Научная статья на тему 'Оценка использования туристского потенциала Ярославской области'

Оценка использования туристского потенциала Ярославской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2703
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / РЕГИОН / REGION / РЫНОК / MARKET / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST ATTRACTION / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURIST POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мельникова Инна Геннадьевна

Предметом исследования в данной статье является туристская привлекательность региона как фактор развития территорий. Цель работы проведение оценки использования туристского потенциала Ярославской области, выявление его состояния и перспектив развития. Методологической основой исследования послужили системный подход, методы экономического анализа, контент-анализ, наблюдение, методы экспертных оценок. На основе результатов проведенного анализа туристского потенциала Ярославской области сделан вывод, что все основные проблемы современного российского туристского рынка характерны и для изученного региона. Потенциал Ярославской области позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе детско-юношеский, деловой, событийный, промышленный, паломнический. Для сохранения богатейшего природного и историко-культурного наследия региона необходимо проводить реставрационные работы и развивать инфраструктуру. В области ведется большая работа по развитию туризма, однако часто отсутствует комплексный и системный подход. Туризм в Ярославской области признан одной из стратегических отраслей региональной экономики. В области необходимо повысить эффективность регионального управления туризмом, внедрять современные экономические инструменты хозяйствования, учитывать последние научные разработки в области экономики туризма Выводы и рекомендации данной работы могут быть использованы органами регионального и местного управления, а также организациями сферы туризма для разработки мер по развитию туристского потенциала Ярославской области. Материалы проведенного исследования могут быть привлечены в учебный процесс при подготовке бакалавров по направлению «Туризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мельникова Инна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE USE OF YAROSLAVL REGION TOURISM POTENTIAL

The paper aims at studying the tourism attractiveness of a region as a factor of territory development. The author provides an assessment of the tourist market of the Yaroslavl region, the use of tourism potential, its state and perspectives. The methodological bases of the study are: the systematic approach, methods of economic analysis, content analysis, observation, methods of expert assessments. И. Г. Мельникова The research allowed concluding that all the principal problems of the modern Russian tourism market exist in Yaroslavl region as well. The potential of the Yaroslavl region allows developing almost all the types of tourism, including children and youth tourism, business tourism, event tourism, industrial tourism, pilgrimage tourism. To preserve the rich natural, historical and cultural heritage of the region it is necessary to carry out restoration work and develop infrastructure. Tourism in Yaroslavl region is now extensively developing, but this activity often lacks a comprehensive and systematic approach. Tourism in Yaroslavl region is recognized as one of the strategic sectors of the regional economy. Yet it is necessary to increase the effectiveness of the regional tourism management, introduce modern economic management tools, to take into account the latest scientific developments in the field of tourism economy. The conclusions and recommendations of this work can be used by agencies of regional and local government, as well as organizations of the tourism industry to develop measures to develop the tourist potential of the Yaroslavl region. Materials of the research may be useful for the learning process in the preparation of bachelors in the direction of «Tourism».

Текст научной работы на тему «Оценка использования туристского потенциала Ярославской области»

УДК 338.48

ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

И. Г. Мельникова

EVALUATION OF THE USE OF YAROSLAVL REGION TOURISM POTENTIAL

I. G. Melnikova

Предметом исследования в данной статье является туристская привлекательность региона как фактор развития территорий. Цель работы - проведение оценки использования туристского потенциала Ярославской области, выявление его состояния и перспектив развития. Методологической основой исследования послужили системный подход, методы экономического анализа, контент-анализ, наблюдение, методы экспертных оценок.

На основе результатов проведенного анализа туристского потенциала Ярославской области сделан вывод, что все основные проблемы современного российского туристского рынка характерны и для изученного региона. Потенциал Ярославской области позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе детско-юношеский, деловой, событийный, промышленный, паломнический. Для сохранения богатейшего природного и историко-культурного наследия региона необходимо проводить реставрационные работы и развивать инфраструктуру. В области ведется большая работа по развитию туризма, однако часто отсутствует комплексный и системный подход. Туризм в Ярославской области признан одной из стратегических отраслей региональной экономики. В области необходимо повысить эффективность регионального управления туризмом, внедрять современные экономические инструменты хозяйствования, учитывать последние научные разработки в области экономики туризма

Выводы и рекомендации данной работы могут быть использованы органами регионального и местного управления, а также организациями сферы туризма для разработки мер по развитию туристского потенциала Ярославской области. Материалы проведенного исследования могут быть привлечены в учебный процесс при подготовке бакалавров по направлению «Туризм».

The paper aims at studying the tourism attractiveness of a region as a factor of territory development. The author provides an assessment of the tourist market of the Yaroslavl region, the use of tourism potential, its state and perspectives. The methodological bases of the study are: the systematic approach, methods of economic analysis, content analysis, observation, methods of expert assessments.

The research allowed concluding that all the principal problems of the modern Russian tourism market exist in Yaroslavl region as well. The potential of the Yaroslavl region allows developing almost all the types of tourism, including children and youth tourism, business tourism, event tourism, industrial tourism, pilgrimage tourism. To preserve the rich natural, historical and cultural heritage of the region it is necessary to carry out restoration work and develop infrastructure. Tourism in Yaroslavl region is now extensively developing, but this activity often lacks a comprehensive and systematic approach. Tourism in Yaroslavl region is recognized as one of the strategic sectors of the regional economy. Yet it is necessary to increase the effectiveness of the regional tourism management, introduce modern economic management tools, to take into account the latest scientific developments in the field of tourism economy.

The conclusions and recommendations of this work can be used by agencies of regional and local government, as well as organizations of the tourism industry to develop measures to develop the tourist potential of the Yaroslavl region. Materials of the research may be useful for the learning process in the preparation of bachelors in the direction of «Tourism».

Ключевые слова: туризм, регион, рынок, туристская привлекательность, туристский потенциал.

Keywords: tourism, region, market, tourist attraction, tourist potential.

Развитие инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечение качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России руководство страны определило одним из главных условий для улучшения качества жизни граждан и переходу к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития [20]. Руководители российских регионов уже оценили положительные аспекты воздействия туризма на социально-экономическую ситуацию и его потенциал для повышения уровня жизни населения. Однако события 2014 г. определили неблагоприятные тенденции для дальнейшего развития туризма: падение спроса, банкротства туроператоров, рост курса валют, переориентация с выездного на внутренний туризм, поправки законодательства. В связи с этим важным является проведение оценки состояния регио-

нальных туристских рынков для выявления проблем и определения перспектив их преодоления.

Объектом исследования является регион Российской Федерации - Ярославская область. Предмет исследования - туристская привлекательность региона как фактор развития территорий. Цель данного исследования - проведение оценки использования туристского потенциала Ярославской области, выявление его состояния и перспектив развития.

В последние годы туристская проблематика выделилась в качестве одного из приоритетных направлений региональных научных исследований, изучающих комплексное развитие и совершенствование инфраструктуры туризма в регионе, анализирующих влияния социально-экономических факторов на развитие ресурсного потенциала туризма на местном уровне [2; 7; 15].

Методологическую основу исследования составили системный подход, методы экономического анализа, контент-анализ, наблюдение, методы экспертных оценок. Информационной базой исследования послужили материалы органов регионального управления; данные Росстата и учреждений статистики Ярославля, Ростуризма, специализированные издания; экспертные оценки; интервью с участниками туристского рынка; ресурсы сети Интернет, информационные и аналитические материалы.

Ярославская область входит в состав Центрального Федерального округа. В регионе до последних месяцев 2014 г. сохранялась положительная динамика большинства ключевых показателей развития региона с тенденцией постепенного замедления темпов роста, что обусловлено ухудшением общей экономической ситуации в России [18]. По сравнению с аналогичным периодом 2013 г. промышленное производство выросло на 3,1 %, продукция сельского хозяйства на 5,5 %, на 2 % выросли доходы населения, на 15,4 % снизилась безработица. Рост цен во всех секторах потребительского рынка определило ослабление рубля. Численность постоянного населения в области на конец 2014 г. составила 1271,8 тыс. человек. Здесь находятся 4 из 8 городов старейшего туристского маршрута «Золотое кольцо России»: Ярославль, Ростов Великий, Углич и Переславль-Залесский. Ярославская область обладает богатейшим природным и историко-культурным наследием (более 5 тысяч объектов культурного наследия, около 300 музеев, природные артефакты), для дальнейшего сохранения которого необходимо проводить реставрационные работы и развивать (часто создавать) инфраструктуру.

В последние годы государство стало больше уделять внимания развитию внутреннего и въездного туризма. Была создана структура управления туризмом на всех уровнях государственного управления. Федеральный уровень представлен органом исполнительной власти - Федеральным агентством по туризму (Ростуризм), действующим под руководством Министерства культуры РФ [13]. Далее следует региональный уровень, представленный в Ярославской области Агентством по туризму, при котором в 2014 г. был создан постоянно действующий консультационно-совещательный орган - общественный совет [16].

При мэрии города Ярославля создан отдел развития туризма, а также в целях развития туризма и эффективного взаимодействия с предприятиями и организациями туриндустрии в 2012 г. была образована рабочая группа по созданию условий для развития туризма, являющаяся экспертным, информационным и консультационным органом по проблемам развития и поддержки туризма в городе. В состав группы вошли представители туроператоров, гостиничного бизнеса, научного сообщества, транспортных фирм, работающих в сфере туризма. Основные задачи рабочей группы: участие в формировании политики мэрии по поддержке и развитию туризма, изучение его состояния, разработка предложений по решению его проблем, внесение предложений по распространению опыта успешной деятельности субъектов туриндустрии и структур поддержки туризма. Созданы и уже начали успешно реализовываться совместные мероприятия по реали-

зации выставочных и презентационных проектов, в том числе за счет внебюджетных средств.

На уровне муниципальных районов Ярославской области вопросами туризма занимаются 1 - 2 человека, назначаемых из различных отделов на усмотрение глав муниципальных районов.

На современном этапе в качестве основного инструмента управления устойчивым развитием туризма в России на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) используется программно-целевой метод, который реализуется посредством федеральных целевых программ (ФЦП) [1; 5]. В 2011 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 гг.)» [11]. Целью Программы является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

На региональном уровне разработана и реализуется стратегия развития туризма в Ярославской области до 2025 г. [14]. Также был разработан план мероприятий по реализации данной стратегии на перспективу до 2025 г. Следует отметить, что в стратегии отсутствует реальный механизм достижения целей. Специалисты отмечают наличие множества ошибок, свидетельствующих о недостаточном знании разработчиками региональной специфики и конъюнктуры туристского рынка, так, например, указывается, что в Ярославле не хватает гостиниц 5-звезд, хотя в реальности как раз наблюдается недостаток средств размещения эконом-класса. Спрос на гостиницы 4-звезды низок, и они вынуждены работать в сегменте 3-х-звезд.

В соответствии с областной стратегией развития туризма в г. Ярославле была разработана муниципальная программа развития рекреационных возможностей города на 2014 г. [12], целью которой является совершенствование системы сохранения, развития и эффективного использования туристско-рекреацион-ных ресурсов города Ярославля. Задачи муниципальной программы: 1. Дальнейшее совершенствование инфраструктуры досуга и массового отдыха для жителей и гостей города. 2. Укрепление положительного имиджа города Ярославля как культурно-исторического и рекреационного центра. 3. Создание детско-юношеского туристско-рекреационного субкластера.

В предыдущей редакции муниципальная программа называлась следующим образом: Долгосрочная целевая программа развития рекреационных возможностей города Ярославля на 2012 - 2014 г. (на основании Приложения к постановлению мэрии города Ярославля от 14.10.2011 г. № 2732). В новой редакции были отменены контрольные этапы реализации муниципальной программы, т. е. отсутствовали реальные инструменты для контроля за реализацией программы. Следует отметить, что в проекте бюджета города на 2015 - 2017 гг. заложены некоторые туристские показатели. Так, например, запланирован рост турпотока (таблица 1).

В проекте бюджета города, несмотря на общее уменьшение городского бюджета (темп роста в

2016 г. по сравнению с 2015 г. составит 96 %, а в

2017 г. - соответственно 98 %), запланирован рост в

2 раза расходов на развитие рекреационных возможностей города (темп роста и в 2016 и 2017 гг. по сравнению с 2015 г. составит 200 %), хотя сумма заложена минимальная и составляет 0,01 % от общего бюджета города.

Таблица 1

Прогноз динамики количества туристов, посещающих г. Ярославль [6]

На 2015 г. и далее стратегия развития туризма в городе пока отсутствует, существует только план кон-грессно-выставочной деятельности мэрии г. Ярославля [9], где по квартально расписано участие в мероприятиях различного уровня с финансированием из городского бюджета и внебюджетных средств (соотношение соответственно составило 43 % к 57 %).

В настоящее время в 15 муниципальных районах Ярославской области из 17 (88 %) разработаны целевые программы развития туризма, по сравнению с

2013 г. ситуация несколько улучшилась. По данным аналитической записки Агентства по туризму Ярославской области, составленной в 2013 г., 13 районов (77%) не имели таких программ - Некоузский, Даниловский, Любимский, Рыбинский [4], из них в настоящее время в Любимском и Рыбинском районах программы разработаны.

По данным Агентства по туризму Ярославской области, проводящего регулярные мониторинги туристской сферы, оборот сферы туризма в Ярославской области в 2012 г. по сравнению с 2011 г. вырос в 1,9 раза (с 2,2 млрд рублей до 4,2 млрд рублей) [3]. Туризм, являясь одним из стратегических приоритетов экономического развития Ярославской области, создал около 2,2 % ВРП. До 2025 г. прогнозируется, что совокупный валовой продукт региона должен возрасти с 0,3 до 1 триллиона рублей, по мнению специалистов туриндустрии, соответственно в нем вырастет и доля туриндустрии. В Ярославской области туризм определен одним из стратегических секторов экономики региона.

За последние годы в г. Ярославле и Ярославской области отмечается положительная динамика туристского потока (таблица 2). К сожалению, отсутствуют данные за некоторые периоды, что не дает возможность рассчитать реальные изменения туристских посещений региона.

Годы Количество туристов

число, тыс. чел. темп роста к предыдущему году, %

2014 850 -

2015 870 102,4

2016 880 101,2

2017 970 110,2

Таблица 2

Динамика турпотока в г. Ярославле и Ярославской области [8; 10; 19]

Годы Количество туристов, посетивших г. Ярославль Количество туристов, посетивших Ярославскую область

число, чел. темп роста к предыдущему году, % число, млн чел. темп роста к предыдущему году, %

2009 325400 - - -

2010 496584 152,6 - -

2011 715640 144 1,8 -

2012 790736 110,5 2,25 125

2013 930836 117,7 - -

В 2010 г. наблюдался рост числа туристов, посетивших г. Ярославль на 52,6 %, что связано с празднованием 1000-летия города, затем прирост посещений снижается до 44 %, в 2012 г. максимальное снижение до 10,5 %, в 2013 г. прирост немного поднимается до 17,7 %. Динамику туристов, посетивших Ярославскую область из-за недостатка данных удалось рассчитать только в 2012 г. по сравнению с 2011 г. и выявить рост на 25 %.

Исследование, проведенное разработчиками стратегии развития туризма в Ярославской области, свидетельствует, что за период с 2008 по 2012 гг. динамика общего въездного турпотока в регион положительная [14].

Чтобы получить более объективную картину изменения туристских посещений области, был проведен анализ динамики численности граждан, размещенных в коллективных средствах размещения по Ярославской области, выполненный на основании сведений Ростуризма (таблица 3).

Данные таблицы 3 свидетельствуют, что динамика численности российских граждан кроме 2010 г., остается положительной, наблюдается незначительный (1 %), но все-таки рост. Максимальный рост приходится на 2011 г., число, остановившихся в гостиницах, выросло на 18 %. По иностранным гражданам ситуация другая, в 2010, 2011 гг. происходит рост посещений (соответственно на 28 % и 54 %), а в 2012 и 2013 гг. спад (соответственно на 18 % и 3 %). Увеличение числа, посетивших гостиницы, в обеих категориях в 2011 г. связано с активным продвижением объектов 1000-летия Ярославля после окончания его празднования. Статистические данные за 2014 г. пока отсутствуют, но, по мнению специалистов туриндуст-рии, в этот период был отмечен рост интереса к внутреннему туризму (т. е. ожидается положительная динамика у россиян), а также значительное уменьшение числа туристских групп из европейских стран, что связано с политической ситуацией в мире.

Таблица 3

Динамика численности граждан, размещенных в коллективных средствах размещения

Ярославской области [19]

Годы Граждан РФ Иностранных граждан

число, тыс. чел. темп роста к предыдущему году, % число, тыс. чел. темп роста к предыдущему году, %

2009 322,6 - 14,1 -

2010 317,5 98 18,2 129

2011 373,7 118 28,1 154

2012 378,2 101 23 82

2013 381,6 101 22,2 97

По данным Агентства по туризму Ярославской области по числу туристов на 1 жителя в 2012 г. лидировали Мышкинский и Рыбинский муниципальные районы (более 2,0), в Угличском, Ростовском, Некрасовском, Переславском муниципальных районах -более 0,75, наименьшие значения - у Борисоглебского, Некоузского муниципальных районов и г. Рыбинска (менее 0,2) [4].

Для целей туризма в Ярославской области существует достаточно развитая гостиничная индустрия. По данным Агентства по туризму Ярославской области за 2013 г. в регионе насчитывалось 183 коллективных средств размещения на 10,4 тысячи мест, в том числе 84 гостиницы на 6500 мест. В область пришли крупные международные гостиничные цепочки «ACCOR», «Отель Групп», «Park Inn» (таблица 4).

Очень сложно здесь судить о реальной динамике средств размещения из-за неоднородности и невысоком качестве имеющихся данных. Следует отметить общую для всей туриндустрии проблему отсутствия достоверных методик расчета различных показателей туризма, а также отсутствие у субъектов хозяйствования ответственности за предоставление недостоверных данных.

Предприятия гостиничного сектора распределены по Ярославской области неравномерно, около 30 % мест в коллективных средств размещения области располагаются в Некрасовском, Рыбинском, Ярославском районах [4]. Гостиничная индустрия активно развивается в Гаврилов-Ямском, Мышкинском муниципальных районах, городах Переславль-Залесском, Рыбинске и Ярославле, что, видимо, определяется развитием туризма в них.

Исследование Агентства по туризму Ярославской области, выявило, что в 2013 г. по числу туристов, размещенных в коллективных средств размещения области, лидировал г. Ярославль (более 120 тыс. чел.), Рыбинский и Угличский муниципальный районы (более 60 тыс. чел.), Ростовский и Ярославский муниципальный районы (более 40 тыс. чел.), Мышкинский, Некрасовский муниципальный районы, города Пере-славль-Залесский и Рыбинск (более 20000 чел.). По данным отдела развития туризма мэрии Ярославля в городе расположено 57 гостиниц (1894 номера, 3459 мест); 11 мини-гостиниц (82 номера, 160 мест),

4 гостевых дома (50 номеров, 91 место); 6 квартир гостиничного типа (109 мест); 5 общежитий (89 номеров, 284 места); 3 хостела (14 номеров, 84 места); 2 профилактория (69 номеров, 174 места).

Однако сравнение числа ночевок и численности размещенных лиц в коллективных средствах размещения Ярославской области показало, что основная часть туристов ночует преимущественно 1 - 2 ночи. Следовательно, перед туристскими предприятиями стоит насущная проблема, как задержать туристов на территории нашей области подольше, а тех, кто проезжает транзитом через наш регион, оставить ночевать. Наибольшее количество ночевок отмечено в Гаврилов-Ямском и Некрасовском муниципальных районах, в которых расположено наибольшее число загородных средств размещения (санатории, дома отдыха и загородные гостиницы) и мест в них. Такие высокие значения показателя среднего количества ночевок определяются специализацией этих районов на оказании санаторно-оздоровительных услуг.

Данные Ростуризма позволяют рассчитать динамику объема платных услуг туриндустрии Ярославской области (таблица 5).

Неоднозначная динамика показателей из таблицы

5 свидетельствует о непростой ситуации на туристском рынке вообще и ярославском в частности, сложившейся за последние годы из-за экономических и политических событий в мире и России. Снижение обоих показателей в 2010 г. связано, скорее всего, с празднованием 1000-летия Ярославля, когда вся ту-риндустрия весь год была нацелена именно на сентябрьские торжества. Затем закономерный рост в 2011 г. (по туруслугам на 24 %, по платным услугам гостиниц на 23 %), объясняемый интересом к объектам 1000-летия и возможностью планомерной работы турпредприятий. В 2012, 2013 гг. наблюдается некоторая взаимная компенсация падения и роста показа-

Таблица 4

Динамика средств размещения в Ярославской области [19; 20]

Годы Число гостиниц и аналогичных средств

размещения

единиц темп роста к предыдущему году, %

2009 78 -

2010 69 88,5

2011 82 119

2012 80 97,6

2013 84 105

телей, в 2012 г. увеличение на 7 % объема платных луг гостиниц, а в 2013 г., наоборот, происходит рост туруслуг, как бы компенсировало падение на 2 % ус- гостиничных услуг на 4 % и падение на 7 % туруслуг.

Таблица 5

Динамика объема платных услуг туррынка Ярославской области [19]

Годы Объем платных туруслуг Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения

млн руб. Темп роста к предыдущему году, % млн руб. Темп роста к предыдущему году, %

2009 561 - 841,4 -

2010 360,6 64 681,3 81

2011 448,7 124 840,3 123

2012 572,1 107 827,8 98

2013 532,6 93 857,4 104

В Ярославской области имеется сеть предприятий общественного питания и сферы услуг. В настоящее время в г. Ярославле функционирует более 800 предприятий общественного питания на 49000 посадочных мест (в том числе 56 ресторанов, 45 баров, 264 кафе), 28 предприятий транспорта, имеющих современную материально-техническую базу для осуществления туристических поездок по России, ближнему и дальнему зарубежью [8].

Все туроператорские компании Ярославской области внесены в Единый федеральный реестр туроператоров и территориально размещаются в Ярославле. По состоянию на 01.08.2013 г. на территории города Ярославля функционировало 170 организаций, занимающихся туристской деятельностью, в том числе 25 туроператоров. В предыдущем году по данным Агентства по туризму в области имелось 34 туроператора, из которых 10 имели право на организацию международного туризма. Следует отметить, что рынок туристских предприятий является высоко конкурентным, характеризуется низкими барьерами входа на рынок, наличием большого количества «фирм-однодневок». В основной массе турагентства представляют собой небольшие предприятия с незначительным капиталом и ограниченным рынком.

Этот рынок является динамично изменяющимся. Более 70 % турагентств работают более трех лет и представляют собой самостоятельные предприятия. По мнению специалистов, в 2016 г. многие турагентства обанкротятся, «выживут» сильнейшие, на рынке останутся крупные игроки. На конец 2014 г. 47 % россиян уже отказались от многодневных поездок, 49 % стали «жить хуже, чем раньше», 69 % - экономят. Спросом пользуются внутренние туры стоимостью до 10 тыс. рублей. Основной тренд рынка - смещение спроса на внутренний рынок.

В последние годы Ярославская область принимает участие в различных проектах и конкурсах. Так, с 2013 г. она вошла в число победителей-лауреатов Международной премии «Лидеры Туриндустрии» традиционного конкурса среди лучших представите-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лей турбизнеса, получила награду - Памятный Знак «За лучшее продвижение региона» [20]. Регион занял призовые места в Национальной премии «Russian Event Awards» - конкурсе проектов за достижения в области развития индустрии событийного туризма. Музыкальный фестиваль «Доброфест», традиционно проводимый летом, занял III место в номинации «Молодежное событие». Деминский лыжный марафон WORLDLOPPET получил премию за I место в номинации «Лучший проект в области спорта». Фестиваль «Главная Масленица страны», заявленный музеем «Резиденция Государыни Главной масленицы страны» - в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиций и промыслов (выставки декоративно-прикладного творчества, концерты, фестивали этнокультурные и фольклорные)», получил Гран-при престижной премии. В регионе ведется большая работа по развитию туризма, однако часто отсутствует комплексный и системный подход, принимаются необоснованные решения.

В целом, регион обладает большим потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Его природные и историко-культурные особенности позволяют развивать практически все виды туризма, учитывая потребительские предпочтения: детско-юношеский, деловой, событийный, промышленный, паломнический и др. В Ярославской области туризм как отрасль экономики признан одним из стратегических секторов в развитии региона и рассматривается как одно из направлений перехода от сырьевого к инновационному, социально-ориентированному типу развития. Туризм является наиболее эффективным средством развития туристского потенциала Ярославской области. Для ярославского туристского рынка характерны все основные проблемы современного российского туррынка, для решения которых необходимо повысить эффективность регионального управления туризмом, внедрять современные экономические инструменты хозяйствования, учитывать последние научные разработки в области экономики туризма.

Литература

1. Васильева Л. В. Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого развития туризма в регионе: дис. ... канд. экон. наук: специальность 08.00.05 «Экономика и упр. нар. хоз-вом». СПб., 2006. 203 с.

2. Гаврилов А. Ю. Влияние социально-экономических факторов на развитие ресурсного потенциала туризма на региональном уровне: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 24 с.

3. Интервью Ю. А. Ветошкиной - руководителя Агентства по туризму Ярославской области. 29 марта 2013 г. // Портал о туризме в России «Российский туризм». Режим доступа: http://russiantourism.ru/interview/-interview_3111.html (дата обращения: 10.12.2014).

4. Исследования в сфере туризма Ярославской области «Состояние и перспективы развития туристской индустрии в муниципальных образованиях (городских округах и муниципальных районах) Ярославской области». Ярославль, 2013 // Официальный сайт органов государственной власти Ярославской области. Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/tourism/tmpPages/docs.aspx (дата обращения: 19.12.2014).

5. Максимец Н. В., Шакирова Г. Р. Теоретические и методические основы программно-целевого управления // Российское предпринимательство. 2012. № 21(219). С. 32 - 36.

6. Материалы к публичным слушаниям по проекту бюджета города Ярославля на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годы.

7. Мельникова И. Г., Юрченко А. В. Компетентностный подход к управлению качеством подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса // Междисциплинарный научно-методический и теоретический журнал «Социосфера». Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера». 2013. № 1. С. 197 - 200.

8. Муниципальная программа развития рекреационных возможностей города Ярославля на 2014 год.

9. План конгрессно-выставочной деятельности мэрии г. Ярославля на 2015 г. // Официальный портал города Ярославля. Режим доступа: http://city-yaroslavl.ru/tourism/wkpages/NormativeLegalBase.aspx (дата обращения: 04.01.2015).

10. Показатели развития отрасли туризма // Официальный портал города Ярославля. Режим доступа: http://city-yaroslavl.ru/tourism/wkpages/Information.aspx (дата обращения: 10.12.2014).

11. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 (ред. от 18.02.2014) // Официальный сайт компании «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159508/ (дата обращения: 14.10.2014).

12. Постановление мэрии г. Ярославля от 21.11.2013 № 2736 // Официальный сайт информационно-правового портала «ГАРАНТ.РУ». Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 01.12.2014).

13. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 901 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по туризму» // Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/ob_agentstve/Regulation%20of%20the%20Federal%20Agency%20for%20Touris m/ (дата обращения: 10.01.2015).

14. Постановление Правительства Ярославской области от 13.08.2014 № 797-п «Об утверждении Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года» // Официальный сайт органов государственной власти Ярославской области. Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/tourism/tmpPages/docs.aspx (дата обращения: 19.12.2014).

15. Похомчикова Е. О. Понятие и структура индустрии гостеприимства // Вестник Кемеровского государственного университета 2014. № 4(60). Т. 3. С. 266 - 274.

16. Приказ агентства по туризму Ярославской области от 23.09.2014 № 3-н «Об Общественном совете при агентстве по туризму Ярославской области» // Официальный сайт органов государственной власти Ярославской области. Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/tourism/tmpPages/docs.aspx (дата обращения: 19.12.2014).

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года // Официальный сайт информационно-правового портала «ГАРАНТ.РУ». Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 01.12.2014).

18. Региональное обозрение 11(64) январь-ноябрь 2014 // Официальный сайт органов государственной власти Ярославской области. Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/usp/tmpPages/activities.aspx (дата обращения: 18.01.2015).

19. Статистические данные по России // Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/ (дата обращения: 17.01.2015).

20. Ярославская область // Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Режим доступа: http://russiatourism.ru/regions/?fedokr=109&freg=223 (дата обращения: 29.12.2014).

Информация об авторе:

Мельникова Инна Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и туризма Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, г. Ярославль, Российская Федерация, [email protected].

Inna G. Melnikova - Candidate of History, Assistant Professor at the Department of Regional Studies and Tourism, Yaroslavl State University named after P. G. Demidov.

Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.