Каширова А.В.
Налоговая система Российской федерации и антикризисные меры в сфере
налогового регулирования1
Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации начали формироваться в октябре - декабре 1991 г. 27 декабря 1991 г. был принят Закон Российской Федерации от № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.
Следующим большим этапом можно считать вступление в силу с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса РФ - документа, устанавливающего основные принципы налоговой системы государства и регулирующего правовые отношения между налогоплательщиком и государством в связи с исчислением и уплатой налогов.
В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы
налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).
Первая часть Кодекса устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, вторая часть регулирует вопросы конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Отдельные ее главы начали вступать в силу с 1 января 2001 г. В дальнейшем многократно вносились изменения как в первую часть Налогового кодекса (более 25 раз), так и во вторую (60 раз).
До 2010 года единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулировался Налоговым Кодексом, являлся налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулировался ФЗ РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В конце 2009 года в этот закон были внесены поправки Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ, вступившими в силу 1 января 2010 года. Теперь уплата налога должна производиться не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. До последнего времени налог на имущество физических лиц за текущий год уплачивался равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября этого же года.
Также в НК РФ до сих пор не отрегулирован такой важный вопрос, как трансфертное ценообразование. Трансфертные цены - необычный вид налогового контроля, в процессе которого налоговым инспектором решаются такие неоднозначные вопросы как правильность исчисления налоговой базы со стороны налогоплательщика, включение определенных операций в состав доходов или расходов, оценка соответствия «сомнительной» с точки зрения образования цены гипотетически возможной цене сделки между независимыми лицами и т.п. В настоящее время в Налоговом кодексе прописано лишь то, что налоги могут быть доначислены, если цена в сделке отклоняется на 20% в сторону понижения или увеличения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени2. При этом кодекс не содержит определения «непродолжительного периода времени», критерия
1 Данная статья подготовлена в связи с реализацией проекта «Управление в условиях неустойчивости финансово-экономической системы: стратегия и инструменты», который выполняется в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568.
2 Налоговый кодекс РФ. Ст. 40, п. 3.
- http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108642
идентичности работ и услуг (существующие положения относятся только к товарам), что вызывает ряд проблем. Так, налоговому органу необходимо иметь доказательства идентичности (однородности) товаров, цены на которые берутся для сравнения, сопоставимости экономических (коммерческих) условий рассматриваемых сделок, т.е. ориентироваться на цены таких сделок, различия в условиях совершения которых или не оказывают существенного влияния на цены, или могут быть учтены с помощью специальных методик. Такой совокупностью доказательств налоговый орган, как правило, не располагает. Кроме того, непонятным остается основание выделения именно 20% отклонения, которое в некоторых случаях может быть весьма существенным, а в других - причинять лишь незначительный ущерб. Несмотря на то, что Министерство финансов с 2004 г. предлагает Проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков»3, призванный регулировать также и вопросы трансфертного ценообразования, он до сих пор так и не был принят.
В 2003 - 2004 гг. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти была ликвидирована Федеральная служба налоговой полиции, упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.
В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц - ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.
Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов - на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального - стабилизировало ситуацию.
В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.
Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться
3 См. Проект редакции статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. (разработан Финансовой Академией РФ по инициативе РСПП). - http://www.taxpravo.ru
серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.
В период с 2000 - 2002 годов правительство РФ предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы). Провозглашено снижение избыточной налоговой нагрузки, ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы, снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки.
Уже в 2001 - 2002 г. наметился рост поступления доходов в бюджет, что дает основание говорить о прямой взаимосвязи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений. Кроме того, среди новых моментов уплаты налога была введена система четких и носящих всеобщий характер налоговых вычетов -стандартных, социальных, профессиональных и имущественных. Был также введен новый порядок предоставления налоговых декларации о доходах физических лиц в налоговые инспекции.
Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления такого важного налога, как НДС. Именно в 2001 г. произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения.
Серьёзные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 г. - прямогонный бензин. В течение 2001 - 2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 г. изменился порядок их уплаты (по месту потребления).
Кроме того, с 1 января 2001 года отменён налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления. Также с 2001 г. снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 г. этот налог отменен полностью. В этом же году был отменен и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.
Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Реформирование порядка налогообложения прибыли организаций включало либерализацию амортизационной политики, изменение правил переноса убытков на будущее и проч. Реализация мер, предусмотренных в рамках данной главы, позволила снизить налоговое бремя налогоплательщиков по данному налогу в сумме около 197,8 млрд. рублей, что составляет 1,9 % к ВВП.
В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ) с одновременной отменой действовавших налогов за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.
Кроме того, в 2002 году введена в действие глава части второй Налогового кодекса Российской Федерации: 26.1 «Система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)». Таким образом, созданным специальным режимом смогли воспользоваться те хозяйства, выручка которых не менее чем на 70 % обеспечена за счет реализации сельскохозяйственной продукции.
Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 года, создав существенные преимущества налогоплательщикам в малом бизнесе. Хозяйствующим субъектам предоставлено право самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые по ставке 6 % и прибыль, облагаемая по ставке 15 %. Введение данной главы позволило и упростить систему бухгалтерской и налоговой отчетности.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ) также касается деятельности малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания, автотранспортных услуг. Порядок расчета налогооблагаемой базы строится на значении «базовой доходности». С 1 января 2003 г. была снижена ставка налога с 20 % до 15 %. Однако реального уменьшения налогового бремени на практике не произошло по ряду причин и это, прежде всего, связано с дублированием платежей по ЕСН и по внебюджетным фондам. Теперь плательщики ЕНВД уплачивают налог по месту своего жительства, что позволило упорядочить уплату налога между бюджетами Субъектов Федерации.
С 1 января 2003 г. введен транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, В этом же году начали действие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов; внесена очередная серия поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на повышение эффективности налогового администрирования.
С 1 января 2004 г. был отменен налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Была снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке - 10 % для социально значимых товаров. Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».
В последние годы серьёзные изменения происходят с социальными отчислениями. С 1 января 2010 года Единый социальный налог был отменён, работодатели вместо ЕСН обязаны платить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. При этом с 1 января 2011 года совокупная ставка отчислений возросла с 26% (в 2010 г.) до 34% с 2011 г.
Реформа налоговой системы должна затрагивать не только изменение системы обязательных взносов и платежей, но и процессы их сбора и контроля. Практика показала, что снижение фискальной нагрузки по ряду налогов произошло с одновременным ростом административной нагрузки налогоплательщиков: вырос объем отчетности, усложнилась система учета финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, увеличился объем контрольных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении налогоплательщиков.
Одной из наиболее существенных мер в области совершенствования налогового администрирования явилось принятие в 2006 году комплекса изменений и дополнений в налоговое законодательство. Внесенные в Кодекс изменения были направлены на
урегулирование наиболее конфликтных сторон взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки. Ранее многие из этих вопросов решались исключительно в судебном порядке.
В целом нормы, вступившие в силу поэтапно, начиная с 1 января 2007 года, были направлены на обеспечение оптимального баланса прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов. Например, вновь введенные в законодательство нормы, посвященные регулированию процедур налоговых проверок, с одной стороны, ограничивают сроки проведения выездных налоговых проверок, а с другой стороны, жестко регламентируют возможность, основания и сроки приостановления проверки.
Нововведения в налоговое законодательство закрепили общий для камеральной и выездной проверок порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Так, при обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, устанавливается обязанность составления налоговыми органами соответствующего акта (в том числе при проведении камеральной проверки). Согласно принятым поправкам несоблюдение прав налогоплательщика на защиту, то есть установление факта нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является достаточным основанием для отмены вынесенного решения. Таким образом, например, необеспечение возможности участия налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки или необеспечение налогоплательщику возможности представить объяснения по ее результатам может повлечь за собой отмену принятого решения. Следует отметить, что, начиная с 2009 г., обжалование решений налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке возможно только после административного обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган.
Повышение эффективности налогового администрирования, начатое с внесения изменений в законодательство в 2006 году, повлекло за собой и иные изменения - так, внедрение новых принципов работы налоговой службы потребовало проведения организационных преобразований в системе налоговых органов. В первую очередь, речь шла об отделах по работе с налогоплательщиками, по досудебному урегулированию налоговых споров (налоговому аудиту).
Отдельным вопросом реформирования налоговой системы России стало налогообложение субъектов малого предпринимательства. Цели реформирования системы налогообложения малого бизнеса в России предусматривают сокращение объема отчетной документации, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения, и ряд других мер.
Как известно, субъекты малого предпринимательства могут применять различные специальные налоговые режимы. К специальным налоговым режимам относятся:
• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
• упрощенная система налогообложения;
• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
1) Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются крестьянские (фермерские) хозяйства
(организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие на этот
режим налогообложения4. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от уплаты следующих налогов:
• налога на прибыль организаций;
• налога на имущество организаций;
• налога на добавленную стоимость.
Переход на ЕСХН в значительной степени упрощает взаимоотношения с фискальными органами, к тому же ставка по данному налогу составляет весьма скромные 6% с доходов за вычетом расходов. И хотя не все сельскохозяйственные производители являются субъектами малого и среднего предпринимательства, но подавляющее большинство сельскохозяйственных производителей удовлетворяют требованиям для отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства.
2) Упрощенная система налогообложения (УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения. Применение УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налогов: на прибыль организаций (доходов физических лиц), на имущество организаций, на добавленную стоимость.
Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Установлено, что в ряде случаев индивидуальные предприниматели вправе перейти на УСН на основе патента, стоимость которого равна 6% от предполагаемого дохода в следующем году.
Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы не превысили 45 млн. рублей. При этом годовой доход не должен превысить 60 млн. рублей, что соответствует максимальной сумме дохода микропредприятия. Из этого можно сделать вывод, что УСН применима в первую очередь для микропредприятий (и для малых предприятий, если численность работников от 15-ти до 100 человек).
Объектом налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом на уровне федеральных органов может быть сужен коридор, за пределы которого не должна выходить ставка по налогу (например, от 5 до 10%). Целью данного сужения коридора является поддержка малого предпринимательства в условиях кризиса.
Главным недостатком УСН является ограниченность её применения - фактически только микропредприятиями и в ряде случаев малыми предприятиями.
3) Единый налог на вменённый доход. Это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных
4 Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».
(представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
• оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
• оказания ветеринарных услуг;
• оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
• оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
• розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
• и в ряде других случаев (перечисленных в Налоговом кодексе РФ).
Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налогов на:
• прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД),
• имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД),
• добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).
Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД также предусматривает их освобождение от обязанности по уплате соответствующих налогов.
Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.
Данный налоговый режим предназначен в первую очередь для субъектов малого предпринимательства, т. к. максимальное число рабочих в организации при использовании единого налога на вменённый доход не должно превышать 100 человек, что соответствует ограничению по численности рабочих для малых предприятий. Его применение существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами, а также бывает выгодней, чем упрощённая система налогообложения, что обусловлено особенностями расчёта вменяемого дохода.
Все перечисленные новации в области налогообложения осуществлялись в рамках фактически перманентно проходившей налоговой реформы. Основными ее задачами были: снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.
Антикризисные налоговые новации в России. Большая часть налоговых мер антикризисного регулирования вступила в действие с 1 января 2009 года. Две налоговые меры, направленные на облегчение финансового бремени предприятий, вступили в действие уже в 2008 году. Это: изменение порядка уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и возможность перехода к уплате налога на прибыль на основе фактической прибыли до окончания года. Право изменить порядок расчета авансовых платежей по налогу на прибыль в рамках налогового периода было предоставлено предприятиям только в 2008 году. Причем условия, которые следовало выполнить налогоплательщикам, чтобы воспользоваться этим правом, были достаточно
жесткими по срокам. Это привело к тому, что антикризисный потенциал этой меры был реализован не в полной мере.
Меры, связанные с налогом на добавленную стоимость5, в большинстве своем были направлены на устранение искусственных ограничений, касающихся применения вычетов. Среди этих мер наиболее значимыми являются: предоставление права вычета НДС с авансов, отмена обязанности перечисления НДС в денежной форме при неденежных способах расчетов. Существенным нововведением является освобождение от обложения НДС ввоза технологического оборудования, которое не имеет отечественных аналогов. Эта норма вводится (взамен нормы по исключению из-под обложения НДС ввоза оборудования в качестве вклада в уставные капиталы) после определения соответствующего перечня технологического оборудования Правительством РФ.
Главными новациями в области налога на прибыль явились: снижение ставки налога с 24 до 20%6, увеличение амортизационной премии по отдельным группам основных средств с 10 до 30%7, изменение порядка списания стоимости лицензий на право пользование недрами на расходы. Данные меры обладают мотивационным потенциалом, стимулирующим предприятия к росту. Однако в условиях кризиса прибыль предприятий сокращается, и стимулирующее воздействие оставалось в значительной мере нереализованным. При переходе к росту влияние этих мер существенно усилилось. Все указанные меры были направлены на увеличение объема денежных средств, остающихся в распоряжении предприятий и населения, что в свою очередь, должно стимулирует спрос.
Ряд налоговых мер был направлен на снижение налогового бремени на нефтедобывающие предприятия. В эту группу входят: повышение необлагаемого минимума при расчете ставки НДПИ с 9 до 15 долларов8, введение налоговых каникул для определенных участков недр, разработка которых затруднена из-за сложных природных условий, и уже упоминавшееся изменение порядка списания стоимости лицензий на право пользование недрами. Все эти меры были приняты еще в июле 2008 года, и в дальнейшем в порядок их применения корректировки не вносились. Если повышение необлагаемого минимума и изменение порядка списания стоимости лицензий касается всех нефтедобывающих компаний (последнее, если быть точным, касается вообще всех добывающих компаний, не только нефтяных), то введение налоговых каникул, в первую очередь, дает преференции отдельным компаниям, которые уже имеют лицензии на соответствующие участки.
Применительно к малому бизнесу важным нововведением стало предоставление права субъектам РФ дифференцировать ставку в рамках упрощенной системы налогообложения (при выборе налогоплательщиком в качестве объекта
5 Федеральный закон от 13 октября 2008 г. №172-ФЗ «О внесении изменения в статью 174 части второй налогового кодекса Российской Федерации»; Письмо ФНС России от 29 октября 2008 г. №ШС-6-3/782@; Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отельные законодательные акты».
6 Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отельные законодательные акты Российской Федерации»; Письмо ФНС России от 19 января 2009 г. №ШС-22-3/33@ «О порядке расчета сумм ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций на 1 квартал 2009 года».
7 Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отельные законодательные акты Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №165 «О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы».
8 Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №158-ФЗ (ред. от 26 ноября 2008 г.) «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов) в пределах 5-15%9 в зависимости от категорий налогоплательщиков (до этого был один уровень - 15%). Однако сохранилась неизменной (единой) ставка в 6%, когда объектом налогообложения являются доходы, причем именно такой объект налогообложения в основном использовался предприятиями в рамках УСН.
Также был принят ряд мер, снижающих налоговую нагрузку на отдельные категории плательщиков. В частности, был увеличен размер вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) при приобретении жилья, разрешено применение единого сельскохозяйственного налога (ЕСхН) малым, градо - и поселкообразующим предприятиям рыбохозяйственного комплекса, для аптечных учреждений отсрочено применение ограничений, запрещающее использование единого налога на вмененный доход (ЕНВД)10.
В составе пакета налоговых мер присутствуют также и меры, касающиеся изменения сроков уплаты налогов. Министру финансов в течение 2009 года было дано право предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб., и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Также был расширен перечень оснований для получения инвестиционного налогового кредита за счет включения в него исполнения государственного оборонного заказа. Обе меры направлены на крупные предприятия, механизмы их применения остаются непрозрачными.
Последние новации в области налоговой политики России представлены в таблице 1, составленной на основе материалов базы данных «Гарант»11 (см. ниже)
Таблица № 1. Важнейшие изменения налоговой политики России в 2008-2011 годах
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 172-ФЗ Изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный). Начиная с третьего квартала 2008 г. суммы НДС, исчисленные налогоплательщиками по квартальным налоговым декларациям, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев. Эта мера направлена на более равномерную уплату налогов.
Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. № 318-ФЗ Изменения вносятся в НК РФ в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость. Закон относится к пакету антикризисных мер и направлен на сокращение сроков возмещения сумм НДС налогоплательщикам. Заявительный порядок возмещения НДС представляет собой зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в декларации, до завершения проводимой на ее основе камеральной налоговой проверки. Воспользоваться данным порядком могут организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за 3 предшествующих календарных года, составляет не менее 10 млрд. руб.; налогоплательщики, предоставившие банковскую гарантию.
Федеральный закон Федеральным законом от 27.11.2010 г. № 309-ФЗ внесены значительные
9 Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отельные законодательные акты Российской Федерации»; соответствующие законы были приняты и на региональном уровне.
10 Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отельные законодательные акты Российской Федерации».
11 Данные информационно-правового портала «Гарант» http://www.garant.rU/doc/busref/spr_antikriz/#4
от 27 ноября 2010 г. № 309-ФЗ изменения, связанные с исчислением НДС при осуществлении экспортноимпортных операций. Так, в пп. 2 п.1 ст.164 НК РФ было сказано, что нулевая ставка НДС применяется в отношении работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт. Эта норма вызывала множество споров, в том числе судебных. Теперь этого подпункта больше нет, а есть восемь новых подпунктов, в которых конкретизирован перечень работ и услуг, в отношении которых применяется ставка НДС 0%. В связи с этим изменения внесены и в ст. 165 НК РФ: подробно расшифровано, какие документы для каких работ или услуг необходимо предоставить, чтобы подтвердить право на возмещение НДС при налогообложении по нулевой ставке.
Налог на прибыль
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ Снижается ставка налога на прибыль с 24% до 20%, при этом федеральная часть налога снижена с 6,5% до 2,5%. Регионы в дополнение к 17,5% получат 0,5% за счет федеральной части. Предоставляется возможность уплаты в четвертом квартале 2008 г. сумм ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых исходя из фактически полученной прибыли. Предоставляется право изменения метода начисления амортизации в течение периода ее начисления по объекту амортизируемого имущества. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще 1 раза в 5 лет (применение нелинейного метода начисления амортизации позволяет организациям ускорить списание стоимости основных средств и ускорить обновление основного капитала). Увеличивается размер амортизационной премии с 10 до 30% для определенных групп оборудования. Освобождаются от налогообложения НДС операции по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Органам власти субъектов предоставлено право снижать ставку УСН с 15% вплоть до 5%, что позволяет высвободить оборотные средства налогоплательщиков. Оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам. Предоставления отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов организациям, чья задолженность превышает 10 млрд. рублей, на срок до 5 лет по решению Министра финансов РФ. Увеличивается имущественный налоговый вычет по НДФЛ при покупке (строительстве) жилья с 1 млн. рублей до 2 млн. рублей.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 305-ФЗ Изменения вносятся в НК РФ и направлены на поддержку регионов в связи с потерями, которые они несут из-за кризиса, а также из-за налоговых нововведений. Установлено, что с 1 января 2009 г. 2% суммы налога на прибыль должны поступать в федеральный бюджет, а 18% - в бюджеты субъектов РФ (при ставке в 20 процентов).
Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 36-ФЗ От уплаты налога на прибыль с имущественного взноса РФ освобождаются госкорпорации или фонды, созданные Российской Федерацией на основании федерального закона, формирование уставного капитала в которых не предусмотрено. От уплаты налога на прибыль освобождаются госкорпорации или фонды, созданные Российской Федерацией на основании федерального закона, формирование уставного капитала в которых не предусмотрено. Изменения распространяют свое действие на активы, переданные с 1 января 2007 г. и позволяют сэкономить госкорпоряциям большую сумму. Ранее от уплаты налога на прибыль с взноса государства был освобожден только Внешэкономбанк.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.
В соответствии с поправками, внесенными в п. 1. ст. 256 и п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), с 1 января 2011 года амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью не более 40 000 руб. (ранее было 20 000 руб.).
С 2011 года по отдельным видам нематериальных активов, указанным в п.
3 ст. 257 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования, который не может быть менее двух лет. В частности, таким правом можно воспользоваться в отношении исключительных прав на изобретение, промышленный образец, полезную модель, программы ЭВМ.
Урегулирован порядок признания доходов и расходов, выраженных в иностранной валюте при получении (перечислении) аванса, задатка. Теперь такие доходы (расходы) пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату получения (перечисления) аванса, задатка (п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ). Данный порядок применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2010 года. Серьезные изменения претерпел налоговый учет начисленных процентов. В п. 1 ст. 269 НК РФ сохранилось стандартное положение. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях. И равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Однако это правило будет действовать, только если иное не предусмотрено в п. 1.1 ст. 269 НК РФ. Последним пунктом предусмотрен другой расчет повышающих (или понижающих) коэффициентов. Так, с 01.01.2011 по 31.12.2012 включительно - для рублевых кредитов - ставка рефинансирования Банка России может быть увеличена в 1,8 раза; для валютных кредитов - не более ставки рефинансирования Банка России, умноженной на коэффициент 0,8.
Градообразующие организации, имеющие на своем балансе объекты ЖКХ и численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта, теперь вправе принять для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание объектов ЖКХ (ст. 275.1 НК РФ).
С 1 января 2011 г. вводится ограничение по переносу убытков. Пункт 1 ст. 283 НК РФ дополнен новым абзацем, согласно которому нельзя переносить убытки, полученные налогоплательщиком в том периоде, когда его доходы облагались по ставке 0%.
Право на применение нулевой ставки по налогу на прибыль получили организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность. При этом такие организации должны соответствовать требованиям, установленным в ст. 284.1 НКРФ.
Также нулевая ставка по налогу на прибыль введена в отношении доходов от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций. Особенности применения льготной ставки в этом случае определены во вновь введенной ст. 284.2 НК РФ. Однако данной преференцией смогут воспользоваться налогоплательщики в отношении долей, ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2011 года.
Лимит доходов от реализации, который позволяет налогоплательщикам уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного
периода, изменен с 3 000 000 руб. до 10 000 000 руб. (п. 3 ст. 286 НКРФ). Налоговые агенты, которые должны удерживать налог на прибыль с доходов иностранной организации, упомянутые в п. 2 ст. 287 НК РФ, были обязаны производить перечисление налога в бюджет в течение трех дней после дня выплаты или перечисления. Теперь на это отводится один день. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, налоговому агенту нужно было перечислить в течение 10 дней со дня выплаты дохода. Теперь на это также отводится только один день (п. 4 ст. 287 НКРФ).
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 310-ФЗ Установлена возможность применения упрощенной системы налогообложения бюджетными научными учреждениями и вузами, а также созданными ими хозяйственными обществами, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей и др.), исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ В перечень расходов, признаваемых в целях налогообложения при применении УСН, включены вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
Взносы на социальное страхование
Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 78-ФЗ Изменения вносятся в бюджет Фонда социального страхования РФ. В связи с переходом к однолетнему бюджетному планированию, а также с уточнением прогноза социально-экономического развития России скорректированы основные характеристики бюджета ФСС России. В 2009 г. сокращается фонд оплаты труда. Уменьшаются поступления от ЕСН, страховых взносов, налогов на совокупный доход. Исходя из прогнозируемого уровня инфляции, увеличены размеры некоторых пособий, сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также максимальный размер ежемесячной страховой выплаты. В целом бюджет ФСС России на 2009 г. формируется с профицитом.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ С 1 января 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования. Устанавливается порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование). Определяются плательщики страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, база для их начисления, тарифы, расчетный и отчетный периоды. Урегулирован порядок внесения изменений в расчет по страховым взносам, а также порядок взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов. С 2011 г. применяются следующие тарифы страховых взносов: в ПФР -26%, в ФСС РФ - 2,9%, в ФФОМС - 2,1%; в ТФОМС - 3%. В 2010 г. тарифы сохранялись в размерах действующих ставок ЕСН, применяемых к первому порогу регрессии. Таким образом, с 2011 г. фискальная нагрузка увеличилась с 26% до 34% от фонда оплаты труда.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Федеральный закон от 3 октября 2009 г. № 229-ФЗ Федеральным законом от 22 сентября 2009 г. N 218-ФЗ был изменен норматив зачисления в федеральный бюджет доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного). Новый норматив составил 100% вместо 95% (ранее 5% этих доходов направлялись в региональные бюджеты). Первоначально предполагалось, что указанные изменения вступят в силу со дня официального опубликования закона - с 24 сентября 2009 г. Вместе с тем, с 1 января 2010 г. планировалось выделять дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов. Следовательно, норматив зачисления в федеральный бюджет доходов от НДПИ также должен был увеличиться с 1 января 2010 г. В связи с этим норма закона, увеличивающая норматив зачисления в федеральный бюджет соответствующих доходов, была приостановлена до 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 307-ФЗ Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 425-ФЗ В связи с ростом инфляции предусмотрено ежегодное увеличение ставки НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья. В 2011 году налоговая ставки при добыче нефти не изменяется (419 руб. за 1 тонну), а в 2012 она составит 446 руб., а с 1 января 2013 - 470 руб. (абз. 30 п. 2 ст. 342 НК РФ). Ставка при добыче природного горючего газа увеличилась до 237 руб. за 1000 куб. м. (ранее ставка составляла 147 руб.). В 2012 г. она составит 271 руб., а с 1 января 2013 - 265 руб. (абз. 32 п. 2 ст. 342 НК РФ)
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 202-ФЗ Согласно изменениям имущественный вычет по НДФЛ предоставляется и при покупке земельного участка (его доли) для индивидуального жилищного строительства, или если на участке расположен приобретаемый жилой дом (доля в нем). Ранее вычет действовал только в отношении квартир, домов, комнат (долей в них). К доходам, не облагаемым НДФЛ, дополнительно отнесена материальная выгода от экономии на процентах по займам, полученным для погашения ипотечных кредитов на покупку земельного участка; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями члену (членам) семьи бывшего работника-пенсионера, а также пенсионеру в связи со смертью члена (членов) семьи. Также не облагаются НДФЛ доходы, полученные при продаже физическим лицом автомобилей. При этом до снятия машины с учета она должна быть зарегистрирована на налогоплательщика как минимум три года. Со 125 тыс. руб. до 250 тыс. руб. увеличен размер вычета по НДФЛ при продаже имущества, не являющегося недвижимым. Уточнен порядок определения предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом при налогообложении прибыли. Ранее, с 1 сентября 2008 г. предельная величина процентов была равна ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и 22% по долговым обязательствам в иностранной валюте. Данное правило планировалось применять до 31 декабря 2009 г. С 1 августа по 31 декабря 2009 г. применялся увеличенный коэффициент ставки рефинансирования - 2.
Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 395-Ф3 С 1 января 2011 года вступила в действие ст. 214.3 НК РФ регулирующая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, а также внесены отдельные поправки в порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ, дополнен доходами, получаемыми от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций при условии, что на дату их реализации (погашения) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет (п. 17.2 ст. 217 НК РФ). Однако данная норма применяется в отношении ценных бумаг (долей в уставном капитале), приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 года (п. 7 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010г. № 395-Ф3). Для получения имущественного налогового вычета в связи с приобретением (строительством) жилья по месту работы налогоплательщик, наряду с уведомлением из налогового органа, должен написать заявление на вычет. А возврату подлежит НДФЛ только в случае его удержания налоговым агентом после получения заявления от налогоплательщика. То есть если налогоплательщик представил заявление на получение имущественного налогового вычета в июне 2011 года, то налог не будет у него удерживаться с этого же времени. А за возвратом налога, удержанного в период с января по май 2011 года, налогоплательщик вынужден будет обратиться в налоговый орган (п. 4 ст. 220 НКРФ). С нового года налоговые агенты получили право самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать сведения, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения. В ст. 231 НК РФ изменен и более подробно изложен порядок взыскания и возврата НДФЛ налогоплательщику налоговым агентом. Теперь возврат налогоплательщику излишне удержанного НДФЛ налоговый агент может производить за счет тех средств, которые он должен был бы перечислить в бюджет относительно всех своих работников. Срок для возврата денег - в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом заявления. Если налоговый агент не уложится в срок, то ему придется начислять проценты на невозвращенную сумму по ставке рефинансирования Банка России. Если у налогового агента не хватает перечислений в бюджет для возврата денег, то он в течение 10 дней после получения заявления обязан сам подать заявление в налоговую инспекцию на возврат излишне перечисленного НДФЛ. При этом налоговый агент, не дожидаясь получения возвращаемых средств из бюджета, имеет право вернуть деньги налогоплательщику за счет собственных средств. Возвратом НДФЛ, связанным с изменением налогового резидентства налогоплательщика, должен заниматься он сам. Для этого налогоплательщик должен подать в налоговый орган декларацию, а также документы, подтверждающие факт его налогового резидентства в РФ. Из ст. 230 НК РФ убрали возможность предоставлять сведения 2-НДФЛ на бумажных носителях тем, у кого численность физических лиц, получивших доход, составляет менее 10 человек.
Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)
Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 140-ФЗ Изменения вносятся в НК РФ и касаются организаций потребительской кооперации. На уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность работников за
предшествующий календарный год превышает 100 человек. Установлено, что для организаций потребительской кооперации, а также хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, это правило вводится не с 2010 г., а с 2013 г. Такая отсрочка позволяет принять меры, минимизирующие негативные финансовые последствия, связанные с утратой права на применение ЕНВД.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ. В соответствии с пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ с 1 января 2011 года вступает в действие запрет на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход аптечными учреждениями, если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек и (или) доля участия других организаций превышает 25 процентов.
Акцизы
Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 205-ФЗ Изменения вносятся в отдельные законодательные акты в связи с принятием ФЗ о бюджете на 2009, 2010, 2011 гг. Предусмотрена новая пропорция распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию: 40 % акциза (вместо 20 %) - в бюджет субъекта РФ по месту производства, 60 % акциза - по нормативам в соответствии с федеральным бюджетом на очередной год.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 310-ФЗ Изменения вносятся в Бюджетный кодекс РФ. С 1 января 2009 г. увеличена с 60 до 100 % доля акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, зачисляемая в региональные бюджеты. Все средства нефтегазовых доходов будут поступать в нефтегазовый трансферт до достижения его объема, утвержденного в федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, и только затем направляться в Резервный фонд. Предусмотрено создание резервных фондов субъектов РФ. Такой фонд представляет собой часть средств бюджета субъекта РФ, предназначенную для исполнения его расходных обязательств в случае недостаточности доходов регионального бюджета.
Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ Проиндексированы ставки акцизов на ряд подакцизных товаров на 2010 - 2012 гг. При исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ на дату приобретения подакцизного товара, использованного в качестве сырья (п. 2 ст. 193 НК РФ). Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится один раз исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3 ст. 193 НК РФ)
Транспортный налог
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 307-ФЗ Срок уплаты налога для физических лиц не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). Налоговые расчеты по авансовым платежам отменены. При этом организации по-прежнему обязаны уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. Учитывая существенное повышение ставок акцизов на бензин, внесено серьезное изменение в п. 1 ст. 361 НК РФ. А именно базовые налоговые
ставки по транспортному налогу уменьшены ровно в два раза. Также субъектам РФ предоставлено право снизить ставку налога до нуля в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Оценить эффективность принятых налоговых изменений в настоящее время достаточно сложно в силу короткого временного отрезка с момента их введения, но определённые выводы можно сделать уже сейчас.
Долговременная тенденция снижения налогов, наблюдаемая с конца 1990-х годов до 2008 года в связи с мировым финансово-экономическим кризисом сменилась в последние три года поворотом к политике повышения налогов. Анализ важнейших налоговых новаций за последние три года, приведённых в Таблице 1 (см. выше), позволяет сделать вывод о том, что совокупность налоговых мер, входящих в «антикризисный» пакет правительства включает в себя множество разнородных по направленности, срокам действия и силе влияния инструментов. В рассматриваемый период были существенно повышены социальные отчисления, а также увеличено налогообложение углеводородов. Очевидна фискальная направленность этих мер: в условиях курса на рост бюджетных расходов повышение налогов практически неизбежно. В то же время усиление налогообложения труда оказывает дестимулирующее влияние на структурную модернизацию, так как наиболее болезненно сказывается на производствах с высокой долей трудовых затрат.
Главная же положительная составляющая налоговых новаций -совершенствование механизмов начисления налогов и их администрирования.
Список литературы:
1. Основы налоговой системы РФ. Справочное пособие. М.: КОНСЭКО пресс, 2005.
2. Налоговая политика. Теория и практика / Под ред. И. Майбурова. М.: Юнити-Дана, 2010.
3. Налоговая политика в условиях международного финансового кризиса / Под редакцией А.П. Зрелова. М.: ЭкООнис, 2010.
4. Горский И., Малис Н., Медведева О. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. М.: Финансы и статистика, 2003.
5. Погорлецкий А.И. Внешние факторы формирования национальной налоговой политики. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004.
Нормативные документы:
6. Данные информационно-правового портала «Гарант» http://www.garant.ru/ (27.05.2011)
http://www.garant.rU/doc/busref/spr_antikriz/#4 (27.05.2011)
7. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №158-ФЗ (ред. от 26 ноября 2008 г.) «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
9. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. №172-ФЗ «О внесении изменения в статью 174 части второй налогового кодекса Российской Федерации»; Письмо ФНС России от 29 октября 2008 г. №ШС-6-3/782@; Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отельные законодательные акты».
10. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. №205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (с изменениями и дополнениями).
11. Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отельные законодательные акты Российской Федерации»; Письмо ФНС России от 19 января 2009 г. №ШС-22-3/33@ «О порядке расчета сумм ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций на 1 квартал 2009 года».
12. Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отельные законодательные акты Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №165 «О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы».
13. Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отельные законодательные акты Российской Федерации»; соответствующие законы были приняты и на региональном уровне.
14. Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отельные законодательные акты Российской Федерации».
15. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
16. Федеральный закон от 14 марта 2009 г. №36-ФЗ «О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
17. Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. №78-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
18. Федеральный закон от 29 июня 2009 г. №140-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
19. Федеральный закон от 19 июля 2009 г. №202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 27 декабря 2009 г.).
20. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями).
21. Федеральный закон от 3 октября 2009 г. №229-ФЗ «О приостановлении действия статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
22. Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. №282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
23. Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями).
24. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
25. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
26. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
27. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №310-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
28. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
29. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».