Оптимизация вычислений позволит задавать зависимости, порядок вычисления, форму и объем входных и выходных данных рынка туристских услуг с учетом прогнозных оценок.
Проблема сбора и оценки статистической информации о рынке туристских услуг является одной из наиболее важных для туристской отрасли региона. Центральное место в отработке технологии проведения мониторинга рынка туристских услуг должно отводиться созданию базы данных органов исполнительной власти в сфере туризма в субъекте РФ. Вопросы проектирования базы данных — это одна из сложнейших проблем, решение которой является определяющим условием успешной работы всей информационной системы в будущем. Не менее трудоемкой задачей является наполнение информационной базы конкретными данными.
На этапе организации контроля над результатами управленческих воздействий необходимо:
• оценить соответствие результатов мониторинга целям исследования;
• выявить социально-экономические последствия решений;
• своевременно корректировать управление в соответствии с перспективными программами и планами развития рынка туристских услуг.
Таким образом, сегодня остро стоит вопрос создания системы мониторинга рынка туристских услуг на государственном уровне. Создавая систему мониторинга, нельзя останавливаться только на формировании вертикально и горизонтально интегрированных субъектах мониторинга. На взгляд автора, необходимым элементом мониторинга должна быть оценка самих туристов (или жителей региона), и эта оценка может быть получена только на основе обратной связи с этой группой участников мониторинга, в том числе методом опроса.
Литература
1. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. [Электронный ресурс] URL: htpp: //www.russiato-uiism.ru (дата обращения: 01.03.2011).
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http:// www.gks.ru / (дата обращения: 01.03.2011).
3. Воронежская область. Официальный портал органов власти. [Электронный ресурс] URL: http://www.govvm. ru / wps / portal / AVO (дата обращения: 01.03.2011).
4. Официальный сайт Департамента культуры Воронежской области. [Электронный ресурс]. URL: http://vrn-uk.ru / i / kulturnoe-nasledie / oficialnye-dokumenty-voronezhskie-muzei-kulturnoe-nasledie / page / 2 / (дата обращения: 01.03.2011).
5. Методика проведения мониторинга процесса реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, утвержденная приказом Департамента экономического развития Воронежской области от 29.11.2010 № 149—0.
6. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 19 (405) 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.budgetrf.ru / Publications / Magazines / VestnikSF / 2010 / VSF_NEW201011211038 / VSF_ NEW201011211038_p_005.htm (дата обращения: 01.03.2011).
7. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 19 (405) 2010 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.budgetrf.ru / Publications / Magazines / VestnikSF / 2010 / VSF_NEW201011211038 / VSF_ NEW201011211038_p_005.htm (дата обращения 01.03.2011).
УДК 338. 24 (075.8)
ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ КАК ЭТАП АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Подсевалова Елена Николаевна, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,
Юманова Ольга Сергеевна, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Article is devoted to financial recovery as a tool for crisis management activities of tourist areas enterprises. This article contains an overview of existing approaches to financial recovery, clarifies the concept of financial recovery for enterprises of tourist industry. Authors define the general and specific features of tourism for financial recovery and the reasons for instability of tourism enterprises financial status, including the global financial crisis. Possible directions of the financial recovery of tourism enterprises are suggested. The main methods of financial rehabilitation of tourist industry enterprises are defined. The article presents the facts of tourist firms bankruptcy for the period of2008—2010.
Статья посвящена рассмотрению финансового оздоровления как средства антикризисного управления деятельностью предприятий туристской сферы. Статья содержит обзор существующих подходов к определению финансового оздоровления, уточняется содержание понятия финансового оздоровления для предприятий туристской индустрии. Определены общие и особенные для туризма черты финансового оздоровления и причины неустойчивости финансового состояния туристских предприятий, в том числе в условиях мирового финансового кризиса. Предложены возможные направления стратегии финансового оздоровления туристских предприятий. Определены основные методы финансового оздоровления предприятий туриндустрии. В статье приведены факты банкротства туристских фирм за период 2008—2010 годов.
Keywords: financial recovery, tourism industry, crisis management, global financial crisis
Ключевые слова: финансовое оздоровление, туристская индустрия, антикризисное управление, мировой финансовый кризис
Любой хозяйствующий субъект в условиях рыночной экономики при определенных обстоятельствах может оказаться в кризисном финансовом состоянии. Причинами такого состояния могут стать как факторы внешней среды, влияющие на функционирование предприятия, так и ошибки в управлении, зависящие от управленческих решений менеджмента. На практике часто встречаются ситуации, когда кризис вызван сочетанием факторов внешнего и внутреннего характера. К примеру, кризис туристского рынка в России 2008—2009 годах стал следствием падения экономической активности на национальном и мировом туристских рынках, однако большинство предприятий отрасли туризма не были готовы к такому повороту событий. В итоге ухудшение экономической конъюнктуры привело к банкротству ряда компаний туристского бизнеса.
Кризис практически никогда не возникает внезапно — о приближении кризисных явлений можно заблаговременно судить по ряду признаков, которые сопровождают деятельность туристского предприятия на протяжении достаточно длительного времени. Следо-
вательно, вовремя реагируя на ключевые индикаторы приближения кризисных явлений, в качестве которых могут выступать падение доходов, рентабельности, снижение качества обслуживания и удовлетворенности клиентов, падение ликвидности, рост недовольства персонала, снижение уровня безопасности и увеличение рисков бизнеса, можно нивелировать неблагоприятный эффект и избежать более серьезных последствий.
Итак, непрерывный мониторинг финансового состояния туристского предприятия и факторов внешней среды, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты финансовой и операционной деятельности, позволит своевременно диагностировать предкризисное состояние и принять меры по предупреждению углубления кризиса.
В условиях кризиса и экономического спада перед собственниками и руководителями большинства туристских предприятий встала задача оптимизации бизнеса, вынуждая их приспосабливаться к сложившейся ситуации и разрабатывать стратегию поведения в негативных условиях, а также комплекс антикризисных решений.
Предотвращение кризисных явлений туристского предприятия, их эффективное преодоление и ликвидация негативных последствий обеспечиваются применением управленческого инструментария, именуемого в России термином «антикризисное управление».
Антикризисное управление охватывает процессы от распознавания индикаторов кризисных явлений, предотвращает их наступление или преодолевает их последствия до сохранения и укрепления конкурентного положения туристского предприятия на рынке, а также охватывает деятельность арбитражных управляющих в рамках судебных процедур по банкротству предприятий.
Высокодинамичный туристский бизнес требует постоянной активной деятельности для поддержания конкурентоспособности туристской фирмы как со стороны собственников, менеджмента, так и персонала турфирмы, иначе он деградирует и со временем умирает.
Признаки приближения кризисных явлений, например, отсутствие потенциала внедрения и разработки инноваций для поддержания конкурентоспособности, сложность адаптации ко всему новому и др., могут быть индикаторами необходимости внесения корректировок в направления деятельности туристского предприятия. Названные признаки могут являться
характеристиками стадий развития кризисных ситуаций в туристском бизнесе, среди которых можно выделить четыре основных (рис. 1).
В современных условиях процедура финансового оздоровления принадлежит к числу важнейших средств антикризисного управления социально-экономическим развитием предприятия. Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть антикризисного управления предполагает выбор наиболее эффективных средств и вариантов стратегии дальнейшего развития применительно к конкретному предприятию индустрии туризма. Описание отдельных аспектов оздоровления предприятий в системе антикризисного управления содержат научные работы В. Бан-дурина, И. Бланка, В. Григорьева, А. Ильченко, Н. Моисеевой, Б. Юна и др.
В настоящее время сложились два подхода к сущности термина «финансовое оздоровление»: правовой и финансово-экономический.
С точки зрения права финансовое оздоровление рассматривается в рамках института банкротств как одна из процедур банкротства, введенная в практику Федеральным законом РФ от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 года № 219-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)» [1]. В данном случае понятие кризиса связывается исключительно
Рис. 1. Стадии развития кризисных ситуаций в туристском бизнесе
с неплатежеспособностью по отношению к кредиторам предприятия и отождествляется с понятиями кризисной ситуации и банкротства.
Финансово-экономический подход, которого придерживаются экономисты К.В. Бал-дин, С. В. Барулин, С. Г. Беляев, С. В. Валдай-цев, А.Г. Грязнова, Э.М. Коротков, Э.А. Уткин, Г. Б. Юн, рассматривает финансовое оздоровление комплексно, с позиции антикризисного управления. Финансовое оздоровление предприятия означает, прежде всего, восстановление его платежеспособности путем устранения причин, вызывающих ухудшение финансового состояния.
С. Г. Беляев и В. И. Кошкин трактуют финансовое оздоровление как «завершающую стадию антикризисного управления» [7. С. 95—97].
С.В. Валдайцев характеризует финансовое оздоровление «как обеспечение в течение внешнего управления предприятием восстановления платежеспособности фирмы (в качестве промежуточной цели) и стабильной рентабельной работы предприятия, характеризующейся растущими денежными потоками компании» [4. С. 94].
Г.Б. Юн, Г.К. Таль и В.В. Григорьев определяют «финансовое оздоровление и как процедуру банкротства, применяемую к организации-должнику в целях восстановления его платежеспособности, без прекращения полномочий собственника (участника) должника, в том числе в части управления делами должника, и как процесс реализации мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия» [10. С. 436-437].
Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский указывают на то, что «финансовое оздоровление орга-
низации — установление финансового равновесия путем получения отсрочки платежей, превращение краткосрочных обязательств в долгосрочные, превращение обязательств кредиторов в паевой или акционерный капитал, приостановка деятельности в убыточной сфере и т. д.» [5. С. 334].
А.А. Хомякова характеризует финансовое оздоровление как «процесс разработки и реализации комплексной антикризисной стратегии деятельности предприятия, направленной на восстановление платежеспособности предприятия в текущем периоде и обеспечение оптимального использования его финансового потенциала в долгосрочной перспективе» [9].
Устранить временные затруднения и сохранить свои позиции на рынке туристскому предприятию позволит разработка и реализация программы финансового оздоровления стратегического характера. Под стратегией финансового оздоровления понимается программа, содержащая цели и механизм решения задач преодоления кризисных явлений и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Основные этапы стратегии финансового оздоровления туристского предприятия схематично отображены на рис. 2.
Перечислим этапы осуществления стратегии финансового оздоровления предприятий туристской индустрии.
1. Своевременное диагностирование предкризисного состояния реализуется путем осуществления непрерывного мониторинга финансового состояния туристского предприятия и факторов, оказывающих наи-
Диагностика предкризисного состояния туристского
финансового оздоровления
Рис. 2. Основные этапы стратегии финансового оздоровления туристского предприятия
более существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности.
2. Разработка стратегии финансового оздоровления: определение целей, задач, временного периода программы мероприятий финансового оздоровления, критериев оценки достигнутых результатов, приоритетных направлений туризма.
3. Реализация программы по восстановлению платежеспособности туристских предприятий. В соответствии с утвержденной программой финансового оздоровления руководство предприятия должно осуществить запланированные мероприятия. Восстановление финансовой устойчивости осуществляется путем постепенной перестройки всей финансовой деятельности турпредприятия. Приоритетными направлениями здесь выступают: оптимизация структуры капитала, оборотных активов и денежных потоков, наращивание ликвидности, реструктуризация долга и снижение рисков. На указанном этапе осуществляется оценка результатов и реализация мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости на перспективу.
4. Проведение реструктуризации операционной деятельности, основными направлениями которой являются наращивание рентабельности бизнес-процессов, повышение производительности персонала, сохранение и дальнейшее совершенствование качества предоставления туристских услуг.
Стратегия финансового оздоровления туристских предприятий должна учитывать факторы несостоятельности, включать стратегический план и мероприятия по основным направлениям жизнедеятельности предприятия (маркетинг, производство услуг, кадры и управление, финансы и др.).
Выбор стратегии финансового оздоровления предприятия предполагает оценку исходного финансового состояния на основе показателей ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, эффективности денежных потоков и финансового потенциала предприятия с помощью SWOT-анализа.
Отечественные авторы (В. В. Ковалев, Г.В. Савицкая, А.В. Грачев и др.) рекомендуют проводить интегральную балльную оценку финансового состояния. Наиболее эффективны-
ми, указывающими на вероятность банкротства, являются показатели платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости. В зарубежных странах для оценки риска банкротства и определения масштабов кризисного состояния предприятия используются модели Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу, разработанные с помощью многомерного дискрими-нантного анализа.
В качестве ключевых направлений стратегии финансового оздоровления туристских предприятий могут выступать:
— комплексный анализ состояния рынков функционирования туристского предприятия, анализ его положения на рынках и способности адаптироваться к условиям экономической конъюнктуры;
— анализ существующей системы ценообразования;
— анализ финансового и экономического состояния предприятия туриндустрии;
— оценка системы управления предприятием;
— оценка системы контроля качества туристских услуг;
— мобилизация финансово-инвестиционных ресурсов;
— анализ возможных путей развития предприятия туриндустрии;
— развитие и совершенствование маркетинга;
— проведение финансового контроля;
— оптимизация структуры капитала, т. е. установления соотношения заемных и собственных средств предприятия;
— повышение платежеспособности и ликвидности;
— анализ трудовых ресурсов предприятия;
— оценка эффективности кадровой политики и кадровой стратегии;
— рост положительных финансовых результатов и др.
Существенным моментом является разработка плана мероприятий по оздоровлению кризисного предприятия в целях обоснования и принятия решений по восстановлению в полном объеме платежеспособности предприятия, его финансовой устойчивости, который получил название плана финансового оздоровления.
Возможна следующая структура плана финансового оздоровления.
1. Описание предприятия, его характеристика.
2. Анализ финансового состояния предприятия.
3. Рынок и конкуренция.
4. Маркетинг.
5. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
6. План производства.
7. Финансовый план.
8. Краткие итоговые сведения по плану финансового оздоровления.
План для конкретного предприятия может разрабатываться либо по всем разделам, либо по отдельным разделам, подразделам и таблицам в зависимости от финансового положения предприятия, его внутренней организации, целей и задач финансового оздоровления.
План финансового оздоровления выполняет следующие функции:
— служит инструментом, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана финансового оздоровления могут оценить текущее и будущее финансовое состояние предприятия туриндустрии, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации данного плана;
— служит документом, который необходим для привлечения инвестиций;
— используется для выработки стратегии по реформированию туристского предприятия;
— вовлекает весь персонал турпредприятия в процесс реформирования, что служит дополнительной гарантией эффективности проводимых мероприятий.
Таким образом, финансовое оздоровление предполагает осуществление совокупности мероприятий по повышению финансовой устойчивости, платежеспособности, а также включает разработку стратегии финансового оздоровления и плана финансового оздоровления.
Выбор инструментов финансового оздоровления на конкретно взятом предприятии обусловлен определенными причинами, параметрами и степенью его кризисного состояния.
Выбор методов финансового оздоровления туристских предприятий обусловлен критериями, в качестве которых могут выступать стадии финансового кризиса предприятия (к примеру, стадия финансовой неустойчивости, стадия признания банкротства и пр.), уровень затрат, причины кризисной
ситуации, особенности налогового законодательства и т. д.
Финансовое оздоровление туристских предприятий имеет особую специфику вследствие зависимости финансовых результатов их деятельности от климатических условий страны, сезонного характера спроса на туристские услуги и свойственной для них неосязаемостью, изменчивостью, индивидуальностью потребления, неспособностью к хранению и пр.
К сдерживающим факторам, отрицательно влияющим на развитие туризма, относятся кризисы, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм, невыполнение турфирмами своих обязательств и т. д.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристской деятельности может иметь большие колебания. Степень развития регионального туризма определяется в значительной мере оснащенностью территории материальными возможностями для проживания туристов, торгово-ресторанной сетью и прочим, то есть всем тем, что принято включать в понятие туристской инфраструктуры и уровня сервиса, емкости территории для приема туристов, экологического состояния территории, уровня общеэкономического развития, обеспеченности трудовыми ресурсами, материальными средствами и финансовыми возможностями региона, принимающего туристов.
Подытожив вышеизложенное, можно сформулировать понятие «финансовое оздоровление предприятий туриндустрии» и определить его как систему мероприятий, позволяющих снизить негативное влияние внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности туристского предприятия с целью восстановления его платежеспособности и финансовой устойчивости.
К методам финансового оздоровления, применяемым на предприятиях туриндустрии, можно отнести: — управление издержками;
— стимулирование продаж путем развития отношений с существующими клиентами и привлечения новых, расширение спектра туров, в т. ч. по России, способствуя развитию внутреннего туризма, а также в пересмотре существующей системы скидок;
— оптимизация денежных потоков путем ежедневной сверки остатка наличных денежных средств;
— управление дебиторской задолженностью;
— рациональное использование и реструктуризация кредиторской задолженности;
— активный маркетинг с целью поиска перспективной рыночной ниши;
— установление и поддержание взаимоотношений с гостиницами, отелями, авиакомпаниями и агентствами (независимыми и сетевыми);
— создание инноваций в сфере туризма, внедрение новых технологий интернет-продаж, в том числе для прямых клиентов, продвижение новых рекламных проектов для привлечения туристов, то есть повышения спроса.
Мировой финансовый кризис 2008— 2009 годов способствовал снижению конкурентоспособности и финансовой устойчивости ряда предприятий туристской индустрии.
К примеру, несостоятельным был признан туроператор «Детур», внезапно прекративший свою деятельность в начале июля 2008 года. Оператор работал на российском рынке достаточно давно и считался надежным партнером. Банкротство компании было вызвано несостоятельностью турецко-австрийского туроператора «Vasco», дочерней фирмой которого являлась фирма «Детур». Из-за финансовых проблем крупный туроператор на египетском и греческом направлениях компания «Вояж-Люкс» была вынуждена приостановить свою деятельность.
«В течение 2009 года индустрия туризма в мире сталкивалась с большим количеством проблем во главе с глобальным экономическим кризисом, кредитным кризисом и ростом безработицы, не говоря уже о пандемии гриппа. Редко когда за историю современного туризма индустрия вынуждена была бороться с таким количеством различных проблем в одно и то же время», — сказал Генеральный секретарь Всемирной туристической организации (UNWTO) Талеб Рифаи (Taleb Rifai).
По оценкам экспертов, число международных туристских поездок в период с января по август
2009 года сократилось на 7%. В общей сложности по всему миру зарегистрировано 600 млн поездок, по сравнению с 643 млн за тот же период 2008 года [12].
По оценке президента ВАО «Интурист» Александра Арутюнова, конец 2008 года и первая половина 2009 года охарактеризовались резким падением потребительского спроса. Помимо снижения доходов клиентов негативно повлияла на рынок информация о свином гриппе. Лишь в третьем квартале спрос вновь начал расти. Ключевыми событиями года стал уход с рынка сети «Куда.ру», приход TUI, купившей VKO Group, покупка «Русскими фондами» сети МГП и изменение размеров финансовых гарантий. Сложности для рынка создала в том числе негласная рекомендация банкам не кредитовать туроператоров. По оценке Александра Арутюнова, рынок выезда сократился в денежном выражении примерно на 30%, что гораздо больше, чем сокращение числа туристов. Заметна тенденция смещения спроса в сторону более экономичных туров. Как показали исследования «Интуриста», в условиях кризиса выросла значимость бренд-фактора — впервые он обогнал по важности для потребителей вопрос цены.
По данным Российского союза туринду-стрии, с середины июля до середины августа
2010 года в Общероссийском генеральном реестре турагентств зарегистрировалось 289 компаний. Это рекордный показатель — такого не случалось за все время существования проекта. После сокращения на 15—25% количества турагентств в разгар финансового кризиса процесс создания новых компаний резко активизировался, — сообщил президент Российского союза туриндустрии. Он отметил, что многие из тех, кто создает свои агентства, не имеют необходимого опыта работы и не осознают, насколько тяжело вывести турфирму хотя бы на уровень самоокупаемости. «В кризис обанкротилось или в той или иной степени прекратило работать примерно 20% турагентств, однако уже в конце прошлого года начался активный рост новых агентств, связанный с тем, что в турбизнес шли разорившиеся из-за кризиса представители других отраслей», — объяснил президент Российского союза туриндустрии.
При этом одновременно с увеличением количества агентств растет и число спланированных или вынужденных случаев мошенничества в этой сфере. «В 2010 году в России не было ни одного месяца, когда бы ни поступали сообщения об очередном вынужденном или умышленном уходе с рынка турагентств. Большая часть случаев ухода турфирм с рынка происходит без больших потерь для туристов, то есть компании частично или полностью расплачиваются с клиентами», — сообщил президент Российского союза туриндустрии [13].
Так, в феврале 2010 года в Санкт-Петербурге было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в отношении гендиректора турфирмы «Анжелика», которая работала по франчайзингу под брендом агентской сети «Мир без границ», в результате на данный момент потерпевшими по делу признаны 22 человека, по еще 15 заявлениям проводится проверка.
Летние месяцы 2010 года ознаменовались как период, в который информация об исчезнувших турагентах поступала практически еженедельно. Так, в начале августа 2010 года в Санкт-Петербурге неожиданно закрылось турагентство «Август», работающее на рынке 12 лет, руководство которого, собрав деньги с туристов, скрылось в неизвестном направлении, в результате обманутыми остались 20 туристов. Такая же ситуация возникла с турфирмой «Эллада-тур», работающей на рынке Санкт-Петербурга. Московское турагентство «Аквариус», незаконно работавшее под маркой туроператора «Капитал-Тур», обмануло почти 50 туристов. Несостоятельным был признан красноярский туроператор «Сибирь-Тур». Впрочем, компания как туроператор имела финансовые гарантии в размере 30 млн руб., и в страховую компанию за компенсациями уже обратились 15 пострадавших туристов.
В 2009 году также было несколько скандальных историй на туристском рынке. Самым громким делом стало банкротство сети «Мир без границ», в результате чего пострадали 150 туристов.
Эксперты называют в качестве причин сложившейся ситуации предельно низкий порог вхождения в бизнес, отмена квалификационных требований к руководителям, отсутствие обязательных стандартов деятельности, отсутствие государственного регулирования
рынка туристических агентств, что не только создает серьезные проблемы потребителям туруслуг, но и подрывает доверие к бизнесу в целом [14].
Лицензирование было отменено с 1 января 2007 года, однако для туроператоров были введены финансовые гарантии, а для турагентств — нет. В 2007 году, закладывая основы саморегулирования агентского рынка, Российский союз туриндустрии совместно с юридическим агентством «Персона Грата» и издательским домом «Тонкости продаж» учредил Общероссийский генеральный реестр туристических агентств, где турфирмы могут регистрироваться в заявительном порядке. По состоянию на 19 января 2011 года в реестре насчитывается 8 625 туристических агентств [11].
При этом положение на российском агентском рынке усугубляется еще и напряженной конкуренцией, что приводит к массовому демпингу: агентства предлагают клиентам необоснованно завышенные скидки. Стандартная комиссия, которую туроператоры дают своим агентствам, — 10—12%. Стремясь привлечь клиентов, многие агентства предлагают туристам скидки 7—10%, оставшейся доли комиссионного вознаграждения не хватает, чтобы обеспечить работу офиса. Клиенты же, в свою очередь, «ведутся» на заманчивые предложения, не понимая, что это зачастую признак повышенных предпринимательских рисков, которые берет на себя турагентство. А значит, рискует и сам турист, покупая тур в этой турфирме.
В качестве мер по стабилизации ситуации на российском рынке туруслуг Российский союз туриндустрии предлагает, в частности, рассмотреть вопрос о включении турагент-ской деятельности в перечень видов, упомянутых в постановлении Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». Российский союз ту-риндустрии предлагает ввести также законодательный запрет доступа на рынок в качестве учредителей новых компаний тех лиц, которые ответственны за неисполнение судебных решений по обязательствам турагентств перед клиентами. Существуют и другие инструменты регулирования этого рынка — к примеру, введение финансовых гарантий для тура-гентской деятельности или обязательного
минимального размера уставного капитала для юридических лиц, осуществляющих тура-гентскую деятельность [13].
В ходе работы IV заседания российско-турецкой рабочей группы по туризму, состоявшейся 6 октября 2010 года в рамках пятой международной конференции Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) «Развитие курортной и туристской инфраструктуры в регионе Черного моря», была высказана инициатива о взаимном обмене данными правительственными учреждениями, занимающимися регулированием туристской отрасли в России и Турции. Правительства России и Турции предлагают обмениваться информацией о финансовой устойчивости туроператоров двух государств, предоставляющих услуги по курортным зонам Турции. По мнению экспертов, предоставление подобной информации поможет избежать негативных последствий, связанных с банкротствами туроператоров в результате финансовых затруднений.
В период расцвета финансового кризиса многие туроператоры предложили своим турагентствам целый комплекс антикризисных мер, которые включали в себя отсрочки платежей по забронированным турам, фиксирование валютного курса, минимизацию штрафных санкций, минимизацию процента на конвертацию, кредитование турагентств. К примеру, туроператор «Мегаполюс Турс» предложил «четыре антикризисных шага» в поддержку турагентств-партнеров:
1) снижение внутреннего курса до уровня Центрального банка с фиксацией рублевой суммы на период расчетов;
2) увеличение сроков полной оплаты туров по безналичному расчету (50% предоплату тура необходимо сделать в течение 5 рабочих дней с момента выставления счета, а полную оплату тура можно сделать за 7 рабочих дней до вылета);
3) лояльное отношение к турагентам на упрощенной системе налогообложения (без НДС) — до окончания кризиса «Мегаполюс Турс» не будет вводить дополнительных
процентов для компаний на упрощенной системе налогообложения; 4) минимизация штрафов: на период кризиса максимальный уровень штрафа за аннуляцию тура не будет превышать 50% от его стоимости, с возвратом денежных средств в течение 2-х недель после даты предположительного начала тура. Например, туроператором «Южный Крест» была запущена акция под названием «Кредит», благодаря которой турагентства получают возможность предоплачивать туроператору только 50% от стоимости туров, остальные 50% оплаты турагентства смогут доплатить в любой день не только до даты вылета клиентов на отдых, а вплоть до 3 дней до даты завершения тура. Для туроператора «Южный Крест» это станет возможностью укрепления агентской сети и увеличения глубины продаж, а для агентств, многие из которых в кризисный период испытывают дефицит наличности и нуждаются в оборотных средствах, названная акция даст возможность спокойно забронировать тур, получив существенную отсрочку на платеж.
Итак, любой кризис является источником целого комплекса последствий, имеющих отрицательную динамику и негативный оттенок. Это снижение спроса на туристские услуги, увеличение неплатежей со стороны партнеров, сокращение расходов на персонал, нехватка оборотных средств и сокращение планов развития турфирмы. Сложившиеся проблемы подлежат решению лишь благодаря применению эффективных антикризисных мер. Финансовое оздоровление как составная часть антикризисного управления предполагает, прежде всего, восстановление платежеспособности предприятия туриндустрии путем устранения причин, вызывающих ухудшение его финансового состояния. В результате подготовки плана финансового оздоровления предприятие получает поэтапную программу действий преодоления кризиса, что способствует пониманию целевых ориентиров деятельности и текущих задач каждым из сотрудников тур-предприятия.
Литература
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 года № 219-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления, утв. приказом Минпромэнерго России № 57, Минэкономразвития России № 134 от 25 апреля 2007 года.
3. Богатырева О.В. Стратегии и инструменты финансового оздоровления кризисных предприятий: Автореф. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2008.
4. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник. М.: Проспект, 2006.
5. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2007.
6. Румак В.Г. Учет и анализ банкротств: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.
7. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. М.: ЮНИТИ, 1996.
8. Учет и анализ банкротств: учебное пособие/Л.В. Попова, И.А. Маслова. М.: Дело и сервис, 2009.
9. Хомякова А.А. Финансовое оздоровление предприятий: критерий, стратегия, методы // Автореф. канд. экон. наук. Иваново, 2007.
10. Юн Г.Б., Таль Г.К., ГригорьевВ.В. Словарь по антикризисному управлению. М.: Дело, 2003.
11. Официальный сайт Общероссийского генерального реестра туристических агентств [Электронный ресурс]. URL: http://www.reestr-ta.ru/(дата обращения 19.01.2011).
12. Официальный сайт портала Туристический Вестник [Электронный ресурс]. URL: http://www.tourvest.ru/ articles / article0012 / Туризм: кризис закончился??? (дата обращения 20.03.2010).
13. Официальный сайт туристического портала газеты «Туризм и отдых» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tio.by / pro / news / 2733 / (дата обращения 15.09.2010).
14. Официальный сайт туристического портала «Турпром» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tourprom.ru /profi/content/expert/151/(дата обращения 26.09.2010).