более полного информационного обеспечения, создания систем навигации и ориентации;

- обеспечение благоприятных условий доступа к отечественным туристским ресурсам;

- организацию проведения научных исследований в сфере туризма и подготовки профессиональных кадров;

- усиление деятельности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области развития туризма, особенно внутреннего, с определением основных задач, направлений развития, создания необходимых условий для этого в рамках федеральных, региональных и местных программ.

Проведенный нами анализ федерального законодательства очерчивает круг проблем информационного обеспечения в сфере туризма, необходимость стандартизации в установлении основных требований к субъектам и объектам ту-риндустрии. Указанные качества в полной мере отвечают современным землеустройству, кадастру и мониторингу земель, которые с использованием методов геодезии и дистанционного зондирования способны существенно усовершенствовать проблемные области туриндустрии.

В этой связи, основываясь на работах [3-14] к основным задачам землеустройства, кадастра и мониторинга земель в данной области, в первую очередь, связанной с внутренним туризмом, нами отнесено следующее:

- разработка системы сбора пространственных и семантических данных для информационного обеспечения органов власти регионального и местного уровней, субъектов туриндустрии на основе современных информационных технологий и средств измерений;

- формирование региональных и муниципальных реестров туристских ресурсов с последующей их актуализацией на основе мониторинга земель, данных дистанционного зондирования, полевого обследования территорий, методов землеустройства и кадастра;

- разработка типового варианта технического задания на формирование туристского продукта с учетом возможностей землеустройства, кадастра, мониторинга земель, геодезии и дистанционного зондирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"// ГАРАНТ. www.garant.ru/

2. Федеральный закон от 02.03.2016 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность". КонсультантПлюс. www.consultant.ru

3. Сулин М. А. Землеустройство: Учебное пособие. - М.: Колос, 2009. - 402 с.

4. Волков С. Н. Землеустройство: Учебник. - М.: ГУЗ, 2014. - 972 с.

5. Теория и методы ведения государственного мониторинга земель как информационной основы государственного кадастра недвижимости // Монография / Под науч. ред. А.А. Варламова. - М.: ГУЗ, 2009. - 290 с.

6. Николаева О. Н. Использование картографических моделей природных ресурсов на различных этапах ведения рационального природопользования // Вестник СГУГиТ. - 2015. -Вып. 3 (31). - С. 79-86.

7. Зубенко А. К., Касаткин Ю. В. Особенности землеустроительных работ в отношении границ особоохраняемых природных территорий // Вестник СГУГиТ. - 2015. -Вып. 3 (31). - С. 98-105.

8. Трофимович Е. М., Креймер М. А., Турбинский В. В. Значение гигиены воды в территориальном и экономическом планировании // Вестник СГУГиТ. - 2015. -Вып. 4 (32). - С. 134-152.

9. Зятькова Л. К., Лесных И. В. Геоэкологическая паспортизация природных объектов как инструмент учета и анализа параметров современных геологических процессов // Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 2 (30). - С. 114-123.

10. Мекуш Г. Е., Ушакова Е. О. Исследование ресурсного потенциала Новосибирской области для развития туристской отрасли // Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 1 (29). -С. 101-110.

11. Труханов А. Э., Афонин Ф. К., Ильин А. С. Исследование возможности применения космических снимков для определения местоположения границ земельных участков // Вестник СГГА. - 2014. - Вып. 3 (27). - С. 96-101.

12. Креймер М. А. Экономическое и территориальное планирование по законам биохимической деятельности и в пределах санитарно-эпидемиологических требований // Вестник СГГА. - 2014. - Вып. 2 (26). - С. 77-93.

13. Воронина Л. В. Исследование роли экстремальных температур воздуха для целей рекреации и туризма // Вестник СГГА. - 2014. - Вып. 1 (25). - С. 96-104.

14. Жарников В. Б. Рациональное использование земель как задача геоинформационного пространственного анализа // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 77-81.

© А. В. Конева, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.