Научная статья на тему '\ законодательство \ краеугольный налог'

\ законодательство \ краеугольный налог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ законодательство \ краеугольный налог»

Краеугольный налог

Елена Шарипова,

ведущий экономист, «Ренессанс Капитал»

Михаил Горст,

старший консультант, ЭКОРИС-НЭИ

Бюджетное послание президента поставило перед правительством задачу «окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки». Это означает, что прогнозируется расширение налогооблагаемой базы, связанное с дальнейшим ростом экономики, стимулировать который будет в том числе и меньшее налоговое бремя. Правительственные «Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» дают частичное представление о том, как изменится налоговое законодательство в ближайшие три года.

Входе подготовки бюджета на 2009—2011 годы правительство утвердило «Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Документ создает противоречивое впечатление. Отдельные его части довольно подробны и дают полное представление о планируемых мерах. Другие написаны так невнятно, что поневоле задумаешься: либо

Минфин хотел что-то скрыть, либо в финансовом ведомстве до сих пор не разработана позиция по этим вопросам. В частности, такое впечатление производит раздел о налоговом администрировании, несмотря на то, что именно этот вопрос — один из наиболее болезненных. Этот раздел самый короткий, если не считать преамбулы. В нем зафиксированы три направления, первое из

которых — урегулирование ситуации с налоговыми платежами, «зависшими» в проблемных банках — чисто техническая мера, которая уже давно должна была быть реализована. Второе направление, сформулированное в сослагательном наклонении, касается «уточнения порядка приостановления операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей». О том,

в каком направлении будут проводить «уточнение», в документе не сказано. Таким образом, налогоплательщики могут ожидать как расширения применения данного инструмента, так и сужения. Причем первое более вероятно. Третье направление — «конкретизация видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение». Однако что конкретно скрывается за этой загадочной формулировкой, досужему налогоплательщику вряд ли удастся выяснить, даже если он прочтет лаконичное пояснение: «а также конкретизация иных видов правонарушений и ответственности». Возможно, Минфин готовит сюрприз.

НДС

Наибольший интерес представляет раздел, посвященный НДС. В последние годы тема снижения его ставки или замены налогом с продаж всплывает с обескураживающей регулярностью. Именно с нее начал свою деятельность теперь уже практически забытый премьер Фрадков, которому за неполные четыре года премьерства так и не удалось ничего добиться в этом вопросе, кроме туманных обещаний, что в перспективе снижение возможно. Примечательно, что налоговая тема стала последней в деятельности этого премьера: после посещения налоговой инспекции № 47 Фрадков подал в отставку. Эта же тема возникла одной из первых в риторике премьера Путина. Правда, у него шансы снизить ставку НДС, без сомнения, выше. Минфин даже обозначил срок, когда решение о снижении должно быть принято, — не позднее августа нынешнего года. Но при этом возможность снижения ставки министерство увязало с отменой льготной ставки 10% на продовольственные и детские товары. С точки зрения доходов бюджета такой подход, может быть, и правильный, только платить за подобную поблажку для бизнеса придется потребителю, причем больше всего пострадают малообеспеченные слои.

В правительстве существуют три точки зрения на снижение НДС. Первую, замену НДС налогом с продаж, поддерживает администрация президента. Вторая, снижение НДС до уровня 12%, — основной вариант Минэкономразвития. Третья, оставить ставку на прежнем уровне 18%, — позиция министра финансов Алексея Кудрина. Безусловно, отмена или снижение НДС не может произойти в одночасье и потребует двух-трех-летнего переходного периода. С другой стороны, НДС — бюджетообразующий налог, он хорошо собирается, не зависит от ценовой конъюнктуры. По нашим оценкам, снижение налоговой ставки до 12% с одновременной отменой льготной ставки 10% приведет к значительному сокращению

бюджета. Это в первый год введения унифицированной ставки приведет к потере около 330 млрд. руб. или почти 1% ВВП. Даже с учетом роста налогооблагаемой базы потери бюджета составят не менее 0,5% ВВП (график 1).

Проблемы НДС в своем заявлении затронули и эксперты миссии МВФ. Сокращение ставок НДС, по их мнению, противоречило бы международным тенденциям, а его замещение налогом с продаж стало бы шагом назад. Эксперты также обратили внимание, что наиболее серьезные искажения, связанные с НДС, вызваны проблемами в его администрировании, прежде всего длительными задержками его возмещения, что представляет серьезные трудности для экспортеров и для компаний с большим объемом инвестиций. По мнению миссии МВФ, снижение ставки НДС должно сочетаться с ее унификацией на уровне 16%, однако не эти изменения налогового законодательства должны быть приоритетными: наиболее непропорциональными являются ЕСН и налог на прибыль.

К тому же средства, сэкономленные предприятиями за счет снижения ставки, могут быть потрачены на любое направление: никто не сможет заставить использовать их для расширения производства, а не для выплаты дивидендов. Вряд ли небольшое снижение ставки может заставить предприятия изменить модель поведения.

Впрочем, в Бюджетном послании президента Медведева о снижении НДС напрямую ничего не сказано, лишь упомянуто о необходимости определиться со сроками его реформирования.

В правительственном документе обозначены восемь направлений, на решении которых, по мнению Минфина, необходимо сосредоточиться. Наиболее важные — совершенствование применения нулевой ставки (упрощение возмещения НДС при экспорте] и освобождение от НДС ряда социальных услуг, в том числе оказываемых некоммерческими организациями: это услуги по социальному обслуживанию и поддержке, физкультурно-оздоровительные и некоторые другие. Также предполагается либерализовать требования к заполнению счетов-фактур, определяющих действительность данного документа. Кроме того, планируется разрешить налоговым органам выносить по итогам проверки отдельные решения по суммам, которые не вызвали сомнений в правомерности принятия к вычету, и по которым налоговые органы посчитали заявленные вычеты необоснованными. Это очень облегчило бы положение налогоплательщиков.

НДФЛ и ЕСН

Самая важная новость о налоге на доходы физических лиц касается его ставки. Она остается прежней. «Основные направления» обещают, что ставка не изменится в долгосрочной перспективе. Будем надеяться. По крайней мере в 2009 году ставка точно сохранится. «В целях реализации демографической политики» с 2009 года будет увеличен вычет на содержание детей с 600 до 800 руб. в месяц. В переводе на реальные деньги это составит 26 руб. в месяц. Таким образом, каждый из родителей сможет порадовать своего ребенка дополнительным мороженым. Каждый месяц!

НДС

Снижение НДС, о котором мечтает крупный бизнес, вряд ли произойдет. Есть шанс, что возмещать НДС при экспорте станет проще. Если заявленные планы будут реализованы, то ряд социальных услуг наконец-то будет освобожден от НДС. НДФЛ

Налоговая ставка 13% будет сохранена. По крайней мере, в 2009 году. Солидную прибавку в размере 26 руб. в месяц получит каждый родитель, пользующийся вычетом на содержание детей. Минфин обещает освободить от налога средства благотворительных организаций, направляемые на нужды социально незащищенных слоев населения. ЕСН

Перспективы реформы ЕСН крайне туманны и будут увязаны с «принятием решений по реформе пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования». Налог на прибыль

Минфин хочет облегчить жизнь налоговым инспекторам, приравняв отчетный период к налоговому, а расчет авансовых платежей делать на основании прибыли прошлого года. То, что налогоплательщик, дела которого в текущем году ухудшились, может благодаря этой новации вообще разориться, финансовые власти, похоже, не беспокоит. Продолжится борьба с налоговыми лазейками: усложнится использование инвестиционной премии и присоединения убыточных организаций. НДПИ

Необлагаемый минимум будет увеличен с $9/бар. до $15/бар., но будет ли изменена доля налога в цене на нефть? Планируется введение НДПИ на добычу твердых полезных ископаемых, прежде всего каменного угля.

[ прямые инвестиции / №09 (77] g008 | реальные деньги

Также планируется отменить пороговый размер дохода, в пределах которого предоставляется этот вычет. Счастливый родитель сможет в этом случае купить за счет государства пару упаковок памперсов — уже неплохо! С 20 до 40 тыс. будет поднят размер дохода, дающий право на применение стандартного вычета. 40 тыс. в год не дотягивает даже до прожиточного минимума. Вот только в странах с развитой экономикой, с которых мы теперь пример не берем, если человек получает доход ниже прожиточного минимума, то его не облагают налогом вообще, даже еще и доплачивают. А по российскому законодательству — предоставляют вычет в размере 400 руб., что позволяет сэкономить на выплате налога 52 руб. в месяц! Причем вычет не индексировался с момента принятия второй части Налогового кодекса в 2000 году. Конечно, конструирование адекватно работающего вычета для малоимущих требует определенного труда, но отнюдь не сверхъестественного. Опыт других стран свидетельствует, что эта задача выполнима, но, похоже, в Минфине таких задач перед собой не ставят.

Среди инициатив Минфина по корректировке НДФЛ есть и уже давно назревшие меры, такие как освобождение от налога средств благотворительных организаций, направленных на нужды социально незащищенных слоев населения. Отсутствие такого освобождения создавало ненужные препятствия в деятельности благотворительных организаций. Также Минфин планирует снять ограничения в предоставлении социального вычета на благотворительные цели по типу благотворительных организаций. Сейчас вычет предоставляется, только если благотворительная организация-получатель частично или полностью финансируется за счет бюджетных средств.

Также планируется распространить на опекунов и попечителей установленные для родителей условия применения социального налогового вычета на оплату лечения подопечных, что давно следовало бы сделать.

В отношении ЕСН намерения Минфина сформулированы очень обтекаемо: министерство обеспокоено тем, что границы разрядов регрессивной шкалы не индексировались с 2005 года, а поэтому считает необходимым «рассмотреть вопрос о совершенствовании налогообложения фонда оплаты труда в увязке с принятием решений по реформе пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования». За этой формулировкой может скрываться как намерение индексировать границы разрядов шкалы ЕСН, так и желание отменить регрессию вообще. В этой связи несколько утешает то, что в Бюджетном послании о реформе ЕСН ничего не сказано.

Налог на прибыль

Значительная часть раздела «Основных направлений», посвященного налогу на прибыль, касается амортизационной политики. Общее направление обозначено в Бюджетном послании как ее либерализация, в том числе расширение возможностей для ускорения амортизации технологического оборудования и введение дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сейчас Минфин не готов к увеличению размера недавно введенной амортизационной премии (она составляет всего 10% от стоимости вновь созданных основных фондов), объясняя это тем, что пока невозможно оценить бюджетные потери от ее применения. Минфин озабочен предотвращением использования механизма амортизационной премии для уклонения от налогообложения. Планируется ввести ограничения на использование премии при передаче объекта основных средств между аффилированными структурами, а также механизм восстановления суммы премии в составе налоговой базы в случае продажи объекта ранее пяти лет с момента приобретения. Также будут введены ограничения на использование премии при лизинге.

Наиболее существенная новация, которую планирует Минфин в отношении амортизационной политики, — пересмотр концепции начисления амортизации в налоговых целях. Новая концепция предполагает отказ от пообъектного начисления в пользу формирования амортизационных групп, стоимость которых и будет базой для начисления амортизации по методу убывающего остатка. Основные положения предлагаемой концепции выглядят следующим образом.

1. Определяется период, за который начисляют амортизацию (в тех странах, где отчетный период равен налоговому, для начисления амортизации используется такой же период, обычно это год). Каждому пулу при этом методе соответствует определенная норма амортизации.

2. Амортизация начисляется по методу убывающего остатка, то есть в каждом периоде, для которого начисляется амортизация, сумма начисленной за период амортизации равна остаточной стоимости пула активов, умноженной на норму амортизации. Остаточная стоимость пула при этом уменьшается на сумму начисленной амортизации.

3. При приобретении актива его стоимость включают в соответствующую этому активу амортизационную группу (пул).

4. При реализации актива из стоимости амортизационной группы (пула) вычитают цену, по которой актив был реализован.

5. Применение ускоренных норм амортизации в рамках данного способа реализуют путем выделения субгрупп (субпулов) для каждой из групп, к которой применяют повышенные коэффициенты амортизации.

При относительной простоте начисления и контроля, использование метода уменьшающегося остатка приведет к тому, что размер амортизационных отчислений во второй и последующие периоды начисления амортизации будет ниже, чем при пропорциональном методе, что означает увеличение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Для тех предприятий, у которых

График 1. Сравнение поступлений по НДС при изменении ставки

700 600500400 300200100 0

Разница 18% НДС и 12% НДС (с учетом роста налогооблагаемой базы), млрд. руб.

Выпадающие доходы в % ВВП (с учетом роста налогооблагаемой базы).

Выпадающие доходы в % ВВП (без учета роста налогооблагаемой базы).

Нулевой год

1 -й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

реальные деньги | прямые инвестиции / №09 (77) дрр8|

амортизационные группы будут постоянно пополняться, данный метод будет приемлем и удобен. Для остальных — повлечет дополнительные расходы и/или избыточное потребление основных средств. Целесообразно предоставить налогоплательщикам возможность выбора амортизационной политики.

Ряд изменений предполагается внести в налоговое законодательство с целью закрытия налоговых лазеек. В первую очередь это касается трансфертного ценообразования и введения института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль. Важнейшими параметрами этих изменений должны быть перечень контролируемых сделок, перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, механизм и методы определения цен для целей налогообложения. Однако пока эти параметры не определены. Предполагается, что распределение суммы налога на прибыль консолидированного налогоплательщика между субъектами федерации будет аналогичным порядку распределения налога, исчисленного в отношении обособленных подразделений.

Также планируется ввести ограничения по срокам и размерам прибыли, которые могут быть направлены на погашение убытков присоединяемых убыточных предприятий, поскольку сейчас существует возможность направить на погашение убытков присоединяемых предприятий всю прибыль, избежав, тем самым, налога на прибыль.

Кроме того, с 2009 года предполагается учитывать при налогообложении прибыли всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников. В частности, планируется увеличить норматив, в пределах которого взносы организации по договорам добровольного медицинского страхования работников включаются в состав расходов, с 3 до 6% от суммы расходов на оплату труда.

Последнее в списке, но не последнее по значимости, — предложение об установле-

нии отчетного периода равного по сроку налоговому периоду (1 год). Это позволит немного упростить отчетность и облегчить жизнь контролирующим. Однако при этом сохраняются авансовые платежи, которые будут определять на основании прибыли прошлого года. Очевидно, что многим предприятиям это существенно осложнит жизнь. Если по итогам отчетного года компания получила большую прибыль, а в текущем году испытывает трудности, то эти трудности еще больше усугубятся необходимостью выплачивать высокий налог на прибыль. Ситуация не такая уж редкая. И слабым утешением для компании будет возможность вернуть эти деньги по окончании года. Кто-то до окончания года может просто не дожить.

Налогообложение углеводородов

Структура Российской экономики предопределяет важность изменений налоговой нагрузки на углеводородное сырье. В «Основных направлениях» заложены существенные изменения налоговой нагрузки, направленные на реформирование налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с целью повышения темпов производства в добывающем секторе. Сейчас налоговая ставка равна 419 руб. за тонну, которая умножается на два коэффициента, Кц и Кв (Кц - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, Кв — коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр — «Прямые инВЕСТИции»).

Практически уже решен вопрос об увеличении с 2009 года необлагаемого минимума, учитываемого при расчете Кц, с $9 до $15. Однако налоговая нагрузка на нефтедобычу практически от этого не снижается. В то же время при расчете ставки неявно определяется долгосрочный уровень обменного курса рубля к доллару США, который, в свою очередь, связан с необлагаемым минимумом (табл. 1). Мы полагаем, что

Таблица 1 . Прогноз снижения НДПИ

Налоговая Необлагаемый Обменный

Коэффициент Кц

ставка минимум курс

Предполагаемые 500 15 25 Кц = (Ц - 15)хР/375,

изменения 9ППЦ_9ППР /11 Q Q 9Q (3/5 = 15*25) k"n - il 1 _ QlvD/9R1

(261=9*29)

2UU4 onno-onm 34/ члп 8 Я 31,5 41 R Кц = (Ц - 8)хР/252, (252 = 8*31,5) k"n - il 1 _ PlvD/QRQ

(252 = 8*31,5)

Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах за баррель,

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливаемого Центральным банком РФ.

основное снижение налоговой нагрузки будет связано с изменением коэффициентов, неявно связанных с минимумом и обменным курсом. Для расчетов предполагаемого снижения налоговой нагрузки мы использовали средний прогноз обменного курса Минэкономразвития на 2009—2011 годы равный 25 руб. за доллар. Снижение коэффициентов может быть скомпенсировано увеличением налоговой ставки. При увеличении ставки с 419 до 500 руб. за тонну снижение коэффициентов приведет к сокращению доли отчислений по НДПИ (при текущей цене на нефть) с 20% до 16%. Это достаточно существенное сокращение налоговой нагрузки, и его вероятность не слишком велика, однако данный шаг послужил бы существенным стимулом для добычи нефти, предназначенной на экспорт.

К особенно важным изменениям по НДПИ также относится предложение об увеличении налоговой нагрузки на добычу природного газа. В «Основных направлениях» отмечено, что налоговая нагрузка на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче нефти, превышает налоговую нагрузку на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче газа. Ставка НДПИ по природному газу «плоская» — 147 руб. за 1тыс. куб. м (около $1 за баррель), и при росте цен на газ (которые следуют за ростом цен на нефть) дополнительные доходы от добычи газа (являются природной рентой) фактически не облагаются налогом. Однако увеличение ставки НДПИ и возможной ее привязки к ценам предполагается не ранее 2011 года.

Так же важно решение вопроса о введении НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых, прежде всего каменного угля. Действительно, рост цены на уголь отражает динамику роста цен на нефть, однако налогообложение добычи угля никак не связано ни с данным фактором, ни с тем, что уголь—так-же энергетически полезное ископаемое. Кроме того, Россия стоит на втором месте в мире по запасам угля, а в будущем спрос на него в мировой экономике возрастет.

Наш анализ позволяет сделать вывод, что предлагаемые изменения налоговой системы будут иметь прямое влияние на состояние государственных финансов в части как сокращения, так и повышения налоговых сборов. Налоговый раздел Бюджетного послания на 2009-2011 годы завершается указанием на необходимость «окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки». Таким образом, правительство прогнозирует рост налогооблагаемой базы, связанный с дальнейшим ростом экономики, стимулировать который будет в том числе меньшее налоговое бремя. Ц

[ прямые инвестиции / №09 (77) 2008 | реальные деньги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.